Экранопланы пр.904 и 903

История, боевой путь, командиры
Walera
Сообщения: 701
Зарегистрирован: 03 фев 2006, 16:09
Откуда: Одесса

Re: Экранопланы пр.904 и 903

Сообщение Walera »

3
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8619
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Экранопланы пр.904 и 903

Сообщение Schultz »

7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8619
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Экранопланы пр.904 и 903

Сообщение Schultz »

Еще статья об экранопланах, которые автор назвал каспийскими монстрами.

Туманная судьба экранопланов, или Кто оплатит летающие корабли?


Россия возвращается к созданию экранопланов. По крайней мере, наследники советских разработчиков намерены представить новые проекты этих специфических машин. Однако вопрос о том, какую нишу займут эти эффектные аппараты и будут ли они экономически выгодны, не закрыт по-прежнему.

Вдохнуть новую жизнь в советские технологии экранопланов решил творческий тандем НПО "Радар ММС" (разработчики военной радиоэлектроники) и ЦКБ СПК (судов на подводных крыльях) им. Р.Е. Алексеева. По словам официального представителя НПО "Радар ММС" предлагаемая концепция предусматривает разработку экранопланов грузоподъемностью от 50 до 600 тонн. Выпуск машин должен начаться в 2016 году. В дальнейшие планы входит и проектирование машин грузоподъемностью 2-3 тыс тонн.

Ранее, зимой 2012 года, было заявлено, что Россия может вернуться к производству экранопланов. "Для нашей страны, которая имеет большие водные глади, вполне возможно найти область применения для экранопланов", – сообщил вице-премьер Дмитрий Рогозин.

Сообщалось также, что в рамках ФЦП "Развитие гражданской морской техники на период 2009–2016 годов" предусмотрено финансирование разработки экранопланов в объеме о 8,5 млрд рублей.

"Каспийские чудовища"

Экраноплан – это хитрое техническое приспособление, нечто среднее между тяжелым самолетом и легким катером. До сих пор идут споры о том, чего в них больше: авиационного или судового?

Взлетают и садятся они на водную поверхность, как летающие лодки. Но летят очень низко, в считанных метрах над водой. При их изрядных габаритах под корпусом формируется так называемый экран. "Экранный эффект" поддерживает летательный аппарат над ровной поверхностью без особых усилий со стороны энергоустановки. Вот так они и идут "на экране", при необходимости "перепрыгивая" мелкие препятствия типа попавшихся по дороге островков.

Пионерами этой технологии было то самое нижегородское ЦКБ СПК им. Алексеева. Только тогда оно еще было не "имени Алексеева", а возглавлялось самим Ростиславом Алексеевым. Из числа работ этого КБ можно вспомнить хорошо знакомые многим жителям СССР пассажирские катера на подводных крыльях – "Ракета", "Метеор" и многие другие.

Но в 60-е годы Алексеев замахнулся на крупные формы, которые заинтересовали военных. Прототипы этих машин гоняли на северном Каспии. Один из них именовался КМ ("корабль-макет"); западные же наблюдатели, впечатленные этой действительно эффектной машиной, прозвали его "каспийский монстр", что стало собирательным прозвищем для всех советских машин этой схемы.

Самого "каспийского монстра" разбили в 1980 году, но у него водились и младшие братья. Из изрядного семейства отечественных экранопланов-демонстраторов хорошо известны две военные разработки – проект 904 "Орленок" (транспортно-десантный экраноплан) и проект 903 "Лунь" ("звезда коллекции" – ударный экраноплан, тащивший "на горбу" три спаренные пусковые установки противокорабельных ракет 3М80 "Москит").

С начала 90-х годов только-только прошедшие цикл испытаний "Луни" и "Орлята" оказались забыты: считанные экземпляры этих интересных полукораблей-полусамолетов откровенно гниют под открытым небом.

Экранирован политически

Можно долго спорить о том, является ли технология экранопланов "уникальной" и "не имеющей аналогов", а также о том, кто виноват, что эта техника не пошла в массовую серию. Факты тривиальны: основным движком советских экранопланов был Д.Ф. Устинов, секретарь по оборонным вопросам ЦК КПСС, а с 1976 года – еще и министр обороны СССР.

Устинов влюбился в экранопланы еще в самом начале 60-х, когда возглавлял Военно-промышленную комиссию при Совмине. Суровый и эффективный сталинский нарком обладал привычкой принимать отдельные решения под влиянием эмоций и личных впечатлений – после чего продавливать их исполнение, невзирая на сопротивление специалистов.

Отличный организатор (фактически создатель) советского ВПК, Устинов на собственном примере в 70-е годы доказал, что исполнитель-производственник, поставленный в позицию заказчика, способен довести систему гособоронзаказа до ручки. При этом волюнтаризм и политический вес Дмитрия Федоровича, главного покровителя советских оборонных директоров, практически не позволял эффективно бороться с начальственными закидонами.

Для примера, помимо экранопланов, можно привести эпопею с определением облика советского авианосца, а также долгую войну Устинова с начальником Генштаба маршалом Николаем Огарковым, отчаянно продвигавшим еще с конца 70-х годов переход к тем концепциям, которые сейчас назвали бы "высокоточным оружием" и "сетецентрическими войнами".

Во всех этих случаях Устинов отстаивал позиции хорошо знакомого ему военно-промышленного директората – фактически, полностью игнорируя мнение чуждых военных. Которые, в конечном итоге, и являются пользователями того "железа", поставляемого им советским ВПК в условиях зачастую совершенно некритичного подхода высших лиц Политбюро ЦК к определению размеров финансирования оборонных программ.

Военные, изначально планировавшие закупать "Орленка" и "Лунь" чуть ли не сотнями, по итогам испытаний весьма скептично оценили их тактические возможности и попросту тянули резину в ожидании, пока вопрос сам собой рассосется.

Вопрос рассосался только в 1984 году со смертью Устинова. К слову, вот еще один миф, сопровождающий томные вздохи о "сверхтехнологии экранопланов, уничтоженной реформаторами 90-х годов": расширение программ по экранопланам было остановлено фактически еще в середине 80-х, теми людьми, что сменили Устинова в Минобороны.

Уже запущенные программы довели, чтобы получить хоть какой-то конечный результат от вложенных средств. Появившиеся на выходе этих программ "морские кентавры" аккуратно въехали в дикий рынок 90-х, который, как война, списал все.

"Белый слон", бегущий краем моря

Что с ними не так, с этими красивыми и мощными машинами, полет которых завораживает?

Экранопланы дороги. Это следствие и их размера (для обеспечения устойчивости в режиме экрана), и особенностей энергетики. Низковысотный профиль полета не оптимален с точки зрения турбулентностей, взлетные режимы требуют высокой мощности, что обеспечивается, в том числе, и установкой дополнительных двигателей. У того же "Орленка" двигательная установка вообще носила оригинальный характер: стартовые турбореактивные двигатели сочетались с маршевым турбовинтовым.

Экранопланы крайне чувствительны к качеству "экрана", что исключает их применение при сильном волнении на море, а над берегом и на высотах летать толком не могут (это потенциально в состоянии делать экранолеты, но их технология проработана недостаточно).

Но главным образом именно волнение на море резко сокращает "окно" для возможных взлетно-посадочных операций. На каспийских испытаниях "Орленок" и "Лунь", впрочем, умудрялись работать на волнении в два-три балла ("Лунь" и до пяти), правда, экипажи чувствовали себя в этой болтанке не лучшим образом.

Боевая устойчивость экранопланов тоже вызывает обоснованные сомнения. Но самое интересное, что боевые задачи, которые могут быть поставлены перед экранопланами, гораздо лучше исполняются традиционными видами техники. Десантные – соответственно, военно-транспортными самолетами или десантными кораблями. Ударные – самолетами-носителями противокорабельных ракет или малыми ракетными кораблями.

Притом эти "традиционные" платформы способны решать более широкий спектр задач, легче перебазируются, а также могут применяться при тех погодных условиях, когда экраноплан бессилен. Кроме того, даже исполнение профильной ударной (или высадочной) функции оказывается и проще, и дешевле, и эффективнее.

Что перед нами? Безусловно, эффектная, но дорогая и узкоспециализированная разработка с сомнительными преимуществами, фактически (за исключением, быть может, двигательных установок и носимого вооружения) не унифицируемая в производстве с "мейнстримовыми" образцами техники. Типичный "белый слон": красивый, элегантный, но – ни к чему.

На "гражданке" нужен?

Все это фактически устраняет экранопланы из рассмотрения военных, что и произошло еще в 80-е годы. Что остается? Гражданская и специализированная авиация.

Здесь возможностей побольше. В первую очередь, приходят на ум морские спасатели, хотя и здесь экранопланы рискуют попасть впросак с погодными условиями. Впрочем, "конвенциональные" спасательные гидросамолеты в этом смысле подвержены тем же проблемам, так что применение экранопланов здесь может быть оправдано.

Под большим вопросом – местные (прибрежные и вдоль крупных рек) грузопассажирские перевозки. С одной стороны, грузоподъемность таких машин способна вызвать интерес с точки зрения коммерческой эксплуатации. Влезает в них много, скорость, конечно, не как у самолета, но хорошая, аэродромы не требуются (только свободная акватория).

Однако экономику эксплуатации нового технического семейства никто толком не считал. Трудно спорить, что экраноплан способен эффективно работать в той или иной роли. Вопрос стоит по-другому: существует ли ниша, в которой он имеет устойчивые преимущества перед традиционными конкурентами? Внятного обоснованного ответа на этот вопрос дано до сих пор не было.

Не исключено, что гражданская программа экранопланов в России оправдана и даже может окупаться. Но только, если ее инженерно-производственная база создается для военных, а в коммерческую эксплуатацию передаются конверсионные образцы, выпускаемые на тех же заводах. Чисто гражданские экранопланы при нынешнем технологическом уровне и коньюнктуре рынка рискуют оказаться не у дел.

Однако военные что-то не спешат признаваться в любви к "каспийским чудовищам". А значит, мы опять возвращаемся в дурной круг: кто-то должен взять на себя оплату доводки рискованной технологии до эксплуатационной готовности.

И кто будет конечным заказчиком результатов миллиардных НИОКР по коммерческим экранопланам – тоже не очень понятно. Заводы и КБ этот вопрос, к слову, волновать не должен: они свое возьмут, освоят и отчитаются.

Государство российское богато, денег дать может почти на все, что захочет. Но кто купит то, что оно создаст на казенные средства (наши налоги, если совсем коротко)?

Источник: ВПК
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Platonov
Почетный форумчанин
Сообщения: 1453
Зарегистрирован: 08 июн 2012, 18:34
Воинское звание: старший матрос
Откуда: г. Ростов-на-Дону

Re: Экранопланы пр.904 и 903

Сообщение Platonov »

Сергей
Мне это напоминает судьбу ракетных катеров. В период моей службы ни кто в мире не считал серьезным их строительство. Только мы спокойно вооружались. Но когда в период арабо-израильской войны "египетский" ракетный катер потопил в Средиземке израильский корабль 2-го ранга (или корвет, или даже крейсер), то все страны срочно начали их строить. Так и с "монстром" было-бы, если бы мир увидел его боевое использование. А то спрятали на Каспии, чтобы никто не увидел. И все! Глупая политика страуса головой в песок.
С уважением ст.матрос ДКБФ Григорий Платонов
С уважением, ст. матрос ДКБФ Григорий Платонов.
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8619
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Экранопланы пр.904 и 903

Сообщение Schultz »

Platonov писал(а):Так и с "монстром" было-бы, если бы мир увидел его боевое использование. А то спрятали на Каспии, чтобы никто не увидел.
Не так все плохо. :D Экранопланы планируется использовать для охраны водных границ.
----------------
Пограничная служба ФСБ России заинтересована в использовании экранопланов для охраны водных границ. Для строительства экранопланов в Петрозаводске будет создан специальный центр, где придется с нуля готовить специалистов, техперсонал и инфраструктуру обслуживания, сообщил "Известиям" источник в правительстве России.

— Сейчас в России негде испытывать экранопланы, негде производить, негде обучать специалистов для обслуживания этих машин. Все придется создавать с нуля, — отметил собеседник "Известий".

По его словам, подтвержlение потребности в экранопланах пришло из Пограничного научно- исследовательского центра ФСБ. Экранопланы необходимы для патрулирования речных и морских границ и задержания нарушителей на воде. Возродить производство "летающих кораблей" предложили на судостроительном заводе "Авангард", находящемся в настоящий момент в состоянии банкротства.

Директор ассоциации предприятий "Экраноплан" Юрий Варакосов пояснил, что Петрозаводск в качестве технической площадки выбран не случайно:

— Умеренно-континентальный климат позволит проводить испытания экранопланов круглый год. Кроме того, из Онежского озера есть выход как к южным, так и к арктическим морям.

Еще один фактор в пользу Карелии — "кадровый резерв" Петрозаводска, где без работы сидят судостроители и офицеры сокращенных частей Минобороны. По словам Варакосова, центр экранопланов готов принять на работу более 5 тыс. человек.

Сейчас в Петрозаводске достраивают 10-тонный экраноплан "Орион-20". Его строительство началось в 2009 году в Нижнем Новгороде, потом фрагменты корпуса перевели в Петрозаводск.

"Орион-20" станет экспериментальной площадкой для разработки на его основе силовых установок, навигационно-пилотажного оборудования, систем управления и безопасности военного экраноплана. После завершения испытаний планируется развернуть производство экранопланов в Петрозаводске, Нижнем Новгороде и в подмосковном Жуковском.

Сейчас у производителей экранопланов есть зарубежный контракт на шесть экранопланов ассоциации «Иволга», а ни одно силовое ведомство заказов еще не разместило. Одна «Иволга» находится с ноября 2011 года в опытной эксплуатации в Управлении ФСБ по Республике Карелия.

Вице-премьер Дмитрий Рогозин тоже в минувшую пятницу заговорил о возрождении производства экранопланов. Он отметил, что главным препятствием для производства экранопланов в России является непонимание Минобороны как эти машины можно использовать. В декабре прошлого года Рогозин провел закрытое совещание по вопросам экранопланостроения. Однако представители Минобороны на нем заявили, что не рассматривают экраноплан в качестве перспективного оружия.

Руководитель Научно-аналитического центра по проблемам национальной безопасности Анатолий Цыганок считает, что пограничная служба ФСБ может стать локомотивом для возобновления строительства экранопланов:

— Пограничники стабильно получают свои корабли, по плану, в отличие от нашего флота. Поэтому именно пограничные войска могут спасти эти корабли с уникальной подъемной силой.

По его словам, экранопланы могут пригодиться пограничникам для охраны Северного морского пути и сопровождения российских рыболовецких сейнеров.

— Сейчас практически любой корабль может идти вдоль северного берега России без сопровождения ледокола. В таких условиях нужно обеспечивать безопасность этого рубежа, в первую очередь пресекать незаконное присутствие военных кораблей других стран. Кроме того, Норвегия любит преследовать российские сейнеры. И здесь экранопланы могли бы пригодиться, — пояснил Цыганок.

Он добавил, что кроме морских границ у России есть масса речных и озерных участков границы, которые тоже нужно охранять. В первую очередь это Амур, который отделяет Китай от России, Дунай, общие озера с Украиной и Белоруссией.

Источник: "Военный обозреватель"
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Аватара пользователя
Александр
Глобальный модератор
Глобальный модератор
Сообщения: 1125
Зарегистрирован: 05 сен 2012, 14:18
Реальное имя: Александр
Воинское звание: Ст2ст
Откуда: ПСКР "Стрелец".
Контактная информация:

Re: Экранопланы пр.904 и 903

Сообщение Александр »

Shultz писал(а): Вдохнуть новую жизнь в советские технологии экранопланов решил творческий тандем НПО "Радар ММС" (разработчики военной радиоэлектроники) и ЦКБ СПК (судов на подводных крыльях) им. Р.Е. Алексеева. По словам официального представителя НПО "Радар ММС" предлагаемая концепция предусматривает разработку экранопланов грузоподъемностью от 50 до 600 тонн. Выпуск машин должен начаться в 2016 году. В дальнейшие планы входит и проектирование машин грузоподъемностью 2-3 тыс тонн...
Хоть дату заявили выпуска реальную, как говориться время покажет !

На ютубе много видео материала по данной теме, кому интересно, одно из них
Нам нужны такие корабли на море,
Чтобы мы могли с любой волной поспорить.
Нужен нам маяк и нужен нам локатор,
А ещё нужны нам верные ребята..
.
Platonov
Почетный форумчанин
Сообщения: 1453
Зарегистрирован: 08 июн 2012, 18:34
Воинское звание: старший матрос
Откуда: г. Ростов-на-Дону

Re: Экранопланы пр.904 и 903

Сообщение Platonov »

Shultz
Это хорошо, что "монстры" будут поступать в ваши войска к погранцам. При мне на Балтику начали поступать ваши катера на подводных крыльях. Меня призывали со Ставрополя (какое море!?), аТихий, по малолетству, уже забыл. А тут идем по внутренним (прибрежным) водам и, вдруг, что-то непонятное: вертикальный столб воды высотой под нашу мачту и скорость!!! Мы шли обычным ходом ( где-то узлов 15-17), а он нас, как стоящих на якоре - раз и нет его. Я думаю по сухопутному где-то 100 км/час. Тогда все говорили - наконец-то морскую границу закрыли на надежный замок! Дай бог морские погранвойска получат хорошее подспорье.
С уважением ст.матрос ДКБФ Григорий Платонов
С уважением, ст. матрос ДКБФ Григорий Платонов.
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8619
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Экранопланы пр.904 и 903

Сообщение Schultz »

Platonov писал(а):При мне на Балтику начали поступать ваши катера на подводных крыльях.
Скорее всего, это были катера на подводных крыльях проекта 125А. Узнаете на фото? Точно такой же, только черноморский (одесский ПСКР-165).
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Platonov
Почетный форумчанин
Сообщения: 1453
Зарегистрирован: 08 июн 2012, 18:34
Воинское звание: старший матрос
Откуда: г. Ростов-на-Дону

Re: Экранопланы пр.904 и 903

Сообщение Platonov »

Shultz
За давностью не могу утверждать на все 100%. Но весьма похоже, может рубка была более аэродинамическая. В общем боюсь соврать, но вполне возможно, что он.
С уважением ст.матрос ДКБФ Григорий Платонов
С уважением, ст. матрос ДКБФ Григорий Платонов.
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8619
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Экранопланы пр.904 и 903

Сообщение Schultz »

Platonov писал(а):В общем боюсь соврать, но вполне возможно, что он.
Григорий, так других и не могло быть. "Крылатые" в то время были только такие. Они оставались на службе в МЧПВ почти до начала 1980-х гг. Потом им на смену пришли другие "крылатые" - корабли на подводных крыльях проекта 133, шифр "Антарес". Их, кстати, сейчас тоже уже нет ни одного в живых. На фото - ПСКР-105 на Черном море.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Platonov
Почетный форумчанин
Сообщения: 1453
Зарегистрирован: 08 июн 2012, 18:34
Воинское звание: старший матрос
Откуда: г. Ростов-на-Дону

Re: Экранопланы пр.904 и 903

Сообщение Platonov »

Shultz
Сергей, ты прав, пр.133 слишком современен для 60-х годов. Я имею ввиду внешний вид.
С уважением ст.матрос ДКБФ Григорий Платонов
С уважением, ст. матрос ДКБФ Григорий Платонов.
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8619
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Экранопланы пр.904 и 903

Сообщение Schultz »

Еще немного об экранопланах.
---------------------
Научно-технический задел по экранопланам ЗАО «АТТК-ИНВЕСТ» позволяет уже сегодня успешно приступить к практической реализации экранопланов типа А для нужд ПС ФСБ РФ.

Нам, продолжателям творческих дел Р. Е. Алексеева в области создания экранопланов, удалось в истекшем десятилетии впервые в мировой технике создать аэрогидродинамическую компоновку экраноплана типа А (по классификации Международной Морской Организации ИМО), практически реализовать ее в проекте морского прогулочного экраноплана «Акваглайд», сертифицированного Российским Морским Регистром, и выйти на создание первого морского пассажирского экраноплана типа А «Акваглайд-30», после успешного завершения эскизного проекта которого наш конструкторский коллектив уверенно вышел на техно-рабочий проект и подготовку к строительству головного образца экраноплана, обеспечив его строительство необходимыми контрагентами и комплектующими.

Перспектива успешного завершения создания экраноплана «Акваглайд-30» и в том, что все работы по нему будут проводиться в сопровождении Российского Морского Регистра по Правилам Регистра, разработанным к настоящему времени совместно ЗАО «АТТК-ИНВЕСТ», Российским Морским Регистром и Центральным Научно-Проектным Институтом Морского Флота (ЦНИИМФ).

В качестве дальнейшего развития созданного научно-технического задела по экранопланам типа А нами в ходе деловых общений с представителями ПС ФСБ РФ разработаны предложения по созданию для Пограничной Службы ряда типо-размерных вариантов морских пограничных экранопланов типа А, базирующихся на созданной нами аэрогидродинамической компоновке, реализованной на проектах «Акваглайд-5» и «Акваглайд-30», уверенно обеспеченных требованиями нормативно-правового поля ИМО и Морского Регистра, а потому не обремененных большим количеством ОК и НИР, связанных с большими временем и финансовыми затратами.

В таблице 1 приведены основные данные по предложенным нами для ПС ФСБ РФ морских экранопланов типа А с оценкой времени на создание их головных образцов.

Как видно, при заинтересованности ПС ФСБ РФ реально в предельно короткие сроки поднять эффективность ее морских транспортных средств на качественно новую ступень. И все это обеспечить за счет российского научно-технического потенциала.

Генеральный директор Р. А. Нагапетян

Генеральный конструктор А. И. Лукьянов

Рук. работ по науке и сертификации А. И. Маскалик

С сайта "Новости ВПК"
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Ответить

Вернуться в «Надводные корабли»