Добавлено: 30 июн 2006, 20:26
http://voyage.narod.ru/vmf/godkovshina.html
Ниже, я хочу рассказать о том какие царили неписаные законы во время моей службы в ВМФ, 1983-1986 года. Советская государственная система всячески скрывала все это, хотя иногда и делала вялые попытки боротся с этим в результате чего достигался результат совсем не тот, который был нужен. Но те люди, которые прошли суровую жизненную школу на кораблях во время срочной службы я думаю навсегда запомнил такое явление, которое называется - "годковщина".
Итак, начнем по порядку. Выше вы наверно уже читали о том на какие категории подразделялись матросы срочной службы в зависимости от срока службы.
Я даже и не подозревал, что как только впервые надел робу матроса ВМФ , так сразу же автоматически был зачислен в самую низшую категорию в этом неписаной иерархии, а именно - я стал ''карасем''!
Первые 6 месяцов служаба проходила в ''учебке'' в Севастополе. Там я не заметил какого-либо серьезного беспредела, так как "карасей" было много, а старослужащх очень мало. Лишь офицеры и мичмана иногда грозили чем-то непонятным, когда были недовольны:
- Вот попадете на корабли, вам там ''годки'' мозги быстро вправят !
Настал тот день, когда осенью 1983 года на ЭМ ''СОВРЕМЕННЫЙ'' прибыли "караси". Нас было около 40 человек...
Первый месяц мы жили в так называемом ''карасятнике'', то есть отдельно от всего экипажа и привыкали к корабельным условиям.
В ''карасятнике'', у меня приключилась неприятность. В то время, когда мы были на ужине в столовой кто-то тайком (наверняка из БЧ-2, их заведование) зашел в наш кубрик и поменял шинели. Мне оставили старую с пятнами от краски и мазута, да еще на полтора размера больше. Моя свеженькая без единой помарки, навсегда исчезла для меня ! Из-за моей неопытности я просто промолчал, жаловаться было не на кого, да и не приветствовалось. Знал бы сколько мне придется натерпеться за потерю этой злосчастной шинели в будущем !
Незаметно пролетела акклиматизация в ''карасятнике'' и настал тот день, когда всех ''карасей'' на вечернем построении торжественно передали в боевые части и службы. Потом в дальнейшем выяснилось, что в радио-технический дивизион пришло четверо карасей.
Как это мало, если посчитать всех годков этого подразделения ! Это были мы - двое русских. Я еще совсем "зеленый" и совершенно не знающий жизни из Краснодарского края, да бойкий малый с большими ушами из Астрахани. Московский еврей и хитрый хохол откуда-то из западной Украины. Эх, где ты сейчас Димок, наверно где-то пропал в "палестинах". Ну, а пан Зварич сейчас тоже за границей в "незалежной".
Начиналась новая и неизвестная для нас жизнь. В группе гидроакустиков в которую я попал было такое положение. Трое отслужило по году - ''борзые караси'', трое два года - ''подгодки'' и был один ''гражданский''. Через месяц, он благополучно уволился в запас. Но я сразу запомнил, какой необычный страх одним только своим взглядом он внушал всем этим "подгодкам" и "борзым карасям"...
Что же обязывал не писанный корабельный закон делать каждой из перечисленной выше категории корабельной иерархии ? Вот несколько основных требований.
''Карась'' должен всегда - обслуживать своих ''годков'' и ''гражданских'' в столовой и кубрике. Наверно, как когда-то это делали офицерские денщики в русской императорской армии. Следить за порядком и чистотой в своем кубрике и на обьекте приборке. Почтительно уступать дорогу старослужашим в коридоре. Беспрекословно (не думая) выполнять любой приказ всех, кто больше его прослужил. Ну и наверно самое тяжкое условие - "карасям" не положено отдыхать (спать) в адмиральский час.
"Карась" должен быть постоянно в движении, даже если для него нет никакой работы... Поэтому уже через месяц такой жизни все "караси" буквально засыпали на ходу !
''Борзый карась'' прежде всего должен всегда учить ''карасей'', премудростям сложной корабельной службы и показывать пример им во всем, как делать приборку и прочее. ''Борзый карась'' также не освобожден от всех ''карасьих'' обязанностей и также еще не спит в адмиральский час.
У ''полторашника'' прямая обязанность - контролировать ''карасей'' и ''борзых карасей'', держать их постоянно в жестких условиях, что-бы служба медом не казалась. И конечно наказывать ленивых и нерадивых применяя физическую силу. Только при успешном выполнении всех этих условий старослужашие дают ему добро спать в кубрике во время адмиральского часа и это как бы первое признание в этой жестокой системе.
''Подгодок'' обязан смотреть, что бы ''полторашники'' справлялись со своими обязанностями и иногда самому показывать пример, как это делается !
''Годок'' - только общее руководство над всеми нижестоящими по сроку службы... Кроме того, он являлся своего рода связывающим звеном между офицерско-мичманским составом и другими матросами и в основном следил, что бы их приказы выполнялись быстро и качественно. Почти всегда "годок" спал где-нибудь на отдаленном посту, "нагуливая" жирок перед скорой "гражданкой" жизнью. Каждый раз его отсутсвие на построениях и приборках тщательно прикрывалось другими сослуживцами...
''Гражданский'' ничего не должен делать !!! Главная задача для него - просто не попадаться офицерам на глаза, а особенно старпому, который обычно лично знал всех старослужащих. Главное спокойно дождаться "не мозоля никому глаза" приказ командира корабля об увольнение в запас...
Сколько искалеченных судеб пока человек пройдет через все это ! Ведь эта жизнь ничуть не легче, чем в "зоне" и некоторые "годки" cвоей беспощадной жестокостью почти ничем не отличались от лагерных паханов. Приведу лишь несколько характерных примеров, которые еще остались в моей памяти.
В БЧ-2 одного ''карася'' за то что он плохо заправил кровать ''полторашник'' избил так, что у него оказалась отбитой селезенка ! Несчастного комисовали. Даже не могу представить, что говорил командир, когда этого несчастного приехала забирать домой мать...
Писарь ''полторашник'' в приступе ярости из-за того, что ''карась'' в срок не напечатал документы разбил пустую бутылку о его голову. Этому писаришке не повезло. Пом. командира по строевой части увидел этот его фокус с бутылкой. Дело почему-то раскрутили и его отправили в дисбат (дисциплинарный батальон). Потом после дисбата он дослуживал (скромным и тихим матросиком) здесь же на нашем эсминце в боцманской команде, так как полтора года проведенное в дисбате не считались службой...
На моих глазах ''годок'' из дивизиона связи подозвал ''карася'' и засунул ему в рот с десяток грязных чайных ложек. Я сам был еще "карасем", представляете какой был для меня наглядный урок ! А все из-за такой мелочи. ''Карась'' почему-то замешкался и не успел вовремя подать кому-то из "годков" эту злополучную чайную ложку.
Понятно, что при таких жестких правилах выживали те у кого были - железный воля, крепкие кулаки и как говорили на корабле не ''тормозил'', то есть был сообразительным. Люди же с мягким характером, просто напросто опускались до неприличия в этих условиях. Помню одного узбека, которого до того забили, что он будучи ''гражданским'' спал в вентеляционном тамбуре не рискуя появляться в кубрике. Или же ''карась'' москвич из интеллегентной семьи постоянно прижигал себе ноги об паровые трубы, что бы только не подвергаться унижениям на корабле, а спокойно отлеживатся в госпитале. Но эти его уловки раскусили ! Стали постоянно контролировать и относиться к нему еще более жестче...
Вся эта система существовала с молчаливого согласия офицеров, мичманов и многочисленных политработников. Замполит же действовал в этой ситуации наверно, как начальник "зоны". Спокойно собирался компромат на "годков" в папочку и пускал его в ход, только когда ему это было нужно и не более... Угрожая при этом, что даст плохую характеристику или же поздним увольнением в запас.
На ''СОВРЕМЕННОМ'' же ходили легенды, какие прямо не человеческие условия для ''карасей'' на БПК ''БОЙКОМ''. Этот корабль служил местом ссылки для особо провинившихся матросов, мичманов и офицеров нашей эскадры и попасть туда считалось, просто оправкой в ад...
В конце 1985 года началась серьезная борьба с ''годковщиной'' на всем Северном флоте. ЦК КПСС (центральный комитет коммунистической партии СССР) отдал приказ искоренить ''неуставные взаимоотношения'', так на официальном языке называли ''годковщину''. Как всегда бывает в нашей стране, результат был совсем не тот, какой хотели получить. Хотели, как лучше - а получилось, как всегда ! Командиры и политработники проводили телесные осмотры ''карасей'', чуть не каждый день. Если на теле ''карася'' обнаруживали что-то похожее на синяк, то начиналось пристрастное следствие. В таких условиях ''годки'' демонстративно отказались поддерживать дисциплину и стали негласно поощрять анархию...
Hарушилась годами отработанная система поддержания жесткой корабельной жизни ! Доходило до того, что окурки или мелкий мусор валялся в коридорах и никто его не убирал. ''Годки'' ухмыляясь открыто говорили офицерам:
- Распустили карасей :-) Cкоро сами приборку делать будете, а нам немного осталось. Как-нибудь потерпим и домой, а вы тут сгниете...
Все это чем-то напоминало происходившую в тоже самое время знаменитую борьбу с пьянством ! Получив приказ с верху, на местах рьяно и не думая кинулись исполнять. А ведь, как мне кажется, если бы с умом подойти к этой проблеме, можно найти выход...Чем все это закончилось , я не знаю. В мае 1986 года уволился в запас. Хотите верьте, хотите нет. Но когда мы сошли в последний раз по трапу с ''СОВРЕМЕННОГО'' на причал (группа примерно 15 человек). То почему-то стало очень грустно и вспоминалось только хорошее... Мы стали на прощанье махать бескозырками и весь экипаж вывалил с нами простится ! Из трубы валил густой черный дым - "мослы" постарались. Вращались антены навигационных РЛС , а по судовой трансляция гремело ''Прощание славянки'' и в душе вдруг будто что-то перевернулось...
На гражданском флоте, я подобного уродливого явления не встретил. Там были совершенно другие условия жизни и другие стимулы...
20 лет прошло, а проблемы всё те же...
Ниже, я хочу рассказать о том какие царили неписаные законы во время моей службы в ВМФ, 1983-1986 года. Советская государственная система всячески скрывала все это, хотя иногда и делала вялые попытки боротся с этим в результате чего достигался результат совсем не тот, который был нужен. Но те люди, которые прошли суровую жизненную школу на кораблях во время срочной службы я думаю навсегда запомнил такое явление, которое называется - "годковщина".
Итак, начнем по порядку. Выше вы наверно уже читали о том на какие категории подразделялись матросы срочной службы в зависимости от срока службы.
Я даже и не подозревал, что как только впервые надел робу матроса ВМФ , так сразу же автоматически был зачислен в самую низшую категорию в этом неписаной иерархии, а именно - я стал ''карасем''!
Первые 6 месяцов служаба проходила в ''учебке'' в Севастополе. Там я не заметил какого-либо серьезного беспредела, так как "карасей" было много, а старослужащх очень мало. Лишь офицеры и мичмана иногда грозили чем-то непонятным, когда были недовольны:
- Вот попадете на корабли, вам там ''годки'' мозги быстро вправят !
Настал тот день, когда осенью 1983 года на ЭМ ''СОВРЕМЕННЫЙ'' прибыли "караси". Нас было около 40 человек...
Первый месяц мы жили в так называемом ''карасятнике'', то есть отдельно от всего экипажа и привыкали к корабельным условиям.
В ''карасятнике'', у меня приключилась неприятность. В то время, когда мы были на ужине в столовой кто-то тайком (наверняка из БЧ-2, их заведование) зашел в наш кубрик и поменял шинели. Мне оставили старую с пятнами от краски и мазута, да еще на полтора размера больше. Моя свеженькая без единой помарки, навсегда исчезла для меня ! Из-за моей неопытности я просто промолчал, жаловаться было не на кого, да и не приветствовалось. Знал бы сколько мне придется натерпеться за потерю этой злосчастной шинели в будущем !
Незаметно пролетела акклиматизация в ''карасятнике'' и настал тот день, когда всех ''карасей'' на вечернем построении торжественно передали в боевые части и службы. Потом в дальнейшем выяснилось, что в радио-технический дивизион пришло четверо карасей.
Как это мало, если посчитать всех годков этого подразделения ! Это были мы - двое русских. Я еще совсем "зеленый" и совершенно не знающий жизни из Краснодарского края, да бойкий малый с большими ушами из Астрахани. Московский еврей и хитрый хохол откуда-то из западной Украины. Эх, где ты сейчас Димок, наверно где-то пропал в "палестинах". Ну, а пан Зварич сейчас тоже за границей в "незалежной".
Начиналась новая и неизвестная для нас жизнь. В группе гидроакустиков в которую я попал было такое положение. Трое отслужило по году - ''борзые караси'', трое два года - ''подгодки'' и был один ''гражданский''. Через месяц, он благополучно уволился в запас. Но я сразу запомнил, какой необычный страх одним только своим взглядом он внушал всем этим "подгодкам" и "борзым карасям"...
Что же обязывал не писанный корабельный закон делать каждой из перечисленной выше категории корабельной иерархии ? Вот несколько основных требований.
''Карась'' должен всегда - обслуживать своих ''годков'' и ''гражданских'' в столовой и кубрике. Наверно, как когда-то это делали офицерские денщики в русской императорской армии. Следить за порядком и чистотой в своем кубрике и на обьекте приборке. Почтительно уступать дорогу старослужашим в коридоре. Беспрекословно (не думая) выполнять любой приказ всех, кто больше его прослужил. Ну и наверно самое тяжкое условие - "карасям" не положено отдыхать (спать) в адмиральский час.
"Карась" должен быть постоянно в движении, даже если для него нет никакой работы... Поэтому уже через месяц такой жизни все "караси" буквально засыпали на ходу !
''Борзый карась'' прежде всего должен всегда учить ''карасей'', премудростям сложной корабельной службы и показывать пример им во всем, как делать приборку и прочее. ''Борзый карась'' также не освобожден от всех ''карасьих'' обязанностей и также еще не спит в адмиральский час.
У ''полторашника'' прямая обязанность - контролировать ''карасей'' и ''борзых карасей'', держать их постоянно в жестких условиях, что-бы служба медом не казалась. И конечно наказывать ленивых и нерадивых применяя физическую силу. Только при успешном выполнении всех этих условий старослужашие дают ему добро спать в кубрике во время адмиральского часа и это как бы первое признание в этой жестокой системе.
''Подгодок'' обязан смотреть, что бы ''полторашники'' справлялись со своими обязанностями и иногда самому показывать пример, как это делается !
''Годок'' - только общее руководство над всеми нижестоящими по сроку службы... Кроме того, он являлся своего рода связывающим звеном между офицерско-мичманским составом и другими матросами и в основном следил, что бы их приказы выполнялись быстро и качественно. Почти всегда "годок" спал где-нибудь на отдаленном посту, "нагуливая" жирок перед скорой "гражданкой" жизнью. Каждый раз его отсутсвие на построениях и приборках тщательно прикрывалось другими сослуживцами...
''Гражданский'' ничего не должен делать !!! Главная задача для него - просто не попадаться офицерам на глаза, а особенно старпому, который обычно лично знал всех старослужащих. Главное спокойно дождаться "не мозоля никому глаза" приказ командира корабля об увольнение в запас...
Сколько искалеченных судеб пока человек пройдет через все это ! Ведь эта жизнь ничуть не легче, чем в "зоне" и некоторые "годки" cвоей беспощадной жестокостью почти ничем не отличались от лагерных паханов. Приведу лишь несколько характерных примеров, которые еще остались в моей памяти.
В БЧ-2 одного ''карася'' за то что он плохо заправил кровать ''полторашник'' избил так, что у него оказалась отбитой селезенка ! Несчастного комисовали. Даже не могу представить, что говорил командир, когда этого несчастного приехала забирать домой мать...
Писарь ''полторашник'' в приступе ярости из-за того, что ''карась'' в срок не напечатал документы разбил пустую бутылку о его голову. Этому писаришке не повезло. Пом. командира по строевой части увидел этот его фокус с бутылкой. Дело почему-то раскрутили и его отправили в дисбат (дисциплинарный батальон). Потом после дисбата он дослуживал (скромным и тихим матросиком) здесь же на нашем эсминце в боцманской команде, так как полтора года проведенное в дисбате не считались службой...
На моих глазах ''годок'' из дивизиона связи подозвал ''карася'' и засунул ему в рот с десяток грязных чайных ложек. Я сам был еще "карасем", представляете какой был для меня наглядный урок ! А все из-за такой мелочи. ''Карась'' почему-то замешкался и не успел вовремя подать кому-то из "годков" эту злополучную чайную ложку.
Понятно, что при таких жестких правилах выживали те у кого были - железный воля, крепкие кулаки и как говорили на корабле не ''тормозил'', то есть был сообразительным. Люди же с мягким характером, просто напросто опускались до неприличия в этих условиях. Помню одного узбека, которого до того забили, что он будучи ''гражданским'' спал в вентеляционном тамбуре не рискуя появляться в кубрике. Или же ''карась'' москвич из интеллегентной семьи постоянно прижигал себе ноги об паровые трубы, что бы только не подвергаться унижениям на корабле, а спокойно отлеживатся в госпитале. Но эти его уловки раскусили ! Стали постоянно контролировать и относиться к нему еще более жестче...
Вся эта система существовала с молчаливого согласия офицеров, мичманов и многочисленных политработников. Замполит же действовал в этой ситуации наверно, как начальник "зоны". Спокойно собирался компромат на "годков" в папочку и пускал его в ход, только когда ему это было нужно и не более... Угрожая при этом, что даст плохую характеристику или же поздним увольнением в запас.
На ''СОВРЕМЕННОМ'' же ходили легенды, какие прямо не человеческие условия для ''карасей'' на БПК ''БОЙКОМ''. Этот корабль служил местом ссылки для особо провинившихся матросов, мичманов и офицеров нашей эскадры и попасть туда считалось, просто оправкой в ад...
В конце 1985 года началась серьезная борьба с ''годковщиной'' на всем Северном флоте. ЦК КПСС (центральный комитет коммунистической партии СССР) отдал приказ искоренить ''неуставные взаимоотношения'', так на официальном языке называли ''годковщину''. Как всегда бывает в нашей стране, результат был совсем не тот, какой хотели получить. Хотели, как лучше - а получилось, как всегда ! Командиры и политработники проводили телесные осмотры ''карасей'', чуть не каждый день. Если на теле ''карася'' обнаруживали что-то похожее на синяк, то начиналось пристрастное следствие. В таких условиях ''годки'' демонстративно отказались поддерживать дисциплину и стали негласно поощрять анархию...
Hарушилась годами отработанная система поддержания жесткой корабельной жизни ! Доходило до того, что окурки или мелкий мусор валялся в коридорах и никто его не убирал. ''Годки'' ухмыляясь открыто говорили офицерам:
- Распустили карасей :-) Cкоро сами приборку делать будете, а нам немного осталось. Как-нибудь потерпим и домой, а вы тут сгниете...
Все это чем-то напоминало происходившую в тоже самое время знаменитую борьбу с пьянством ! Получив приказ с верху, на местах рьяно и не думая кинулись исполнять. А ведь, как мне кажется, если бы с умом подойти к этой проблеме, можно найти выход...Чем все это закончилось , я не знаю. В мае 1986 года уволился в запас. Хотите верьте, хотите нет. Но когда мы сошли в последний раз по трапу с ''СОВРЕМЕННОГО'' на причал (группа примерно 15 человек). То почему-то стало очень грустно и вспоминалось только хорошее... Мы стали на прощанье махать бескозырками и весь экипаж вывалил с нами простится ! Из трубы валил густой черный дым - "мослы" постарались. Вращались антены навигационных РЛС , а по судовой трансляция гремело ''Прощание славянки'' и в душе вдруг будто что-то перевернулось...
На гражданском флоте, я подобного уродливого явления не встретил. Там были совершенно другие условия жизни и другие стимулы...
20 лет прошло, а проблемы всё те же...