Участие советского флота в боевых действиях и военных конфликтах после ВОВ

Этот форум посвящен славной истории флота России (СССР) и других стран
Ответить
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8610
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Участие советского флота в боевых действиях и военных конфликтах после ВОВ

Сообщение Schultz »

Забытые войны эпохи развитого социализма. Помощь Гвинее

В 1971 году советский флот помог властям Гвинейской республики поймать мятежников

«Холодная война» в восприятии многих людей - это противостояние СССР и Варшавского блока с одной стороны и США и блока НАТО с другой. По большому счёту, это правильно. Но поскольку противостояние распространялось на всю планету, то кроме глобального противоборства были еще и многочисленные локальные войны и конфликты. Об одном из них, когда ВМФ СССР спас режим в Гвинейской республике, мы расскажем в этой статье.

«В жёлтой жаркой Африке,

В центральной её части,

Как-то вдруг, вне графика,

Случилося несчастье»

В. Высоцкий

История вопроса

Бывшая французская колония Гвинея получила независимость в самом разгаре краха колониальной системы – 2 октября 1958 года. Гвинейцы на референдуме отвергли конституцию Франции, после чего бывшая метрополия предоставила своей колонии формальную независимость. Гвинея была бедной аграрной страной, имеющей выход к морю. Первым президентом новой независимой страны был избран Ахмед Секу Туре – 36-летний политик, широко известный в Африке. Туре был типичным африканским националистом, правда, имеющим левые взгляды. Вот эти взгляды и определили курс независимой Гвинеи в первые годы истории страны. Бывшая метрополия встретила этот курс крайне враждебно. Франция даже организовала экономическую блокаду Гвинеи.

Секу Туре, хотел он этого, или нет, пришлось переориентироваться на сотрудничество с Советским Союзом. В те годы СССР поддерживал все страны, которые избавились от колониальной зависимости. В стране с помощью СССР были построены промышленные предприятия и оказана помощь в подготовке национальных кадров для экономики, науки и обороны. В 1960 году СССР начал строительство современного аэродрома в Конакри, в 1961 году будущих офицеров ВМФ Гвинеи стали готовить в советских военно-морских учебных заведениях.

Следуя логике «холодной войны», США активно противодействовали этому процессу. Результатом стало охлаждение советско-гвинейских отношений, закончившихся даже высылкой из страны советского посла. Но, тем не менее, Секу Туре старался лавировать между СССР и США. После раскрытия французского заговора, цель которого было свержение Секу Туре, отношения с Москвой снова наладились. Для Москвы, кроме политической мотивов, была ещё и экономическая выгода. Дело в том, что СССР был заинтересован в освоении новых районов добычи рыбы, в данном случае – в водах Западной Африки. Для защиты советских рыбаков в этих неспокойных водах советский ВМФ стал направлять в этот район и боевые корабли. О том, как военные моряки защищали рыбаков, смотри статью «Ганский поход».

Программа по сотрудничеству в области рыболовства предусматривала поставку Советским Союзом рыболовных судов. Кроме СССР, рыболовецкие суда приходили из Польши и ФРГ.

Португальская операция

Но основная угроза для Секу Туре пришла не из Франции, которая действовала методом заговора, а из Португалии, которая организовала рейд коммандос. Дело в том, что на севере Республика Гвинея граничила с Португальской Гвинеей (будущей Гвинеей-Бисау). Как и в других странах Чёрного континента, в начале 60-х годов ХХ века в этой португальской колонии развернулась партизанская война против метрополии – Португалии. Гвинея и СССР поддерживали эту борьбу за независимость. Базы и штабы повстанцев располагались на территории Гвинеи, что очень не нравилось Лиссабону. В конце концов, колониальная администрация и чиновники в Лиссабоне пришли к выводу о необходимости ликвидации Секу Туре как главного покровителя повстанцев. Было принято решение о проведении, выражаясь современным языком, специальной операции по свержению и уничтожению Секу Туре и ликвидации баз повстанцев в Гвинее.

Подготовились серьезно. В состав отряда вошли 220 португальских военнослужащих из группы специального назначения морской пехоты и отрядов коммандос ВМФ Португалии. Кроме этого, в группу входили около 200 гвинейских оппозиционеров, прошедших специальную подготовку на полигонах португальского флота. Ещё в состав отряда входили 50 проводников-гвинейцев. Командиром отряда был назначен 33-летний капитан Гильерме Алмор ди Алпоин Калван. Он был командиром отряда специального назначения DF8 ВМС Португалии. В основе подготовки этого отряда была методика британских спецподразделений SAS и SBS. Сам Калван, убежденный салазарист, командовал множеством спецопераций в Португальской Гвинее. Вторым знаковым человеком группы был Марселина да Мата, уроженец Португальской Гвинее, негр. Он был командиром группы Comandos Africanos – «африканского спецназа» португальской армии. Марселину да Мата, несмотря на свое африканское происхождение, считал себя патриотом Португалии.

Ночью 22 ноября 1970 года отряд высадился на побережье Гвинеи недалеко от столицы Конакри. Высадка проводилась с двух десантных кораблей ВМФ Португалии под охраной трех патрульных катеров. Отряд уничтожил несколько кораблей и катеров, снабжавших повстанцев в португальской колонии оружием и боеприпасами, и сжёг летнюю резиденцию Секу Туре. Самого Президента Гвинеи в момент нападения там не было. По большому счёту, португальцем не повезло. Они атаковали летнюю резиденцию, не обратив внимания на президентский дворец. Секу Туре находился именно там. Отряд освободил 26 пленных португальских солдат, находившихся на территории Гвинеи. Так как Секу Туре португальцы не нашли, они погрузились обратно на корабли и ушли в Португалию.

Совет безопасности ООН осудил за этот рейд Португалию, но не более того. Секу Туре, с одной стороны, ужесточил внутренний режим в стране. Были казнены около сотни его противников. По сообщениям западных посольств, трупы казненных висели на одном из виадуков в центре Конакри, пока их не убрали по настоянию западных дипломатов. С другой стороны, Секу Туре испугался и обратился за помощью к Советскому Союзу.

Что интересно, помощь Секу Туре предложили и американцы. Главным условием этой помощи была анонимность. США не хотели портить отношения с Португалией – союзницей по НАТО.

В борьбу вступает Советский Союз

СССР откликнулся на просьбу Президента Гвинеи. Первоначально к берегам Гвинеи направлялись боевые корабли, которые отвлекали от боевого дежурства. У берегов республики даже побывал крейсер «Октябрьская революция» (проект 68-бис, Балтийский флот) и плавмастерская ПМ-40 (проект 301), совершающая межфлотский переход из Балтийского флота на Тихоокеанский флот. В сентябре 1971 года в Конакри был направлен первый отряд кораблей, специально предназначенный для несения боевой службы у берегов Гвинеи в составе эсминца «Находчивый» (проект 56, Северный флот), большого десантного корабля «Донецкий шахтер» (проект 1171, Балтийский флот), судна обеспечения с Балтийского флота и танкера с Черноморского флота. На борту БДК находился батальон морской пехоты (350 человек), 20 танков Т-54 и 18 БТР-60П. Командиром отряда был капитан 2 ранга Алексей Панков – командир 71-й бригады десантных кораблей Балтийского флота. Отряд должен был нести боевое дежурство у берегов Гвинеи. Корабли менялись. Но состав отряда оставался неизменным – эсминец, или БПК проектов 56, 57. 61, БДК проекта 1171 и танкера. По прибытию в Конакри советские моряки первым делом оборудовали порт средствами навигации. После португальского десанта СССР передал повстанцам из Португальской Гвинеи три боевых катера проекта 199.

Но Португалия не прекращала своей необъявленной войны против Гвинеи и Секу Туре. По большому счёту, понять их можно – на кону стояло существование их колонии – Португальской Гвинеи. Они организовали похищения и убийства ряда лидеров повстанцев, борющихся против португальского колониализма.

Власти Гвинеи защищались. В Конакри было введено чрезвычайное положение. Заговорщики пытались уйти из страны на тех трех катерах проекта 199, которые СССР подарил повстанцам Сторожевые катера проекта 199 – это модификация торпедных катеров проекта 183 без торпедных аппаратов. Водоизмещение катеров 67 тонн, скорость хода 35 узлов (65 км/ч), вооружение – две спаренные 25-мм артиллерийские установки. Они запросили помощь у португальского флота. Генерал-губернатор Португальской Гвинеи Антониу ди Спинола приказа военным кораблям, находящимся в колонии, выйти в море навстречу трем катерам. После этого приказа, Президент Гвинеи Секу Туре запросил срочную помощь в советском посольстве. Посол СССР в Гвинее А. Ратанов направил в море советский эсминец. В то время на боевом дежурстве находился эсминец «Бывалый» (проект 56, Северный флот) под командованием капитана 2 ранга Юрия Ильиных и БДК «Крымский комсомолец» (проект 1171, Северный флот).

Перехват

Формально командир корабля должен был запросить разрешения штаба, а это время, иногда много времени. Юрий Ильиных взял на себя большую ответственность, дав приказ на выход из Конакри с взводом солдат Гвинеи на борту. Через час после выхода РЛС эсминца обнаружили два катера. Рано утром на них высадились гвинейские солдаты. Мятежники были арестованы, катера на буксире доставлены в Конакри. Третий катер потерял ориентировку, и выскочил на гвинейский берег. Как водится, вначале пришла шифровка из Москвы о снятии Ильиных с должности командира «Бывалого», а потом пришла радиограмма от командующего Северного флота о том, что все его действия были правильными, и он по-прежнему командир эсминца. После возвращения в Североморск командиру было заявлено, что он поступил правильно, обстоятельства не давали времени получить приказ.

ВМФ Гвинеи

После этого перехвата власти Гвинеи всерьез озаботились созданием собственного военно-морского флота. Флагманом гвинейского флота стал сторожевой корабль «Lamine Saoji Kaba»- бывший советский СКР-91 проекта 264А. В течение нескольких лет были переданы 8 торпедных катеров проектов 183 и 206, три патрульных катера проекта 368 и три десантных катера проекта 1785. В состав флота вошли и три сторожевых катера проекта 199, которые ранее были переданы СССР повстанцам из Португальской Гвинеи. Китай поставил Гвинеи 6 патрульных катеров типа «Шанхай-2». Для молодой республики этого было достаточно.
Советский Союз подготовил и будущих специалистов флота. В учебном центре в Поти готовили катерников и специалистов по ремонту вооружения, а в Бакинском высшем военно-морском училище – будущих офицеров флота.

Одновременно советский флот продолжил несение боевого дежурства в водах республики. С 1970 по 1977 годы советские корабли заходили в порты Гвинеи 98 раз.

Заключение

Секу Туре скончался в 1984 году. После его смерти в стране произошел военный переворот. К власти пришел полковник Лансана Конте. Не смотря на то, что он учился в СССР, Конте был сторонником ориентации на западные страны. Советско-гвинейское сотрудничество сократилось, но до конца 80-х годов ХХ века советские военные корабли продолжали совершать заходы в порты Гвинеи.

versia.ru
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Ответить

Вернуться в «История флота»