Знаменательные и памятные даты в истории флота России и СССР

Этот форум посвящен славной истории флота России (СССР) и других стран
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8619
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Знаменательные и памятные даты в истории флота России и

Сообщение Schultz »

10 декабря 1976 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР "О временных мерах по сохранению живых
ресурсов и регулированию рыболовства в морских районах, прилегающих к побережью СССР", на основании которого пограничные войска приступили к выполнению задачи по контролю иностранного промысла в морских районах, находящихся за пределами территориальных вод СССР.
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Аватара пользователя
Сергей Ташкент
Почетный форумчанин
Сообщения: 2402
Зарегистрирован: 16 сен 2011, 10:35
Реальное имя: Джалол
Воинское звание: ст 2 ст
Откуда: Ташкент
Контактная информация:

Re: Знаменательные и памятные даты в истории флота России и

Сообщение Сергей Ташкент »

27-01-1989

Энциклопедия Принят на вооружение корабельный ЗРК 3К95 "Кинжал", предназначенный для отражения массированных налетов с применением низколетящих противокорабельных и противорадиолокационных ракет, управляемых и неуправляемых бомб и т. п. в ближней зоне (до 12 км). Комплекс имеет РЛС "Позитив" с ФАР и электронным сканированием луча и 3-4 подпалубных пусковых установки барабанного типа с вертикальным стартом ракет, унифицированных с ракетой сухопутных войск "Тор-М1".

Изображение
Изображение
КСФ,Крейсер "Александр Невский", Бч-5, ЭТД, НКСТ.86-89.
Изображение
Аватара пользователя
Сергей Ташкент
Почетный форумчанин
Сообщения: 2402
Зарегистрирован: 16 сен 2011, 10:35
Реальное имя: Джалол
Воинское звание: ст 2 ст
Откуда: Ташкент
Контактная информация:

Re: Знаменательные и памятные даты в истории флота России и

Сообщение Сергей Ташкент »

07-02-1981
Изображение
Самолет Ту-104А авиации ТОФ (регистрационный N СССР-42332) с высшим командованием Тихоокеанского флота, в том числе - главкомом Э.Спиридоновым, направлявшийся с промежуточными посадками во Владивосток после 10-ти дневных командно-штабных учений, разбился сразу после взлёта с военного аэродрома Пушкин. Через 8 секунд после отрыва при снегопаде на высоте 40 м вышел на закритический угол атаки и попал в режим сваливания. С креном на правое крыло 20º и пологим снижением самолёт столкнулся с землей в 500 м от ВПП, разрушился и сгорел. Погибли все 50 человек, находившиеся на борту самолёта - 44 пассажира и 6 членов экипажа.
Спиридонов Эмиль Николаевич, адмирал;
Павлов Георгий Викторович, генерал-лейтенант авиации;
Сабанеев Владимир Дмитриевич, вице-адмирал;
Тихонов Василий Федорович, вице-адмирал;
Белашев Виктор Григорьевич, вице-адмирал;
Постников Василий Сергеевич, контр-адмирал;
Николаев Виктор Антонович, контр-адмирал;
Рыков Владимир Васильевич, генерал-майор авиации;
Корбан Владимир Яковлевич, контр-адмирал;
Коновалов Владимир Харитонович, контр-адмирал;
Митрофанов Феликс Алексеевич, контр-адмирал;
Леонов Геннадий Федорович, контр-адмирал;
Чулков Джемс Константинович, контр-адмирал;
Пирожков Рэмир Иванович, контр-адмирал;
Данилко Степан Георгиевич, генерал-майор авиации;
Махлай Виктор Петрович, контр-адмирал;
Пивоев Владимир Ильич, капитан 1 ранга;
Бережной Виктор Павлович, капитан 1 ранга;
Прокопчик Анатолий Васильевич, капитан 1 ранга;
Асеев Владислав Петрович, капитан 1 ранга;
Туробов Юрий Николаевич, капитан 1 ранга;
Волк Саул Григорьевич, капитан 1 ранга;
Морозов Владислав Игнатьевич, капитан 1 ранга;
Цыганков Владимир Дмитриевич, капитан 1 ранга;
Лобачев Юрий Григорьевич, капитан 1 ранга;
Погосов Борис Погосович, капитан 1 ранга;
Чеканский Казимир Владимирович, полковник м/с;
Граф Евгений Григорьевич, капитан 1 ранга;
Делибатаньян Артур Арович, капитан 2 ранга;
Подгаецкий Георгий Васильевич, капитан 2 ранга;
Сорокатюк Владимир Дмитриевич, подполковник;
Инюшин Анатолий Иванович, подполковник;
Бабкин Анатолий Иванович, капитан 3 ранга;
Субботин Виталий Алексеевич, майор;
Науменко Сергей Иванович, капитан;
Рупасов Михаил Николаевич, капитан;
Зубарев Валентин Иосифович, старший лейтенант;
Послыхалин Владимир Александрович, старший лейтенант;
Шевченко Геннадий Геннадьевич, старший лейтенант;
Барсов Анатолий Владимирович, старший лейтенант;
Акентьев Александр Николаевич, старший лейтенант;
Вахтеев Анатолий Иванович, прапорщик;
Амельченко Борис Иванович, мичман;
Дворский Виктор Степанович, старший матрос

http://war.airdisaster.ru/database.php?id=161
..вечная память.....
КСФ,Крейсер "Александр Невский", Бч-5, ЭТД, НКСТ.86-89.
Изображение
Аватара пользователя
Александр
Глобальный модератор
Глобальный модератор
Сообщения: 1125
Зарегистрирован: 05 сен 2012, 14:18
Реальное имя: Александр
Воинское звание: Ст2ст
Откуда: ПСКР "Стрелец".
Контактная информация:

Re: Знаменательные и памятные даты в истории флота России и

Сообщение Александр »

Сергей Ташкент писал(а):07-02-1981
Светлая память ! Честно говоря из этой статьи на форуме узнал за трагедию.
Нам нужны такие корабли на море,
Чтобы мы могли с любой волной поспорить.
Нужен нам маяк и нужен нам локатор,
А ещё нужны нам верные ребята..
.
Радист
Сообщения: 29
Зарегистрирован: 02 фев 2014, 15:42
Реальное имя: Евгений
Воинское звание: матрос

Re: Знаменательные и памятные даты в истории флота России и

Сообщение Радист »

Сергей Ташкент писал(а):07-02-1981
Самолет Ту-104А авиации ТОФ (регистрационный N СССР-42332) с высшим командованием Тихоокеанского флота, в том числе - главкомом Э.Спиридоновым, направлявшийся с промежуточными посадками во Владивосток после 10-ти дневных командно-штабных учений, разбился сразу после взлёта с военного аэродрома Пушкин. Через 8 секунд после отрыва при снегопаде на высоте 40 м вышел на закритический угол атаки и попал в режим сваливания. С креном на правое крыло 20º и пологим снижением самолёт столкнулся с землей в 500 м от ВПП, разрушился и сгорел. Погибли все 50 человек, находившиеся на борту самолёта - 44 пассажира и 6 членов экипажа.
Делибатаньян Артур Арович, капитан 2 ранга;
Делибатальян - подполковник. Зам. главного штурмана ВВС ТОФ. Отец одноклассника...
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8619
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Знаменательные и памятные даты в истории флота России и

Сообщение Schultz »

Первый российский военный корабль был заложен в этот день, 4 апреля, более трехсот лет назад, на Олонецкой верфи, вблизи Ладожского озера. Руководил постройкой амстердамский корабельный мастер Выбе Геренс. Название «Штандарт» судно получило в честь открытия Россией нового торгового пути через Балтийское море. Это имя корабли русского флота носили до 1917 года. Последним «Штандартом» была императорская яхта.

На воду петровский «Штандарт» сошёл 22 августа 1703 года, и уже в следующем месяце был переведён в Санкт-Петербург. Небольшое по размерам судно являлось сильнейшей боевой единицей Балтийского флота: только у него имелись на вооружении восьми- и шестифунтовые орудия (все предыдущие суда несли только трёхфунтовые пушки).

«Штандарт» активно участвовал в Северной войне и находился в строю более двадцати лет. В 1725 году по Адмиралтейскому указу обветшавший корабль установили на берегу у Кронверкской гавани – для сохранения как морской реликвии. Однако в 1728 году по распоряжению Екатерины I фрегат был разобран «за гнилостию» с передачей вооружения на вновь строящиеся суда.

"Невские новости"
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8619
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Знаменательные и памятные даты в истории флота России и

Сообщение Schultz »

7 июля 1770 года русский флот одержал одну из самых громких побед в своей истории.
7dbdd0ec98fc26fbf683394c249060a0.jpg
Во второй половине XVIII века противостояние России и Османской империи достигло своего апогея. Набиравшая силу Российская империя, при Петре I закрепившаяся на Балтике, стремилась выйти и на берега Чёрного моря, что категорически не устраивало южного соседа, за несколько столетий привыкшего к своему исключительному положению в регионе.

В 1768 году противостояние переросло в войну, которая продемонстрировала, что русская армия в сухопутных сражениях значительно превосходит своего противника.

Однако главной опорой Османской империи был большой военный флот, которому Россия на Черном море могла противопоставить лишь малочисленную Азовскую эскадру.

И тогда возник план противопоставить туркам куда более боеспособный Балтийский флот, отправив его в экспедицию к берегам Эгейского моря.

Нужно сказать, что императрице Екатерине Великой, в чьё правление борьба с турками стала главным приоритетом внешней политики России, пришлось восстанавливать флот на Балтике практически с нуля. Созданный Петром I Балтийский флот за полвека пришел в негодность, ибо преемники создателя Российской империи, вплоть до Екатерины II, не придавали ему большого значения.

В начале 1768 года, когда война ещё не была начата официально, но стала совершенно неизбежной, граф Григорий Орлов предложил императрице идею: отправить эскадру в Эгейское море и с её помощью поднять православные народы, находящиеся под гнётом османов, на восстание, что позволит оттянуть силы неприятеля от черноморского региона.

В январе 1769 года идея была оформлена в «Манифест к славянским народам Балканского полуострова», в котором русская императрица сулила военную помощь и поддержку православным братьям.

Общее руководство Морейской экспедицией было поручено брату фаворита императрицы Алексею Орлову, который, по некоторым данным, и был реальным автором данного плана.

Командование первой эскадрой экспедиции в составе 7 линейных кораблей, 1 бомбардирского корабля, 1 фрегата и 9 вспомогательных судов было поручено адмиралу Григорию Андреевичу Спиридову, который 6 августа 1769 года повёл корабли к цели.

33 несчастья

Сказать, что поход начался неудачно, — значит не сказать ничего. Через две недели самый мощный корабль эскадры «Святослав» из-за течи вынужден был лечь на обратный курс. Затем фок-мачту (переднюю мачту) потерял «Святой Евстафий». К моменту прибытия в Копенгаген, помимо поломок, на судах началась эпидемия, выкосившая 300 человек, из которых более 50 скончались. Спиридов взамен нанял несколько сотен датских моряков. Кроме того, вместо «Святослава» адмирал присоединил к своей эскадре линейный корабль «Ростислав», шедший из Архангельска на Балтику.

Потери людей из-за болезней и кораблей из-за поломок продолжались. В итоге до Гибралтара в середине ноября 1769 года добрался только один корабль — тот самый потерявший мачту «Святой Евстафий».

С грехом пополам к месту сбора подошли ещё несколько кораблей, в итоге эскадру в районе предполагаемых боевых действий составили семь судов: четыре линейных корабля, фрегат и два пинка.

Пожалуй, французы или англичане на этом бы остановились, но речь-то идёт о русских. Поэтому эскадра храбро добралась до берегов Греции, где и планировалось начать боевые действия.

Османский флот мог без проблем покончить с русской эскадрой, но турецкие лазутчики, похоже, даже не поняли, что вот этот плавающий табор и есть грозный военно-морской флот России.

А русские, ничуть не комплексуя по поводу внешнего вида, приступили к десантным операциям при поддержке восставших греков, захватив несколько городов, в том числе мощную крепость Наварин.

А в мае 1770 года на помощь Орлову и Спиридову прибыла вторая эскадра в составе четырёх кораблей и двух фрегатов под командованием контр-адмирала Джона Эльфинстона.

Путь второй эскадры мало чем отличался от пути первой — потерянные корабли, больные матросы, срочно нанятая замена, которую, правда, составили не датчане, а англичане.

В итоге к моменту встречи с флотом Османской империи объединённая эскадра имела в своём составе 9 линейных кораблей различной вооружённости, бомбардирский корабль, 3 фрегата и несколько малых судов, игравших вспомогательные роли. Общее число русско-датско-английских экипажей составляло около 6500 человек.

На абордаж!
c177394c4c57d7d4d0534644a881722c.jpg
24 июня (5 июля по новому стилю) русская эскадра, оперативное командование которой получил адмирал Спиридов, встретилась с турецким флотом в Хиосском проливе.
И. Айвазовский. Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 года. Фото: Public Domain

Турки, которыми командовали капудан-паши (адмиралы) Ибрагим Хусаеддин, Хасан-паша и Кафер-бей, располагали 6 линейными кораблями, 6 фрегатами, 19 галерами и шебеками и 32 вспомогательными судами с 15 000 человек на борту.

Однако, как показали дальнейшие события, интернациональные экипажи русских кораблей были на порядок профессиональнее своих оппонентов.

Адмирал Спиридов намеревался вступить в ближний бой и затем перейти к абордажу, поскольку при численном перевесе противника именно такой сценарий оставлял шансы на успех. Турки, в свою очередь, предпочитали артиллерийскую дуэль на дальних дистанциях, где у них было очевидное преимущество. Если же что-то пошло бы не так, капудан-паши намерены были отойти в Чесменскую бухту под защиту береговой артиллерии.

Первый бой в Хиосском проливе прошёл довольно сумбурно. Русские корабли нарушили боевой порядок и оказались в трудном положении. Ситуацию изменил Спиридов, смело бросив флагман «Святой Евстафий» против турецкого флагмана «Реал Мустафа». Несмотря на то, что «Евстафий» загорелся от турецких попаданий, русские пошли на абордаж. В ходе боя пламя с русского корабля перекинулось на турецкий, который тоже запылал. В итоге оба флагмана взорвались.

Такой поворот турки сочли крупной неудачей и укрылись в Чесменской бухте.

Четвёртый брандер лейтенанта Ильина

Русские принялись обстреливать бухту, в которой укрылся неприятель. Были подготовлены 4 брандера — небольшие корабли-мины, использовавшиеся для диверсий.

Вечером 25 июня (6 июля по новому стилю) русские корабли, стоящие на рейде бухты, завязали с турками артиллерийскую дуэль.

В результате огня с русских судов в 1:30 ночи 26 июня (7 июля) загорелся и взорвался один из турецких кораблей. Его обломки спровоцировали пожары и на других кораблях.

В 2:00 в бухту вошли 4 русских брандера. Два брандера турки расстреляли, третий сцепился с уже горящим кораблём и не нанёс противнику серьёзного вреда.

Всё компенсировал четвёртый брандер, которым командовал лейтенант Дмитрий Ильин. Его брандер сцепился с 84-пушечным линейным кораблём. Ильин поджёг брандер, а сам вместе с командой покинул его на шлюпке. Корабль взорвался и поджёг большинство оставшихся турецких кораблей.
88176b3c52aff6f672bd1903e6e5fedc.jpg
Пожары и взрывы охватили всю бухту. К утру русские моряки уже не вели огня по противнику, а занимались противоположным делом — спасали жизни плавающих в воде турок с уничтоженных кораблей.

Утро открыло картину ужасающую для турков и восхитительную для русских. Было уничтожено 15 линейных кораблей и 6 фрегатов османского флота, в качестве трофеев русским достались 1 линейный корабль и 5 галер. Потери русского флота состояли из 1 линейного корабля и 4 брандеров. Соотношение потерь в живой силе было ещё более сокрушительным — около 650 у русских против 11 000 у турок.

По подвигу и награда

Адмирал Спиридов доложил президенту Адмиралтейств-коллегии графу Чернышову: «...неприятельский флот атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, потопили и в пепел обратили, и оставили на том месте престрашное позорище, а сами стали быть во всём Архипелаге нашей Всемилостивейшей Государыни господствующи».

Удар, нанесённый по турецкому флоту в Чесменском сражении, серьёзно повлиял на ход войны, позволил русским кораблям не только нарушить коммуникации противника в Эгейском море, но и блокировать Дарданеллы. Несмотря на то, что русско-турецкая война длилась после Чесменского сражения ещё четыре года, во многом её победный для России исход был предопределён триумфом русского флота.

Императрица Екатерина Великая щедро наградила героев сражения и повелела увековечить память о нём. Для прославления победы был создан мемориальный Чесменский зал в Большом Петергофском дворце, воздвигнуты два памятника: Чесменский обелиск в Гатчине и Чесменская колонна в Царском Селе. Также были построены Чесменский дворец и Чесменская церковь святого Иоанна Предтечи в Петербурге.
b8180bc3ee012d85d0b6a4be5d7f6d9d.jpg
В память о Чесменской победе были отлиты золотые и серебряные медали. Медали были изготовлены по «указу её Императорского Величества Императрицы Екатерины Алексевны»: «Медаль эту жалуем мы всем находившимся на оном флоте во время сего Чесменского счастливого происшествия как морским, так и сухопутным нижним чинам и позволяем, чтобы они в память носили их на голубой ленте в петлице».

Граф Алексей Орлов, инициатор экспедиции, завершившейся громкой победой, получил право присоединить к фамилии наименование Чесменского.

Чесменское сражение стало одной из самых ярких страниц в летописи русского флота. В июле 2012 года президент России Владимир Путин внёс в перечень дней воинской славы 7 июля — День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении.

(с) "Аргументы и факты"
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8619
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Знаменательные и памятные даты в истории флота России и

Сообщение Schultz »

1 августа 1936 года начался первый переход военных кораблей по Северному морскому пути. Совершив переход из Кронштадта по Беломорско-Балтийскому каналу в Архангельск, эсминцы «Сталин» и «Войков» (командиры капитан-лейтенант В. Н. Обухов и капитан 3 ранга М. Г. Сухоруков) в сопровождении ледореза «Ф. Литке» 01.08.1936 прибыли на Новую Землю. Отсюда вместе с пароходом «Анадырь» и танкерами «Локбатан» и «Майкоп» они начали движение по трассе СМП. На время плавания на эсминцы были назначены опытные полярные капитаны П. Г. Миловзоров и Н. М. Николаев. Экспедиция (начальник О. Ю. Шмидт) благополучно совершила переход на Дальний Восток. 17.10 эсминцы прибыли во Владивосток.
В этом переходе в качестве старшего помощника капитана ледокольного парохода "Анадырь" участвовал А. М. Матиясевич, ставший потом командиром легендарной подводной лодки "Лембит".
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8619
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Знаменательные и памятные даты в истории флота России и

Сообщение Schultz »

На мысе Юминда почтили память павших в величайшей в истории морской трагедии

1 сентября 2014 г.
juminda-69650119.jpg
В субботу, 30 августа, делегация, состоящая из представителей Клуба ветеранов флота, ветеранских и общественных организаций, Посольства Российской Федерации в Эстонии, побывала на мысе Юминда, где состоялось памятное мероприятие, посвященное 73-й годовщине Таллиннского прорыва - самой крупной в истории морской трагедии, произошедшей при прорыве кораблей Краснознаменного Балтийского Флота из осажденного немецкими войсками Таллинна в Кронштадт в августе 1941 года.

Основные этапы операции по эвакуации кораблей Балтийского Флота пришлись на 28-29 августа 1941 года, став самыми многочисленными по количеству погибших участников и потери кораблей. Операция снова продолжилась с 30 августа до 7 сентября 1941 года. По разным оценкам, погибло от 15 до 20 тысяч человек, военных и гражданских лиц, потери в кораблях составили 62 военных кораблей и гражданских судов. Однако, несмотря на потери, Балтийский флот сохранил боевое ядро флота, сорвав тем самым планы противника по его уничтожению.

Мемориальную церемонию у памятника, установленного на мысе Юминда в память о Таллиннском переходе, возглавил и провел контр-адмирал в отставке Иван Меркулов. На флагштоки были подняты эстонский и российский государственные флаги. Были зачитаны наименования потерпевших крушение гражданских судов Эстонского и Латвийского морских пароходств, участвовавших в эвакуации населения и военных сил из Таллинна.

В своем выступлении перед собравшимися контр-адмирал в отставке Иван Меркулов сказал: "73 года назад у Юминда произошла крупнейшая морская трагедия. Конвои судов и боевых кораблей вечером 28 августа 1941 года вышли в Ленинград, это была операция по эвакуации Балтийского флота.

В районе полуострова Юминда, в основном с 20 по 26 августа финскими и немецкими кораблями были выставлены мощные минные заграждения в количестве 3300 мин и минных защитников. На аэродромах была сосредоточена готовая к вылетам авиация противника. В результате масштабной операции Балтийский флот выполнил поставленную перед ним задачу, прорвался в Ленинград, и потом оказал огромную помощь в обороне города. Но была заплачена огромная цена - погибло не менее 15 000 человек в течении ночи и дня, 19 боевых кораблей, 43 транспортов обеспечения и гражданских судов. Погибшим в Таллинском прорыве был изначально посвящен этот памятник".

Больше фото здесь
(c) DELFI
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8619
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Знаменательные и памятные даты в истории флота России и

Сообщение Schultz »

Российские соотечественники в Эстонии почтили память жертв Таллинского перехода

В субботу мыс Юминда в Эстонии посетили делегации общественных и ветеранских организаций российских соотечественников, состоявшие из представителей Клуба Ветеранов флота, Совета ветеранов Эстонского Стрелкового корпуса. Также в Юминда приехали представители Посольства Российской Федерации в Эстонии.
Поездка была посвящена 74-й годовщине Таллинского перехода — самой крупной в истории морской трагедии, произошедшей при прорыве кораблей Краснознамённого Балтийского Флота из осаждённого фашистами Таллина в Кронштадт в августе 1941 года, сообщает BaltNews.ee

Главным участником мероприятия стал непосредственный очевидец тех трагических событий — руководитель ветеранской организации Эстонского Стрелкового корпуса Валентин Йоханнесович Виллемсоо.

Восемнадцатилетний красноармеец Виллемосоо получил в августе сорок первого ранение, неизвестно, благодаря какому чуду он продержался на воде много часов в настоящем аду, пока его не подобрал шедший вперёд транспорт. По словам ветерана, это была самая ужасная ночь в его жизни, ничего страшнее после этого не было за всю последующую войну.

Мемориальную церемонию у памятника, установленного на мысе Юминда в память о Таллинском переходе, возглавил и провёл контр-адмирал в отставке Иван Меркулов. На флагштоки были подняты эстонский, латвийский и российский государственные флаги, прозвучали гимны.

Были зачитаны наименования потерпевших катастрофу гражданских судов Эстонского и Латвийского морских пароходств, участвовавших в эвакуации населения и военных сил из Таллина в августе 1941-го.

В своём выступлении контр-адмирал в отставке Иван Иванович Меркулов сказал:

— 74 года назад у Юминда произошла очевидная крупнейшая морская трагедия. Конвои судов и боевых кораблей вечером 28 августа 1941 года вышли в Ленинград, это была операция по эвакуации Балтийского флота. В районе полуострова Юминда, в основном с 20 по 26 августа финскими и немецкими кораблями были выставлены мощные минные заграждения в количестве 3300 мин и минных защитников.На аэродромах была сосредоточена готовая к вылетам авиация противника. В результате масштабной операции Балтийский флот выполнил поставленную перед ним задачу, прорвался в Ленинград,и потом оказал огромную помощь в обороне города. Но была заплачена огромная цена — погибло на море не менее 15 000 человек в течении ночи и дня, 19 боевых кораблей, 43 транспортов обеспечения и гражданских судов. Погибшим в Таллинском прорыве был изначально посвящён этот памятник.

Памятник является по существу кенотафом. Кенотаф, как известно, символическая могила без захоронения. С древнейших времен так отмечают память о тех кто погиб, но тело невозможно захоронить. В Эстонии есть гениальное произведение скульптора Эстонии Амандуса Адамсона — памятник морякам погибшим на броненосце "Русалка".

Временный поверенный в делах России в Эстонии Станислав Борисович Макаренко:

— Пожалуй это самая большая трагедия на море в истории современности. Сегодня мы склоняем голову перед памятником многим тысячам погибших моряков, женщин, детей…Мы чтим их подвиг, мужество, самоотверженность. Они не были напрасными, благодаря их самоотверженности на фронте наступили переломные сорок третий и сорок четвёртый годы, принесшие впоследствии День Победы.

Российский дипломат поблагодарил флотских ветеранов за сохранение памяти о моряках, погибших в сражениях 1941-1945 годов на Балтийском флоте, он вручил памятные презенты.

Также в этот день представители ветеранских и общественных организаций посетили памятник погибшим в 1941 году морякам с эсминца "Карл Маркс", расположенном в городе Локса.

Мемориальную церемонию в Локса провёл капитан третьего ранга в отставке, координатор исторической секции Клуба Ветеранов Флота Григорий Николаевич Табачник, который обстоятельно рассказал о причинах гибели эсминца от налётов немецкой авиации.

Стоит отметить, что проведение реставрационных работ у мемориала на мысе Юминда стало возможно благодаря пожертвованиям спонсоров, одby из которых Сергей Михайлович Миронов — известный российский политик, председатель фракции партии "Справедливая Россия" в Госдуме РФ.

(с) baltnews.lv
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Константин Бабин
Почетный форумчанин
Сообщения: 1084
Зарегистрирован: 28 окт 2012, 06:46
Реальное имя: Константин
Воинское звание: ст.2ст.
Откуда: Карелия, Петрозаводск

Re: Знаменательные и памятные даты в истории флота России и

Сообщение Константин Бабин »

Shultz писал(а):Восемнадцатилетний красноармеец Виллемосоо получил в августе сорок первого ранение, неизвестно, благодаря какому чуду он продержался на воде много часов в настоящем аду, пока его не подобрал шедший вперёд транспорт
Во времена моей службы на МПК-431, входившим в 47-й ОДКПЛО, дивизионом командовал капитан второго ранга Нейман ( к сожалению не помню имя -отчество) -прибалт по национальности. Так вот он был участником этого прорыва и то же провёл много часов в воде, держась за что-то плавучее, пока его не подобрали. Иногда он выходил на нашем "бобике" в море и бывало под настроение рассказывал офицерам о этом переходе. Боевой пост наш располагался в боевой рубке потому слушали и мы. Ужас : не передать. Он, кстати, укачивался, как новобранец и зачастую рвало нас в одну посудину одновременно. А ведь он всю жизнь провёл на море. Но держался всегда так, что и не подумаешь, что он не переносит качку. Очень справедливый был командир.
musubi
Сообщения: 33
Зарегистрирован: 30 июл 2014, 21:54
Реальное имя: Константин

Re: Знаменательные и памятные даты в истории флота России и

Сообщение musubi »

Федеральным законом от 13.03.1995 № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» в числе дней воинской славы России установлено 1 декабря - День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 год).

В.И.Зверев «Синопская победа».
ЗНАЧЕНИЕ СИНОПСКОЙ ПОБЕДЫ
Блестящая победа русской эскадры в Синопском сражении была достигнута благодаря беспримерному героизму и отличной боевой выучке русских моряков, высокому флотоводческому мастерству адмирала П. С. Нахимова и решительным, инициативным действиям командиров русских кораблей.

Отважная когорта черноморских героев наглядно продемонстрировала силу и непреоборимость передового русского военно-морского искусства; черноморцы продолжили и укрепили славные боевые традиции русского флота, и Синопская победа заняла одно из первых почетных мест в исторической летописи героических подвигов русских моряков.

В Синопском сражении наглядно проявились результаты боевой подготовки, проводившейся на Черноморском флоте перед Крымской войной. Многолетняя воспитательная деятельность передовых представителей русского флота с честью выдержала тяжелое испытание и получила высшую оценку в огне сражения. Беспримерный героизм и отличная боевая выучка матросов, достигших предельной скорострельности и меткости артиллерийской стрельбы и проявивших, по выражению Нахимова, «истинно русскую храбрость» в условиях ожесточенного противодействия со стороны противника, ярко свидетельствовали о высоких моральных и боевых качествах русских воинов.

Синопская победа еще раз показала громадное значение морального фактора в войне. В этом сражении с исключительной силой подтвердился тот неоспоримый факт, что не оружие, а человек, умело владеющий оружием, добывает победу. Непревзойденное искусство русских флотоводцев одержало победу над искусством англо¬турецких адмиралов, мастерство, воля и сноровка русских, моряков оказались выше выучки турецких матросов и офицеров.

Высокий моральный дух русских моряков в Синопском сражении был обусловлен передовой системой воинского воспитания и чувством национальной военной гордости.

Подъем морального духа непосредственно перед сражением объяснялся тем, что на эскадре сознавали всю» «ответственность предстоящего сражения, знали о про¬исках турок на Кавказе, понимали, что разгромить турецкие корабли в Синопе — значит предотвратить удар по русским войскам на Кавказе.

Синопское сражение с особенной силой показало высокий уровень тактики русского флота. Успешным осуществлением атаки противника, находившегося под защитой береговых батарей, русские моряки внесли большой вклад в военно-морское искусство. Примененные в Си¬нопской сражении приемы ярко свидетельствуют о творческом подходе Нахимова к решению сложнейших проблем морской тактики того времени.

Для характеристики действий русского флота в Синопском сражении необходимо прежде всего вспомнить те тактические способы, которые в то время рекомендовались для нападения на флот противника в его собственной базе. Руководства середины XIX века предусматривали следующее: «Предполагая, что стоящий на шпринге флот (противника) находится в совершенной безопасности со стороны берега и что никакого нападения оттуда нельзя ожидать, атаковать его корабли можно только следующими тремя способами:

во-первых, напав на неприятеля под парусами;

во-вторых, став на якорь на траверсе стоящего на шпринге флота;

и, в-третьих, абордировать его».

Первый способ атаки признавался самым медленным и менее всех решительным. Второй способ считался «решительнее предыдущего, но зато и опаснее для нападающего, если только местность благоприятствует неприятелю и все нужные предосторожности им взяты». В этом случае флагману рекомендовалось учитывать следующее важное обстоятельство: нападающий флот «никогда не сможет под неприятельским огнем маневрировать с до¬статочной быстротой и верностью, чтоб, став на якорь, быть так же хорошо сомкнутым и в таком же порядке, как линия (противника), выстроенная заранее. Должно ожидать, что некоторые корабли или не попадут на свои места, или поздно займут их, подвергаясь при этом сильнейшему неприятельскому огню».

В тактических руководствах проводилась мысль о тщательной оценке обстановки перед выбором соответствующего способа атаки, но вместе с тем явное предпочтение отдавалось третьему способу, который заключался в том, чтобы вплотную сблизиться с неприятелем и абордировать его корабли. «Соображения атаки необходимо зависят от обстоятельств и местности. Но положительно можно сказать, что если оконечности стоящего на шпринге флота хорошо защищены и на него нельзя на¬пасть иначе, как с фронта, который будет доступен, то самый лучший, даже может быть самый легчайший и реши¬тельный образ нападения есть абордаж; ибо, приближаясь к неприятелю с ветром, который мы считаем попутным, невозможно, чтоб большая часть кораблей не свалилась на абордаж с стоящими на якоре кораблями* (противника)».

Таким образом, в официальных тактических доку¬ментах вплоть до середины XIX века основным способом при нападении на неприятеля в его собственной базе признавался абордаж, а артиллерийский обстрел флота противника в этом случае считался делом рискованным и сложным. Синопское же сражение вслед за выдающимися победами Ушакова, Спиридова, Сенявина, Лазарева еще раз блестяще доказало, что успешный исход боя на якоре может быть достигнут не абордажем, но путем умелого использования артиллерийских средств.

В Синопском сражении выбор способа атаки противника был обусловлен стремлением к полному уничтожению всей турецкой эскадры, и русские моряки добились решительной победы над неприятелем, осуществив смелый прорыв на рейд противника и подавив его сопротивление мощным артиллерийским огнем с коротких дистанций. Командующий русской эскадрой сознательно и пред¬намеренно отказался от абордажа неприятельских кораблей, несмотря на то, что именно этот способ был рекомендован как наилучший при атаке флота противника в его собственной базе.

При подготовке сражения были исключительно правильно оценены преимущества того или иного способа атаки противника, исходя из конкретно сложившейся обстановки к моменту сражения. Абордаж был отвергнут прежде всего потому, что при этом способе атаки не обеспечивалось полное использование артиллерийских средств русских кораблей, в том числе бомбических орудий. Кроме того, при абордировании эскадры противника 8 русских кораблей не могли одновременно парализовать со¬противление всех турецких судов, что позволило бы противнику использовать численное превосходство своей эскадры. Наконец, для абордажа русским кораблям необходимо было подходить на минимальное расстояние к. берегу, на мелководье, что являлось бы неоправданным риском. Поэтому и был избран способ атаки противника путем артиллерийского обстрела с коротких дистанций. Хотя этот способ и считался наиболее сложным, однако он создавал возможность полного использования всех артиллерийских средств русской эскадры, сковывал действия противника и придавал сражению наиболее активный и решительный характер. Результаты сражения полностью подтвердили правильность этого замысла.

Синопское сражение, таким образом, вновь показало зависимость способов ведения морского боя от развития и совершенствования боевых средств флота. С увеличением огневой мощи кораблей, в связи с введением бомбических орудий и количественным ростом артиллерийского вооружения до 120 корабельных пушек, абордирование противника окончательно потеряло свое прежнее значение

Для развития тактики флота в Синопском сражении характерен правильный учет сил своих и противника, продуманный выбор времени сражения, тщательная под- готовка к нему, детальная разработка плана атаки, настойчивость в достижении поставленной цели. Русская эскадра атаковала противника тогда, когда обстановка у Синопа сложилась более благоприятно для русских. По¬строение кораблей в две колонны при прорыве на неприятельский рейд, образцовая диспозиция кораблей, распре¬деление целей, занятие наиболее выгодного тактического положения, учет слабых и сильных сторон противника, исчерпывающие указания о ведении артиллерийского огня, — все это сыграло исключительно важную роль в достижении победы над противником.

В сражении были умело расположены линейные силы русской эскадры, что определило наилучшее их использование. Русские моряки правильно оценили обстановку, разгадали замысел противника и обеспечили артиллерийский удар по противнику на такой дистанции, которую никогда не осмеливались применять западноевропейские флотоводцы. Они отлично использовали артиллерийские средства своих кораблей и показали образцы взаимодействия и взаимной выручки в бою. Важнейшим залогом победы явилось то, что выдающийся русский флотоводец П. С. Нахимов предоставил в бою широкую инициативу командирам кораблей.

Синопское сражение явилось новым, высшим этапом в истории военно-морского искусства XIX века, ибо русские моряки практически доказали непригодность догм западноевропейских теоретиков об атаках крепостей со стороны моря и добились победы в таких условиях, при которых ни один из западноевропейских адмиралов даже не решился бы на атаку.

Боевые столкновения, происходившие в первой поло¬вине XIX века между кораблями и береговыми укреплениями, особенно ярко свидетельствовали о бессилии «хваленых» западноевропейских адмиралов в борьбе против береговой артиллерии. Даже при значительном превосходстве корабельной артиллерии поединок между кораблями и береговыми укреплениями нередко заканчивался бесславно для атакующей стороны. Так, в 1805 г. английский адмирал Сидней Смит, соратник Нельсона, с 80-пу-шечным линейным кораблем и двумя фрегатами атаковал Мартеллову башню, расположенную на побережье о. Корсика. В течение нескольких часов английская эскадра обстреливала башню, вооруженную всего двумя орудиями, однако не смогла причинить ей никакого вреда. Ответный же огонь двух береговых орудий был, наоборот, значительно эффективнее, и флагманский английский корабль получил 40 пробоин и потерял до 35 человек убитыми и ранеными.

В 1849 г., за четыре года до Синопского сражения, во время Шлезвиг-Голштинской войны произошел поединок между датским 80-пушечным линейным кораблем и двумя голштинскими береговыми батареями. Линейный корабль в течение целого дня обстреливал две открытые земляные батареи, вооруженные восемью орудиями. На батареях не было сбито ни одной пушки, а убитых и раненых насчитывалось всего 5 человек; линейный же корабль имел сильные разрушения от огня береговых орудий и к исходу сражения взлетел на воздух.

Действия крупных соединений флота против прибрежных крепостей всегда характеризовались тем, что западно¬европейские адмиралы, даже выступая против несравненно более слабого противника, требовали многократного численного перевеса в корабельной артиллерии, много¬тысячного десанта, огромного запаса снарядов, наличия бомбард, канонерских, лодок, плавбатарей и пр. Они не осмеливались выступать против береговых укреплений, если орудий на кораблях было больше, чем у противника, лишь в два — три раза; им нужно было восьми-десяти-кратное превосходство.
Не случайно западноевропейские историки и публицисты всемерно затушевывают тот факт, что турки в Синопском сражении обладали не только корабельной артиллерией, но и береговыми батареями. Англо-французские «ученые» пытаются скрыть это именно потому, что сами результаты Синопского сражения наглядно свидетельствуют о порочности их теорий по атакам береговых укреплений со стороны моря.

Синопская победа показала полное превосходство передового русского военно-морского искусства над военно-морским искусством западноевропейских стран и Турции. В Синопском сражении проявились в той или иной степе¬ни все черты, характеризующие отсталость военно-морского искусства противника: полная неспособность к использованию новых кораблей (пароходы) и новых артиллерийских средств (бомбические пушки), нерешительность и безинициативность командующих, раболепие пе¬ред устаревшими и неправильными догмами военно-морских специалистов, применение шаблонных приемов в использовании артиллерийских средств, неумение правильно оценивать обстановку, отсутствие взаимодействия, неспособность к борьбе с активным и решительным противником.

Необходимо подчеркнуть, что в Синопском сражении потерпели банкротство не столько турки, сколько англичане.

Именно они строили и вооружали турецкий флот, руководили им, разрабатывали планы его боевого использования, воспитывали и обучали личный состав и, наконец, непосредственно участвовали в борьбе против русского флота.

Именно английские советники являлись проводниками-отсталых «теорий» о неприступности береговых укреплений при атаках с моря.

Характерно, что перед войной англичане «предсказывали» туркам полный успех в грядущих морских сражениях, высоко оценивая достоинства английской артиллерии турецких кораблей. За несколько лет до войны, на¬пример, офицеры английской эскадры адмирала Паркера самоуверенно и авторитетно заявляли, что «на якоре турки дали бы хорошее сражение». Действительность не оправдала расчетов англичан. Именно в бою «на якоре» турецкая эскадра была разгромлена наголову.

Синопское сражение показало крайне низкий уровень военно-морского искусства англичан и турок. Ни Слейд, ни Осман-паша не сумели организовать обороны своей базы, не приняли необходимых мер по защите рейда и по усилению береговых батарей. Во время боя, как признавал впоследствии Слейд, было парализовано боепитание на многих турецких судах. Турки не обеспечили борьбы за живучесть своих кораблей. Большинство командиров турецких судов показывало пример трусости, позорно-дезертируя в разгаре сражения. Турецкие матросы сражались только из-за страха перед наказанием. Таковы были результаты многолетней деятельности западноевропейских советников в турецком флоте, где формальные раз¬говоры о значении морального фактора сочетались с плеткой и палкой, с превращением матросов в бессознательный автомат. Поражение противника в Синопском сражении является прекрасной иллюстрацией мысли Энгельса: «Как много болтают о решающем значении во время войны моральных факторов! А чем же иным занимаются в мирное время, как не тем, что их почти систематически уничтожают?».

Синопская победа русского флота оказала большое влияние на дальнейшее развитие боевых средств флота и их тактического использования. Разгром неприятельского флота в защищенной гавани доказал, с одной стороны, возможность успешных активных действий флота против береговых укреплений, а с другой стороны, вызвал необходимость дальнейшей разработки вопросов обороны военно-морских сил со стороны моря. Синопское сражение наглядно показало, что для обороны базы, наряду с усилением береговой артиллерии, необходимо применять и другие оборонительные средства.

Этот урок Синопа был учтен Черноморским флотом при обороне Севастополя.

В Синопском сражении впервые в истории было успешно применено новое боевое средство — бомбическая артиллерия. В руках противника применение бомбических пушек (имевшихся, как мы уже указывали, и в английском и в турецком флоте) не приводило ни к каким заметным результатам. Использование же бомбической артиллерии русскими моряками в Синопском сражении яви¬лось одним из поворотных пунктов в развитии флотов всех стран. Синопская победа показала, что деревянные корабли бессильны против новой артиллерии, что требуются коренные нововведения, обеспечивающие живучесть кораблей. Сразу же после Синопского сражения было начато строительство первых опытных броненосных судов.

Опыт Синопского сражения так же, как и вся совокупность действий Черноморского флота в летнюю кампанию 1853 года, во весь рост поставил вопрос о необходимости перехода от флота парусного к флоту паровому. Синопское сражение явилось последним боем парусных кораблей. Синопской победой была блестяще завершена многовековая эпоха парусного флота.

Рассматривая тактические особенности того или иного сражения в истории русского военно-морского искусства, необходимо помнить о взаимосвязи тактики и стратегии, ибо «действия тактики, их результаты должны быть расцениваемы не сами по себе, не с точки зрения непосредственного эффекта, а с точки зрения задач и возможностей стратегии». Синопская победа является одним из примеров крупнейшего боевого столкновения на море, в котором блестящие тактические успехи принесли важные стратегические последствия. Значение Синопского сражения состоит не только в том, что оно показало высокий уровень тактики русского флота и в сильнейшей степени повлияло на дальнейшее развитие боевых средств, но так¬же и в том, что оно оказало серьезное влияние на стратегическую обстановку в начальный период Крымской войны.

С разгромом эскадры Османа-паши были значительно ослаблены военно-морские силы Турции. Крупным ударом для противника явилось уничтожение 15 кораблей, которые строились и вооружались в течение многих лет перед войной. Потеряв в сражении 500 орудий, турки ли¬шились почти трети всей артиллерии своего военно-морского флота. Англо-турецкое командование надолго по¬теряло возможность использовать свою основную оборудованную базу на анатолийском побережье.

Наиболее чувствительным уроном для военно-морского флота Турции в Синопском сражении явились потери личного состава. Турецкий флот всегда испытывал острую нехватку в обученных кадрах, и некомплект команд на многих кораблях был обычным явлением. Потеря трех тысяч моряков являлась катастрофой для Турции. Резервов не было. Дополнительная мобилизация дать ничего не могла. Потери были невосполнимы.

После Синопского сражения военно-морской флот Турции не мог уже осуществлять самостоятельных действий и препятствовать боевой деятельности русского Черноморского флота. Необходимо отметить, что к концу ноября 1853 г. военно-морские силы противника были ослаблены не только уничтожением 15 кораблей. Как известно, накануне Синопского сражения турки потеряли два парохода («Меджари-Теджарет» и «Перваз-Бахри»); еще два парохода («Саик-Ишаде» и «Фейзи-Бахри») бы¬ли серьезно повреждены в результате боя с фрегатом «Флора». Значительная часть турецкого флота ремонтировалась в Константинополе, а остальная часть флота была рассредоточена: несколько турецких боевых судов оставалось у кавказского побережья Черного моря (Батум, Трапезунд), а около десяти судов — в портах Средиземноморского бассейна. На уцелевших турецких кораблях царил полный упадок. Поражение в Синопской бухте вызвало резкое понижение морального духа противника. Оставшаяся часть военно-морского флота Турции была деморализована и небоеспособна.

В результате успешных боевых действий эскадры Нахимова на определенный период было достигнуто господствующее положение для русского флота на Черном море. Господство Черноморского флота на театре имело большое значение для развития военных действий на сухопутных фронтах, так как фланги русской и турецкой армий на Дунае и Кавказе упирались в Черное море. Русский флот получал возможность содействовать приморским флангам своих сухопутных войск; турецкие же сухо¬путные силы, находившиеся на Дунае и у русско-турецкой границы на Кавказе, не имели помощи своего флота.

Известия о поражении турок под Синопом стали быстро распространяться во всех армейских частях. Синопская победа вызвала огромный нравственный подъем в русской действующей армии. Моральное воздействие блестящей победы Черноморского флота было огромно. Однако русское военное командование на главном, дунайском театре военных действий не смогло использовать создавшуюся обстановку для активизации действий русской армии.

Совсем иная обстановка сложилась на кавказском направлении, для которого Синопская победа имела особенно важное значение. Уничтожением турецкой эскадры в Синопской бухте русский флот нанес серьезный удар по агрессивным замыслам Турции и западноевропейских держав, накапливавших силы для овладения Кавказом.

В Синопском сражении была уничтожена не простая совокупность неприятельских судов, а значительная часть турецкого флота, предназначавшаяся противником для совместных действий с его сухопутными силами и отрядами Шамиля на Кавказе. Черноморский флот не допустил сосредоточения значительных сил флота против¬ника в восточном районе театра, в результате — турецкая восточно-анатолийская армия была лишена поддержки своего флота. Оставшиеся у кавказского побережья не¬сколько турецких паровых судов и флотилия десантных средств не могли играть сколько-нибудь значительной роли после разгрома эскадры Османа-паши. Приготовления противника к десантам в районе Поти, Сухума и Редут-кале были полностью сорваны.

Командующий отрядом русских судов у кавказских берегов контр-адмирал П. М. Вукотич 2 декабря 1853 года в связи с Синопской победой писал Нахимову:

«С сердечным удовольствием имею честь поздравить Ваше превосходительство с блистательным истреблением неприятельской синопской эскадры — великой грозы всего Кавказа... Быстрое и решительное истребление турецкой эскадры Вами спасло Кавказ, в особенности Сухум, Поти и Редут-кале; покорением последнего досталась бы в добычу туркам Гурия, Имеретия и Мингрелия».

Синопская победа повлияла на ослабление позиций противника не только на его приморском фланге на Кавказе, но имела значительно большие последствия. В результате небывалого разгрома турецкого флота был подорван престиж Англии и Турции в глазах феодальной верхушки горцев. Главарям реакционного движения Ша¬миля с каждой победой русского оружия все труднее становилось активизировать действия своих отрядов.

Большое влияние, которое оказала Синопская победа на изменение обстановки на кавказском направлении, объясняется не только силой и своевременностью удара, нанесенного черноморскими моряками по флоту противника в самом Синопском сражении, но также и тем, что это сражение было не изолировано, а теснейшим образом связано с предшествующими действиями Черноморского флота. Успешной перевозкой 13-й пехотной дивизии Черноморский флот еще в сентябре 1853 года содействовал усилению русских войск на Кавказе. Отряды русских судов, крейсировавшие непосредственно у кавказского побережья, охраняли приморский фланг русской армии и препятствовали действиям противника. Русская эскадра Нахимова лишала противника возможности беспрепятственно осуществлять перевозки вооружения, боеприпасов, снаряжения и пополнений из Константинополя на восток. В комплексе этих действий флота Синопское сражение явилось завершающим ударом по агрессивным замыслам противника в отношении Кавказа. Таким образом, действия Черноморского флота в течение всей летней кампании 1853 года в сильнейшей степени способствовали укреплению русских сил и ослаблению сил противника на Кавказе.

Русская кавказская армия, являвшаяся лучшей частью сухопутных сил России по своей боеспособности и опыту ведения боевых действий, не только ликвидировала по¬пытки противника к наступлению на кавказском направлении, но также нанесла ему ряд серьезных поражений. Несмотря на свое численное превосходство, турки не смогли противостоять русским войскам уже в начальный период военных действий на Кавказе. 2 ноября 1853 года противник потерпел поражение при Баяндуре. 14 ноября сражение при Ахалцихе вновь закончилось паническим отступлением турецких войск. На следующий день после Синопской победы, 19 ноября, в 150 верстах от Батума разыгралось знаменитое Баш-Кадыкларское сражение. В этом сражении 37-тысячный турецкий корпус не смог противостоять 11-тысячному русскому отряду. Оставив на поле боя свыше 8 тысяч убитых и раненых, противник начал беспорядочное отступление по направлению к Кар-су. Русские войска захватили 24 орудия (все английского производства), знамена, много лошадей и оружия.

Спустя несколько дней, в конце ноября 1853 года, в бескрайних степях Ставрополья встретились два гонца: один из них, посланец Нахимова, спешил на юг, чтобы сообщить кавказским войскам радостную весть о Синоп¬ской победе; другой мчался в Севастополь с известиями о разгроме турецкой армии под Баш-Кадыкларом.

После Синопского сражения стало очевидно, что стремления западноевропейских держав воевать с Россией только чужими руками, используя султанскую Турцию и реакционное движение Шамиля, завершились полным провалом. Успешные боевые действия Черноморского флота и русской кавказской армии обусловили крах пресловутой стратегии «чужих рук» и показали ничтожество западноевропейских стратегов и политиков, недооценивавших силы противника и переоценивавших силы своих союзников. В первые же месяцы Крымской войны обнаружился авантюризм стратегии Англии, Франции и Турции.

Боевые успехи русского оружия, способствовавшие обеспечению безопасности южных границ России, защите Крыма и Кавказа от непосредственной угрозы со стороны западноевропейских агрессоров и Турции, имели прогрессивное значение, независимо от тех целей, которые преследовало в войне с Турцией царское правительство. Благодаря победам русской армии и флота народы Кавказа избавлялись от угрозы порабощения капиталистической Англией и султанской Турцией. Нанося удары по турецкой империи, русская армия оказывала большое влияние и на балканские народы, ибо по своим объективным результатам победы русского оружия на суше и на море способствовали национально-освободительной борьбе народов Балканского полуострова против многовекового турецкого ига.

http://www.flot.com
Последний раз редактировалось musubi 01 дек 2015, 10:09, всего редактировалось 1 раз.
musubi
Сообщения: 33
Зарегистрирован: 30 июл 2014, 21:54
Реальное имя: Константин

Re: Знаменательные и памятные даты в истории флота России и

Сообщение musubi »

Shultz писал(а):19 октября 1990 года, впервые после окончания Второй мировой войны, корабль ВМФ СССР МПК "Комсомолец Молдавии" (ныне МПК "Суздалец") проекта 1124М применил боевое оружие, артиллерийским огнем подавив 100-мм батарею и склад боеприпаса противника (эритрейских сепаратистов) на о. Асарка-Северная и на предельной дистанции открыв стрельбу по м. Кароли, где была установлена батарея 122-мм стволов разобранной системы реактивного залпового огня "Град".
В сентябре 1991 года, будучи курсантом 7-го учебного отряда КЧФ, где получал специальность электрика ПУС ПЛО, проходил стажировку на МПК "Комсомолец Молдавии", в то время входившего в состав 68-й бригады кораблей ОВР. Бригада базировалась в Стрелецкой бухте Севастополя. На корабле понравилось, я командованию корабля тоже приглянулся, была даже договоренность сделать на меня запрос в учебный отряд, но в итоге получилось так, как получилось-)), попал на Северный флот, о чем нисколько не жалею. На этом корабле первый раз выходил в море, пил плафон забортной воды по этому случаю, участвовал в сбросе глубинных бомб, видел ТАВКР "Адмирал Кузнецов", охранение которого мы как-то осуществляли, и даже купался в открытом море (это было организованное купание). В общем, о времени службы на этом корабле самые теплые воспоминания-)))
Про бой в Красном море старослужащие рассказывали, рассказывали также, что корабль во время этой БС попал в сильный шторм, экипаж буквально "выворачивало" от сильнейшей качки, потом, говорили, пришлось несколько дней отмывать внутренние помещения корабля от извержений организмов.
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8619
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Знаменательные и памятные даты в истории флота России и

Сообщение Schultz »

25 декабря 1941 года началась Керченско-Феодосийская десантная операция советских войск

План высадки морского и воздушного десантов на Керченском полуострове появился у командования Закавказского фронта еще в конце ноября 1941 года, вскоре после оставления Крыма советскими войсками. Начать высадку предполагалось 21 декабря.
Подготовка операции была прервана обострением обстановки в районе Севастополя. Для парирования кризиса потребовалось перебросить в город 20 и 21 декабря 345-ю стрелковую дивизию и 79-ю бригаду морской пехоты, первоначально предназначавшихся для высадки в Феодосии. Переброска войск также отвлекла боевые и транспортные корабли, привлекавшиеся для десантной операции. В результате начать высадку удалось лишь с 26 декабря.

26 декабря в районе Керчи и 30 в районе Феодосии были высажены войска 51-й и 40-й советских армий.
В тот момент силы противника на Керченском полуострове были представлены немецкой 46-й пехотной дивизией и румынским полком горных стрелков, охранявшим район Парпачского хребта. Общая численность вражеских войск на Керченском полуострове составляла 25 тысяч человек личного состава 180 орудий и 118 танков. На аэродромах в районе Керчи базировались две группы авиации, имевшие до 100 самолетов. Кроме того, группировку войск противника на Керченском полуострове могла поддерживать авиация с аэродромов, расположенных в районах Симферополя, Саки.
Во второй половине дня 25 декабря 1–5-й десантные отряды начали движение по заданным курсам с расчетом прибыть в назначенные районы высадки за два часа до рассвета 26 декабря. Однако из-за начавшегося сильного шторма и непрерывных налетов вражеской авиации 1-й и 2-й отряды произвести полностью высадку в районе мыса Зюк не смогли.

Предпринятые 27 и 29 декабря попытки продолжать высадку из-за шторма на море и сильного сопротивления врага оказались безрезультатными. Дальнейшая высадка войск 51-й армии стала возможной лишь 30 декабря. Всего с 26 по 31 декабря Азовская военная флотилия высадила более 6 тысяч человек и перебросила 9 танков, 10 орудий (37-, 76-мм калибра), 28 минометов и 204 тонны боеприпасов. Посадка войск 51-й армии на корабли Керченской военно-морской базы проходила неорганизованно. В назначенное время посадку закончил только один из трех. Опоздание с посадкой привело к нарушению графика перехода отрядов через Керченский пролив. Кроме того, суда в районы высадки подошли в разное время. В первый день наиболее удачно высадка была произведена в районе Камыш-Бурун. Она производилась под прикрытием дымовой завесы, поставленной специально выделенными катерами, и при поддержке огня артиллерии с Таманского полуострова. 27 декабря высадка не производилась вследствие сильного шторма (7–8 баллов). Она возобновилась 28 декабря и продолжалась до 30 декабря. Всего с 26 по 29 декабря в районе Камыш-Бурун из состава 302-й стрелковой дивизии было высажено более 11 200 человек и выгружено 47 орудий, 229 пулеметов, 198 минометов, 12 автомашин, 210 лошадей.

Высадка десанта 44-й армии в районе горы Опук, проводившаяся силами Черноморского флота, не удалась. В целом с 26 по 31 декабря Азовская военная флотилия, Керченская военно-морская база и частично Черноморский флот, несмотря на ряд серьезных недостатков в организации посадки и высадки войск, сильное сопротивление врага, а также крайне неблагоприятную метеорологическую обстановку, высадили на Керченский полуостров часть войск и боевой техники. Однако десанты имели очень мало артиллерии и танков. Поэтому они вместо планируемого наступления вынуждены были перейти к обороне, ведя упорные бои с противником, который принимал все меры к тому, чтобы сбросить их в море.
Лишь после овладения Феодосией и создания угрозы коммуникациям действовавшей на полуострове группировки противника произошло резкое изменение обстановки на Керченском полуострове в пользу советских войск. Высадка 44-й армии в районе Феодосии проходила более успешно. Она началась в 4 часа утра 29 декабря после короткой артиллерийской подготовки. Благодаря достигнутой внезапности штурмовые отряды быстро овладели важными объектами порта и создали благоприятные условия для действий войск первого эшелона. В короткий срок были переброшены десантные подразделения с крейсеров «Красный Крым» и «Красный Кавказ», с эсминца «Шаумян» и других кораблей. Одновременно эти корабли поддерживали огнем своих орудий действия десанта на берегу. Начавшиеся после рассвета налеты вражеской авиации были отражены огнем корабельной зенитной артиллерии и истребительной авиацией Черноморского флота. Боевые корабли 29 декабря маневрировали в заливе и вели артиллерийский огонь, поддерживая действия десанта. Вечером 29 декабря в Феодосийском порту началась высадка войск с транспортов. К утру 30 декабря Феодосия была полностью освобождена от противника.

Успешная высадка войск 44-й армии в Феодосии резко изменила обстановку на Керченском полуострове. Для всей группировки противника, находившейся в восточной части полуострова, создалась угроза окружения. Командование 11-й немецкой армии вынуждено было принять решение о выводе своих войск с полуострова. 30 декабря противник оставил Керчь без боя. Немецко-фашистское командование было вынуждено срочно усилить свои войска на феодосийском направлении. В начале января северо-западнее и западнее Феодосии кроме 46-й пехотной дивизии, уже действовали части 73-й пехотной дивизии и румынского горнострелкового корпуса. Кроме того, на подходе к этому району находились 132-я и 170-я пехотные дивизии, переброшенные из-под Севастополя, где героическими усилиями воинов Севастопольского оборонительного района было сорвано второе наступление немецко-фашистских войск. К исходу 2 января советские войска вышли на рубеж Киет, Коктебель, где встретили организованное сопротивление врага. На этом операция по овладению Керченским полуостровом закончилась. Керченско-Феодосийская десантная операция завершилась захватом важного оперативного плацдарма в Крыму – освобождением Керченского полуострова, овладением важными опорными пунктами противника в Крыму – городами и морскими портами Керчь и Феодосия, войска продвинулись на запад на 100–110 км.

В итоге операции упрочилось положение войск Севастопольского оборонительного района. Немецкое командование 1 января 1942 года было вынуждено прекратить свое второе наступление на Севастополь и перебросить оттуда часть сил в район Феодосии. Керченская группировка противника понесла большие потери. Эти результаты были достигнуты благодаря героическим действиям сухопутных войск и флота. Операция, проводившаяся как часть контрнаступления Красной Армии, развернувшегося в декабре 1941 года, была самой крупной морской десантной операцией в ходе Великой Отечественной войны. Главное ее значение заключалось в том, что противник лишился возможности использовать Керченский полуостров как плацдарм для проникновения на Кавказ. Вместе с тем она отвлекла часть сил врага из-под Севастополя, облегчив его защитникам отражение второго вражеского штурма.

(с) Образовательный портал zarobr.ru
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8619
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Знаменательные и памятные даты в истории флота России и

Сообщение Schultz »

Страшнее, чем Перл-Харбор: во время Таллинского прорыва погибли тысячи человек

29 августа исполнилось 75 лет со дня Таллинского прорыва — одной из крупнейших морских операций времен Великой Отечественной войны. Речь идет об эвакуации в Кронштадт отступавших советских войск и части мирного населения. Во время перехода было подбито фашистами и затонуло более ста кораблей, погибли тысячи человек.
Волна бьется у мемориала на мысе Юминда в Эстонии — это кладбище затонувших кораблей. Говорят, памятный камень похож на окровавленное сердце. За двое суток в августе 1941 года в этих водах погибли до 15 тысяч человек. Возможно, и больше, но этого уже не узнать. Морскую трагедию называют самой страшной в современной истории.
Таллинский переход – немцы подходят к городу, и силы Балтийского флота решено перевести в Кронштадт. Цепочка ошибок командования или обстоятельства военного времени, но конвои выходят с запозданием, без прикрытия с воздуха. Идет оборона Ленинграда, все силы нужны там.
Юрий Инге, поэт, корреспондент газеты "Красный балтийский флот" — на корабле из первого конвоя. Пытаясь уйти от бомбежки с воздуха, судно подрывается на мине. Внучка Мария к 75-летию гибели деда отпечатала копии газетного номера, который он держал в руках.
"Инге до последнего был собран, с пачкой свеженапечатанных газет "Красный балтийский флот" стоял на палубе, как предписывает устав, с противогазной сумкой, в шинели… Так я все это вижу, на этом ветру", — говорит Мария Инге-Вечтомова, внучка участника Таллинского перехода, поэта, военного корреспондента Юрия Инге.
Транспортный пароход "Калпакс" затонул во время перехода 29 августа. Спасающихся людей обстреливала из пулеметов немецкая и финская авиация. Живым свидетелям той трагедии сейчас за девяносто, как, например, Валентину Виллемсоо. Тогда же он был 18-летним юношей.
"Корабль почти уже вертикально встал, — рассказывает он. — Один пропеллер крутился спокойно, потихоньку, как будто прощался: "Прощайте, я уйду, беру с собой души людей, а вы, как хотите, спасайтесь". Друг мой, старший лейтенант, прыгнул воду в шинели. А шинель пропиталась водой, и меня тянет за собой. Он говорит: "Друг мой, помоги, а как я помогу?" Вот такие моменты я видел".
Представители эстонского парламента, российские дипломаты, члены таллинского Клуба ветеранов флота, местные жители, гости из России – несут венки и букеты к мемориалу.
"Здесь мои два правнука, мои внучки, граждане Эстонии, я, мои товарищи. Это отношение местных властей государственного уровня говорит, что политические вопросы приходят и уходят, а народная память о трагедии живет", — говорит Иван Меркулов, контр-адмирал в отставке.
"Наш долг перед погибшими – сделать все, чтобы память о них осталась в наших сердцах, чтобы мы передавали эту память и тем, кто придет к нам на смену. И помнили, не забывали, и склоняли головы перед этим великим подвигом", — отмечает Александр Петров, посол России в Эстонии.
Таллинский прорыв до сих пор не вполне изучен и не так известен публике, как, например, атака на американский Перл-Харбор. В центре русской культуры в столице Эстонии 75 лет тем событиям решили отметить военно-исторической конференцией. Потомки погибших хранят память – и готовы ей делиться.

(с) Вести
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Ответить

Вернуться в «История флота»