Холодная война

Этот форум посвящен славной истории флота России (СССР) и других стран
бпп
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:33

Сообщение бпп »

"... с начала 1960-х годов и до конца холодной войны требовалось действовать наиболее мощным по боевым возможностям силам боевой службы ВМФ, являлось Средиземное море. Именно для управления силами боевой службы на этом театре и было сформировано в 1967 году первое в истории нашего флота оперативное соединение 5-я эскадра кораблей ВМФ – так звучало ее полное наименование в директивных документах по формированию (впоследствии в официальных флотских документах ВМФ она именовалась 5-й эскадрой ВМФ, а неофициально и в обиходе ее стали называть Средиземноморской)..."
http://nvo.ng.ru/history/2006-10-13///5_eskadra.html
бпп
Аватара пользователя
MuRena
Глобальный модератор
Глобальный модератор
Сообщения: 1143
Зарегистрирован: 05 янв 2007, 23:41
Откуда: Североморск/Питер
Контактная информация:

Сообщение MuRena »

С удовольствием прочитал про 5-ю Средиземноморскую!!! Ностальгия... 72-я точка... И обалденный загар в январе :wink:
Кстати, в тему холодной войны нашёл прелюбопытную медаль:
Ветерану "Холодной войны на море":
Изображение Изображение
lyohin
Сообщения: 529
Зарегистрирован: 10 фев 2006, 20:27
Откуда: г Пущино, МО
Контактная информация:

Сообщение lyohin »

MuRena писал(а):С удовольствием прочитал про 5-ю Средиземноморскую!!! Ностальгия... 72-я точка... И обалденный загар в январе :wink:
Кстати, в тему холодной войны нашёл прелюбопытную медаль:
Ветерану "Холодной войны на море":
Изображение Изображение
Были уже в этой теме ссылки на данные медали:

http://www.netdialogue.com/yy/Russia/RF ... ea/CWS.htm

http://submariners.narod.ru/AssNagr.htm
Неустрашимовец
Ruff
Сообщения: 518
Зарегистрирован: 07 фев 2006, 14:51

Сообщение Ruff »

MuRena писал(а):С удовольствием прочитал про 5-ю Средиземноморскую!!! Ностальгия... 72-я точка... И обалденный загар в январе :wink:
Ну... мы в январе не загорали (таки Полярная ночь, пурга, мороз), но... Никогда бы не подумал, что загорать можно при температуре воздуха +3 градуса!
Когда в детстве смотрел по телевизору, как в горах люди в купальниках и плавках загорали на снегу, то думал, что это "наглая пропаганда". :)
Потом убедился на себе - кидаешь тулуп на снег (если на берегу) или на палубу, за 10 минут он нагревается "как свокородка" и загораешь.
Мы загорали где-то с начала июня (когда снег только начинал таять) и до начала сентября (когда ложился первый снег и начинался ненастный сезон). Загорать можно было КРУГЛОСУТОЧНО, ведь Солнце все это время не заходило за горизонт - таки Полярный день! :D
Я в 88-м году ТАК загорел, что вернувшись домой в последних числах декабря (28-го) имел такой вид, как будто только-только вернулся с южного курорта. Дело в том, что загар ко мне "липнет" очень хорошо и быстро, а "сходит" очень медленно. Двух недель на пляже мне хватает, чтобы до следующего сезона еще виднелся "отпечаток" от плавок!
Супруга моя тогда была "в недоумении". Говорит: "Где это ты так загорел? Ведь вроде как был в Заполярье".
На что мне пришлось отшутиться - у меня почтовый адрес был "литерный", т.е. перед номером воинской части стояли литеры "ЮЯ" (секретность и дальность).
Вот я и ответил: "Ты мой адрес знаешь? Так вот, литеры ЮЯ означали Южнее Ялты"!!! :D :D :D

P.S.
А загорать действительно было классно! Главное было найти такое место, где бы тебя ветром не обдувало. Некоторые даже умудряли обгореть...
бпп
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:33

Сообщение бпп »

...
Последний раз редактировалось бпп 02 сен 2007, 19:49, всего редактировалось 2 раза.
бпп
Искатель
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 20 янв 2007, 12:07
Откуда: Ярославль
Контактная информация:

Сообщение Искатель »

Разместил обновленную версию статьи Персидская эпопея советского флота - http://alerozin.narod.ru/pers.htm
бпп
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:33

Сообщение бпп »

...
Последний раз редактировалось бпп 02 сен 2007, 19:49, всего редактировалось 1 раз.
бпп
бпп
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:33

Сообщение бпп »

...
Последний раз редактировалось бпп 02 сен 2007, 19:49, всего редактировалось 1 раз.
бпп
Искатель
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 20 янв 2007, 12:07
Откуда: Ярославль
Контактная информация:

Сообщение Искатель »

Материал из Морского сборника у меня есть, несколько ранее он же был опубликован в газете Независимое военное обозрение.
Может у кого есть журналы Морской сборник за 1987-1989гг., может в них были статьи о наших кораблях в Персидском заливе.
бпп
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:33

Сообщение бпп »

ПОХОД в САРГАССОВО МОРЕ
В Карибском кризисе 1962 года участвовало не четыре, а пять советских подводных лодок, утверждает автор данной статьи - бывший заместитель командира по политической части подводной лодки Б-75, которая также несла службу в Саргассовом море.
Когда говорят о Карибском кризисе 1962 г., то обычно вспоминают о -четырех советских подводных лодках, которые тогда несли службу в Южной Атлантике: это Б-130 (командир - капитан 2 ранга Николай Шумков), Б-59 (командир - капитан 2 ранга Валентин Савицкий), Б-4 (командир - капитан 2 ранга Рюрик Кетов), Б-36 (командир -капитан 2 ранга Алексей Дубивко). И ни слова о Б-75, которой командовал капитан 2 ранга Николай Натненков. Замполитом на данной лодке служил автор этих строк.
Мне хотелось бы устранить пробел в истории нашего подводного флота и хотя бы кратко рассказать о тех событиях, участником которых мне довелось быть.
Подводная лодка Б-75 входила в состав 1-й бригады (командир - контр-адмирал И.Г.Жуйко) 4-й эскад¬ры подводных лодок (командир -контр-адмирал Н.И.Ямщиков) Север¬ного флота, которым командовал тог¬да адмирал В.А.Касатонов.
Приказ о подготовке Б-75 к плаванию на полную автономность (90 суток) поступил в начале июня 1962г., срок вы¬хода был назначен на 18 июня. Готови¬лись серьезно, достаточно сказать, что по состоянию здоровья пришлось заме¬нить 11 человек, в том числе двух офицеров, четырех старшин и пять матро¬сов.
Между тем выход корабля откла¬дывался. В начале июля пришлось даже поучаствовать в учениях в Барен цевом море, выполнить стрельбу торпедами, что, в общем, было в пользу, так как повышало практические навыки личного состава в обслуживании своих боевых постов.
18 августа нашу подводную лодку посетил командующий Северным флотом, внимательно проверил все отсеки, все боевые посты, затем со¬брал офицеров и разъяснил, что нам предстоит пройти вблизи морской границы восточного побережья США с целью обнаружения там акустических станций, а далее действовать по спе¬циальному заданию, которое будет в пакете и с которым мы должны озна¬комиться при выходе из базы.
В день выхода на подводную лод¬ку прибыли флагманские специалисты бригады и эскадры с целью проверки техники и личного состава к выполне¬нию задач в автономном плавании.
В 21.00 29 августа 1962 г. подвод¬ная лодка Б-75 отошла от причала Екатерининской гавани г.Полярного. В составе экипажа находились 12 офи¬церов, 2 мичмана сверхсрочной служ¬бы, 21 старшина, 44 матроса. Среди матросов и старшин было 34 отлични¬ка боевой и политической подготовки, 15 специалистов первого класса, вто¬рого - 25. При этом 17 из них служили по четвертому году, 17 - по третьему, 20 - по второму, 11 молодых матросов прибыли на корабль из учебных отря¬дов.
Когда вышли из Кольского залива и легли на курс по направлению в Ат¬лантику, командир вскрыл «заветный» пакет. Только теперь мы узнали, куда и зачем идем.
На четвертый день вошли в зону противолодочной обороны НАТО, о чем командир проинформировал лич¬ный состав и призвал к бдительности, к быстрым и умелым действиям на бо¬евых постах, рассказал об оборудовании рубежей ПЛО, о том, с какими средствами обнаружения подводных лодок мы можем встретиться и как действовать в той или иной обстанов¬ке. Идти следовало скрытно, поэтому мы то и дело прятались под воду то от самолетов радиолокационного дозо¬ра, которые регулярно появлялись в воздухе, то от кораблей НАТО или США.
Многие мили приходилось идти под РДП, зато на просторы Атлантики вышли благополучно.
11 сентября нам стало известно содержание заявления ТАСС об агрес¬сивных действиях США относительно Кубы. И в тот же день была расшифро¬вана радиограмма в наш адрес, в ко¬торой сообщалось, что Вооруженные Силы СССРприведены в повышенную боевую готовность, а нам приказано быть в надлежащей боевой готовнос¬ти, причем разрешалось применять оружие (у нас на борту было 22 торпе¬ды) в случае прямого нападения ко¬раблей США или НАТО. В общем, в любой момент может грянуть война, но страха по этому поводу не было.
Вечером того же дня, находясь в подводном положении, как и положе¬но было по канонам тех лет, провели митинг личного состава с трансляцией по всему кораблю, на котором коман¬дир ПЛ кратко изложил содержание заявления ТАСС и радиограммы ко¬мандования, разъяснил, что обстанов¬ка осложняется и не исключено при¬менение против нас оружия, к чему мы должны быть готовы, чтобы отразить любое нападение. В резолюции ми¬тинга, принятой единогласно, мы, ес¬тественно, одобрили принятые прави¬тельством меры и выразили готов¬ность выполнить любой приказ коман¬дования.
Следуя курсом вблизи морской границы восточного побережья США, мы обнаруживали чаще всего граж¬данские суда и от встречи с ними своевременно уклонялись.
Но были дни, когда приходилось погружаться по 10-12 раз! Когда при¬шли к приграничной акватории США, убедились, что никаких акустических станций на восточном побережье Аме¬рики, видимо, нет, в противном, как мы тогда полагали, случае нас быстро бы обнаружили.
К концу сентября Б-75 взяла курс в назначенный квадрат в Саргассовом море. В отсеках стало жарко. В пятом и шестом отсеках температура держа¬лась на уровне 40-45 градусов, а в четвертом отсеке, где расположен камбуз до 50 градусов. По совету вра¬ча командир ПЛ приказал изменить рацион питания: вместо первого блю¬да в обед стали выдавать соки, компо¬ты.
Первый день патрулирования на позиции ознаменовался проливным дождем, который был использован как душ. Людям разрешали выходить на мостик ходовой рубки, где они этот небесный душ и принимали. Очень кстати пришелся этот тропический ли¬вень!
В один из дней пережили непри¬ятный случай, который произошел в сильный шторм. Прямо по курсу на го¬ризонте были обнаружены огни. По команде вахтенного офицера объяв¬ляется срочное погружение, но не тут-то было: лодка, несмотря на принятый балласт, погружаться не хочет. Прини¬маем дополнительный балласт, и допринимались до того, что лодка с дифферентом на корму 10-12 градусов стала падать в глубину. Кор¬пус дрожит от бешено работающих моторов, но падение продолжается. В этот критический момент вахтенный седьмого отсека специалист первого класса старший матрос Тараканов, увидев на глубиномере стрелку, при¬ближающуюся к 300 метрам, открыл клапан воздуха высокого давления и продул кормовые балластные цистер¬ны. Лодка выровнялась и вскоре была переведена на рабочую глубину. Труд¬но сказать, чем бы все это окончи¬лось, если бы не находчивость Тарака¬нова.
Всего в Саргассовом море за вре¬мя службы мы сменили четыре пози¬ции. Однажды ночью в условиях нуле¬вой видимости, идя в надводном по¬ложении, чуть не столкнулись с кораблем США, который находился в дрей¬фе, как и мы, сохраняя скрытность. Срочно погрузились на предельную глубину (боевые смены были к этому времени отработаны) и пошли проти¬володочным зигзагом. Вахтенный аку¬стик доложил, что корабль дал ход и его локаторы начали работать. Более двух часов он пытался обнаружить нас, но безрезультатно. Мы слышали его акустические посылки, которые нас не выявляли.
За время пребывания на позици¬ях, как и на переходе, случались по¬ломки материальной части, но усилия¬ми соответствующих специалистов они устранялись и существенного вли¬яния на выполнение поставленных за¬дач не оказали: живучесть подводной лодки была надежной.
В третьей декаде октября получи¬ли радиограмму о том, что для встре¬чи с нами выслан танкер «Терек», от которого мы должны получить все не¬обходимое для продолжения автоном¬ного плавания. Конечно, такое извес¬тие никого не обрадовало. Люди уже порядком устали, жара в отсеках и по¬стоянное напряжение всех измотали, возвращения ждали с нетерпением, но приказ не обсуждается. Командир ПЛ поставил перед офицерами задачу убедить своих подчиненных, что про¬дления нашего пребывания в Атланти¬ке требует обстановка, что нам оказа¬но высокое доверие - выполнить за¬дачу государственной важности. И та¬кая работа с матросами и старшинами была проведена, в результате - ни од¬ной жалобы, ни малейшего проявле¬ния недовольства.
В ночь на 22 октября, находясь в подводном положении, обнаруживаем шум винтов корабля, шедшего курсом, которым должен был идти танкер «Те¬рек». Убедившись в этом, мы всплыли и сблизились с ним, но швартоваться из-за сильного волнения не пришлось: топливо принимали по шлангу, про¬дукты, почту и все прочее - по канатам.
Перед рассветом вахтенный ра¬диометрист доложил о работе само¬летной РЛС. Вскоре над нами оказал¬ся самолет США «У-2», в кабине которого хорошо был виден летчик, оде¬тый в красный комбинезон. Он кру¬жился над нами на предельно низкой высоте и, скорее всего, вызывал по радио корабли, указывая при этом на¬ши координаты. Мы торопились, а ког¬да закончили прием всего положенно¬го, поблагодарили экипаж «Терека», погрузились на рабочую глубину и по¬шли сначала курсом 180 градусов, по¬том курсом 90 градусов.
Всплыли в темное время, в начале ночи. Офицеры группы связи, входя¬щие в наш экипаж, доложили коман¬диру, что командование флота США требует от своих кораблей во что бы то ни стало найти советскую подвод¬ную лодку. Однако выполнить приказ своего командования американцы так и не смогли, хотя мы продолжали на¬блюдать за обстановкой и были все в той же боевой готовности. Личный со¬став находился в приподнятом наст¬роении, так как все без исключения получили письма от родных и друзей, читали почти свежие газеты, делились друг с другом радостями и новостями.
На следующий день мы получили радиограмму, в которой нам было приказано следовать в базу.
Как и в начале похода, нам опять пришлось уклоняться от встречных су¬дов и боевых кораблей НАТО, от само¬летов радиолокационного дозора. Опять было много погружений, опять шли под РДП, иногда объявляли бое¬вые тревоги. Наконец, зашли в свои воды, а 10 ноября 1962 г. в 16.00 Б-75 вошла в Кольский залив и через час-полтора ошвартовалась к пирсу в Ека¬терининской гавани г. Полярного.
Нас встречало командование бригады и эскадры. После разбора похода для личного состава лодки был организован праздничный обед, всем вручили значки "За дальний поход", матросы и старшины на 20 суток отправились в дом отдыха.
Капитан 1 ранга в отставке П. КОПТЯЕВ
Морской сборник 2005г. № 2
бпп
бпп
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:33

Сообщение бпп »

...
Последний раз редактировалось бпп 02 сен 2007, 19:50, всего редактировалось 1 раз.
бпп
Искатель
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 20 янв 2007, 12:07
Откуда: Ярославль
Контактная информация:

Сообщение Искатель »

Вероятно этот материал у меня уже есть, он из Морского сборника.
Тем не менее большое спасибо.
бпп
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:33

Сообщение бпп »

...
Последний раз редактировалось бпп 02 сен 2007, 19:50, всего редактировалось 1 раз.
бпп
Искатель
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 20 янв 2007, 12:07
Откуда: Ярославль
Контактная информация:

Сообщение Искатель »

Точно есть ж. «Морской сборник» № 10 2004г. стр87-94. Иванов В. «Один против четырех». Та же статья в интернете уголок журнала «Воин России» Иванов В. «"Разведчик" – корабль конвоя».
бпп
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:33

Сообщение бпп »

...
Последний раз редактировалось бпп 02 сен 2007, 19:50, всего редактировалось 1 раз.
бпп
Ответить

Вернуться в «История флота»