Страница 1 из 1

Эскадренный миноносец проекта 41

Добавлено: 07 фев 2008, 19:59
lyohin
Фактически первым советским послевоенным проектом эскадренного миноносца следует считать не пр.30-бис, а проект 41, тактико-техническое задание на разработку которого было утверждено 14 июня 1947 года. ТТЗ на разработку проекта 41 в какой-то мере явилось результатом проектирования лидеров пр.48, начатых, но не завершенных постройкой и эсминцев пр.40. Проектирование нового корабля было поручено коллективу ЦКБ-53. Главным конструктором назначили В.А.Никитина – без преувеличения, выдающегося советского кораблестроителя, внесшего большой вклад в строительство отечественного флота. Группу наблюдения от ВМС (тогдашнее наименование ВМФ) возглавил инженер-капитан 2 ранга М.А.Янчевский. Эскизное проектирование заняло один год и 19 августа 1948 г. его результаты были утверждены постановлением Совета министров СССР. Еще через год – 28 сентября 1949 г. – был утвержден технический проект и одновременно было принято решение в целях отработки новой серии эсминцев с принципиально новыми техническими решениями приступить вначале к постройке одного головного корабля, а уже затем – к серии.
В декабре 1949 года судостроительный завод им. Жданова (ныне «Северная верфь») приступил к строительству корабля, однако официальная закладка состоялась только 5 июля 1950 года. Эсминец получил наименование «Неустрашимый». В декабре того же года началась подготовка к строительству установочной серии и на других судостроительных заводах. Спуск корабля на воду был произведен 29 января 1951 г., а через год (26 января 1952 г.), не окончив швартовных испытаний, эсминец вышел на заводские ходовые испытания.
В техническом плане ЭМ являл собой качественно новый этап в развитии кораблей не только своего класса, но и отечественного надводного кораблестроения вообще. Согласно проекту корпус впервые был выполнен гладкопалубным с небольшой седловатостью в средней части. Кроме одной носовой надстройки, котельных кожухов на верхней палубе и не считая оружия – других надстроек не было. В корпусе почти отсутствовали иллюминаторы, и вообще корабль в максимально возможной степени отвечал требованиям противоатомной защиты. Главный командный пункт, ограждение ходового мостика, машинно-котельные кожуха, башни главного калибра, зенитные автоматы и стабилизированный пост наводки орудий были защищены броней толщиной от 8-10 до 20 мм.
Кардинально отличной от предыдущих проектов являлась главная энергетическая установка. Двухвальная ГЭУ размещалась в двух независимых автономных отсеках. В каждом отсеке, образующем эшелон, размещался ГТЗА типа ТВ-8 проектной мощностью 33 000 л.с. и два главных котла со всеми обслуживающими механизмами. Автоматизированные котлы КВ-41 имели форсированное дутье непосредственно в топку и вырабатывали пар повышенных параметров с давлением до 64 кг/кв.см. ГЭУ была приспособлена к пуску без предварительного прогрева, имела лучшую манёвренность, пониженное число оборотов гребного вала, уменьшенный вес и габариты (легче, чем у пр.30-бис на 100 тонн). Кроме того, на экономических ходах расход топлива оказался примерно на 20% ниже, чем у ЭМ пр.30-бис. Электроэнергетическая система впервые на советских эсминцах была выполнена на трехфазном переменном токе 220В в 50 Гц.
В качестве артиллерии главного калибра на корабле были установлены две двухорудийные 130-мм стабилизированные универсальные палубно-башенные артустановки СМ-2-1. Каждая башня располагала собственным радиолокационным дальномером «Штаг-Б». Башни имели местное и дистанционное управление. Орудия длиной 58 калибров монтировались на общем станке и раздельного вертикального наведения не допускали. Конечно по сравнению с полностью закрытыми башнями пр.30-бис это был шаг назад. Причина этого заключалась в увлечении общей стабилизацией башен универсальной артиллерии и невозможности в приемлемых габаритах обеспечить это для полностью закрытых башен. Подобная стабилизация оказалась бесперспективной и развития не получила. Данные для стрельбы орудий вырабатывала РЛС «Якорь-М» со стабилизированным постом наводки СПН-500 и дальномером ЗДМС-4, данные обрабатывались системой ПУС «Зенит-41». Зенитная артиллерия включала четыре стабилизированных спаренных 45-мм автомата СМ-16 и два счетверенных 25-мм автомата 4М-120. Автоматы СМ-16 управлялись либо с местного поста, либо от приборов МЗА, получавших данные от РЛС «Фут-Б». Автоматы 4М-120 управлялись только вручную. Торпедное вооружение было представлено двумя пятитрубными 533-мм аппаратами, и в целом оно было полностью идентичным таковому, устанавливавшемуся на легких крейсерах пр.68-бис. На минных рельсах на верхней палубе могли размещаться до 48 морских мин КБ или же 48 минных защитников ГМЗ. Кроме того, имелось шесть бомбометов БМБ-2 (по три на борт). Радиотехническое вооружение общего назначения включало РЛС обнаружения воздушных целей «Фут-Н», надводных целей «Риф» и ГАС «Пегас».
Однако удачным корабль все же назвать было нельзя. На заднем ходу корабль не слушался рулей, при их перекладке он входил в циркуляцию, но из нее рулями не выводился. Побортное размещение 45-мм автоматов не допускало их совместного использования как в носовой, так и в кормовой полубатареях. Кроме того, сами автоматы СМ-16 были несерийного производства, а предсерийная РЛС «Фут-Б» оказалась ненадежной. Забегая вперед, следует заметить, что впоследствии в ходе эксплуатации зенитные АУ СМ-16 были заменены на счетверенные 45-мм СМ-20-ЗиФ, 25-мм автоматы сняли, бомбомёты заменили на две РБУ-2500, а опытный вариант станции «Фут-Б» был заменён на отработанный серийный. Самый большой сюрприз заключался в недоборе кораблём скорости полного хода и дальности плавания. По ТТЗ скорость полного хода была определена в 36 узлов, а получили – 33,5. Дальность плавания технико-экономическим ходом (при скорости 14 узлов) должна была составить 5 500 миль, но с трудом удалось «выжать» 5 210. Разбор причин оказался поверхностным. В приемном акте по этому поводу отмечалось следующее: «..это произошло вследствие недостаточной проектной мощности механической установки и ошибок в методике расчета ходкости кораблей, применяемой ЦНИИ-45» (ныне ЦНИИ им. академика А.Н.Крылова). В этой связи «Неустрашимый» определили избыточно большим кораблем, хотя и имеющим существенные запасы на модернизацию. Причем эта точка зрения стала преобладающей еще задолго до начала испытаний, поэтому в июне 1951 года постановлением Совмина серия пр.41 была прекращена, а заложенные корпусные конструкции серийных эсминцев разобраны.
Последующие события показали, что неприятности с недобором скорости проектом 41 были связаны с более глубокими причинами. Гром грянул, когда на ходовые испытания был предъявлен головной эсминец «Спокойный» пр.56, разработанный как «улучшение» пр.41. При меньшем на 400 т водоизмещении и при значительно большей мощности ГЭУ (на 10 000 л.с.), «Спокойный» смог развить скорость лишь на один узел превышавшую скорость «Неустрашимого». Предметное разбирательство специально созданной комиссии, в которой работал выдающийся отечественный авторитет в области теории корабля профессор инженер-контр-адмирал В.Г.Власов, установило, что весь комплекс «корма-винт-руль» спроектирован неправильно как на пр.41, так и на пр.56. Искажение гидродинамического потока не позволяло винтам развивать необходимый упор, что и являлось главной причиной неудовлетворительной ходкости. На «Спокойном» пришлось отрезать «неправильную» кормовую оконечность, которую заменили новой «правильной». Однако на «Неустрашимом» этого делать не стали, поскольку корабль в серию не пошел.
С позиций сегодняшнего видения переход от проекта 41 к пр.56 был неоправданным. Большинство его недостатков можно было устранить даже на «живом» корабле, не говоря уже о корректировке проекта для серии. Особенно ценными качествами пр.41 по сравнению с последовавшим пр.56 являлись большая живучесть, автономность, дальность плавания и запасы на модернизацию. Отсутствие последних на пр.56 особенно остро почувствовали при модернизации по проекту 56-К «Бравый», когда потребовалась укладка твердого балласта и ряд других ухищрений для выполнения требований ТТЗ. Тем не менее в серию пошел проект 56.
Программа строительства. В декабре 1949 года завод №190 им. Жданова (ныне Северная верфь) приступил к строительству, однако официальная закладка состоялась 5 июля 1950 г. В декабре того же года началось строительство установочной серии и на других судостроительных заводах. Спуск корабля на воду был произведен 29 января 1951 г.,а через год (26 января 1952 г.), не окончив швартовных, эсминец вышел на заводские ходовые испытания. Официально введён в строй лишь 31 января 1955 г., а окончательно принят от промышленности 27 декабря 1957 г.
В связи с тем, что серия не состоялась из-за вышеперечисленных обстоятельств, в 1951 г. заложенные корпусные конструкции серийных эсминцев были разобраны.
Статус на 2007 г. Единственный корабль этого проекта – «Неустрашимый» – вошёл в состав 4-го ВМФ 26 июля 1955 г. В том же году после реорганизации флотов, 24 января был переведён в состав Балтфлота. 25 января 1974 г. эсминец был выведен из боевого состава ВМФ, законсервирован и поставлен в Кронштадте на отстой, а впоследствии сдан на слом.

Добавлено: 07 фев 2008, 20:00
lyohin
ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение, тонн
• стандартное - 3 010
• полное -3 830
Основные размерения, м
• длина наибольшая (по КВЛ) - 133,83 (н/д)
• ширина наибольшая (по КВЛ) - 13,57 (н/д)
• осадка наибольшая (средняя) - 4,42
Главная энергетическая установка: котлотурбинная
• 4 паровых котла КВ-41, 2 ГТЗА ТВ-8
суммарная мощность, л.с. (кВт) - 64 200 (47 187)
• турбогенераторы, мощность, (кВт) - 2 Х н/д
• дизель-генераторы, мощность, (кВт) - 2 Х н/д
2 вала; 2 гребных винта
Скорость хода, уз:
• наибольшая - 33,55
• экономическая - -17,9
Дальность плавания, миль (при скорости, уз) - 5210 (14)
Автономность, сут. - н/д
Экипаж, чел. (в т.ч. офицеров) - 305 (н/д)

ВООРУЖЕНИЕ

Артиллерийское:
• 130-мм АУ СМ-2-1 - 2 Х 2
• 45-мм АУ СМ-16 - 4 Х 2
позже заменены на 45-мм СМ-20-ЗиФ - 4 Х 4
• 25-мм 4М-120 (позже сняты) -2 Х 4
Торпедное:
• 533-мм ТА ПТА-53-41 - 2 Х 5
Противолодочное:
• БМБ-2 - 6 Х 1
позже заменены на РБУ-2500 «Смерч» - 2 Х 16
• бомбосбрасыватели - 2
глубинные бомбы РГБ/БПС/ГБ/ББ (РГБ-25) - 105 (128)
Минное:
• мины КБ «Краб» / минные защитники ГМЗ - 48 / 48

РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ

БИУС • «Планшет-41»
РЛС обнаружения НЦ - 1 х «Риф-1»
РЛС общего обнаружения - 1 х «Фут-Н» (Knife Rest)
НРЛС - 1 х «Нептун»
ГАС • «Пегас»
средства РЭБ - набор средств
РЛС управления огнем - 1 х «Якорь-М» для 130-мм АУ (в составе СПН), 2 х «Фут-Б» (Hawk Screech) для АУ ГК и ЗА
командно-дальномерные посты - 1 Х СПН-500
средства связи - набор средств
РЛС госопознавания • н/д

Добавлено: 07 фев 2008, 20:14
lyohin
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ ЭМ "Неустрашимый"

• «НЕУСТРАШИМЫЙ» [з/н 614]. Зачислен в списки ВМФ 15.3.1950 г.; заложен 5.7.1950 г. на ССЗ №190; спущен на воду 29.1.1951 г.; введён в строй 31.1.1955 г. (окончательно принят от промышленности 27.12.1957 г.); вошёл в состав 4-го ВМФ 26.7.1955 г.; 24.12.1955 г. переведён в ДКБФ; с 21.5.1962 г. по 23.12.1963 г. и с 10.10.1967 г. по 6.1.1969 г. проходил в Лиепае капремонт; 25.1.1974 г. выведен из боевого состава ВМФ, законсервирован и поставлен в Кронштадте на отстой; 22.2.1974 г. разоружён и исключён из состава ВМФ; расформирован 12.3.1974 г.; в 1974-75 гг. разделан на металл на базе «Главвторчермета» в Ленинграде.

Добавлено: 07 фев 2008, 20:20
lyohin
Единственный в ВМФ СССР эсминец пр.41 "Неустрашимый" переходной от пр.30-бис к пр.56. От старпома эсминца (1969-1971гг), ныне адмирала Гуринова экипажу нового "Неустрашимого". 20 июня 1997г.

Изображение

Добавлено: 10 фев 2008, 17:08
бпп
1955г. Ленинград
Изображение

Добавлено: 10 фев 2008, 21:48
lyohin
Я так понимаю, он имел за свою историю не один бортовой номер?

Добавлено: 12 фев 2008, 20:43
бпп
да, и не однократно. Такая вот секретность..

Добавлено: 13 фев 2008, 21:03
бпп
Изображение

Добавлено: 13 фев 2008, 21:08
бпп
С бортовыми-то ладно...А кто объяснит другое: при спуске на воду имя эсминца - в носу:

Изображение

Добавлено: 13 фев 2008, 21:09
бпп
А через несколько лет - в корме:

Изображение