Большие охотники проекта 122, 122А, 122бис

История, боевой путь, командиры
Ответить
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8123
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Большие охотники проекта 122, 122А, 122бис

Сообщение Schultz »

К началу Великой Отечественной войны корабли, заложенные на одной из волжских верфей, были построены и осенью 1941 года известный советский катерник, впоследствии контр-адмирал Б. В. Никитин получил приказ принять несколько больших охотников для включени их в состав Каспийской военной флотилии. Прибыв в Баку, Никитин увидел у причала эти корабли - с узкими стальными корпусами, носы которых были приподняты, что делало их похожими на маленькие миноносцы. Перед приемной комиссией встала проблема использования больших охотников, так как в условиях войны переброска их на Балтику и на Белое море стала невозможной. Решено было сделать из охотников корабли охранения танкерного флота на Каспии. Поскольку главным противником здесь были фашистские самолеты, а против них вооружение больших охотников было неэффективным, глубинные бомбы с катеров сняли, усилив артиллерийское вооружение 37-мм зенитным автоматом и еще одним крупнокалиберным пулеметом. К концу декабря 1941 года, все катера были переданы Каспийской флотилии. В последующие месяцы они сопровождали танкеры с жидким топливом на Каспии и Волге, участвовали в боях под Сталинградом в составе Волжской флотилии.
q2.jpg

Водоизмещение 240 т. Длина наибольшая 49 м, ширина 5,8 м, среднее углубление 2 м.

Суммарная мощность трех отечественных дизелей типа «38-НРН-8» или американских «Дженерал Моторс» 3360 и 3600 л. с. соответственно, скорость хода 24—25 узлов.

Вооружение: одно 76-мм орудие 34-К (впоследствии 85-мм 90-К), два 37-мм автомата 70-К, два спаренных 12,7-мм пулемета, два бомбомета, 18 — больших и 16 малых глубинных бомб.
q1_0-400x492.jpg

«Боль­шой охот­ник», как раз­но­вид­ность ма­ло­го про­ти­во­ло­доч­но­го ко­раб­ля (кон­цеп­цию сфор­му­ли­ро­ва­ли еще в 20-х гг. - «ис­ка­тель под­вод­ных ло­док»), в СССР соз­да­ли на­ка­ну­не Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны. В те го­ды, учи­ты­вая воз­рас­таю­щую роль под­вод­ных сил в воо­ру­жен­ной борь­бе на мо­ре и не­об­хо­ди­мость уси­ле­ния и со­вер­шен­ст­во­ва­ния сил и средств про­ти­во­ло­доч­ной обо­ро­ны, ру­ко­во­дством Во­ен­но-Мор­ско­го фло­та СССР бы­ло при­ня­то ре­ше­ние о соз­да­нии но­во­го под­клас­са бое­вых ко­раб­лей - боль­ших охот­ни­ков за под­вод­ны­ми лод­ка­ми.

Ос­нов­ной за­да­чей, воз­ла­гае­мой на эти ко­раб­ли, яв­ля­лось не­се­ние до­зор­ной и ох­ран­ной служ­бы в ближ­ней зо­не на­ших во­ен­но-мор­ских баз и на пу­тях раз­вер­ты­ва­ния сил фло­та. Пред­по­ла­га­лось, что это бу­дет дос­та­точ­но мо­ре­ход­ный и бы­ст­ро­ход­ный ко­рабль, с уве­ли­чен­ной даль­но­стью пла­ва­ния, не­боль­шо­го во­до­из­ме­ще­ния, ко­то­рый был бы спо­со­бен не­сти со­вре­мен­ное по то­му вре­ме­ни воо­ру­же­ние для борь­бы с под­вод­ны­ми лод­ка­ми.

Кон­ст­рук­тор­ское бю­ро Бал­тий­ско­го за­во­да в 1938-1939 гг. раз­ра­бо­та­ло про­ект ко­раб­ля мор­ской по­гра­нич­ной ох­ра­ны под №115. За­ин­те­ре­со­ван­ное в по­доб­ном ко­раб­ле ру­ко­во­дство Нар­ко­ма­та ВМФ по­ру­чи­ло кон­ст­рук­тор­ско­му бю­ро в г. Горь­ком (ЦКБ-51) пе­ре­ра­бо­тать его с до­во­ору­же­ни­ем гид­ро­аку­сти­че­ской стан­ци­ей ти­па «Та­мир». Но­вый про­ект по­лу­чил №122. Зе­ле­но­доль­ский за­вод №340 и за­вод №300 («Ле­нин­ская куз­ни­ца») в Кие­ве с 1939-40 гг. начали по­строй­ку се­рии боль­ших охот­ни­ков (со­от­вет­ст­вен­но 6 и 4 еди­ни­цы). Па­рал­лель­но с по­строй­кой осу­ще­ст­в­ля­лась и кор­рек­ти­ров­ка про­ек­та в ЦКБ-51. «Ар­тил­ле­рист», го­лов­ной боль­шой охот­ник за­во­да №340, со­шёл на во­ду 21 ап­ре­ля 1940 г., а за ним в том же го­ду, на том же за­во­де спус­ти­ли и вто­рой - «Ми­нёр».

Скор­рек­ти­ро­ван­ный пр. 122-а пре­ду­смат­ри­вал воо­ру­же­ние ко­раб­ля од­ной 76-мм уни­вер­саль­ной ар­тил­ле­рий­ской ус­та­нов­кой 34-К, тре­мя 12,7-мм пу­ле­ме­та­ми ДШК и глу­бин­ны­ми бом­ба­ми (16 боль­ших и 40 ма­лых). Нор­маль­ное во­до­из­ме­ще­ние по про­ек­ту рав­ня­лось 209 т. ско­рость 23 уз, даль­ность пла­ва­ния 2410 миль. Глав­ные ме­ха­низ­мы со­стоя­ли из трёх ди­зе­лей мар­ки 9Д мощ­но­стью по 1100 л.с.
q8-660x319.jpg

q9-660x311.jpg

По­строй­ку пер­вых се­рий­ных ко­раб­лей пр. 122-а, за­дер­жи­вав­шую­ся из-за до­ра­бот­ки про­ек­та до на­ча­ла бое­вых дей­ст­вий, за­вер­шить не ус­пе­ли. Пер­вые два боль­ших охот­ни­ка «Ар­тил­ле­рист» и «Ми­нер» бы­ли го­то­вы к сда­че за­каз­чи­ку в ию­ле 1941 г. Их пе­ре­ве­ли по Вол­ге в Ба­ку, где, по­сле за­вер­ше­ния сда­точ­ных ис­пы­та­ний, в но­яб­ре 1941 г. они всту­пи­ли в строй Крас­но­зна­мен­ной Кас­пий­ской фло­ти­лии.

В ка­че­ст­ве сред­ст­ва под­вод­но­го на­блю­де­ния ус­та­нав­ли­ва­лась пер­вая оте­че­ст­вен­ная под­киль­ная вы­движ­ная гид­ро­аку­сти­че­ская ап­па­ра­ту­ра «Та­мир». Трех­валь­ная глав­ная энер­ге­ти­че­ская ус­та­нов­ка, со­стоя­щая из ди­зе­лей мар­ки 9Д Ко­ло­мен­ско­го за­во­да мощ­но­стью по 1100 л.с., по­зво­ля­ла раз­ви­вать ско­рость до 22 уз. и обес­пе­чи­ва­ла рай­он пла­ва­ния до 2000 миль.
q3_0-660x480.jpg

Од­на­ко в хо­де ис­пы­та­ний го­лов­но­го ко­раб­ля «Ар­тил­ле­рист», по­строй­ки Зе­ле­но­доль­ско­го за­во­да №340, осе­нью 1941 г. на Кас­пий­ском мо­ре вы­яви­ли и серь­ез­ные не­дос­тат­ки. Так, от­сут­ст­во­вал ре­жим ма­ло­шум­но­го хо­да (2-4 уз) для про­слу­ши­ва­ния шу­мов под­вод­ных ло­док. Дви­га­тель аме­ри­кан­ской фир­мы «Дже­не­рал мо­торс» мощ­но­стью 90 л.с., ус­та­нов­лен­ный для ре­жи­ма ма­ло­го по­ис­ко­во­го хо­да, не обес­пе­чи­вал управ­ляе­мо­сти ко­раб­ля. Шу­мо­пе­лен­га­тор «По­сей­дон» да­же при дрей­фе ко­раб­ля не обес­пе­чи­вал на­дёж­но­го об­на­ру­же­ния под­вод­ных ло­док. Вы­яви­ли так­же не­дос­та­точ­ную об­щую проч­ность свар­но­го кор­пу­са ко­раб­ля (поя­ви­лась тре­щи­на в на­руж­ной об­шив­ке по пра­во­му бор­ту). Это тре­бо­ва­ло под­кре­п­ле­ний кор­пу­са.

До­ра­бот­ка про­ек­та №122-а в ЦКБ-51 под ру­ко­во­дством Н.Г. Ло­щин­ско­го вклю­ча­ла уси­ле­ние воо­ру­же­ния: ус­та­нов­ку 85-мм ору­дия 90-К вме­сто 76-мм 34-К (сня­то­го с про­из­вод­ст­ва), двух ав­то­ма­тов 70-К и двух бом­бо­ме­тов, раз­ме­ще­ние гид­ро­аку­сти­че­ской стан­ции ти­па «Тамир-3» и за­ме­ну оте­че­ст­вен­ных ди­зе­лей ти­па 9Д им­порт­ны­ми аме­ри­кан­ски­ми фир­мы «Дже­не­рал мо­торс». Все эти из­ме­не­ния при­ве­ли к умень­ше­нию на­чаль­ной по­пе­реч­ной ме­та­цен­три­че­ской вы­со­ты с 0,51 до 0,43 м. Спе­ци­аль­ная ко­мис­сия под пред­се­да­тель­ст­вом Ю.А. Ши­ман­ско­го, с уча­сти­ем А.Н. Кры­ло­ва и В.Л. По­здю­ни­на, ус­та­но­ви­ла ми­ни­маль­но до­пус­ти­мую ве­ли­чи­ну ме­та­цен­три­че­ской вы­со­ты не ме­нее 0,47 м.

До­ра­бо­тан­ный пр. 122-а с не­ко­то­ры­ми из­ме­не­ния­ми при­ня­ли для ко­раб­лей за­во­дов №340 и №199, а так­же для вновь за­ло­жен­ных в 1941-1942 гг. на за­во­де №402 в Мо­ло­тов­ске и на Вла­ди­во­сток­ской вер­фи Нар­ком­рыб­про­ма. На за­во­де №402, в ча­ст­но­сти, пе­ре­шли от свар­ной об­шив­ки к кле­па­ной, что уве­ли­чи­ло мас­су кор­пу­са на 7 т. По сво­им ко­раб­ле­строи­тель­ным эле­мен­там оте­че­ст­вен­ные ко­раб­ли пр. 122-а не ус­ту­па­ли по­став­ляв­шим­ся на­ше­му фло­ту по лен­д-ли­зу аме­ри­кан­ским охот­ни­кам ти­пов PC и PCS, не­сколь­ко пре­вос­хо­ди­ли их по ар­тил­ле­рий­ско­му воо­ру­же­нию и ус­ту­па­ли им по со­вер­шен­ст­ву ра­дио­ло­ка­ции и гид­ро­аку­сти­ки.

По­став­ки ди­зель­ных дви­га­те­лей фир­мы «Дже­не­рал мо­торс» из США сде­ла­ли воз­мож­ным за­ме­нить оте­че­ст­вен­ные дви­га­те­ли ино­стран­ны­ми. До­ку­мен­та­цию на пе­ре­обо­ру­до­ва­ние раз­ра­бо­та­ло ЦКБ-51. Так поя­ви­лась вто­рая се­рия БО про­ек­та 122-а с аме­ри­кан­ски­ми дви­га­те­ля­ми.

В ин­те­ре­сах ско­рей­ше­го раз­вёр­ты­ва­ния круп­но­се­рий­ной по­строй­ки боль­ших охот­ни­ков ру­ко­во­дство Нар­ко­ма­та ВМФ от­ка­за­лось от пр. 152, раз­ра­бо­тан­но­го в 1942-1943 гг. в ЦКБ-51. Ос­нов­ным от­ли­чи­ем боль­шо­го охот­ни­ка это­го про­ек­та яв­ля­лось уси­ле­ние воо­ру­же­ния до двух 85-мм ору­дий при уве­ли­че­нии ши­ри­ны кор­пу­са до 6,2 м и сни­же­нии ско­ро­сти до 20,5 уз (прим. - Вот и артиллерийский вариант!)

Послевоенный период (проект 122-бис)

Не стану останавливаться на подробнобностях пр. 122-бис. В тех­ни­че­ском про­ек­те 122-бис за счет увеличения ширины и снижения скорости уда­лось по­вы­сить проч­ность кор­пу­са, мо­ре­ход­ность с 6-7 до 9 бал­лов и не­сколь­ко уси­лить воо­ру­же­ние. При этом про­ект­ное во­до­из­ме­ще­ние воз­рос­ло на 27 т.

В пер­вое по­сле­во­ен­ное де­ся­ти­ле­тие строи­тель­ст­во боль­ших охот­ни­ков, в це­лом хо­ро­шо за­ре­ко­мен­до­вав­ших се­бя в го­ды вой­ны, про­дол­жа­лось. Де­ся­ти­лет­ним пла­ном на­ме­ча­лось по­стро­ить в 1946-1955 гг. 345 та­ких ко­раб­лей. Ор­га­ни­за­ция по­строй­ки боль­ших охот­ни­ков пр. 122 бис на за­во­де име­ни Горь­ко­го в г. Зе­ле­но­доль­ске осу­ще­ст­в­ля­лась по­точ­но-по­зи­ци­он­ным ме­то­дом. Это по­зво­ля­ло сда­вать фло­ту еже­год­но по 25-30 ко­раб­лей. Та­кая по­точ­ная ли­ния по по­строй­ке ко­раб­лей яв­ля­лась пер­вой в СССР.
q7-660x495.jpg


Боевое применение

Бал­ти­ка

Пер­вые, го­лов­ные ко­раб­ли се­рии ОХТ-1 и ОХТ-2 в кон­це 1940 г. во­шли в со­став по­гран­ох­ра­ны НКВД При­бал­тий­ско­го ок­ру­га и ста­ли чис­лить­ся ПСКР 3 ран­га. В ян­ва­ре 1941 г. их пе­ре­име­но­ва­ли со­от­вет­ст­вен­но в «То­паз» и «Ко­ралл», а 22 ию­ня 2-й Бал­тий­ский от­ряд по­гра­нич­ных су­дов на ос­но­ва­нии рас­по­ря­же­ния нар­ко­ма Во­ен­но-Мор­ско­го Фло­та был пе­ре­дан в под­чи­не­ние КБФ. Охот­ни­ки во­шли в со­став от­дель­ных ди­ви­зио­нов ба­зо­вых СКР. Бое­вой путь «То­па­за» ока­зал­ся не­дол­гим: в ав­гу­сте 1941 г. он по­гиб во вре­мя Тал­линн­ско­го пе­ре­хо­да.

Кас­пий­ская фло­ти­лия

К ав­гу­сту 1942 г. про­изош­ло по­пол­не­ние ко­ра­бель­но­го со­ста­ва фло­ти­лии при­шед­ши­ми из Зе­ле­но­доль­ска вновь по­стро­ен­ны­ми БО: «Ар­тил­ле­рист», «Ми­нер» и «Тор­пе­дист». Позд­нее в ее со­став во­шли: «Боц­ман», «Зе­нит­чик», «Даль­но­мер­щик», «Про­жек­то­рист», «На­вод­чик» и «Ог­не­мет­чик».

27 ок­тяб­ря 1942 г. тан­кер «Аг­ма­лы ог­лы» (во­до­из­ме­ще­ние 800 т) дос­та­вил из Ба­ку на Ас­т­ра­хан­ский рейд го­рю­чее. В это вре­мя на­ле­те­ли са­мо­ле­ты про­тив­ни­ка. Од­на из бомб уго­ди­ла в мос­тик тан­ке­ра, на­чал­ся по­жар. Не­управ­ляе­мое суд­но се­ло на мель. В этот кри­ти­че­ский мо­мент на по­мощь тер­пя­ще­му бед­ст­вие тан­ке­ру по­дос­пе­ли во­ен­ные ко­раб­ли - БО «Ар­тил­ле­рист» и «Ми­нер», пла­ву­чие зе­нит­ные ба­та­реи. Ог­нем сво­их пу­шек и пу­ле­ме­тов рас­сея­ли вра­же­скую авиа­цию, унич­то­жив при этом один бом­бар­ди­ров­щик. За­тем на­ча­лось спа­се­ние тан­ке­ра, а «Ар­тил­ле­рист» и «Ми­нер» с 29 по 31 ок­тяб­ря не­сли ох­ра­ну по­вре­ж­ден­но­го суд­на и ве­ли ра­бо­ты по сня­тию его с ме­ли.

Ме­сяц спус­тя, 31 ок­тяб­ря, «Ми­нер» нес до­зор на две­на­дца­ти­фу­то­вом рей­де. В 16.15 сиг­наль­щик до­ло­жил о по­яв­ле­нии се­ми Ju-88. Они шли со сто­ро­ны за­хо­дя­ще­го солн­ца, мас­ки­ру­ясь в его лу­чах. Сбро­шен­ные бом­бы не при­чи­ни­ли ко­раб­лю вре­да, а один из са­мо­лё­тов был сбит ог­нем пу­ле­ме­тов.

15 но­яб­ря БО «Ар­тил­ле­рист» вме­сте с дву­мя пла­ву­чи­ми зе­нит­ны­ми ба­та­рея­ми кон­вои­ро­вал тан­кер «Ку­ли­бе­ков», на бук­си­ре по­след­не­го бы­ли зем­ле­сос и два мо­то­бо­та. Че­ты­ре Ju-88 ата­ко­ва­ли тан­кер, ко­то­рый от близ­ких раз­ры­вов бомб по­лу­чил серь­ез­ные по­вре­ж­де­ния и на­чал по­гру­жать­ся. На по­мощь по­до­шел «Ар­тил­ле­рист». С то­ну­ще­го суд­на бы­ло сня­то 43 че­ло­ве­ка. При от­ра­же­нии воз­душ­ной ата­ки уда­лось под­бить два са­мо­ле­та про­тив­ни­ка.
q6-660x430.jpg

Пе­ре­вод боль­ших охот­ни­ков на Чер­ное мо­ре.

В хо­де Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны бы­ла вы­пол­не­на опе­ра­ция по транс­пор­ти­ров­ке пя­ти боль­ших охот­ни­ков про­ек­та 122-а с од­но­го мор­ско­го те­ат­ра (Кас­пий­ско­го мо­ря и Онеж­ско­го озе­ра) на дру­гой (Чер­ное мо­ре). Вся опе­ра­ция по пе­ре­во­ду ко­раб­лей дли­лась с ок­тяб­ря 1943 по ав­густ 1944 г.

Из Ас­т­ра­ха­ни и Вы­тег­ры в Са­реп­ту под Ста­лин­гра­дом все ко­раб­ли при­шли сво­им хо­дом. Здесь на за­во­де №264 (быв­шая Крас­но­ар­мей­ская верфь) был пе­ре­обо­ру­до­ван слип, с по­мо­щью ко­то­ро­го БО бы­ли под­ня­ты на бе­рег. По пред­ва­ри­тель­но­му рас­че­ту, их вес не дол­жен был пре­вы­шать 157 т. При де­мон­та­же и раз­груз­ке с ко­раб­лей сни­ма­лись ар­тил­ле­рий­ские сис­те­мы, весь бое­за­пас, ды­мо­вая ап­па­ра­ту­ра, хи­ми­че­ское иму­ще­ст­во, якорь и якор­ные це­пи, мач­та, то­п­ли­во, все за­па­сы и т.д. За­вод­ка ко­раб­лей на кильб­ло­ки про­из­во­ди­лась вруч­ную на пень­ко­вых кон­цах. По­сле подъ­е­ма на бе­рег на трех те­леж­ках с ко­раб­лей сни­ма­лись так­же руль и греб­ные вин­ты. До­пол­ни­тель­но бы­ли про­ве­де­ны рас­че­ты на­пря­же­ний при об­щем из­ги­бе в кон­ст­рук­ци­ях кор­пу­са от дей­ст­вия опор­ных ре­ак­ций те­ле­жек, ко­то­рые не пре­вы­ша­ли до­пус­кае­мых. По­сле по­груз­ки на транс­пор­тер бы­ло ус­та­нов­ле­но, что дей­ст­ви­тель­ный вес БО (вви­ду не­пол­ной раз­груз­ки) пре­вы­шал рас­чет­ный и на­хо­дил­ся в пре­де­лах 170-187 т.

Да­лее они бы­ли по­гру­же­ны на 240-тонные транс­пор­те­ры и по же­лез­ной до­ро­ге дос­тав­ле­ны в Ка­лач-на­-Д­ону.

На бе­ре­гу До­на бы­ла вы­бра­на ни­зи­на, за­та­п­ли­вае­мая вес­ной, ку­да про­ло­жи­ли раз­гру­зоч­ный ту­пик, под­хо­дя­щий не­по­сред­ст­вен­но к уре­зу во­ды. На ко­раб­ли с по­мо­щью же­лез­но­до­рож­но­го кра­на ус­та­но­ви­ли ар­тил­ле­рий­ское воо­ру­же­ние и по­ста­ви­ли в фев­ра­ле 1944 г. один за дру­гим «в киль­ва­тер» в рас­че­те, что при по­ло­во­дье они всплы­вут. Од­на­ко во­пре­ки дол­го­вре­мен­но­му про­гно­зу в тот год ока­за­лось ма­ло во­ды вслед­ст­вие не­зна­чи­тель­но­го ко­ли­че­ст­ва осад­ков и ран­не­го тая­ния сне­га. Ко­раб­ли до се­ре­ди­ны ап­ре­ля не всплы­ли, и их при­шлось под­ни­мать на пон­то­нах, пе­ре­обо­ру­до­ван­ных из барж. За­тем охот­ни­ков на бук­си­ре пе­ре­ве­ли в Рос­тов-на­-Д­ону, где и пе­ре­да­ли Чер­но­мор­ско­му фло­ту. Че­рез Азов­ское мо­ре и Кер­чен­ский про­лив ко­раб­ли шли уже сво­им хо­дом.

Вто­рым пу­тем БО спе­ци­аль­ны­ми эше­ло­на­ми дос­тав­ля­лись по же­лез­ной до­ро­ге пря­мо до го­ро­да Ей­ска на Азов­ском мо­ре. Про­дол­жи­тель­ность пе­ре­воз­ки со­ста­ви­ла трое су­ток. Для спус­ка ко­раб­лей на во­ду в Ей­ском пор­ту в мае-и­ю­не 1944 г. бы­ло со­ору­же­но спе­ци­аль­ное спус­ко­вое уст­рой­ст­во, рас­по­ло­жен­ное в вос­точ­ной час­ти мо­ла на про­дол­же­нии подъ­езд­но­го же­лез­но­до­рож­но­го ту­пи­ка хлеб­но­го при­ча­ла. Спуск ко­раб­лей на во­ду был пре­ду­смот­рен без пе­ре­груз­ки пря­мо на же­лез­но­до­рож­ных плат­фор­мах, для че­го в во­ду бы­ло уло­же­но 110 м же­лез­но­до­рож­но­го пу­ти. В ав­гу­сте опе­ра­ция бы­ла ус­пеш­но за­вер­ше­на.
q5_0.jpg

Чер­но­мор­ский флот

1 ию­ля 1944 го­да в 5.00 боль­шие охот­ни­ки 2-го ди­ви­зио­на (БО-102 «Ми­нер», БО-103 «Тор­пе­дист», БО-101 «Ар­тил­ле­рист», БО-104 «Зе­нит­чик», БО-105 «Боц­ман») вы­шли из Ей­ска в Та­мань. Там к ним при­сое­ди­нил­ся «Мар­со­вый», ко­то­рый то­же во­шел во 2-й Вар­нен­ский ди­ви­зи­он боль­ших охот­ни­ков Чер­но­мор­ско­го фло­та.

28 ав­гу­ста БО-103 и БО-106 осу­ще­ст­в­ля­ли ох­ра­не­ние ба­зо­вых траль­щи­ков на пе­ре­хо­де из Но­во­рос­сий­ска в Се­ва­сто­поль. На сле­дую­щий день эти охот­ни­ки вме­сте с дру­ги­ми ко­раб­ля­ми от­ря­да вы­шли из Се­ва­сто­по­ля в Одес­су, ку­да при­бы­ли 30 ав­гу­ста в 9.30. На ко­раб­лях на­хо­дил­ся 331 мат­рос для за­хва­чен­ных ру­мын­ских ко­раб­лей и 333 бой­ца 393-го от­дель­но­го ба­таль­о­на мор­ской пе­хо­ты. По­сле не­боль­шо­го от­ды­ха и мел­ко­го ре­мон­та 1 сен­тяб­ря боль­шие охот­ни­ки вы­шли из Одес­сы в Тен­д­ру и от­ту­да в Кон­стан­цу.

Се­вер­ный флот

На Се­вер­ном фло­те боль­шие охот­ни­ки 122-го про­ек­та за­ни­ма­лись буд­нич­ной во­ен­ной ра­бо­той, а ее хва­та­ло. Ос­ваи­вать но­вые ко­раб­ли, рай­он пла­ва­ния, бла­го­ус­т­раи­вать­ся в ба­зах бы­ло не­ко­гда, и это за­час­тую ска­зы­ва­лось на бое­вой служ­бе. В свя­зи с ак­ти­ви­за­ци­ей бое­вых дей­ст­вий вра­же­ских ПЛ в За­по­ля­рье ко­ман­до­ва­ние СФ уси­ли­ло обо­ро­ну мор­ских ком­му­ни­ка­ций. Бы­ли соз­да­ны Ио­каньг­ская и Кар­ская во­ен­но-мор­ские ба­зы, где ба­зи­ро­ва­лось не­сколь­ко БО. Те­перь су­да со­про­во­ж­да­лись спе­ци­аль­ны­ми про­ти­во­ло­доч­ны­ми ко­раб­ля­ми, имею­щи­ми на воо­ру­же­нии гид­ро­аку­сти­че­скую ап­па­ра­ту­ру и бом­бо­ме­ты.

БО-150 «Мо­то­рист» во­шел в со­став фло­та 4 но­яб­ря 1944 г., а 7 де­каб­ря уже за­дей­ст­во­ван в про­ти­во­ло­доч­ных опе­ра­ци­ях се­вер­нее Киль­ди­на. БО-141 «Ки­ро­вец» был сдан в се­ре­ди­не ле­та 1944 г., а в но­яб­ре шел в ох­ра­не­нии кон­воя ЮВ-5.

БО-142 15 сен­тяб­ря 1944 г. уча­ст­во­вал в ох­ра­не­нии кон­воя ДВ-2. Но из-за пло­хой по­го­ды (ве­тер 5-6 бал­лов, мо­ре 3-4 бал­ла, пас­мур­но, тем­пе­ра­ту­ра +3°С) и не­по­ла­док в ме­ха­низ­мах ко­рабль с раз­ре­ше­ния ко­ман­ди­ра кон­воя 16 сен­тяб­ря взял на об­рат­ный курс, на Дик­сон.

29 де­каб­ря БО-142 на­хо­дил­ся в ох­ра­не­нии траль­щи­ков Т-37 и Т-32. Пло­хая ра­бо­та ГАС при­ве­ла к то­му, что Т-37 был тор­пе­ди­ро­ван не­мец­кой ПЛ, ко­то­рая уш­ла из рай­она без­на­ка­зан­ной.

21 ап­ре­ля 1945 г. из пор­та Лии­на­хам­ма­ри вы­шел кон­вой ПК-9 в ох­ра­не­нии эс­кор­та в со­ста­ве че­ты­рех эс­кад­рен­ных ми­но­нос­цев, двух нор­веж­ских траль­щи­ков, шес­ти боль­ших охот­ни­ков и че­ты­рех тор­пед­ных ка­те­ров. Не­смот­ря на силь­ное ох­ра­не­ние, про­тив­ник все же пред­при­нял не­сколь­ко атак под­вод­ны­ми лод­ка­ми в 12 ми­лях се­вер­нее мы­са Цы­п-На­во­лок. Сна­ча­ла эс­ми­нец «Же­ст­кий» со­вме­ст­но с боль­шим охот­ни­ком БО-131 ата­ко­вал об­на­ру­жен­ную под­вод­ную лод­ку и со­рвал ее ата­ку. За­тем око­ло 7.00 эс­ми­нец «Дерз­кий» и БО-131 ата­ко­ва­ли дру­гую под­лод­ку глу­бин­ны­ми бом­ба­ми и на­ча­ли ее пре­сле­до­ва­ние. Бом­би­ли до тех пор, по­ка кон­вой не про­шел опас­ный рай­он.

Тип "Артиллерист" (пр. 122, 122а)

Все­го на че­ты­рех за­во­дах за го­ды вой­ны за­ло­жи­ли 44 боль­ших охот­ни­ка пр. 122-а. а с уче­том 6 зе­ле­но­доль­ских, за­ло­жен­ных ещё до вой­ны (че­ты­ре за­ло­жен­ных на за­во­де №300 бы­ли унич­то­же­ны при ос­тав­ле­нии Кие­ва), об­щее чис­ло на­ча­тых по­строй­кой до окон­ча­ния вой­ны ко­раб­лей это­го про­ек­та со­став­ля­ло 50. До 1 ян­ва­ря 1946 г. всту­пи­ли в строй 23 ко­раб­ля. Подробный списочный состав кораблей здесь.
Проект 122
q11-600x202.jpg

Водоизмещение 240 т. Размерения 49 х 5.8 х 2 м. ГЭУ дизельная трехвальная, 3300 л. с. Скорость 23.2/12.1 узла, дальность 1750 миль. Вооружение: 1 х 76/55 мм , 2 х 37 мм, 3 х 12.7 мм пулемета, 2 бомбосбрасывателя, 24 глубинные бомбы типа "Б-1" или 48 типа "М-1". Экипаж 49 чел.

Проект 122А
q12-600x166.jpg

Водоизмещение 244.2 т. Размерения 50.35 х 5.75 х 2.09 м. ГЭУ дизельная, трехвальная, 3600 л.с. Скорость 21.3/11.3 узла, дальность 1900 миль. Вооружение: 1 х 76/55 мм, 2 х 37 мм, 2 х 12.7 мм пулемета, 2 бомбомета "БМБ-1".

С сайта "Альтернативная история"
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Константин Бабин
Почетный форумчанин
Сообщения: 1065
Зарегистрирован: 28 окт 2012, 06:46
Реальное имя: Константин
Воинское звание: ст.2ст.
Откуда: Карелия, Петрозаводск

Re: Большие охотники проекта 122, 122А

Сообщение Константин Бабин »

Шеф, Вы , чуть ранее говорили (вернее писали) о завершении темы БО проектов 122. Но, слава богу, Вы снова вернулись в тему и я с большим удовольствием просмотрел все записи и картинки. Отличий меньше, чем совпадений в каждом проекте, но , в конце-концов, получается новый корабль.
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8123
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Большие охотники проекта 122, 122А

Сообщение Schultz »

Константин, это я писал насчет завершения освещения значимых событий по кораблям проекта 122бис -дат закладки, спуска на воду и т.п. Теперь будем искать другую интересную информацию по кораблям этого проекта. Начнем с их предшественников - кораблей пр. 122А.
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8123
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Большие охотники проекта 122, 122А, 122бис

Сообщение Schultz »

Еще немного о "бобиках".
-------------------

Большой охотник", как разновидность малого противолодочного корабля (концепцию сформулировали еще в 20-х гг. — "искатель подводных лодок"), в нашей стране создали буквально накануне Великой Отечественной войны. В те годы, учитывая возрастающую роль подводных сил в вооруженной борьбе на море и необходимость усиления и совершенствования сил и средств противолодочной обороны, руководством Военно-Морского флота СССР было принято решение о создании нового подкласса боевых кораблей — больших охотников за подводными лодками.

Основной задачей, возлагаемой на эти корабли, являлось несение дозорной и охранной службы в ближней зоне наших военно-морских баз и на путях развертывания сил флота. Предполагалось, что это будет достаточно мореходный и быстроходный корабль, с увеличенной дальностью плавания, небольшого водоизмещения, который был бы способен нести современное по тому времени вооружение для борьбы с подводными лодками. Строившиеся тогда катера — малые охотники типа MO-IV с деревянными корпусами этим требованиям удовлетворить уже не могли.

Конструкторское бюро (КБ) Балтийского завода в 1938-1939 гг. разработало проект корабля морской пограничной охраны под № 115. Заинтересованное в подобном корабле руководство Наркомата ВМФ поручило конструкторскому бюро в г. Горьком (ЦКБ-51) переработать его с довооружением гидроакустической станцией типа "Тамир". Новый проект получил № 122.

В 1940 г. Военно-морской академией было выполнено техническое обоснование (ОТТ) к большому охотнику, предназначенному "для эскортирования и действий по вызову вне районов базы".

Требования ВМФ предусматривали:

— вооружение корабля двумя 76-мм орудиями, большими (18-24 шт.) и малыми (36-48 шт.) глубинными бомбами;

— скорость полного хода 22-24 уз, дальность плавания 2500 миль, мореходность до 7-8 баллов;

— водоизмещение 275-325 т.

Эти элементы в большей мере определялись уже готовым пр. 122. Зеленодольский завод № 340 и завод № 300 ("Ленинская кузница") в Киеве с 1939-40 гг. уже вели постройку серии больших охотников (соответственно 6 и 4 единицы). Параллельно с постройкой осуществлялась и корректировка проекта в ЦКБ-51. "Артиллерист", головной большой охотник завода № 340. сошёл на воду 21 апреля 1940 г., а за ним в том же году. на том же заводе спустили и второй — "Минёр".

Скорректированный пр. 122-а предусматривал вооружение корабля одной 76-мм универсальной артиллерийской установкой 34К. тремя 12,7-мм пулеметами ДШК и глубинными бомбами (16 больших и 40 малых). Нормальное водоизмещение по проекту равнялось 209 т, скорость 23 уз, дальность плавания 2410 миль. Главные механизмы состояли из трёх дизелей марки 9Д мощностью по 1100 л. с.

Постройку первых серийных кораблей пр. 122-а, задерживавшуюся из-за доработки проекта до начала боевых действий, завершить не успели. Первые два больших охотника "Артиллерист" и "Минер" были готовы к сдаче заказчику в июле 1941 г. Их перевели по Волге в Баку, где, после завершения сдаточных испытаний, в ноябре 1941 г. они вступили в строй Краснознаменной Каспийской флотилии.

В отличие от катеров — малых охотников типа MO-IV, эти корабли со стальными корпусами были значительно крупнее — их водоизмещение превышало 200 т. Это позволило усилить состав вооружения, установить одну 76,2-мм и две 37-мм артиллерийских установки, три 12,7-мм пулемета, бомбосбрасыватели больших и малых глубинных бомб в количестве 20 и 40 штук соответственно.

В качестве средства подводного наблюдения устанавливалась первая отечественная подкильная выдвижная гидроакустическая аппаратура "Тамир". Трехвальная главная энергетическая установка, состоящая из дизелей марки 9Д Коломенского завода мощностью по 1100 л. с, позволяла развивать скорость до 22 уз. и обеспечивала район плавания до 2000 миль.

Однако в ходе испытаний головного корабля "Артиллерист", постройки Зеленодольского завода № 340, осенью 1941 г. на Каспийском море выявили и серьезные недостатки. Так, отсутствовал режим малошумного хода (2-4 уз) для прослушивания шумов подводных лодок. Двигатель американской фирмы "Дженерал моторе" мощностью 90 л.с, установленный для режима малого поискового хода, не обеспечивал управляемости корабля. Шумопеленгатор "Посейдон" даже при дрейфе корабля не обеспечивал надёжного обнаружения подводных лодок. Выявили также недостаточную общую прочность сварного корпуса корабля (появилась трещина в наружной обшивке по правому борту). Это требовало подкреплений корпуса.

Доработка проекта №122-а в ЦКБ-51 под руководством Н.Г. Лощинского включала усиление вооружения: установку 85-мм орудия 90К вместо 76-мм 34К (снятого с производства), двух автоматов 70К и двух бомбометов, размещение гидроакустической станции типа "Тамир-3" и замену отечественных дизелей типа 9Д импортными американскими фирмы "Дженерал моторе". Все эти изменения привели к уменьшению начальной поперечной метацентрической высоты с 0,51 до 0,43 м. Специальная комиссия под председательством Ю.А. Шиманского, с участием А.Н. Крылова и В.Л. Поздюнина, установила минимально допустимую величину метацентрической высоты не менее 0,47 м.

Доработанный пр. 122-а с некоторыми изменениями приняли для кораблей заводов № 340 и № 199, а также для вновь заложенных в 1941-1942 гг. на заводе № 402 в Молотовске и на Владивостокской верфи Наркомрыбпрома. На заводе № 402, в частности, перешли от сварной обшивки к клепаной, что увеличило массу корпуса на 7 т. По своим кораблестроительным элементам отечественные корабли пр. 122-а не уступали поставлявшимся нашему флоту по ленд-лизу американским охотникам типов PC и PCS, несколько превосходили их по артиллерийскому вооружению и уступали им по совершенству радиолокации и гидроакустики.

В интересах скорейшего развёртывания крупносерийной постройки больших охотников руководство Наркомата ВМФ отказалось от пр. 152, разработанного в 1942-1943 гг. в ЦКБ-51. Основным отличием большого охотника этого проекта являлось усиление вооружения до двух 85-мм орудий при увеличении ширины корпуса до 6,2 м и снижении скорости до 20.5 уз.

Однако для сохранения остойчивости при очередной корректировке проекта (пр. 122 бис) на увеличение ширины и снижение скорости серийных охотников всё-таки пришлось пойти. В техническом проекте 122 бис удалось повысить прочность корпуса, мореходность с 6-7 до 9 баллов и несколько усилить вооружение. При этом проектное водоизмещение возросло на 27 т.

В первое послевоенное десятилетие строительство больших охотников, в целом хорошо зарекомендовавших себя в годы войны, продолжалось. Десятилетним планом намечалось построить в 1946-1955 гг. 345 таких кораблей. Большие охотники за подводными лодками пр. 122 бис строились крупной серией и в нескольких модификациях. При этом изменение тактико-технических элементов касалось вооружения и вызванного им некоторого увеличения главных размерений и обводов корпуса. Гидроакустические станции заменялись на более совершенные образцы, корабли оснащались радиолокационными станциями обнаружения воздушных и надводных целей.

Организация постройки больших охотников пр. 122 бис на заводе имени Горького в г. Зеленодольске осуществлялась поточно-позиционным методом. Это позволяло сдавать флоту ежегодно по 25-30 кораблей. Такая поточная линия по постройке кораблей являлась первой в нашей стране. В 1949 г. группа специалистов завода и конструкторского бюро (ЦКБ-340) участников разработки новой технологии постройки кораблей была удостоена Государственной премии.

Главными конструкторами пр. 122-а в ЦКБ-51 до 1941 г. являлись К.Д. Корнилов, затем Н.Г. Лощинский, а с 1946 по 1948 г. Н.Х. Желязков. Главным конструктором последующей модификации больших охотников по пр. 122 бис стал А.В. Кунахович. Всего на четырех заводах за годы войны заложили 44 больших охотника пр. 122-а. а с учетом 6 зеленодольских, заложенных ещё до войны (четыре заложенных на заводе № 300 были уничтожены при оставлении Киева), общее число начатых постройкой до окончания войны кораблей этого проекта составляло 50.

До 1 января 1946 г. вступили в строй 23 корабля: 13 постройки завода № 340, 9 — завода № 402. 1 — завода № 199. 13 охотников пр. 122-а вступили в строй позднее — в 1946-1947 гг. Остальные, в том числе строившиеся во Владивостоке, достраивать не стали.

В 1945 г. на заводе № 340 заложили первые большие охотники по проекту 122 бис, строившиеся двумя крупными сериями. Всего с 1939 по 1955 г. было построено и сдано флоту 275 единиц больших охотников за подводными лодками пр. 122 различных его модификаций. Из них 43 единицы впоследствии передали другим странам— Польше. Индонезии. Кубе, Китаю, Болгарии, Албании, Румынии. Корабли этого проекта строились также и в Китае.

Как и другие отечественные корабли улучшенных довоенных проектов, серийно строившиеся в первые послевоенные годы, большие охотники пр. 122 бис к моменту развертывания их крупносерийного строительства уже морально устарели.

В связи с этим в 1949 г. ЦКБ-51 получило тактико-техническое задание на проектирование большого охотника пр. 159 с новым вооружением и новой энергетической установкой. В силу различных причин создание нового корабля, в полной мере отвечающего потребностям флота, затянулось до второй половины 50-х гг. и завершалось уже ЦКБ-340 по новому тактико-техническому заданию, как сторожевого корабля с газотурбинной установкой, 76-мм автоматической артиллерией. 40-см торпедным и реактивно-бомбовым противолодочным вооружением.

Чтобы создать для нового большого охотника энергетическую установку, один из кораблей пр. 122 бис переоборудовали и в 1953-1956 гг. испытывали с ускорительной авиационной газовой турбиной мощностью 10000 л.с.

В составе отечественного ВМФ большие охотники пр. 122 оставались до конца 60-х годов. Разработкой пр. 122 в ВМФ СССР было положено начало становлению и дальнейшему развитию кораблей противолодочной обороны, осуществлен переход к созданию специализированного подкласса более крупных противолодочных кораблей.

С сайта http://www.navylib.su
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8123
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Большие охотники проекта 122, 122А, 122бис

Сообщение Schultz »

Вопрос к Константину Бабину. В ваше время у вас на кораблях (122бис) были боцманские дудки?
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Константин Бабин
Почетный форумчанин
Сообщения: 1065
Зарегистрирован: 28 окт 2012, 06:46
Реальное имя: Константин
Воинское звание: ст.2ст.
Откуда: Карелия, Петрозаводск

Re: Большие охотники проекта 122, 122А, 122бис

Сообщение Константин Бабин »

Да. Дудку таскал на своей шее посыльный. Он бегал по люкам к кубрикам и после "гудка" этой дуды делал объявления. Не интересная такая смешная дудка. Ни каких подвигов на наших маленьких коробочках она не сделала.
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8123
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Большие охотники проекта 122, 122А, 122бис

Сообщение Schultz »

Константин, большое спасибо за информацию. Во время моей службы таких дудок уже не было...
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
BliG
Сообщения: 170
Зарегистрирован: 24 июн 2006, 12:01
Реальное имя: Геннадий
Воинское звание: ст.матрос
Откуда: Эстония

Re: Большие охотники проекта 122, 122А, 122бис

Сообщение BliG »

У нас была , на всех трех кораблях что служил... видимо как атрибут прошлого....вот точно не помню на ком , то ли у дежурного по низам , или у вахты на трапе....
Связь, она как воздух, когда есть не замечаешь, когда нет задыхаешься.
"контр-адмирал А.Г.Головко"
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8123
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Большие охотники проекта 122, 122А, 122бис

Сообщение Schultz »

Учебное судно "Ленинград". Впечатляет.
[video]https://www.youtube.com/watch?v=uD-1eRb4RRw[/video]
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8123
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Большие охотники проекта 122, 122А, 122бис

Сообщение Schultz »

Переход по Севморпути в 1954 году ПСКР проекта 122-бис.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Взято отсюда
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8123
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Большие охотники проекта 122, 122А, 122бис

Сообщение Schultz »

Раритетное фото УС "Ленинград" (БО-298, МПК-298).
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8123
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Большие охотники проекта 122, 122А, 122бис

Сообщение Schultz »

Нашел на Балансере. Судя по флагу, корабль пограничный, но, наверно, так обедали на всех кораблях этого проекта? Константин, у вас так же было?
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Константин Бабин
Почетный форумчанин
Сообщения: 1065
Зарегистрирован: 28 окт 2012, 06:46
Реальное имя: Константин
Воинское звание: ст.2ст.
Откуда: Карелия, Петрозаводск

Re: Большие охотники проекта 122, 122А, 122бис

Сообщение Константин Бабин »

Schultz писал(а):так обедали на всех кораблях этого проекта? Константин, у вас так же было?

Нет. У нас такого не было. Даже во время стоянки в заводах и доке обед только в кубрике. Я так понимаю, что этот снимок возможен только при очень человечном комндире. К сожалению у нас на дивизионе таких практически не было.
Ответить

Вернуться в «Надводные корабли»