Re: Потенциальная блокада Балтийского флота
Добавлено: 08 окт 2025, 21:13
Schultz
Балтийский котел ведет НАТО и Россию к противостоянию
Балтийский регион стремительно превращается в один из ключевых узлов военного противостояния России и НАТО. Сразу несколько событий сентября подчеркнули масштабы и остроту происходящего. Польша объявила о создании регионального военно-морского командования POLMARFOR, которое, начиная с 2028 года, возьмет на себя руководство морскими операциями НАТО на Балтике. В тот же период американская авианосная ударная группа во главе с USS Gerald Ford приступила к задачам в Северном море. Россия, в свою очередь, ответила серией маневров: корвет «Стойкий», береговой ракетный комплекс «Бал» и истребители Су-30СМ в ходе учений «Запад-2025» отработали совместные пуски крылатых ракет по кораблям условного противника. Пишет НГ.
Еще в мае премьер-министр Польши Дональд Туск предупреждал, что Балтийское море может стать местом перманентной гибридной конфронтации. После вступления в НАТО Финляндии и Швеции Балтика действительно приобрела характер «внутреннего моря» альянса. Сегодня к нему имеют прямой выход девять государств, а через Северное море — еще и Норвегия с Великобританией. Россия же контролирует лишь узкий коридор Финского залива и побережье Калининградской области. В июне в Балтику заходил американский эсминец Paul Ignatius, оснащённый ракетами Tomahawk, способными поражать цели на глубине Урала, что наглядно показало значение этого региона для Запада.
Исторические параллели напрашиваются сами собой. Как напоминал философ Вадим Цымбурский, именно в ходе Северной войны XVIII века Россия, сокрушив Швецию, обеспечила себе статус державы Балтики. Сегодня вновь формируется устойчивая структура конфликта, где романо-германский блок стран противостоит Москве. Для России это означает необходимость поиска системных решений: от укрепления флота до расширения возможностей северных маршрутов.
Уже предпринимаются конкретные шаги. В октябре 2023 года утвержден план развития Архангельского транспортного узла до 2035 года, предусматривающий создание глубоководного морского района в Двинском заливе. Северный морской путь становится альтернативой: первый контейнерный рейс из Китая в Европу должен пройти по маршруту за 18 дней, что почти на три недели быстрее традиционного.
Тем не менее, полноценная система противовеса на Балтике еще только формируется. Для Москвы выбор стратегического курса здесь становится ключевым вопросом. Вновь, как писал Пастернак, «слово за флотом».
rznonline.ru
Re: Потенциальная блокада Балтийского флота
Добавлено: 08 окт 2025, 21:18
Schultz
Буксир Балтийского флота снова потренировал латвийские ВМС
7 октября 2025
Спасательный буксир Балтийского флота «Александр Фролов». Фото: Wanderer / vesselfinder.com
Озабоченные мнимой российской угрозой страны Прибалтики нервно реагируют на проход мимо их берегов судов, имеющих отношение к ВМФ России. Буксир Балтийского флота снова потренировал ВМС Латвии. До этого судно совершило проход вдоль территориальных вод стран Прибалтики в августе.
Буксир Балтийского флота «Александр Фролов» возвращается из Калининградской области в Санкт-Петербург и снова пошел не по международному транспортному коридору в Балтийском море, а ближе к берегам Литвы и Латвии. По данным АИС судов, это снова вызвало нервную реакцию.
Так, сегодня рано утром напротив Вентспилса буксир встретил патрульный корабль «Цесис». Несмотря на то, что на этот раз до территориальных вод Латвии было 16 миль, военный катамаран последовал за «Александром Фроловым» на скорости около 12 узлов.
«Цесис» держался от буксира Балтийского флота на расстоянии 3−5 миль и сопровождал его более 35 миль. Когда буксир стал удаляться от территориальных вод, «Цесис» прекратил преследование.
Подобные проходы и сопровождения уже не являются редкостью. В августе буксир «Александр Фролов» шел в обратном направлении и прогулялся прямо вдоль территориальных вод стран Прибалтики. В отличие от других стран Прибалтики ВМС Латвии отреагировали сразу двумя кораблями. В начале буксир сопровождал патрульный корабль «Йелгава», а потом на встречу «Александру Форолову» выходил даже тральщик «Иманта».
eadaily.com
Re: Потенциальная блокада Балтийского флота
Добавлено: 03 ноя 2025, 16:42
Schultz
Yle: Россия отреагировала на усиление наблюдения НАТО в Балтийском море
По данным ВМС Финляндии, перевозящие российскую сырую нефть танкеры всё чаще сопровождаются российскими военными кораблями.
Финская телекомпания Yle в субботу, 1 ноября, рассказала о ситуации с проведением операции НАТО «Балтийский страж». Сообщается, что благодаря усилению патрулирования Балтийского моря силами Альянса, удаётся предотвратить нападения судов российского флота на критически важную подводную инфраструктуру. Однако, по данным ВМС Финляндии, танкеры, перевозящие российскую сырую нефть, всё чаще сопровождаются военными кораблями РФ.
Таким образом, Россия отреагировала на усиление наблюдения НАТО в рамках операции «Балтийский страж».
«Военные корабли ходят рядом или в непосредственной близости от одного танкера, чтобы иметь возможность отреагировать в случае угрозы», — заявил контр-адмирал Туомас Тииликайнен, главнокомандующий ВМС Финляндии.
В распоряжении НАТО имеется 30–40 кораблей, беспилотников, подводных лодок, разведывательных самолётов и других технологий. Командование ОВС НАТО по морю (MARCOM) завило, что «с момента инцидента с танкером Eagle S, который протащил якорь по морскому дну примерно на 100 км в конце прошлого года, повредив несколько кабелей связи, включая силовой кабель между Эстонией и Финляндией, никаких злонамеренных действий, связанных с критически важной инфраструктурой в Балтийском море, не зафиксировано».
В статье Yle также отмечается, что Балтийское море — один из самых загруженных водоёмов в мире. Ежедневно в портах и на судоходных путях находится около 2000 судов под различными флагами.
overclockers.ru
Re: Потенциальная блокада Балтийского флота
Добавлено: 01 дек 2025, 06:13
Schultz
Репетиция блокады
Корабли НАТО на учениях отрабатывают сценарии изоляции нефтяного флота России на Балтике
Крупные международные учения 11 стран НАТО Freezing Winds 25 идут в Балтийском море. В маневрах задействованы около 20 боевых кораблей, суда снабжения, а также авиация — истребители, морские разведывательные самолеты и вертолеты. Согласно сообщению пресс-службы ВМС Финляндии, которая выступает «принимающей стороной», учения пройдут в акватории Финского залива и архипелага Южной Финляндии.
Среди основных участников флоты Бельгии, Дании, Эстонии, Германии, Франции, Латвии, Литвы, Нидерландов, Польши и США. В сценарии — отработка защиты морских коммуникаций и критической инфраструктуры, противодесантные операции в архипелаге и на побережье, а также совместные действия флота и береговых войск. Как заявил командующий военно-морскими операциями финский коммодор Марко Лааксонен, Freezing Winds 25 — это демонстрация приверженности союзных стран и Финляндии обеспечению безопасности Балтийского моря во всех ситуациях.
Однако на деле страны НАТО готовятся к блокаде акватории, считает военный эксперт, капитан первого ранга в отставке Василий Дандыкин. «Под прикрытием обеспечения безопасности морских коммуникаций и критической инфраструктуры они скрывают реальную стратегическую цель — перекрыть все коммуникации России и сделать Балтийское море натовским», — сказал эксперт в интервью «Известиям». В это же время в Лапландии завершаются сухопутные учения Northern Strike 25-2, которые проходят на полигоне в 100 км от российской границы. Дандыкин уверен, что под прикрытием этих учений НАТО отрабатывает вариант блокировки маршрута Санкт-Петербург — Калининград.
Профессор Хельсинкского университета Туомас Малинен заявил, что Финляндия готовится к преднамеренной провокации против России, сообщает портал Military Affairs. По словам эксперта, конфликт может начаться в течение ближайших трех лет с операции финских военных под чужим флагом.
Ранее депутат Госдумы РФ Андрей Колесник связал учения НАТО у берегов Балтийского моря с переговорным процессом по Украине. По мнению парламентария, подобными действиями Европейский союз решил навредить намечающимся переговорам о завершении украинского конфликта, поскольку объединению это невыгодно.
В развитие этой конфронтационной темы в Комитете по иностранным делам британского парламента, депутат парламента Чехии Павел Фишер заявил, что борьба с «теневым флотом» России, перевозящим нефть в обход санкций, пока малоуспешна, потому что такие суда практически невозможно идентифицировать.
По мнению этого яростного представителя сухопутной страны, Запад должен «более жестко подходить к этому вопросу», чтобы, используя новейшие технологии, идентифицировать судно, которое было перерегистрировано, заставить его соблюдать принятые санкции. О чем, собственно, речь? О масштабных западных санкциях в отношении флота, перевозящего российскую нефть, который западники упорно именуют теневым.
Но теневым он является исключительно для Запада, где под теневым флотом обычно подразумевают танкеры, которые используются для обхода существующих санкций и иных ограничений в торговле нефтью и нефтепродуктами. «Теневой флот» появился в тот период, когда США в 2018—2019 гг. усилили санкционное давление на Иран и Венесуэлу, чтобы мешать им поставлять нефть на ключевые рынки в обход незаконных штрафных санкций, которые США и Европа используют как дубину против успешных конкурентов..
На Западе серьезно обеспокоились тем обстоятельством, что Москва знает тысячи способов обойти санкционные ограничения. В публикации High North News отмечается, что в течение большей части летнего периода российские суда «теневого флота», перевозящие сжиженный природный газ, избегали нахождения в арктических водах, прилегающих к Норвегии. Однако с наступлением зимнего сезона и образованием ледяного покрова, который делает большую часть Северного морского пути непроходимой, первые суда «теневого флота» возвращаются в акватории Норвежского и Баренцева морей.
В конце октября европейские элиты приняли новый антироссийский санкционный пакет. Главным образом, рестрикции направлены против импорта СПГ, запрет вступит в силу с 2027 г. Кроме того, Брюссель объявил санкции в отношении дополнительных 117 судов «теневого флота», пяти российских финансовых учреждений, а также 21 физического лица. По зарубежным данным, Россия является бенефициаром транспортного флота (включая танкеры) в составе примерно 1800 судов, из них под российским флагом ходит примерно 379.
На фоне санкций против танкеров российского теневого флота в Балтийском море учащаются случаи попыток задержания и преследования танкеров, которые страны ЕС считают принадлежащими российскому теневому флоту. В последнем инциденте такой танкер от эстонских ВМС защищал российский истребитель Су-35. Риск эскалации на Балтике все время растет, считает политолог Георгия Бовта.
Очевидно: усилиями государств НАТО эта часть Европы превратилась в зону конфронтации, которая резко обострилась в результате вступления в НАТО Финляндии и Швеции.
Так, в 2025 г. альянс запустил миссию «Балтийский часовой», через которую пытается установить свои правила судоходства. В НАТО давно хотят превратить Балтийское море в свою акваторию. На конференции «Безопасность Балтийского моря — общая ответственность демократических государств» министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский заявил, что Балтийское море фактически превратилось во внутреннее море НАТО.
По словам главы польского внешнеполитического ведомства, беспокойство вызывает сохраняющаяся активность России в Балтийском регионе, которую он охарактеризовал как враждебную по отношению к странам Запада. Сикорский подчеркнул необходимость государствам-членам альянса объединить усилия и уделить пристальное внимание сложившейся ситуации.
НАТО в ходе своих учений отрабатывает планы по блокированию Калининградской области. Об этом рассказал замминистра иностранных дел РФ Александр Грушко. Дипломат отметил, что после вступления в НАТО Финляндии и Швеции обстановка на Балтике, которая раньше была примером мирного сотрудничества, резко обострилась. Он также обвинил альянс в запуске миссии «Балтийский часовой», целью которой, по версии Москвы, является постепенный захват контроля над судоходством и ограничение морских перевозок в интересах России. По его словам, это является частью общей стратегии милитаризации Балтийского региона. В этих условиях, подчеркнул Грушко, потенциал для диалога практически исчерпан.
Резкую реакцию на эти заявления продемонстрировали в Госдуме.
Тот же Андрей Колесник предупредил, что любые попытки блокады приведут к катастрофическим последствиям. Он также пригрозил применением всего арсенала российского оружия. «Мы к такому сценарию готовы... При необходимости будет нанесен упреждающий удар... Западу следует напомнить о ядерном статусе России», — подчеркнул депутат.
Заявления российских официальных лиц прозвучали на фоне учений НАТО «Удар бури 2025», которые проходили в Литве с 13 по 31 октября и включали масштабные перемещения войск и техники вблизи российской границы. Отмечается, что союзники по НАТО хотят поставить под контроль, а затем и ограничить морские грузоперевозки, осуществляемые в интересах России.
Условия судоходства в Финском заливе и без того сложные. Российские суда, как правило, пользуются узкой полосой нейтральный вод между Финляндией и Эстонией. При этом Конвенция ООН по морскому праву защищает свободу судоходства в нейтральных водах, в том числе свободу от досмотра и ареста. Никакие санкции там не оговорены. Еще до нынешнего военного конфликта безопасный маршрут через российские воды для крупнотоннажных судов был согласован между Россией, Эстонией и Финляндией. Но в Евросоюзе отказываются признавать за собой нарушение морского права в виде попыток досмотра судов третьих стран, проходящих через нейтральные воды, на том лишь основании, что они находятся под санкциями или причислены к российскому «теневому флоту».
Понятно, это осложнило морской экспорт российской нефти, но не остановило. Главное, что на данный момент не существует легальных механизмов противодействия «теневому флоту» РФ, которые не нарушали бы прямо международное право, и такие попытки есть не что иное, как пиратство. Ему, в крайнем случае, можно противопоставить военное конвоирование таких судов, что, естественно, станет шагом к военному конфликту на Балтике. Тем не менее ЕС всерьез обсуждает сценарии задержания и досмотра «подозрительных» танкеров в нейтральных водах Финского залива или западнее, в Датских проливах, при поддержке Германии и Швеции.
Им кажется, что для этого у них есть все снования: несмотря на нефтяные санкции против России, поставки сырья идут, флот танкеров растет, доля «теневых» перевозчиков выросла до 17% всего мирового флота.
«Россия быстро нашла способ получать прибыль от продажи нефти, несмотря на ценовой лимит и импортные ограничения. Создав огромный флот из судов с неясными владельцами, которые тайно перевозят её топливо на удаленные рынки, она сумела обойти санкции и заработать», — пишет The New York Times.
По данным S&P Global Market Intelligence, на начало этого года «теневой» флот насчитывал 940 судов, что на 45% больше, чем годом ранее. (Под теневым флотом понимаются танкеры, которые перевозят санкционную нефть из России, Ирана и Венесуэлы и имеют неопределенных владельцев.) Как заключила Счетная палата США в своем отчете, теневой флот «ограничил эффективность ограничений». А на что вы рассчитывали? Что остановите экспорт российской нефти и ее производных?
Танкеры, якобы относящиеся к «теневому флоту», в январе 2025 г. перевезли 84 % от общего объема российской сырой нефти, которая была транспортирована морским путем. Такие данные содержатся в исследовании CREA (Centre for Research on Energy and Clean), которое изучил «ФедералПресс». На танкеры, принадлежащие или застрахованные в странах, применяющих ценовой предел, пришлось 16 % от общего объема российской сырой нефти. Нефть и нефтепродукты из России экспортировали 402 судна, из которых 207 были причислены к «теневым». Сегодня, думается, эта картина мало изменилась, иначе бы Лондон не констатировал низкую эффективность антироссийских санкций против энергетического сектора.
Если Евросоюз попытается задерживать торговые суда с российской нефтью в Балтийском море, Москва примет ответные меры. Об этом заявил первый заместитель главы международного комитета Совета Федерации Владимир Джабаров. По данным МО Финляндии операция стран НАТО «Балтийский часовой» («страж») уже столкнулась с проблемами: останавливать и досматривать танкеры с российской нефтью не получится, Балтийский флот ВМФ РФ начал сопровождать грузовые суда в водах Финского залива. Возможно, что где-то еще, но финны выдают только такую информацию.
Как резюмировал экономист, профессор, главный научный сотрудник Института Европы РАН Николай Межевич, вариантов ответа на агрессивные действия НАТО может быть огромное множество. Вплоть до того, что судоходство мимо нашего Калининграда станет для Запада весьма проблематичным.
Чтобы попасть в любой порт Эстонии или Латвии, нужно суметь пройти мимо Калининградской области. Калининград как раз находится западнее Прибалтики. Чтобы по Балтийскому морю пройти к восточным портам — Клайпеде, Вентспилсу, Лиепае, Риге — нужно пройти мимо нашей области. А кто знает, может, там «Посейдоны» заведутся, к примеру. По словам эксперта, «перекрытие Балтийского моря как сюжет — это действие, которое может быть применено против России, а может быть принято и Россией для защиты своих интересов».
На днях издание Bloomberg сообщило, что в силу вступили новые дополнительные санкции Вашингтона против российского сектора нефтедобычи. Таким образом, Запад в течение уже нескольких лет и в разных формах вплоть до военных отрабатывает сценарии блокады Балтийского моря для российских гражданских судов и кораблей БФ. Но, как справедливо заметил профессор Николай Межевич, любая блокада — это оружие обоюдоострое. Россия использовала далеко не весь свой арсенал для обеспечения безопасности судоходства на Балтике.
(с) Столетие
Re: Потенциальная блокада Балтийского флота
Добавлено: 08 дек 2025, 12:59
Schultz
В Швеции заявили, что регулярно замечают российские подлодки в Балтике
Россия усиливает свое военное присутствие в Балтийском море, шведский флот «практически еженедельно» замечает российские подлодки в этих водах, сообщил начальник оперативного штаба Швеции капитан Марко Петкович, передает The Guardian.
Наблюдение российских кораблей в Балтике — «обычное дело» для Швеции, добавил он.
Он выразил обеспокоенность по поводу российского «теневого флота». «Хотя сам по себе теневой флот не является военной угрозой, он может оказать военное влияние на наши страны», — заявил Петкович.
Заместитель министра иностранных дел России Александр Грушко ранее заявил, что Россия примет все необходимые меры для защиты своих интересов в Балтийском море от посягательств НАТО. «Попытки НАТО превратить Балтийское море в свое «внутреннее озеро» не увенчаются успехом», — сказал дипломат.
В октябре военные НАТО засекли всплывшую на поверхность «российскую подводную лодку» у побережья французского региона Бретань. В мае Королевский флот Великобритании заявил о перехвате российской подводной лодки «Краснодар» при входе в пролив Ла-Манш у побережья Франции.
rbc.ru