Большие охотники проекта 122, 122А, 122бис
- Schultz
- Администратор
- Сообщения: 8709
- Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
- Реальное имя: Сергей
- Воинское звание: старший матрос
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Большие охотники проекта 122, 122А, 122бис
К началу Великой Отечественной войны корабли, заложенные на одной из волжских верфей, были построены и осенью 1941 года известный советский катерник, впоследствии контр-адмирал Б. В. Никитин получил приказ принять несколько больших охотников для включени их в состав Каспийской военной флотилии. Прибыв в Баку, Никитин увидел у причала эти корабли - с узкими стальными корпусами, носы которых были приподняты, что делало их похожими на маленькие миноносцы. Перед приемной комиссией встала проблема использования больших охотников, так как в условиях войны переброска их на Балтику и на Белое море стала невозможной. Решено было сделать из охотников корабли охранения танкерного флота на Каспии. Поскольку главным противником здесь были фашистские самолеты, а против них вооружение больших охотников было неэффективным, глубинные бомбы с катеров сняли, усилив артиллерийское вооружение 37-мм зенитным автоматом и еще одним крупнокалиберным пулеметом. К концу декабря 1941 года, все катера были переданы Каспийской флотилии. В последующие месяцы они сопровождали танкеры с жидким топливом на Каспии и Волге, участвовали в боях под Сталинградом в составе Волжской флотилии.
Суммарная мощность трех отечественных дизелей типа «38-НРН-8» или американских «Дженерал Моторс» 3360 и 3600 л. с. соответственно, скорость хода 24—25 узлов.
Вооружение: одно 76-мм орудие 34-К (впоследствии 85-мм 90-К), два 37-мм автомата 70-К, два спаренных 12,7-мм пулемета, два бомбомета, 18 — больших и 16 малых глубинных бомб. «Большой охотник», как разновидность малого противолодочного корабля (концепцию сформулировали еще в 20-х гг. - «искатель подводных лодок»), в СССР создали накануне Великой Отечественной войны. В те годы, учитывая возрастающую роль подводных сил в вооруженной борьбе на море и необходимость усиления и совершенствования сил и средств противолодочной обороны, руководством Военно-Морского флота СССР было принято решение о создании нового подкласса боевых кораблей - больших охотников за подводными лодками.
Основной задачей, возлагаемой на эти корабли, являлось несение дозорной и охранной службы в ближней зоне наших военно-морских баз и на путях развертывания сил флота. Предполагалось, что это будет достаточно мореходный и быстроходный корабль, с увеличенной дальностью плавания, небольшого водоизмещения, который был бы способен нести современное по тому времени вооружение для борьбы с подводными лодками.
Конструкторское бюро Балтийского завода в 1938-1939 гг. разработало проект корабля морской пограничной охраны под №115. Заинтересованное в подобном корабле руководство Наркомата ВМФ поручило конструкторскому бюро в г. Горьком (ЦКБ-51) переработать его с довооружением гидроакустической станцией типа «Тамир». Новый проект получил №122. Зеленодольский завод №340 и завод №300 («Ленинская кузница») в Киеве с 1939-40 гг. начали постройку серии больших охотников (соответственно 6 и 4 единицы). Параллельно с постройкой осуществлялась и корректировка проекта в ЦКБ-51. «Артиллерист», головной большой охотник завода №340, сошёл на воду 21 апреля 1940 г., а за ним в том же году, на том же заводе спустили и второй - «Минёр».
Скорректированный пр. 122-а предусматривал вооружение корабля одной 76-мм универсальной артиллерийской установкой 34-К, тремя 12,7-мм пулеметами ДШК и глубинными бомбами (16 больших и 40 малых). Нормальное водоизмещение по проекту равнялось 209 т. скорость 23 уз, дальность плавания 2410 миль. Главные механизмы состояли из трёх дизелей марки 9Д мощностью по 1100 л.с. Постройку первых серийных кораблей пр. 122-а, задерживавшуюся из-за доработки проекта до начала боевых действий, завершить не успели. Первые два больших охотника «Артиллерист» и «Минер» были готовы к сдаче заказчику в июле 1941 г. Их перевели по Волге в Баку, где, после завершения сдаточных испытаний, в ноябре 1941 г. они вступили в строй Краснознаменной Каспийской флотилии.
В качестве средства подводного наблюдения устанавливалась первая отечественная подкильная выдвижная гидроакустическая аппаратура «Тамир». Трехвальная главная энергетическая установка, состоящая из дизелей марки 9Д Коломенского завода мощностью по 1100 л.с., позволяла развивать скорость до 22 уз. и обеспечивала район плавания до 2000 миль. Однако в ходе испытаний головного корабля «Артиллерист», постройки Зеленодольского завода №340, осенью 1941 г. на Каспийском море выявили и серьезные недостатки. Так, отсутствовал режим малошумного хода (2-4 уз) для прослушивания шумов подводных лодок. Двигатель американской фирмы «Дженерал моторс» мощностью 90 л.с., установленный для режима малого поискового хода, не обеспечивал управляемости корабля. Шумопеленгатор «Посейдон» даже при дрейфе корабля не обеспечивал надёжного обнаружения подводных лодок. Выявили также недостаточную общую прочность сварного корпуса корабля (появилась трещина в наружной обшивке по правому борту). Это требовало подкреплений корпуса.
Доработка проекта №122-а в ЦКБ-51 под руководством Н.Г. Лощинского включала усиление вооружения: установку 85-мм орудия 90-К вместо 76-мм 34-К (снятого с производства), двух автоматов 70-К и двух бомбометов, размещение гидроакустической станции типа «Тамир-3» и замену отечественных дизелей типа 9Д импортными американскими фирмы «Дженерал моторс». Все эти изменения привели к уменьшению начальной поперечной метацентрической высоты с 0,51 до 0,43 м. Специальная комиссия под председательством Ю.А. Шиманского, с участием А.Н. Крылова и В.Л. Поздюнина, установила минимально допустимую величину метацентрической высоты не менее 0,47 м.
Доработанный пр. 122-а с некоторыми изменениями приняли для кораблей заводов №340 и №199, а также для вновь заложенных в 1941-1942 гг. на заводе №402 в Молотовске и на Владивостокской верфи Наркомрыбпрома. На заводе №402, в частности, перешли от сварной обшивки к клепаной, что увеличило массу корпуса на 7 т. По своим кораблестроительным элементам отечественные корабли пр. 122-а не уступали поставлявшимся нашему флоту по ленд-лизу американским охотникам типов PC и PCS, несколько превосходили их по артиллерийскому вооружению и уступали им по совершенству радиолокации и гидроакустики.
Поставки дизельных двигателей фирмы «Дженерал моторс» из США сделали возможным заменить отечественные двигатели иностранными. Документацию на переоборудование разработало ЦКБ-51. Так появилась вторая серия БО проекта 122-а с американскими двигателями.
В интересах скорейшего развёртывания крупносерийной постройки больших охотников руководство Наркомата ВМФ отказалось от пр. 152, разработанного в 1942-1943 гг. в ЦКБ-51. Основным отличием большого охотника этого проекта являлось усиление вооружения до двух 85-мм орудий при увеличении ширины корпуса до 6,2 м и снижении скорости до 20,5 уз (прим. - Вот и артиллерийский вариант!)
Послевоенный период (проект 122-бис)
Не стану останавливаться на подробнобностях пр. 122-бис. В техническом проекте 122-бис за счет увеличения ширины и снижения скорости удалось повысить прочность корпуса, мореходность с 6-7 до 9 баллов и несколько усилить вооружение. При этом проектное водоизмещение возросло на 27 т.
В первое послевоенное десятилетие строительство больших охотников, в целом хорошо зарекомендовавших себя в годы войны, продолжалось. Десятилетним планом намечалось построить в 1946-1955 гг. 345 таких кораблей. Организация постройки больших охотников пр. 122 бис на заводе имени Горького в г. Зеленодольске осуществлялась поточно-позиционным методом. Это позволяло сдавать флоту ежегодно по 25-30 кораблей. Такая поточная линия по постройке кораблей являлась первой в СССР. Боевое применение
Балтика
Первые, головные корабли серии ОХТ-1 и ОХТ-2 в конце 1940 г. вошли в состав погранохраны НКВД Прибалтийского округа и стали числиться ПСКР 3 ранга. В январе 1941 г. их переименовали соответственно в «Топаз» и «Коралл», а 22 июня 2-й Балтийский отряд пограничных судов на основании распоряжения наркома Военно-Морского Флота был передан в подчинение КБФ. Охотники вошли в состав отдельных дивизионов базовых СКР. Боевой путь «Топаза» оказался недолгим: в августе 1941 г. он погиб во время Таллиннского перехода.
Каспийская флотилия
К августу 1942 г. произошло пополнение корабельного состава флотилии пришедшими из Зеленодольска вновь построенными БО: «Артиллерист», «Минер» и «Торпедист». Позднее в ее состав вошли: «Боцман», «Зенитчик», «Дальномерщик», «Прожекторист», «Наводчик» и «Огнеметчик».
27 октября 1942 г. танкер «Агмалы оглы» (водоизмещение 800 т) доставил из Баку на Астраханский рейд горючее. В это время налетели самолеты противника. Одна из бомб угодила в мостик танкера, начался пожар. Неуправляемое судно село на мель. В этот критический момент на помощь терпящему бедствие танкеру подоспели военные корабли - БО «Артиллерист» и «Минер», плавучие зенитные батареи. Огнем своих пушек и пулеметов рассеяли вражескую авиацию, уничтожив при этом один бомбардировщик. Затем началось спасение танкера, а «Артиллерист» и «Минер» с 29 по 31 октября несли охрану поврежденного судна и вели работы по снятию его с мели.
Месяц спустя, 31 октября, «Минер» нес дозор на двенадцатифутовом рейде. В 16.15 сигнальщик доложил о появлении семи Ju-88. Они шли со стороны заходящего солнца, маскируясь в его лучах. Сброшенные бомбы не причинили кораблю вреда, а один из самолётов был сбит огнем пулеметов.
15 ноября БО «Артиллерист» вместе с двумя плавучими зенитными батареями конвоировал танкер «Кулибеков», на буксире последнего были землесос и два мотобота. Четыре Ju-88 атаковали танкер, который от близких разрывов бомб получил серьезные повреждения и начал погружаться. На помощь подошел «Артиллерист». С тонущего судна было снято 43 человека. При отражении воздушной атаки удалось подбить два самолета противника. Перевод больших охотников на Черное море.
В ходе Великой Отечественной войны была выполнена операция по транспортировке пяти больших охотников проекта 122-а с одного морского театра (Каспийского моря и Онежского озера) на другой (Черное море). Вся операция по переводу кораблей длилась с октября 1943 по август 1944 г.
Из Астрахани и Вытегры в Сарепту под Сталинградом все корабли пришли своим ходом. Здесь на заводе №264 (бывшая Красноармейская верфь) был переоборудован слип, с помощью которого БО были подняты на берег. По предварительному расчету, их вес не должен был превышать 157 т. При демонтаже и разгрузке с кораблей снимались артиллерийские системы, весь боезапас, дымовая аппаратура, химическое имущество, якорь и якорные цепи, мачта, топливо, все запасы и т.д. Заводка кораблей на кильблоки производилась вручную на пеньковых концах. После подъема на берег на трех тележках с кораблей снимались также руль и гребные винты. Дополнительно были проведены расчеты напряжений при общем изгибе в конструкциях корпуса от действия опорных реакций тележек, которые не превышали допускаемых. После погрузки на транспортер было установлено, что действительный вес БО (ввиду неполной разгрузки) превышал расчетный и находился в пределах 170-187 т.
Далее они были погружены на 240-тонные транспортеры и по железной дороге доставлены в Калач-на-Дону.
На берегу Дона была выбрана низина, затапливаемая весной, куда проложили разгрузочный тупик, подходящий непосредственно к урезу воды. На корабли с помощью железнодорожного крана установили артиллерийское вооружение и поставили в феврале 1944 г. один за другим «в кильватер» в расчете, что при половодье они всплывут. Однако вопреки долговременному прогнозу в тот год оказалось мало воды вследствие незначительного количества осадков и раннего таяния снега. Корабли до середины апреля не всплыли, и их пришлось поднимать на понтонах, переоборудованных из барж. Затем охотников на буксире перевели в Ростов-на-Дону, где и передали Черноморскому флоту. Через Азовское море и Керченский пролив корабли шли уже своим ходом.
Вторым путем БО специальными эшелонами доставлялись по железной дороге прямо до города Ейска на Азовском море. Продолжительность перевозки составила трое суток. Для спуска кораблей на воду в Ейском порту в мае-июне 1944 г. было сооружено специальное спусковое устройство, расположенное в восточной части мола на продолжении подъездного железнодорожного тупика хлебного причала. Спуск кораблей на воду был предусмотрен без перегрузки прямо на железнодорожных платформах, для чего в воду было уложено 110 м железнодорожного пути. В августе операция была успешно завершена. Черноморский флот
1 июля 1944 года в 5.00 большие охотники 2-го дивизиона (БО-102 «Минер», БО-103 «Торпедист», БО-101 «Артиллерист», БО-104 «Зенитчик», БО-105 «Боцман») вышли из Ейска в Тамань. Там к ним присоединился «Марсовый», который тоже вошел во 2-й Варненский дивизион больших охотников Черноморского флота.
28 августа БО-103 и БО-106 осуществляли охранение базовых тральщиков на переходе из Новороссийска в Севастополь. На следующий день эти охотники вместе с другими кораблями отряда вышли из Севастополя в Одессу, куда прибыли 30 августа в 9.30. На кораблях находился 331 матрос для захваченных румынских кораблей и 333 бойца 393-го отдельного батальона морской пехоты. После небольшого отдыха и мелкого ремонта 1 сентября большие охотники вышли из Одессы в Тендру и оттуда в Констанцу.
Северный флот
На Северном флоте большие охотники 122-го проекта занимались будничной военной работой, а ее хватало. Осваивать новые корабли, район плавания, благоустраиваться в базах было некогда, и это зачастую сказывалось на боевой службе. В связи с активизацией боевых действий вражеских ПЛ в Заполярье командование СФ усилило оборону морских коммуникаций. Были созданы Иоканьгская и Карская военно-морские базы, где базировалось несколько БО. Теперь суда сопровождались специальными противолодочными кораблями, имеющими на вооружении гидроакустическую аппаратуру и бомбометы.
БО-150 «Моторист» вошел в состав флота 4 ноября 1944 г., а 7 декабря уже задействован в противолодочных операциях севернее Кильдина. БО-141 «Кировец» был сдан в середине лета 1944 г., а в ноябре шел в охранении конвоя ЮВ-5.
БО-142 15 сентября 1944 г. участвовал в охранении конвоя ДВ-2. Но из-за плохой погоды (ветер 5-6 баллов, море 3-4 балла, пасмурно, температура +3°С) и неполадок в механизмах корабль с разрешения командира конвоя 16 сентября взял на обратный курс, на Диксон.
29 декабря БО-142 находился в охранении тральщиков Т-37 и Т-32. Плохая работа ГАС привела к тому, что Т-37 был торпедирован немецкой ПЛ, которая ушла из района безнаказанной.
21 апреля 1945 г. из порта Лиинахаммари вышел конвой ПК-9 в охранении эскорта в составе четырех эскадренных миноносцев, двух норвежских тральщиков, шести больших охотников и четырех торпедных катеров. Несмотря на сильное охранение, противник все же предпринял несколько атак подводными лодками в 12 милях севернее мыса Цып-Наволок. Сначала эсминец «Жесткий» совместно с большим охотником БО-131 атаковал обнаруженную подводную лодку и сорвал ее атаку. Затем около 7.00 эсминец «Дерзкий» и БО-131 атаковали другую подлодку глубинными бомбами и начали ее преследование. Бомбили до тех пор, пока конвой не прошел опасный район.
Тип "Артиллерист" (пр. 122, 122а)
Всего на четырех заводах за годы войны заложили 44 больших охотника пр. 122-а. а с учетом 6 зеленодольских, заложенных ещё до войны (четыре заложенных на заводе №300 были уничтожены при оставлении Киева), общее число начатых постройкой до окончания войны кораблей этого проекта составляло 50. До 1 января 1946 г. вступили в строй 23 корабля. Подробный списочный состав кораблей здесь.
Проект 122 Водоизмещение 240 т. Размерения 49 х 5.8 х 2 м. ГЭУ дизельная трехвальная, 3300 л. с. Скорость 23.2/12.1 узла, дальность 1750 миль. Вооружение: 1 х 76/55 мм , 2 х 37 мм, 3 х 12.7 мм пулемета, 2 бомбосбрасывателя, 24 глубинные бомбы типа "Б-1" или 48 типа "М-1". Экипаж 49 чел.
Проект 122А Водоизмещение 244.2 т. Размерения 50.35 х 5.75 х 2.09 м. ГЭУ дизельная, трехвальная, 3600 л.с. Скорость 21.3/11.3 узла, дальность 1900 миль. Вооружение: 1 х 76/55 мм, 2 х 37 мм, 2 х 12.7 мм пулемета, 2 бомбомета "БМБ-1".
С сайта "Альтернативная история"
Водоизмещение 240 т. Длина наибольшая 49 м, ширина 5,8 м, среднее углубление 2 м.Суммарная мощность трех отечественных дизелей типа «38-НРН-8» или американских «Дженерал Моторс» 3360 и 3600 л. с. соответственно, скорость хода 24—25 узлов.
Вооружение: одно 76-мм орудие 34-К (впоследствии 85-мм 90-К), два 37-мм автомата 70-К, два спаренных 12,7-мм пулемета, два бомбомета, 18 — больших и 16 малых глубинных бомб. «Большой охотник», как разновидность малого противолодочного корабля (концепцию сформулировали еще в 20-х гг. - «искатель подводных лодок»), в СССР создали накануне Великой Отечественной войны. В те годы, учитывая возрастающую роль подводных сил в вооруженной борьбе на море и необходимость усиления и совершенствования сил и средств противолодочной обороны, руководством Военно-Морского флота СССР было принято решение о создании нового подкласса боевых кораблей - больших охотников за подводными лодками.
Основной задачей, возлагаемой на эти корабли, являлось несение дозорной и охранной службы в ближней зоне наших военно-морских баз и на путях развертывания сил флота. Предполагалось, что это будет достаточно мореходный и быстроходный корабль, с увеличенной дальностью плавания, небольшого водоизмещения, который был бы способен нести современное по тому времени вооружение для борьбы с подводными лодками.
Конструкторское бюро Балтийского завода в 1938-1939 гг. разработало проект корабля морской пограничной охраны под №115. Заинтересованное в подобном корабле руководство Наркомата ВМФ поручило конструкторскому бюро в г. Горьком (ЦКБ-51) переработать его с довооружением гидроакустической станцией типа «Тамир». Новый проект получил №122. Зеленодольский завод №340 и завод №300 («Ленинская кузница») в Киеве с 1939-40 гг. начали постройку серии больших охотников (соответственно 6 и 4 единицы). Параллельно с постройкой осуществлялась и корректировка проекта в ЦКБ-51. «Артиллерист», головной большой охотник завода №340, сошёл на воду 21 апреля 1940 г., а за ним в том же году, на том же заводе спустили и второй - «Минёр».
Скорректированный пр. 122-а предусматривал вооружение корабля одной 76-мм универсальной артиллерийской установкой 34-К, тремя 12,7-мм пулеметами ДШК и глубинными бомбами (16 больших и 40 малых). Нормальное водоизмещение по проекту равнялось 209 т. скорость 23 уз, дальность плавания 2410 миль. Главные механизмы состояли из трёх дизелей марки 9Д мощностью по 1100 л.с. Постройку первых серийных кораблей пр. 122-а, задерживавшуюся из-за доработки проекта до начала боевых действий, завершить не успели. Первые два больших охотника «Артиллерист» и «Минер» были готовы к сдаче заказчику в июле 1941 г. Их перевели по Волге в Баку, где, после завершения сдаточных испытаний, в ноябре 1941 г. они вступили в строй Краснознаменной Каспийской флотилии.
В качестве средства подводного наблюдения устанавливалась первая отечественная подкильная выдвижная гидроакустическая аппаратура «Тамир». Трехвальная главная энергетическая установка, состоящая из дизелей марки 9Д Коломенского завода мощностью по 1100 л.с., позволяла развивать скорость до 22 уз. и обеспечивала район плавания до 2000 миль. Однако в ходе испытаний головного корабля «Артиллерист», постройки Зеленодольского завода №340, осенью 1941 г. на Каспийском море выявили и серьезные недостатки. Так, отсутствовал режим малошумного хода (2-4 уз) для прослушивания шумов подводных лодок. Двигатель американской фирмы «Дженерал моторс» мощностью 90 л.с., установленный для режима малого поискового хода, не обеспечивал управляемости корабля. Шумопеленгатор «Посейдон» даже при дрейфе корабля не обеспечивал надёжного обнаружения подводных лодок. Выявили также недостаточную общую прочность сварного корпуса корабля (появилась трещина в наружной обшивке по правому борту). Это требовало подкреплений корпуса.
Доработка проекта №122-а в ЦКБ-51 под руководством Н.Г. Лощинского включала усиление вооружения: установку 85-мм орудия 90-К вместо 76-мм 34-К (снятого с производства), двух автоматов 70-К и двух бомбометов, размещение гидроакустической станции типа «Тамир-3» и замену отечественных дизелей типа 9Д импортными американскими фирмы «Дженерал моторс». Все эти изменения привели к уменьшению начальной поперечной метацентрической высоты с 0,51 до 0,43 м. Специальная комиссия под председательством Ю.А. Шиманского, с участием А.Н. Крылова и В.Л. Поздюнина, установила минимально допустимую величину метацентрической высоты не менее 0,47 м.
Доработанный пр. 122-а с некоторыми изменениями приняли для кораблей заводов №340 и №199, а также для вновь заложенных в 1941-1942 гг. на заводе №402 в Молотовске и на Владивостокской верфи Наркомрыбпрома. На заводе №402, в частности, перешли от сварной обшивки к клепаной, что увеличило массу корпуса на 7 т. По своим кораблестроительным элементам отечественные корабли пр. 122-а не уступали поставлявшимся нашему флоту по ленд-лизу американским охотникам типов PC и PCS, несколько превосходили их по артиллерийскому вооружению и уступали им по совершенству радиолокации и гидроакустики.
Поставки дизельных двигателей фирмы «Дженерал моторс» из США сделали возможным заменить отечественные двигатели иностранными. Документацию на переоборудование разработало ЦКБ-51. Так появилась вторая серия БО проекта 122-а с американскими двигателями.
В интересах скорейшего развёртывания крупносерийной постройки больших охотников руководство Наркомата ВМФ отказалось от пр. 152, разработанного в 1942-1943 гг. в ЦКБ-51. Основным отличием большого охотника этого проекта являлось усиление вооружения до двух 85-мм орудий при увеличении ширины корпуса до 6,2 м и снижении скорости до 20,5 уз (прим. - Вот и артиллерийский вариант!)
Послевоенный период (проект 122-бис)
Не стану останавливаться на подробнобностях пр. 122-бис. В техническом проекте 122-бис за счет увеличения ширины и снижения скорости удалось повысить прочность корпуса, мореходность с 6-7 до 9 баллов и несколько усилить вооружение. При этом проектное водоизмещение возросло на 27 т.
В первое послевоенное десятилетие строительство больших охотников, в целом хорошо зарекомендовавших себя в годы войны, продолжалось. Десятилетним планом намечалось построить в 1946-1955 гг. 345 таких кораблей. Организация постройки больших охотников пр. 122 бис на заводе имени Горького в г. Зеленодольске осуществлялась поточно-позиционным методом. Это позволяло сдавать флоту ежегодно по 25-30 кораблей. Такая поточная линия по постройке кораблей являлась первой в СССР. Боевое применение
Балтика
Первые, головные корабли серии ОХТ-1 и ОХТ-2 в конце 1940 г. вошли в состав погранохраны НКВД Прибалтийского округа и стали числиться ПСКР 3 ранга. В январе 1941 г. их переименовали соответственно в «Топаз» и «Коралл», а 22 июня 2-й Балтийский отряд пограничных судов на основании распоряжения наркома Военно-Морского Флота был передан в подчинение КБФ. Охотники вошли в состав отдельных дивизионов базовых СКР. Боевой путь «Топаза» оказался недолгим: в августе 1941 г. он погиб во время Таллиннского перехода.
Каспийская флотилия
К августу 1942 г. произошло пополнение корабельного состава флотилии пришедшими из Зеленодольска вновь построенными БО: «Артиллерист», «Минер» и «Торпедист». Позднее в ее состав вошли: «Боцман», «Зенитчик», «Дальномерщик», «Прожекторист», «Наводчик» и «Огнеметчик».
27 октября 1942 г. танкер «Агмалы оглы» (водоизмещение 800 т) доставил из Баку на Астраханский рейд горючее. В это время налетели самолеты противника. Одна из бомб угодила в мостик танкера, начался пожар. Неуправляемое судно село на мель. В этот критический момент на помощь терпящему бедствие танкеру подоспели военные корабли - БО «Артиллерист» и «Минер», плавучие зенитные батареи. Огнем своих пушек и пулеметов рассеяли вражескую авиацию, уничтожив при этом один бомбардировщик. Затем началось спасение танкера, а «Артиллерист» и «Минер» с 29 по 31 октября несли охрану поврежденного судна и вели работы по снятию его с мели.
Месяц спустя, 31 октября, «Минер» нес дозор на двенадцатифутовом рейде. В 16.15 сигнальщик доложил о появлении семи Ju-88. Они шли со стороны заходящего солнца, маскируясь в его лучах. Сброшенные бомбы не причинили кораблю вреда, а один из самолётов был сбит огнем пулеметов.
15 ноября БО «Артиллерист» вместе с двумя плавучими зенитными батареями конвоировал танкер «Кулибеков», на буксире последнего были землесос и два мотобота. Четыре Ju-88 атаковали танкер, который от близких разрывов бомб получил серьезные повреждения и начал погружаться. На помощь подошел «Артиллерист». С тонущего судна было снято 43 человека. При отражении воздушной атаки удалось подбить два самолета противника. Перевод больших охотников на Черное море.
В ходе Великой Отечественной войны была выполнена операция по транспортировке пяти больших охотников проекта 122-а с одного морского театра (Каспийского моря и Онежского озера) на другой (Черное море). Вся операция по переводу кораблей длилась с октября 1943 по август 1944 г.
Из Астрахани и Вытегры в Сарепту под Сталинградом все корабли пришли своим ходом. Здесь на заводе №264 (бывшая Красноармейская верфь) был переоборудован слип, с помощью которого БО были подняты на берег. По предварительному расчету, их вес не должен был превышать 157 т. При демонтаже и разгрузке с кораблей снимались артиллерийские системы, весь боезапас, дымовая аппаратура, химическое имущество, якорь и якорные цепи, мачта, топливо, все запасы и т.д. Заводка кораблей на кильблоки производилась вручную на пеньковых концах. После подъема на берег на трех тележках с кораблей снимались также руль и гребные винты. Дополнительно были проведены расчеты напряжений при общем изгибе в конструкциях корпуса от действия опорных реакций тележек, которые не превышали допускаемых. После погрузки на транспортер было установлено, что действительный вес БО (ввиду неполной разгрузки) превышал расчетный и находился в пределах 170-187 т.
Далее они были погружены на 240-тонные транспортеры и по железной дороге доставлены в Калач-на-Дону.
На берегу Дона была выбрана низина, затапливаемая весной, куда проложили разгрузочный тупик, подходящий непосредственно к урезу воды. На корабли с помощью железнодорожного крана установили артиллерийское вооружение и поставили в феврале 1944 г. один за другим «в кильватер» в расчете, что при половодье они всплывут. Однако вопреки долговременному прогнозу в тот год оказалось мало воды вследствие незначительного количества осадков и раннего таяния снега. Корабли до середины апреля не всплыли, и их пришлось поднимать на понтонах, переоборудованных из барж. Затем охотников на буксире перевели в Ростов-на-Дону, где и передали Черноморскому флоту. Через Азовское море и Керченский пролив корабли шли уже своим ходом.
Вторым путем БО специальными эшелонами доставлялись по железной дороге прямо до города Ейска на Азовском море. Продолжительность перевозки составила трое суток. Для спуска кораблей на воду в Ейском порту в мае-июне 1944 г. было сооружено специальное спусковое устройство, расположенное в восточной части мола на продолжении подъездного железнодорожного тупика хлебного причала. Спуск кораблей на воду был предусмотрен без перегрузки прямо на железнодорожных платформах, для чего в воду было уложено 110 м железнодорожного пути. В августе операция была успешно завершена. Черноморский флот
1 июля 1944 года в 5.00 большие охотники 2-го дивизиона (БО-102 «Минер», БО-103 «Торпедист», БО-101 «Артиллерист», БО-104 «Зенитчик», БО-105 «Боцман») вышли из Ейска в Тамань. Там к ним присоединился «Марсовый», который тоже вошел во 2-й Варненский дивизион больших охотников Черноморского флота.
28 августа БО-103 и БО-106 осуществляли охранение базовых тральщиков на переходе из Новороссийска в Севастополь. На следующий день эти охотники вместе с другими кораблями отряда вышли из Севастополя в Одессу, куда прибыли 30 августа в 9.30. На кораблях находился 331 матрос для захваченных румынских кораблей и 333 бойца 393-го отдельного батальона морской пехоты. После небольшого отдыха и мелкого ремонта 1 сентября большие охотники вышли из Одессы в Тендру и оттуда в Констанцу.
Северный флот
На Северном флоте большие охотники 122-го проекта занимались будничной военной работой, а ее хватало. Осваивать новые корабли, район плавания, благоустраиваться в базах было некогда, и это зачастую сказывалось на боевой службе. В связи с активизацией боевых действий вражеских ПЛ в Заполярье командование СФ усилило оборону морских коммуникаций. Были созданы Иоканьгская и Карская военно-морские базы, где базировалось несколько БО. Теперь суда сопровождались специальными противолодочными кораблями, имеющими на вооружении гидроакустическую аппаратуру и бомбометы.
БО-150 «Моторист» вошел в состав флота 4 ноября 1944 г., а 7 декабря уже задействован в противолодочных операциях севернее Кильдина. БО-141 «Кировец» был сдан в середине лета 1944 г., а в ноябре шел в охранении конвоя ЮВ-5.
БО-142 15 сентября 1944 г. участвовал в охранении конвоя ДВ-2. Но из-за плохой погоды (ветер 5-6 баллов, море 3-4 балла, пасмурно, температура +3°С) и неполадок в механизмах корабль с разрешения командира конвоя 16 сентября взял на обратный курс, на Диксон.
29 декабря БО-142 находился в охранении тральщиков Т-37 и Т-32. Плохая работа ГАС привела к тому, что Т-37 был торпедирован немецкой ПЛ, которая ушла из района безнаказанной.
21 апреля 1945 г. из порта Лиинахаммари вышел конвой ПК-9 в охранении эскорта в составе четырех эскадренных миноносцев, двух норвежских тральщиков, шести больших охотников и четырех торпедных катеров. Несмотря на сильное охранение, противник все же предпринял несколько атак подводными лодками в 12 милях севернее мыса Цып-Наволок. Сначала эсминец «Жесткий» совместно с большим охотником БО-131 атаковал обнаруженную подводную лодку и сорвал ее атаку. Затем около 7.00 эсминец «Дерзкий» и БО-131 атаковали другую подлодку глубинными бомбами и начали ее преследование. Бомбили до тех пор, пока конвой не прошел опасный район.
Тип "Артиллерист" (пр. 122, 122а)
Всего на четырех заводах за годы войны заложили 44 больших охотника пр. 122-а. а с учетом 6 зеленодольских, заложенных ещё до войны (четыре заложенных на заводе №300 были уничтожены при оставлении Киева), общее число начатых постройкой до окончания войны кораблей этого проекта составляло 50. До 1 января 1946 г. вступили в строй 23 корабля. Подробный списочный состав кораблей здесь.
Проект 122 Водоизмещение 240 т. Размерения 49 х 5.8 х 2 м. ГЭУ дизельная трехвальная, 3300 л. с. Скорость 23.2/12.1 узла, дальность 1750 миль. Вооружение: 1 х 76/55 мм , 2 х 37 мм, 3 х 12.7 мм пулемета, 2 бомбосбрасывателя, 24 глубинные бомбы типа "Б-1" или 48 типа "М-1". Экипаж 49 чел.
Проект 122А Водоизмещение 244.2 т. Размерения 50.35 х 5.75 х 2.09 м. ГЭУ дизельная, трехвальная, 3600 л.с. Скорость 21.3/11.3 узла, дальность 1900 миль. Вооружение: 1 х 76/55 мм, 2 х 37 мм, 2 х 12.7 мм пулемета, 2 бомбомета "БМБ-1".
С сайта "Альтернативная история"
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
-
- Почетный форумчанин
- Сообщения: 1084
- Зарегистрирован: 28 окт 2012, 06:46
- Реальное имя: Константин
- Воинское звание: ст.2ст.
- Откуда: Карелия, Петрозаводск
Re: Большие охотники проекта 122, 122А
Шеф, Вы , чуть ранее говорили (вернее писали) о завершении темы БО проектов 122. Но, слава богу, Вы снова вернулись в тему и я с большим удовольствием просмотрел все записи и картинки. Отличий меньше, чем совпадений в каждом проекте, но , в конце-концов, получается новый корабль.
- Schultz
- Администратор
- Сообщения: 8709
- Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
- Реальное имя: Сергей
- Воинское звание: старший матрос
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: Большие охотники проекта 122, 122А
Константин, это я писал насчет завершения освещения значимых событий по кораблям проекта 122бис -дат закладки, спуска на воду и т.п. Теперь будем искать другую интересную информацию по кораблям этого проекта. Начнем с их предшественников - кораблей пр. 122А.
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
- Schultz
- Администратор
- Сообщения: 8709
- Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
- Реальное имя: Сергей
- Воинское звание: старший матрос
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: Большие охотники проекта 122, 122А, 122бис
Еще немного о "бобиках".
-------------------
Большой охотник", как разновидность малого противолодочного корабля (концепцию сформулировали еще в 20-х гг. — "искатель подводных лодок"), в нашей стране создали буквально накануне Великой Отечественной войны. В те годы, учитывая возрастающую роль подводных сил в вооруженной борьбе на море и необходимость усиления и совершенствования сил и средств противолодочной обороны, руководством Военно-Морского флота СССР было принято решение о создании нового подкласса боевых кораблей — больших охотников за подводными лодками.
Основной задачей, возлагаемой на эти корабли, являлось несение дозорной и охранной службы в ближней зоне наших военно-морских баз и на путях развертывания сил флота. Предполагалось, что это будет достаточно мореходный и быстроходный корабль, с увеличенной дальностью плавания, небольшого водоизмещения, который был бы способен нести современное по тому времени вооружение для борьбы с подводными лодками. Строившиеся тогда катера — малые охотники типа MO-IV с деревянными корпусами этим требованиям удовлетворить уже не могли.
Конструкторское бюро (КБ) Балтийского завода в 1938-1939 гг. разработало проект корабля морской пограничной охраны под № 115. Заинтересованное в подобном корабле руководство Наркомата ВМФ поручило конструкторскому бюро в г. Горьком (ЦКБ-51) переработать его с довооружением гидроакустической станцией типа "Тамир". Новый проект получил № 122.
В 1940 г. Военно-морской академией было выполнено техническое обоснование (ОТТ) к большому охотнику, предназначенному "для эскортирования и действий по вызову вне районов базы".
Требования ВМФ предусматривали:
— вооружение корабля двумя 76-мм орудиями, большими (18-24 шт.) и малыми (36-48 шт.) глубинными бомбами;
— скорость полного хода 22-24 уз, дальность плавания 2500 миль, мореходность до 7-8 баллов;
— водоизмещение 275-325 т.
Эти элементы в большей мере определялись уже готовым пр. 122. Зеленодольский завод № 340 и завод № 300 ("Ленинская кузница") в Киеве с 1939-40 гг. уже вели постройку серии больших охотников (соответственно 6 и 4 единицы). Параллельно с постройкой осуществлялась и корректировка проекта в ЦКБ-51. "Артиллерист", головной большой охотник завода № 340. сошёл на воду 21 апреля 1940 г., а за ним в том же году. на том же заводе спустили и второй — "Минёр".
Скорректированный пр. 122-а предусматривал вооружение корабля одной 76-мм универсальной артиллерийской установкой 34К. тремя 12,7-мм пулеметами ДШК и глубинными бомбами (16 больших и 40 малых). Нормальное водоизмещение по проекту равнялось 209 т, скорость 23 уз, дальность плавания 2410 миль. Главные механизмы состояли из трёх дизелей марки 9Д мощностью по 1100 л. с.
Постройку первых серийных кораблей пр. 122-а, задерживавшуюся из-за доработки проекта до начала боевых действий, завершить не успели. Первые два больших охотника "Артиллерист" и "Минер" были готовы к сдаче заказчику в июле 1941 г. Их перевели по Волге в Баку, где, после завершения сдаточных испытаний, в ноябре 1941 г. они вступили в строй Краснознаменной Каспийской флотилии.
В отличие от катеров — малых охотников типа MO-IV, эти корабли со стальными корпусами были значительно крупнее — их водоизмещение превышало 200 т. Это позволило усилить состав вооружения, установить одну 76,2-мм и две 37-мм артиллерийских установки, три 12,7-мм пулемета, бомбосбрасыватели больших и малых глубинных бомб в количестве 20 и 40 штук соответственно.
В качестве средства подводного наблюдения устанавливалась первая отечественная подкильная выдвижная гидроакустическая аппаратура "Тамир". Трехвальная главная энергетическая установка, состоящая из дизелей марки 9Д Коломенского завода мощностью по 1100 л. с, позволяла развивать скорость до 22 уз. и обеспечивала район плавания до 2000 миль.
Однако в ходе испытаний головного корабля "Артиллерист", постройки Зеленодольского завода № 340, осенью 1941 г. на Каспийском море выявили и серьезные недостатки. Так, отсутствовал режим малошумного хода (2-4 уз) для прослушивания шумов подводных лодок. Двигатель американской фирмы "Дженерал моторе" мощностью 90 л.с, установленный для режима малого поискового хода, не обеспечивал управляемости корабля. Шумопеленгатор "Посейдон" даже при дрейфе корабля не обеспечивал надёжного обнаружения подводных лодок. Выявили также недостаточную общую прочность сварного корпуса корабля (появилась трещина в наружной обшивке по правому борту). Это требовало подкреплений корпуса.
Доработка проекта №122-а в ЦКБ-51 под руководством Н.Г. Лощинского включала усиление вооружения: установку 85-мм орудия 90К вместо 76-мм 34К (снятого с производства), двух автоматов 70К и двух бомбометов, размещение гидроакустической станции типа "Тамир-3" и замену отечественных дизелей типа 9Д импортными американскими фирмы "Дженерал моторе". Все эти изменения привели к уменьшению начальной поперечной метацентрической высоты с 0,51 до 0,43 м. Специальная комиссия под председательством Ю.А. Шиманского, с участием А.Н. Крылова и В.Л. Поздюнина, установила минимально допустимую величину метацентрической высоты не менее 0,47 м.
Доработанный пр. 122-а с некоторыми изменениями приняли для кораблей заводов № 340 и № 199, а также для вновь заложенных в 1941-1942 гг. на заводе № 402 в Молотовске и на Владивостокской верфи Наркомрыбпрома. На заводе № 402, в частности, перешли от сварной обшивки к клепаной, что увеличило массу корпуса на 7 т. По своим кораблестроительным элементам отечественные корабли пр. 122-а не уступали поставлявшимся нашему флоту по ленд-лизу американским охотникам типов PC и PCS, несколько превосходили их по артиллерийскому вооружению и уступали им по совершенству радиолокации и гидроакустики.
В интересах скорейшего развёртывания крупносерийной постройки больших охотников руководство Наркомата ВМФ отказалось от пр. 152, разработанного в 1942-1943 гг. в ЦКБ-51. Основным отличием большого охотника этого проекта являлось усиление вооружения до двух 85-мм орудий при увеличении ширины корпуса до 6,2 м и снижении скорости до 20.5 уз.
Однако для сохранения остойчивости при очередной корректировке проекта (пр. 122 бис) на увеличение ширины и снижение скорости серийных охотников всё-таки пришлось пойти. В техническом проекте 122 бис удалось повысить прочность корпуса, мореходность с 6-7 до 9 баллов и несколько усилить вооружение. При этом проектное водоизмещение возросло на 27 т.
В первое послевоенное десятилетие строительство больших охотников, в целом хорошо зарекомендовавших себя в годы войны, продолжалось. Десятилетним планом намечалось построить в 1946-1955 гг. 345 таких кораблей. Большие охотники за подводными лодками пр. 122 бис строились крупной серией и в нескольких модификациях. При этом изменение тактико-технических элементов касалось вооружения и вызванного им некоторого увеличения главных размерений и обводов корпуса. Гидроакустические станции заменялись на более совершенные образцы, корабли оснащались радиолокационными станциями обнаружения воздушных и надводных целей.
Организация постройки больших охотников пр. 122 бис на заводе имени Горького в г. Зеленодольске осуществлялась поточно-позиционным методом. Это позволяло сдавать флоту ежегодно по 25-30 кораблей. Такая поточная линия по постройке кораблей являлась первой в нашей стране. В 1949 г. группа специалистов завода и конструкторского бюро (ЦКБ-340) участников разработки новой технологии постройки кораблей была удостоена Государственной премии.
Главными конструкторами пр. 122-а в ЦКБ-51 до 1941 г. являлись К.Д. Корнилов, затем Н.Г. Лощинский, а с 1946 по 1948 г. Н.Х. Желязков. Главным конструктором последующей модификации больших охотников по пр. 122 бис стал А.В. Кунахович. Всего на четырех заводах за годы войны заложили 44 больших охотника пр. 122-а. а с учетом 6 зеленодольских, заложенных ещё до войны (четыре заложенных на заводе № 300 были уничтожены при оставлении Киева), общее число начатых постройкой до окончания войны кораблей этого проекта составляло 50.
До 1 января 1946 г. вступили в строй 23 корабля: 13 постройки завода № 340, 9 — завода № 402. 1 — завода № 199. 13 охотников пр. 122-а вступили в строй позднее — в 1946-1947 гг. Остальные, в том числе строившиеся во Владивостоке, достраивать не стали.
В 1945 г. на заводе № 340 заложили первые большие охотники по проекту 122 бис, строившиеся двумя крупными сериями. Всего с 1939 по 1955 г. было построено и сдано флоту 275 единиц больших охотников за подводными лодками пр. 122 различных его модификаций. Из них 43 единицы впоследствии передали другим странам— Польше. Индонезии. Кубе, Китаю, Болгарии, Албании, Румынии. Корабли этого проекта строились также и в Китае.
Как и другие отечественные корабли улучшенных довоенных проектов, серийно строившиеся в первые послевоенные годы, большие охотники пр. 122 бис к моменту развертывания их крупносерийного строительства уже морально устарели.
В связи с этим в 1949 г. ЦКБ-51 получило тактико-техническое задание на проектирование большого охотника пр. 159 с новым вооружением и новой энергетической установкой. В силу различных причин создание нового корабля, в полной мере отвечающего потребностям флота, затянулось до второй половины 50-х гг. и завершалось уже ЦКБ-340 по новому тактико-техническому заданию, как сторожевого корабля с газотурбинной установкой, 76-мм автоматической артиллерией. 40-см торпедным и реактивно-бомбовым противолодочным вооружением.
Чтобы создать для нового большого охотника энергетическую установку, один из кораблей пр. 122 бис переоборудовали и в 1953-1956 гг. испытывали с ускорительной авиационной газовой турбиной мощностью 10000 л.с.
В составе отечественного ВМФ большие охотники пр. 122 оставались до конца 60-х годов. Разработкой пр. 122 в ВМФ СССР было положено начало становлению и дальнейшему развитию кораблей противолодочной обороны, осуществлен переход к созданию специализированного подкласса более крупных противолодочных кораблей.
С сайта http://www.navylib.su
-------------------
Большой охотник", как разновидность малого противолодочного корабля (концепцию сформулировали еще в 20-х гг. — "искатель подводных лодок"), в нашей стране создали буквально накануне Великой Отечественной войны. В те годы, учитывая возрастающую роль подводных сил в вооруженной борьбе на море и необходимость усиления и совершенствования сил и средств противолодочной обороны, руководством Военно-Морского флота СССР было принято решение о создании нового подкласса боевых кораблей — больших охотников за подводными лодками.
Основной задачей, возлагаемой на эти корабли, являлось несение дозорной и охранной службы в ближней зоне наших военно-морских баз и на путях развертывания сил флота. Предполагалось, что это будет достаточно мореходный и быстроходный корабль, с увеличенной дальностью плавания, небольшого водоизмещения, который был бы способен нести современное по тому времени вооружение для борьбы с подводными лодками. Строившиеся тогда катера — малые охотники типа MO-IV с деревянными корпусами этим требованиям удовлетворить уже не могли.
Конструкторское бюро (КБ) Балтийского завода в 1938-1939 гг. разработало проект корабля морской пограничной охраны под № 115. Заинтересованное в подобном корабле руководство Наркомата ВМФ поручило конструкторскому бюро в г. Горьком (ЦКБ-51) переработать его с довооружением гидроакустической станцией типа "Тамир". Новый проект получил № 122.
В 1940 г. Военно-морской академией было выполнено техническое обоснование (ОТТ) к большому охотнику, предназначенному "для эскортирования и действий по вызову вне районов базы".
Требования ВМФ предусматривали:
— вооружение корабля двумя 76-мм орудиями, большими (18-24 шт.) и малыми (36-48 шт.) глубинными бомбами;
— скорость полного хода 22-24 уз, дальность плавания 2500 миль, мореходность до 7-8 баллов;
— водоизмещение 275-325 т.
Эти элементы в большей мере определялись уже готовым пр. 122. Зеленодольский завод № 340 и завод № 300 ("Ленинская кузница") в Киеве с 1939-40 гг. уже вели постройку серии больших охотников (соответственно 6 и 4 единицы). Параллельно с постройкой осуществлялась и корректировка проекта в ЦКБ-51. "Артиллерист", головной большой охотник завода № 340. сошёл на воду 21 апреля 1940 г., а за ним в том же году. на том же заводе спустили и второй — "Минёр".
Скорректированный пр. 122-а предусматривал вооружение корабля одной 76-мм универсальной артиллерийской установкой 34К. тремя 12,7-мм пулеметами ДШК и глубинными бомбами (16 больших и 40 малых). Нормальное водоизмещение по проекту равнялось 209 т, скорость 23 уз, дальность плавания 2410 миль. Главные механизмы состояли из трёх дизелей марки 9Д мощностью по 1100 л. с.
Постройку первых серийных кораблей пр. 122-а, задерживавшуюся из-за доработки проекта до начала боевых действий, завершить не успели. Первые два больших охотника "Артиллерист" и "Минер" были готовы к сдаче заказчику в июле 1941 г. Их перевели по Волге в Баку, где, после завершения сдаточных испытаний, в ноябре 1941 г. они вступили в строй Краснознаменной Каспийской флотилии.
В отличие от катеров — малых охотников типа MO-IV, эти корабли со стальными корпусами были значительно крупнее — их водоизмещение превышало 200 т. Это позволило усилить состав вооружения, установить одну 76,2-мм и две 37-мм артиллерийских установки, три 12,7-мм пулемета, бомбосбрасыватели больших и малых глубинных бомб в количестве 20 и 40 штук соответственно.
В качестве средства подводного наблюдения устанавливалась первая отечественная подкильная выдвижная гидроакустическая аппаратура "Тамир". Трехвальная главная энергетическая установка, состоящая из дизелей марки 9Д Коломенского завода мощностью по 1100 л. с, позволяла развивать скорость до 22 уз. и обеспечивала район плавания до 2000 миль.
Однако в ходе испытаний головного корабля "Артиллерист", постройки Зеленодольского завода № 340, осенью 1941 г. на Каспийском море выявили и серьезные недостатки. Так, отсутствовал режим малошумного хода (2-4 уз) для прослушивания шумов подводных лодок. Двигатель американской фирмы "Дженерал моторе" мощностью 90 л.с, установленный для режима малого поискового хода, не обеспечивал управляемости корабля. Шумопеленгатор "Посейдон" даже при дрейфе корабля не обеспечивал надёжного обнаружения подводных лодок. Выявили также недостаточную общую прочность сварного корпуса корабля (появилась трещина в наружной обшивке по правому борту). Это требовало подкреплений корпуса.
Доработка проекта №122-а в ЦКБ-51 под руководством Н.Г. Лощинского включала усиление вооружения: установку 85-мм орудия 90К вместо 76-мм 34К (снятого с производства), двух автоматов 70К и двух бомбометов, размещение гидроакустической станции типа "Тамир-3" и замену отечественных дизелей типа 9Д импортными американскими фирмы "Дженерал моторе". Все эти изменения привели к уменьшению начальной поперечной метацентрической высоты с 0,51 до 0,43 м. Специальная комиссия под председательством Ю.А. Шиманского, с участием А.Н. Крылова и В.Л. Поздюнина, установила минимально допустимую величину метацентрической высоты не менее 0,47 м.
Доработанный пр. 122-а с некоторыми изменениями приняли для кораблей заводов № 340 и № 199, а также для вновь заложенных в 1941-1942 гг. на заводе № 402 в Молотовске и на Владивостокской верфи Наркомрыбпрома. На заводе № 402, в частности, перешли от сварной обшивки к клепаной, что увеличило массу корпуса на 7 т. По своим кораблестроительным элементам отечественные корабли пр. 122-а не уступали поставлявшимся нашему флоту по ленд-лизу американским охотникам типов PC и PCS, несколько превосходили их по артиллерийскому вооружению и уступали им по совершенству радиолокации и гидроакустики.
В интересах скорейшего развёртывания крупносерийной постройки больших охотников руководство Наркомата ВМФ отказалось от пр. 152, разработанного в 1942-1943 гг. в ЦКБ-51. Основным отличием большого охотника этого проекта являлось усиление вооружения до двух 85-мм орудий при увеличении ширины корпуса до 6,2 м и снижении скорости до 20.5 уз.
Однако для сохранения остойчивости при очередной корректировке проекта (пр. 122 бис) на увеличение ширины и снижение скорости серийных охотников всё-таки пришлось пойти. В техническом проекте 122 бис удалось повысить прочность корпуса, мореходность с 6-7 до 9 баллов и несколько усилить вооружение. При этом проектное водоизмещение возросло на 27 т.
В первое послевоенное десятилетие строительство больших охотников, в целом хорошо зарекомендовавших себя в годы войны, продолжалось. Десятилетним планом намечалось построить в 1946-1955 гг. 345 таких кораблей. Большие охотники за подводными лодками пр. 122 бис строились крупной серией и в нескольких модификациях. При этом изменение тактико-технических элементов касалось вооружения и вызванного им некоторого увеличения главных размерений и обводов корпуса. Гидроакустические станции заменялись на более совершенные образцы, корабли оснащались радиолокационными станциями обнаружения воздушных и надводных целей.
Организация постройки больших охотников пр. 122 бис на заводе имени Горького в г. Зеленодольске осуществлялась поточно-позиционным методом. Это позволяло сдавать флоту ежегодно по 25-30 кораблей. Такая поточная линия по постройке кораблей являлась первой в нашей стране. В 1949 г. группа специалистов завода и конструкторского бюро (ЦКБ-340) участников разработки новой технологии постройки кораблей была удостоена Государственной премии.
Главными конструкторами пр. 122-а в ЦКБ-51 до 1941 г. являлись К.Д. Корнилов, затем Н.Г. Лощинский, а с 1946 по 1948 г. Н.Х. Желязков. Главным конструктором последующей модификации больших охотников по пр. 122 бис стал А.В. Кунахович. Всего на четырех заводах за годы войны заложили 44 больших охотника пр. 122-а. а с учетом 6 зеленодольских, заложенных ещё до войны (четыре заложенных на заводе № 300 были уничтожены при оставлении Киева), общее число начатых постройкой до окончания войны кораблей этого проекта составляло 50.
До 1 января 1946 г. вступили в строй 23 корабля: 13 постройки завода № 340, 9 — завода № 402. 1 — завода № 199. 13 охотников пр. 122-а вступили в строй позднее — в 1946-1947 гг. Остальные, в том числе строившиеся во Владивостоке, достраивать не стали.
В 1945 г. на заводе № 340 заложили первые большие охотники по проекту 122 бис, строившиеся двумя крупными сериями. Всего с 1939 по 1955 г. было построено и сдано флоту 275 единиц больших охотников за подводными лодками пр. 122 различных его модификаций. Из них 43 единицы впоследствии передали другим странам— Польше. Индонезии. Кубе, Китаю, Болгарии, Албании, Румынии. Корабли этого проекта строились также и в Китае.
Как и другие отечественные корабли улучшенных довоенных проектов, серийно строившиеся в первые послевоенные годы, большие охотники пр. 122 бис к моменту развертывания их крупносерийного строительства уже морально устарели.
В связи с этим в 1949 г. ЦКБ-51 получило тактико-техническое задание на проектирование большого охотника пр. 159 с новым вооружением и новой энергетической установкой. В силу различных причин создание нового корабля, в полной мере отвечающего потребностям флота, затянулось до второй половины 50-х гг. и завершалось уже ЦКБ-340 по новому тактико-техническому заданию, как сторожевого корабля с газотурбинной установкой, 76-мм автоматической артиллерией. 40-см торпедным и реактивно-бомбовым противолодочным вооружением.
Чтобы создать для нового большого охотника энергетическую установку, один из кораблей пр. 122 бис переоборудовали и в 1953-1956 гг. испытывали с ускорительной авиационной газовой турбиной мощностью 10000 л.с.
В составе отечественного ВМФ большие охотники пр. 122 оставались до конца 60-х годов. Разработкой пр. 122 в ВМФ СССР было положено начало становлению и дальнейшему развитию кораблей противолодочной обороны, осуществлен переход к созданию специализированного подкласса более крупных противолодочных кораблей.
С сайта http://www.navylib.su
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
- Schultz
- Администратор
- Сообщения: 8709
- Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
- Реальное имя: Сергей
- Воинское звание: старший матрос
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: Большие охотники проекта 122, 122А, 122бис
Вопрос к Константину Бабину. В ваше время у вас на кораблях (122бис) были боцманские дудки?
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
-
- Почетный форумчанин
- Сообщения: 1084
- Зарегистрирован: 28 окт 2012, 06:46
- Реальное имя: Константин
- Воинское звание: ст.2ст.
- Откуда: Карелия, Петрозаводск
Re: Большие охотники проекта 122, 122А, 122бис
Да. Дудку таскал на своей шее посыльный. Он бегал по люкам к кубрикам и после "гудка" этой дуды делал объявления. Не интересная такая смешная дудка. Ни каких подвигов на наших маленьких коробочках она не сделала.
- Schultz
- Администратор
- Сообщения: 8709
- Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
- Реальное имя: Сергей
- Воинское звание: старший матрос
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: Большие охотники проекта 122, 122А, 122бис
Константин, большое спасибо за информацию. Во время моей службы таких дудок уже не было...
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
-
- Сообщения: 171
- Зарегистрирован: 24 июн 2006, 12:01
- Реальное имя: Геннадий
- Воинское звание: ст.матрос
- Откуда: Эстония
Re: Большие охотники проекта 122, 122А, 122бис
У нас была , на всех трех кораблях что служил... видимо как атрибут прошлого....вот точно не помню на ком , то ли у дежурного по низам , или у вахты на трапе....
Связь, она как воздух, когда есть не замечаешь, когда нет задыхаешься.
"контр-адмирал А.Г.Головко"
"контр-адмирал А.Г.Головко"
- Schultz
- Администратор
- Сообщения: 8709
- Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
- Реальное имя: Сергей
- Воинское звание: старший матрос
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: Большие охотники проекта 122, 122А, 122бис
Учебное судно "Ленинград". Впечатляет.
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
- Schultz
- Администратор
- Сообщения: 8709
- Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
- Реальное имя: Сергей
- Воинское звание: старший матрос
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: Большие охотники проекта 122, 122А, 122бис
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
- Schultz
- Администратор
- Сообщения: 8709
- Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
- Реальное имя: Сергей
- Воинское звание: старший матрос
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: Большие охотники проекта 122, 122А, 122бис
Раритетное фото УС "Ленинград" (БО-298, МПК-298).
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
- Schultz
- Администратор
- Сообщения: 8709
- Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
- Реальное имя: Сергей
- Воинское звание: старший матрос
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Re: Большие охотники проекта 122, 122А, 122бис
Нашел на Балансере. Судя по флагу, корабль пограничный, но, наверно, так обедали на всех кораблях этого проекта? Константин, у вас так же было?
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
-
- Почетный форумчанин
- Сообщения: 1084
- Зарегистрирован: 28 окт 2012, 06:46
- Реальное имя: Константин
- Воинское звание: ст.2ст.
- Откуда: Карелия, Петрозаводск
Re: Большие охотники проекта 122, 122А, 122бис
Нет. У нас такого не было. Даже во время стоянки в заводах и доке обед только в кубрике. Я так понимаю, что этот снимок возможен только при очень человечном комндире. К сожалению у нас на дивизионе таких практически не было.Schultz писал(а):так обедали на всех кораблях этого проекта? Константин, у вас так же было?