ПЛ Д-2 "Народоволец"
Добавлено: 08 окт 2011, 03:15
Уж если зашел разговор об одной и значимых ПЛ - исторический символ Балтийского флота.
Д-2 "Народоволец", я не могу не ответить - это одна из наших легенд.
5 марта 1927 года состоялась торжественная закладка подводных лодок «Декабрист», «Народоволец» и «Красногвардеец» (День Корабля) в присутствии руководителей армии и флота. Ещё три подводные лодки этой серии «Революционер», «Спартаковец» и «Якобинец» были начаты постройкой в Николаеве для Чёрного моря. Постройка двигалась медленно по ряду объективных причин, но в октябре 1931 года «Народоволец» вслед за «Декабристом» вошёл в состав Морских сил Балтийского моря.
По своим боевым задачам эти лодки относились к типу позиционных. Они предназначались для действий против надводных кораблей противника в ограниченных районах Балтийского моря с применением преимущественно торпедного оружия. Лодки I серии были способны действовать на удалении от баз, атаковать торпедами с дистанции 10-15 каб, вести артогонь по целям с дистанции примерно 5-7 миль. При этом уже тогда имея качественную бортовую и береговую связь на значительном расстоянии.
«Д-2» в Великой Отечественной Войне
Свой первый поход «Д-2» совершила 23 сентября 1942 года под командованием Р. В. Линденберга, спустя сутки лодка чуть не погибла, когда запуталась в противолодочной сети, выставленной немцами; двое суток подводники освобождали подводную лодку, погружаясь днём под воду, а ночью рубили стальную сеть. После освобождения «Д-2» прибыла на позицию у острова Борнхольм. 14 октября «Народоволец» открыл счёт, отправив на дно транспорт «Якобус Фрицен» (Jacobus Fritzen, 4.090 брт). Пять дней спустя, 19 октября 1942 года, лодка торпедировала и тяжело повредила морской паром «Дойчланд» (Deutschland, 2.972 брт), курсировавший между немецким городомЗассниц и шведским городом Треллеборг, при этом погибли 5 солдат, ещё 20 солдат и двое гражданских пропали без вести, 27 солдат и 6 гражданских получили ранения[1]. По заявлениям шведской прессы погибло более 600[2] по другим данным 900[3] человек. По данным разведки Балтфлота среди погибших был заместитель премьер-министра Норвегии Лунде, который возвращался после доверительной беседы с Адольфом Гитлером на родину. На самом деле Лунде погиб в автокатастрофе через 6 дней после атаки "Дойчланда" советской подлодкой и отношения к ней не имел[1].
[править]Послевоенное время
После окончания войны «Д-2» продолжила нести службу на Балтийском флоте. В 1956 году подлодку разоружили и переформировали в учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть УТС-6, исключив лодку из боевого состава флота. В 1989 году специальным постановлением правительства было решено создать мемориальный комплекс героям-подводникам Великой Отечественной войны, учёным, конструкторам и судостроителям. Комплекс был разработан в бюро морской техники ФГУП «ЦКБ МТ Рубин». В том же году «Д-2» была установлена в качестве мемориала-музея в Шкиперском протоке, неподалеку от площади Морской Славы, в Санкт-Петербурге, где стоит и в настоящее время. В 1993 году на лодке «Д-2» была открыта музейная экспозиция, при открытии музея присутствовали В. В. Путин, адмирал И. В. Касатонов, вице-адмирал В. В. Гришанов, контр-адмирал Л. Д. Чернавин, начальник Центрального военно-морского музея капитан 1 ранга Е. Н. Корчагин
Этот музей - памятник морякам-подводникам и создателям советского подводного флота.
Это совсем немного, что можно рассказать об этой легендарной лодке. Безусловно, приятно и значимо, что ОНА не забыта, а находится в нашем родном ей Ленинграде рядом с родным Финским заливом и на заслуженном, ей пьедестале и видит Кронштадт.
Д-2 "Народоволец", я не могу не ответить - это одна из наших легенд.
5 марта 1927 года состоялась торжественная закладка подводных лодок «Декабрист», «Народоволец» и «Красногвардеец» (День Корабля) в присутствии руководителей армии и флота. Ещё три подводные лодки этой серии «Революционер», «Спартаковец» и «Якобинец» были начаты постройкой в Николаеве для Чёрного моря. Постройка двигалась медленно по ряду объективных причин, но в октябре 1931 года «Народоволец» вслед за «Декабристом» вошёл в состав Морских сил Балтийского моря.
По своим боевым задачам эти лодки относились к типу позиционных. Они предназначались для действий против надводных кораблей противника в ограниченных районах Балтийского моря с применением преимущественно торпедного оружия. Лодки I серии были способны действовать на удалении от баз, атаковать торпедами с дистанции 10-15 каб, вести артогонь по целям с дистанции примерно 5-7 миль. При этом уже тогда имея качественную бортовую и береговую связь на значительном расстоянии.
«Д-2» в Великой Отечественной Войне
Свой первый поход «Д-2» совершила 23 сентября 1942 года под командованием Р. В. Линденберга, спустя сутки лодка чуть не погибла, когда запуталась в противолодочной сети, выставленной немцами; двое суток подводники освобождали подводную лодку, погружаясь днём под воду, а ночью рубили стальную сеть. После освобождения «Д-2» прибыла на позицию у острова Борнхольм. 14 октября «Народоволец» открыл счёт, отправив на дно транспорт «Якобус Фрицен» (Jacobus Fritzen, 4.090 брт). Пять дней спустя, 19 октября 1942 года, лодка торпедировала и тяжело повредила морской паром «Дойчланд» (Deutschland, 2.972 брт), курсировавший между немецким городомЗассниц и шведским городом Треллеборг, при этом погибли 5 солдат, ещё 20 солдат и двое гражданских пропали без вести, 27 солдат и 6 гражданских получили ранения[1]. По заявлениям шведской прессы погибло более 600[2] по другим данным 900[3] человек. По данным разведки Балтфлота среди погибших был заместитель премьер-министра Норвегии Лунде, который возвращался после доверительной беседы с Адольфом Гитлером на родину. На самом деле Лунде погиб в автокатастрофе через 6 дней после атаки "Дойчланда" советской подлодкой и отношения к ней не имел[1].
[править]Послевоенное время
После окончания войны «Д-2» продолжила нести службу на Балтийском флоте. В 1956 году подлодку разоружили и переформировали в учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть УТС-6, исключив лодку из боевого состава флота. В 1989 году специальным постановлением правительства было решено создать мемориальный комплекс героям-подводникам Великой Отечественной войны, учёным, конструкторам и судостроителям. Комплекс был разработан в бюро морской техники ФГУП «ЦКБ МТ Рубин». В том же году «Д-2» была установлена в качестве мемориала-музея в Шкиперском протоке, неподалеку от площади Морской Славы, в Санкт-Петербурге, где стоит и в настоящее время. В 1993 году на лодке «Д-2» была открыта музейная экспозиция, при открытии музея присутствовали В. В. Путин, адмирал И. В. Касатонов, вице-адмирал В. В. Гришанов, контр-адмирал Л. Д. Чернавин, начальник Центрального военно-морского музея капитан 1 ранга Е. Н. Корчагин
Этот музей - памятник морякам-подводникам и создателям советского подводного флота.
Это совсем немного, что можно рассказать об этой легендарной лодке. Безусловно, приятно и значимо, что ОНА не забыта, а находится в нашем родном ей Ленинграде рядом с родным Финским заливом и на заслуженном, ей пьедестале и видит Кронштадт.