теплоход "Армения"

Новости и информация о катастрофах и авариях на воде

теплоход "Армения"

Сообщение бпп » 29 май 2006, 21:10

Александр Широкорад
Катастрофа, равная гибели пяти «Титаников»

На днях в СМИ промелькнуло сообщение: в Крым прибыл американский
исследователь Роберт Баллард – руководитель известного Института
океанографии и океанологии. Именно Балларду 20 лет назад удалось
обнаружить на дне Атлантики знаменитый «Титаник». В мае 2006 года он начал
новый сезон поисков в Черном море останков теплохода «Армения».
ЗАБЫТАЯ ТРАГЕДИЯ
7 ноября 1941 года произошла одна из самых страшных катастроф на море в
истории человечества – гибель советского санитарного транспорта «Армения».
Она унесла в несколько раз больше людских жизней, чем трагические кончины
«Титаника» и «Лузитании» вместе взятые. Между тем судно было и не столь
велико (водоизмещением 6700 тонн), и рассчитано на перевозку 980 человек.
Но в тот день людей на «Армению» набилось буквально как сельдей в бочке.
Очевидцы вспоминают, что пассажиры стояли на палубе, тесно прижавшись друг
к другу.
После распада СССР Департамент морского наследия Украины начал поисковые
работы в районе гибели «Армении», чтобы, согласно официальным заявлениям,
превратить транспорт в «Международный морской мемориал». Но все труды
оказались безрезультатными. Летом 2005 года в том месте, где
предположительно разыгралась страшная драма, на трехсотметровую глубину
погружался батискаф «Лангуст». Однако найти останки судна украинской
экспедиции опять не удалось.
И вот теперь в дело включилась научная структура, тесно связанная с ВМС
США. Она располагает новейшими аппаратами, способными опускаться в
океанские пучины на шесть километров от поверхности и там действовать.
Причем все происходящее там окружено украинскими властями плотной завесой
секретности, а в прессу подается неубедительная информация: мол,
наткнулись на останки эсминца «Дзержинский», а где точно лежит «Армения»,
так и неизвестно. Увы, никто не может объяснить, что ищут там американцы и
на что в течение трех лет потрачены огромные суммы?
НЕПОНЯТНЫЕ РЕШЕНИЯ И ДЕЙСТВИЯ
Свыше полувека документы, касающиеся потопления «Армении», хранились под
грифом «совершенно секретно», и причин для этого было немало. Но начну по
порядку.
12 сентября 1941 года части 11-й германской армии подошли к Перекопу.
Однако прорваться в Крым немцам удалось лишь в двадцатых числах следующего
месяца. 26–27 октября советские войска начали беспорядочный отход, кое-где
превратившийся в настоящее бегство. Три дивизии, сформированные из
уроженцев полуострова, попросту разбежались по домам.
305-мм орудия линкора «Парижская коммуна» и 180-мм пушки четырех крейсеров
с дальностью стрельбы 38,6–44 км могли обрушить свои снаряды на большую
часть Крыма, в том числе – на любую точку южнее Симферополя. Но
Черноморский флот по непонятным причинам не поддерживал соединения Красной
армии артиллерийским огнем. Морское командование располагало сотнями
транспортных судов и плавсредств, но для эвакуации войск и населения из
Крыма задействовало буквально единицы.
Отчаянная обстановка сложилась на южном берегу Крыма, куда отошли
несколько разбитых советских дивизий. Казалось, чего проще – задержать
наступавшего противника артиллерийским огнем кораблей, причем тут был
нужен не линкор, а хватило бы 100–130-мм орудий эсминцев, сторожевых
кораблей и тральщиков, благо южное побережье полуострова отлично видно с
моря.
Стояла прекрасная погода, и сотни малых плавсредств за несколько часов
могли вывезти войска и беженцев с ЮБК в Севастополь. Между тем за полтора
года до описываемых событий британских солдат в Дюнкерке спасали даже
частные английские яхты. Однако у нас морское начальство даже не подумало
об этом, и большинству красноармейцев, оказавшихся на Южном берегу Крыма,
пришлось пробираться в Севастополь по горным дорогам и тропам.
А чем же занималось руководство Черноморского флота?
Вскоре после прорыва немцев на Перекопе командующий ЧФ адмирал Филипп
Октябрьский принимает важное решение. В 17 часов 28 октября он садится на
эскадренный миноносец «Бойкий», и через 10 минут эсминец под адмиральским
флагом выходит в открытое море. Как тут не вспомнить адмирала Макарова,
который поднял свой флаг на самом легком и быстроходном крейсере «Новик»
(ненамного больше «Бойкого») и отправился на перехват японских кораблей.
А куда же направился советский адмирал? В Поти! Для обхода портов
Кавказского побережья с целью их подготовки к приему сил Черноморского
флота на базирование.
Вернулся адмирал в Севастополь лишь 2 ноября. Риторический вопрос: разве
не могли справиться с выполнением той же задачи несколько штабных
офицеров. Сели бы на гидросамолеты ГСТ или на сторожевые катера МО-4 и
провели спокойно подготовку. Не говорю уж о том, что это можно было
сделать на несколько недель раньше.
В конце октября – ноябре в Севастополе царила паника. Наши адмиралы не
желали оборонять город. Из главной базы Черноморского флота было вывезено
около половины боезапаса и половина зенитной артиллерии. Даже теперь
трудно посчитать, во что обошлись защитникам Севастополя нехватка снарядов
и превосходство немцев в воздухе, сколько лишней крови из-за этого было
пролито.
ОБРЕКЛИ НА ГИБЕЛЬ
Утром 6 ноября в Севастополе началась посадка на теплоход «Армения». На
нем разместили несколько сотен раненых бойцов, а также эвакуируемых
граждан. Погрузка шла в полном беспорядке, никто не только по фамилиям не
переписывал садившихся на теплоход, не было даже точно известно их число.
Судно приняло на борт персонал главного госпиталя Черноморского флота,
военно-морского госпиталя, развернутого на базе санатория «Максимова
дача», санитарно-эпидемиологической лаборатории, 5-го медсанотряда,
базовой флотской поликлиники и ряда гражданских лечебных учреждений.
Вечером того же дня «Армения» покидает Севастополь и берет курс на Туапсе.
Любопытно, что даже в секретной «Хронике Великой Отечественной войны
Советского Союза на Черноморском театре» нельзя выяснить, когда именно
теплоход отправился в путь, хотя там же с точностью до минуты указано
время выхода и входа в порт даже самых малых судов.
Уже в море «Армении» приказали подойти к Балаклаве, где у берега к ней
причалили катера НКВД, с которых были перегружены деревянные ящики. На
борт поднялись и сопровождающие. Существует предположение, что на теплоход
доставили золото и ценности из Крымских музеев.
А затем какой-то начальник велел транспорту идти в Ялту, к которой уже
приближались германские войска. Фамилия и имя-отчество этого «умника»
опять-таки – тайна. Хотя нам уже 60 лет твердят о Великой Отечественной
войне: «Никто не забыт, и ничто не забыто», – зачастую до сих пор
скрывается, по чьей конкретно вине в том или ином случае расстались с
жизнью тысячи людей.
Но кто бы ни отдал преступный приказ о походе в Ялту, вместе с ним должен
нести ответственность и командующий Черноморским флотом. «Армения» и так
была забита беженцами и ранеными сверх положенной нормы. Рисковать столь
ценным транспортом было попросту идиотизмом. В Севастополе стояли без дела
десятки малых боевых и вспомогательных судов ЧФ, а также буксиры, шхуны и
иные малые суда, принадлежавшие гражданским ведомствам, которые должны
были вести эвакуацию войск и населения с южного берега Крыма. А вот,
повторяю, ценный транспорт «Армения» мог выйти из Севастополя на закате и
утром быть у Кавказского побережья.
В этом случае у «Армении» была 100-процентная гарантия дойти целой и
невредимой (если, конечно, не считать возможность наскочить на собственные
мины). Германская авиация не имела тогда радиолокационных прицелов для
нанесения ночных ударов по целям в море. Напомню, что в 1941 году ни один
наш надводный корабль на Черном море не только не был потоплен, но даже не
подвергся атакам неприятельских надводных кораблей или подводных лодок
противника.
БЕЗНАДЕЖНАЯ СИТУАЦИЯ
Сколько народу оказалось на «Армении» 6 ноября, сказать трудно. Согласно
«Хронике…» и «Справочнику потерь…», вместе с судном погибли около 5 тыс.
человек. Очевидцы же утверждают, что на борту было в полтора или два раза
больше пассажиров. От нижних отсеков до капитанского мостика люди стояли
плотной массой.
Во время стоянки в Ялте был получен приказ командующего флотом, что в
связи с отсутствием авиационного прикрытия выход «Армении» из порта
запрещается до 19 часов, то есть до наступления темноты. Командир
транспорта Плаушевский приказ получил, но в 8.00 7 ноября вывел судно из
Ялты.
Замечу, что винить капитана, не выполнившего идиотский приказ
Октябрьского, нелепо. Филипп Сергеевич явно перепутал Ялту с Севастополем.
В ноябре 1941 года Севастопольская бухта была защищена многими десятками
стволов зенитных береговых и корабельных орудий. Имелись средства
маскировки кораблей, а при налете авиации производили задымление бухты. В
Ялте же большой транспорт был как на ладони и представлял идеальную цель
для немецких летчиков. Береговой зенитной артиллерии и средств маскировки
там отродясь не бывало. В море «Армения» хоть могла маневрировать.
Наконец, никто не знал, где находятся вражеские войска, и в любой момент
на шоссе Алушта–Ялта могли показаться германские самоходки и
моторизованная артиллерия. А далее следовал бы расстрел «Армении» с
Массандровских высот. Любопытно, что 8 ноября, то есть на следующий день
после трагедии, «начальник штаба Черноморского флота объявил по флоту, что
предположительно Ялта занята противником». Так наши славные адмиралы и
воевали – «предположительно».
В море «Армению» прикрывали два сторожевых катера (всего четыре 45-мм
пушки), а в воздухе барражировали на высоте 500 м два истребителя И-153
«Чайка». В 11 часов 25 минут в точке с координатами широта=44±15ў5І и
долгота=34±17ў теплоход был атакован одиночным немецким торпедоносцем
Не-111, принадлежавшим к 1-й эскадрилье авиагруппы I/KG28. Самолет зашел
со стороны берега и с дистанции 600 м сбросил две торпеды. Одна прошла
мимо, а вторая попала в носовую часть теплохода. Через 4 минуты «Армения»
затонула. Погибли 7-10 тысяч человек, катера спасли только восьмерых.
После сброса торпеды Не-111 ушел в облака и скрылся. Истребители прикрытия
даже не успели среагировать на происходящее.
Некоторые историки и литераторы хором возмущаются: мол, теплоход «был
атакован самолетом-торпедоносцем, несмотря на то что транспорт имел
отличительные знаки санитарного судна».
Но, увы: какие бы знаки не были написаны на судне «Армения», оно шло в
конвое двух вооруженных катеров, а на борту теплохода были установлены
четыре 45-мм пушки 21К. Так что германские летчики действовали в данном
случае в полном соответствии с международным правом, хотя, вообще-то
говоря, на него в 1941–1945 годах плевать хотели обе стороны.
Интересный момент: координаты гибели «Армении» я привел из секретного
«Справочника потерь…», но они оказались неточными. Сделано же сие было
умышленно – не дай Бог кто полезет за золотом. Попыток поднять судно или
его груз в советское время не производилось. Видимо, власти предержащие в
СССР считали, что моральные издержки от разглашения тайны гибели тысяч
людей обойдутся куда дороже, чем стоимость ценностей.
И вот теперь, судя по только что прозвучавшим в СМИ сообщениям, добраться
до содержимого трюмов «Армении» всерьез вознамерились украинские охотники
за подводными сокровищами вкупе с американскими исследователями океанских
глубин, находящимися под патронажем военно-морских сил США.
© 1999-2006 Независимая газета 26.05.2006
бпп
бпп
 
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 16:33

Сообщение Schultz » 30 май 2006, 10:04

Интересная статья. Читал немного про "Армению" в книге того самого Широкорада "Трагедии Севастопольской крепости". Ужасающие приводятся факты. Как вообще хватило ума у командования флота столько людей на один корабль посадить. Это же получилась большая плавучая мишень .
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 8074
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 16:55
Откуда: Москва
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос

Сообщение drakon » 30 май 2006, 13:57

Shultz писал(а):....Как вообще хватило ума у командования флота столько людей на один корабль посадить. Это же получилась большая плавучая мишень .
В условиях тотального отступления - это очень характерное "безумие". Вспомните 1945 год. Кенигсберг, лайнер ""Вильгельм Густлав""...., Маринеско тогда пустил на дно огромное количестно народу. в т ч. и большинство оставшихся в Рейхе подводников...
Последний раз редактировалось drakon 30 май 2006, 14:04, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
drakon
Почетный форумчанин
 
Сообщения: 2187
Зарегистрирован: 20 янв 2006, 16:02
Откуда: СССР
Реальное имя: Александр Тимофеевич
Воинское звание: Капитан 2-го ранга

Сообщение Schultz » 30 май 2006, 14:02

drakon писал(а):В условиях тотального отступления - это очень характерное "безумие".


Согласен. В той самой книге Широкорада приводятся интересные факты, касающиеся того самого отступления и выхода наших войск из Севастополя. В самый критический момент из города в первую очередь эвакуировали командование, создавая тем самым анархию и беспорядок. При погрузке на корабли и катера народ творил безобразия, расталкивая друг друга и т.п. Но это все долго от нас скрывалось.
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 8074
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 16:55
Откуда: Москва
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос

Сообщение Walera » 01 июн 2006, 19:15

Тут интересно другое- по результатам экспедиции наверняка снимут фильму. Интересно каков будет текст. А то надоело в дискавери слушать как бедные немцы драпала на Густлове и др. пароходах от злых русских солдат,а злые русские моряки пустили на дно десятки тысяч невинных. Хоть бы кто на таком же уровне прокатил тему наших жертв эвакуаций на Черном море и Балтике.
Аватара пользователя
Walera
 
Сообщения: 701
Зарегистрирован: 03 фев 2006, 17:09
Откуда: Одесса

Гибель транспорта "Армения"

Сообщение Schultz » 07 ноя 2008, 14:24

Сегодня исполняется 67 лет со дня гибели транспорта "Армения".

Гибель 7 ноября 1941 года транспорта «Армения» является одним из самых трагичных случаев гибели пассажирских судов. Достаточно лишь сказать, что с транспортом на дно ушло не менее 6000 человек. Для сравнения можно упомянуть катастрофу «Титаника» — 1503 погибших, гибель торпедированной «Лузитании».— 1198 погибших. Но потопление «Армении» является весьма таинственным эпизодом войны по многим обстоятельствам, предшествовавшим катастрофе...

После переоборудования в плавгоспиталь «Армения» вступила в строй 10 августа 1941 года. Командиром судна был назначен достаточно опытный моряк — капитан-лейтенант Владимир Яковлевич Плаушевский. Штатная эвакоемкость судна — 400 человек, имелась одна операционная и 4 перевязочных на 11 столов. Медперсонал судна: 9 врачей, 29 медсестер и 75 санитаров. Главным врачом плавгоспиталя являлся военврач 2 ранга Петр Андреевич Дмитриевский, мобилизованный с должности главврача железнодорожной больницы Одессы. Всего до момента гибели «Армения» успела совершить 15 эвакорейсов (в основном — из Одессы и Севастополя) и доставила на Кавказ более 15 000 человек (в среднем — 1000 человек за рейс). Судно провело на ходу — 820 часов, в ремонтах — 144 часа.
Последний, трагический для «Армении» рейс начался в 05 часов 40 минут 4 ноября 1941 года. Теплоход с военными грузами и маршевым пополнением вышел из Туапсе в охранении эсминца «Способный» и тральщика «Груз». Из-за неисправности машины в 11.00 «Армения» возвратилась в Туапсе, охраняемая тральщиком и двумя сторожевыми катерами. После краткого ремонта транспорт вновь покинул «Туапсе» в охранении эсминца «Сообразительный». Командир «Армении» следовал по предписанию в Ялту, а на эсминце считали, что Ялта уже захвачена противником и силой повернули транспорт в Севастополь. Судно начало приемку раненых, подвозимых на катерах с угольной пристани. Внезапно поступило приказание штаба СОР (Севастопольского оборонительного района) об эвакуации всего (!) медицинского персонала ЧФ из Севастополя. Похоже, что командование флота не собиралось оборонять Севастополь и тихо готовилось к его оставлению.

Транспорт «Армению» тем временем перевели в Корабельную бухту, к причалу артмастерских и продолжили погрузку людей. Раненые и медики грузились и по узкому трапу с правого борта, и с катеров по левому борту. Напряжение на борту теплохода росло, так как людей скопилось огромное количество, а выход судна перепланировали с 19.00 на 17.00. Ускорение отправки лайнера было вызвано поступившими из Ялты сообщениями. В них говорилось, что в городе собралась крупная группа эвакуируемых работников партаппарата города и области, но вывозить их не на чем. Военный совет ЧФ решил и их эвакуировать на «Армении», хотя имелись под загрузкой лайнеры «Грузия» и «Белосток», грузовые транрпорты.

В сопровождении единственного сторожевого катера «СКА-041» (командир — старший лейтенант П.А.Кулашов) «Армения» направилась в Ялту. Здесь лайнер изрядно задержался, продолжая принимать на борт эвакуирующихся людей — медработников госпиталей и лазаретов ЮБК, партруководство области и курортной зоны, раненных и беженцев. Только в 8 часов утра теплоход прекратил загрузку и командир «Армении» капитан 3 ранга В.Я.Плаушевский приказал отдать швартовые. У Гурзуфа на сопровождаемый уже двумя катерами транспорт налетела вражеская авиация. По официальной версии — в 11 часов 29 минут «Армению» случайно потопил одиночный самолет-торпедоносец, вынырнувший не со стороны моря, а из-за гор (?!). В лайнер попала одна из двух торпед, и он в течение 4 минут затонул кормой вверх. Но очевидцы вспоминают другое — две четверки «Юнкерсов-87» («лаптежники») медленно и спокойно перевалили хребет главной Крымской гряды. Они четко и точно шли на лайнер, словно заранее зная его маршрут. Выстроившись в круг, пикировщики провели классическое бомбометание. Несколько авиабомб поразили судно и корпус теплохода переломился посередине. Через считанные секунды на месте «Армении» лишь бурлил водоворот с клубами дыма и пира. Выход в море «Армении» утром, а не ночью обрек ее на верную гибель. Но командующий ЧФ адмирал Ф.С.Октябрьский в своих дневниках констатирует, что командир теплохода, по сути, не выполнил его личный приказ — не выходить из Ялты до темноты. В условиях того времени такого быть не могло. Или адмирал исказил истину, или В.Плаушевский получил другой приказ, аннулирующий первый. В одной из распространяемых версий происшедшего утверждается, что транспорт стал жертвой спецподразделения ГПУ. Это подразделение сознательно вело радиопереговоры с транспортами, на которых эвакуировались беженцы и выводило на эти транспорты немецкую авиацию. Полагают, что такая акция, если она действительно имела место, выполнялась с ведома Сталина и преследовала цель не допускать паники и прибытия в кавказские порты беженцев и масс раненных. Впрочем, подобная акция маловероятна и по сути, бессмысленна. Поток беженцев подобными мерами не остановить. Более вероятны другие версии: в штабе ЧФ или СОР сидел предатель; немецкая разведка раскрыла радио коды ЧФ и проводила собственные радио игры. Правду установить не возможно, но назвать случайностью намеренное уничтожение всего медицинского состава Черноморского флота очень трудно. Такого рода операции — всегда крупный успех для всей разведки.

И сейчас, спустя 60 лет со дня этой страшной трагедии, загадки «Армении» все еще ждут своего исследования и раскрытия.

(с) В. В. КОСТРИЧЕНКО

Буквально на днях по ОРТ была показана передача из серии "Невероятные истории про жизнь". В ней речь шла о тех немногих, кому удалось спастись в той страшной катастрофе. Назывался тот выпуск "Севастопольский вальс"

Молодая женщина с двумя маленькими детьми Аликом и Борисом, последнему из которых было всего 4 месяца оказалась в воде и благодаря помощи комиссара, друга своего мужа, им удалось выжить и спастись. Но ее сыновья оказались в разных шлюпках, спущенных с борта пришедшего на помощь сторожевика. В результате старший сын потерялся. И встреча семьи произошла лишь спустя 60 лет...

Посомтреть ту передачу можно здесь.
Изображение
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 8074
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 16:55
Откуда: Москва
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос

Re: Гибель транспорта "Армения"

Сообщение vatar » 07 ноя 2008, 20:34

Не было там никаких Ю-87."Армения" шла в сопровождении двух катеров типа МО-4.сама несла четыре орудия калибром 45 мм.С воздуха ее прикрывали два истребителя И-153.7 ноября в 11ч.25 м. "Армения" была атакована одиночным торпедоносцем HE-111 из состава авиагруппы 1/KG 28.Самолет зашел со стороны берега и сбросил две трпеды с дистанции 500-600 метров.Одна торпеда попала и корабль затонул примерно за четыре минуты.Вот собственно и все.Эта атака подтверждается и немцами именно в изложенном виде.
"Армения" была по сути вооруженным транспортом в составе конвоя и являлась законной военной целью.Это я говорю,чтобы не было мыслей упрекать меня в поддержке деяний фашистов.Это так же,как и "Густлов",утопленный Маринеско,по поводу которого было столько воплей в сети.А вина в гибели стольких людей лежит на командовании ЧФ,где какой-то мудак отдал приказ о перехде транспорта с таким количеством людей в светлое время суток.
Немецкие летчики вовсе не садюги были в данном случае.Они топили военный транспорт...
С добрым словом и пистолетом можно добиться большего,чем просто добрым словом...
Аватара пользователя
vatar
Почетный форумчанин
 
Сообщения: 966
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 19:31
Откуда: Latvija

Re: Гибель транспорта "Армения"

Сообщение бпп » 07 ноя 2008, 23:05

На войне,как на войне...
бпп
 
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 16:33

Re: Гибель транспорта "Армения"

Сообщение Walera » 19 дек 2009, 19:57

Изображение
Вероятно вины в гибели судна не было и у капитана. Иначе в 1970м в его честь не назвали бы сухогруз ЧМП, на котором я работал 1,5 года до службы.
Аватара пользователя
Walera
 
Сообщения: 701
Зарегистрирован: 03 фев 2006, 17:09
Откуда: Одесса

Re: Гибель транспорта "Армения"

Сообщение Walera » 31 дек 2009, 01:16

повтор.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Аватара пользователя
Walera
 
Сообщения: 701
Зарегистрирован: 03 фев 2006, 17:09
Откуда: Одесса

Re: Гибель транспорта "Армения"

Сообщение Schultz » 14 ноя 2011, 17:55

Исполнилось 70 лет с момента гибели теплохода «Армения»
Изображение
7 ноября исполнилось 70 лет со дня гибели теплохода «Армения». В этот день на госпитальной пристани Севастополя прошли памятные мероприятия, в которых приняли участие представители командования Черноморского флота, госпиталя ЧФ РФ, а так же представители общественности. Литию по погибшим «в морской пучине» отслужил помощник благочинного Севастопольского округа протоиерей Стефан Сломчинский. Собравшиеся почтили память погибших минутой молчания и возложили на воду венки и цветы. Эта катастрофа унесла в несколько раз больше людских жизней, чем трагическая гибель «Титаника» и «Лузитании» вместе взятых. Судно было не столь велико. Оно было спущено на воду в Ленинграде в 1928 году и рассчитано на перевозку 980 пассажиров и 1000 тонн груза. "Армения" входила в шестерку лучших пассажирских судов Черного моря.
Эти красивые быстроходные теплоходы в народе называли "рысаками". Они обслуживали линию Одесса - Батуми - Одесса и исправно перевозили тысячи пассажиров вплоть до 1941 года. С началом Великой Отечественной войны "Армению" срочно переоборудовали в санитарно-транспортное судно. Роскошные салоны и рестораны были превращены в операционные и перевязочные. На бортах и палубе ярко красной краской были нанесены огромные кресты, а на мачте был поднят флаг международного Красного Креста. Взглянув на него, капитан теплохода Владимир Яковлевич Плаушевский заметил старпому, не думаю, что это поможет нам. И действительно, с первых дней войны госпитальные суда подвергались атакам немецкой авиации. В июле 1941 года были повреждены санитарные транспорты "Котовский" и "Антон Чехов", а объятая пламенем "Аджария" выбросилась на мель близ Одессы.
В августе погиб пароход "Кубань". После этого на "Армении" были установлены четыре 45-мм пушки 21К. Между тем Красная Армия в упорных и кровопролитных боях обороняла Одессу, а основной фронт отходил на восток, к Крыму. Раненых было очень много. Днем и ночью, в любую погоду на борту "Армении" шла борьба за жизнь и здоровье наших солдат и офицеров. Капитану Плаушевскому удалось совершить пятнадцать невероятно тяжелых и опасных рейсов из Одессы в порты кавказского побережья, эвакуировав около 16 тысяч раненых и мирных жителей. Наступление 2-й армии Манштейна на Крым было стремительным. Под мощными ударами превосходящих сил противника 26-27 октября советские войска начали беспорядочный отход от Перекопа.
Только на подступах к Севастополю понесшие большие потери части Красной Армии смогли организовать оборону и оказать серьезное сопротивление противнику. Через два дня, 29 октября в городе было введено осадное положение. Однако это не спасло от ужасной неразберихи. Пытались эвакуировать все подряд, не задумываясь о будущем. Утром 6 ноября в Севастополе началась посадка на теплоход "Армения". Она проходила стихийно, и никто не знал даже количество принятых на борт людей. Еще 5 ноября всем флотским медицинским организациям было приказано эвакуироваться, хотя впереди предстояла еще тяжелая и кровопролитная оборона города. Несколько флотских госпиталей вместе с ранеными, медперсоналом и оборудованием попали на "Армению". Неожиданно в штаб флота пришло сообщение, что в Ялте собралась большая группа руководящих работников и партактива, которых надо было эвакуировать. В Севастополе было достаточно небольших судов, которые вполне могли бы выполнить эту задачу, но решили послать "Армению", хотя рисковать таким ценным теплоходом не было никакой необходимости. Для выполнения этой задачи судну было приказано выйти в море в 17 часов, т.е. за два часа до наступления темноты. Выход из Севастополя в светлое время уже в то время был связан с большим риском, поскольку теплоход вполне могли потопить еще на переходе к Ялте, однако в этот раз ему повезло.
Сразу после выхода из Севастополя последовал новый приказ - зайти в Балаклаву. Там к "Армении" подошли несколько катеров, и сотрудники НКВД погрузили на судно деревянные ящики. Накануне, 6 ноября, Сталин подписал приказ о срочной эвакуации из Крыма наиболее ценного имущества. В связи с этим предполагается, что в ящиках было золото и ценности из крымских музеев. После этого теплоход опять взяла курс на Ялту и пришел туда только около 2 часов ночи. Вновь началась погрузка эвакуируемых, раненых и персонала госпиталей. Таким образом на одном санитарном транспорте оказалось 23 госпиталя - практически весь врачебный состав Черноморского флота. В Ялте был получен приказ командующего флотом, что выход "Армении" запрещается до 19 часов, то есть до наступления темноты. Капитан теплохода Плаушевский нарушил этот приказ и вышел в море 7 ноября в 8.00. Дело в том, что в Ялте совершенно отсутствовали какие-либо средства ПВО и маскировки. Большое судно у причала было видно как на ладони и представляло идеальную цель для немецких летчиков и артиллерии, которая могла подойти в любой момент. Теплоход сопровождали два сторожевых катера и два истребителя И-153 "Чайка".

Погода портилась, начинался шторм, небо было покрыто низкой рваной облачностью. В 11 часов 25 минут судно было атаковано одиночным немецким торпедоносцем Не-111. Самолет зашел со стороны берега и с дистанции 600 м сбросил две торпеды. Одна из них попала в носовую часть теплохода. Через 4 минуты "Армения" затонула. По официальным данным при этом погибло около 5 тысяч человек. Очевидцы же утверждают, что на судне пассажиров было в полтора или два раза больше, поскольку от нижних помещений до капитанского мостика люди стояли сплошной массой. Катера спасли только 8 человек. По данным украинских ученых еще 5 человек вплавь добрались до берега. Главной причиной гибели теплохода стали преступные приказы командования, в результате которых "Армении" пришлось выйти в море в светлое время. Если бы она вышла из Севастополя на закате (как и планировалось), утром следующего дня она была бы у берегов Кавказа. В 1941 году ни один наш корабль на Черном море не подвергся атакам неприятельских надводных кораблей или подводных лодок, а германская авиация не имела тогда радиолокационных прицелов для нанесения ночных ударов по кораблям в море. Свыше полувека документы, касающиеся потопления "Армении", хранились под грифом "Совершенно секретно". Попыток поднять судно или его груз в советское время не предпринималось. Видимо власти считали, что моральные издержки от разглашения тайны гибели тысяч людей обойдутся куда дороже, чем стоимость ценностей. После распада Советского Союза Департамент морского наследия Украины проводил поисковые работы в районе гибели "Армении", чтобы, согласно официальным заявлениям, превратить погибший теплоход в "Международный морской мемориал". В поиске места гибели "Армении" им оказали помощь ученые из России и Германии. Российская ФСБ предоставила украинским исследователям возможность работать с секретными документами. Однако найти достоверные архивные материалы о гибели "Армении" так и не удалось. В мае 2006 года к поиску "Армении" приступил американский исследователь Роберт Баллард - руководитель Института океанографии и океанологии, тесно связанного с ВМС США. Ранее ему удалось обнаружить "Титаник" и ряд других загадочно пропавших судов, но на этот раз и он потерпел неудачу. Американцы нашли в предполагаемом районе гибели судна множество интересных объектов, однако «Армения» так и не была найдена. Эта тайна надежно спрятана в глубинах Черного моря. Таким образом, мы и сегодня почти ничего не знаем об этой одной из самых масштабных и трагических катастроф на море!

Изображение
Изображение

Севастопольское благочиние
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 8074
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 16:55
Откуда: Москва
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос


Вернуться в Катастрофы на море

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

cron