"Адмирал Нахимов"

Новости и информация о катастрофах и авариях на воде
Ответить
Секрет
Сообщения: 227
Зарегистрирован: 24 ноя 2006, 16:33

"Адмирал Нахимов"

Сообщение Секрет »

СУДЬБА «НАХИМОВЫХ»
НЕ ХРАНИЛА

1986 год потряс мир двумя катастрофами, произошедшими в Украине, — аварией на Чернобыльской АЭС и крушением парохода «Адмирал Нахимов» недалеко от Новороссийска.
После трагедии «Нахимова», который сразу же окрестили советским «Титаником» (с той лишь разницей, что «Титаник» тонул три часа, а «Нахимов» ушел под воду за восемь (!) минут), черная волна горя накрыла огромную страну: своих сыновей и дочерей, родных и близких потеряли жители Украины, России, Литвы, Молдавии, Узбекистана, Белоруссии… Около полутысячи безвинных жертв: 423 тела были опознаны, еще 65 человек пропали без вести.
Огромный белоснежный «Адмирал» и сегодня лежит на дне морском у берегов Кавказа при входе в Цемесскую бухту. Над смертельно раненным слой воды почти в полсотни метров. Но с морской поверхности судно не видно, как не видна и полная правда о трагедии с поверхности всем известных фактов.
Потому сегодня, в скорбный день двадцатой годовщины крупнейшей катастрофы в истории мореплавания ХХ века, поговорим о фактах малоизвестных либо неизвестных вовсе…
С первых же дней катастрофа с «Адмиралом Нахимовым» стала обрастать слухами и домыслами. Говорили, что к отходу «Нахимова» опоздали молодожены, появившиеся на морском вокзале почти сразу после подъема судового трапа. Уже 1 сентября сквозь траурную толпу действительно пробились парень и девушка, предъявившие путевки и билеты на «Нахимов»…
Широко обсуждалась и версия о причастности к произошедшему КГБ. Тогда, в последнюю летнюю ночь 1986 года, действительно погиб начальник управления КГБ по Одесской области генерал-майор Анатолий Крикунов со своей семьей. Он был доставлен на борт катером уже после отхода судна от причала. Появление Крикунова на пароходе было достаточно неожиданным. Известно лишь, что решение о путешествии на «Нахимове» генерал принял в Москве в Главном управлении КГБ СССР в день отхода парохода из Одессы.
С чем только ни связывали факт его смерти! Писали и о мести коррумпированной партийной номенклатуры, и о попытке передачи крупной партии контрабанды, и о расследовании фактов вывоза военной техники через Новороссийский порт... Версий достаточно много, а реальные обстоятельства остались неизвестными. Впрочем, материалы, которые могли бы раскрыть тайну появления высокого чина на пароходе, наверняка существуют и хранятся в каком-нибудь секретном сейфе.
В не менее надежном хранилище содержится и 59 увесистых томов — материалы нашумевшего уголовного дела №18/58369. Дела, которое «курировали» первые лица СССР. В частности, руководитель специально созданной правительственной комиссии член Политбюро ЦК КПСС Гейдар Алиев.
В этих документах четко зафиксировано, что от удара, нанесенного бульбом (специальный выступ в носовой подводной части судна) «Петра Васева», на «Нахимове» погас свет. Сила удара достигала миллиона тонн (!), и пришелся он прямо в водонепроницаемую переборку, разделяющую отсеки машинного и котельного отделений. В отверстие, образовавшееся при столкновении, хлынула тысячетонная масса воды. Пароход стал резко валиться на правый борт и тонуть, продолжая двигаться вперед. Не успев погасить скорость, «Васев», в свою очередь, продолжал вспарывать корпус «Адмирала» в направлении его носового отделения. Были снесены все четыре водонепроницаемые переборки, что в конечном итоге предрешило участь корабля (обычно при проектировании учитывают повреждение только двух). По подсчетам специалистов, площадь разрушения корпуса «Нахимова» составила 162 квадратных метра, а скорость поступления воды — 29 тысяч тонн в минуту…

Среди тысяч запросов, справок, протоколов, списков, заключений экспертиз почему-то отсутствуют документы Регистра. Без них, как известно, ни одно судно не может выйти в плавание. Имеются лишь ссылки, например: «Очередная классификация «Адмирала Нахимова» была проведена в апреле 1985 года, срок действия — 31 ноября 1986 года. Последнее техническое освидетельствование инспекцией Регистра — в апреле 86-го, за три месяца до гибели. Состояние двигателей, механизмов и т.д., в том числе спасательных средств, признано удовлетворительным». Другая экспертная подкомиссия утверждала: «Состояние и мореходные качества судов («Нахимова» и «Васева». — А.Л.) позволяли осуществлять безаварийное плавание».
А вот абсолютно иное заключение, датированное 8 июля 1986 года, прошитое в томе №41 вышеназванного уголовного дела. На многих страницах подробно, со всеми выкладками, расчетами и фотографиями акт технического обследования парохода «Адмирал Нахимов», проведенного в Одессе самим Черноморским пароходством.
В частности, указано: «Арматура, каркас, кирпичные кладки котлов имеют предельные износы... Дизель-генераторы выработали двойной моторесурс... Необходима полная замена электрических кабелей...». И самое существенное для нас: «Установки кондиционирования и вентиляции в пассажирских помещениях полностью не отвечают современным требованиям. Система общесудовой вентиляции недостаточна для обеспечения нормальных условий... Требуют капитального ремонта и полной замены шлюп-балки и 24 шлюпки…».
Вывод: «Для дальнейшего использования на транспортной работе пароход не пригоден, подлежит разделке на металлолом»…
По одной из версий, «Адмирал Нахимов» стал жертвой проклятия, связанного с тем, что пароход был назван в честь российского адмирала Павла Нахимова, погибшего 28 июня 1855 года на Малаховом кургане в ходе обороны Севастополя. Мистики сразу же вспомнили о том, что во время обороны Севастополя в 1854 году адмиралу было поручено затопить корабли русского флота, дабы преградить ими путь в гавань англо-французской эскадре. Этот страшный приказ стал тяжелым ударом для героя, еще недавно разгромившего турецкий флот при Синопе. В документах якобы разыскали свидетельства того, что после затопления русских кораблей упавший духом Нахимов стал намеренно искать смерти…
1897 год. У берегов Турции во время шторма затонул большой грузовой пароход РОПИТа «Нахимов». Никто из членов экипажа не спасся.
1905 год. Во время Цусимского сражения броненосный крейсер «Адмирал Нахимов» блокировали японские миноносцы. Командир крейсера приказывает открыть кингстоны, а для верности еще и взорвать боевой корабль — один из самых мощных и быстроходных в то время.
1914 год. На верфях Николаева заложен флагманский крейсер «Адмирал Нахимов». С этого самого момента его преследовали неприятности. Отступавшие белогвардейцы буксировали в Одессу корпус корабля (готовность которого составляла восемьдесят процентов), но посадили его на мель. Достроили корабль лишь в 1926 году и решили назвать «Червона Украина». Этот крейсер затонул в результате бомбежки фашистской авиацией 12 ноября 1941 года в Севастополе.
Почти одновременно, в 1925 году, в Германии на верфи Бремер Вулкан (в Фегесаке) был спущен на воду пароход «Берлин» (впоследствии — «Адмирал Нахимов»). Его длина — 174,8 м, ширина — 21,1 м, осадка — 8 м, водоизмещение — 23360 тонн, скорость — 16 узлов (16 морских миль в час, одна миля — 1852 м). Пароход принимал на борт 1300 пассажиров. Численность экипажа — до 250—300 человек.
Ресторан первого класса, занимавший всю ширину судна, курительные салоны, холлы, комнаты отдыха и другие общественные помещения были спроектированы и построены с большим вкусом, панели отделаны ценными сортами дерева. Судно удовлетворяло самым высоким требованиям, предъявляемым к пассажирским судам в то время, при его создании использовались самые современные достижения техники. «Берлин» стал одним из лучших лайнеров судоходной компании «Norddeutscher Lloyd», являясь в то же время прекрасным достижением немецкого судостроения. Свои первые пассажирские маршруты сразу же после постройки «Берлин» совершал через Атлантику между Гамбургом и Нью-Йорком.
В годы второй мировой войны «Берлин» (впоследствии «Адмирал Нахимов») был судном-госпиталем. Затем служил базой подводных лодок немецкого военно-морского флота. Под конец Великой Отечественной пароход затонул вблизи порта Свиномюнде: подорвался на донной мине, но под воду полностью не ушел. На глубине тринадцать метров он сел на грунт, а над водой оказалась почти вся надстройка.
1946 год. Во время подъема со дна Балтики от мощного взрыва тот же «Адмирал Нахимов» тонет во второй раз. Только в конце 1947 года судно было окончательно поднято, отбуксировано в Кронштадт и восстановлено.
В 1947 году судно получило новое название — «Адмирал Нахимов». С 1947-го по 1957 годы оно проходило восстановительный ремонт в ГДР.
После ремонта и реконструкции, с мая 1957 года, «Адмирал Нахимов» плавал в составе пассажирского флота Черноморского морского пароходства. Судно совершало круизные рейсы по Крымско-Кавказской линии с заходами в советские южные порты: Ялта, Новороссийск, Сочи, Сухуми, Батуми. Были и спецзадания — неоднократные рейсы на Кубу в период Карибского кризиса, рейсы с паломниками в Африку. На «Адмирале Нахимове» путешествовали такие известные люди, как президент Вьетнама Хо Ши Мин и советский академик Игорь Курчатов…
Следующим «Нахимовым» оказался еще один крейсер (проекта 68-бис), входивший в состав ВМС Черноморского флота. По одной из версий, этот корабль в качестве мишени был использован в испытаниях ядерной мины (декабрь 1960 года) в... прибрежных водах Крыма. Другие утверждают, что корабль, кстати, явно не выходивший свой эксплуатационный срок, якобы использовали в качестве плавучей мишени и расстреляли противокорабельными ракетами в июне 1961 года.
Это самый таинственный корабль бывшего Военно-морского флота СССР. Давно рассекречены материалы по трагедиям линкора «Новороссийск», большого противолодочного корабля «Отважный», атомной подводной лодки «Комсомолец» и многих других кораблей, претерпевших в разное время катастрофы и тяжелые аварии. Крейсер «Адмирал Нахимов» — единственный корабль, вахтенные журналы и другие документы которого были изъяты из Центрального государственного архива ВМФ Комитетом государственной безопасности СССР.
1973 год. В Цемесской бухте в результате обледенения затонуло у портового мола научно-исследовательское судно «Нахимов». Более половины экипажа погибло.
В семидесятые годы прошлого столетия самым несчастливым у моряков Северного флота считался большой противолодочный корабль «Адмирал Нахимов». На его борту то возникали пожары, то в массовом порядке выходила из строя техника, часто гибли люди. В 1985 году «Адмирал Нахимов» во время учений столкнулся в тумане с подводной лодкой. Он получил огромную пробоину и с немалым трудом дотянул до базы. После столкновения корабль не подлежал ремонту и был списан на металлолом, но во время перехода к месту разделки он сел на мель и был разбит штормом.
1986 год — после столкновения с «Петром Васевым» вблизи Новороссийска все тот же «Адмирал Нахимов» тонет. Уже в третий раз. Окончательно.
К числу кораблей, попавших в этот мистический список, относят и теплоход «Таврия-7». В феврале 1992 года он был найден у берегов Болгарии плавающим вверх килем. После гибели пассажирского парохода «Адмирал Нахимов» его радиопозывные присвоили станции на «Таврии».
Спущенный на воду в 1989 году атомный ракетный крейсер ВМС России «Адмирал Нахимов» также не обошла стороной — в отличие от трех других кораблей этого же проекта — «черная» полоса. Уже в 1997 году его поставили к причальной стенке с заглушенными атомными реакторами. Последний раз корабль вышел в море летом 1997 года, когда на борт с визитом прибыл патриарх всея Руси Алексий II. Крейсер тогда освятили и… начали на нем ремонтные работы, которым конца-края не было видно.
К слову, ряд подразделений (отдел кадров, бухгалтерия, комитет плавсостава) «потопленного» после распада Союза крупнейшего в Европе Черноморского морского пароходства располагались в Одессе по адресу: переулок Нахимова…
Кстати, сам Павел Нахимов считал себя неудачным адмиралом и просил ничего не называть своим именем…
За несколько месяцев до катастрофы с «Нахимовым» общесоюзное издательство «Судостроение» выпустило книгу Уолтера Лорда «Последняя ночь «Титаника». По удивительному стечению обстоятельств, оба лайнера распрощались с жизнью именно ночью. Кстати, «Титаник» и «Нахимов» не так уж сильно разнятся по времени: «Титаник» затонул, а через тринадцать лет был заложен «Берлин» — будущий «Адмирал Нахимов».
После трагедии с «Нахимовым» некоторые спасшиеся пассажиры вспоминали, что книга эта была в их личных вещах на борту парохода. Зачем нужна подобная книга о страшной трагедии, когда вы едете отдыхать и наслаждаться жизнью?..
О не менее удивительном факте мне доводилось уже упоминать в предыдущих публикациях нашей газеты о трагедии «Нахимова». Киностудия «Мосфильм» зафрахтовала пароход «Адмирал Нахимов» для съемок художественного фильма под названием «Катастрофа». Съемки должны были начаться в сентябре-октябре 1986 года, но за месяц до начала «катастрофы» киношной произошла катастрофа настоящая.
Очевидцы вспоминали и то, как на судно прилетели два аиста. Птицы сели на мачты, их не смущало ни обилие пассажиров на палубе, ни громкая музыка, доносившаяся из ресторанов и баров. Один из пассажиров неожиданно для всех сказал: «Птицы сидят порознь — это к разлуке…». Его слова оказались пророческими: трагедия многих разлучила. Пророчество это сбылось и для самого того пассажира: на «Нахимове» у него погибли жена и ребенок.
Трагическая судьба постигла и Магдалину Басий, правнучку Павла Степановича Нахимова. Она вместе со своим супругом профессором-хирургом Анатолием Мицкевичем погибла в автокатастрофе в пятидесяти километрах от Одессы в 1995 году.
— В нашем врачебном мире Магдалина Даниловна отличалась высоким профессионализмом, честностью и благородством, — рассказала автору этих строк Елена Стародубцева, кандидат медицинских наук, тогдашний научный сотрудник Научно-исследовательского института глазных болезней и тканевой терапии имени академика В.П.Филатова. — Она была любимым педагогом для многих студентов Одесского медицинского училища.
Окончив ординатуру у лучшего специалиста Одессы заведующего кафедрой акушерства и гинекологии мединститута профессора А.Агаронова, Магда Басий не раз в своей практической работе спасала жизнь молодым мамам и их новорожденным детям.
Ее облик чем-то напоминал Дашу Севастопольскую, которую, как известно, высоко ценил великий русский хирург Николай Пирогов. Для самой же Магды Даниловны этот профессионал являл пример того, как следует жить и работать. Всегда рядом с ней находились семейные реликвии — две старинные фотографии, запечатлевшие ее прадеда адмирала Павла Нахимова и Николая Пирогова.
Что это: фатальная цепь трагедий, связанных с именем выдающегося флотоводца? Рок либо что-то иное?..
Как утверждают специалисты, у «Адмирала Нахимова» имелась интересная особенность: отсутствие вентиляционных шахт, по которым воздух мог бы поступать на нижние палубы. Ведь «Берлин», полученный СССР после войны по репарации, вначале предполагалось использовать для перевозки заключенных на Дальнем Востоке. Но планы изменились, и судно было спешно переоборудовано в пассажирское. В жаркую августовскую ночь 1986-го открытые иллюминаторы были единственным источником свежего воздуха в каютах. По
предположению водолазов и аквалангистов, как только пароход стал крениться от удара, в иллюминаторы хлынула забортная вода, и именно поэтому «Нахимов» затонул так быстро.
Во всех судовых помещениях мебель разбросана и поломана — следствие сильного удара корабля о дно. Десятки предметов напоминают о том, что здесь жили люди: платья на плечиках в шкафу, книги на полках библиотеки, посуда.
— На прогулочной палубе мы увидели страшную картину — около пятидесяти тел загромождали проход, некоторые были в
спасательных жилетах и плавали под потолком палубы, — рассказали специалисты-подводники, участвовавшие в спасательной операции. — Самый лучший режиссер никогда не смог бы поставить такие жуткие кадры, которые увидели водолазы, входившие в каюты. Например, открывают «подводный» шкаф, а там на вешалке покачивается роскошное вечернее платье. Или же «подводная» библиотека, где до сих пор на полках, почти не тронутые морской солью, стоят книги…
Страшную тайну, как оказалось, напрямую связанную с гибелью парохода «Адмирал Нахимов», поведал отец Петр, живший в Ново-Афонском монастыре. Монастырь этот, один из самых крупных в России, построен в XIX веке на средства Александра III в красивейшем месте — в горах над морем.
По словам святого отца, началось это еще в 1930-х годах, когда большевики, завершая гонения на церковь в центре России, добрались, наконец, и до Северного Кавказа. Настал день, когда в монастыре появились вооруженные красноармейцы. Часть послушников бежала высоко в горы, надеясь там продолжить служение Богу. Но и в горах их настигли большевистские пули и штыки. Часть монахов погибли на месте, часть нашли свою смерть в каменоломнях Новороссийска.
Но большая часть иноков монастыря — четыреста с лишним человек — были посажены на баржи и отправлены морем в сторону Новороссийска. Но до порта баржи так и не дошли. Они были затоплены вместе с людьми. До последней секунды раздавались церковные песнопения монахов и их молитвы за своих мучителей. Уже после «нахимовской» трагедии старожилы Нового Афона вспомнили, что задолго до нее было предсказание девяностолетнего старца Тихона о том, что на месте утопления барж с монахами через пятьдесят с лишним лет произойдет крупнейшая на Черном море катастрофа…
По словам отца Петра, он искал аквалангистов-добровольцев для обследования под водой акватории от Нового Афона до Новороссийска, чтобы найти хоть какие-нибудь следы убиения монахов. Аквалангистов священник нашел и даже заручился согласием академического Института океанологии помочь своими судами и спускаемыми аппаратами, но экспедиции помешал грузинско-абхазский военный конфликт.
«Значит, еще не пришло время раскрыть миру эту тайну», — сказал отец Петр.
Возможно, время действительно еще не подоспело: сколько ни касались «нахимовской» темы, каждый раз вопросов возникает больше, чем ответов. Лайнер затонул за восемь минут. Это единственный в истории человечества пароход, который затонул так близко от берега и за столь короткое время.
Но как известно, нет ничего тайного, что не стало бы явным…
1986-й был годом больших потрясений: чернобыльская катастрофа, гибель в феврале теплохода «Михаил Лермонтов» (Балтийское пароходство), в июне были подорваны в порту Намиб (Ангола) два черноморских сухогруза — «Капитан Вислобоков» и «Капитан Чирков».
Об этом не следует забывать, трагедии и катастрофы должны многому нас учить.

Александр ЛЕВИТ.
vatar
Почетный форумчанин
Сообщения: 966
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 18:31
Откуда: Latvija

Сообщение vatar »

Ну не знаю...Я вырос в городе Лиепая на улице Нахимова и ничего,живой пока.Правда теперь латыши переименовали улицу.И многие мои знакомые жили на этой улице и ничего.В статье многое притянуто за уши.
А "Нахимов" погиб из-за элементарного разгильдяйства обеих капитанов.
В первый раз что ли?При чем тут мистика какая-то?
С добрым словом и пистолетом можно добиться большего,чем просто добрым словом...
Аватара пользователя
MuRena
Глобальный модератор
Глобальный модератор
Сообщения: 1143
Зарегистрирован: 05 янв 2007, 23:41
Откуда: Североморск/Питер
Контактная информация:

Сообщение MuRena »

vatar писал(а):При чем тут мистика какая-то?
Просто для того, чтобы разгильдяйство хоть как-то оправдать: "Это не мы - звёзды так предсказали..."
vatar
Почетный форумчанин
Сообщения: 966
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 18:31
Откуда: Latvija

Сообщение vatar »

Ренат,как ты прав...Журналист деньги отрабатывает.
С добрым словом и пистолетом можно добиться большего,чем просто добрым словом...
Ответить

Вернуться в «Катастрофы на море»