Забытые будни

Истории и судьбы советских и российских подводных лодок
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8610
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Schultz »

Я ,конечно, извиняюсь, но "варшавянки" не несут ракетного вооружения. И никогда не несли. Они и в Балаклавскую бухту не заходили никогда! Бывший (и последний) Ф-1 14ДПЛ. Ещё раз прошу прощения, что вмешался.
Уже написал выше, что я ошибся насчет "варшавянок". Но вообще в вашей 14-й дивизии ПЛ они ведь были. Первая из них пришла на госиспытания в 153-ю бригаду ПЛ, которая базировалась на Южную бухту в Севастополе (значит, там их и видел) в 1984 г. (как раз в это время я и служил).

До 1992 года 8 подводных лодок проекта 877 различных модификаций прошли государственные испытания в 153-ей бригаде подводных лодок, а затем внутренними водными путями были переведены на Северный флот.

И еще немного истории.

15 декабря 1994 года согласно директиве Главнокомандующего штаба ВМФ от 9 июля 1994 г. была расформирована 14-я дивизия подводных лодок. За 27 лет через дивизию прошли со своими командирами и экипажами 106 лодок постоянного и 24 лодки переменного состава.
В постоянном составе было пятьдесят четыре подводные лодки пр. 613, одиннадцать пр. 633, двенадцать пр. А615, десять пр. 641, четыре пр. 644, три пр. 690, две пр. 640, две пр. 641Б, две пр. 651, по одной подводной лодке проектов 655, 611АВ, 619, 1710, 1840, 877В.
В разные годы в состав дивизии входили лодки Северного флота: шестнадцать единиц пр. 641Б и 8 пр. 877.
(Из книги "Трагедии Севастопольской крепости" А. Широкорада)

Думаю, что wanderer и так все это знает. Просто интересно было самому копнуть архивы.
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Igor_Fe
Сообщения: 108
Зарегистрирован: 21 окт 2006, 23:47

Сообщение Igor_Fe »

В Севастополе была сдаточная база горьковчан, вот "варшавы" там госы и проходили.
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8610
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Schultz »

Порылся в своих фотографиях, сделанных в прошлом году в Балаклаве. Когда-то здесь размещалась 155-я бригада ПЛ и знаменитый объект 825...


Изображение
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Yakovlev
Сообщения: 81
Зарегистрирован: 17 окт 2007, 05:26
Откуда: Владивосток

Сообщение Yakovlev »

drakon писал(а): А "зажигалками" звали дизелюшки на ЧФ с кислородным наполнением (для работы дизелей в подводном положении) - детище С.Г.Горшкова..., горели они как свечки.... и в дело не пошли....
Проект А615....30 едениц
"Тихо журчит вода в гальюне, нравится служба подводника мне"
бпп
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:33

Сообщение бпп »

Атомная тайна "К-27": забытые герои

http://www.rosbalt.ru/2008/05/24/486503.html
бпп
бпп
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:33

Сообщение бпп »

В самом запаученном углу
встречает свое 50-летие первый атомный корабль нашей страны

Есть расхожая моряцкая байка про самые длинные корабли. Рождаются они, когда шторм ломает их надвое либо когда корабль режут на стапеле и вроде как получается – нос в одном месте, а корма - в другом, за многие мили, - вот вам и самый длинный корабль. Про нашу первую атомную подлодку К-3 «Ленинский комсомол» так тоже можно сказать - ее реакторный отсек, точнее, блок-отсек в Сайда-губе, а оставшаяся часть корпуса - на СРЗ «Нерпа»…
«Горшковский» завод
Подробнее о заводе и Сайда-губе. Совсем недавно судоремонтное предприятие «Нерпа» вошло в единый холдинг, возглавляемый ягринской «Звездочкой», и, стало быть, в определенной мере его можно называть северодвинским. Завод был основан в 1972-м, во времена, которые справедливо называют горшковскими - по фамилии знаменитого главкома. Сергей Георгиевич понимал, что в непосредственной близости от оперативных соединений подплава (а на Севере базировалось чуть ли не две трети нашего атомного флота) должна быть и ремонтная база. В наше время «Звездочка» и «Нерпа» стали основными утилизационными центрами атомного подводного флота. Причем в иных случаях «Нерпе», в определенном смысле, достается самая грязная и неблагодарная работа – с реакторными отсеками. В других отсеках уже похозяйничали и свои, и чужие. Медь, латунь, нержавейка - это все снято и продано, а в реакторном отсеке чем поживиться?! А если он еще и аварийный… Такое тоже случается.
Римденок Ростислав Евгеньевич – главный инженер «Нерпы», знающий толк специалист, интересный собеседник, который, болея за дело, находит порой довольно точные и образные выражения…
О финансировании утилизации наших атомных лодок. Известно, что первое поколение их давно уже небоеспособно и ржавеет в бухтах Кольского полуострова немыслимым числом. Их разделку Запад не инвестирует – нет денег, а для разделки новейших АПЛ – пожалуйста! Римденок: «Если сейчас мы запросили бы на утилизацию «Тайфунов» и «Акул», то в США деньги сразу бы нашли…»
О деградации нашего ВМФ. Ее не признают сегодня только сами флотские, да и то, полагаю, чтобы скрыть свой стыд. И то, что радиоактивный мусор за собой флот убрать не в состоянии, тоже вещь очевидная. Римденок: «Флот не способен справиться с утилизацией. Если бы за дело не взялся Росатом (гражданское ведомство. – Прим. О.Х.), все так и было бы в расквашенном состоянии…»
К сожалению, возразить Ростиславу Евгеньевичу нечем. Корабельные кладбища Северного флота впечатляют. И количеством, и долговременьем, и возможными экологическими последствиями. Без почетного салюта ушел в историю наш подплав, который делил с главными морскими державами пальму первенства в океане. Кто его предал – бездарные политики по глупости или продажные деятели в угоду алчности – это время покажет. А пока у СРЗ «Нерпа» есть работа. И работа эта будет и дальше. Римденок: «Фактически за надводный атомный флот мы еще не брались, а это немало кораблей – от плавтехбазы «Лепсе» до атомных ледоколов, которые выслужили свой срок. Мы еще хлебнем здесь проблем, хотя бы потому, что при утилизации надводных кораблей резко возрастут объемы ТРО (твердые радиоактивные отходы. – Прим. О.Х.), а регионального хранилища ТРО у нас нет. Его роль пока выполняет Сайда-губа...»
Много лет в Сайда-губу морем из Северодвинска и по Кольскому заливу из «Нерпы» буксируются реакторные отсеки утилизируемых подлодок. Операция эта достаточно сложная, и пока буксиры волокут опасный «поплавок», движение других судов в Кольском заливе даже ограничивают. К слову, рассматривался вариант, чтобы реакторные отсеки подлодок после «Нерпы» ставить на большегрузные трейлеры и везти к хранилищу по дороге. В США так и поступают. Но разве сравнишь наши дороги с американскими? И от такого варианта отказались.
Упрощенно технология утилизации выглядит так. Лодку ставят в док, реакторный отсек из ее корпуса вырезают, герметизируют, а затем приваривают с обоих концов (или побортно) емкости-понтоны. Благодаря такого рода поплавкам реакторные отсеки и держатся на воде. Но морская вода металл быстро выедает, и, сколько они так продержатся, один Бог знает. Предлагали загонять отсеки в гранитные штольни – в скалах Сайда-губы такие есть, но, оказывается, безопаснее всего вытащить их на берег и защитить от осадков. Называется – на сухое хранение. К тому и готовят Сайда-губу сегодня с помощью Германии.
Проекты и прожекты
Точной цифры, сколько «Нерпа» уже разделала подлодок, не назову - не знаю. Но среди тех кораблей, чье имя или тактический номер на слуху у подводников, есть два: К-19, ему придумали зловещее прозвище «Хиросима», и еще К-3 «Ленинский комсомол». «Хиросиму» уже располосовали. Правда, ограждение рубки корабля купил один богатей, бывший моряк К-19. Сейчас, говорят, он один из «водочных королей» России, и деньги у него водятся. Так вот купил он рубку, чтобы поставить ее на постамент. Хоть и прилепили бывшему подводнику ироничное прозвище «водочный король», а благодарности он достоин – дело сделал благое, ведь не должны же люди забывать о трагедиях атомного подплава!
Другая ситуация с К-3 «Ленинский комсомол» - первой нашей атомной подлодкой, первой атомной подлодкой Севмаша и первой нашей подлодкой, достигшей Северного полюса. Повторюсь, она сейчас стоит на «Нерпе» без реакторного отсека. Каких только прожектов не строили относительно увековечивания ее славы! Бесстыдно жирующей Москве она, например, виделась очередным… увеселительным центром на Москва-реке. Был и совершенно бредовый вариант – вытащить лодку на берег у… ягринского моста! Лет десять-двенадцать судили-рядили, наконец стал реально вырисовываться вариант с постановкой «Ленинского комсомола» на Неве, рядом с крейсером «Аврора». Вроде бы и логично – как-никак основные проектные работы по кораблю велись в Ленинграде, а строившему лодку Северодвинску, ясное дело, такой корабль-музей не по зубам… Да только буксировать с Севера, обустраивать место стоянки в Санкт-Петербурге - все это дорого, на это у Питера, мол, денег нет. Это у позеленевшего от долларов Питера нет денег?!
- Да не ломали бы голову! – говорит Ростислав Евгеньевич Римденок. - Нужно поставить «Ленинский комсомол» здесь, в Мурманске, рядом с ледоколом «Ленин»...
А первый в мире атомный ледокол действительно скоро станет на вечную стоянку у морского вокзала заполярной столицы в качестве музея арктического мореплавания.
О памяти и лицедействе
Судьба первенца нашего атомного подводного флота для Ростислава Евгеньевича больной вопрос. Он рассказывает: «Вот недавно пронесся очередной слух, мол, «Ленинский комсомол» разрезали. Тут же из «Малахита» звонит Шмаков (Радий Шмаков – генеральный директор КБ, в свое время работал над 627-м проектом. – Прим. О.Х.), а за ним Мормуль (Николай Мормуль - контр-адмирал в отставке, один из первых моряков К-3. – Прим. О.Х.)… Оба с возмущением: «Неужели разрезали?!» И со страхом ждут ответа. А я им, чтоб перца добавить, говорю: да, разрезали… На том конце трубки такое тягостное молчание, что я уж и не рад тому, что пошутил. Да не разрезали, не разрезали… Стоит как стояла, все денег ждет…»
Не поднялась рука у судоремонтников «Нерпы» на неправедное дело. Подлодку, ставшую частью нашей общей истории, они отбуксировали «в самый запаученный угол» - еще один образ от Ростислава Евгеньевича. Чтобы она не мешала работе на акватории завода – лодка ведь не маленькая, 100 метров длиной. Там она и стоит. Под флагом ВМФ.
А лодку между тем вполне реально довести до ума – в качестве корабля-музея, разумеется. Сумма, необходимая для этого, примерно равна стоимости… футболиста уровня сборной России. Ну уж после такой информации точно напрашиваются определенные выводы.
Во-первых, сборная по футболу у нас все-таки не лучшая, даже в Европе, хотя футболистов-миллионеров в стране хватает и страна их уже готова зацеловать. Денег, чтобы увековечить подвиг нескольких поколений ученых, корабелов и моряков, у страны нет, и страна не чувствует по этому поводу стыда. Выходит, патриотизм теперь сводится к тому, чтобы накачаться пивом по самые уши и орать «Вперед, Россия!»?
Когда наш первый атомный подводный корабль впервые покидал акваторию Северодвинска, когда впервые шел на океанскую глубину, а позже впервые устремился к Северному полюсу, это было настоящее движение вперед, не ее отдельно взятых высокооплачиваемых граждан, а всей нашей нации. И ведь дня не проходит сегодня, чтобы государство не долдонило про «любовь к отеческим гробам», чтобы не призывало нас любить Отечество. Из самого первого экипажа АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» сейчас на белом свете пять человек осталось. Наверное, за лицедейство нашего государства им обиднее всего.
Заместитель главного редактора Олег ХИМАНЫЧ
бпп
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8610
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Забытые будни

Сообщение Schultz »

В Севастополе отметили 105-ю годовщину подводного флота России
Изображение
19 марта у памятника подводникам-черноморцам состоялось торжественное построение личного состава соединения подводных лодок Черноморского флота и Военно-Морских Сил Украины. На торжественном митинге, состоявшемся здесь же, присутствовал заместитель командующего Черноморским флотом капитан 1 ранга Юрий Ореховский, помощник благочинного Севастопольского округа иерей Стефан Сломчинский, представители ВМСУ, ветераны-подводники, жители города-героя. Выступая на митинге заместитель командующего флотом Юрий Ореховский поздравил моряков, ветеранов подплава с праздником.
Он отметил, что лучшие традиции подводного флота России на Черном море с честью продолжают нынешние моряки. Об этом лучше всего свидетельствует переходящий приз Главнокомандующего ВМФ РФ, которого экипаж подводной лодки ЧФ "Алроса" удостоен по итогам прошлого года за успешную торпедную атаку отряда боевых кораблей. Он пожелал подводникам удачи и успешного выполнения поставленных задач.
К памятнику подводникам-черноморцам были возложены венки и цветы. Затем военнослужащие братских флотов прошли у мемориала торжественным маршем. Позднее в воинских частях состоялось торжественные построения, на которых были зачитаны праздничные приказы, отличившиеся в службе моряки поощрены командованием.
В России первая подводная лодка была построена при Петре I опытным мастером-плотником Ефимом Никоновым. В 1719 году в челобитной на имя царя он предложил «потаенное судно, которое в море будет разбивать корабли». После смерти Петра I 25 января 1725 года интерес к работе изобретателя пропал. Далее было много проектов подводных лодок, среди имен авторов можно вспомнить К.Черновского, А.Подолецкого, К.Шильдера, Н.Полевого, А.Титкова, И.Александровского. Последнему даже удалось построить первую отечественную подводную лодку с механическим двигателем.
Первым подводником на Черном море являлся Степан Карлович Джевецкий, автор 8 проектов подводных лодок, испытавший в 1878 г. подводную лодку на Большом Одесском заливе. Заключение приемной комиссии: «Подобная лодка будет вполне пригодной для практических военных целей». В 1881 году было построено 50 его подводных лодок - первая в мире серия. Памятник С.К.Джевецкому, работы скульптора Алексея Копьева открыт в Одессе в 2004 году в период 41 международного Конгресса подводников.
К началу 20 века почти одновременно экономически развитые страны пришли к мысли, что подводные лодки, это именно то оружие, которое позволяет защищаться на море против сильнейшего врага. Были сторонники и противники, но подводные лодки начали быстро проектировать, строить, набирать и подготавливать экипажи и испытывать. Все началось на Балтике. Строительная комиссия в составе И.Бубнова, М.Бекламишева и И.Горюнова к весне 1901 года разработала проект первой боевой отечественной подводной лодки и с 5 июля 1901 года началась постройка на Балтийском судомеханическом заводе подводной лодки «Дельфин». Летом 1903 года начались ее испытания, доказавшие возможность постройки 6-ти подводных лодок типа «Касатка» на отечественных заводах. Построенные лодки отправлялись железнодорожным транспортом на Дальний Восток и Черное море.
К 1917 году в состав русского военно-морского флота входило 52 подводные лодки, на Балтике - 32. 60 % подводных лодок были отечественной постройки типа «Касатка», «Минога», «Барс» и «Краб», строились по проектам русских конструкторов. На Балтике подводные лодки были сведены в дивизию. Исключительным мужеством и самоотверженностью отличались многие командиры подводных лодок, особенно В.Ф. Дудкин, С.П.Языков, Б.М. Ворошилин, А.А. Ждан-Пушкин, А.А.Школьников, М.В. Лашмаков, Ю.В. Пуарэ, Г.М.Грухов, Г.А.Шредер, и многие-многие другие.
Подводная лодка «Тюмень» сумела захватить и привезти в Севастополь турецкий вооруженный транспорт «Родосто», водоизмещением 6000 тонн. Об этом подвиге узнала вся страна. Все подводники «Тюленя» были награждены Георгиевскими крестами и медалями. Командир М.Китицин стал самым популярным подводником в России, капитаном 1 ранга, награжден орденом Святого Георгия, золотым оружием за храбрость, назначен командиром классов в Петрограде.
В 1920 году оставил службу и уехал в Америку, где и умер в 1960 году. 3 февраля 1931 года на Черном море сформирована бригада из 2-х дивизионов подводных лодок, в 1936 - вторая бригада. На 1 сентября 1939 года подводные силы Черноморского флота состояли из 30 подводных лодок. Много было сделано для подготовки подводных лодок к войне командирами бригад и дивизионов, среди них Г.Васильев, Ю.Пантелеев, А.Крестовский, Я.Солдатов, Б.Котловский.
Великую отечественную войну встретили на Черном море 44 подводные лодки, из них в строю - 25, в текущем ремонте - 15, в капитальном ремонте - 4. Подвиги подводников-черноморцев описаны в многочисленной литературе, гибель 26 подводных лодок - также. Черноморские подводники в годы войны проявили такое высокое боевое мастерство и героизм, что это вынуждены были признать даже враги. Один из бывших адмиралов гитлеровского флота писал: «Сила русского подводника состоит в его готовности к самопожертвованию, у него нет недостатков ни в боевой готовности и стойкости, ни в необходимых штурманских и тактических способностях». Герои-подводники доказали это!

Взято с сайта Севастопольского благочиния
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8610
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Забытые будни

Сообщение Schultz »

Звезда Героя -- через полвека
1_zvezda-geroya-cherez-polveka.jpg
Это, пожалуй, единственный командир подлодки Великой Отечественной, который стал не Героем Советского Союза, а Героем России...

Представление к награде на Алексея Михайловича Матиясевича было подписано еще в 1942 году, но получил он Звезду лишь в 1995-м, посмертно. Легенда гласит, что награду он не получил вовремя из-за критики "атаки века" Александра Маринеско.

Судьба Алексея Матиясевича очень непохожа на судьбы других командиров подлодок Великой Отечественной. В командиры субмарин он пришел уже зрелым, опытным моряком как раз накануне войны.

Современные справочники перечисляют его многочисленные необычные профессии: советский капитан дальнего плавания, полярник, подводник, гидрограф, почётный работник Морского флота СССР, действительный член Географического общества, член Полярной комиссии, командир подводного минного заградителя "Лембит", Герой России...

Да и посмертное получение им звания Героя России в 1995 году, через 40 лет после окончания войны и в год собственного ухода и жизни, тоже весьма необычно. Однако историки в один голос говорят, что получение им Звезды Героя совершенно закономерно — просто так распорядилась судьба, по разным причинам "отодвинув" награждение на десятилетия...

Алексей Матиясевич родился 17 сентября 1905 года в Смоленске в семье царского офицера Михаила Степановича Матиясевича. Михаил Степанович дослужился до полковника, а все пять его сыновей, включая Алексея, стали впоследствии кадровыми офицерами.

Уже в 16 лет, в 1921 году, приписав себе полтора года возраста, без ведома родителей, Алексей записался на флот. Служил матросом на буксирном пароходе "Амстердам" при переходе группы речных судов Северным морским путём из Мурманска в Красноярск, в 1922 году поступил на судоводительское отделение Киевского водного техникума, в 1927 году окончил его и поступил в Ленинградский морской техникум водных путей сообщения. После окончания учёбы в 1931 году и до 1934 года ходил на судах в качестве штурмана, помощника капитана, старпома, капитана на кораблях Дальневосточного пароходства. С 1934 по 1940 год — Балтийского пароходства.

В 1936 году в качестве старшего помощника капитана ледокольного парохода "Анадырь" участвовал в особой экспедиции под руководством Отто Юльевича Шмидта по проведению эсминцев "Сталин" и "Войков" из Кронштадта во Владивосток Северным морским путём. За успешное выполнение задания награждён орденом "Знак Почёта".

В 1937 году в должности старпома ледокольного парохода "Моссовет" Алексей Матиясевич участвовал в переходе из Мурманска в Петропавловск-Камчатский по Северному морскому пути за одну навигацию. Полярная страница судьбы Матиясевича весьма колоритна.

Как следует из его уточненной биографии, предоставленной изданию "Герои страны" историком Н.В. Уфаркиным, на обратном пути шедший рекордными темпами пароход, взявший на Камчатке большой запас угля, по приказу руководства задержался во льдах для помощи другим судам, несмотря на благоприятные условия для завершения своего похода. В итоге "Моссовет" остался во льдах на зимовку вместе с ними. Учтя это, командование посчитало переход выполненным. Таким образом, были получены доказательства, что Северный морской путь проходим в обоих направлениях в течение одной навигации.

В мае-июле 1940 года Матиясевич участвовал в экспедиции по переводу закупленных в Голландии судов из Роттердама в Ленинград. Уже вовсю шла Вторая мировая война. Во время этой командировки Голландия была захвачена гитлеровцами. Но войны между Германией и СССР еще не было!

Перед выходом в море немецкий офицер сообщил советским морякам радиочастоты для связи "в случае неприятностей". В пути караван, шедший с ясными обозначениями нейтральной страны, был обстрелян самолётом с британскими опознавательными знаками. Неизвестно, был ли это действительно британский самолёт или имела место немецкая провокация...

В ноябре 1940 года тридцатипятилетний моряк с двадцатилетним стажем плавания Алексей Матиясевич успешно прошёл медкомиссию и был направлен на Высшие специальные курсы командного состава Краснознамённого учебного отряда подводного плавания, которые успешно окончил в 1941 году уже после начала войны.

С июля 1941 года Алексей Матиясевич — помощник командира, а с 30 сентября 1941 года — командир уникального подводного минного заградителя "Лембит" Краснознамённого Балтийского флота. Лодка ранее входила в ВМС Эстонии и была построена в Великобритании, поэтому даже опытным морякам приходилось заново изучать механизмы корабля.

Официальные документы гласят, что в последних числах августа 1941 года на своей подлодке Алексей Матиясевич участвовал в беспримерном по сложности и боевой обстановке Таллинском переходе кораблей Балтфлота из Таллинна в Кронштадт. Под его командованием минзаг "Лембит" выходил в боевые походы на постановку минных заграждений, нарушение морских сообщений противника и несение дозорной службы.

За время войны "Лембит" под командованием Матиясевича совершил пять минных постановок, выставив 100 мин, провёл восемь торпедных атак (выпущено 13 торпед). По послевоенным подсчётам командования Балтийского флота торпедами и минами лодки Алексея Матиясевича было потоплено 21 судно и четыре повреждены.

Историки вспоминают такой эпизод. 14 сентября 1942 года командир Матиясевич, атакуя конвой противника в районе острова Уте, впервые в истории Балтийского флота произвёл торпедную атаку одновременно двух целей. В результате один из транспортов, "Финнланд", был повреждён, а советская подлодка подверглась преследованию. Корабли охранения сбросили на "Лембит" 50 глубинных бомб.

От близкого взрыва возник пожар в аккумуляторной батарее, начала поступать в отсек забортная вода. Командир, несмотря на полную темноту в отсеках, отравленную атмосферу, большое количество раненых, своим личным примером стойкости и мужества, сумел организовать экипаж на борьбу за живучесть подводного корабля. Благодаря профессионализму и слаженности действий личного состава пожар был ликвидирован, частично устранены повреждения и прекращено поступление воды внутрь подводной лодки.

За беспримерный боевой поход в августе-сентябре 1942 года командир минзага "Лембит" Алексей Матиясевич был представлен к званию Героя Советского Союза, но был на сей раз награжден только орденом Ленина...

За период боевых действий на Балтике в должности командира подлодки он совершил семь боевых походов, выполнил восемь торпедных атак, в которых были потоплены три транспорта противника. На выставленных командой "Лембита" минах взорвались сторожевой корабль, тральщик, и два транспорта противника. 6 марта 1945 года за успешную боевую деятельность экипажа подводная лодка "Лембит" награждена орденом Красного Знамени.

После войны Матиясевич продолжил службу на той же лодке, потом перевелся на другую, был командиром дивизиона строящихся и капитально ремонтирующихся подводных лодок Балтийского флота. Но с апреля 1948 судьба его снова сделала необычный зигзаг: его назначили командовать экспериментальной, только что построенной подлодкой "М-401".

Это был уникальный корабль, передовой для своего времени, с единым двигателем, работающим по замкнутому циклу. На лодке испытывались опытные конструкции для отработки и внедрения на подводных лодках других проектов. И вот во время одного и циклов испытаний, в октябре 1949 года, на "М-401" возник пожар в отсеке левой машины. В результате четких и грамотных действий командира лодки Матиясевича и её экипажа в течение нескольких минут пожар был потушен, лодка и люди спасены...

С октября 1950 года капитан 1-го ранга Алексей Михайлович Матиясевич, признанный на флоте СССР опытнейшим подводником, был переведен на преподавательскую работу в Высшее военно-морское училище подводного плавания. С ноября 1955 года капитан 1-го ранга Алексей Михайлович Матиясевич в запасе по возрасту, а затем в отставке.

На "гражданке" он работал капитаном на морских судах в гидрографическом предприятии Министерства морского флота, старшим лоцманом в Ленинградском морском порту. С 1981 года он на заслуженном отдыхе, активно участвовал в ветеранском движении и военно-патриотической работе, был избран почётным членом Президиума объединенного Совета ветеранов-подводников ВМФ. Алексей Михайлович ушел и жизни 28 января 1995 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Серафимовском кладбище.

И уже после его смерти его товарищи-ветераны обратились к президенту России с просьбой пересмотреть то самое архивное представление к званию Героя Советского Союза от 1942 года. Заодно выяснилось, почему это представление "не сработало" сразу же после Великой Отечественной. Просто Алексей Матиясевич, грамотный и опытный офицер, жестко критиковал, как бы сейчас назвали, пиар-компанию, поднятую после так называемой "Атаки века" в начале 1945 года, в ходе которой лодкой под командованием Александра Маринеско был потоплен лайнер "Вильгельм Густлов" с тысячами пассажиров на борту.

Как бы считалось, что на "Густлове" находились десятки подготовленных экипажей немецких подводников, и кригсмарине тогда понесли невосполнимую потерю. Советская пропаганда создала этот красивый миф и не собиралась от него отказываться. А тут какой-то Матиясевич этот самый победный миф критиковать взялся. Вот и "задвинули" тогда его представление к званию Героя куда подальше...

На самом деле, как полагают уже современные историки, подводников на "Густлове", причем далеко не обученных, было лишь около сотни, остальные тысячи погибших — эвакуируемые мирные граждане Германии, в том числе женщины и дети.

В своих воспоминаниях контр-адмирал В. С. Козлов так прямо и пишет, что звание Героя Советского Союза Матиясевичу не было присвоено своевременно именно из-за его критики той самой распиаренной "Атаки века". А сам Матиясевич писал в мемуарах:

"Потеря некоторого количества подводников решающего значения в то время для немецкого подводного флота уже не имела... Запланированного вступления в строй новых лодок XXI и XXIII серий, для которых готовились кадры подводников, так не произошло...".

Но справедливость восторжествовала. Указом Президента России от 29 ноября 1995 года номер 1192 "за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" Матиясевичу Алексею Михайловичу посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации. Впервые командиру-подводнику "той" войны присвоили звание героя "этой" России...

(с) Информагентство "Мангазея"
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Ответить

Вернуться в «Подводные лодки»