Добавлено: 27 янв 2006, 17:05
Реквием
крейсера Мурманск
(из газеты "Корабельная сторона" г Северодвинск)
автор Олег Химаныч
Часть 2
На особом счету у главкома
«Мурманск» и подобные ему корабли относились к классу легких артиллерийских крейсеров, которые считались очень удачными по конструктивным решениям. Вообще, корабли проекта 68-бис (в Союзе всего их построили 14) производили впечатление и своим внешним обликом, а потому в среде ценителей корабельного дизайна ставились очень высоко. Да и в целом, учитывая серъезные боевые возможности для своего времени, крейсера 68-бис считались одними из самых удачных в советском кораблестроении.
Есть еще одна особенность: крейсера были артиллерийскими, а в тот год, когда «Мурманск» покинул наш город, уже начиналась совсем иная военная эпоха - ракетно-атомная. Так вот, при всем этом кораблям 68-бис удалось занять свое особое место в списках действующего флота. Более того, именно «Мурманску» была уготована роль долгожителя Северного флота - самого передового, мощного, атомного, ракетного.
Исторический журнал крейсера «Мурманск»... Его читаешь - дух захватывает: нынешним-то морякам такое и не снилось! Регулярные «средиземки» в составе 7-й оперативной эскадры, участие в разрешении арабо-израильских конфликтов, атлантические походы, крупнейшие морские учения 70-х - «Океан», «Запад», визиты в иностранные порты: Куба, Франция, Югославия...
В наградном разделе помимо прочего читаем: по итогам 1976 года крейсер объявлен «отличным кораблем». По итогам 1977 года награжден переходящим знаменем военного совета Северного флота и признан «лучшим надводным кораблем». По итогам 1981 года крейсер вновь объявлен «отличным кораблем»... И вот еще что можно расценивать как награду: уже появились новейшие противолодочные корабли, ракетоносцы, пришли на флот авианесущие корабли, а главком С.Г. Горшков по-прежнему каждый свой визит в Североморск начинал с посещения «Мурманска». Факт красноречивый - корабль, достойный уважения.
Но всему отмерян свой век. Стареют и корабли. Самый первый командир крейсера «Мурманск» капитан I ранга Т. Катышев в конце своей карьеры был назначен командиром 176-й бригады резерва и консервации. Так вот он утверждает, что крейсер едва не отправили на слом сразу после вывода из состава действующих. Но с этим не вышло, и затем корабль долгое время стоял на акватории его бригады. Окончательно судьба крейсера была решена на стыке 1994-1995 годов, практически на сороковом году жизни «Мурманска».
крейсера Мурманск
(из газеты "Корабельная сторона" г Северодвинск)
автор Олег Химаныч
Часть 2
На особом счету у главкома
«Мурманск» и подобные ему корабли относились к классу легких артиллерийских крейсеров, которые считались очень удачными по конструктивным решениям. Вообще, корабли проекта 68-бис (в Союзе всего их построили 14) производили впечатление и своим внешним обликом, а потому в среде ценителей корабельного дизайна ставились очень высоко. Да и в целом, учитывая серъезные боевые возможности для своего времени, крейсера 68-бис считались одними из самых удачных в советском кораблестроении.
Есть еще одна особенность: крейсера были артиллерийскими, а в тот год, когда «Мурманск» покинул наш город, уже начиналась совсем иная военная эпоха - ракетно-атомная. Так вот, при всем этом кораблям 68-бис удалось занять свое особое место в списках действующего флота. Более того, именно «Мурманску» была уготована роль долгожителя Северного флота - самого передового, мощного, атомного, ракетного.
Исторический журнал крейсера «Мурманск»... Его читаешь - дух захватывает: нынешним-то морякам такое и не снилось! Регулярные «средиземки» в составе 7-й оперативной эскадры, участие в разрешении арабо-израильских конфликтов, атлантические походы, крупнейшие морские учения 70-х - «Океан», «Запад», визиты в иностранные порты: Куба, Франция, Югославия...
В наградном разделе помимо прочего читаем: по итогам 1976 года крейсер объявлен «отличным кораблем». По итогам 1977 года награжден переходящим знаменем военного совета Северного флота и признан «лучшим надводным кораблем». По итогам 1981 года крейсер вновь объявлен «отличным кораблем»... И вот еще что можно расценивать как награду: уже появились новейшие противолодочные корабли, ракетоносцы, пришли на флот авианесущие корабли, а главком С.Г. Горшков по-прежнему каждый свой визит в Североморск начинал с посещения «Мурманска». Факт красноречивый - корабль, достойный уважения.
Но всему отмерян свой век. Стареют и корабли. Самый первый командир крейсера «Мурманск» капитан I ранга Т. Катышев в конце своей карьеры был назначен командиром 176-й бригады резерва и консервации. Так вот он утверждает, что крейсер едва не отправили на слом сразу после вывода из состава действующих. Но с этим не вышло, и затем корабль долгое время стоял на акватории его бригады. Окончательно судьба крейсера была решена на стыке 1994-1995 годов, практически на сороковом году жизни «Мурманска».