С чего все начиналось...

Истории и судьбы советских и российских подводных лодок
Аватара пользователя
drakon
Почетный форумчанин
Сообщения: 2199
Зарегистрирован: 20 янв 2006, 15:02
Реальное имя: Александр Тимофеевич
Воинское звание: Капитан 2-го ранга
Откуда: СССР
Контактная информация:

Сообщение drakon »

Ruff писал(а):.... "Шо? Опять?!" (с) м/ф "Про Волка и Собаку" :shock:
... Буду подавать кассационную жалобу на решение Тверского районного Суда г.Москвы.... :evil:
Ruff писал(а):...Александр Тимофеевич, надеюсь, что 31-го изыщите возможность "выйти в эфир"? :wink:
"Ну ты это... заходи, если что..." (с) м/ф "Про Волка и Собаку" :D
Постараюсь, конечно... :wink:
Аватара пользователя
drakon
Почетный форумчанин
Сообщения: 2199
Зарегистрирован: 20 янв 2006, 15:02
Реальное имя: Александр Тимофеевич
Воинское звание: Капитан 2-го ранга
Откуда: СССР
Контактная информация:

Сообщение drakon »

vatar писал(а):Александр Тимофеевич,не судите строго автора статьи. :D
..Ладно, не буду... :D
vatar писал(а):Я не стал ее редактировать,так как главное в ней исторический факт. :lol:
Я тоже, лишь, просмотрел "по диагонали" , да вот и "зацепился глазом".... :wink:
бпп
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:33

Сообщение бпп »

Великий Леонардо да Винчи еще в XV веке сделал набросок чертежей прототипа подводного судна. Но в своем блокноте записал, что никогда не откроет секрета, как оно будет двигаться под водой. Он боялся «дьявольской натуры людей , которые будут использовать его как средство разрушения на дне моря».
Первые описания деревянной подводной лодки были сделаны еще в XVI веке англичанином Уильямом Бурном. В своей книге «Изобретение или приборы» он писал: «Возможно, создать такой корабль или лодку, которая сможет погружаться под воду на самое дно и подниматься на поверхность по вашему желанию». Однако он так и не построил свою модель.
В 1624 году подводная лодка голландца Корнелиуса Ван Дроббеля совершила успешное плавание по Темзе. В 1719 году уроженец подмосковного села Покровское-Рубцово Ефим Никонов подал царю челобитную, в которой предлагал построить «к военному случаю на неприятелей угодное судно», способное ходить в воде потаенно и из снаряду забивать корабли». Петр I не только принял мастера и беседовал с ним, но и выделил деньги на изготовление опытного образца. Случилось сие весной 1724 года. Увы, первое испытание прошло неудачно – при погружении в корпус стала проникать вода. Сконфуженному изобретателю, к счастью, удалось выбраться живым и невредимым. Царь не только не высмеял неудачника, но и приказал выделить ему необходимые материалы для доведения до ума своего детища. Со смертью царя интерес к Никонову и его детищу со стороны адмиралтейских спецов пропал, он был отправлен в Астрахань для работы на местной верфи. А само «потаенное судно» сгнило в сарае.

Орхидеи для императрицы

Сейчас известно по крайней мере о 42 самых различных предложениях и проектах российских подводных лодок конца XVIII — начала XIX веков. Среди них лодка, построенная военным инженером К. Шильдером. Немало внес в теорию и практику подводного кораблестроения поляк Стефан Джевецкий. Он отличался смелостью технических решений и экстравагантностью выходок.
Так, в Одесской гавани изобретатель решил поднырнуть на лодке своей конструкции под яхту и застрял под ее фальшкилем. Только величайшее самообладание спасло конструктора от неминуемой смерти. Александру III было доложено о лодке Джевецкого и он пожелал увидеть ее в действии. Лодку привезли в Гатчину и спустили в Серебряное озеро, отличающееся особой прозрачностью. Когда наступил час испытаний, царь с царицей сели в шлюпку и выплыли на середину озера. По «сценарию» конструктор маневрировал вокруг лодки, иногда подныривал под нее, и тогда царственные особы видели голову изобретателя в стеклянном колпаке. Когда царь с царицей причалили к пристани, туда же пришвартовалась и лодка-малютка. Джевецкий выбрался из горловины на пирс, преклонил колено и подал царице пышный букет орхидей, любимых ею цветов, со словами, произнесенными по-французски: «Это дань Нептуна Вашему Величеству». Венценосные особы были в восторге и выделили галантному автору 100 тысяч рублей на постройку 50 лодок-малюток. Они приводились в движение мускульной силой экипажа, состоящего из четырех человек, с помощью педалей, вращающих гребной винт. Через год лодки уже были в строю.

Незаконнорожденное дитя

История подводного флота насчитывает чуть более ста лет. Его появление флотская семья восприняла без особого восторга. Как пишет английский военный историк Джон Паркер, образ темного, скрытого от солнца судна, безмолвно крадущегося в глубине и готового взорвать их корабли, наполняли сердца моряков ужасом и ненавистью. Их чувства еще на рубеже XIX века очень точно выразил третий морской лорд британского адмиралтейства сэр Артур Уилсон. Узнав, что французы объявили конкурс на разработку подводной лодки водоизмещением в двести тонн и дальностью хода сто миль, он заявил, что такие лодки — подлые, бесчестные и, черт возьми, не английские, служить на них недостойно джентльмена. Если члены команды такой лодки будут взяты в плен, их следует повесить как пиратов. Тревоги лорда были вполне обоснованны. Новый тип судов представлял для «владычицы морей» Англии страшную угрозу. Из года в год они становились все более совершенными.

«Черный день» британского флота

Первая мировая война существенно отличалась от предыдущих войн. Вдобавок к двум измерениям — суше и морю, прибавились еще два — воздух и подводный. Многие понимали, что влияние подводных лодок на характер войны на море будет существенным, но как оно должно проявиться, оставалось неясным. Ни один из флотов мира во время маневров и опытов не отрабатывал методов атаки по их уничтожению, поэтому командиры закованных в броню надводных кораблей величиной с футбольное поле, вооруженных пушками неимоверных калибров, в присутствии коварного врага, который был в сотни раз меньше их, чувствовали себя не совсем уверенно.
22 сентября 1914 года считается «черным днем» британского флота. В этот день, незаметно подкравшись, немецкая подводная лодка U-9 в течение часа пустила на дно три его броненосных крейсера. В своем боевом донесении капитан-лейтенант Отто Веддиген радостно сообщал, как большие британские корабли один за другим подставляли свои борта под его удары.
Когда тонул торпедированный первым «Абукир», командиры двух других крейсеров, застопорив машины, спустили шлюпки и стали спасать своих товарищей. Так поступали настоящие моряки во все времена. Им в голову не могла прийти мысль о возможности подлого удара в спину. Это было против вековых правил, против морского кодекса чести. Увы, джентльменские правила поведения на море уходили в прошлое. На дворе был ХХ век. Он принес новую психологию.
Во время беспощадной подводной войны только англичане потеряли треть своего торгового флота, абсолютное большинство судов было потоплено подводными лодками.

«Серые волки»

На каждый яд всегда находится противоядие. Поначалу считалось, что подводная лодка, погрузившаяся под воду, находится в полной безопасности. Но уже к концу Первой мировой войны появились глубинные бомбы, которые взрывались на заданной глубине, шумопеленгаторы, определяющие направление на субмарину. Затем англичане изобрели асдик-гидролокатор, способный обнаруживать погруженную лодку, определять направление до нее и даже дистанцию. Но развитие подводного флота тоже не стояло на месте.
Если в Первую мировую войну подводные лодки воевали в одиночку, то накануне новой войны в Германии родилась новая групповая тактика подводных лодок, доведенная позже, по словам ее вдохновителя, адмирала Карла Деница, «до степени подлинного искусства» — тактика «волчьей стаи».
Сущность ее сводилась к следующему: свора вооруженных субмарин занимала исходные позиции, разворачиваясь веером на пути следования торговых конвоев. Первая из лодок, обнаружившая противника, поддерживая с ним контакт, наводила на него другие лодки для совместной атаки. Как правило, стая налетала, следуя в надводном положении, в ночное время, когда низкий силуэт подводной лодки делал ее незаметной на фоне волн.
- Преследуйте, атакуйте, топите всех! — наставлял своих «серых волков» (немецкие подводники носили серую форму) папаша Карл. Перенеся свою штаб-квартиру на побережье захваченной Франции, он по возможности встречал их на пирсе, и тут же вручал от имени главнокомандующего Кригсмарине заслуженные награды. После этого их ждали отпуска домой и лучшие бордели Франции, где они хоть на короткое время могли забыть свою жизнь, протекающую неделями, а то и месяцами в тесной, постоянно сырой и насыщенной всевозможными зловониями стальной трубе. В постоянном ожидании смерти.
«Королей тоннажа», а так в Германии называли тех, кто потопил в течение войны более 100 тысяч тоннажа союзников, было более трех десятков. Их осыпали почестями, они были национальными героями.
По официальной статистике из 39 000 тысяч немецких подводников около 32 000 погибли, 5 000 попали в плен. Пресыщенные риском, они сами не знали пощады. Нередки случаи, когда немецкие субмарины подбирали на борт людей с подбитых транспортов, и когда те уже поверили в спасение, уходили под воду, оставляя несчастных наедине с океаном. Чтобы не тратить на небольшие суда «угри», так «серые волки» называли торпеды, на верхнюю палубу вызывались артиллеристы, которые со своих 105 мм пушек хладнокровно расстреливали беззащитных.
Волчьи стаи поджидали караваны с грузами на перекрестках Северной и Южной Атлантики, у берегов Норвегии, вдоль которой пролегла дорога на Мурманск и Архангельск, по которой союзники поставляли нам по ленд-лизу военные грузы. Только после разгрома каравана ПК -17 на дне Баренцева моря остались лежать на дне вместе с кораблями 210 бомбардировщиков, 430 танков, 3 550 автомобилей, не считая прочих военных грузов. Потери союзников за годы войны составили около двух тысяч военных кораблей и судов торгового флота общим водоизмещением 13,5 млн тонн. Погибло 70 000 военных моряков и 30 000 моряков торгового флота. Из 842 немецких субмарин, участвующих в боях, потоплено 783. В 714 случаях это сделали англичане, в семи — советские подводники.

На одном мужестве

Хотя к 22 июня 1941 года в состав советского флота входило 211 подводных лодок, наши морские победы значительно скромнее. Мужества нашим подводникам было не занимать, но качественный состав командного корпуса потаенных кораблей оставлял желать лучшего. Основным критерием назначения на командирскую должность было членство в партии и партийный стаж. На флоте практически не осталось офицеров, окончивших морской корпус — старые морские волки попали под гильотину репрессий. На Балтике осталось всего лишь четыре человека, имевших командный опыт Первой мировой войны в офицерских чинах. На других флотах их не было совсем. На Черноморском флоте одной из «щук» командовал бывший кавалерист.
По традиции советских подводников, возвратившихся с боевого задания с победой, встречали на пирсе плавбазы с живым поросенком. Ну а если с неизрасходованными торпедами, могли последовать оргвыводы. Поэтому существовали приписки, «победы на бумаге». До сегодняшнего дня так и нет точной статистики потопленных нашими подводниками кораблей противника как по тоннажу, так и по количеству.
Тоннаж нашим подводникам давался нелегко. На Балтике немцы, имеющие огромный дефицит в металле, дважды перегородили громадными противолодочными сетями Финский залив. А мин в его водах было поставлено столько, что залив называли «супом с клецками». Неся немалые потери, наши подлодки находили все-таки щели в этих заграждениях, буквально проползали на брюхе в открытое море и топили вражеские корабли. Уже когда война откатилась на запад, 30 января 1945 года подлодка С-13 под командой талантливого командира капитана 3-го ранга Александра Маринеско потопила за один поход два крупных транспорта. На одном из них, «Вильгельме Густлове», находилась плавбаза учебного дивизиона подводных лодок германского флота. Взбешенный Гитлер объявил Маринеско врагом номер один Германии и пообещал за его голову несколько миллионов марок. Лишь спустя 45 лет после окончания войны отважному подводнику было присвоено звание Героя Советского Союза. Увы, человек трудной судьбы, Александр Иванович не дожил до этого дня.

Эксцентричный Риковер

Идея установить атомный реактор на подлодку принадлежит американскому адмиралу Хаймену Г. Риковеру, талантливому инженеру и подводнику. Его называют отцом атомного флота. Сын портного, выходца из Польши, он родился в начале прошлого века в городе Маков. Когда ему было шесть лет, его семья переехала в Чикаго. Он закончил Морскую академию США, служил на подлодках, учился в университете, где получил звание доктора наук. Риковера называли «апостолом» военно-морской мощи США, с его легкой руки построена 121 подводная атомная лодка.
Атомарина «Наутилус» с первой ядерной энергетической установкой была спущена на воду в 1954 году. Ядерный реактор обеспечивал подлодку практически неограниченное время, поэтому судно могло обогнуть земной шар, не всплывая на поверхность. Его обслуживала команда более чем из ста человек. На нем имелись неслыханные по тем временам бытовые новшества: стиральные машины, сушилки для белья, системы кондиционирования воздуха. Чтобы сохранять боевой дух экипажа, на подлодке два раза в день крутили кино, была фотолаборатория, библиотека и даже музыкальный агрегат с пластинками. Крестной матерью новой субмарины стала первая леди США — Мэми Эйзенхауэр.
Сын портного за шестьдесят лет свой безупречной службы получил все высшие награды США. Им гордилась вся нация. А 82-летний адмирал, уходя в отставку, в своей прощальной речи произнес слова, от которых Америка пришла в шок. Подводя итог своей прожитой жизни, адмирал признался, что отнюдь не гордится той ролью, которую ему пришлось играть в гонке вооружений. Такое вот прозрение. Жаль только, что оно приходит так поздно.

Великая подводная армада

Постановление о создании атомной подводной лодки было подписано И.Сталиным еще в 1952 году. Но, как всегда, «долго запрягали». Пришлось резко наверстывать. Из каких-то высших соображений создание первого атомохода поручили не морякам, а специалистам всесильного Минсредмаша ( за глаза его называли ведомством «тети Маши»), создателям ядерного оружия. На первом этапе проектирования специалистов военно-морских сил к работам не допускали на пушечный выстрел. В результате получился проект-уродец. По первоначальному замыслу в носовой части субмарины предполагалось разместить торпедный аппарат длиной 24 метра (три отсека) для стрельбы термоядерными торпедами. Предполагалось, что такая подлодка с моря сможет уничтожить любую военно-морскую базу противника. Хотя таких баз на всем белом свете, как оказалось, всего лишь две. К тому же лодка не имела (нонсенс!) якоря, ее предполагалось выводить в море на буксире. Ознакомившись с проектом, главком ВМС Николай Кузнецов заявил: «Такая лодка нам не нужна».
Только 4 июля 1958 года винты нашего первого атомохода заработали от атомной энергетической установки. Присутствующий на испытаниях академик Александров поздравил всех находящихся на мостике словами: «Ну, с легким паром!»
Первые атомные лодки США и СССР имели немало различий. Если их «Наутилус» имел традиционные для подлодок штевневые обводы, то носовая оконечность нашей К-3 напоминала морду кита. Такая форма более оптимальна для движения под водой. Наша имела два реактора, ихняя — один. Это давало значительную прибавку в скорости, но породило главную неприятность — при скорости 25 узлов в час наша лодка становилась незрячей и глухой. Все ее акустические приборы забивало шумом обтекаемой воды. За чрезмерную шумность натовские подводники прозвали наши атомоходы «ревущими коровами». Чтобы закрыть выход советским подводным лодкам на оперативные просторы Атлантики и Тихого океана, американцы создают глобальную систему противолодочной обороны. На противолодочных рубежах главная роль отводилась подводным лодкам-убийцам. Для наблюдения за советскими субмаринами на дне океанов размещаются антенны-гидрофоны, на побережье развертывается цепочка центров обработки информации. Так родилась система SOSUS. Однако она слышала так хорошо, что трудно было выделить полезные шумы подводных лодок от шумов, которые создают корабли торгового флота, рыбаки, косяки рыб, разговаривающие на своем языке киты. Чтобы решить эту проблему, было решено создать библиотеку «шумовых портретов» советских подводных лодок, по которым можно было не только классифицировать, но и идентифицировать каждую из них.
За нашими лодками началась настоящая охота. Она велась на грани фола. Такие игры нередко заканчивались не только касаниями и столкновениями, но и трагедиями. Некоторые наши специалисты считают, что именно от этого погибли наши К-129 и К-219. Со своей стороны американцы грешат, что их «Трешер» тоже погиб не без нашего участия.
За годы холодной войны Советский Союз построил самый огромный подводный флот — 235 кораблей. Славных побед на его счету нет. Мы рекордсмены по погибшим в мирное время атомным субмаринам. Однако и на нашем счету были большие достижения. К-278 установила мировой рекорд — погрузилась на глубину более тысячи метров. В 1970 году другая лодка К-162 « пролетела» под водой со скоростью 80 километров (44,7 узла) в час. Тоже мировой рекорд.

Великий Леонардо оказался прав…

Хотя холодная война и закончилась, со стапелей сходят хоть и не столь многочисленные, но зато более современные подводные корабли. Появились новые технологии. В США строится самая современная многоцелевая лодка класса «Вирджиния». Она усовершенствована по всем параметрам. Новые системы ее радаров могут обнаружить даже самые тихие, самые скрытые подводные лодки. Такие атомарины будут оснащены специальными гидролокаторами для обнаружения самых хитроумных мин. Уходит в прошлое зеркальный перископ — его заменила фотонная мачта, которая передает изображение на палубные мониторы. В будущем будут разработаны миниподлодки, которые смогут отправляться с борта большой подлодки и нести оружие в район боевых действий за тысячи километров. Корабль-матка будет использоваться в качестве командного и контрольного центра. Эти технологии будущего могут поставить под сомнение необходимость существования лодок как таковых. Платформой управления может служить и надводный корабль-эсминец или крейсер.
И все же, как говорится, хрен редьки не слаще. Речь о строительстве прогулочных «потаенных кораблей» не идет. Они, как и прежде, создаются для войны. Далеко глядел великий Леонардо. Он боялся дьявольской натуры людей, которые могут использовать подводное судно как средство разрушения. Как под воду глядел.

От автора

Служба моя проходила на аварийно-спасательном корабле «ВМ-119». Мы спасали все что тонуло, горело, терпело аварии на воде и под водой от моста лейтенанта Шмидта в Ленинграде до острова Гогланд.
В каждую навигацию мы участвовали в учениях по спасению затонувшей подводной лодки. Конечно, она не тонула, а скрытно уйдя на полигон, ложилась на грунт ( глубина — около ста метров) и не подавала никаких признаков жизни. После того, как ее обнаруживали, водолазы спускались под воду, подключали к лодке шланги для подачи воздуха. После этого с головного судна-спасателя опускали водолазный колокол и поднимали «сухим способом» из морской преисподней двух бледных, пропахших соляром морячков. Уже под вечер корабли, участвующие в операции, разбегаются по сторонам и становятся полукругом. Сотни глаз впиваются в место предполагаемого всплытия субмарины. Кровавый закат уходящего за горизонт солнца, зеркальная гладь вдруг изменившей свой окрас от голубого до темного воды. И хотя ждешь этого момента , внутренне готовишься к нему, невольное «Ах!» вырывается из груди, когда рубка вспарывает поверхность, а лодка, резко увеличиваясь в объемах, с шумом продувая балластные цистерны, выпрыгивает на поверхность. Красивое и одновременно жуткое зрелище, запоминающееся надолго…

Сергей Борисов, Алматы

IT Kernel
бпп
vatar
Почетный форумчанин
Сообщения: 966
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 18:31
Откуда: Latvija

Сообщение vatar »

Прочитал эту ссылку,не впечатлило.Набор фраз,надерганный с разных источников.Особенно улыбнуло про Маринеско,личного врага Гитлера.
Да не было этого.У Гитлера и так хватало гимора под конец войны.Это сказка кочует из книни в книгу. :D
С добрым словом и пистолетом можно добиться большего,чем просто добрым словом...
бпп
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:33

Re: С чего все начиналось...

Сообщение бпп »

Рекорды Гиннесса для ВМФ

70 млн морских миль и 800 лет под водой провел атомный флот нашей страны
4июля 1958 года первая отечественная атомная подводная лодка К-3 проекта 627 (впоследствии - «Ленинский Комсомол») впервые дала ход от ядерной энергетической установки, открыв эру отечественного атомного подводного флота.
…Прошло 50 лет. Высокая энергово-оруженность атомоходов решила многие технические проблемы при их боевом использовании, а также проблемы условий обитания и жизнедеятельности экипажей.
Однако до сих пор нет единого мнения в том, что считать точкой отсчета в рождении наших атомных субмарин. В ветеранских организациях моряков продолжаются споры. Казалось бы, первой отправной точкой юбилея атомного флота является принятие Постановления Совета Министров СССР от 9 сентября 1952 года №-4098-1616 «О проектировании и строительстве объекта №-627», подписанное И.В. Сталиным. Объект 627 - это первая крейсерская торпедная атомная подводная лодка проекта К-3 («Ленинский Комсомол»).
К проектированию, изготовлению оборудования и систем корабля, его строительству было привлечено 135 организаций. В том числе 20 конструкторских бюро, 35 научно-исследовательских институтов, 85 заводов различных отраслей отечественной промышленности.
Общее научное руководство этой грандиозной работой осуществлял академик А.П. Александров. Атомная установка - главный элемент корабля - разрабатывалась под руководством академика Н.А. Доллежаля. Разработка проекта 627 с водо-водяным реактором осуществлялась в СКБ-143 специально созданной группой конструкторов, которую возглавлял главный конструктор В.Н. Перегудов.
Но есть еще ряд знаменательных дат, от которых можно и начинать отсчет 50-летия атомного подводного флота.
К-3 заложили 24 сентября 1955 года на заводе №-402, ныне «Севмашпред-приятие» (Северодвинск). 19 мая 1958 года в присутствии заместителя Председателя Совета Министров Д.Ф. Устинова, Главнокомандующего ВМФ СССР С.Г. Горшкова, министра судостроительной промышленности Б.Е. Бутомы и академика А.П. Александрова был произведен пуск атомной энергетической установки подводной лодки. 1 июля 1958 года на К-3 был поднят военно-морской флаг. 3 июля того же года К-3 под буксирами вышла в море на ходовые испытания. 4 июля состоялся первый вывод энергетической установки на мощность для обеспечения движения атомной подводной лодки в надводном положении. Вот почему можно начать отсчет полувекового юбилея отечественного атомного подводного флота именно с этого дня, когда «впервые в стране на турбину без угля и мазута был подан пар!». Такую историческую запись сделал академик Александров в вахтенном журнале пульта главной энергетической установки К-3 после того, как в 10 часов 03 минуты 4 июля 1958 года заработали турбины, обеспечивая ход подводной лодки.
Затем следовало первое погружение, и лодка от ядерного источника энергии около часа двигалась под водой. Ходовые (государственные ) испытания продолжались до конца года. 17 декабря 1958 года состоялось подписание приемного акта Правительственной комиссии. Комиссия и личный состав атомной подводной лодки сделали 56 замечаний, в основном связанных с недостаточной надежностью и ресурсом работы ряда оборудования энергетической установки и его узлов. 180 предложений потребовали проведения дополнительных научно-изыскательных работ и конструкторских проработок для возможной их реализации на серийных АПЛ. Поэтому комиссия и не пришла к единому мнению по сроку и порядку передачи ВМФ подводной лодки.
17 января 1959 года Совет Министров СССР утвердил акт о приемке корабля, обязав ВМФ принять К-3 в опытную эксплуатацию (впервые в практике отечественного кораблестроения), а промышленности - до середины 1959 года провести доработки оборудования и его усовершенствование по утвержденному перечню. Совершив три выхода в море и пройдя около 9500 миль, на лодке с декабря 1959 года по май 1961 года проводились ремонтные и модернизационные работы.
С учетом опыта испытаний и первой эксплуатации этой АПЛ началось серийное строительство по корректированному 627А проекту. До 1964 года было построено 12 атомных подводных лодок.
В 1967 году в боевой состав ВМФ вошел головной РПКСН ( ракетный подводный крейсер стратегического назначения ) II-го поколения К-137 проекта 667А «Ленинец», оснащенный 16 баллистическими ракетами, тем самым начав создание и развитие Морских Стратегических Ядерных Сил (МСЯС) страны. До 1974 года было построено 34 таких РПКСН. До 1990 года МСЯС пополнили еще 49 более совершенных РПКСН проектов: 667Б, 667БД, 667БДР, 667БДРМ и 941, - оснащенных уже межконтинентальными баллистическими ракетами.
С 1977 по 1981 года в боевой состав ВМФ вошли 6 малогабаритных, комплексно-автоматизированных (экипаж 25 офицеров и 4 мичмана) ПЛА проектов 705 и 705К. ЯЭУ с ЖМТ и высокими параметрами пара обеспечивал этим «подводным истребителям-перехватчикам» скорость более 40 узлов. С 1984 по 1996 год в боевой состав ВМФ вошли две ПЛА проекта 945 и 14 ПЛА проекта 971, а также две ПЛАРК проекта 945А и 11 ПЛАРК проекта 949А - скоростные, глубоководные, практически бесшумные ПЛА, прозванные «убийцами» авианосцев.
В течение полувека наши атомные подводные лодки успешно осваивали Мировой океан в интересах выполнения боевых задач, осваивали просторы Арктики как потенциального, стратегически важного театра военных действий («Кто владеет Арктикой - тот держит под прицелом весь мир»).
В 1998 году РПКСН «К-407» «Новомосковск» проекта 667БДРМ произвел запуск из-под воды германского космического аппарата с выводом спутника на околоземную орбиту. В 1999 году впервые в мире «К-407» в Баренцевом море произвел из подводного положения пуск ракеты-носителя «Штиль» с двумя спутниками на борту. В 2000 году РПКСН
«К-496» «Борисоглебск» прокта 667БДР в Баренцевом море произвел пуск ракеты-носителя «Волна» с космическим аппаратом «Демонстратор». Были и другие случаи участия российских РПКСН в освоении космоса.
В 1970 году АПЛ «К-162» проекта 661 установила мировой рекорд скорости под водой - 44.7 узла или 83 км/час. Занесена в Книгу рекордов Гинесса. В 1984 году АПЛ «К-278» «Комсомолец» установила мировой рекорд глубины погружения для данной ПЛ, погрузившись на 1027 метров. Занесена в Книгу рекордов Гиннесса. В 1984 году ТРПКСН проекта 941 выполнил Боевую Службу без всплытия продолжительностью 120 суток. В 1991 году РПКСН «К-407» «Новомосковск» проекта 667БДРМ впервые в мире успешно выполнил уникальную залповую стрельбу всеми 16-ю МБР из подводного положения.
В настоящее время в боевом составе ВМФ насчитывается 7 РПКСН и 14 многоцелевых АПЛ. Еще примерно столько же АПЛ - небоеспособных. В океане на постоянной основе находится всего 2-3 АПЛ. А в боевом составе США - 14 ПЛАРБ и более 30 современных многоцелевых ПЛАРК. И до 10 ПЛАРБ и до 15 многоцелевых АПЛ - в боевом составе Великобритании и Франции. В Мировом океане с разных направлений относительно России постоянно развернуто 7 ПЛАРБ и 10-12 ПЛАРК ВМС США.
Но все-таки не все еще потеряно:
- в 2001 году достроена и сдана ВМФ модернизированная АПЛ проекта 971 «Гепард», за высокий уровень скрытности названная «морской Стэлс»;
- достраивается головной РПКСН
IV-го поколения «Юрий Долгорукий» проекта 955 с новым ракетным комплексом «Булава» (заложенный еще в 1996 году и спущенный на воду «дважды», в апреле прошлого и в феврале сего года еще не приступал к государственным испытаниям);
- достраивается головная многоцелевая ПЛАРК IV-го поколения проекта 885 «Северодвинск» (рекордный долгострой с 1993 года);
- отличные показатели выполненных ракетных стрельб по боевому полю на Камчатке РПКСН К-84 с Северного полюса в сентябре 2006 года и К-114 из Баренцева моря.
Холодная война на море убедительно показала, что атомный подводный флот способен наиболее успешно обеспечивать надежную защиту государственных интересов России в Мировом океане. Сильный атомный подводный флот нужен России не только для поддержания военно-стратегического ядерного паритета с США и странами НАТО, не только для обеспечения безопасности с морских направлений, но и для обеспечения защиты национальных интересов России в условиях все нарастающей борьбы за раздел и передел Мирового океана.
В честь полувекового юбилея атомного подводного флота Комиссией по награждению общественными наградами и памятными знаками учреждена юбилейная общественная медаль
«50 лет Атомному подводному флоту России». Она представляет собой золотистый круг диаметром 32 мм. На аверсе помещено стилизованное изображение атомной подводной лодки проекта 627 на фоне атомных орбит. В нижней части медали расположены цифра «50» и надпись «ЛЕТ». На реверсе медали изображен военный геральдический знак - эмблема Военно-морского флота. По кругу расположены надпись: «50 лет Атомному подводному флоту России» и годы: 1958-2008.Медаль при помощи ушка и кольца соединяется с пятиугольной колодкой, обтянутой шелковой муаровой лентой шириной 24 мм. Лента желтого цвета, имеющая по центру красную полоску, шириной 2 мм, окаймленную по краям синими полосками шириной 1 мм. Медалью могут награждаться ветераны ВМФ, проходившие военную службу в частях и соединениях атомных Подводных Сил Военно-морского флота и другие лица, оказывающие содействие в решении задач, поставленных перед Военно-морским флотом, своим трудом способствующие развитию и укреплению боеготовности атомных подводных сил Военно-морского флота.
По вопросам награждения медалью «50 лет Атомному подводному флоту» можно обращаться в Совет ветеранов Военно-морского флота и подводников.
Председатель Тверского
Регионального Союза ветеранов ВМФ и подводников капитан I ранга запаса
В.Н. БОЙКО

Чтобы рассказать обо всем, что произошло за 50 лет в атомном подводном флоте, не хватит и годового тиража моей любимой газеты, поэтому постараюсь очень кратко показать основное:
- всего в советские годы построено и передано флоту 245 атомных подводных лодок, из них 154 многоцелевых и 91 ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН);
- на атомном подводном флоте прошли службу более 300 000 подводников, в том числе более 25 000 офицеров;
- атомные подводные лодки выполнили более 3 000 боевых служб в различных районах Мирового океана, продолжительностью каждая от 50 до 120 суток;
- при выполнении задач боевой службы многоцелевые АПЛ произвели около 1 000 обнаружений атомоходов вероятного противника, вооруженных баллистическими ракетами (ПЛАРБ), осуществляя за ними слежение в готовности к применению оружия.
- дальними походами и боевыми службами наши АПЛ в течение почти 40 лет обеспечивали свое непрерывное присутствие в четырех океанах и в 49 морях, пробыв в глубинах в общей сложности более 800 лет и преодолев за это время более 70 миллионов морских миль;
- атомные подводные лодки стратегического назначения произвели более 2 700 пусков ракет, в том числе более 500 с Северного полюса и из приполюсных районов;
- за мужество и героизм 88 подводников-атомщиков удостоены звания Героя Советского Союза и Героя Российской Федерации, один Героя Социалистического Труда;
- свыше 6 500 подводников стали ветеранами подразделений особого риска, подвергшись радиационному воздействию при авариях на АПЛ.

http://www.tverinfo.ru/obshestvo/rekord ... a_vmf.html
Аватара пользователя
drakon
Почетный форумчанин
Сообщения: 2199
Зарегистрирован: 20 янв 2006, 15:02
Реальное имя: Александр Тимофеевич
Воинское звание: Капитан 2-го ранга
Откуда: СССР
Контактная информация:

Re: С чего все начиналось...

Сообщение drakon »

бпп писал(а):....
По вопросам награждения медалью «50 лет Атомному подводному флоту» можно обращаться в Совет ветеранов Военно-морского флота и подводников.
Председатель Тверского
Регионального Союза ветеранов ВМФ и подводников ...

А яндекс выдает и вовсе иное название организации:
"Союз моряков-подводников военно-морского флота"
...как бы, тут чего не вышло подозрительного?
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8107
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: С чего все начиналось...

Сообщение Schultz »

Эта статья о вчерашнем празднике, но в ней рассказыватся об истории создания подводных сил России.

19 марта у памятника подводникам-черноморцам состоялось торжественное построение личного состава соединения подводных лодок Черноморского флота и Военно-Морских Сил Украины. На торжественном митинге, состоявшемся здесь же, присутствовал заместитель командующего Черноморским флотом капитан 1 ранга Юрий Ореховский, благочинный Севастопольского округа протоиерей Сергий Халюта, представители ВМСУ, ветераны-подводники, жители города-героя. Выступая на митинге благочинный Севастопольского округа протоиерей Сергий Халюта поздравил моряков, ветеранов подплава с праздником. Он отметил, что лучшие традиции подводного флота России на Черном море с честью продолжают нынешние моряки. Он пожелал подводникам удачи и успешного выполнения поставленных задач. К памятнику подводникам-черноморцам были возложены венки и цветы. Затем военнослужащие братских флотов прошли у мемориала торжественным маршем. Позднее в воинских частях состоялось торжественные построения, на которых были зачитаны праздничные приказы, отличившиеся в службе моряки поощрены командованием. В России первая подводная лодка была построена при Петре I опытным мастером-плотником Ефимом Никоновым. В 1719 году в челобитной на имя царя он предложил «потаенное судно, которое в море будет разбивать корабли». После смерти Петра I 25 января 1725 года интерес к работе изобретателя пропал. Далее было много проектов подводных лодок, среди имен авторов можно вспомнить К.Черновского, А.Подолецкого, К.Шильдера, Н.Полевого, А.Титкова, И.Александровского. Последнему даже удалось построить первую отечественную подводную лодку с механическим двигателем.
Первым подводником на Черном море являлся Степан Карлович Джевецкий, автор 8 проектов подводных лодок, испытавший в 1878 г. подводную лодку на Большом Одесском заливе. Заключение приемной комиссии: «Подобная лодка будет вполне пригодной для практических военных целей». В 1881 году было построено 50 его подводных лодок - первая в мире серия. Памятник С.К.Джевецкому, работы скульптора Алексея Копьева открыт в Одессе в 2004 году в период 41 международного Конгресса подводников.
К началу 20 века почти одновременно экономически развитые страны пришли к мысли, что подводные лодки, это именно то оружие, которое позволяет защищаться на море против сильнейшего врага. Были сторонники и противники, но подводные лодки начали быстро проектировать, строить, набирать и подготавливать экипажи и испытывать. Все началось на Балтике. Строительная комиссия в составе И.Бубнова, М.Бекламишева и И.Горюнова к весне 1901 года разработала проект первой боевой отечественной подводной лодки и с 5 июля 1901 года началась постройка на Балтийском судомеханическом заводе подводной лодки «Дельфин». Летом 1903 года начались ее испытания, доказавшие возможность постройки 6-ти подводных лодок типа «Касатка» на отечественных заводах. Построенные лодки отправлялись железнодорожным транспортом на Дальний Восток и Черное море.
К 1917 году в состав русского военно-морского флота входило 52 подводные лодки, на Балтике - 32. 60 % подводных лодок были отечественной постройки типа «Касатка», «Минога», «Барс» и «Краб», строились по проектам русских конструкторов. На Балтике подводные лодки были сведены в дивизию. Исключительным мужеством и самоотверженностью отличались многие командиры подводных лодок, особенно В.Ф. Дудкин, С.П.Языков, Б.М. Ворошилин, А.А. Ждан-Пушкин, А.А.Школьников, М.В. Лашмаков, Ю.В. Пуарэ, Г.М.Грухов, Г.А.Шредер, и многие-многие другие.
Подводная лодка «Тюмень» сумела захватить и привезти в Севастополь турецкий вооруженный транспорт «Родосто», водоизмещением 6000 тонн. Об этом подвиге узнала вся страна. Все подводники «Тюленя» были награждены Георгиевскими крестами и медалями. Командир М.Китицин стал самым популярным подводником в России, капитаном 1 ранга, награжден орденом Святого Георгия, золотым оружием за храбрость, назначен командиром классов в Петрограде.
В 1920 году оставил службу и уехал в Америку, где и умер в 1960 году. 3 февраля 1931 года на Черном море сформирована бригада из 2-х дивизионов подводных лодок, в 1936 - вторая бригада. На 1 сентября 1939 года подводные силы Черноморского флота состояли из 30 подводных лодок. Много было сделано для подготовки подводных лодок к войне командирами бригад и дивизионов, среди них Г.Васильев, Ю.Пантелеев, А.Крестовский, Я.Солдатов, Б.Котловский.
Великую отечественную войну встретили на Черном море 44 подводные лодки, из них в строю - 25, в текущем ремонте - 15, в капитальном ремонте - 4. Подвиги подводников-черноморцев описаны в многочисленной литературе, гибель 26 подводных лодок - также. Черноморские подводники в годы войны проявили такое высокое боевое мастерство и героизм, что это вынуждены были признать даже враги. Один из бывших адмиралов гитлеровского флота писал: «Сила русского подводника состоит в его готовности к самопожертвованию, у него нет недостатков ни в боевой готовности и стойкости, ни в необходимых штурманских и тактических способностях». Герои-подводники доказали это! Именами подводников в приморских городах названы улицы и набережные. Улицы А.Кесаева, А.Крестовского, М.Соловьева, набережные Назукина и Пустовойтенко, установлены памятники подводным лодкам «Щ-211» и «С-32» в Севастополе, памятник 27 погибшим на Черном море подводным лодкам в Одессе в Херсонском сквере.
С увеличением количества атомных подводных лодок на Севере часть средних дизельных подводных лодок перешли на Черное море, где они и служили до 80-х годов в Севастополе и Одессе. Дизельные лодки на Черном море занимались боевой подготовкой, готовили экипажи и корабли для флотов За период с 1930 по 1939 год для флота СССР было построено более 20 больших, 80 средних, 60 малых подводных лодок и 20 подводных минных заградителей. К началу Великой Отечественной войны в составе четырех флотов имелось 212 подводных лодок. Организационно они сводились в бригады, дивизионы и группы. Управлял ими командующий флотом, боевой и повседневной деятельностью руководил подводный отдел флота. Задачи подлодок и районы их боевых действий определялись военным советом флота. Переломным этапом в истории советского морфлота явилось внедрение на подводные лодки в 50 годы ядерных энергетических установок. Благодаря этому они получили практически неограниченную автономность плавания. Уже к 1961 году российский флот имел 9 атомных лодок - 4 ракетных и 5 торпедных. А всего Советский Союз построил 243 атомные подводные лодки различных классов и, с учетом царской России, свыше 1000 дизельных подводных лодок. Сейчас для ВМФ России создана группировка подводных атомных крейсеров с крылатыми ракетами. В ее составе - подводные лодки проекта 949а, вооруженные 24 ракетами типа «Гранит». Эта группировка способна с высокой эффективностью решать задачи поражения группировок надводных целей, в том числе авианосных соединений. Смелость и мужество наших моряков, несущих нелегкую службу составляют элиту вооруженных Сил России! Сегодня экипажи подводных лодок Черноморского флота продолжают охранять южные рубежи нашего Отечества, профессионально выполняя поставленные государством задачи. Этот наменательный день не только для всех людей, кто так или иначе, причастен к подводному флоту. Он важен в первую очередь с точки зрения государства, так как отражает мощь и опыт накопленный Россией за 106 лет. От всей души поздравляем наших подводников!

Сайт Севастопольского благочиния
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Anton Loppyng
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 26 дек 2013, 15:18
Реальное имя: Антон
Воинское звание: рядовой

Re: С чего все начиналось...

Сообщение Anton Loppyng »

Такой красивый праздник устроил Черноморский флот и Военно-Морские Силы Украины. Frend
Мой дед был моряков подводной лодки "Барс", на ней он погиб во время Великой Отечественной войны. Он нырял в подводном гидрокостюме по спец.заданию: ликвидировать поломку левого крыла. Поэтому для меня было долгом сходить на это мероприятие на берегу Черного моря, которое посвящено черноморцам-подводникам!
Последний раз редактировалось Anton Loppyng 26 дек 2013, 16:47, всего редактировалось 2 раза.
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8107
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: С чего все начиналось...

Сообщение Schultz »

Anton Loppyng писал(а):Такой красивый праздник устроил Черноморский флот и Военно-Морские Силы Украины.
А что за праздник и когда состоялся?
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8107
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: С чего все начиналось...

Сообщение Schultz »

Антон (если это ваше настоящее имя) Anton Loppyng, на мой вопрос вы так и не ответили несмотря на то, что отредактировали свое сообщение уже после того, как я задал свой вопрос. Ссылку на сайт с рекламой подводного снаряжения я из вашего сообщения убрал и обещаю, что это у вас в дальнейшем не пройдет. Если основная цель вашей регистрации на нашем форуме - реклама, то сразу хочу заявить, что вы выбрали для этого не тот ресурс.
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8107
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: С чего все начиналось...

Сообщение Schultz »

Пять героев, изменивших историю подводного флота

Текст: Ксения Бурменко

19 марта отмечается день моряка-подводника. 108 лет назад по указу царя Николая II в состав российского флота был включен новый класс кораблей - подводные лодки. А в составе Балтийского флота появилось 20 (по другим данным - 10) подлодок. Вместе с новым подразделением был учрежден и день подводника. После революции 1917 года про него забыли, а возродили вновь в 1996 году.

В День рождения подводного флота "РГ" вспоминает пятерых героев-подводников, изменивших морскую историю страны.
1. Иван Бурмистров

Иван Бурмистров стал первым подводником, получившим звание Героя Советского Союза - в 1938 году, за участие в гражданской войне в Испании. В наградном листе Бурмистрова содержится лишь общая формулировка "за мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания Правительства". В чем же именно заключался героизм командира испанской подводный лодкой С-1 Ивана Бурмистрова?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно представлять, что представлял собой подводный флот к концу 1930-х годов. Подводные лодки были сравнительно "молодым" родом войск, не имевшим большого опыта ведения боевых действий. Субмарины были задействованы в Первой мировой войне, однако считались "оружием" тактическим, предназначенным не столько для активных атак кораблей противника на море, сколько для обороны берега. К концу Первой мировой успешные атаки подводных лодок, как русских, так и иностранных, можно было пересчитать по пальцам. Отчасти это было связано с несовершенством главного оружия подлодок - торпед.

Но вернемся в Испанию. Идея помочь республиканским подводным силам, которые в 1936 году насчитывали 12 субмарин, принадлежит военному атташе при советском посольстве Николаю Кузнецову. По его инициативе в командировку в Испанию были отправлены шесть лучших командиров-подводников, среди которых был и Иван Бурмистров. Правда, когда Бурмистров в 1937 году прибыл в Картахену, на рейде оставалось лишь четыре субмарины. Официально Бурмистров на испанской подлодке С-1 был "советником", но, по сути, взял командование на себя. Экипаж окрестил его "команданте Луисом Мартинесом".

"Луис Мартинес" занимался буквально всеми вопросами: от обеспечения ремонта боевой машины до обучения команды. Но самое главное, он показал, что во время военных действий подводная лодка может быть активным, эффективным и действенным оружием. Официально задача стояла - обеспечить безопасность транспортных коммуникаций. Но он предпринимал активные и действенные вылазки в море, проводил рейды под самым носом у эсминцев и миноносцев противника.

Самый яркий эпизод "испанского похода" Бурмистрова - бросок через Гибралтарский пролив, который патрулировали большие силы армии франкистов. Самая узкая часть пролива просвечивалась прожекторами насквозь - там и рыбы-то не проплыли. Но Бурмистров на С-1 сумел пройти пролив незамеченным, причем в шторм, в надводном положении. В водах Атлантики вооружение кораблей уже не доставало лодку. Бурмистров радировал: "Гибралтар пройден!" Это было новое слово в военной науке. Собственно, за этот подвиг его и наградили.


Однако в конце жизни Иван Бурмистров вспоминал, что самым значимым в той войне считает охранение транспортов, перевозивших испанских детей в Советский Союз через порты Ленинграда, Одессы, Севастополя.
2. Александр Маринеско
Marinesko.jpg


Александр Маринеско продолжил дело Ивана Бурмистрова. У них обоих была главная черта - оба стремились использовать отданную под их командование машину как можно активнее. Маринеско, кроме того, стремился атаковать противника как можно чаще.

Талантливый подводник, Александр Маринеско первый вражеский корабль водоизмещением семь тысяч тонн потопил на лодке "Малютке" еще в начале войны. Затем его перевели служить на подводную лодку С-13. Но, несмотря на несчастливый номер, она принесла своему командиру славу. Именно на С-13 экипаж под командованием Маринеско потопил немецкий транспорт "Вильгельм Густлов". Несколько лет спустя советские газеты назовут этот подвиг "атакой века", а самого Маринеско "подводником номер один".

"Вильгельм Густлов" до войны был огромным круизным лайнером, а в военные годы немецкое командование использовало его как транспортный корабль. По одним данным, он перевозил 1300 курсантов-подводников. По другим, большого числа моряков на нем не было, а были флотские вспомогательные подразделения. А также беженцы - старики, женщины, дети. Подлодка Маринеско потопила транспорт выстрелами трех торпед. Различные источники называют различное число погибших, от трех до десяти тысяч человек. Немецкий офицер Гейнц Шен в книге «Гибель «Вильгельма Густлова» указывает цифру в пять тысяч человек. В некоторых статьях говорится, что три тысячи было только погибших детей.

Исследователи до сих пор по-разному оценивают это событие. Одни, учитывая большое количество утонувших мирных жителей, называют, чуть ли не гуманитарной катастрофой. Другие - что Маринеско потопил немецкую "плавучую казарму". Третьи пишут о том, что именно после триумфа с "Вильгельмом Густловом" советское командование по-настоящему оценило преимущества подводных лодок: впервые в военной истории соотношение числа атакующих и числа погибших со стороны противника было столь велико. Тем более что через месяц после "Вильгельма Густлова" экипаж под командованием Маринеско повторил успех и потопил еще один крупный немецкий транспорт - "Генерал фон Штойбен" с тремя тысячами немецких солдат и офицеров на борту. "Балтийский хулиган", за годы Великой Отечественный войны совершивший лишь шесть боевых походов (подлодки чаще стояли в доках на ремонте, чем находились на боевом дежурстве), Маринеско вообще был рекордсменом среди советских подводников - он больше всех потопил вражеских судов по суммарному тоннажу. Но самое главное - советские военачальники именно после его "вылазок" осознали, что подводный флот имеет стратегическое значение.

Кроме того, исследователи отмечают "дьявольский" талант Маринеско, "нюх" на вражеские корабли, умение действовать неожиданно для противника. Его "логикой" было отсутствие логики, после атаки он "прятался" там, где его не ждали, иногда даже на месте гибели корабля.

За успешную атаку "Вильгельма Густлова" Александр Маринеско был награжден орденом Красной Звезды. Звание Героя СССР ему присвоил только в 1990 году президент Михаил Горбачов, за год до развала Советского Союза.
3. Николай Затеев
U-Boat.jpg


Благодаря американскому фильму "К-19" с Гаррисоном Фордом в главной роли о подвиге экипажа этой подводной лодки знает весь мир. Эта подлодка печально знаменита тем, что на ней произошла первая в истории СССР авария ядерной установки. Но благодаря подвигу экипажа лодки удалось предотвратить гораздо большую катастрофу.

К-19 с самого начала была "несчастливой подлодкой", которую преследовала цепь неудач и аварий. И даже бутылка шампанского, которую по традиции разбивают о судно при спуске его на воду, при ударе о корпус К-19 не разбилась. Символическое совпадение - лодка тут же и затонула. Как оказалось, она приклеилась днищем к спусковым механизмам, которые забыли как следует смазать. В конце концов, лодка всплыла. Но злоключения только начинались.

Первая авария произошла при первом же пуске реактора: к нему забыли подключить приборы, показывающие давление в первом контуре. В результате давление превысило допустимые нормы, и трубы просто разорвало. После этого контур залатали, манометры подключили, но к подлодке уже приклеилось прозвище, данное ей морскими острословами - "Хиросима". "Как вы судно назовете..." К-19 действительно чуть было не стала подводной Хиросимой.

Потом, К-19 чуть не разбилась о дно при ходовых испытаниях (были неверно установлены рули глубины). Затем погибли два матроса... Тем не менее, К-19 все же выпустили в море для участия в учениях ВМФ "Полярный круг".


Авария произошла 4 июля 1961 года. На трубопроводе, ведущим первый контур реактора к датчику давления, появилась трещина, в которую ударила тонкая струя пара. Приборы показали нулевое давление. Поднять его не удавалось, температура реактора быстро росла. Командир подлодки кавторанг Николай Затеев объявляет экипажу по громкой связи, что случилось, и собирает офицеров на совещание. Выход один - охлаждать реактор водой. Но аварийной системы проливки реактора на К-19 не было. А значит, это нужно было делать вручную. В противном случае подводники опасались ядерного взрыва. «В Обнинске, при подготовке экипажа преподаватели знакомили офицеров с физической картиной подобной аварии, - вспоминал позднее командир второго дивизиона К-19 Погорелов. - На заводе, командир БЧ-5 Козырев и командир первого дивизиона Юрий Повстьев предложили смонтировать аварийную систему проливки реактора. Строители согласились: «Да, действительно, такая система необходима. Но в рабочих чертежах такой системы нет, а самовольно менять рабочие чертежи никто не имеет права».

В результате офицерам-подводникам в аварийной ситуации пришлось изобретать эту систему самим. Схему придумали. Вопрос был, кто спустится в реакторный отсек. Подводники понимали, эти люди получат смертельную дозу облучения. Вызвался лейтенант Борис Корчилов и несколько человек, служивших в реакторном отсеке. В реакторном отсеке работало несколько групп по два - три человека. "Борис Корчилов, как хозяин отсека, присутствовал все время. Очки масок быстро запотевали и ребята их стаскивали. Чем они дышали? Эту дьявольскую смесь уже и воздухом не назовешь - сверхрадиоактивная аэрозоль», - вспоминал командир второго дивизиона Погорелов. С огромным трудом подводникам удалось стабилизировать температуру реактора.

Командир К-19 отправил шифрованную радиограмму с информацией об аварии на реакторе и с просьбой о помощи. На призыв откликнулся командир дизельной подлодки С-270 Жан Свербилов, который также участвовал в учениях. С-270 забрала на свой борт 11 человек, облученных при работе с реактором, а также обеспечивал К-19 связь. Позже на С-270 перешли все, чье присутствие на аварийной подлодке не было необходимым - люди шли голыми, одежду пришлось выбросить, т.к. она сильно "фонила". Затем командование флота на помощь К-19 направило еще две подлодки, которые также участвовали в учениях, а к 10 часам вечера поступил приказ: «Всем находящимся поблизости от места аварии кораблям идти на помощь К-19». Последние члены экипажа покинули атомную подлодку через сутки после начала аварии.

Командование ВМФ приняло решение отбуксировать К-19 в бухту Алдан, поставить на стенд, отмыть от радиации и переоборудовать. Реакторный отсек вырезали целиком, залили цементом и затопили в бухте Амбросимова на архипелаге Новая Земля.

После этой катастрофы К-19 прослужила на флоте еще 30 лет, подлодку списали только в 1991 году.

Восемь человек экипажа К-19, первыми спустившиеся в реакторный отсек после аварии, умерли в течение последующих трех дней. Погибли Евгений Кашенков, Борис Корчилов, Юрий Ордочкин, Семён Пеньков, Борис Рыжиков, Николай Савкин, Валерий Харитонов. Последним умер командир первого дивизиона Юрий Николаевич Повстьев. Многие члены экипажа получили лучевую болезнь и стали инвалидами.

5 августа 1961 года был подписан приказ о награждении членов экипажа К-19. 49 человек получили ордена и медали, но на ступень ниже тех, о которых ходатайствовал командир. Самого Затеева командование ВМФ представляло к ордену Ленина, но получил он орден Красного Знамени. Троих погибших подводников подавали на звание Героя, но Героя так никто и не получил.
4. Всеволод Бессонов

Когда произошла авария на К-19, подлодка находилась недалеко от острова Ян Майен. "Шла Холодная война, и высадку на остров я расценивал как сдачу в плен, как прямую измену Родине, которая вручила нам свой единственный ракетный подводный крейсер", - рассказывал потом командир Николай Затеев.

Всеволод Бессонов, командир атомной подводной лодки К-8, получил звание Героя за то, что принял прямо противоположное решение – спасал в первую очередь экипаж, пусть даже в ущерб «рассекречиванию» лодки. Затеев, заметим, Героем так и не стал.


Катастрофа с К-8 произошла во время крупнейших учений «Океан-70», в которых участвовали силы всех флотов. Во время всплытия в Бискайском заливе севернее побережья Испании на перископную глубину в рубке гидроакустиков пожар, который стал быстро распространяться на все кормовые отсеки. Подлодка осталась без связи. Командир К-8 Всеволод Бессонов сразу же принял решение всплывать на поверхность. Это был рискованный шаг, чреватый «рассекречиванием» – атомная советская подлодка находилась в водах Северной Атлантики! Более того, оставшись без связи и без энергии, экипаж К-8 пытался подать сигнал бедствия красными ракетами проходившему неподалеку канадскому судну, но, описав дугу, оно прошло мимо.

Оказавшись на поверхности, экипаж К-8 изо всех сил боролся с огнем. Взрыва ядерного реактора удалось избежать ценой жизней первой смены главной энергетической установки - капитан третьего ранга Хославский, капитан-лейтенант Чудинов и старшие мичманы Шостаковский и Чугунов, видя, что пламя вот-вот ворвется в отсек ГЭУ, наглухо задраили дверь, понимая, что выхода для них уже не будет, и заглушили реактор. Борьба за «живучесть» лодки длилась трое суток. К терпящим бедствие советским морякам подошло болгарское торговое судно «Авиор», через Варну в Москву ушла телеграмма. Командование ВМФ начало спасательную операцию – в район нахождения К-8 направили все советские суда, что были поблизости. Ситуация осложнялось начавшимся штормом. К этому времени Бессонов переправил на «Авиор» и подошедший советский теплоход «Касимов» две большие группы подводников. На борту атомохода оставалось 22 человека во главе с командиром. Бессонов надеялся удержаться на плаву, но лодка кренилась на корму все сильнее – выгоревшие отсеки заполнялись водой. 12 апреля 1970 года лодка исчезла с радаров, а находившиеся недалеко от нее суда почувствовали два гидравлических удара. Людей пытались спасти с вельботов, но мощные волны не позволили это сделать.

Правительственная комиссия, расследовавшая причины катастрофы, пришла к выводу, что действия Всеволода Бессонова были единственно верными. Всю команду представили к наградам. Погибшие моряки посмертно были награждены орденами Красной Звезды, оставшиеся в живых матросы – медалью Ушакова. Всеволоду Бессонову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Но вся информация о катастрофе была засекречена.
5. Вячеслав Виноградов и Лев Столяров

Однако советские подводники становились Героями, не только совершая подвиги во время катастроф и аварий. Командиры атомных подводных лодок К-116 Вячеслав Виноградов и К-133 получили звание Героев за уникальный трансатлантический переход, совершенный в 1966 году.

В переходе участвовали две подводных лодки – К-116 и К-133. Руководил плаванием контр-адмирал Сорокин, чей штаб разместился именно на подлодке Виноградова. Задача стояла – перебазировать советские субмарины с Северного флота на Тихоокеанский, пройдя через Атлантику и обогнув Южную Америку через пролив Дрейка. Подобное плавание в истории флота было совершено впервые. Каждая из подлодок прошла почти 20 тысяч морских миль под водой. Переход занял почти два месяца – он длился с 1 февраля по 26 марта.

После перехода К-116 и К-133 были зачислены в дивизию подлодок Камчатской военной флотилии.

Звание Героя Советского Союза с вручением Золотой Звезды и ордена Ленина подводником присвоили «за успешное выполнение специального задания и проявленные при этом мужество и отвагу», а подлодка стала гвардейской. Кроме командиров, Героями также стали руководитель перехода контр-адмирал Сорокин, замполит Николай Усенко, инженер-механик Иван Федоров.

Российская газета
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8107
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: С чего все начиналось...

Сообщение Schultz »

Российскую подлодку "Сом", служившую во Владивостоке, обнаружили на дне Балтийского моря

Владивосток, 28 июля, PrimaMedia. Российскую подлодку "Сом" обнаружили шведские водолазы из поисковой компании Ocean X Team на дне Балтийского моря у берегов Швеции. Субмарина служила во Владивостоке с 1904 по 1914 год, после чего была отправлена на Черноморский, а позже и на Балтийский флот. На Балтийском флоте в 1916 году "Сом" столкнулся с пароходом и затонул. Вместе с подводной лодкой погиб и весь ее экипаж. Эксперты Ocean X Team предполагают, что найденная ими лодка является именно российской подлодкой "Сом", сообщает РИА PrimaMedia со ссылкой на шведское издание Expressen.

Справка: Ocean X Team – поисковая компания, которая занимается поиском сокровищ, антиквариата, а также тары с алкоголем, затерянных на дне моря. Компания начала свою деятельность с крупной находки. В 1992 году водолазы нашли американский бомбардировщик B-17 на восточном побережье Швеции.

Дайверы утверждают, что обнаруженная субмарина "примерно 20 метров в длину и три с половиной метра в ширину". Эти характеристики примерно соответствуют габаритам подводной лодки "Сом", затонувшей у берегов Швеции в 1916 году (19,3 м на 3,6 м). На то, что найденная подлодка — "Сом", в частности, указывает часть ее названия. На одном из снимков виден твердый знак, использовавшийся в дореволюционной орфографии русского языка в конце слов после согласных.

Кроме того, субмарина напоминает "Сом" своим внешним видом с характерным куполом. Как отметили эксперты, место ее обнаружения находится недалеко от предполагаемого места гибели российской подлодки.

"Сом" (первоначальное название - Fulton) — российская подводная лодка, построенная в США по проекту Holland-VIIR Джона Филипа Голланда. "Фултон" был спущен на воду 2 июня 1901 года в Нью-Йорке.

28 апреля 1904 года с Невским заводом, как с представителем фирмы Голланд, был заключен договор на покупку "Фултона" с доставкой ее в один из портов Балтийского моря. 31 мая 1904 года приказом Морского ведомства эта лодка получила название "Сом". Она была отправлена из Америки на пароходе "Менатик" 13 июня 1904 года и прибыла в Кронштадт 1 июля. 26 сентября "Сом" перешел в Бьерке-Зунд, где были проведены ходовые испытания.

15 ноября подводная лодка была погружена на железнодорожную платформу и отправлена во Владивосток, куда прибыла 29 декабря 1904 года. Во Владивостоке "Сом" был окончательно собран, испытан и готова к плаванию 1 февраля 1905 года, однако ее боевое использование задержалось из-за отсутствия торпед. 9 февраля к Владивостоку близко подошли японские корабли, но "Сом" не мог выйти в море и атаковать из-за отсутствия торпед. В этот период лодка отрабатывала боевые задачи, принимала участие в учении по преодолению противолодочных сетей. Торпеды прибыли во Владивосток только 29 марта.
Сом1.jpg

К слову сказать, в 1905 году во время Русско-японской войны на Дальний Восток были переброшены подводные лодки: "Форель", "Дельфин", "Щука", "Осетр" и "Кефаль".

Боевая деятельность субмарины "Сом", как и других подводных лодок, сводилась к несению дозорной службы, ведению ближней разведки и охране своего побережья в районе Владивостока и острова Русский. "Сом" за 6 месяцев боевых действий прошел 1318 миль над водой и 93 мили под водой, удалялась от Владивостока на расстояние до 120 миль. Наибольшая продолжительность пребывания лодки в море составила 8 суток, из них под водой 16 часов 35 минут, при наибольшей продолжительности пребывания под водой до 1,5 часов. При ведении разведки и несении дозорной службы русским подводным лодкам в районе Владивостока лишь в одном случае удалось обнаружить японские военные корабли. Это произошло 28 апреля 1905 года, когда подводные лодки "Дельфин", "Касатка" и "Сом" находились в районе бухты Преображения, расположенной в 70 милях от Владивостока.

В декабре 1914 года подводные лодки "Сом" и "Щука" срочно погрузили на железнодорожные платформы и вместе с командами отправили в Севастополь на Черноморский флот. "Сом" и "Щука" совершили переход из Севастополя в Одессу, где их включили в систему обороны порта. Однако, уже в июле 1915 года "Сом" был отправлен на Балтику в Петроград, откуда своим ходом пришла к новому месту базирования — базу Мариэхамн. 10 мая 1916 года в 04.00 субмарина "Сом", осуществлявшая патрулирование в районе Оландсгафа, погибла при подводном столкновении со шведским пароходом "Ингерман-ланд". Вместе с лодкой погиб и ее боевой экипаж — два офицера и 16 нижних чинов.

Справка: "Сом" - торпедная подводная лодка. Скорость надводная - 8,5 узлов; подводная - 6 узлов. Глубина погружения – 30 метров. Автономность плавания - 8 суток, 430 миль, 30 миль под водой. Экипаж - 22 человека. Водоизмещение надводное - 105 тонн, подводное - 120 тонн. Длина - 19,3 метра, ширина корпуса - 3,58. Силовая установка: бензин-электрическая, 1 двигатель 160 л.с., 1 электромотор 70 л.с.

(c) PrimeMedia.ru
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8107
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: С чего все начиналось...

Сообщение Schultz »

В продолжение темы ПЛ "Сомъ"

Сергей Шойгу высказал желание исследовать затонувшую подлодку, служившую во Владивостоке

Русское географическое общество намерено организовать экспедицию к обнаруженной у берегов Швеции субмарине

ладивосток, 30 июля, PrimaMedia. Русское географическое общество (РГО) намерено обратиться к шведским коллегам с предложением организовать совместную экспедицию к подводной лодке, обнаруженной шведскими дайверами. Об этом заявил президент РГО Сергей Шойгу, сообщает Интерфакс. Сергей Шойгу отметил, что находка интересна с точки зрения истории подводного флота России. Субмарина служила во Владивостоке с 1904 по 1914 год, а позже на Черноморском и на Балтийском флотах, сообщает РИА PrimaMedia.

Напомним, российскую подлодку обнаружили шведские водолазы из поисковой компании Ocean X Team на дне Балтийского моря у берегов Швеции 27 июля. Шведы полагают, что обнаружили подлодку "Сомъ". Субмарина служила во Владивостоке с 1904 по 1914 год, после чего была отправлена на Черноморский, а позже и на Балтийский флот. На Балтийском флоте в 1916 году "Сом" столкнулся с пароходом и затонул. Вместе с подводной лодкой погиб и весь ее экипаж.

"Буквально вчера у нас возникла такая идея - обратиться к Шведскому географическому обществу, и наверное, предложить по линии нашего Центра подводных исследований провести совместную экспедицию к подводной лодке, которую обнаружили позавчера", - сказал Шойгу в Штаб-квартире РГО на первом заседании Медиа-совета.

Шойгу заявил, что РГО "могло бы подготовить и провести такую экспедицию, если в этом, конечно, будут заинтересованы наши шведские коллеги".

Он отметил, что для общества "это интересно с точки зрения истории, истории нашего подводного флота".

По данным экспертов, в России не сохранилось ни одной подлодки времен Первой мировой войны.

(c) PrimeMedia.ru
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Ответить

Вернуться в «Подводные лодки»