30 сентября 1939 года по одним данным, по другим - 31 августа 1939 года на ССЗ № 189 им. С. Орджоникидзе в Ленинграде был заложен корпус крейсера "Валерий Чкалов" проекта 68К (зав. № 306). В 1941 году строительство корабля было приостановлено и было возобновлено после окончания ВОВ. После постройки и вступления в строй (в октябре 1950 года) в апреле 1951 года корабль был введен в состав 8-го ВМФ, с 1955 года - в составе КБФ. В апреле 1958 года корабль был выведен из боевого состава ВМФ и переклассифицирован в учебный КРЛ. В октябре 1958 года был переименован в "Комсомолец". В 1973 году переведен в ЛенВМБ. В 1976 году был возвращен в состав ДКБФ. Списание - в 1979 году.
Комсомолец.jpg
30 сентября 1949 года на ССЗ № 532 в Керчи был спущен на воду БТЩ "Т-49", который стал головным кораблем проекта 254, построенным на этом заводе (зав. № 100). После вступления в строй (в марте 1950 года) корабль вошел в состав ЧФ. В 1951 году был передан ВМС Болгарии. Выведен из боевого состава в 1982 году и передан в качестве учебно-артиллерийского судна военно-морскому училищу имени Н.И. Вапцарова в Варне. Списание в 1993 году.
В тот же день, 30 сентября 1949 года, на ССЗ № 340 в Зеленодольске был спущен на воду "БО-272" проекта 122бис (зав. № 467). После вступления в строй (в декабре 1949 года) в январе 1950 года корабль был зачислен в состав КВФ, в апреле того же года был перечислен в состав ЧФ. В 1956 году отнесен к подклассу МПК и переименован в "МПК-272". Списание - в 1961 году.
30 сентября 1950 года на ССЗ № 340 в Зеленодольске был спущен на воду "БО-299" проекта 122бис (зав. № 494). После вступления в строй в декабре 1950 года корабль был зачислен в состав КВФ, в январе 1951 года - в состав 4-го ВМФ, с 1955 года - в составе КБФ. В 1956 году отнесен к подклассу МПК и переименован в "МПК-299". В 1958 году переведен в состав СФ, а затем, в том же году, после перехода по СМП на Тихий океан, был зачислен в состав ТОФ. Служба - до 1961 года.
30 сентября 1951 года на ССЗ № 340 в Зеленодольске был спущен на воду "БО-362" проекта 122бис (зав. № 523). После вступления в строй (в декабре 1951 года) в феврале 1952 года корабль был зачислен в состав КВФ. В октябре 1952 года был переведен в состав ЧФ. В 1956 году отнесен к подклассу МПК и переименован в "МПК-362". Служба - до 1963 года.
30 сентября 1952 года на ССЗ № 532 в Керчи был спущен на воду БТЩ "Т-69" проекта 254 (зав. № 121). После вступления в строй (в мае 1953 года) корабль вошел в состав ЧФ. В 1953 году был переведен по ВВП на Каспий и вошел в состав КВФ. В 1966 году был переименован в "МТ-69", в 1972 году - в "Комсомолец Калмыкии" (МТ "Комсомолец Калмыкии"). Списание - в 1975 году.
Комсомолец Калмыкии2a.jpg
30 сентября 1953 года на Средне-Невском ССЗ № 363 в пос. Понтонный Ленинградской области был спущен на воду БТЩ "Т-483" проекта 254К. После вступления в строй (в ноябре 1953 года) корабль вошел в состав СФ. В период с 1958 по 1959 гг. был переоборудован по проекту 258 в КВН (КВН-2). Списание - в 1972 году.
В тот же день, 30 сентября 1953 года, на ССЗ № 532 в Керчи был спущен на воду БТЩ "Т-85" проекта 254К. После вступления в строй (в декабре 1953 года) корабль изначально вошел в состав ЧФ. В январе 1955 годы был переведен на КБФ, в феврале 1955 года - на СФ. В июле 1955 года. после переход по СМП, корабль вошел в состав ТОФ. В 1957 году корабль был передан в состав морских частей погранвойск КГБ при СМ СССР и был переименован в ПСКР "Сапфир". Вошел в состав ОДСКР с базой в п. Корсаков (впоследствии - 9 ОБСКР), после чего был переведен в состав 19 ОБСКР с базированием на п. Невельск. В ночь с 06 на 07.11.1979 из-за сильного шторма корабль сорвало с якоря и выбросило на волнорез, в результате чего он получил пробоину, а затем - на камни. Экипаж был эвакуирован лишь спустя два дня вертолетом. Из-за полученных повреждений корабль был списан и утилизирован.
Сапфир1 (2)a.jpg
30 сентября 1954 года на стапеле Средне-Невского ССЗ в пос. Понтонный Ленинградской обл. был заложен корпус БТЩ "Т-511" проекта 254М (зав. № 713). После постройки и вступления в строй (в августе 1955 года) корабль вошел в состав СФ. В 1956 году был переоборудован по проекту 258 и был переклассифицирован в КВН с переименованием в "КВН-16". Служба - до 1978 года.
В тот же день, 30 сентября 1954 года, на ССЗ № 340 в Зеленодольске был спущен на воду "БО-462" проекта 122бис (зав. № 832). После вступления в строй в декабре 1954 года корабль был включен в состав КВФ. В сентябре 1955 года был перечислен в состав СФ. В 1956 году отнесен к подклассу МПК и переименован в "МПК-462". В 1962 году был продан ВМС Кубы.
30 сентября 1971 года на стапеле Приморского ССЗ в Ленинграде был заложен корпус МРК "Молния" проекта 12341 (зав. № 59). После постройки и вступления в строй (в декабре 1972 года) в феврале 1974 года корабль был включен в состав ДКБФ. Входил в состав дивизиона ракетных кораблей с базированием на п. Лиепая. После распада СССР вместе с другими кораблями дивизиона был переведен в Балтийск и вошел в состав 36-й БрРКа 12 ДиРК. Списание - в 2001 году.
30 сентября 1975 года на Черноморском ССЗ № 444 в Николаеве был спущен на воду ПКР "Минск" проекта 11432 (зав. № 102). В 1977 году был переклассифицирован из ПКР в ТАВКР. После прохождения испытаний в феврале 1978 года корабль вошел в состав ВМФ СССР. Авианосец вступил в строй в сентябре 1978 года и был временно зачислен в состав в состав 30-й ДиНК КЧФ. В ноябре 1978 года был включен в состав КТОФ. В январе 1979 года был включен в состав 175 БрРК 10-й ОпЭск КТОФ. В период с февраля по июль 1979 года корабль совершил межфлотский переход из Севастополя вокруг Африки во Владивосток. В период с 1986 по 1988 гг. на корабле в качестве СПК проходил службу Владимир Сергеевич Высоцкий, который был Главнокомандующим ВМФ РФ в период с 2007 по 2012 гг. В августе 1994 года на корабле состоялся торжественный спуск военно-морского флага, после чего корабль был расформирован. В конце 1995 года ТАВКР "Минск" был отбуксирован в Южную Корею для разделки его корпуса на металл, после чего корабль был перепродан одной китайской компании, но после ее банкротства он вошел в состав военного парка "Minsk World" в Шэньчжэне, Китай. В 2006 году корабль был выставлен на аукцион и был продан за 128 миллионов юаней.
В то же день, 30 сентября 1975 года, на Черноморском ССЗ № 444 в Николаеве был заложен корпус ПКР "Новороссийск" проекта 11433 (зав. № 103). В 1977 году был переклассифицирован из ПКР в ТАВКР. После спуска корабля на воду в 1978 году его достройка производилась на плаву. После вступления в строй в августе 1982 года корабль был включен в состав КТОФ. В период с октября 1983 по февраль 1984 гг. корабль в составе КПУГ совершил межфлотский переход вокруг Европы, Африки и Азии во Владивосток. Последний поход корабля состоялся в мае 1991 года. Из-за сокращения финансирования в 1991 году был поставлен на прикол. В январе 1993 года на корабле произошел пожар, после чего он был поставлен в док для ремонта, но в июне того же года было принято решение об исключении его из состава флота. В 1994 году ТАВКР "Новороссийск" был продан южнокорейской компании за 4,314 миллиона долларов США, после чего был списан на металл и в 1997 году был разобран окончательно в городе Пхохан, Южная Корея.
