Трагедия К-8

Новости и информация о катастрофах и авариях на воде
Ответить
Аватара пользователя
MuRena
Глобальный модератор
Глобальный модератор
Сообщения: 1143
Зарегистрирован: 05 янв 2007, 23:41
Откуда: Североморск/Питер
Контактная информация:

Трагедия К-8

Сообщение MuRena »

12 апреля отмечается как последний день борьбы, которую вел за спасение подводной лодки "К-8" ее героический экипаж. 8 апреля 1970 г. в Бискайском заливе на подводной лодке Йоканьгской военно-морской базы "К-8" начался пожар, приведший к гибели корабля и 52 подводников. В течение трех суток в невероятно тяжелых условиях экипаж вел мужественную борьбу за спасение атомохода. Подвиг североморцев отмечен высокими правительственными наградами. Именами командира "К-8" Всеволода Бессонова и корабельного врача Арсения Соловья названы улицы п. Гремиха.


Подводная лодка " К-8 " возвращалась с боевой службы, шли 51-е сутки плавания, глубина 120 м, скорость 10 узлов, в центральном посту командир подводной лодки Бессонов, командир БЧ-5 капитан 2 ранга инженер Валентин Пашин.
В 22 часа 30 минут 8 апреля 1970г. почти одновременно в двух отсеках (третьем и восьмом) начался пожар. Через шесть минут лодка всплыла на поверхность. Пожар в восьмом отсеке был настолько интенсивным, что уже через несколько минут сработала аварийная защита реакторов обоих бортов из-за выхода из строя силовой электоросети. Подводная лодка осталась без хода, без связи и электроэнергии. Центральный и все примыкающие к нему отсеки загазованы продуктами горения, лишены освещения и индивидуальных средств защиты, не посещаемы. Были запущены дизель-генераторы, но нагрузку принять не смогли из-за неисправности.
К утру 9 апреля весь личный состав из кормовых отсеков выведен на палубу, из восьмого отсека вынесли 15 трупов. Отсеки с пятого по девятый загерметизированы, не посещались, их состояние неизвестно. Кормовые цистерны главного балласта неоднократно продувались для выравнивания дифферента и поддержания плавучести корабля. Лодка находилась всё это время в дрейфе, на подошедшие суда высажена часть экипажа. Индивидуальные средства защиты к 10 апреля были израсходованы, в седьмой и восьмой отсеки проникла забортная вода и они продолжали заполняться. Подводная лодка осталась без технических средств поддержания плавучести. К вечеру 11 апреля, когда все отсеки оказались загазованными, командир принял решение частично эвакуировать личный состав на суда сопровождения. За подводной лодкой велось радиолакационное наблюдение.
Утром 12 апреля в 6 часов 20 минут атомная подводная лодка "К-8" с радиолокационных экранов судов, которые наблюдали за ней, исчезла. Через короткий промежуток времени на судах сопровождения были отмечены два мощных гидравлических удара - произошло разрушение прочного корпуса на запредельной глубине погружения. Погибли 52 человека. Таким образом, в результате пожара в третьем и восьмом отсеках, последующей потери запаса плавучести и продольной остойчивости лодка, всплыв после пожара из глубины, не сумела удержаться на плаву и затонула.
Личный состав корабля действовал героически вплоть до самопожертвования. Так корабельный врач, старший лейтенант П.Соловей передал свой аппарат индивидуального дыхания матросу, которому сделал операцию по удалению аппендицита. Матрос был спасён и эвакуирован на суда сопровождения, а врач погиб в восьмом отсеке от отравления окисью углерода. Старший помощник командира капитана 2 ранга В.А.Ткачёв отказался покинуть корабль, несмотря на приказание, и погиб вместе с лодкой.
Гибель "К-8" до 1991г. хранилась в тайне. В гарнизоне в Гремихе поставили памятник, изображающий эпизод передачи дыхательного аппарата врачом своему пациенту.

http://silent-hunter.narod.ru/tk8.htm]Н ... ком заливе
"Корабль – это особое существо: и живое, и ласковое, и суровое, и благодарное.
Корабль – и дом твой и крепость, и университет и оружие, и отец и защита, и приют сотен товарищей твоих и соратников.
Ни одно флотское сердце никогда не сможет забыть родной корабль."
Леонид Соболев.
Аватара пользователя
drakon
Почетный форумчанин
Сообщения: 2233
Зарегистрирован: 20 янв 2006, 15:02
Реальное имя: Александр Тимофеевич
Воинское звание: Капитан 2-го ранга
Откуда: СССР
Контактная информация:

Re: Трагедия К-8

Сообщение drakon »

MuRena писал(а):12 апреля отмечается как последний день борьбы, которую вел за спасение подводной лодки "К-8" ее героический экипаж....
А я хочу рассказать о минере с К-8.
Еще в начале 70-х годов, нам, первокурсникам ТОВВМУ им.С.О.Макарова, курсанты старших курсов рассказывали о замечательном выпускнике нашего, минно-торпедного факультета, - Шабанове Владимире Александровиче:

Изображение

Это был умнейший и благороднейший парень. Светлая голова, учился на отлично, окончил училище с золотой медалью. Его жена, - студентка Владивостокского института народного хозяйства им. Г. В. Плеханова, долго и серьезно болела и не могла посещать занятия, а он помогал ей учиться, систематически ходил за нее ко всем преподавателям ее института, брал задания, готовил вместе с ней необходимые материалы, относил к преподавателям... В общем, курировал, фактически, заочное обучение жены. Все это длилось достаточно долго, так долго, что когда настало время жене защищать диплом, преподавательский состав, руководство института, предложило Шабанову (...вы же практически усвоили весь курс обучения) защищать диплом вместе с женой. И как нам рассказывали наши командиры, - он так и поступил, защитил два диплома (военный и гражданский) и оба с отличием. Ему, как золотому медалисту, на распределении было предоставлено право выбора флота. Он выбрал самый передовой - Северный флот. Так он попал на К-8.
А еще я знаю про него, что он был в числе успевших эвакуироваться на болгарское судно и мог остаться в живых, но по призыву старпома, ДОБРОВОЛЬЦЕМ, ушел обратно на лодку, для продолжения борьбы за ее живучесть.... :cry: Тогда еще не знали, что лодка была обречена... Вот так вот, почему-то, смерть так и норовит забирать самых лучших... :evil:
Ruff
Сообщения: 518
Зарегистрирован: 07 фев 2006, 14:51

Re: Трагедия К-8

Сообщение Ruff »

drakon писал(а):почему-то, смерть так и норовит забирать самых лучших
Потому что именно они первыми идут туда, где наиболее опасно...
Ответить

Вернуться в «Катастрофы на море»