История объектов связанных с кораблями
Добавлено: 29 сен 2007, 20:12
Уникальный разводной мост между Лиепаей и Каростой (так назывался раньше Военный городок) нуждается в срочном ремонте.
Действующих мостов такого типа в мире больше не осталось. Несмотря на внешний уже непрезентабельный вид — шутка ли, через год 100-летний юбилей справлять будет, — у него потрясающий запас прочности. В начале жизни он перенес немало передряг: его взрывали и таранили. Когда-то из-за него получил выговор Колчак. Сейчас руководство Лиепайской специальной экономической зоны старается раздобыть немалые средства на капитальный ремонт, в котором эта городская достопримечательность уже давно нуждается.
"Динамитные" клепки
— Мост был третьей очередью строительства форта Александра III, вместе с шоссе, — рассказал Телеграфу лиепайский инспектор Государственной инспекции по охране памятников культуры Гунар Силакактиньш. — До 1906 года тут действовала временная паромная переправа. Проект делало архитектурно-планировочное бюро Санкт-Петербурга совместно с бельгийским сталелитейным заводом. Это был смежный заказ военного ведомства. Разводной механизм изготовили в Бельгии, а пролеты железной конструкции и прочее — в Бердянске. Вообще-то новостройку полагали сдать в эксплуатацию годом ранее, в 1905-м, но сперва задержались из-за снаряжения и отправки Тихоокеанской морской эскадры на Русско-японскую войну, потом была революция 1905-го и матросские бунты... Потому мост был сдан лишь в 1906 году 9 августа по старому стилю.
Мост уникален, во-первых, своей длиной — 127 м от берега до берега. Подобный, и даже длиннее, был когда-то в Киеве, но его взорвали немцы при отступлении в 1918 году.
Во-вторых, в конструкции использованы уникальные клепки. Внизу, где огромные металлические балки, применили современнейший по тем временам метод, который американцы опробовали на каркасах первых небоскребов. Суть в том, что с одной стороны клепки закладывался динамит, потом ее вставляли в отверстие и нагревали. Взрыв — и все ровно и точно отклепано.
В-третьих, у моста очень интересный разводной механизм, со сложной и технически вполне уникальной осью. Обе половинки не поднимаются вверх, как мы привыкли видеть в фильмах про Петербург, а поворачиваются в горизонтальной плоскости. У поворотного механизма трехступенчатое дублирование — его можно развести за несколько минут "электрическим" способом, а в случае поломки — лебедками вручную или буксирами. В общем, неудивительно, что солидный немецкий технический журнал семь страниц своего номера за 6 июня 1908 года посвятил подробному описанию поворотного механизма и других элементов лиепайского моста.
Когда матросы маршируют
Сдача в эксплуатацию проходила при большом скоплении народа. Прибыли военный министр Куропаткин, офицеры из Риги и Вильнюсского военного округа. Запас прочности моста — 240 тонн. Проверка была серьезнейшая. Сперва положили рельсы и затащили два трамвайных вагона, загрузили их булыжниками, замерили вес и осадку. А после равномерным маршевым шагом пустили две роты матросов, чтобы попробовать расшатать переправу, ведь известно, что на мосту "в ногу" шагать нельзя, из-за резонанса он может разрушиться. Но конструкция все выдержала! Так что подписали приемо-сдаточные акты, и тогдашний городской голова г-н Цинкус тоже свою подпись поставил. Зажгли газовые фонари. К слову, вроде бы и технический объект, а фонари были выполнены в югенд-стиле. Сейчас из шести только один остался.
Я капитан, иду на таран (он был грузин)
Вскоре переправа прошла еще две "проверки на прочность". Правда, форс-мажорные. В Первую мировую был взорван ближний к городу пролет моста. Его снова заклепали. А в ноябре 1927-го его таранил норвежский танкер с грузом керосина. Слегка подвыпивший капитан танкера заглушил двигатель немного раньше, чем судно зашло под мост. Порыв ветра кинул танкер на центральную ось. Результат — два года пришлось перебираться с одного берега на другой по временной переправе, пока в мастерских Каросты ремонтировали, вернее, фактически делали заново поворотный механизм.
А жандармским будкам, стоявшим когда-то на обоих берегах, в царское время периодически основательно доставалось от пьяных матросов. Часто "морские волки" возвращались из увольнительных в непотребном виде, теряли увольнительные записки, да мало ли!.. И жандармы их не пускали в Военный городок. Злость и хмельная силушка требовали выхода, и матросы грозились сбросить жандармов вместе с их будками в канал. Жандармам, правда, искупаться в канале так и не пришлось, а вот сами сторожки сбрасывали не раз. Сохранились документы, в которых комендант крепости ходатайствовал "об отпуске лесов" для восстановления злосчастных будок.
Как Колчак из-за Воздушного моста выговор получил
Случилось это в феврале 1914 г., когда адмирал Александр Колчак временно командовал Либавским портом. Он в своей биографии об этом периоде жизни не упоминает, но кажется, именно в то время у них с женой родилась дочка Шарлотта, здесь же умершая и похороненная.
Предчувствие войны тогда витало в воздухе. Командующий Балтийским флотом Эссен решил провести большие морские зимние маневры флота и приказал вывести эскадру в море. Но Колчак и его подчиненные не смогли вовремя выполнить приказ, потому что канал замерз и мост невозможно было развести. В результате строгие выговоры, лишение премиальных и прочие кары посыпались на всех, и на Колчака в том числе.
Единственный из сохранившихся светильников, выполненный в югендстиле. Во время капитального ремонта хотят восстановить и его "собратьев".
Дожить бы до ремонта
О работе с наглядной демонстрацией механизмов Телеграфу рассказал старший одной из разводящих смен Валдис Грандбергс. В каждой смене два оператора во главе со старшим, работают по 12 часов. По графику мост разводится пять раз в сутки, а если нет судов, то реже. Разводка происходит так: сперва дежурные освобождают переправу от транспорта и пешеходов, потом закрывают ворота с обеих сторон, вручную тремя ключами открывают разводной механизм — посередине и на каждом берегу. После чего спускаются в маленькие домики под каждой из половин моста, где находятся разводные механизмы. С помощью электричества они включаются, и пролеты моста разворачиваются вдоль берегов. С момента закрытия ворот проходит семь минут.
— Открытыми стоим по-разному, — говорит Валдис. — В среднем часа по полтора, это от лоцманов и диспетчеров зависит. Бывает, после требования на разводку минут по 40 и больше ждать приходится, пока судно появится, попутно выслушивая от ожидающего народа комментарии обо всех наших родных и близких. Вручную, с помощью лебедок, тоже приходилось разводить, когда с электричеством проблемы возникали. Но это физически тяжело очень, все же 240 тонн один пролет весит. А лет восемь назад на одной из сторон сломался поворотный механизм, так пока не починили, два месяца с буксиром мучились. Зимние холода механизмы переносят нормально, это операторы мерзнут на пронизывающем ветру. А вот летом, когда жара сильная, мост нагревается и в соответствии с законами физики расширяется. В результате пролеты в середине "слипаются", не развести. Так мы придумали бревнышко подкладывать, чтоб щель небольшая оставалась. А в советские времена военные буксир тут в летнюю жару держали и для охлаждения постоянно поливали мост забортной водой. И зря — от соленой воды он ржавел. Да и нынче давно нужен капитальный ремонт, иначе труба мосту.
Да и еще из последнее будем считать как интервью у жителя Лиепая (нашего знакомого -)) по поводу ремонта Воздушного моста:
Там долгая история будет.Честно говоря, слабо верится, что мост
вообще отремонтируют.
На жителей Военного Городка властям начхать, для бизнеса мост не помеха в таком виде.
Самое интересное,что с судов по прежнему берут пошлину за развод
моста.)))))
Одна-то половина есть.)
Вот так, фотографию позже вставлю этого ВОЗДУШНОГО МОСТА. (а может и не я)
Действующих мостов такого типа в мире больше не осталось. Несмотря на внешний уже непрезентабельный вид — шутка ли, через год 100-летний юбилей справлять будет, — у него потрясающий запас прочности. В начале жизни он перенес немало передряг: его взрывали и таранили. Когда-то из-за него получил выговор Колчак. Сейчас руководство Лиепайской специальной экономической зоны старается раздобыть немалые средства на капитальный ремонт, в котором эта городская достопримечательность уже давно нуждается.
"Динамитные" клепки
— Мост был третьей очередью строительства форта Александра III, вместе с шоссе, — рассказал Телеграфу лиепайский инспектор Государственной инспекции по охране памятников культуры Гунар Силакактиньш. — До 1906 года тут действовала временная паромная переправа. Проект делало архитектурно-планировочное бюро Санкт-Петербурга совместно с бельгийским сталелитейным заводом. Это был смежный заказ военного ведомства. Разводной механизм изготовили в Бельгии, а пролеты железной конструкции и прочее — в Бердянске. Вообще-то новостройку полагали сдать в эксплуатацию годом ранее, в 1905-м, но сперва задержались из-за снаряжения и отправки Тихоокеанской морской эскадры на Русско-японскую войну, потом была революция 1905-го и матросские бунты... Потому мост был сдан лишь в 1906 году 9 августа по старому стилю.
Мост уникален, во-первых, своей длиной — 127 м от берега до берега. Подобный, и даже длиннее, был когда-то в Киеве, но его взорвали немцы при отступлении в 1918 году.
Во-вторых, в конструкции использованы уникальные клепки. Внизу, где огромные металлические балки, применили современнейший по тем временам метод, который американцы опробовали на каркасах первых небоскребов. Суть в том, что с одной стороны клепки закладывался динамит, потом ее вставляли в отверстие и нагревали. Взрыв — и все ровно и точно отклепано.
В-третьих, у моста очень интересный разводной механизм, со сложной и технически вполне уникальной осью. Обе половинки не поднимаются вверх, как мы привыкли видеть в фильмах про Петербург, а поворачиваются в горизонтальной плоскости. У поворотного механизма трехступенчатое дублирование — его можно развести за несколько минут "электрическим" способом, а в случае поломки — лебедками вручную или буксирами. В общем, неудивительно, что солидный немецкий технический журнал семь страниц своего номера за 6 июня 1908 года посвятил подробному описанию поворотного механизма и других элементов лиепайского моста.
Когда матросы маршируют
Сдача в эксплуатацию проходила при большом скоплении народа. Прибыли военный министр Куропаткин, офицеры из Риги и Вильнюсского военного округа. Запас прочности моста — 240 тонн. Проверка была серьезнейшая. Сперва положили рельсы и затащили два трамвайных вагона, загрузили их булыжниками, замерили вес и осадку. А после равномерным маршевым шагом пустили две роты матросов, чтобы попробовать расшатать переправу, ведь известно, что на мосту "в ногу" шагать нельзя, из-за резонанса он может разрушиться. Но конструкция все выдержала! Так что подписали приемо-сдаточные акты, и тогдашний городской голова г-н Цинкус тоже свою подпись поставил. Зажгли газовые фонари. К слову, вроде бы и технический объект, а фонари были выполнены в югенд-стиле. Сейчас из шести только один остался.
Я капитан, иду на таран (он был грузин)
Вскоре переправа прошла еще две "проверки на прочность". Правда, форс-мажорные. В Первую мировую был взорван ближний к городу пролет моста. Его снова заклепали. А в ноябре 1927-го его таранил норвежский танкер с грузом керосина. Слегка подвыпивший капитан танкера заглушил двигатель немного раньше, чем судно зашло под мост. Порыв ветра кинул танкер на центральную ось. Результат — два года пришлось перебираться с одного берега на другой по временной переправе, пока в мастерских Каросты ремонтировали, вернее, фактически делали заново поворотный механизм.
А жандармским будкам, стоявшим когда-то на обоих берегах, в царское время периодически основательно доставалось от пьяных матросов. Часто "морские волки" возвращались из увольнительных в непотребном виде, теряли увольнительные записки, да мало ли!.. И жандармы их не пускали в Военный городок. Злость и хмельная силушка требовали выхода, и матросы грозились сбросить жандармов вместе с их будками в канал. Жандармам, правда, искупаться в канале так и не пришлось, а вот сами сторожки сбрасывали не раз. Сохранились документы, в которых комендант крепости ходатайствовал "об отпуске лесов" для восстановления злосчастных будок.
Как Колчак из-за Воздушного моста выговор получил
Случилось это в феврале 1914 г., когда адмирал Александр Колчак временно командовал Либавским портом. Он в своей биографии об этом периоде жизни не упоминает, но кажется, именно в то время у них с женой родилась дочка Шарлотта, здесь же умершая и похороненная.
Предчувствие войны тогда витало в воздухе. Командующий Балтийским флотом Эссен решил провести большие морские зимние маневры флота и приказал вывести эскадру в море. Но Колчак и его подчиненные не смогли вовремя выполнить приказ, потому что канал замерз и мост невозможно было развести. В результате строгие выговоры, лишение премиальных и прочие кары посыпались на всех, и на Колчака в том числе.
Единственный из сохранившихся светильников, выполненный в югендстиле. Во время капитального ремонта хотят восстановить и его "собратьев".
Дожить бы до ремонта
О работе с наглядной демонстрацией механизмов Телеграфу рассказал старший одной из разводящих смен Валдис Грандбергс. В каждой смене два оператора во главе со старшим, работают по 12 часов. По графику мост разводится пять раз в сутки, а если нет судов, то реже. Разводка происходит так: сперва дежурные освобождают переправу от транспорта и пешеходов, потом закрывают ворота с обеих сторон, вручную тремя ключами открывают разводной механизм — посередине и на каждом берегу. После чего спускаются в маленькие домики под каждой из половин моста, где находятся разводные механизмы. С помощью электричества они включаются, и пролеты моста разворачиваются вдоль берегов. С момента закрытия ворот проходит семь минут.
— Открытыми стоим по-разному, — говорит Валдис. — В среднем часа по полтора, это от лоцманов и диспетчеров зависит. Бывает, после требования на разводку минут по 40 и больше ждать приходится, пока судно появится, попутно выслушивая от ожидающего народа комментарии обо всех наших родных и близких. Вручную, с помощью лебедок, тоже приходилось разводить, когда с электричеством проблемы возникали. Но это физически тяжело очень, все же 240 тонн один пролет весит. А лет восемь назад на одной из сторон сломался поворотный механизм, так пока не починили, два месяца с буксиром мучились. Зимние холода механизмы переносят нормально, это операторы мерзнут на пронизывающем ветру. А вот летом, когда жара сильная, мост нагревается и в соответствии с законами физики расширяется. В результате пролеты в середине "слипаются", не развести. Так мы придумали бревнышко подкладывать, чтоб щель небольшая оставалась. А в советские времена военные буксир тут в летнюю жару держали и для охлаждения постоянно поливали мост забортной водой. И зря — от соленой воды он ржавел. Да и нынче давно нужен капитальный ремонт, иначе труба мосту.
Да и еще из последнее будем считать как интервью у жителя Лиепая (нашего знакомого -)) по поводу ремонта Воздушного моста:
Там долгая история будет.Честно говоря, слабо верится, что мост
вообще отремонтируют.
На жителей Военного Городка властям начхать, для бизнеса мост не помеха в таком виде.
Самое интересное,что с судов по прежнему берут пошлину за развод
моста.)))))
Одна-то половина есть.)
Вот так, фотографию позже вставлю этого ВОЗДУШНОГО МОСТА. (а может и не я)