Забытые будни

Истории и судьбы советских и российских подводных лодок
бпп
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:33

Забытые будни

Сообщение бпп »

Симбирский курьер Суббота 18 марта 2006 года №28(2757)
Американцы постояли и ушли
За плечами ульяновского подводника капитана 1 ранга Константина Морозова
восемь автономных боевых походов. В общей сложности он прошел под водой
более 40 тысяч миль.
О своей службе на подлодках он рассказал в канун столетия подводного флота
России корреспонденту "СК".
Опередили американцев на восемь часов
В 1966 году Константин Морозов окончил с отличием Севастопольское высшее
военно-морское инженерное училище и попросился служить на Камчатку. По
распределению попал сначала на дизельную ракетную подлодку, потом служил
на большом торпедном подводном крейсере.
- Однажды только пришли из автономного плавания, - вспоминает Константин
Викторович (в море пробыли почти 60 суток), всего три дня отдохнули на
берегу вместо положенного месяца, как ночью вновь тревога. Срочный выход в
море. "Куда идем?" - спрашиваю. "На войну!" - ответил командир.
В 1972 году ухудшились отношения между Индией и Пакистаном. Конфликт
перерос в самую настоящую войну. СССР тогда выступил на стороне Индии.
Индийские военные моряки, в арсенале которых было несколько советских
подлодок, успешно потопили почти весь военно-морской флот Пакистана.
Пакистан обратился за помощью к США. Американцы направили в Индийский
океан свой атомный авианосец "Интерпрайз" в сопровождении нескольких
надводных и подводных кораблей. Узнав об этом, руководство СССР решило
перекрыть путь американской флотилии. Решено было увеличить присутствие
советских военных кораблей в районе конфликта. Поэтому по тревоге в ту
декабрьскую ночь подняли почти все боеспособные подразделения
Тихоокеанского флота. Необходимо было за короткое время подойти к берегам
Индии и занять боевые позиции.
Ночью подлодка Морозова вышла из бухты и взяла курс на Индийский океан.
Шли полным ходом в надводном положении. Но второпях забыли взять
необходимое количество топлива. Где-то у берегов Кореи топливо стало
заканчиваться. Морозов доложил об этом командиру. Запросили экстренной
помощи. Но командование флотом настоятельно требовало идти к Сингапуру:
там стоит танкер, там и заправитесь. Механик Морозов предупредил, что до
Сингапура подлодка не дотянет. Командир вновь вышел на связь со штабом.
Тогда танкер направили к подлодке.
Только начали заправляться, в небе появились американские самолеты. Они
подлетали близко и снимали лодку на фото- и кинокамеры.
Где-то в первых числах 1973 года подлодке разрешили пройти Сингапурский
пролив.
По международному соглашению через этот пролив в сутки может пройти не
более трех военных кораблей любых государств. В Сингапуре подводники
пополнили запасы пресной воды. А когда в трюм вошел доктор, чтобы взять
воду для анализа, офицер Морозов увидел у него несколько местных газет. На
первой странице была изображена их подлодка во время заправки, рядом
большими буквами на английском стоял заголовок: "Советские подводные лодки
угрожают странам Африки".
В середине января подлодка подошла к берегам Индии. Стояла ночь.
Но пришел приказ из центра всплыть на рассвете с советским флагом. Еще
рассветало, когда подлодка всплыла.
И тут раздался крик вахтенного: "На нас идет город!".
"Какой еще город? - чертыхнулся Морозов. - Может, лодку сносит течением к
берегу?". Поднялся наверх и обомлел. Прямо на них шел американский монстр
- авианосец "Интерпрайз".
На корабле заметили подлодку и остановились. Увидев советский флаг на
рубке, американцы все поняли.
Началось великое противостояние.
Американцы не решались идти дальше.
Так и стояли друг против друга несколько дней. Морозов без бинокля
прекрасно видел на палубе авианосца моряков. К вечеру второго дня винты
авианосца заработали и корабль стал уходить. На прощанье американцы
просигналили русским "Счастливого плавания".
- Они поняли, что мы можем и стрельнуть из лодки, - говорит Константин
Морозов. - К тому же в том районе, как потом я узнал, на боевом дежурстве
находилось еще 11 советских подлодок. Большая мощь. А потом нам
рассказали, что американцы удивились, как это мы на дизельных подлодках
пришли первыми к берегам Индии. Мы опередили их всего на восемь часов. Они
считали нас героями. Ведь условия службы невыносимые: жара под 40,
температура воды за бортом 30. А русские стоят.
Девять - ноль
Американцы ушли. Индо-пакистанский конфликт разрешился, но подлодку
Морозова послали не домой, а к берегам Сомали. Там произошел конфликт с
Марокко из-за скота.
Большое стадо баранов перешло границу, и марокканцы захватили отару. В
ответ на это сомалийцы потопили все их корабли, которые стояли на пирсе.
Разбираться в конфликте тогда в Африку приезжал министр обороны Гречко. На
всякий случай к берегам Сомали отправили несколько подлодок.
Судно, на котором служил Морозов, встало у пирса. В течение несколькихдней
моряки ремонтировали корабль. А потом приехал консул и дал каждому
подводнику по 1200 шиллингов (примерно 1200 советских рублей).
Деньги большие по тем временам! Весь личный состав сразу же отправился в
город за покупками.
"Вокруг нищета, - вспоминает Константин Викторович. - Тем не менее где-то
то и дело мелькали шикарные виллы с яхтами. Наших моряков везде встречали
как победителей. В магазинах ни в чем им не отказывали".
Морозов накупил тогда много подарков жене, дочери. А моряки-срочники
пачками набрали модные тогда газовые косынки.
Заглянул Константин Морозов в сомалийскую школу. Мальчики там учились
отдельно от девочек. Запомнилось, что все они делали по свистку. Встать,
сесть, к доске. Преподаватель не проронил ни слова.
Зашли в магазин имени В. И. Ленина. Его хозяин отлично говорил по-русски:
закончил когда-то университет Дружбы народов. Он предложил набрать команду
и сыграть в футбол - СССР против Сомали.
- Да разве можно было с ними играть? - вспоминает Константин Викторович. -
Наши моряки после похода упитанные, еле двигаются. А сомалийцы все худые,
носятся как угорелые по полю. Да еще жара под 50. Короче, мы проиграли
9:0.

Перед носом "Александра Ульянова"
Однажды подлодку Морозова отправили к Алеутским островам, записывать шумы
иностранных военных кораблей.
Шли третьи сутки похода. Вдруг прибегает кок и говорит: забыли соль. А без
соли в такой ситуации - смерть: жара, все потные, врач, наоборот,
рекомендовал подсаливать воду и пить. С другой стороны, всплывать нельзя.
Если лодку засекут самолеты, командование флота вернет корабль на базу, и
всему экипажу объявят выговор.
Что делать? Подняли перископы. Смотрят - идет сухогруз "Александр
Ульянов".
Решили всплыть прямо перед носом корабля. На сухогрузе, увидев
поднимающегося из глубины монстра без опознавательных знаков, сильно
перепугались. Но командир лодки по рупору вызвал капитана сухогруза.
Попросил разрешения подняться на борт. Капитан принял его. Закрывшись в
каюте, командир лодки объяснил нелепость положения. Капитан сухогруза
рассмеялся: "Да берите, сколько хотите соли!".
Командир лодки попросил, чтобы об этом никто не узнал. И его коллега
сдержал обещание.
Неправильное погружение
Однажды офицер Морозов чуть не утонул на подлодке. Как-то одного старпома
только назначили командиром. Вышли в море. Вдруг - срочное погружение. А
Морозов тогда в первом отсеке находился, проверял электропроводку. Хотел
уже бежать к себе на боевой пост, так как именно он должен давать команды
на погружение. Но тут лодку подбросило вверх, она встала под углом в 45о и
начала тонуть.
Как потом выяснилось, старпом начал погружение по волне, поэтому корму
лодки и подняло вверх.
Всех спас трюмный матрос. Он открыл клапаны продувания носовых цистерн.
Лодка выскочила на поверхность как пробка. Морозов весь бледный забежал на
боевой пост и объявил матросу благодарность. А потом зашел к командиру,
снял рукавицы и, бросив их на стол, сказал: "Надо же, дураки пробиваются в
командиры. Как ты мог?".
Правда, за это потом его вызывали в штаб, хотели отчитать, но Морозов
рассказал все, как было, и дело замяли.

Арсений КОРОЛЕВ. «Симбирский курьер» Суббота 18 марта 2006 года №28(2757)
бпп
бпп
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:33

Сообщение бпп »

Морякам от губернатора
Губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов вручил главнокомандующему
ВМФ адмиралу Владимиру Масорину и командующему Северным флотом
вице-адмиралу Владимиру Высоцкому флотские кортики с золотой инкрустацией,
а заслуженным подводникам Северного флота - золотые знаки «Командир
подводной лодки» образца 1942 года.
Среди высших офицеров, удостоенных почетной награды, - член Совета
Федерации от Мурманской области адмирал запаса Вячеслав Попов, помощник
полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном
округе вице-адмирал запаса Михаил Моцак, начальник штаба Северного флота
вице-адмирал Сергей Симоненко, заместитель командующего СФ вице-адмирал
Николай Максимов, командиры эскадр АПЛ вице-адмирал Александр Смелков и
контр-адмирал Владимир Королев. Всего же почетного знака были удостоены
более двадцати офицеров-подводников Северного флота как пребывающих в
запасе, так и действующих.
|| Сергей ВАСИЛЬЕВ. «Красная звезда»
бпп
Гость

Сообщение Гость »

«Грустная» публикация на морскую тему Арсений КОРОЛЕВ «Американцы постояли и ушли» http://www.sm-k.narod.ru/archives/2006/mar/28/31.htm, без слез ее читать невозможно, автор допустил такие ляпы, что становиться стыдно за него (..1972 году ухудшились отношения между Индией и Пакистаном. Конфликт перерос в самую настоящую войну… а к берегам Сомали. Там произошел конфликт с Марокко из-за скота.). Тем не менее, поскольку я сам интересуюсь этой темой http://alerozin.narod.ru/indi.htm, может кто то знает но на какой именно ПЛ тогда служил герой повествования капитан 1 ранга Константин Морозов. И какие еще корабли и ПЛ были направлены в Индийский океан. С уважением Александр.
Walera
Сообщения: 701
Зарегистрирован: 03 фев 2006, 16:09
Откуда: Одесса

Сообщение Walera »

Яндекс не хочет открываться пол ссылкам. Апо данной теме(ИНДИЙСКИЙ океон) есть статья "Главный свидетель" в газете"СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО" №11 за 1995.У меня есть эта вырезка если не найдеш. Там воспоминания бывш. Военно-Морского атташе при посольстве СССРКап-1 Чубшева. Но дело было в 1962? Или еще один конфликт был в 1972?
Гость

Сообщение Гость »

Извиняюсь.
По ошибке поставил запятую и ее захватил адрес, адрес такой http://alerozin.narod.ru/indi.htm
«Главный свидетель» это статья о участии советских моряков в 1962 году в присоединении Западного Ириана к Индонезии.
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8125
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Schultz »

Спасибо за информацию. Я и не знал, что у меня есть такой земляк из Ульяновска, где я родился и провел почти половину своей жизни.
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
jurij
Сообщения: 228
Зарегистрирован: 10 мар 2006, 18:16

Сообщение jurij »

В инете "накопал" http://russos.livejournal.com/210363.html?thread=2120123 может это и "пройденный этап",но все же...
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8125
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Schultz »

jurij писал(а):В инете "накопал" http://russos.livejournal.com/210363.html?thread=2120123 может это и "пройденный этап",но все же...


Спасибо за ссылку. С удовольствием посмотрел то, что видел только снаружи, находясь на верхней палубе в составе швартовой группы при заходе нашего корабля в базу и выходе из нее. В свое время, когда кто-то из моих сослуживцев попытался сделать снимок тех ворот, что на пятой фотографии сверху, им сразу занялся особый отдел. А сейчас, пожалуйста, - все можно свободно посмотреть в И-нете. Во время службы я также видел, как в Балаклаве загружали на "варшавянки" ракеты с ядерными боеголовками. Честно говоря, страшновато было находиться по соседству с таким арсеналом. Кстати, то, что осталось от нашей бывшей 5-й бригады ПСКР, можно увидеть в правой части второй фотографии сверху. Это где Балаклавская бухта заканчивается, в левой части. Сразу вспомнил свою службу, те места, где я провел почти 2,5 года. Очень хороший панорамный снимок. Похоже, такой обзор достигается, если забраться высоко на гору, где стоят останки Генуэзской башни.
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
бпп
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:33

Сообщение бпп »

"Холодная война на море": наши волосы встали дыбом...
Сергей Апрелев, капитан 1 ранга, специально для "ПРАВДЫ.Ру".
Помнится, публикации капитана 1 ранга Сергея Апрелева, известного
публициста и историка, российского консультанта американского блокбастера
"К-19" и прочая-прочая (всех его "титулов" не перечислить) неизменно
вызывали интерес читателей "ПРАВДЫ.Ру". Но сегодняшняя его публикация на
"ПРАВДЕ.Ру" начиналась, так сказать, "не здесь". Известная у моряков
газета "Корабельная сторона" опубликовала воспоминания Апрелева о
международной конференции "Холодная война на море", прошедшей несколько
недель назад. Бурная реакция на ту публикацию привела Сергея Вячеславовича
в Поморский корпункт "ПРАВДЫ.Ру" - и по его, и по нашем мнению, проблема
настолько широка, что страницы небольшой специализированной морской газеты
для нее тесны. Итак, вот "комментарий к воспоминаниям" от самого Сергея
Апрелева.
Судя по реакции читателей на публикацию в "Корабельной стороне", мнения о
конференции, организованной по инициативе американской стороны, весьма
различны. Причем спокойных мнений нет - они все достаточно резки. Еще бы:
Помнится, участников конференции особенно "вдохновило", когда они услышали
из уст русского командира подлодки, что он был волен применять ядерное
оружие на свое усмотрение... Речь идет о докладе капитана 1 ранга Рюрика
Кетова - бывшего командира одной из 4 дизельных лодок СФ, направленных в
зону конфликта - "Взгляд на Карибский кризис через перископ". В условиях
многократного превосходства противолодочных сил ВМС США его "Б-4" осталась
единственной подлодкой, которую американцам не удалось поднять на
поверхность. К этому времени наши атомоходы были еще недостаточно освоены,
поэтому вся тяжесть боевой задачи легла на плечи "дизелистов". Несмотря на
многочисленные поломки, частичную потерю связи, ужасающую жару и
агрессивные действия американских ВМС, задача по прикрытию советских
транспортов отчасти была решена. Присутствие лодок создавало определенную
напряженность. Американцев бесило от одной мысли, что русские осмелились
не только приблизиться к их берегам, но и бросить вызов самому
могущественному флоту мира. А если бы они еще знали, что на борту
советских дизелей находится тактическое ядерное оружие - спецторпеды! По
словам капитана 1 ранга Р. Кетова, единственным ключом к принятию решения
о применении ядерного оружия против окружавших его американских кораблей,
стало обращение Кеннеди, которое он прослушал по радио. К счастью,
американский президент объявил, что отдал приказ лишь о блокаде, а не о
вторжении на Кубу. Реакция зала оказалась неоднозначной. Американцы были
шокированы, а советские ветераны высказали сомнение, заметив, что право на
применение ядерного оружия, безусловно, давалось специальным приказом из
Москвы. Однако командир "Б-4" сослался на устный инструктаж, полученный
непосредственно перед выходом в море, дававший ему такое право. Как
показывает опыт истории, устный приказ такая вещь, что от него, в случае
чего, можно и отказаться… (полностью – см. http://rusnord.ru и http://nuclearno.ru )
бпп
бпп
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:33

Сообщение бпп »

21.04.2006
Лев Чернавин контр-адмирал в отставке.
Место службы – Средиземное море
На протяжении многих лет выполняли здесь боевые задачи советские дизельные
подлодки

В 1960-х годах после долгого отсутствия отечественный ВМФ вновь вернулся в
Средиземное море. В первое время это были одиночные походы надводных
кораблей (НК) и подводных лодок (ПЛ). В дальнейшем с постепенным
наращиванием сил и развертыванием в 1967 году 5-й (неофициально
Средиземноморской) эскадры пребывание советского флота в регионе стало
постоянным. В этой почти четвертьвековой эпопее довелось принять участие и
мне...
РЫБАКИ С ТОРПЕДАМИ
...Первая моя самостоятельная трехмесячная боевая служба в Средиземном
море прошла осенью 1964 года, когда я командовал ПЛ Б-130 (проект 641). По
дороге к Гибралтару одной из наших задач было вовремя уклониться от
возможного обнаружения силами противолодочной обороны (ПЛО) ВМС НАТО, что
вполне удалось. Пролив, отделяющий Европу от Африки, форсировали южным
фарватером шириной в две мили, где, как по автомагистрали, постоянно
проходили сотни разнотипных кораблей и судов.
Особенностью Гибралтара является его двухслойное течение: поверхностное,
примерно до стометровой глубины, вливается в Средиземное море из
Атлантического океана со скоростью до трех узлов (около 6 км/ч), глубинное
гонит воду в прямо противоположном направлении и также обладает
внушительными параметрами.
Пролив оборудован гидроакустическими системами, и потому Б-130 проходила
его в надводном положении ночью, маскируясь под рыболовецкий сейнер.
Включили бортовые отличительные огни, на перископе подняли светильник с
электролампой, имитируя топовый огонь. Дозорный корабль, видимо, ВМС
Великобритании, обнаружив нас, стал подавать светом сигналы, запрашивая
позывные, на что мы ему что-то в ответ просигналили, и он успокоился. В
последующем при форсировании Гибралтара в составе бригады ПЛ мы
преодолевали пролив или в надводном положении, или скрытно на глубине,
стараясь следовать под проходящими судами.
При патрулировании и поиске в назначенном квадрате наша задача заключалась
в следующем: выявлять характер деятельности кораблей вероятного
противника, с обнаружением иностранной ПЛ осуществлять за ней слежение и
разведку ее действий, одновременно уточняя интенсивность судоходства в
районе. Патрулирование выполнялось экономической скоростью в два узла на
глубине лучшей слышимости подводных и надводных целей. Всплывали для
зарядки аккумуляторных батарей только ночью, находясь в немедленной
готовности к срочному погружению при любом опасном сигнале, приближении
самолетов или ходовых огней надводных кораблей.
Нередко в поле акустической слышимости наблюдалось 20–25 целей в районе
действий ПЛ. И хотя субмарина проекта 641 воплотила в своей конструкции
все новшества подводного кораблестроения тех лет, на боевой службе
выявилось немало технических недостатков. Они по возвращении на базу были
доведены до кораблестроителей, ремонтников и устранялись. О том, каковы
условия обитаемости в замкнутом пространстве ПЛ, мы тоже впервые
прочувствовали на себе в таком длительном плавании (об этом ниже).
В том походе у нас были контакты предположительно с американскими ПЛАРБ. И
что самое интересное, через 35 лет после этого похода как-то на одной
встрече в США я познакомился с американским адмиралом Лонгом, который в
1964-м тоже был командиром ПЛ и в том же квадрате Средиземного моря в
конце того года имел контакт с советской субмариной – то есть с моей
Б-130! ( полностью – см. http://nvo.ru за 21.04.06г)
бпп
зац

Сообщение зац »

Ребятки! А кто хоть слышал про "РАСКЛАДУШКИ"?
Гость

Сообщение Гость »

зац писал(а):Ребятки! А кто хоть слышал про "РАСКЛАДУШКИ"?

Я извиняюсь - а что это?
Walera
Сообщения: 701
Зарегистрирован: 03 фев 2006, 16:09
Откуда: Одесса

Сообщение Walera »

Думаю не ошибусь если речь о "местном" названии одного из проэктов наших ПЛ. Скажем наподобие"зажигалок".
Walera
Сообщения: 701
Зарегистрирован: 03 фев 2006, 16:09
Откуда: Одесса

Сообщение Walera »

Возможно даже что речь о аббревиатуре-РПКСН.
Аватара пользователя
drakon
Почетный форумчанин
Сообщения: 2207
Зарегистрирован: 20 янв 2006, 15:02
Реальное имя: Александр Тимофеевич
Воинское звание: Капитан 2-го ранга
Откуда: СССР
Контактная информация:

Сообщение drakon »

Walera писал(а):Возможно даже что речь о аббревиатуре-РПКСН.
Исключено ! Служил на РПК СН.. И близко их так никто не называл, а вот 675 проект (кстати, довелось послужить и на них) - вполне возможно..., как она поднимет все свои ракетные контейнера, так очень, похоже...
P.S. А "зажигалками" звали дизелюшки на ЧФ с кислородным наполнением (для работы дизелей в подводном положении) - детище С.Г.Горшкова..., горели они как свечки.... и в дело не пошли....
Ответить

Вернуться в «Подводные лодки»