Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами

Истории и судьбы советских и российских подводных лодок
Shmel
Администратор
Администратор
Сообщения: 48
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:23
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами

Сообщение Shmel »

В ВМФ России атомные подводные лодки, вооруженные баллисти¬ческими ракетами (ПЛАРБ), представлены в основном различными модификациями подводных лодок проекта 667, которые составляют основу стратегических ракетно-ядерных сил морского базирования нашей страны.
Подводные лодки проекта 667всех модификаций — двухкорпусные. Наружные обводы корпуса выбраны из условия снижения со¬противления при движении под водой. Хорошая управляемость ло¬док обеспечивается рациональной конструкцией их кормового оперения и переносом носовых горизонтальных рулей на ограждение рубки (рубочные горизонтальные рули), что обеспечивает подвод¬ным лодкам бездифферентный уход на глубину и стабильное удержа¬ние глубины и курса при применении ракетного оружия.
ПЛАРБ проекта 667-А («Навага») строились большой серией (34 ед.) начиная с 1967 года. Под-водная лодка проекта 667-А явилась первой атомной лодкой в отечественном флоте, где был осу-ществлен переход на переменный ток для питания всех потребителей электро¬энергетической сис-темы.
Подводная лодка проекта 667-Б («Мурена») представляет собой дальнейшее развитие отечествен-ных подводных ракетоносцев про¬екта 667-А за счет установки вместо баллистических ракет типа РСМ-25 ракет типа РСМ-40 первой модификации. Новый ракетный комплекс имеет увеличенную более чем в 3 раза дальность стрельбы и более мощную боевую часть. Размещение более мощного и тяжело¬го ракетного оружия привело к сокращению его числа (12 ракетных шахт против 16 на ПЛАРБ проекта 667-А). Увеличилось также водо¬измещение лодки, и несколько снизилась ско-рость хода.
Создание ПЛАРБ проекта 667-БД на базе проекта 667-Б предус¬матривало замену баллистических ракет РСМ-40 первой модификации на более современные ракеты РСМ-40 второй модификации. Увеличивалось также и количество ракет с 12 до 16. Вследствие этого возросла на 16 метров и длина ПЛАРБ.
Разработка и создание ПЛАРБ проекта 667-БДР («Кальмар») диктовались опять же необходимо-стью размещения более совре¬менного ракетного оружия. Вместо 16 ракет РСМ-40 предусматри¬валась установка этого же количества ракет типа РСМ-50, которые имели большие массогабарит-ные характеристики и разделяющиеся
боевые части.
Разработка и создание самых современных и последних в этой серии ПЛАРБ проекта 667-БДРМ («Дельфин») было необходимо с целью размещения новой баллистической ракеты РСМ-54. Эти ра¬кеты отличались от других ракет морского базирования увеличенны¬ми массогабаритными ха-рактеристиками и боеголовкой с 7 разделя¬ющимися боевыми частями.
ПЛАРБ проекта 667-БДРМ имеют следующие ТТХ: водоизме¬щение (надводное/подводное) — 9210/12600 т, длина — 166 м, шири¬на — 12,5 м, осадка — 8,8 м, запас плавучести — 27 %. Проч-ный кор¬пус изготовлен из высокопрочной стали и разделен плоскими поперечными переборками на 9 отсеков. Особенностью конструкции ПЛАРБ проекта 667-БДРМ является то, что в отсеке, следующем за ракетным, установлено всплывающее спасательное устройство мно¬гократного ис-пользования. Энергетическая установка подводной лодки состоит из 2 водо-водяных и ядерных реакторов мощностью по 44 000 кВт, что позволяет ей развивать скорость 14/24 уз. (надвод¬ная/подводная) .
Как и во всякой передовой военной технологии, процесс развития баллистических ракет морского базирования протекал интенсивно и характеризовался постоянным наращиванием их боевой эф-фек¬тивности, а следовательно, и изменением конструктивных парамет¬ров ракет.
Как следствие этого, при очередной модификации ПЛАРБ про¬екта 667 происходила полная пере-компоновка ракетных отсеков с за¬меной пусковых устройств (ракетных шахт) и обслуживающих их вспомогательных систем.
При создании отечественной промышленностью твердотопливных ракет морского базирования РСМ-52 с большой дальностью стрельбы и наличием 10 разделяющихся боевых частей с индиви-ду¬альным наведением их массогабаритные характеристики существен¬но возросли даже по сравне-нию с ракетой РСМ-54. Масса возросла в 1,5 раза, диаметр увеличился в 1,3 раза. Такие ракеты в нужном количестве на ПЛАРБ проекта 667 разместить было технически невоз¬можно, и всякие возможности модификации ПЛАРБ этого проекта себя полностью исчерпали. Это главное обстоя-тельство послужило поводом для создания нового поколения отечественных подводных ракето-носцев проекта 941 («Акула»),
Особенностью ПЛАРБ проекта 941 является ее архитектура, своеобразие которой заключается в размещении в легком корпусе 2 прочных корпусов с установленными между ними перед огражде-ни¬ем рубки 20 ракетными шахтами и еще 3 дополнительными прочными корпусами: центральным постом, торпедным отсеком и отсеком руле¬вых приводов. Ее ТТХ: водоизмещение (надвод-ное/подводное) — 24500/33800 т; длина — 175 м; ширина — 22,8 м; осадка — 11,5 м; запас плаву-чести — 38 %. Основание ограждения рубки — всплывающая спасательная камера однократного действия. Экипаж лодки составля¬ет 150 человек, из них 50 офицеров. Двухвальная энергетическая ус¬тановка состоит из двух ядерных реакторов водо-водяного типа теп¬ловой мощностью 190 000 кВт и двух ГТЗА мощностью 73 600 кВт. Два гребных винта в насадках сообщают лодке макси-мальную ско¬рость 27 уз. Имеется 20 баллистических ракет типа СМ-52. Кроме этого, в носовой части, в торпедном отсеке, установлено 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм (боекомплект 20 торпед). ПЛАРБ проекта 941 разрабатывалась в ЦКБ «Рубин» главный конструктор проекта — И. Д. Спасский.
Таким образом, стратегическая программа, начавшаяся в 1967 году вступлением в строй ПЛАРБ проекта 667-А с 16 жидкотопливными баллистическими ракетами, пройдя пять этапов совершен-ствова¬ния оружия и его базового носителя, завершилась постройкой последних ПЛАРБ проектов 667-БДРМ и 941 с современными высо¬коточными ракетами. Всего за 24 года построено 77 страте-гических АПЛ, это крупнейшая программа в истории атомного подводного кораблестроения.
Учитывая сроки службы ПЛАРБ и интервалы между появлением головных ракетоносцев преды-дущих поколений, в конце текущего десятилетия можно было бы ожидать появления более со-вершенной стратегической системы четвертого поколения, однако до 2000 года новые ракетонос-цы в состав российского флота вводить не плани¬ровалось. Это несколько противоречит провоз-глашенным намерени¬ям увеличения доли морской составляющей российской стратегиче¬ской сис-темы, так как сроки службы большинства российских ПЛАРБ заканчиваются в начале следующего десятилетия. По край-
ней мере, Россия — единственная из стран, создающих ПЛАРБ, уже четыре года не строит страте-гических ракетоносцев. Однако продол¬жается постройка ударных и многоцелевых АПЛ.
YamatoRu
Сообщения: 58
Зарегистрирован: 26 янв 2006, 19:52

Сообщение YamatoRu »

В день столетия подводного флота России в Северодвинске заложена 3-я ПЛАРБ пр.955 - "Владимир Мономах".
В ближайшие десять лет Россия полностью обновит морские стратегические силы, сообщил журналистам в воскресенье главнокомандующий Военно-морским флотом РФ адмирал Владимир Масорин.

"Сейчас мы определяем количество подлодок, которые будут построены в ближайшие десять лет. Их будет ровно столько, чтобы морские стратегические силы обновить полностью", - сказал адмирал.

По его словам, все закладываемые в настоящее время подлодки и надводные корабли обеспечены реальным финансированием. На АПЛ "Владимир Мономах", которая будет заложена в воскресенье на верфях ФГУП Севмаш, в 2006 году выделяется один миллиард рублей.

"АПЛ четвертого поколения проекта "Борей" будут поступать на Северный и Тихоокеанский флоты, в составе которых находятся подводные атомоходы", - пояснил Масорин.
< p>"На Балтийском и Черноморском флотах у нас только дизельные подлодки, атомных там не будет", - отметил он.

Адмирал добавил, что АПЛ проекта "Борей" будет больше шести - следующую планируется заложить в Северодвинске через год.
19.03.2006 9:12 | www.rian.ru

Я понимаю что лодки - это дорогое удовольствие (как недавно сказал Балтин(?) "одна ПЛАРБ без начинки стоит 5 млрд дол" - не перепутал ли он с Нимицем?), ну закладывать по одной в год может и сойдет, но вот выделять 1 млрд рублей (примерно 30-35 млн дол) ??? Скоко ж тогда строится будет лодка? После спуска - на разделку что-ли? :(
Аватара пользователя
drakon
Почетный форумчанин
Сообщения: 2207
Зарегистрирован: 20 янв 2006, 15:02
Реальное имя: Александр Тимофеевич
Воинское звание: Капитан 2-го ранга
Откуда: СССР
Контактная информация:

Re: Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами

Сообщение drakon »

Shmel писал(а):....Подводная лодка проекта 667-Б («Мурена») ....
Вот она, "моя роднулечка".... :). От звонка, до звонка - 1977 - 1982
Последний раз редактировалось drakon 19 мар 2006, 20:55, всего редактировалось 1 раз.
jurij
Сообщения: 228
Зарегистрирован: 10 мар 2006, 18:16

Сообщение jurij »

Да уж! Укусит,мало не покажется!Было чем супостата держать на расстоянии.А годы то 77-82 были горячие,есть что вспомнить,Александр Тимофеевич? (конечно после праздника).
Аватара пользователя
drakon
Почетный форумчанин
Сообщения: 2207
Зарегистрирован: 20 янв 2006, 15:02
Реальное имя: Александр Тимофеевич
Воинское звание: Капитан 2-го ранга
Откуда: СССР
Контактная информация:

Сообщение drakon »

jurij писал(а):....годы то 77-82 были горячие, есть что вспомнить, Александр Тимофеевич? (конечно после праздника).
Такие воспоминания и в праздник не грех ... :roll: (вот нервничать и ругаться в праздник не охота...).
Вспомнить, действительно есть чего..., я тут уже рассказал коротенько, немножко эпизодиков (падение боевой торпеды в трюм 1-го отсека, авария с гибелью людей на ядерном реакторе и столкновение под водой на всплытии). Но всего, все равно не расскажешь...
Вот, если кому будет интересно, маленький штришочек (для надводников) о том, как мы под водой плавали....
Одна из боевых служб (на 667Б) проходила в самом теплом месте Тихого океана (без 2-х суток - 3 месяца, не всплывая, ходили на нужной глубине), так вот, возвращались мы в "осиное гнездо" (по классификации справочника НАТО), - это на снимке из космоса- б.Крашенинникова. Так вот, возвращались в декабре, сопки в снегах (уходили, - зелеными были)... Вылез я после всплытия на мостик.., "мать-честная..." ! Такое сам видел в первый (и последний) раз....., вся внутренняя и внешняя поверхность рубки, да и всей видимой надводной части легкого корпуса, обросли (миллиметров 4-5 длинной, как минимум) морскими водорослями...., ну, прям, как днище надводного корабля, только перевернутого.... :roll:
Последний раз редактировалось drakon 25 апр 2007, 01:08, всего редактировалось 1 раз.
Василий
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 05 фев 2006, 16:57

Сообщение Василий »

Ну положим роднулечка не только Ваша, а и моя тоже, у нас в Гремихе на СФ они тоже были, нам хватало и даже Вам одну подарили (10-й корпус), и фотки у Вас многие Гремихские, может как раз и моей. Так что не будьте жадиной, Ваша - Вам, а моя - мне.

С уважением, Василий.
бпп
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:33

Сообщение бпп »

Какие годы службы в Гремихе, уважаемый?
бпп
Василий
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 05 фев 2006, 16:57

Сообщение Василий »

С 1974 по 1986 в 41 дипл СФ и Ломова помню но лично конечно не общался, молодой еще был тогда. А на переход не попал, морячил, ходил молодой мичман (ОСНАЗовец) с одного из экипажей нашей дивизии, Гена Восканян, а на Башкирии экипаж кап.1р. Холода (второй экипаж К-279), тоесть моей родной лодки, а у них ОСНАЗовец Коля Шаповалов.
бпп
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:33

Сообщение бпп »

Василий,а знали ли Вы Возовикова Д.А., подполковника, нач. УНР, жил на ул.Соловья примерно до 1980г?
бпп
Василий
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 05 фев 2006, 16:57

Сообщение Василий »

Я с 76 по 80 г.г. тоже жил на Соловья в 4-м доме, а Возовиковы жили помоему в 6-м и моя жена с его женой были хорошо знакомы, поскольку моя в магазине работала, а магазин (универмаг) в военном гарнизоне центр общения всех женщин. Но свою спросить не могу, поскольку она уже 7 лет в Италии, и еще одна подружка Возовиковой тоже в Италии, так что информацию о них уточню через пару дней. А сам я с ним был помоему на какойте пьянке но по поводу чего уже не помню, столько лет прошло. Собака у них помоему была - овчарка, жена с ней все время гуляла. Но конкретнее когда уточню.
Василий.
бпп
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:33

Сообщение бпп »

Да, это они. Уточните, пожалуйста. Спасибо.
бпп
бпп
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:33

Сообщение бпп »

Кстати, в "Морском сборнике" 2006г в №№2 и 3 начали печатать повесть Ю.Пахомова о Гремихе. Чтение - увлекательнейшее!
бпп
Василий
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 05 фев 2006, 16:57

Сообщение Василий »

Пробую уточнить, помнят и жена и подруга но после отбытия с Гремихи больше не пересекались. Проверил телефонный справочник Гремихи там их концов тоже нет, и на четырех Гремихских сайтах тоже никаких зацепок, но буду искать. У нас в сухопутном городе "Морского сборника" нет и в помине, так что если скинете статьи многие гремиханцы будут очень благодарны. В принципе у нас полно фоток Гремихи последних лет (в том числе и мой дом со всех сторон снят, есть и видео, правда любительское, но всеравно почитать интересно.
С уважением. Василий.
бпп
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:33

Сообщение бпп »

Василий, я попробую: но это не статьи, а нормальная повесть про моряков, в т.ч. и подводников. Написана так, что А.Покровскому со своими товарищами - учиться и учиться у морского доктора-полковника Ю.Пахомова! А что касается моих знакомых, то прошу ответить: borpal@mail.ru
бпп
бпп
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:33

Сообщение бпп »

Василию. Я что-то не могу помочь вам с "Морским сборником". Нужно попросить помощи у более опытных. Уважаемый Кацо, помоги подводнику из Гремихи: ты говорил, что как-то нашел"МС" в Интернете. А то я проще делаю - иду в библиотеку.
бпп
Ответить

Вернуться в «Подводные лодки»