БПК "Удалой"
Моряк — везде моряк
С Вадимом Александровичем Христорадновым мы познакомились во время служебной командировки в Чечню. Согласитесь, шесть часов неторопливой езды на бронепоезде расположат к беседе хоть кого. Одним из соседей по плацкарту в натопленном вагоне оказался и крепыш- прапорщик. Через час пути пришлось расстегнуть камуфлированные куртки — слишком жарко.
Под камуфляжем прапорщика оказалась не обычная зелёная майка, а морская тельняшка
Это сразу привлекло моё внимание. Ну а дальше, как в известной песне Андрея Макаревича: «Вагонные споры — последнее дело, когда уже нечего пить. И поезд идёт, и бутыль опустела, и тянет поговорить». Времени было вдосталь, а рассказ — интересным. А так как в этот день моему собеседнику исполнилось 40 лет, то это повествование и будет моим праздничным подарком бывшему моряку, а ныне мужу, отцу, прапорщику и просто хорошему человеку Вадиму.
* * *
Родился Вадим в городе Богородске Нижегородской области морозным февральским днем 1964 года. Как и все советские дети, ходил в детский садик, затем в среднюю школу №7, которую и закончил в 1981 году. Учебных заведений в родном городе было немного. После недолгих размышлений подал документы в Богородский кожевенный техникум. Надо заметить, что этот техникум был в своём роде единственным в стране и готовил высококлассных специалистов для кожевенных предприятий нашей, тогда ещё необъятной Родины. После первого курса Вадима призвали служить. Вот тут-то и началась обширная морская эпопея героя моего повествования..
Так совпало, что проводы в армию пришлись на День Победы. Ранним утром 10 мая 1982 года Вадим убыл в Дзержинск на областной приёмный пункт, где ему сообщили «радостную» новость: тянуть два года армейскую лямку ему не придётся. Он будет матросом, а, следовательно, станет утюжить водные просторы морей и океанов на целый год больше, чем ползающий по грязной земле пехотинец.
Обучение морскому делу началось в Кронштадте. В течение шести месяцев матрос Христораднов осваивал навыки работы на электронно-вычислительном комплексе (в дальнейшем ЭВК), носящем далёкое от морских глубин название «Лесоруб - 5». Учили на совесть, на вооружение советских ВМС только-только поступили два современных больших противолодочных корабля (в дальнейшем БПК). Назывались они «Удалой» и «Вице-адмирал Кулаков», один спустили со стапелей Ленинграда, другой — Балтийска. Вот на них и пришлось послужить нашему герою в качестве старшего оператора электронно-вычислительного комплекса. Учебная рота была единственной на весь СССР. Почему? Тогда персональных компьютеров не было, и всё, связанное с этой отраслью, было секретным, а размеры ЭВК достигали большой комнаты. Но тем не менее электроника вытесняла человека. Хороший оператор может отслеживать и вести 9 целей, отличный и одарённый — 12. ЭВК отслеживал на порядок больше. Для примера: в своём первом дальнем походе, при выходе из Гибралтарского пролива в Средиземное море, на экране вспыхнуло сразу 80 целей – ЭВК справился.
После сдачи экзаменов Вадим был переведён на Северный флот. Вскоре он занял должность старшего оператора на БПК «Удалой». Корабль был новый, только вступивший в строй, оттого у причала он практически не стоял. На следующий день после прибытия Вадима БПК убыл на штормовые испытания.
Немного об «Удалом». Этот корабль до сих пор считается одним из лучших в своём классе. Очень мощное пушечное и ракетное вооружение, отличная акустическая техника. БПК предназначен для борьбы с подводными лодками противника, но, несмотря на это, мог бы вести равный бой против двух надводных кораблей своего класса. Длина — более 170 метров, ширина – «КамАЗ» на носу разворачивается с легкостью, высота – смотришь, бескозырка падает, а под водой ещё несколько метров скрывается. Нести службу Вадиму довелось в боевой части № 7. По-флотски, БЧ-7. На корабельном сленге их называли «пассажирами». Также на корабле присутствовали БЧ-1— «рули». Это штурманская рубка, откуда управляют кораблём. БЧ-2 — «рогатые». Так прозвали артиллеристов за эмблемы со скрещенными стволами. БЧ-3 — «румыны». Торпедистов так зовут за схожесть крышки торпедного аппарата с офицерской фуражкой румынов. БЧ-5 — «мослатые». Это машинное отделение.
После успешных испытаний возможности нового корабля продемонстрировали своим союзникам по Варшавскому блоку на совместных морских учениях «Океан». Затем пошли «пугать супостата» своим грозным видом: отслеживали действия кораблей и подводных лодок стран НАТО во время их морских манёвров под названием «Осенняя ярмарка».
Вскоре «Удалой» вышел в открытое море для совершения дальнего морского похода. Североморцам выпала честь быть эскортом для только что построенного в Николаеве авианесущего крейсера «Новороссийск», приспособленного для базирования самолётов с вертикальным взлётом и посадкой. Вначале его сопроводили до базы Северного флота, где на корабль была передислоцирована палубная авиация (самолёты «Як»). Затем пошли к берегам Африки, где «Новороссийск» поджидали корабли Тихоокеанского флота. После рандеву эскадры расстались и отправились каждая в свою сторону. По прибытии на базу Вадиму был вручен специальный знак «За дальний поход», но самое приятное — предоставлен 10-дневный отпуск.
Возвратившегося из отпуска матроса Христораднова внезапно перевели на БПК «Вице-адмирал Кулаков». Расставаться с насиженным местом не хотелось, но кто ж у матроса будет спрашивать его согласия? Впрочем, для перевода у командования флота были веские причины. Кораблю предстоял дальний поход. Бороздить воды Средиземного моря, а точнее, найти там американский линкор «Нью-Джерси», который залпами своих мощных орудий превратил в руины ливанский город Бейрут. На этот раз сопровождали тяжёлый ракетный крейсер «Киров». До принятия на вооружение флагмана Северного флота «Петр Великий» это был самый мощный в мире корабль своего класса. Задание было выполнено, американцев удалось отогнать. А на обратном пути отличились акустики. Они сумели обнаружить пристроившуюся за кораблями новейшую атомную подводную лодку американцев, сфотографировать перископ и записать её индивидуальные акустические шумы. Это довольно редкая удача.
Отслужив положенный срок, матрос Христораднов вернулся домой уже в разгар перестройки. Доучившись и защитив диплом, Вадим получил распределение в Ригу, где и стал работать на рижском производственном объединении «Космос». Там же познакомился со своей будущей женой Еленой. Работу приходилось совмещать с заочной учебой в Московском институте текстильной и легкой промышленности. Жили не тужили до начала парада суверенитетов. Потом Вадиму начали объяснять его «оккупационную» сущность. От греха подальше, семья переехала в Богородск. Жена устроилась на один из кожевенных заводов, Вадим начал пробовать себя в различных отраслях.
В отдельную бригаду оперативного назначения Приволжского округа ВВ МВД России устроился сразу после начала второй чеченской кампании. Заключив контракт, приступил к исполнению должностных обязанностей старшего техника 10-й роты. На Кавказ впервые попал в 2000 году, тогда бригада располагалась в Аргунском ущелье. Сегодня за плечами прапорщика Вадима Христораднова восемь чеченских командировок. Службой, в целом, доволен. Жаль только, что праздники (а в марте, кроме Дня внутренних войск России, в семье Вадима целых два дня рождения: жены и дочери Марины) приходится встречать в очередной чеченской командировке. Ну да ведь не век же ей длиться! А пока он мысленно целует своих близких и просит за него не беспокоиться.
Николай ПЕТЕЛИН, подполковник Чеченская Республика, Аргун .
В.Христораднов
Р.S. C Вадимом Христорадновым с разницей в полгода закончили учебку в Крондштадте, вместе служили на "Удалом" БИУС "Лесоруб"
С Вадимом Александровичем Христорадновым мы познакомились во время служебной командировки в Чечню. Согласитесь, шесть часов неторопливой езды на бронепоезде расположат к беседе хоть кого. Одним из соседей по плацкарту в натопленном вагоне оказался и крепыш- прапорщик. Через час пути пришлось расстегнуть камуфлированные куртки — слишком жарко.
Под камуфляжем прапорщика оказалась не обычная зелёная майка, а морская тельняшка
Это сразу привлекло моё внимание. Ну а дальше, как в известной песне Андрея Макаревича: «Вагонные споры — последнее дело, когда уже нечего пить. И поезд идёт, и бутыль опустела, и тянет поговорить». Времени было вдосталь, а рассказ — интересным. А так как в этот день моему собеседнику исполнилось 40 лет, то это повествование и будет моим праздничным подарком бывшему моряку, а ныне мужу, отцу, прапорщику и просто хорошему человеку Вадиму.
* * *
Родился Вадим в городе Богородске Нижегородской области морозным февральским днем 1964 года. Как и все советские дети, ходил в детский садик, затем в среднюю школу №7, которую и закончил в 1981 году. Учебных заведений в родном городе было немного. После недолгих размышлений подал документы в Богородский кожевенный техникум. Надо заметить, что этот техникум был в своём роде единственным в стране и готовил высококлассных специалистов для кожевенных предприятий нашей, тогда ещё необъятной Родины. После первого курса Вадима призвали служить. Вот тут-то и началась обширная морская эпопея героя моего повествования..
Так совпало, что проводы в армию пришлись на День Победы. Ранним утром 10 мая 1982 года Вадим убыл в Дзержинск на областной приёмный пункт, где ему сообщили «радостную» новость: тянуть два года армейскую лямку ему не придётся. Он будет матросом, а, следовательно, станет утюжить водные просторы морей и океанов на целый год больше, чем ползающий по грязной земле пехотинец.
Обучение морскому делу началось в Кронштадте. В течение шести месяцев матрос Христораднов осваивал навыки работы на электронно-вычислительном комплексе (в дальнейшем ЭВК), носящем далёкое от морских глубин название «Лесоруб - 5». Учили на совесть, на вооружение советских ВМС только-только поступили два современных больших противолодочных корабля (в дальнейшем БПК). Назывались они «Удалой» и «Вице-адмирал Кулаков», один спустили со стапелей Ленинграда, другой — Балтийска. Вот на них и пришлось послужить нашему герою в качестве старшего оператора электронно-вычислительного комплекса. Учебная рота была единственной на весь СССР. Почему? Тогда персональных компьютеров не было, и всё, связанное с этой отраслью, было секретным, а размеры ЭВК достигали большой комнаты. Но тем не менее электроника вытесняла человека. Хороший оператор может отслеживать и вести 9 целей, отличный и одарённый — 12. ЭВК отслеживал на порядок больше. Для примера: в своём первом дальнем походе, при выходе из Гибралтарского пролива в Средиземное море, на экране вспыхнуло сразу 80 целей – ЭВК справился.
После сдачи экзаменов Вадим был переведён на Северный флот. Вскоре он занял должность старшего оператора на БПК «Удалой». Корабль был новый, только вступивший в строй, оттого у причала он практически не стоял. На следующий день после прибытия Вадима БПК убыл на штормовые испытания.
Немного об «Удалом». Этот корабль до сих пор считается одним из лучших в своём классе. Очень мощное пушечное и ракетное вооружение, отличная акустическая техника. БПК предназначен для борьбы с подводными лодками противника, но, несмотря на это, мог бы вести равный бой против двух надводных кораблей своего класса. Длина — более 170 метров, ширина – «КамАЗ» на носу разворачивается с легкостью, высота – смотришь, бескозырка падает, а под водой ещё несколько метров скрывается. Нести службу Вадиму довелось в боевой части № 7. По-флотски, БЧ-7. На корабельном сленге их называли «пассажирами». Также на корабле присутствовали БЧ-1— «рули». Это штурманская рубка, откуда управляют кораблём. БЧ-2 — «рогатые». Так прозвали артиллеристов за эмблемы со скрещенными стволами. БЧ-3 — «румыны». Торпедистов так зовут за схожесть крышки торпедного аппарата с офицерской фуражкой румынов. БЧ-5 — «мослатые». Это машинное отделение.
После успешных испытаний возможности нового корабля продемонстрировали своим союзникам по Варшавскому блоку на совместных морских учениях «Океан». Затем пошли «пугать супостата» своим грозным видом: отслеживали действия кораблей и подводных лодок стран НАТО во время их морских манёвров под названием «Осенняя ярмарка».
Вскоре «Удалой» вышел в открытое море для совершения дальнего морского похода. Североморцам выпала честь быть эскортом для только что построенного в Николаеве авианесущего крейсера «Новороссийск», приспособленного для базирования самолётов с вертикальным взлётом и посадкой. Вначале его сопроводили до базы Северного флота, где на корабль была передислоцирована палубная авиация (самолёты «Як»). Затем пошли к берегам Африки, где «Новороссийск» поджидали корабли Тихоокеанского флота. После рандеву эскадры расстались и отправились каждая в свою сторону. По прибытии на базу Вадиму был вручен специальный знак «За дальний поход», но самое приятное — предоставлен 10-дневный отпуск.
Возвратившегося из отпуска матроса Христораднова внезапно перевели на БПК «Вице-адмирал Кулаков». Расставаться с насиженным местом не хотелось, но кто ж у матроса будет спрашивать его согласия? Впрочем, для перевода у командования флота были веские причины. Кораблю предстоял дальний поход. Бороздить воды Средиземного моря, а точнее, найти там американский линкор «Нью-Джерси», который залпами своих мощных орудий превратил в руины ливанский город Бейрут. На этот раз сопровождали тяжёлый ракетный крейсер «Киров». До принятия на вооружение флагмана Северного флота «Петр Великий» это был самый мощный в мире корабль своего класса. Задание было выполнено, американцев удалось отогнать. А на обратном пути отличились акустики. Они сумели обнаружить пристроившуюся за кораблями новейшую атомную подводную лодку американцев, сфотографировать перископ и записать её индивидуальные акустические шумы. Это довольно редкая удача.
Отслужив положенный срок, матрос Христораднов вернулся домой уже в разгар перестройки. Доучившись и защитив диплом, Вадим получил распределение в Ригу, где и стал работать на рижском производственном объединении «Космос». Там же познакомился со своей будущей женой Еленой. Работу приходилось совмещать с заочной учебой в Московском институте текстильной и легкой промышленности. Жили не тужили до начала парада суверенитетов. Потом Вадиму начали объяснять его «оккупационную» сущность. От греха подальше, семья переехала в Богородск. Жена устроилась на один из кожевенных заводов, Вадим начал пробовать себя в различных отраслях.
В отдельную бригаду оперативного назначения Приволжского округа ВВ МВД России устроился сразу после начала второй чеченской кампании. Заключив контракт, приступил к исполнению должностных обязанностей старшего техника 10-й роты. На Кавказ впервые попал в 2000 году, тогда бригада располагалась в Аргунском ущелье. Сегодня за плечами прапорщика Вадима Христораднова восемь чеченских командировок. Службой, в целом, доволен. Жаль только, что праздники (а в марте, кроме Дня внутренних войск России, в семье Вадима целых два дня рождения: жены и дочери Марины) приходится встречать в очередной чеченской командировке. Ну да ведь не век же ей длиться! А пока он мысленно целует своих близких и просит за него не беспокоиться.
Николай ПЕТЕЛИН, подполковник Чеченская Республика, Аргун .
В.Христораднов
Р.S. C Вадимом Христорадновым с разницей в полгода закончили учебку в Крондштадте, вместе служили на "Удалом" БИУС "Лесоруб"
gavr, я думаю, на этих фото ты узнаешь многих.
Куба, 1984 год
Новый год
100 дней до приказа
Р.S. На одноклассники.ru бпк Удалой есть Филюшкин Юрий, он служил с тобой в БЧ-7 аккустиком старшина мичман Скудный Г.И.
http://c1.odnoklassniki.ru/dk?st.cmd=gr ... type=STUDY
Если есть фото экипажа, корабля, можешь выложить.
Куба, 1984 год
Новый год
100 дней до приказа
Р.S. На одноклассники.ru бпк Удалой есть Филюшкин Юрий, он служил с тобой в БЧ-7 аккустиком старшина мичман Скудный Г.И.
http://c1.odnoklassniki.ru/dk?st.cmd=gr ... type=STUDY
Если есть фото экипажа, корабля, можешь выложить.
Секрет!
Привет. Пишет Игорь Братым из Одессы, служил на "Удалом" 82-84год. Потом перевели на "Бесменный". С нами на "Удалом" служил еще один Одессит Николай Туз, его потом перевели на "Громкий". С Николаем видемся часто, есть что вспомнить... он тебя часто вспоминает.
"Да, ребята была у нас ДЕРЖАВА, и она была ВЕЛИКОЙ !!!"
Пишите, кто нас помнит...
СПАСИБО! за фото, на двух из них, меня узнал мой сын Святослав.
Где ты сейчас...?
Привет. Пишет Игорь Братым из Одессы, служил на "Удалом" 82-84год. Потом перевели на "Бесменный". С нами на "Удалом" служил еще один Одессит Николай Туз, его потом перевели на "Громкий". С Николаем видемся часто, есть что вспомнить... он тебя часто вспоминает.
"Да, ребята была у нас ДЕРЖАВА, и она была ВЕЛИКОЙ !!!"
Пишите, кто нас помнит...
СПАСИБО! за фото, на двух из них, меня узнал мой сын Святослав.
Где ты сейчас...?
Игорь Братым