Восемнадцать роковых секунд (БПК "Отважный")

Новости и информация о катастрофах и авариях на воде
Ответить
Аватара пользователя
MuRena
Глобальный модератор
Глобальный модератор
Сообщения: 1143
Зарегистрирован: 05 янв 2007, 23:41
Откуда: Североморск/Питер
Контактная информация:

Восемнадцать роковых секунд (БПК "Отважный")

Сообщение MuRena »

Изображение
30 августа 1974 года на Черноморском флоте в районе Севастополя началось учение с зенитными ракетными стрельбами в условиях радиолокационных помех. На большой противолодочный корабль (БПК) «Отважный» возлагалась задача обеспечения учебных занятий четырех противолодочных кораблей. В 8 ч 55 мин БПК вышел в море и ровно через час прибыл в заданный район. Спустя минуту сыграли учебную боевую тревогу, и командир корабля капитан 2 ранга И. П. Винник доложил командованию о готовности к началу учения.

В 9 ч 58 мин на мостике почувствовали слабое сотрясение корабля, как будто в корме произошел небольшой взрыв. Машины немедленно остановили и сразу же сыграли боевую и аварийную тревоги. Через 10 секунд, после второго, более сильного сотрясения за кормовой дымовой трубой появилась шапка белого дыма и сноп пламени. Еще через 20 секунд произошел сильный третий взрыв в районе ракетного погреба № 8, над которым поднялся столб огня и черного дыма. Силой взрыва оторвало крышку погреба и вместе с пусковой установкой зенитных ракет бросило на кормовую дымовую трубу правого борта. В этом районе начался сильный пожар. Личный состав приступил к борьбе за живучесть и непотопляемость корабля.

Как впоследствии установили специалисты комиссии, назначенной главкомом ВМФ Адмиралом Флота Советского Союза С. Г. Горшковым, на основании личного опроса, письменных докладов и объяснений очевидцев происшествия личного состава "Отважного", анализа динамики событий, сопоставления фактов и расчетных величин, на корабле произошло следующее:

После объявления учебной боевой тревоги мичман, находившийся за пультом поста контроля ракет кормового погреба № 8, в котором в двух вертикальных барабанах хранились 15 ракет В-601 в боевом снаряжении ракетного противовоздушного комплекса «Волна», как положено по инструкции старшему по вахте в погребе, приказал по внутренней связи дежурившим в посту матросам подключить внешнее электропитание. Затем мичман с помощью тумблеров на пульте подал напряжение на механизмы поворота пусковой установки — 380 вольт и в цепь стрельбы (110 вольт). Сразу же после щелчка последнего тумблера он увидел через иллюминатор сильный сноп пламени на левом барабане. Не включив средства пожаротушения, мичман покинул пост и побежал по коридору в носовую часть корабля. В это время произошел сильный взрыв, ударной волной которого его отбросило в сторону...

Расследование показало, что после появления огня в погребе до момента сильного взрыва прошло не менее 18 секунд (время уточнили в ходе «следственного эксперимента» на однотипном БПК «Комсомолец Украины», замеряя секундомером продолжительность «пробега» мичмана от поста до места падения после взрыва).

Как выяснилось впоследствии, пламя в погребе появилось вследствие самопроизвольного запуска маршевого двигателя одной ракеты, затем срабатывания ракетного двигателя ее же стартовой ступени и последовавшего вслед за тем запуска нескольких стартовых двигателей других ракет. Вследствие резкого повышения давления в погребе (около трех атмосфер) на крышу погреба действовала сила не менее 2500 т, что и явилось причиной его взрыва и отрыва крыши.

В результате взрыва в бортовой обшивке в районе погреба образовались две пробоины, через которые вода затопила несколько отсеков корабля.

Как же проходила борьба личного состава «Отважного» и экипажей подошедших на помощь кораблей за живучесть и непотопляемость БПК?

После того как в 10 часов объявили боевую тревогу и через минуту — аварийную, в погребе № 8 и коридорах № 9 и № 10 продолжал бушевать сильный пожар. Корабль получил крен 12 градусов на правый борт. Между 10 ч 10 мин и 10 ч 20 мин дали команды включить систему водяной защиты, орошение погребов и затопить погреба № 6, 7 и 10. Это сделать не удалось, поскольку трубопроводы обеих систем вышли из строя. Семерых моряков взрывом сбросило с юта в море, и их подобрали подошедшие корабли.

В 10 ч 23 мин личному составу, находящемуся в кормовых отсеках, приказали покинуть корабль. В это время пожар в корме усилился. Погреба боезапаса № 6 и № 7 непрерывно поливались водой из шлангов.

На помощь «Отважному» в 10 ч 40 мин подошел эсминец «Сознательный» и спустя 12 минут — эсминец «Бедовый», с которого на корабль переправилась спасательная партия. В 10 ч 54 мин «Сознательный» начал буксировку «Отважного», имевшего крен 13 градусов на мелкое место в район Херсонеса. Через семь минут для спрямления БПК начали перекачку топлива на левый борт, но это не помогло. Корма «Отважного» погрузилась в воду по верхнюю палубу, и крен на правый борт увеличился до 16 градусов. С корабля эвакуировали секретные документы на «Бедовый». В 11 ч 24 мин сбросили торпеды в море, крен уменьшился до 14 градусов. 

Погреба № 6 и № 7 затопили с помощью шлангов пожарной системы. Для оказания помощи «Отважному» в 11 ч 55 мин к нему подошел БПК «Комсомолец Украины».

В 11 ч 59 мин пожар локализовали, из погребов повалил белый дым. Спустя семь минут оборвался буксир «Сознательного», с «Бедового» начали заводить новый. Тем временем пожар в кормовом машинном отделении продолжался, и в 12 ч 27 мин дали команду прекратить подавать в отсек воду и применять только пену. В кормовом машинном отделении включили систему «ЖС» химического тушения.

В 12 ч 49 мин «Бедовый» со скоростью 3 уз начал буксировку «Отважного», крен которого увеличился до 17 градусов. Подошедшие спасательные суда (в 12 ч 55 мин — «Бештау», в 13 ч 20 мин — СС-15 и СС-26, спустя еще четыре минуты — пожарно-дезактивационное судно «Пламя») начали подавать пену в район горящих погребов. После ряда попыток в 14 ч 30 мин начали откачку воды из кормовых отсеков. 

Однако через 17 минут произошел взрыв авиационного боезапаса в погребе № 10. 
По-видимому, одновременно взорвалась и цистерна с 6 т авиационного керосина, 
находящаяся в общем с погребом авиабоезапаса отсеке в корме. Корабль тем временем продолжали буксировать на более мелкое место. Крен на правый борт с 19 градусов быстро увеличился до 25 градусов, но в 15 ч 07 мин стабилизировался на 27 градусов. 

Через три минуты отключилось освещение и прекратилась подача питания на приборы, и в 15 ч 12 мин личному составу приказали покинуть корабль. Последним с «Отважного» сошел его командир.

В 15 ч 35 мин корабль начал погружаться кормой без опрокидывания, и с «Бедового» отдали буксир. Спустя 12 минут «Отважный» скрылся под водой. Глубина моря в этом месте составляла около 125 м...

С момента обнаружения пожара до затопления корабля прошло 5 ч 47 мин. В результате внутренних взрывов и полученных пробоин БПК принял около 3600 т воды, шесть непроницаемых отсеков оказались затопленными. После затопления четырех отсеков в кормовой части крен и дифферент стабилизировались и корабль имел положительную остойчивость. Однако, когда вода заполнила еще два отсека, запас плавучести был  исчерпан и «Отважный» затонул, показав высокую живучесть. Согласно спецификации, корабли данного проекта должны сохранять плавучесть и положительную остойчивость после затопления только трех смежных отсеков корпуса.

Из 287 человек личного состава и проходивших на «Отважном» практику курсантов в результате взрыва погибли 24 человека (19 матросов и 5 курсантов). Весь личный состав корабля при тушении пожара, в борьбе за живучесть и непотопляемость корабля проявил мужество и действовал умело. Были приняты все меры по спасению БПК, но после взрыва ракет, находившихся в погребе № 8, «Отважный» получил настолько сильные повреждения, что спасти его оказалось невозможно.

Комиссия, расследовавшая обстоятельства и причины гибели БПК «Отважный», в своем заключении предложила провести огневые натурные испытания средств противопожарной и противовзрывной защиты погреба зенитного ракетного комплекса (ЗРК) «Волна» с ракетами В-601 на опытовом натурном отсеке корабля проекта 61. Такие испытания имели целью проверить достаточность предусмотренных проектом средств защиты при несанкционированном срабатывании одного из двигатели ракеты и, в случае необходимости, разработать дополнительные мероприятия для повышения до нужного уровня этой защиты на всех кораблях, оснащенных ракетами В-601.

В соответствии с рекомендациями комиссии на основании совместного решения Военно-Морского Флота и Министерства судостроительной промышленности (МСП) на одном из судостроительных заводов в Ленинграде в 1977 году изготовили натурный отсек корабля, который полностью воспроизводил часть корабля проекта 61 с кормовым погребом № 8 ЗРК «Волна-М». В конструктивном отношении опытовый отсек полностью соответствовал участку корпуса с надстройкой в районе 199—222 шпангоутов.

Совместным решением ВМФ, МСП и Министерства авиационной промышленности утвердили программу проведения огневых междуведомственных испытаний, которые состоялись на одном из полигонов ВМФ под Ленинградом в 1978—1979 годах. Программа предусматривала все возможные варианты несанкционированного запуска стартовых и маршевых двигателей ракет В-601, определение характера развития аварии, проверку  надежности удержания при этом ракет в барабанах, пути повышения пожаро- и  взрывобезопасности погреба и, наконец, практическую проверку выработанных комиссией мероприятий.

В результате проведенных натурных испытаний опытового отсека в «Отчете междуведомственной Комиссии по проведению комплексных огневых натурных испытаний средств противопожарной и противовзрывной защиты погреба ЗРК "Волна" с ракетами В-601 на опытовом отсеке корабля проекта 61», подписанном в начале 1980 года, был сделан следующий основной вывод: «Штатные средства противопожарной и противовзрывной защиты погребов ЗРК "Волна" и "Волна-М" обладают необходимой эффективностью и высокой надежностью. В случае срабатывания маршевого или стартового двигателя ракет они предотвращают развитие аварии, представляющей опасность для корабля в целом, и обеспечивают локализацию аварийного процесса в пределах погреба без нанесения существенных повреждений оборудованию». Штатные выхлопные устройства погребов, — констатировала комиссия, — обеспечивают при возникновении аварийной ситуации сброс давления в течение 1—2 секунд.

Как следует из заключения междуведомственной комиссии по испытанию опытового отсека, при выполнении предусмотренных инструкцией по обслуживанию погребов ракетного комплекса «Волна» мероприятий и включении корабельных средств пожаротушения развитие аварии на БПК «Отважный» удалось бы предотвратить. Однако роковые восемнадцать секунд, упущенные незадачливым мичманом, решили трагическую участь корабля.

БПК «Отважный»: после катастрофы 

В конце сентября 1971 года по приказу главнокомандующего ВМФ Адмирала Флота Советского Союза С. Г. Горшкова в Севастополь была направлена комиссия во главе с заместителем главкома начальником тыла ВМФ вице-адмиралом Л. В. Мизиным, в состав которой зачислили и меня — старшего преподавателя кафедры теории корабля Высшего военно-морского училища имени Ф. Э. Дзержинского. Перед комиссией поставили задачу рассмотреть возможность и предложить метод подъема затонувшего БПК «Отважный».

Ознакомившись на месте с конструкцией однотипного корабля и со всеми обстоятельствами катастрофы, комиссия вышла в море к месту гибели «Отважного», где ее члены капитан 1 ранга Яхненко и капитан 2 ранга Нежмаков, опустившись под воду в наблюдательной камере, лично осмотрели затонувший БПК.

Он лежал на глубине около 120 м на илистом грунте с небольшими дифферентом на корму и креном на правый борт. В районе кормового ракетного погреба, в котором началась авария, корпус имел излом и был скручен (кормовая часть имела крен больший, чем остальной корпус). Надстройки, изготовленные из легких сплавов, сильно обгорели.

Дальнейшая работа комиссии пошла несколько в ином направлении, чем предписал главком ВМФ, а именно по линии оценки целесообразности подъема корабля. Для этого пришлось опросить все организации Черноморского флота, заинтересованные в подобной операции Положительный ответ дала только одна, заявив о необходимости   демонтажа   и подъема радиолокационных антенн, чтобы с ними не мог ознакомиться вероятный противник. Учитывая исключительную трудность подъема «Отважного» (удаленный от берега открытый ветру и волнению район, большая глубина затопления, наметившийся  разлом корпуса и значительная его масса), комиссия рекомендовала корабль не поднимать, ограничившись необходимым демонтажем оборудования.

Доклад комиссии вызвал крайне негативную реакцию главкома ВМФ, заявившего, что она не выполнила поставленной задачи и вместо того чтобы предложить способ подъема нашла доводы в пользу отказа от него. В раздражении С. Г. Горшков приводил оскорбительные высказывания иностранной печати, что «русские потеряли лучший корабль и не могут поднять даже гайки с него». Под его давлением Аварийно-спасательная служба (АСС) в лице Ю. К. Сенатского дала обязательство поднять «Отважный».

Фактически же, как и предполагалось, демонтировали и подняли только радиолокационные антенны, а сам корабль взорвали, так что почти вся возвышавшаяся над грунтом его часть была уничтожена.

Этим была поставлена точка в вопросе о подъеме БПК «Отважный».

Источник
"Корабль – это особое существо: и живое, и ласковое, и суровое, и благодарное.
Корабль – и дом твой и крепость, и университет и оружие, и отец и защита, и приют сотен товарищей твоих и соратников.
Ни одно флотское сердце никогда не сможет забыть родной корабль."
Леонид Соболев.
Военмор
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 18 дек 2009, 00:48
Реальное имя: Михаил
Воинское звание: кап.2 ранга
Откуда: Севастополь

Re: Восемнадцать роковых секунд (БПК "Отважный")

Сообщение Военмор »

вывод: «Штатные средства противопожарной и противовзрывной защиты погребов ЗРК "Волна" и "Волна-М" обладают необходимой эффективностью и высокой надежностью. В случае срабатывания маршевого или стартового двигателя ракет они предотвращают развитие аварии, представляющей опасность для корабля в целом, и обеспечивают локализацию аварийного процесса в пределах погреба без нанесения существенных повреждений оборудованию». Штатные выхлопные устройства погребов, — констатировала комиссия, — обеспечивают при возникновении аварийной ситуации сброс давления в течение 1—2 секунд.

Это не соответствует действительности.
На кораблях этого проекта противопожарная и противовзрывная системы включались по сигналу от прибора "Карат"по двум параметрам: температура и давление, а также по вторым производным от них. Однако из-за частых ложных срабатываний этой системы, включалось орошение исправных погребов, что само по себе уже ЧП, после которого необходимо было менять ракеты, поэтому клапан подачи воды на орошение погреба был всегда закрыт. Действительно, после случая с "Отважным" бюрократы от ВМФ свалили всё на л/с, "установив" что противопожарная система выполняет свои функции.Однако, через несколько лет аналогичный случай произошёл ещё на одном корабле пр. 61 не помню точно, по моему на "Решительном". Там в носовом погребе сработал двигатель при подачи ракеты на пусковую, т.е. на линии заряжания. К счастью остальные ракеты не взорвались, отделались нелёгким испугом, особенно те, кто находился на мостике. Только после этого была модернизирована система "Карат"(заменена на "Карат-М" и доработана конструкция погребов.
Ответить

Вернуться в «Катастрофы на море»