http://www.mn.ru/issue/2007-40-38
Владимир Щербаков
Флотская пересменка
Куда поведёт ВМФ России его новый главнокомандующий?
Предвыборная кадровая перетасовка дала себя знать и в Военно-морском флоте России. В отставку "по возрасту" отправлен адмирал флота Владимир Масорин, достигший 60 лет, а вместо него главкомом ВМФ назначен адмирал Владимир Высоцкий, который до этого командовал Северным флотом. Резонно возникает вопрос: не будет ли новый назначенец, как у нас водится, ломать наработки предшественников и определять иные направления военно-морского строительства, подчас кардинально отличные от выработанных до него?
Предпосылки для такого беспокойства уже есть. Ряд СМИ цитируют слова озабоченности Высоцкого "тяжелым состоянием морских сил общего назначения". Причем упоминается госпрограмма вооружений до 2015 года, в которой основной упор в развитии ВМФ сделан на всемерное совершенствование морских стратегических ядерных сил. Вот это "упущение Владимира Масорина" новый флотоводец должен якобы устранить первым делом. Однако госпрограмма принималась вообще-то всем военно-политическим руководством страны, а не каким-то одним военачальником. И, кстати, Масорин сам неоднократно выступал с критикой вышестоящих инстанций, не в полной мере выделяющих финансирование на серийную постройку корветов и фрегатов новых типов, а также десантных и других кораблей.
Коммерция и PR
Увы, в нашей стране до сих пор не сформировалась внятная концепция военно-морского строительства. Соответственно, нет и ясных планов, и конкретных действий по их воплощению в жизнь.
Фактически после имевшего высокий авторитет в Кремле адмирала флота Советского Союза Сергея Горшкова во главе отечественного ВМФ так и не появился флотоводец в истинном понимании этого слова. Каждый из последующих главкомов все время испытывал какие-либо ограничения. То во времени, как это произошло с адмиралом флота Владимиром Масориным, то в финансировании, как было с последним главкомом ВМФ СССР адмиралом флота Владимиром Чернавиным и сменившим его уже российским главкомом адмиралом флота Феликсом Громовым.
Хотя сколько за 1990-е годы было продано кораблей на металлолом и куда ушли те огромные средства, что были за них получены, точно сегодня сказать не может никто. А ведь многие корабли, едва отслужив половину назначенного срока, списывались и продавались на слом за границу по ценам от 15 до 500 тыс. долларов даже после того, как прошли средний (!) ремонт, стоивший иногда на порядок больше. Может, верны всплывшие в прессе сведения о том, что Феликс Громов после увольнения с военной службы в 1997 году совсем неслучайно стал президентом коммерческой фирмы "Вторметинвест", которая активно участвовала в утилизации кораблей и судов?
Но, по крайней мере, восьми лет, на протяжении которых адмирал флота Владимир Куроедов пребывал в должности главкома (1997-2005), вполне должно было хватить для больших и полезных дел. Но и он почему-то не сумел реализовать хотя бы начальную фазу перспективной программы российского военно-морского строительства. Ну ладно, при Борисе Ельцине флот, по сути, был брошен на произвол судьбы. Так при Владимире Путине, взявшем курс на восстановление боевого потенциала Вооруженных сил, Куроедов занялся в основном военно-морским пиаром. При том, что уже в начале нового столетия президентом были подписаны все те основополагающие документы, которые позволяли приступить к активному строительству нового российского флота.
Хотя затевавшиеся PR-акции и подвели, видимо, Куроедова под раздачу. После того как в присутствии Владимира Путина со стратегических ракетоносцев не взлетели ракеты, Верховный главнокомандующий перестал смотреть на флот сквозь розовые очки. А когда случилась авария подводного аппарата АС-28, на карьере главкома была поставлена точка.
Приоритеты как перчатки
В российский период существования ВМФ прочно устоялось правило: очередной главком практически полностью отрицает политику своего предшественника и начинает вести "собственную игру". Впрочем, Масорин, сменивший в должности Куроедова, заявил: "У нас флот строится не так, как захочет Масорин, Иванов или Сидоров. Есть основополагающие документы". Но именно этот в принципе правильный подход почему-то постоянно нарушается.
Достаточно вспомнить интригу с "кораблем XXI века". Так нарек сторожевой корабль "Новик" (проекта 12441 "Гром") Феликс Громов. Новый СКР был заложен 27 июля 1997 года на калининградском заводе "Янтарь". На нем предполагали установить уникальные для того времени комплексы вооружения. Однако истратив на сторожевик более 2 млрд рублей, его строительство законсервировали. И реанимировали только недавно, но теперь это будет просто учебный корабль "Бородино". А Куроедов на должности главкома активно лоббировал начало постройки других сторожевиков - проекта 20380 "Стерегущий". Очередной главком уже их стал именовать "кораблями XXI века", переклассифицировав в корветы. У него сложилось свое понимание потребностей флота.
Чего стоило одно только "концептуальное" заявление Куроедова, сделанное в августе 2003 года: "На ближайшие 5-7 лет я не вижу задач для авианосцев". Заметим, что еще 4 марта 2000 года президентом были утверждены "Основы политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 года". В документе в качестве приоритета военно-морской деятельности государства намечено: "Поддержание в боевой готовности и совершенствование морской техники и вооружения, включая... строительство надводных кораблей, в том числе авианосцев с повышенными боевыми возможностями". Получилось, что с поставленной главковерхом задачей в принципе не согласен один из его ближайших подчиненных. Правда, впоследствии он вынужден был чуть подправить свою позицию, объявив: "С 2005 года мы приступим к проектированию нового авианосца, а после 2010 года приступим к строительству".
Реально же вернул этот вопрос в повестку дня уже другой главком - Владимир Масорин. И то незадолго до своей отставки. Апеллируя к результатам исследований флотских специалистов, Масорин стал утверждать, что ВМФ России необходимо иметь до шести атомных авианосцев, проектирование которых "надо начинать уже сейчас".
Кадры решают всё
И все же у российского военного руководства, похоже, так и не созрело ясное представление о том, какие же задачи должен выполнять наш флот в возможных войнах будущего. Отсюда и постоянные метания в выборе ориентиров для кораблестроения. То приоритет отдается строительству стратегических подводных ракетоносцев, то самым важным объявляется развитие сил общего назначения, то вдруг собираемся бросить все ресурсы на создание авианосцев.
Так, может, сами люди, призванные быть носителями идеологии развития флота, оказываются просто не готовы к столь ответственной роли? Скажем, в советские времена, чтобы занять пост главкома, претенденту приходилось сначала несколько лет послужить на должности начальника Главного штаба ВМФ. Таким путем приобретался основательный опыт управления сложнейшей организацией огромного флота. Владимир Чернавин, например, постигал эту премудрость четыре года, прежде чем принял командование над ВМФ СССР. А что теперь?
Феликс Громов на волне развала Советского Союза шагнул на пост главкома фактически с должности командующего Северным флотом. Он умел поспешать, когда надо: даже обязательное для высших офицеров обучение в Военной академии Генштаба прошел в 1991 году... экстерном.
Быстро поднимался по карьерной лестнице и Владимир Куроедов. Покомандовав всего 17 месяцев Тихоокеанским флотом, он хотя бы обозначился в должности начштаба на 4 месяца, и все - вырос в главкома. Следующий, Владимир Масорин, три года проведя на Черноморском флоте (надо сказать, не самом большом в России), штабом ВМФ руководил целых 8 месяцев. А недавно назначенный главнокомандующим Владимир Высоцкий должность начштаба ВМФ вообще перешагнул, да и Северным флотом командовал лишь два года.
Остается просто надеяться, что нынешний главком не станет все же замораживать планы, провозглашенные предшественником. Хотя бы потому, что до карьерного взлета сам командовал авианесущим крейсером. Ну не может он не понимать всю важность и необходимость для нашей большой страны таких кораблей. Опять же возраст (53 года) позволяет адмиралу занимать должность не менее семи лет, продвигая перспективную программу.