Личности, оставившие след в истории ВМФ!

Этот форум посвящен славной истории флота России (СССР) и других стран
Аватара пользователя
drakon
Почетный форумчанин
Сообщения: 2233
Зарегистрирован: 20 янв 2006, 15:02
Реальное имя: Александр Тимофеевич
Воинское звание: Капитан 2-го ранга
Откуда: СССР
Контактная информация:

Re: Личности, оставившие след в истории ВМФ!

Сообщение drakon »

Сергей Ташкент писал(а):......
..... Когда в январе 1956 года Н.Г. Кузнецов, сторонник развития сбалансированного флота, ушел в отставку из-за несогласия с деятельностью Н.С. Хрущева, его сменил Горшков......
Фраза выглядит вполне прилично, если не вникать в детали...
Я на днях (на сайте ОК) под портретом С.Г. Горшкова вступил в дискуссию и вспомнил некоторые детали, хочу поделиться ими и здесь:
Виктор Злобин
24 июн
Со всем сказанным выше могу согласиться. Но есть у Главкома черное пятно в биографии. Это 7 февраля 1981. Тогда наши старперы из Политбюро предали 16 адмиралов и еще больше капразов и не признали их гибель при исполнении служебных обязанностей, а просто скончавшимися ( скончаться можно и от диареи) ,что на десятилетие лишило их семьи льгот.Я считаю, что Главком, даже ценой своей отставки мог бы встать на защиту своих соратников и подчиненных. Но этого не произошло.
Мой ответ Виктору Злобину:
Александр Матора - ответил Виктору:
Это не самое чёрное пятно. Попробуйте ответить на вопрос, - ПОЧЕМУ?!!! Далее цитата:
"После отставки Жукова в 1957 году и Хрущёва в 1964 году группа ветеранов ВМФ неоднократно ходатайствовала перед правительством о том, чтобы Кузнецов был восстановлен в звании и устроен в Группу генеральных инспекторов Министерства обороны (что дало бы ему, помимо символических, и материальные преимущества). Тем не менее все эти инициативы наталкивались на противодействие главкома ВМФ, преемника Кузнецова, С. Г. Горшкова..
Даже посмертно Кузнецова не удавалось восстановить в звании, пока Горшков был жив. Лишь 26 июля 1988 года Кузнецов был посмертно восстановлен в звании Адмирала Флота Советского Союза. До этого 14 лет
по воле его родственников на его могиле не значилось никакого воинского звания...."

Источник.
Александр Матора:
Ответ, полагаю, надо искать в обстоятельствах гибели линкора "Новороссийск".
Вины в его гибели больше у Горшкова, чем у Кузнецова, но с должности сняли Николая Герасимовича, а Сергея Георгиевича поставили на его место.... Вот тут, как говориться и "собака порылась"... Zleza
Александр Матора:
....формально он [Сергей Георгиевич], как бы и ни при чем, т.к. должность командующего ЧФ он сдал в июле 1955, а "Новоросийск" итальянцы подорвали в октябре..., но любому опытному служаке ясно, что именно Горшков за СЕМЬ (!) предыдущих лет (... в ноябре 1948 года он был назначен начальником штаба, а в августе 1951 года – командующим Черноморским флотом) "взрастил" ту организацию обороны от ПДСС в пункте базирования, в обстановке которой только и стала возможной успешность диверсионной акции по подрыву линкора...
Александр Матора:
...Как офицер штаба 4ФлПЛ, я читал 320-й приказ ГК ВМФ от декабря 1985 г. (об уходе с должности...). Впечатление осталось пренеприятное.
Да, согласен, уволили Сергея Георгиевича в крутые перестроечные годы по-тихому, без достаточных для такой должности почестей. Но ты же - ГЛАВКОМ! Умей держать "удары судьбы", как их держал твой бывший начальник - Николай Герасимович Кузнецов, которого ты гнобил (препятствовал реабилитации) до самой своей смерти!
А он в том 320-м приказе распустил нюни, дескать: "...я, 30 лет...., верой и правдой..." ит.д. и т.п. , начал перечислять собственные заслуги... Тьпфу! Противно было читать..
Кямал Газанов ответил Александру:
Причём Горшков? Многое, что -то не подлежало огласки.
Александр Матора - ответил Кямалу:
Как это - ПРИ ЧЁМ?!
Главком и ни при чём?!
Вот его предшественник - Кузнецов Н.Г. не боялся Сталину возражать и много претерпел за свою честность и порядочность.
Очевидно, у Сергея Георгиевича уже были другие принципы службы, именно они и позволили ему 30 лет продержаться в одной должности.

P.S. Пришёл как-то Леонид Ильич к практологу с жалобой на длительное отсутствие "стула"....
Врач глянул... и ахнул:
- "Леонид Ильич, как же это?! У Вас заднее отверстие отсутствует!"
Леонид Ильич: - " ... ах, подлецы, ​ах, подхалимы, - ЗАЛИЗАЛИ!"
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8610
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Личности, оставившие след в истории ВМФ!

Сообщение Schultz »

На днях было отмечено 115-летие со дня рождения Н.Г. Кузнецова. Правда, статься не только о нем, но и об одном из Соловецких юнг.

Адмиралу флота посвящается…

Архангельск отметил День Военно-Морского Флота, который был учреждён 80 лет назад по инициативе нашего земляка адмирала Флота Советского Союза Николая Кузнецова.

В этом году он посвящён 115‑летию со дня рождения знаменитого флотоводца.

В Котласском районе на родине Николая Кузнецова тоже отметили его 115‑летие. В Медведках, на малой родине адмирала, находится дом-музей Кузнецова, там и прошёл праздник. На торжество прибыли делегации из Архангельской, Вологодской, Кировской областей и Республики Коми, ветераны, общественники и жители района.

Известно, что именно приказом адмирала Николая Кузнецова была учреждена Школа соловецких юнг. А сегодня важно вспомнить тех, кто прошёл эту школу. Среди них юнга – Павел Семёнов.
3ts4.jpg
«Я сам себе не верю, что живой!»

Павлу Ивановичу Семёнову в этом году исполнится 90 лет. Он стал прототипом создания скульптуры для памятника «Юнгам Балтийского флота» в Санкт-Петербурге, который установлен на площади Юнг

В День Военно-Морского Флота соловецкие юнги, проживающие в городе на Неве, а их всего шестеро, встретились со своими морскими братьями из Москвы. Правда, из столичного совета юнг на парад в Санкт-Петербург приехали только трое ветеранов-выпускников Соловецкой школы.

С мая 1942 года в Соловецкой школе юнг готовили специалистов на замену тем, кто погибал на фронте. Только в 1943 году Соловецкая школа отправила на Балтийский флот 76 артиллерийских электриков, 71 радиста, 59 боцманов, 39 мотористов-дизелистов. Они участвовали в операции «Нева-2», когда снимали блокаду Ленинграда.

Первая встреч выпускников школы соловецких юнг состоялась в 1972 году. Тогда в Ленинграде ветеранов-юнг было 250 человек, сейчас всего шестеро.

В 1941 году Павлу Семёнову было 11 лет, когда на его глазах расстреляли родителей, и тогда для Павла началась его война в партизанском отряде в ленинградско-новгородских лесах. В 1943 был плен и концлагерь.

После освобождения он уже с боевыми наградами был отправлен в Соловецкую школу юнг, там он получил специальность торпедиста-минёра. Павел Иванович и сейчас с гордостью диктует своё военное имя – главный корабельный старшина.

За победу над немецкой эскадрой в бухте Эзель получил сразу две награды: орден Великой Отечественной войны I степени, медаль Ушакова. Победу встретил в Кёнигсберге и, кстати, в минувший майский праздник был приглашён в Калининград как почётный гость.

Павел Иванович Семёнов много рассказывает про свои военные будни и подвиги, а когда устаёт вспоминать, то просто читает свои стихи. Они – пронзительные: «Я сам себе не верю, что живой…»

(с) Правда Севера
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Аватара пользователя
drakon
Почетный форумчанин
Сообщения: 2233
Зарегистрирован: 20 янв 2006, 15:02
Реальное имя: Александр Тимофеевич
Воинское звание: Капитан 2-го ранга
Откуда: СССР
Контактная информация:

Re: Личности, оставившие след в истории ВМФ!

Сообщение drakon »

Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8610
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Личности, оставившие след в истории ВМФ!

Сообщение Schultz »

Летопись Дона хранит славную страницу истории о сподвижнике царя Петра 1, Адмирале Российского флота – Крюйсе Корнелиусе Ивановиче.
Kryuys2.jpg
Будущий адмирал родился в семье портного. Семья Крюйса была небогатой, но и не бедствовала. В одно время семья переехала и поселилась напротив набережной. Так что с самого детства море влекло выдающегося человека. После смерти отца, еще подростком он отправляется в плавание. По разным источникам первый корабль, на котором служит Крюйс стал голландский. На нем он прибывает в Нидерланды. Те годы мало отражены в биографии будущего адмирала. Известно, что начинал он свою службу с матроса.

Одно время Крюйс ходил на торговых судах, но после нескольких военных баталий, которые пришлись нате годы, Корнелиус Иванович начал служить в амстердамском Адмиралтействе. Но этот период был трудным в жизни Крюйса, ему грозило увольнение, так как война 1688-1697 годов завершилась. А это влекло за собой сокращение личного состава военно-морского флота. Но тут вновь удача оказывается на стороне Корнелиуса Ивановича. Он узнал, русский царь Петр 1 желает нанять его на службу для строительства военно-морского флота. Петр 1 после общения с будущим адмиралом пригласил его к себе на службу и в 1698 году Крюйс подписывает контракт о своем поступление на русскую службу. По условиям контракта Корнелиус Иванович получил чин вице-адмирала, годовой оклад, аванс, возможность получить прежнюю должность в амстердамском Адмиралтействе, если он не захочет продлить контракт, а также в случае его захвата в плен, царь обязался его выкупить. Помимо этого Крюйсу предоставили персонального переводчика, личного секретаря и прислугу.

В России с 1706 по 1711 гг. командовал Азовским флотом. Участвовал в оборудовании гавани в Таганроге. Помимо этого Крюйс уделял внимание картографированию Азовского моря и реки Дон. В Российском государстве у Корнелиуса Ивановича была насыщенная жизнь на события. Он был приближен к царю, но и попадал в его немилость. Лишался регалий, затем был восстановлен во всех званиях. В 1721 году был произведен в Адмиралы по случаю заключения мира со шведами. 3 июня 1727 года скончался в Петербурге. Погребен в Амстердаме.

В честь адмирала Крюйса в его родном городе установлен памятник, его именем назван подземный переход под Шуваловским проездом Государственного Эрмитажа, переход построен на том месте, где раньше располагался дом адмирала Российского флота. В Эрмитаже хранится портрет неизвестного художника, который изобразил Крюйса. Корнелиус Ивановчи на нем запечатлен в то время, когда возглавлял Балтийский флот. А в Таганроге в честь Крюйса названа улица. Символично, что она находится возле моря, которое любил Корнелиус Иванович, и оно отвечало ему взаимностью.( материал Википедия)

(с) bloknot-taganrog.ru
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8610
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Личности, оставившие след в истории ВМФ!

Сообщение Schultz »

В Севастополе открыли бюст Владимира Орлова, командовавшего советским флотом в предвоенные годы.
Изображение
«В судьбе Владимира Орлова отразилась вся противоречивая история послереволюционной России. Именно при Владимире Орлове флот приобрел ту структуру, тот состав, с которым он встретил Великую Отечественную войну. Структура сохранялась все советские годы и частично сохранилась по сей день. Неслучайно наш прославленный адмирал, Герой Советского Союза Кузнецов отмечал Орлова как человека, воссоздавшего русский флот под красным флагом», – сказал помощник президента РФ Владимир Мединский.

При этом он подчеркнул, что если бы не трагические события конца 30-х годов прошлого века, то он «был бы героем Второй мировой и был бы 24 июня 1945 года на Красной площади в числе блестящих маршалов Победы».

Памятник установлен в новом сквере на улице Колобова, сообщается на сайте Российского военно-исторического общества.

Флагман флота I ранга Владимир Митрофанович Орлов родился в 1895 году в Херсоне в семье директора гимназии. Учился на юридическом факультете Петербургского университета, но не окончил, так как во время Первой мировой войны в 1916 году был призван на Балтийский флот, где окончил школу мичманов.

В 1918-1920 годах начальник политотдела Балтийского флота. Участвовал в боях против войск Юденича. Затем занимал пост замначальника Главного политического управления водного транспорта и руководил его восстановлением.

С декабря 1921 года – помощник начальника Политуправления Реввоенсовета по морской части и начальник Морского отдела, с марта 1923 года – начальник и комиссар военно-морских учебных заведений. С октября 1926 по июнь 1931 года был командующим морскими силами Чёрного моря, с июля 1931 года – начальник Морских сил РККА. С 27 января 1937 года одновременно заместитель наркома обороны СССР по Морским силам.

10 июля 1937 года арестован по ложному обвинению в шпионской, террористической и диверсионной работе. 28 июля 1938 года приговорен к смертной казни и расстрелян. Реабилитирован в 1956 году.

pobedarf.ru
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8610
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Личности, оставившие след в истории ВМФ!

Сообщение Schultz »

Имя адмирала Александра Ивановича Круза сейчас известно только историкам – хотя его обладатель в грозный для России час спас ее свободу и независимость. Почему адмирал Круз пользовался особым расположением Екатерины Великой, какой случай перевернул его отношение к матросам и какие важнейшие сражения он выиграл для России?
Изображение
Александр Круз появился на свет ровно 290 назад, 6 ноября 1731 года. Родом Александр Иванович происходил из датчан. Отец его, моряк по профессии, в свое время приехал в Россию, вместе с тысячами других полезных иностранцев, по призыву Петра Великого – и сделал неплохую карьеру, из унтер-лейтенантов выслужившись в капитан-командоры.

Юный Александр продолжил родительскую стезю – тем более что его крестным отцом тоже был моряк: вице-адмирал русского флота Джеймс Кеннеди, этнический шотландец. Покровительствовавший Александру Кеннеди за свой счет отправил его на практику в Великобританию. По возвращении в 1753 году в Россию Александр начал служить на Балтийском флоте. Постепенно рос в званиях: унтер-лейтенант – лейтенант (1758-й) – капитан-лейтенант (1763-й) – капитан 2-го ранга (1766-й).

Круз прекрасно зарекомендовал себя в ходе Семилетней войны, получив в 1761-м ранение при осаде Кольберга. А в апреле 1767-го Александр Иванович получил судьбоносное назначение, во многом определившее его дальнейшую судьбу – его определили командиром 66-пушечного линкора «Евстафий Плакида», ставшего флагманским кораблем адмирала Григория Андреевича Спиридова, поведшего русскую эскадру с Балтики в Греческий архипелаг в Средиземном море. Шла русско-турецкая война.

Круз считался в эскадре одним из самых лучших офицеров. Было у него, впрочем, одно качество, нередкое в то суровое время – он жестоко обращался с матросами. Александр Иванович получил выучку в британском флоте, где было принято обходиться с нижними чинами как со скотиной.

На эту тему
Как шотландец обеспечил важнейшие морские победы России
Трехсотлетие Российской империи проходит совсем незаметно
Вместо реванша Швеция подверглась еще большему унижению от России
Вскоре, однако, жизнь преподала ему чувствительный урок. 5 июля 1770 года эскадра Спиридова сошлась с турецким флотом в сражении у острова Хиос. Кульминационным моментом битвы стало сближение и столкновение «Евстафия» с турецким 80-пушечником «Бурдж-у-Зафер», где находился турецкий адмирал Мустафа. Завязалась абордажная свалка, хотя после многочисленных попаданий «Бурдж-у-Зафер» уже горел. Пылающая мачта турецкого флагмана рухнула на «Евстафий», горящие обломки и искры пламени угодили в открытый люк порохового погреба – и оба корабля исчезли в огненном смерче. Большинство команды «Евстафия» погибло, но Александру Ивановичу посчастливилось уцелеть.

В вышедшей в Петербурге в 1909 году книге «Русские портреты XVIII и XIX столетий» этот случай описывался следующим образом: «Скоро оба корабля взлетели на воздух, причем спаслись немногие; сам Круз упал среди обломков корабля в воду и был спасен. При этом с ним случилось происшествие, оставившее след на всю жизнь. Когда он, держась за мачту, плавал недалеко от шлюпки с его же корабля, он, вместо помощи, сначала получил удар веслом по голове: матросы, доведенные до озлобления чрезмерной строгостью Круза, хотели с ним теперь посчитаться; однако, один матрос вступился за своего командира, и Круз был все-таки вытащен в шлюпку. Он обещал матросам не помнить их поступка и не только всегда покровительствовал своим спасителям, но и вообще после этого переменил свое обращение с подчиненными и заслужил всеобщую любовь».

Надо полагать, что катастрофа «Евстафия» и последующее чудесное спасение сильно потрясли Круза, полностью переменив его характер. Он проявил благородство, не став мстить своим обидчикам – хотя тем за попытку убийства своего офицера во время боя угрожала смертная казнь.

Жизнь продолжалась. В последующие двадцать лет Круз служил то на Балтике, то на Черном море, много плавал, рос в чинах. Судьбоносный для него и России 1790 год застал 58-летнего уже Александра Ивановича вице-адмиралом – и он опять нес службу в Балтийском море.

Шведская гроза

Разразившаяся в 1788-м война России со Швецией была начата по инициативе последней – причем шведский король Густав III планировал высадку десанта под Петербургом. Взятие российской столицы должно было, по мысли короля, сломить Россию – после чего он намеревался продиктовать ей жесткий мирный договор, лишив империю петровских завоеваний и сведя ее до статуса второстепенного государства. Важнейшую роль в королевских замыслах играл флот, который, само собой, и должен был обеспечить высадку. Но в самом начале войны российский Балтийский флот под началом адмирала Самуила Карловича Грейга нанес шведам поражение у острова Гогланд – впрочем, отнюдь не фатальное.

Вторично флоты сошлись в битве лишь спустя год с лишним, 26 июля 1789 года – на сей раз у острова Эланд. К тому времени у русских оказался уже иной командующий – умелый и отважный Грейг скончался в Ревеле от брюшного тифа. На замену ему был назначен 62-летний адмирал Василий Яковлевич Чичагов – человек старательный, усердный, но нерешительный. Эландский бой, ведшийся примерно равными силами, носил вялый характер, после чего эскадры разошлись в разные стороны. Кампанию следующего, 1790 года шведский командующий герцог Карл Сёдерманландский (будущий король Карл XIII) начал с набега на Балтийский порт (ныне Палдиски).

Полтора месяца спустя шведский флот появился у Ревеля, где стоял со своими силами Чичагов. Никудышный флотоводец Карл Сёдерманландский повел 23 своих линейных корабля и восемь фрегатов в лоб на русскую линию. Общий результат оказался для шведов плачевен: потеря двух кораблей, 51 человек убит, 81 ранен, 520 взяты в плен. Через два дня произошло сражение в Фридрихсгамской бухте у берегов Южной Финляндии. Шведский гребной флот, которым руководил лично Густав III, нанес большой урон россиянам – и те, потеряв 26 галер и 240 человек, отступили под защиту крепости Фридрихсгам (ныне Хамина). Прознав, что в крепости совсем небольшой гарнизон, король Густав предложил русским сдаться, но комендант Фридрихсгама Левашёв наотрез отказал. Шведы три часа обстреливали город с кораблей, а потом попытались высадить десант – безуспешно.

Тогда Густав решил идти в Выборгский залив и дожидаться там своего парусного флота. Далее он рассчитывал высадить десант у русской столицы.

Тем временем герцог Сёдерманландский, пытаясь реабилитироваться за поражение под Ревелем, повел свою армаду на Кронштадт, чтобы атаковать русские силы там. Судьба империи повисла на волоске. Но напротив форта Красная Горка неприятеля 3 июня встретила резервная русская эскадра под командованием адмирала Круза. Силы, которыми располагал Александр Иванович, уступали шведским: 17 линкоров, четыре фрегата и восемь мелких судов – всего 1760 орудий (у шведов 2000). Невзирая на превосходство шведов в пять линейных кораблей, Круз, воспользовавшись попутным ветром, атаковал противника. Русским авангардом командовал старый друг Круза вице-адмирал Яков Филиппович Сухотин, бывший командующий Черноморским флотом.

Сблизившись, враги осыпали друг друга ядрами. «Мало спустя со швецкой кордебаталии открыли огонь по нашим кораблям, а вице-адмиральский корабль «Иоанн Креститель», приведя к ветру правого галса, открыли огонь по неприятелю и арьергардия неприятельская начала стрелять по нашим кораблям и весь швецкий флот находился в бою, а вице-адмиральский корабль «Иоанн Креститель», прекратя пальбу, спустился к неприятельской линии, потом вскоре приведя на линию вступил в бой и остались вскоре от линии корабли «Принц Густав», «Св. Николай» и «Всеслав» и от швецкого флота происходила пресильная пальба, однако ядра ложились за наш корабль. Тогда на корабле «3-х Иерархов» сигналом велено вступить в его кильватер в скорости вступили в кильватер и привели корабль в линию правого галса и открыли огонь по неприятельским кораблям», – гласил вахтенный журнал русского корабля «Константин», в спешке заполнявшийся прямо во время боя.

Наученный горьким опытом, Карл Сёдерманландский на сей раз старался держаться на дальних дистанциях – по словам Круза, неприятель «спускался на такое расстояние, что ядра едва доставать могли, что заставило меня запретить стрелять». Но противники постепенно сближались, стрельба с обеих сторон делалась все эффективнее.

Самым трагическим моментом сражения стало смертельное ранение Сухотина – в тот момент, когда он прогуливался по шканцам своего флагмана «Двенадцать Апостолов», вражеское ядро оторвало ему ногу. Умирающего Сухотина отправили на катере в Кронштадт, однако авангард продолжал двигаться под его флагом, дабы противник не знал о русской потере.

По свидетельству историка Владимира Шигина, прогуливавшийся по палубе «Иоанна Крестителя» Круз внешне был спокоен: курил свою любимую глиняную трубку и шутил с подчиненными. «На адмирале был простой камзол с красной анненской лентой через плечо. Столь заметная мишень привлекла внимание шведских стрелков, около адмирала то и дело свистели пули. Оставаясь совершенно безучастным к личной безопасности, Круз весьма внимательно следил за безопасностью своих кораблей, то и дело отдавая необходимые приказания. Один лишь раз побледнел командующий – когда сообщили ему о ранении Сухотина», – пишет Шигин.

«Громами отражая гром, он спас Петровы град и дом»

Пока шла эта битва, жители Петербурга пребывали в состоянии жуткой тревоги. Советник императрицы Екатерины II Александр Храповицкий отмечал: «Ужасная канонада слышна с зари почти во весь день в Петербурге и Царском Селе». Тревожиться петербуржцам пришлось долго, ведь Красногорское сражение затянулось на два дня – 3–4 июня. Русские, будучи значительно слабее неприятеля, так и не допустили его до Кронштадта. А утром 5 июня на горизонте показались паруса кораблей Чичагова, двигавшихся из Ревеля. Поняв, что ему грозит окружение, герцог спешно отдал приказ отступать.

Оказавшись в виду неприятеля, Чичагов велел лечь в дрейф, а затем, ожидая шведской атаки, стал в боевом порядке на якорь. Тем самым он позволил шведам уйти.

Круз в донесении императрице с горечью писал: «Принужден признаться Вашему Императорскому Величеству, что уход неприятеля не только весьма чувствителен для меня, но и для всех моих храбрых подчиненных, так как, по дошедшим до меня известиям, шведы находились в чрезмерном унынии и опасались несказанно этого двуогненного положения, от которого, надо думать, один только туман мог избавить неприятеля, без успеха со мной сражавшегося».

Шведы спешно укрылись в Выборгском заливе. Там они соединились со своей гребной флотилией. Таким образом, в заливе сгрудились значительные шведские силы: 22 линейных корабля, 13 фрегатов и 366 более мелких судов – галеры, скампавеи, бригантины и боты. В распоряжении Густава III, принявшего на себя общее командование всем флотом, оказалось три тысячи орудий и свыше 30 тысяч солдат и матросов. Однако Чичагов и Круз, соединившись, блокировали шведов в заливе, плотно закрыв оба ведущих из него прохода. Совместно у них было 30 линейных кораблей, 11 фрегатов и 80 гребных судов, на которых размещались 21 тысяча матросов и солдат. Опасность грозила шведам и на суше, где встали русские береговые батареи.

Запасы воды и провианта у гордых скандинавов стали истощаться – и Густав велел начать операцию прорыва. 3 июля подул благоприятный для шведов северный ветер, и ночью они начали обстрел русских береговых батарей. 22-го в 7 утра шведская колонна устремилась в направлении западного выхода из залива.

Увидев движение неприятеля, Василий Чичагов приказал своим кораблям встать на шпринг (способ постановки на якорь, позволяющий зафиксировать судно в определенном положении) и приготовиться к битве. В завязавшемся Выборгском сражении шведов ожидал разгром – они потеряли семь линкоров, три фрегата, 57 мелких судов – и до семи тысяч убитыми, ранеными и пленными. Значительная доля заслуг принадлежит Крузу, командовавшему в этой битве русским авангардом. Увы, из-за ошибок нерешительного Чичагова сам король Густав III сумел вырваться из окружения и спастись бегством. Однако угроза захвата шведами Петербурга окончательно миновала.

Екатерина II осыпала Александра Ивановича наградами. «Усердие ваше к службе Нашей, искусство в деле, отличная храбрость и мужественные подвиги, оказанные вами как в сражении с неприятелем во время когда вы были в последних числах мая месяца быв ими атакован в превосходных силах, в троекратном бое отразили его, принудили к отступлению и главнейше способствовали к загнатию в Выборгский залив, положив тем основание к победе над ним одержанной, так и в самый тот день при погоне за неприятелем и поражении его, приобретают вам особливое Наше Монаршее благоволение», – гласил императорский рескрипт.

Последние свои годы жизни Круз провел в ореоле славы, но отнюдь не в добром здравии.

«Он был очень толст. Так толст, что в зрелые адмиральские годы уже не мог взбираться по трапам на корабли. Для него вырубали в бортах специальные порты и через них втаскивали на палубу. Вспыльчивый и прямой характер толстяка был причиной многих скандалов с вельможами, а личная отвага вызывала восхищение всего российского флота. О нем, герое многих морских баталий, ходили легенды», – такие подробности о внешности и характере Александра Ивановича приводит Шигин.

Увы, ожирение, к которому добавилась болезнь ног, а также частые неполадки с сердцем в итоге его и сгубили. Скончался Круз 16 мая 1799 года, а похоронили его на лютеранском кладбище в Кронштадте. Могила с годами оказалась утеряна, но на предполагаемом ее месте установили кенотаф...

(с) Взгляд
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
fregatn
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 26 ноя 2021, 21:44

Re: Личности, оставившие след в истории ВМФ!

Сообщение fregatn »

В. Н. Христенко. Адмирал А. С. Грейг. – Художественно-литературное издание. Николаев, ФЛП Швец В. М. 2021. – 736 с.

УДК 94:355.49."17"(477.73-21)(092)
ISBN 978-617-7421-83-1
Изображение





В. Н. Христенко. Адмирал Н. А. Аркас. – Художественно-литератур-ное издание. Николаев, ФЛП Швец В. М. 2021. – 296 с.

УДК 94:355.49."17"(477.73-21)(092)
ISBN 978-617-7421-84-8
Изображение





В. Н. Христенко. Адмирал Г. И. Бутаков. – Художественно-литературное издание. Николаев, ФЛП Швец В. М. 2021. – 320 с.

УДК 94:355.49."18"(477.73-21)(092)
ISBN 978-617-7421-82-4
Изображение
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8610
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Личности, оставившие след в истории ВМФ!

Сообщение Schultz »

В главной военно-морской базе Балтийского флота – г. Балтийске состоялся тождественный митинг, посвященный 260-й годовщине со дня рождения адмирала Дмитрия Сенявина.

Присутствующие на мероприятии отметили вклад русского флотоводца в становлении флота России, его победы в сражении при Дарданеллах и Афонском сражении, средиземноморские экспедиции, командование Балтийским флотом и другие эпизоды из жизни Дмитрия Николаевича.

Дмитрий Николаевич Сенявин родился 17 августа 1763 года. Русский флотоводец внес огромный вклад в становление нашей державы. Адмирал Сенявин осуществлял руководство над первыми строительными работами по возведению города-крепости Севастополь. В 1807 году, возглавляя Вторую Архипелагскую экспедицию русского флота, одержал над турками победы в сражении при Дарданеллах и Афонском сражении, где применил новейшие способы ведения боя, использовав атаки кильватерной колонны, нападение на один вражеский корабль двумя русскими и другие. После 1825 года командовал Балтийским флотом.

Пресс-служба Западного военного округа
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8610
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Личности, оставившие след в истории ВМФ!

Сообщение Schultz »

Почему был предан забвению русский мореплаватель Чириков, достигший берегов Америки раньше Беринга

Имя мореплавателя Беринга известно даже детям, а все потому, что в честь него названо очень много географических объектов, обществ, организаций. Так, например, в Москве есть Берингов проезд. Ну, и, конечно, всем известен Берингов пролив, отделяющий Евразию от Америки. А вот об Алексее Чирикове мало кто слышал, хотя именно он во время знаменитой Камчатской экспедиции первым достиг американского побережья, опередив Беринга на полтора дня. Интересные факты о талантливом мореплавателе Чирикове и его опасных путешествиях стоит знать каждому.

О юных годах Чирикова известно не очень много. Он родился в 1703 году в селе под Тулой в дворянской семье. Уже в 12 лет Алексей закончил Московскую навигационную школу, затем поступил в Петербургскую морскую академию. Кстати, она выпустила немало известных мореплавателей: вместе с Чириковым учились братья Лаптевы, Челюскин, Малыгин, чьи имена увековечены на географической карте. По окончании обучения Алексей получил чин унтер-лейтенанта и был отправлен служить на Балтийский флот. Несколько лет спустя его вернули в академию, которую он окончил, причем теперь уже в качестве преподавателя, обучающего студентов основам навигации.

Еще через три года Чирикова произвели в лейтенанты и назначили помощником знаменитого Витуса Беринга в Первой Камчатской экспедиции. Алексею тогда было всего 22 года. Рекомендацию талантливому моряку дала комиссия Адмиралтейства. Найти место, «где Азия сошлась с Америкой» – таким было поручение царя Петра I датчанину Берингу. Задача, согласитесь, амбициозная и очень непростая, и участвовать в таком, как бы сейчас сказали, проекте было очень большой честью для молодого моряка Чирикова.

С самого начала офицер из Петергурга зарекомендовал себя блестяще, еще по пути следования на место назначения определив около трех десятков астрономических пунктов – точек на поверхности Земли, для которых с помощью астрономических наблюдений установлены широта, долгота и азимут. Это открытие Чирикова позволило ученым впервые определить, какова протяженность Сибири с точки зрения долготы.

Кстати, о Чирикове сослуживцы вспоминали исключительно как о человеке достойном, не конфликтном, благородном и не замешанном в «кляузных» и других нехороших делах. Ему претили такие недостатки российского флота тех лет, как бюрократия, взяточничество и жестокость со стороны определенных офицеров. Чириков старался поступать с подчиненными по справедливости, от себя же и от коллег требовал оперативности и не терпел бюрократических проволочек. Даже медлительность Беринга в некоторых делах огорчала моряка. Кстати, некоторых коллег Чирикова такие его качества раздражали. Например, согласно историческим данным, импульсивный капитан-датчанин Мартын Шпанберг, любитель применять телесные наказания к своим матросам, так ненавидел Чирикова, что даже в сердцах пообещал «отрезать ему нос и уши».

Впрочем, вернемся к Камчатской экспедиции, которая, кстати, длилась пять лет. Во время морского похода под началом Беринга, целью которого было найти пролив между материками, Чириков вместе с мичманом Петром Чаплиным смог составить первую карту азиатского побережья на участке от устья реки Камчатки до мыса Сердце-Камень. Впоследствии эта карта использовалась российскими и зарубежными мореплавателями не один десяток лет.

Во Вторую Камчатскую экспедицию Беринг снова отправился с Чириковым. На этот раз задача была еще масштабнее – исследовать берега Северной Америки и Курил и нанести на карту северные берега России на отрезке от реки Печоры до самой северо-восточной части страны, в том числе до Камчатки. Эта экспедиция длилась восемь лет и, увы, сам Беринг не дожил до её завершения.

В июне 1741 года Алексей Чириков и Витус Беринг выдвинулись от берегов Камчатки в сторону Америки. Чириков шел капитаном на пакетботе «Святой Павел». Беринг командовал пакетботом «Святой Пётр». Именно в честь этих двух судов назван всем известный город Петропавловск-Камчатский, где ранее Беринг и Чириков заложили крепость.

Интересно, что во время следования к американским берегам экспедиция потратила немало времени впустую. Дело в том, что перед началом путешествия петербургский академик, француз Жозеф-Николя Делиль передал Берингу составленную им карту, согласно которой на участке между Камчаткой и Америкой должна была располагаться некая Земля Жуана да Гамы. Чириков изначально не верил, что данная информация верна, и настаивал на том, чтобы экспедиция не теряла время на ее поиски, однако Беринг все-таки доверился информации француза. В итоге русский капитан оказался прав: Землю Жуана да Гамы так и не нашли, а задержка оказалась для Беринга роковой. Послушай он тогда Чирикова – наверняка остался бы жив, но увы, по трагически сложившимся обстоятельствам «Святой Пётр» и «Святой Павел» попали в сильнейший шторм. Суда разошлись и не смогли снова сойтись, в итоге им пришлось идти к Америке разными маршрутами.

На этом пути Беринг успел открыть целый ряд новых островов, которые ныне принадлежат США (Кадьяк, Атха, Кыска, Евдокеевские и Шумагинские острова, остров Атха и т.д.). На одном из островов он с экипажем остался на зимовку, где заболел цингой и умер.

Чириков же достиг берегов Аляски, причем потеряв часть своего экипажа: когда, подойдя к материку, он
отправил на американский берег 11 моряков на разведку, обратно те не вернулись. По одной версии, они погибли, попав в водоворот. По другой – были убиты индейцами. По третьей – были взяты аборигенами в плен и затем остались жить на чужой земле, не имея возможности её покинуть, и в итоге смешались с местным населением (позднее в этих краях путешественникам встречались индейцы с европейскими чертами лица). Позже Чириков отправлял на чужую землю еще людей, однако наладить контакт с индейцами российским морякам не удалось.

Кстати, немногие знают, что американской земли Чириков достиг в ночь на 16 июля – на полтора дня раньше Беринга. Той ночью он увидел лес и горы, а затем прошел еще некоторое расстояние вдоль береговой линии, чтобы выбрать более удачное место для стоянки.

Чириков не смог обосноваться на американской земле по причине недружественного отношения к чужакам индейцев, у него не было возможности пополнить запасы пресной воды, и в итоге он принял решение вернуться на Камчатку.

Отметим, что во время путешествия мореплаватель заметил высокую горную вершину (гора Святого Ильи), а также открыл часть островов Алеутского архипелага, острова Бейкер, Якоби и так далее. Кстати, некоторые из островов он подробно описал, однако впоследствии им не дали названия и их присвоили другие мореплаватели.

Обратный путь был тяжелым и долгим, и чтобы растянуть остатки продовольствия на все оставшиеся дни, капитану пришлось кормить экипаж только крупами, в результате чего несколько офицеров умерли от цинги, сам же Чириков, тоже заболев, лишь чудом остался жив. Камчатки экипаж достиг 8 октября, еще два дня спустя «Святой Павел» прибыл в Петропавловск, завершив свое длинное и опасное путешествие.

Вскоре после окончания экспедиции Чирикову пришлось вновь уйти в море – на этот раз его направили на поиски пропавшего Беринга и его экипажа. Во время этого непростого путешествия у Чирикова был реальный шанс обнаружить пусть не самого Беринга (к тому времени тот уже скончался), но, по крайней мере, оставшихся его моряков, однако он, увы, этого шанса не заметил. В один из дней капитан увидел вдалеке остров (впоследствии названный островом Беринга), но подумал, что он необитаемый, и не стал к нему приближаться, проследовав мимо. Однако именно на нем ждали подмоги выжившие моряки «Святого Петра».

Не найдя экипаж Беринга, Чириков вернулся обратно. Причем по пути он сделал еще одно важное географическое открытие – остров Медный Командорского архипелага.

Сложнейшие морские путешествия подкосили здоровье Чирикова, и он дал прошение о переводе его в столицу. Через некоторое время его просьбу удовлетворили и сначала назначили директором родной для него Морской академии в Санкт-Петербурге, а затем – филиала Адмиралтейств-коллегии в Москве. К этому времени он уже болел туберкулезом, который подхватил во время плавания. Чахотка и цинга сделали свое дело: Алексей Чириков стал слабеть на глазах. Умер он в возрасте 44 лет.

После смерти мореплавателя Чирикова его имя и заслуги фактически предали забвению, и не по какой-то конкретной причине, а просто так сложилось, что слава Беринга затмила его младшего, но не менее талантливого и отважного коллегу.

И если именем Беринга названы улицы, проезды, переулки в самых разных российских городах, то Чириков все последующие десятилетия оставался в тени. Историки отмечают, что иностранцы даже больше чтят этого великого исследователя, чем его соотечественники. Так, знаменитый мореплаватель Жан-Франсуа Лаперуз назвал в честь Чирикова мыс и залив, расположенные на севере Охотского моря, а его знаменитый коллега, британский офицер Джордж Ванкувер – остров, который открыл возле южных берегов Аляски. Впрочем, на родине о сподвижнике Беринга тоже иногда вспоминают, и в некоторых российских городах (например, в Питере) встречаются улицы Чирикова, но это все-таки единичные случаи. А в селе Лужное, где он родился, в день ВМФ проводят праздник, посвященный великому земляку.

(c) Культурология.ру
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
fregatn
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 26 ноя 2021, 21:44

Re: Личности, оставившие след в истории ВМФ!

Сообщение fregatn »

Новогодний подарок всем кому это интересно.
Новая электронная книга В. Н. Христенко "Адмирал М. П. Лазарев" в свободном доступе по ссылке:
https://www.rp-net.ru/book/ebook/voennaya_literatura/
Ответить

Вернуться в «История флота»