Москитный флот, ТКА,РКА, МРК

История, боевой путь, командиры
Аватара пользователя
katernik
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 22 окт 2009, 13:17

Москитный флот, ТКА,РКА, МРК

Сообщение katernik »

Очень интересная тема в истории ВМФ, почему не востребованая? Предлогаю восстановить справедливость.
Немного истории в понятии "москитного" флота

26 июля 1714 года у мыса Гангут (Балтика) шведская эскадра из 10 линкоров и фрегатов была атакована сотней русских галер, на…

…которых сидели добрых две дивизии пехоты (15 тысяч бойцов). При всем превосходстве в артиллерии, противостоять налету орды юрких суденышек, которые просто заполонили фьорд, шведы не смогли. Эта была не просто первая крупная виктория молодой Российской империи - это была первая победа русского «москитного флота».

Но этот термин появился только спустя два столетия - во время Первой мировой войны. За это время абордажные схватки окончательно ушли в прошлое, а победу обеспечивала огневая мощь и скорость.
Молодой лейтенант Степан Осипович Макаров, впоследствии знаменитый адмирал, за год до начала русско-турецкой войны 1877—1878 годов предложил применить против кораблей турецкого флота минные катера. Их перевозили на быстроходных пароходах, а при подходе к противнику спускали на воду. Сначала катера вооружали шестовыми минами, а затем, по совету С. О. Макарова, стали использовать самодвижущиеся мины-торпеды.

14 января 1878 года ночью минные катера «Чесма» и «Синоп», вооруженные торпедами, под командованием С. О. Макарова атаковали турецкий военный пароход «Интибах», стоявший на батумском рейде, и потопили его. В истории военно-морского флота это первое боевое применение торпеды (мины Уайтхеда). Тем самым было положено начало развитию торпедных катеров как самостоятельного класса боевых кораблей. В годы первой мировой войны применялось уже несколько разновидностей представителей будущего «москитного флота». Однако по-настоящему совершенные конструкции были спущены на воду только в тридцатые годы, когда появились высокооборотные легкие авиационные двигатели большой мощности.

После нескольких крупных сражений, линейные и крейсерские эскадры воюющих стран начали больше простаивать в защищенных гаванях – ими предпочитали не рисковать. Инициатива все больше переходила к небольшим, а главное – дешевым эсминцам, подводным лодкам и катерам. Гибель которых обходилась военным бюджетам не столь накладно, но зато один торпедный катер мог пустить на дно целый крейсер.

Что и случилось, к примеру, 16 июня 1919 года, когда пятитонный английский катер, вооруженный одной-единственной торпедой, удачно запустил ее прямо в борт революционного крейсера «Олег». Спустя месяц, во время атаки английских торпедных катеров на Кронштадт, погиб крейсер «Память Азова» и получил серьезные повреждения линкор «Андрей Первозванный».

Катера (торпедные, сторожевые и пр.) действовали часто большими группами, а «кусались» весьма больно – за что и получили название «москитного флота». Они эффективно защищали собственные прибрежные воды и порты и атаковали соседские. В годы Второй мировой катера активно использовали все ведущие морские державы: США, Британия, Япония, Германия, СССР. Даже появление морской авиации не отправило их в отставку.
КОРАБЛЬ К БОЮ И ПОХОДУ ПРИГОТОВИТЬ
Аватара пользователя
katernik
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 22 окт 2009, 13:17

Re: Москитный флот, ТКА,РКА, МРК

Сообщение katernik »

История строительства "москитного" флота России.

Свой «москитный флот» Советская Россия начала создавать практически с нуля. После революции у Советской власти осталось 11 катеров-истребителей с укомплектованными экипажами. Одной из первых операций, в которой они приняли участие, было затопление 18 июня 1918 г. в Новороссийской бухте кораблей Черноморской эскадры, чтобы они не стали трофеями немцев. Затем катера были погружены на железнодорожные платформы и направлены на Волгу - в Царицын. Здесь они вели бои с белой гвардией. 20 августа 1919 г. истребители провели смелую и успешную операцию по разгрому в г. Камышине опорного пункта врага. С тех пор 20 августа 1919 г. считается днем рождения советских катерников.
Было очевидно, что интересы безопасности страны требуют принятия мер по созданию как отечественных торпедных катеров, так и заводов по их серийному выпуску. В 1921 г. было организовано Остехбюро, специализировавшееся по разработке морского оружия, в том числе - торпед и мин. В феврале 1923 г. Главмортехупр предложило Комиссии по металлическому самолетостроению при ЦАГИ , председателем которой был А. Н. Туполев, начать разработку и строительство четырехместного двухмоторного торпедного катера. Таким образом, предложение-приказ обязывал Туполева взяться за эту работу и довести ее до конца. Выбор Главмортехупр пал на Андрея Николаевича не случайно. Было известно, что им уже построен и успешно испытан глиссер ГАНТ-1 и разработан цельнометаллический глиссер ГАНТ-2.

Первым советским торпедным катером стал ГАНТ-3, (Г-3, «АНТ-3», П-4, «Первенец») 9 февраля 1923 г, ЦАГИ получает задание на постройку первого отечественного торпедного катера. И ложится эта работа на плечи Туполева и его коллектива. Морское ведомство, не имевшее опыта строительства таких судов, не могло сразу предъявить четких требований ни к обводам катера, ни к его компоновке и оборудованию. ЦАГИ вообще впервые столкнулся, хотя и с маленьким, но все же морским кораблем. В феврале 1925 г. Наморси сообщил ЦАГИ тактико-технические требования, предъявляемые к катеру, Одно из главных состояло в том, чтобы скорость проектируемого катера превышала скорость трофейных, имевшихся в распоряжении ВМФ. В марте 1927 г. катер, получивший название "Первенец", был отправлен на созданный к этому времени под Севастополем гидродром. Вместе с катером отправился и формуляр, из которого можно было узнать, что: "...Название корабля..... ЦАГИ АНТ-3 Тип корабля ........ торпедный катер (глиссер) Ранг ............. III Заложен........... Москва, 1925 г Спущен на воду....... 14.03.1927..." И далее: "... особенности корпуса корабля: 1. Редан. 2. Стабилизитор, позволяющий на ходу менять угол атаки днищи в некоторых пределах. 3. Двойной руль. 4. Кингстон, отсасывающий воду..."
Кроме того, катер был оснащен ночным прицелом, приемо-передающей радиостанцией. Были предусмотрены приспособления, позволяющие осуществлять погрузку катера с помощью стрелы на палубу корабля. Интересно отметить, что в технических условиях оговаривался пункт о том, что корпус катера должен выдерживать соленость морской воды, соответствующую Средиземному морю.
В июле 1927 г. закончились испытания, а 12 августа того же года первый советский торпедный катер "Первенец" поступил в дивизион сторожевых и торпедных катеров Черноморского флота. Отзывы приемной комиссии ВМФ были положительными. Но все же были отмечены три серьезных недостатка: коррозия кольчугалюминия, заливание рубки, плохое качество покрытия краской. Если два последних не вызывали беспокойства, то первый требовал оперативного развертывания большой научно-исследовательской работы.
.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
КОРАБЛЬ К БОЮ И ПОХОДУ ПРИГОТОВИТЬ
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8619
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Москитный флот, ТКА,РКА, МРК

Сообщение Schultz »

Уважаемый katernik (пока не знаю вашего реального имени), добро пожаловать на форум. Интересную темы вы затронули. Она мне довольно близка, т.к. служил в бригаде, в состав которой входили в основном корабли 4-го ранга (по флотской классификации) проекта 205П. Т.к. в морчастях погранвойск все корабли были на ранг выше, то у нас они соответственно были кораблями 3-го ранга. На флоте они были артиллерийскими катерами (АК). Кроме того, было у нас несколько кораблей (того же ранга) на подводных крыльях проекта 133 ("Антарес"), а также катера проекта 1400 ("Гриф"). Кстати, до сих пор некоторые из них на ходу, хотя основная часть, конечно, списана.

Не застал я катера под подводных крыльях проекта 125А. Удалось заполучить только фотографию одного из них. Это ПСКР-165.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Аватара пользователя
katernik
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 22 окт 2009, 13:17

Re: Москитный флот, ТКА,РКА, МРК

Сообщение katernik »

Ну тогда будем продолжать, мне эта тема то же близка вот историю и подсобрал

Катер послужил праобразом последующей серии торпедных катеров создаваемых по разработанным проектам А.Н.Туполева. Г-4, «ГАНТ-4» АНТ-4, «Туполев» построенный в 1927 г. (на флоте они получили наименование «Ш-4») с увеличенным водоихмещением до 9,8 т. Имеющим на вооружении 2 - 450 мм. Желобных ТА скорость полного хода за счёт увеличения водоизмещения и установки второго ТА снизилась до 50 узлов.
Торпедные катера «Ш-4» 30-е годы

Торпедный катер «Ш-4» «Шарпи» что означало- остроскулый был заложен в декабре 1927 г на Ленинградском заводе А.Марти под реководством инженера В.В.Разумова 30 катеров этой серии в 1932-1933 г. были перевезены на Дальний Восток и образовали первые боевые соеденения из катеров Советской постройки на Тхоокеанском флоте. Основные ТТД: - водоизмещение -10 т., два бензомотора «Райт-тайфун» по 600 л.с., скороть полного хода 50.5 узлов, дальность плавания-300 миль, экипаж -5 чел., вооружение 2-450 мм. желобных ТА 1-7.62 мм. Пулемёт, 2-мины.Интересной особенностью катеров этого проекта была разработка серии «катеров волнового управления» в которых использовался метод управления маневрами катера по радио и как следствие вывод катеров в атаку на противника без экипажа. Разработку вело ОСТЕХБЮРО руководимое В.И.Бекаури. 5 августа 1932 г. Постановлением Реввоенсовета были сформированы два отряда из серийных катеров «Ш-4» с включением в них самолётов наведения «МБР-2» с аппаратурой ЦЛПС (Центральной лабараторией проводной связи) Катера «ВУ» применялись в годы Великой Отечественной войны без существенного боевого успеха. Но опыт волнового управления катеров был востребован для обеспечения Боевой подготовки флота в последующие годы для выполнения артиллерийских и ракетных стрельб с применением катеров-целей , катеров –мишений и катеров водителей мишений проектов «183» и «206»
18 июня 1928 г. в ЦАГИ было получено письмо начальника Мортехупра. В нем сообщалось о том, что Техупр УВМС будет "... в порядке дальней шей эволюции глиссера ежегодно давать ЦАГИ задание на проектирование и постройку военно-морских конструкций и в частности в 1928 - 1929 гг. ЦАГИ должен построить третий катер". Далее в письме предлагалось выполнить проект катера в двух вариантах: под две 533-мм торпеды и под три 450-мм торпеды. Предполагалось третью торпеду разместить посередине корпуса над двумя торпедными лотками. Текст письма не оставляет сомнения в том, что руководство ВМС признает ЦАГИ, а точнее АГОС , руководимый А. Н. Туполевым, лидером строительства отечественного москитного флота.

Наиболее удачной массовой серией Туполевской разработки был торпедный катер «Г-5» построенный в марте 1933 г. на базе опытного катера «АНТ-5» («ГАНТ-5») с итальянскими моторами «Изотто-Фраскини» мощностью по 1000 л.с. развивавший полный ход 65,3 узла.
23 января 1934 г. Комиссия, назначенная Начальником ВМС РККА, составила предварительный акт приемки катера № 140. В акте отмечалось, что:
"...1. Максимальная скорость при полной боевой нагрузке на исправленных винтах ЦАГИ - 51,4 узла.
2. Корпус на ходу не имеет вибраций и устойчив по курсу. 3. Инерция катера, после уменьшения газа до малого, значительно меньше, чем у опытного с моторами АSSО.
Считать ходовые испытания... выполненными удовлетворительно и катер передать для дальнейших испытаний...".
. Больше всего приходилось заниматься усилением отдельных мест корпуса и улучшением винтов. Эти работы проводились с участием ЦАГИ. В дальнейшем Г-5 строились серийно на ряде судостроительных заводов. Было несколько модификаций катера, отличавшихся друг от друга водоизмещением, мощностью двигательных установок, вооружением. В зависимости от этого скорость колебалась от 48 до 59,8 узлов. Катера вооружались, помимо торпед, пулеметом калибра 7,62 мм (на головном катере стояли 2 пулемета), аппаратурой для постановки дымовых завес, а в противолодочном варианте - глубинными бомбами. Торпеды имели значительно большую скорость и дальность хода, нежели прежние. Кроме того, они несли в три раза больше взрывчатого вещества.

На Ленинградском заводе им. А.Марти под руководством инженера В.М. Бурлакова началось строительсво серии катеров «Г-5», всего было построено 150 едениц. Основным достоинством катера считалась высока скорость и маневренность, наряду с рядом серьёзных недостатков, малая мореходность, высокая пожароопасность, коррозийность дюралевого корпуса, сильная вибрация и высокие угловые нагрузки
ТТД торпедного катера «Г-5»: - водоизмещение 17,8 т.,- два бензомотора «ГАМ-34» по 1000 л.с.(первые отечественные),- два винта, -скорость полного хода-52 узла,-дальность плавания-230 миль, численность экипажа-6 чел, -вооружение -2-533 мм. желобных ТА, -1-2-7,62 мм. пулемёта.
Пролжение Туполевской серии стали катера «Г-6», ГАНТ-6, АНТ-6, которые создавались как «лидеры торпедных катеров». Работы по созданию катеров водоизмещением 10 - 15 т шли успешно. Можно было считать, что фундамент под отечественный москитный флот заложен хороший. Следующим шагом должно было стать строительство крупных, водоизмещением в 70 - 75 т, торпедных катеров-лидеров. Такие катера, имеющие большую скорость, хорошую мореходность, мощное торпедно-артиллерийское вооружение, могли дать достойный отпор морским и воздушным силам противника.
Именно такой катер и был заказан ЦАГИ. По заданию Главмортехупра катер Г-6 должен был иметь водоизмещение 70 т, скорость не менее 43 узлов, мореходность до 8 баллов, дальность плавания для полного хода 250 миль, для экономического - 600. В состав вооружения должен был входить поворотный трехтрубный торпедный аппарат.
В начале 1929 г. после окончания испытаний катера "Туполев" в бригаде АГОС, руководимой Н. С. Некрасовым, приступили к подготовке эскизного проекта Г-6. Небольшой коллектив был буквально захлестнут все возраставшим объемом работ: в цехах шла постройка опытного Г-5, завод им. Марти нуждался в помощи при серийной постройке катеров Г-4. А тут - очередное задание, ставившее новые проблемы: как передать мощность восьми моторов на два гребных винта, каким образом управлять поворотной торпедной установкой.
Сложность расчетных задач, связанных с гидродинамикой и прочностью большого скоростного морского корабля, состояла в том, что у конструкторов не было экспериментально замеренных нагрузок, действующих на катер при
волнении. К такой работе готовились, разрабатывали методику измерений и аппаратуру. На это ушло пять лет. К экспериментальному определению нагрузок на катер Г-5 приступили в 1934 г. Но к этому времени корпус Г-6 был уже
собран.
В мае 1931 г. ЦАГИ направил эскизный проект катера в Главмортехупр. Строительство катера началось в здании АГОС, но затем, в мае 1933 г., еще незавершенный корпус был перевезен в ЗОК. В начале 1934 г. состоялось заседание макетной комиссии. После внесения некоторых поправок макет был принят. Обшивка катера была закончена в начале марта 1935 г.
Но это не доставило особой радости. Смежники не выполняли своих обязательств. Примером этому служат торпедные аппараты: трехтрубный поворотный и трехжелобной. По договору ЦАГИ должен был их получить к 1 января 1935 г. Но к этому сроку завод-изготовитель еще даже не приступил к их производству. 8 июля 1935 г. все работы по корпусу и рубке были выполнены, но в ЦАГИ все еще ждали гребные валы, четыре мотора, реверсы, редукторы и целый ряд оборудования. В середине августа Г-6 был отправлен в Севастополь без торпедных аппаратов и с неукомплектованным оборудованием.
ТТД катера «Г-6»: - водоизмещение-86 т., - 8 бензомоторов «ГАМ-34» по 830 л.с. – два винта, - скорость полного хода- 49,5 узла (без вооружения), - численность экипажа -30 чел. В т.ч. 3 офицера, -вооружение 1х3 533 мм. ТА, боезапас 6 торпед,- две мины, 1х1 45 мм. «21К»,1-12.7 мм. И 4-7.62 мм. Пулемёта.
КОРАБЛЬ К БОЮ И ПОХОДУ ПРИГОТОВИТЬ
Аватара пользователя
katernik
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 22 окт 2009, 13:17

Re: Москитный флот, ТКА,РКА, МРК

Сообщение katernik »

Продолжаем историю отечественного катеростроения

Г-7. По этому катеру не только не имеется каких-либо данных, но даже не встречается и упоминания о нем. Объяснить загадку, почему за катером с номером 6 начали разрабатывать катера под номерами 8, 9 и 10, пока не удалось. Возможно, документы, связанные с этим катером, были уничтожены вместе с заводскими архивами 16 ноября 1941 г., когда немецкие войска, казалось, вот-вот войдут в Москву.
Г-8 (ГАНТ-8, АНТ-8). 21 ноября 1933 г., через месяц после окончания заводских испытаний Г-5, УВМС передало ЦАГИ тактико-технические требования и заказ на разработку эскизного проекта нового катера, Ему предстояло занять по водоизмещению промежуточное место между Г-5 и Г-6. Катер, получивший заводской шифр Г-8, должен был не только унаследовать, но и улучшить характеристики Г-5.
В требованиях УВМС оговаривалось обеспечение мореходности при пятибалльном волнении. Для этого пришлось увеличить килеватость днища ходовой части, что ухудшило гидродинамическое качество. Но при этом снижения заданной скорости не произошло. Потери были компенсированы установкой 4 новых мощных моторов ГАМ-34, работавших попарно на два гребных винта. Большая устойчивость на ходу была получена за счет оптимального соотношения длины и ширины корпуса катера.
Основным вооружением катера были традиционные желобные торпедные аппараты под 533-мм торпеды. Катер брал 6 глубинных бомб и баллоны для постановки дымовой завесы. Предполагалось, что стрелковое вооружение будет состоять из двух пушек ШВАК и одного пулемета 7,62 мм. Однако еще на испытаниях катера Г-6 авиапушки оказались ненадежными в морских условиях, и их на Г-8 заменили крупнокалиберными пулеметами ДШК.
К августу 1934 г. ЦАГИ представил заказчику эскизный проект, который был принят. 4 августа УВМС выдало ЦАГИ заказ на постройку катера.
Началось проектирование, строился макет, который был утвержден в начале февраля 1936 г. Строительство Г-8 шло без особых осложнений, и к 1 сентября 1937 г. катер был отправлен в Севастополь для проведения заводских испытаний. Первый выход в море пришелся на 14 января 1938 г.
20 августа 1939 г. начались государственные испытания, а через год, 23 августа 1940 г., катер был принят в состав ВМФ. В акте комиссии отмечалось:
"Мореходность при состоянии моря до 5 баллов включительно и скоростях до 48 узлов вполне удовлетворительная.
Прочность удовлетворительная.
Скорости, равные при водоизмещении 29 т - 48 узлам, при 25,7 т - 52 узлам, удовлетворительные.
Оборудование механическое и электрическое работает удовлетворительно.
Исходя из этого комиссия предлагает:
1) Принять катер в состав боевых единиц ВМФ.
2) Считать серийное производство катера Г-8 целесообразным". Народный комиссар ВМФ флагман флота 2-го ранга Н. Г. Кузнецов своим приказом от 24 сентября 1940 г. утверждает акт комиссии и... запрещает проектные работы для серийного производства Г-8. Такой поворот событий трудно объяснить. Может быть нарком счел свою комиссию некомпетентной, может решил держаться подальше от греха - катер-то был спроектирован разоблаченными еще в 1937 г. врагами народа.
Г-8 был включен в состав Черноморского флота 2 ноября 1940 г. и участвовал в боевых действиях на коммуникациях противника.
СМ-4. В 1935 г. на заводе им. Марти начались работы по серийному выпуску Г-8. Силами заводских конструкторов была проведена глубокая модернизация катера. Новый торпедоносец получил новые обводы, новую рубку, новое вооружение и новое название. Началась подготовка к выпуску головного изделия. Но, руководствуясь упомянутым приказом Н. Г. Кузнецова, все работы по СМ-4 были свернуты. В 1939 г., использовав задел деталей и узлов, заводчане сумели собрать один катер. В следующем году он был спущен на воду и проходил испытания, показав максимальную скорость в 30 узлов.
СМ-4 имел торпедные аппараты бортового сбрасывания и нес две 533-мм торпеды и 10 малых глубинных бомб. Его стрелковое вооружение состояло из трех крупнокалиберных пулеметов ДШК.
В августе 41-го СМ-4 был включен в состав Балтийского флота. Судьба катера сложилась непросто: в июне 1942 г. с него сняли торпедные аппараты и использовали в качестве малого охотника за подводными лодками и минного заградителя. В августе 1943 г. СМ-4 вновь стал торпедоносцем.
Г-9. Торпедный катер Г-9 задумывался заказчиком как улучшенная модификация Г-8. В конструкцию внесли некоторые изменения, заменив поперечный набор каркаса продольным. На катере предполагалось установить бугельные торпедные аппараты, новые для туполевских конструкций. Основной недостаток катеров с желобными торпедными аппаратами состоял в том, что при атаке они должны были развивать скорость не менее 18 узлов, с тем, чтобы своевременно отклониться от курса догоняющих их торпед.
Бугельные аппараты позволяли сбрасывать торпеды вдоль бортов, вне зависимости от скорости его хода, что исключало возможность подрыва катера на собственных торпедах.
В 1937 г. приступили к разработке эскизного проекта, который предусматривал установку на катере четырех моторов ГАМ-34 по 1250 л. с. Г-9 предполагалось вооружить двумя 533-мм торпедами и тремя пушками ШВАК. В перегрузочном варианте он должен был брать 10 малых глубинных бомб.
Помимо расчетных работ ЦАГИ получил задание на протаску моделей в гидроканале. Результаты испытаний позволили спроектировать новые обводы корпуса. Г-9 получил нехарактерный для туполевских глиссеров заостренный форштевень.
14 июня 1938 г, УК РККФ предложило "прекратить дальнейшие работы по торпедному катеру Г-9 и использовать накопленный опыт для проектирования малого торпедного катера Г-10".
Г-10. Задание на проектирование опытного катера пришло в том же письме, в котором решилась судьба Г-9. По заданию новый торпедоносец должен был стать катером ближнего действия с повышенными мореходными качествами. Он должен был заменить Г-5 10-й и 11-й серий.
Техническими требованиями предусматривалось:
"1) Боевое водоизмещение не более 20 тонн.
2) Габариты катера должны обеспечить возможность перевозки по железной дороге,
3) При состоянии моря в 4 балла катер должен быть вполне боеспособным.
4) Полная скорость катера должна быть 50 узлов в течение 1 часа при 2 - 3 баллах состояния моря.
5) Дальность плавания 300 миль на повышенной экономической скорости.
6) Моторы - два ГАМ-34Ф с глушителями по 1250 л. с. каждый.
7) Экипаж 5 человек".
13 августа 1938 г. началось проектирование Г-10. С сентября ЦАГИ приступил к испытаниям моделей в гидроканале.
Г-10 предполагалось вооружить двумя бугельными торпедными аппаратами под 533-мм торпеды, двумя крупнокалиберными пулеметами ДШК и аппаратурой для постановки дымовой завесы. Предусматривалась возможность стрельбы 455-мм торпедами. В перегрузочном варианте катер мог брать 4 больших глубинных бомбы. 20 декабря 1938 г. завод направил УК РККФ эскизный проект.
Работы по Г-10 были остановлены в апреле 1939 г. Скорее всего это произошло потому, что к этому времени здание КОСОС, где шло проектирование Г-10, превратили в спецтюрьму ЦКБ-29 НКВД. Места для проектирования и постройки торпедных катеров в ней не предусматривалось.


До последнего времени считалось, что деятельность А. Н. Туполева и его КБ по созданию торпедных катеров закончилась в предвоенные годы. Однако это не так. Последняя работа по этой теме относится к пятидесятым годам, когда в стенах КБ был разработан торпедный катер на подводных крыльях.
В сжатые сроки были изготовлены модели для испытаний в гидроканале и в натурных условиях. Результаты испытаний моделей полностью подтвердили теоретические расчеты по гидродинамике подводных крыльев. Ходовые испытания натурной модели превзошли самые смелые ожидания и доказали правильность выбора компоновочных решений. Скоростные характеристики прототипа, полученные в процессе ходовых испытаний, его устойчивость и управляемость при различных режимах и эволюциях открыли путь к рабочему проектированию.
Но тут вмешались внешние факторы, не имеющие отношения к науке и технике. У заказчиков разыгрался аппетит. Полученные на испытаниях результаты, превышающие первоначальные технические требования, их не удовлетворили, и они потребовали увеличить скорость на 10 - 15 км/ч.
Когда разработчики попытались получить новые данные, требуемые заказчиком, то столкнулись с явлением кавитации на крыльях. При увеличении скорости происходило "вскипание жидкости", подьемная сила падала, а сопротивление увеличивалось. Такое явление можно расценивать как "гидравлический барьер", по аналогии со "звуковым барьером" в аэродинамике. С ним пытались бороться "авиационным" путем, придавая подводным крыльям стреловидность в плане, но должного эффекта от этого не получили.
Все материалы исследований и экспериментальных работ, казалось бы, должны были убедить военных остановиться на полученных результатах. Но заказчик отказался принять полученные результаты за основу для рабочего проектирования полноразмерного катера и соответствующей силовой установки. Поэтому работа КБ в этом направлении была прекращена.
КОРАБЛЬ К БОЮ И ПОХОДУ ПРИГОТОВИТЬ
Аватара пользователя
katernik
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 22 окт 2009, 13:17

Re: Москитный флот, ТКА,РКА, МРК

Сообщение katernik »

Не пошел в серию и торпедный катер проекта «103» «СМ-3» - (стальной, мореходный, трёхмоторный) был построен на Лениградском заводе №194 в 1940 г. При проведении испытаний на мореходность стальной корпус толщиной 4 мм. Дал трещину и он был не рекомендован к серийному производству

ТТД катера «СМ-3»:- водоизмещение 26 т., 3-бензомотора по 1250 л.с.,-скорость полного хода -45 узлов, по факту -30, -дальностьплавания-380 миль, численостьэкипажа -8 чел. В т.ч. 1 оф., -вооружение – 2-533 ТА бугельного типа, 2-12.7 мм. пулемёта «ДШК», - 10 малых глубинных бомб.
Следующим серийным катером был «Д-3» (деревянный, трёхмоторный) построенный на заводе №5 НКВД под руководством инженера Л.Л.Ермаша. Деревянный корпу катера имел 2-х слойную обшивку и подразделялся на 6 отсеков ,он был высокомореходный до 6 баллов включительно на испытаниях катер показал хорошие боевые качества и был запущен в серию.Всего для флотов было построено 70 катеров.


ТТД торпедного катера «Д-3»: - водоизмещение -31.1 т., 3 бензомотора «ГАМ-34ФН» по 1200 л.с., три винта, -скорость полного хода- 47.9 узла,- дальность плавания -550 миль, численность экипажа-8 чел. В т.ч. 1 оф., -вооружение2-533 мм. ТА бугельного типа, 2-12.7 мм. Пулемёта «ДШК», 4 больших и 8 малых ГБ.
Катер «Д-3» в дальнейшем послужил основой для самой массовой, долговременной серии строительства ТКА пр. «183»
30 июля 1939 г. был заложен головной катер пр. «123» «Комсомолец» зав.№ «С-505» тактический № «ТКА-13

25 октября 1940 г. принят от промышленности и вступил в строй. Чистый проект «123» послужил прототипом последущих модификаций большой серии этого проекта которые поставлялись на экспорт в Албанию, Румынию, Кубу, Китай, Болгарию, Корею, Сирию и другие страны Так же был разработан и проходил испытания торпедный катер «125» («Крылатый») с подводными крыльями но в серию он не пошел.
ТТД катера пр. «123»: - водоизмнщение-16.98 т., - два бензомотора по 1200 л.с.,- скорость полного хода- 51.6 узла,- дальность плавания- 650 миль, численность экипажа- 7 чел в т.ч. 1 оф., вооружение – 2 х1 533 мм. ТА. -1 12.7 мм. Пулемёт «ЦК»
В корабельно-строительной программе 40-50 г.г. самой успешной была признана серия торпедных катеров проекта «123К», «М-123», «123бис» Главными конструкторами этой серии были в КБ Тюменского завода №639 Ф.Л.Ливенцев, в ЦКБ-19 В.М.Бурлаков, Впервые в отечественном кораблестроении на катерах были установлены бвстроходные морские 12-ти цилиндровые дизеля корпус катера выполнен из сплава АМГ61, реданного типа с 4-мя переборками, на катера этой серии установливались малопогруженные крылья по проекту конструктора Р.Е.Алексеева, что давало прибавку в скорости на 6 узлов. Всего чистого проекта «123К» для ВМФ СССР было построено 200 ед. с модификацией 350 ед. Впервые торпедные катера оснастили РЛС типа «Зарница»

ТТД катеров проекта «123К»: - водоизмещение- 19.6 т.,- двух вальная установка с дизелем «М-50» по 1000 л.с., - скорость полного хода- 5о узлов, -дальность плавания 450 миль, экипаж- 7чел. В т.ч. 1оф. – вооружение 2х1 450 мм. ТА, 1х2 12.7 пулемёт «ДШК», -6 ГБ «МГБ-20», РЛС «Зарница»
В 1942 году филиал ЦКБ-32 НКСП, организованный при заводе №640 в Сосновке на реке Вятка (Кировская обл.), закончили разработку технического проекта 200 (гл. конструктор Л.Л. Ермаш). Проектом предусматривалось создание торпедных катеров с одинаковыми ТТЭ, но с различным материалом корпуса: стальным (ТМ-200) и деревянным (ТД-200). Отличительными особенностями этих проектов, по сравнению с находившимися в серийной постройке торпедными катерами дальнего действия типа Д-3, являлись: вооружение торпедными аппаратами трубчатого типа; установка авторулевого («Янтарь-2»); местное бронирование боевого поста командира и пулеметных установок.
Строительство катеров проекта ТМ-200 организовали на заводе №341 в Рыбинске. Испытания головного катера, производившиеся в Батуми, выявили невозможность достижения спецификационной скорости хода (удалось достичь скорости только 34,6 уз вместо 38 уз) из-за неудовлетворительного качества сборки корпуса. Катер был принят ВМФ 30 сентября 1944 года. Позднее на серийных катерах в результате доводки винтов наибольшая скорость хода возросла до 37-38 уз.
Недостатки проекта ТМ-200, по сравнению с ТД-200, а также полученными по ленд-лизу иностранными торпедными катерами, привели к быстрому завершению его строительства. Всего в период с 1944 по 1946 год ВМФ получил 24 катера проекта ТМ-200, ставших первыми отечественными серийными торпедными катерами со стальным корпусом.
Постройка этих катеров началась на заводе №5 в Ленинграде только в самом конце войны. Причиной задержки являлась потребность Балтийского флота в максимально возможном количестве торпедных катеров и малых охотников, что обеспечивалось строительством хорошо освоенных в производстве катеров по проектам ТК-Д3 и МО-Д3, соответственно. В результате головной катер проекта ТД-200 вступил в строй лишь 28 июля 1946 года, то есть на два года позднее стального варианта.
Катер при нормальном водоизмещении 43,8 т достиг скорости 38,1 уз. Остальные ТТЭ практически соответствовали проекту ТМ-200. Исключение составляла замена пулеметных установок МТУ-2 на 2УК.
Ввиду значительной задержки с вводом в строй головного катера проекта ТД-200, серийное производство развернуто не было, так как к тому времени назрела необходимость корректировки проекта.
В 1946 г. катер был переведен на Черное море, где на него установили опытный образец первой в СССР катерной РЛС «Зарница», испытания которой были успешно проведены в течение 1947-48 гг.
Корректировка проекта ТД-200 выполнялась ЦКБ-19 в 1946-47 годах (главный конструктор Л.Л. Ермаш). Доработка проекта предусматривала замену американских бензиновых моторов «Паккард» отечественными дизелями М-50, увеличение дальности плавания, снятие глубинных бомб и бронирования. Управление катером, впервые в отечественной практике, было вынесено из ходовой рубки на открытый мостик, с целью улучшения мореходных качеств увеличен развал носовых шпангоутов.
Головной катер, построенный заводом №5, вошел в состав ВМФ 22 октября 1947 года. При нормальном водоизмещении 42,3 т он достиг скорости 40,2 уз.
Опыт эксплуатации катеров проекта ТД-200бис выявил недостаточную прочность корпуса, что привело к необходимости проведения специальных мореходных испытаний четырех катеров этого проекта в 1949 году. В ходе испытаний замерялись напряжения и другие параметры, характеризующие прочность корпусных конструкций, что позволило получить необходимые данные для переработки проекта катера.
Дальнейшее строительство катеров велось по проекту 1950 года, а на ранее построенных выполнялись подкрепления. Проектом 1950 года предусматривалось также установка на катере РЛС обнаружения «Зарница» и РЛС опознавания «Факел-М» взамен одной пулеметной установки. На ранее сданных катерах установка РЛС производилась силами ВМФ.
Всего с 1947 по 1952 год завод №5 в Ленинграде построил 168 катеров (в том числе 48 - по проекту 1950 года).
Катера проекта ТД-200бис использовались для проведения различных испытаний. Так, в 1949 году на одном из серийных катеров провели испытания двух ускорителей, установленных на палубе в кормовой части взамен пулеметной установки. Ускорители представляли собой авиационные ракетные двигатели ТР-1. А в 1950 году один из катеров оборудовали носовым подводным крылом конструкции ЦАГИ. Результаты испытаний оказались неудачными. Во время первого выхода катер стал терять устойчивость и заваливаться на борт, что послужило причиной к прекращению дальнейших испытаний и демонтажу крыла.
В 1953 году ЦКБ-19 разработало проект создания катера управления радиоуправляемым катером-целью, путем переоборудования серийных катеров проекта ТД-200бис. Первоначально для этого предполагалось использование катеров управления проекта 384, создаваемых на основе серийных катеров БМО. Однако недостаточная скорость хода последних привела к решению использовать торпедные катера. Первые катера проекта ТД-200бисТ вступили в состав ВМФ в 1956 году. Всего по этому варианту переоборудовали 10 единиц.

ТТД катера пр. «ТД-200бис»: - водоизмещение -45.6 т.,- трёх вальная установка с дизелем «М-50» по 1000 л.с.
- скорость полного хода 41 узел, дальность плавания -600 миль, -Экипаж- 11 чел. В т.ч. 2 оф., - вооружение
2х1 533 мм.ТА,- 2х2 12.7 мм пелемёта «ДШК», 10- малых ГБ, РЛС «Зарница»
В 1949 г в ОКБ-5 НКВД г. Ленинграда под руководством главного конструктора П.Г.Гойнкиса разработан проект торпедного катера «183» которые строились с 1949 по 1960 г.г. и стали основным типом ТКА для ВМФ СССР.Катера пр.»183» строили по лицензии в Китае . Для ВМФ СССР построено 120 ед. а всего с учетом модификации и лицензиционного строительства катеров пр. «183» построено около 600 ед. На базе проекта «183» строились катера пр. «183Т» с газотурбинной установкой, форсажная турбина мощностью 4000 л.с. позволяла развиватьход 50 узлов , на пр. «183ТК» устанавливались носовые подводные крылья. Проект «183Ц»
С радиоуправлением катер-цель обеспечивал боевую подготовку флотов, для пограничников строились патрульные катера пр. «199» . и в 60-х годах построен первы в мире ракетный катер проекта «183Р» ТТД катера пр. «183»: - водоизмещение- 66.5 т.- четырёх вальная установка с дизелем «М-50Ф» по 1200 л.с
ДГ-100 мощностью 100 Квт, - скорость полного хода -44 узла, - двльность плавания 1000 миль, - экипаж 14 чел.в т.ч. 2 оф., - вооружение -2х1 533 мм ТА, - 2х2 25 мм АУ «2М-3М», 8 ГБ «ББ-1» РЛС «Зарница» на поздних проектах «Рея»

В 1956-1960 г.г. в ЦКБ-5 г Ленинграда под руководством главного конструктора П.Г.Гойнкиса разработан проект торпедного катера «206» «Шторм» рубежный проект с существенно выросшим водоизмешением, улучшиными бытовыми условиями экипажа, большой энергонасыщенностью и автоматизацией механизмов и устройств, могущего длительное время находиться в море и совершать дальние походы, корпус выполнен из стали «СХЛ-45» все механизмы унифицированы с проектом ракетного катера проекта «205» впервые на катерах установлены безбашенные автоматические 30 мм АУ «АК-230» с системой управления АРЛС «Рысь» и специально разработанные семиблочные звездообразные 42-х цилиндровые дизели «М-503А» Головной и серийные катера пр.»206» строились в Ярославле, а позже в Сосновке и Ленинграде Всего для ВМФ СССР построено 50 катеров и 13 катеров построены по лицензии в Югославии. Торпедные катера поставлялись в Болгарию,Египет,Анголу, Гвинею, Гвинею- Биссау, Корею, Вьетнам, Конго и на острова Зелёного Мыса
Торпедные катера «206» проекта
ТТД катера проекта «206» «Шторм»:
-водоизмещение стандартное 129 т.
полное 161 т.
-длина наибольшая 34.6 м.
-ширина наибольшая 6.74 м.
- осадка по ватерлинии 1.72 м.
-главная энергетическа установка трёх вальная с дизелем «М-503А» по 1200 л.с.
ДГ-100, ДГ-75
-скорость полного хода 42-45 узлов
-дальность плавания 2000 миль при 14 узлах
800 миль при 30 узлах
-экипаж 21 чел. В т. Ч. 2 оф.
-вооружение 4х1 533 мм ТА, 2х2 30 мм АК-230, 12 ГБ или 6 мин
-РЛС «Баклан». АРЛС «Рысь»
В 1965 г в ЦМКБ «Алмаз» г Ленинграда под руководством главного конструктора И.П.Пегова, а затем А.П.Городянко началась разработка торпедного катера с носовым малопогруженым крылом проекта «206М» «ШТОРМ-М» которая завершилась в 1967 г. Всего для ВМФ СССР было построено 24 катера, Впервые малые боевые катера смогли благодаря крыльям применять оружие на волнении моря до 5 баллов при скорости хода 35 узлов. Оснащенный опускаемой ГАС «Бронза» катер получил возможность бороться с подводными лодками применением противолодочных торпед, установленная на катере 57 мм АУ «АК-725» с АРЛС «Барс» существенно увеличила возможность борьбы с авиацией противника
ТТД катера пр. «206-М» «Шторм-М»:
-водоизмещение стандартное 218 т.
Полное 250 т.
-длина наибольшая 39.5 м.
-ширина наибольшая 7.6 м по крыльям 12.5 м.
-осадка по ватерлинии 2.01 м.по крыльям 3.24 м.
-главная энергетическая установка трёх вальная с дизелем «М-504» по 5000 л.с
- скоростьполного хода 44-48 узлов
-дальность плавания 1450 миль при 14 узлах
600 миль при 37 узлах
-экипаж 25 чел, в т,ч, 4 оф.
-вооружение 4х1 533 ТП «ОТА-53-206М», 1х2 57 мм «АК-725», 1х2 25 мм АУ «2М-3М», 6-10 ГБ
-РЛС «Баклан» АРЛС «Барс»
-БИУС «Дозор-1», опускаемая ГАС «Бронза»
В 1976 г для удолетворения требований зарубежных заказчиков, которым поставляли морально устаревшую технику в г.Ленинграде на Средне-Невском заводе построен торпедный сторожевой катер проекта «206МЭ» на который в зависимости от заказа устанавливались как торпедное оружие так и артиллерийское. Всего их было построено18 ед После распада СССР их строительство было прекращено, Поставлялись в Эфиопию, Сомали, Южному Йемену и в Республику Шри-Ланка (о.Цейлон)
ТТД катера пр. «206МЭ» «Шторм МЭ»:
- водомзмещение стандартное 170 т.
Полное 220 т.
-длина наибольшая 38.5 м
-ширина наибольшая 7.7 м
-осадка по ватерлинии 1.8 м
-главная энергетическая установка трёх вальная с дизелем «М-504» по 5000 л.с
-скорость полного хода 41 узел
-дальность плавания 600 миль при 35 узлах
-экипаж 25 чел в т,ч, 3 оф.
-вооружение 4х1 533 мм ТА, 2х2 30 мм АУ «АК-230»
-РЛС «Баклан», АРЛС «Рысь»
В продолжении темы экспортного строительства нельзя не отметить опытный катер построенный в 1970 г. на базе карпуса ракетного катера проекта «205» на Приморском заводе г.Ленинграда по проекту «205ПЭ»
(патрульный, экспертный) Катер предназначался на экспорт в дружественные страны на из-за слабости вооружения в серию на пошел, хотя и послужыл праобразом для проекта «206МЭ»


ТТД катера пр. «205ПЭ»:
-водоизмещение стандартное 175 т
полное 210 т
-длина наибольшая 39 м
-ширина наибольшая 8.1 м
-осадка по ватерлинии 1.8 м
- главная энергетическая установка трёх вальная с дизелем «М-504» по 5000 л.с.
-скорость полного хода 36 узлов
-дальностьплавания 1200 миль при 12 узлах
-экипаж 30 чел в,ч, 4 оф.
-вооружение 1х2 57 мм АУ «АК-725».затем 1х1 57 мм АУ «АК-157»
1х6 30 мм АУ «АК-630»
-средства РЭБ ПК-16
- РЛС «Дон», АРЛС «Барс» затем «Вымпел»
На этом эра кораблестроения торпедных катеров закончилась и наступила эра строительства ракетных катеров и малых ракетных кораблей. Торпедные катера продолжали свою службу в составе катерных соеденений всех флотов СССР им нашлось место в совместных боевых дествиях с ракетными катерами, Продоваемые на экспорт в разные страны они участвовали в боевых действиях при локальных конфликтах и на деле доказали, что являются грозной боевой силой с которой необходимо считатся.

В пятидесятых годах в ЦМКБ «Алмаз» г Ленинграда под руководством главного конструктора Е.И.Юхнина проводились научно-иследовательские и опытно-конструкторские работы (НИиОКР) по исследованию возможности создания малых боевых катеров способных нести бурно развивающиеся ракетное оружие.
Проведение НИиОКР по постройки ракетных катеров обуславливалось стремительным развитием новых типов вооружения и технических средств в промышленности СССР и других зарубежных странах, причём как находящихся в стадии проектирования, так и готовых образцов устанавливаемых на новых типах вооружений.
Это было реальное требование Советской военной доктрины на основе опыта Великой Отечественной войны об укреплении прибрежной зоны ударными силами. Шагнувший вперёд научно-технический прогресс исключил из тактики морского боя стремительное сближение кораблей противника и возможности эффективной атаки появлением РЛС и возможностью обнаружения противника за пределами зоны применения им оружия. Рактные катера и могли быть тем эффективным оружием имеющим малую заметность и высокую скорость, а их ударные возможности были сопостовимы с крупными кораблями. Действуя в прибрежной зоне и закрытых морских театрах они решали задачу вытеснения и уничтожения надводных сил противника.
За основу ракетного катера был взят хорошо зарекомандовавший себя в ходе эксплуатации корпус ТКА проекта «183» на которых и были постоены два первых эксперементальных РКА проекта «183Э». Проведенные в 1957 г на Феодосийском полигоне первые ракетные пуски противокорабельными крылатыми ракетами «П-15» РКА пр.»183Э» доказали свою боевую состоятельность как новый класс боевых катеров ВМФ СССР
И они были запущены в серию проектом «183 Р». «Комар» Всего было построено 64 РКА пр.183Р и еще 54 еденици были переоборудованы из торпедных катеров. В Китае и Сверной Кореи было запущено собственное производство этих катеров по лицензии но со стальными корпусами.
ТТД катера пр. «183 Р»: «Комар»
-водоизмещение стандартное 66.5 т.
Полное 77.5 т
-Длина наибольшая 25.5 м
-ширина наибольшая 6.1 м
-осадка по ватерлинии 1.29 м
-главная энергетическая установка четырёх вальная с дизелем «М-50Ф» по 1200 л.с.
-скорость полного хода 39 узлов
-дальность плавания 880 миль при 12 узлах
500 миль при 26 узлах
-экипаж 17 чел в т,ч, 3 оф.
- вооружение 2х1 ПУ ПКР «П-15», 1х2 25 мм автомат «2М-3М»
- РЛС «Рангоут» система управления огнём «Клён»
Следующим этапным катером для ВМФ СССР проект «205» спроектируемый Главным конструктором ЦМКБ «Алмаз» Е.И.Юхниным. Катер построен большой серией более 140 едениц, круглоскулые обводы в носовой части и остроскулые в кормовой части корпуса делали его прекрасным мореходом, чость корпусов выполнялась из нержавеющей стали, Ракетные катера пр «205» строились в СССР до 1973 г.
ТТД катера пр. «205»: «Цунами»
- водоизмешение стандартное 173 т
полное 216 т
-длина наибольшая 38.6 м
-ширина наибольшая 7.6 м
-осадка по ватерлинии 1.73 м
-главная энергетическая установка трёх вальная с дизелем «М-503А» по 4000 л.с.
- скорость полного хода 41 узел
-дальность плавания 2000 миль при 14 узлах
500 миль при 35 узлах
-экипаж 26 чел в т,ч, 4 оф.
-вооружение 4х1 ПУ ПКР «П-15» 2х2 30 мм АК-230
-РЛС «Рангоут» АРЛС «Рысь»
Модифицированный проект ракетного катера «205 У» был несколко улучшен всего было построено более 30 ед. Катера строились в Ленинграде, Рыбинске, Владивостоке, часть катеров была модеренизирована по проекту «205 мод» с размещением более дальнобойных ракет «Термит» на катерах предусмотрено размещение ПЗРК «Стрела -3М» автономность катера составляла 5 суток. На базе этого проекта содан экспериментальный катер пр.»205 ЭТ» с носовым подводным крылом и развивающий ход до 50узлов, На части катеров применялись ПКР «П-25»
ТТД катера пр. «205 У»:
- водоизмещение стандартное 184 т
полное 226 т
-длина наибольшея 38.6
-ширина набольшая 7.6 м
-осадка по ватерлинии 2.01 м
-главная энергетическая установка трёх вальная с дизелем
«М-504» по 5000 л.с

-скорость полного хода 41 узел
-дальгость плавания 2000 миль при 14 узлах
800 миль при 30 узлах
-экипаж 29 чел в т,ч, 4 оф.
-вооружение 4х1 КТ ПКР «П-15У»
2х2 30 мм «АК-230»
РЛС «Рангоут» АРЛС «Рысь» аппаратура опознования
«Никель –Нихром»
КОРАБЛЬ К БОЮ И ПОХОДУ ПРИГОТОВИТЬ
Аватара пользователя
katernik
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 22 окт 2009, 13:17

Re: Москитный флот, ТКА,РКА, МРК

Сообщение katernik »

Выложу уже до конца
В 1974 г на Ленинградском ЦМКБ «Алмаз» под руководством главного конструктора А.П. Городянко создан ракетный катер проекта «206 МР» «Вихрь» катера имели носовое малопогруженое крыло и транцевую управляемую плиту это направление развития ракетных катеров существенного улучшения боевых качеств катеров не принесло но снизило боевую мощь, вместо 4 ПКР П-15М на них устонавливалось всего 2 несколько улучшилось радио-техничесчкое вооружение устанавливалась РЛС «Гарпун» АРЛС «Вымпел –2А» улучшилось артиллерийское вооружение. Всего для ВМФ СССР было построено 12 катеров


ТТД катера проекта «206 МР» «Вихрь»
- водоизмещение стандартное 230 т
полное 257 т
- длина наибольшая 38.7 м
- ширина набольшая 7.6 м по клыльям 12.5 м
- осадка по ватерлинии 2.1 м по крыльям 3.26 м
- главная энергетическая установка трёхвальная с дизелем
«М-520» по 5000 л.с.
- скорость полного хода 43 узла
- дальность плавания 2000 при 12 узлах
- численость экипажа 25 чел в т.ч. 5 оф.
- вооружение 2х1 КТ ПКР «П-15М»
1х1 76 мм АУ «АК-176»
1х6 30 мм АУ «АК-630»
1х4 ПУ ПЗРК «Стрела- 3М»
- средства РЭБ «ПК-16»
- РЛС «Гарпун» ,»Вымпел»



Модифицированый катер проекта «206 МР» по проекту «206.6» существено отличался от своих собратьев, прежде всего ударным оружием, системами ПВО, что делало его таким крепеньким кулачком способным громить противника и оставаться неуязвимым под его ударами но после развала СССР программа была свёрнута а катер остался в ВМФ в единственном экземпляре.

ТТД катера проекта «206.6»
- водоизмещение стандартное…………………………….230 т
полное………………………………….265 т
- длина наибольшая…………………………………………38.6 м
- ширина наибольшая………………………………………7.6 м по крыльям 12.5 м
- осадка по ватерлинии…………………………………….2.1 м по крыльям 3.26 м
- главная энергетическая установка………………………трёх вальная с дизелем «М-
520» 15000 л.с.
- скорость полного хода…………………………………….42 узла
- дальность плавания………………………………………..1200 миль при 12 узлах
- чиисленость экипажа………………………………………..29 чел в т.ч. 5 оф.
- - вооружение………………………………………………..2х4 ПУ ПКР «Уран»
- 1х1 76 мм АУ АК-176
- 1х12 30 мм ЗАК «Рой»
- - средства РЭБ………………………………………………ПК-16
- - РЛС…………………………………………………………»Гарпун», «Вымпел»,
- система «Ракурс» В 1973 г в г Ленинграде на ЦМКБ «Алмаз» под руководством главного конструктора Е.И.Юхнина началось проектирование ракетного катера новаго поколения проекта 1241 «Молния».катера этого проекта принципиально отличались от предидущих ракетных катеров, прежде всего водоизмещением до 500 т, новой главной энергетической установкой от чисто газотурбинной до смешанной дизель газотурбиной , причём имеющих возможность через систему редукторов обеспечивать ход катера как от полной ГЭУ так и от любого из 2-х или 1-го из 4-х двагателей на оба винта, несколькими типами крылатых ракет Разработка проекта 1241 соответствовала тогдашней военной доктрине, её морской составляющей. Флот СССР стал океанским и в 70-е годы активно строился, появились крупные корабли, большие противолодочные, ракетные крейсера, вёртолетоносцы, тяжелые авианесущие крейсера которые вышли в мировой океан и несли боевые службы в составе крупных соеденений-Оперативных эскадр, Морские рубежи СССР отдалились от прибрежной зоны и вышли за пределы внутренних морей. Образовавшийся вакуум в прибрежных водах надо было чем то заполнять. Наряду с береговами ракетно-артиллерийскими соеденениями требовалась маневренная ракетная морская составляющая, которую и предполагалось насытить ракетными катерами и малыми ракетными кораблями . Проект 1241 как нельзя лучше подходил для этих целей, мореходный, скоростной, с прекрасными
Условиями обитаемости, с большой автономностью.
Всего на базе проекта 1241 строилось 2 типа РКА и МПК для ВМФ и сторожевые корабли для Пограничных сил. Для ВМФ так же был построен эксперементальный катер пр.1241.7 с новым ЗРК «Кортик» и РЛС «Позитив» с большой дальностью обнаружения воздушных целей. Для поставок на экспорт так же строились катера проекта 1241РЭ. Вооруженные ПКР «Термит» и РЛС «Гарпун-Э».На катерах поставляемых в Индию устанавливались ПКР «Уран-Э» и РЛС «Позитив –Э»
Катера строились в г.г. Ленинграде и Владивостоке, по лицензии в Индии и Вьетнаме. Для ВМФ СССР построено 9 РКА пр. 1241 и 38 РКА пр. 1241.1

ТТТ катера пр.1241 «Молния»:
-водоизмещение стандартное 392 т
полное 469 т
-длина наибольшая 56.1 м
-ширина наибольшая 10.2 м
-осадка по ватерлинии 2.25 м
-главная энергетическая установка двух вальная, 2 ГТУ «М-70» по 11000 л.с.
2 форсажные ГТУ «М-75» по 10000 л.с.
- скорость полного хода 42 узла
-дальность плавания 1600 миль при 14 узлах
-экипаж 41 чел в т,ч, 5 оф
-вооружение 2х2 КТ пкр «П-15м» «Термит» 1х4 ПЗРК
«Стрела-3М», 1х1 76 мм «АК-176»
2х6 30 мм «АК-630»
-средства РЭБ «ПК-16», «Вымпер-Р2»
-РЛС «Монолит», «Дон», АРЛС «Вымпел»


ТТД катера пр.1241.1 «Молния-М»
-водоизмещение стандартное 436 т
полное 493 т
-длина наибольшая 56.1 м
-ширина наибольшая 10.2 м
-осадка по ватерлинии 2.5 м
-главная энергетическая установка двух вальная, 2 ГТУ «М-70» по 12000 л.с
2 дизеля «М-510» по 4000 л.с
-скорость полного хода 41 узел
-дальность плавания 1600 миль при 14 узлах
-экипаж 40 чел в т,ч, 5 оф
-вооружение 2х2 КТ ПКР «Москит», 1х4 ПЗРК
«Стрела-3М», 1х1 76 мм «АК-176»
2х2 30 мм -630»
-средства РЭБ «ПК-16» «Вымпел-Р2»
-РЛС «Монолит»,
«Вымпел» , «Дон»
ТТД катера пр 1241.7:
-водоизмещение стандартное 392 т
полное 469 т
-длина наибольшая 56.1 м
-ширина наибольшая 10.2 м
-главная энергетическая установка двух вальная с ГТУ «М-70» по 11000 л.с.
2 форсажные ГТУ «М-75» по 5000 л.с.
-скорость полного хода 40 узлов
-дальность плавания 1600 миль при 14 узлах
-экипаж 44 чел в т,ч, 5 оф.
-вооружение 2х2 КТ ПКР «П-15М» «Термит»
1х1 76 мм «АК-176», 1 ЗРАК «Кортик»
-средства РЭБ «ПК-16»
-РЛС «Монолит», «Позитив», «Дон» На Рыбинской судоверфи строятся для СРВ ракетные катера проекта 1241.8 оснащеные ракетным комплексом «Уран Э»

ЦМКБ «Алмаз» продолжая программу катеростроения разработало принципиально новый проект ракетного катера 10411 «Светляк»
Ракетный катер проекта 10411 предназначен для контроля соблюдения экономической зоны, охраны морской государственной границы, прибрежных коммуникаций, судов и искусственных сооружений.
Ракетный катер проекта 10411 обладает: высокими скоростными и мореходными качествами, что дает возможность пребывания в море до 7-8 баллов и использования оружия при состоянии моря до 5 баллов на скорости до 22 узлов без ограничения курса; высокой маневренностью; современным навигационным оборудованием и средствами связи, обеспечивающими высокую точность обнаружения цели, координат и параметров её движения, а также радиолокационным комплексом целеуказания ракетному оружию (комплекс имеет высокую помехозащищенность и может осуществлять наблюдение одновременно за 15 целями и выдавать целеуказание по 6 целям); высокой экономичностью, благодаря выбранным оптимальным обводам корпуса и использованию автоматизированной дизельной установки.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РКА проекта 10411 «Светляк»
Водоизмещение полное, тонн…………………386 т 386,0
Длина наибольшая, м……………………………………………………………………49.5 м 49,5
Ширина наибольшая, м…………………………………………………………………9.2 м 9,2
Высота борта на миделе, м……………………………………………………………..4.6 м 4,6
Осадка габаритная при полном водоизмещении, м…………………………………..2.5 м 2,5
Скорость хода наибольшая, узлов……………………………………………………..32 32
Дальность плавания экономическим ходом 12-13 узлов при наибольшем запасе топлива, миль…2200 2200
ГЭУ: тип, количество, мощность, кВт……………………………………………3х3950 дизельная 3х3950
Автономность корабля по запасам провизии и пресной воды, суток…………….10 10
Экипаж, чел……………………………………………………………………………10 30

ВООРУЖЕНИЕ
Ударное ракетное оружие

Для поражения надводных целей установлен корабельный ракетный комплекс в составе:
Радиолокационный комплекс наблюдения и целеуказания;
Система управления ракетным оружием;
8 крылатых ракет Х-35 «Уран» в транспортно-пусковых контейнерах:
дальность полета – до 130 км;
высота полета маршевая – 10-15 м;
скорость ракеты на марше – 570 м/сек.

Артиллерийский комплекс

Предназначен для борьбы с малоразмерными надводными целями и самообороны от низколетящих противокорабельных ракет на ближних рубежах. В его состав входят:
Артустановка АК-176М (76мм) – 1 комплект
боезапас – 152 патрона;
дальность стрельбы:
по морским и береговым целям – 15,7 км;
по воздушным целям – 13 км.
вес снаряда – 5,9 кг;
макс. темп стрельбы – 120/130 выстр/мин.
Артустановка АК-630М (30мм) – 1 комплект
количество стволов – 6;
боезапас – 2000 патронов;
макс. темп стрельбы – 4000/5000 выст/мин;
масса патрона – 0,83 кг.

Зенитное ракетное оружие
Переносной зенитный ракетный комплекс “Игла-1М” – 16 комплектов
дальность стрельбы:
минимальная – 0,5 км;
максимальная – 5,0 км;
высота полета поражаемых целей – 10-3500 м.


В июне2006 г. на рыбинских стапелях открытого акционерного судостроительного общества "Вымпел" состоялась церемония закладки ракетно-артиллерийского катера нового поколения проекта 12300 "Скорпион" . Современные ракетные катера, вооруженные противокорабельными ракетами, обладают ударной мощью, соответствующей кораблям классов корвет и даже фрегат при относительно умеренной (в 2-4 раза дешевле) стоимости строительства и эксплуатации. Именно поэтому в составе флотов многих европейских государств и более чем сорока стран Азии, Африки и Латинской Америки ракетные катера и малые ракетные корабли составляют основу ударных сил, а в мирное время они несут патрульную службу.
Катера проекта "Скорпион" предполагается строить в следующих модификациях: проект 12300 с комплексом "Яхонт" для экспорта, 12301 с комплексом "Оникс" для ВМФ РФ, проект 12302 с комплексом "Уран" для экспорта и модификация его для ВМФ РФ, проект 12301П - для Федеральной пограничной службы.

При разработке проекта 12300 "Скорпион" учтены и использованы новейшие отечественные и зарубежные разработки в области технологии "Стелс", гидродинамики, энергетики и вооружений. Ракетно-артиллерийский катер, заложенный в Рыбинске, является катером четвертого поколения, разработанным на смену известным ракетным катерам и малым ракетным кораблям проектов 205, 1234, 1241 (кодовые обозначения по классификации НАТО - проекты "Оса", "Нанучка" и "Тарантул").

В "Скорпионе" будут использованы ракетный комплекс "Яхонт" ("Оникс" для проекта 12301), зенитный ракетно-артиллерийский комплекс "Каштан", гидроакустическая станция "Анапа", артустановка АУ-190 с обводами башни по технологии "Стелс", новый газотурбинный агрегат мощностью 16 тыс. л.с., боевая информационно-управляющая система "Сигма". Этот набор оборудования и вооружения позволит ракетному катеру осуществлять дальнее обнаружение (в т.ч. загоризонтное) целей и обмен данными между катерами и кораблями в группе; использовать ракетное и артвооружение по береговым целям, повысить эффективность противовоздушной и противолодочной обороны, существенно увеличить дальность плавания. Наконец, дальность поражения целей крылатыми ракетами по сравнению с находящимися на вооружении существующими проектами катеров возросла вдвое.

Общая прогнозируемая потребность в катерах этого проекта 48 единиц (в том числе для ВМФ РФ - 10, для ФПС РФ - 10, на экспорт - 28 катеров).
В этой линейке катеров "Скорпион" является наиболее современным образцом военно-морского вооружения. Этот корабль четвертого поколения (по западной классификации относящийся к классу малый корвет) создан с использованием технологии снижения радиолокационной и тепловой заметности. По мнению главного конструктора ЦМКБ "Алмаз" Юрия Арсеньева, развитие ракетных катеров велось по двум основным направлениям - усиление вооружения и улучшение мореходных качеств. На сегодняшний день "Скорпион" - вершина эволюции в этом типе кораблей. Он вооружен противокорабельной ракетой "Яхонт" вертикального старта. Ее основным достоинством является сверхзвуковая скорость полета, делающая ракету малоуязвимой для средств ПВО противника. "Яхонт" имеет дальность стрельбы 300 км, массу боевой части - 200 кг.

Что касается корпуса, то он у "Скорпиона", по словам Юрия Арсеньева, очень экономичный. Если дальность плавания ракетного катера предыдущего поколения "Молния", имеющего на борту запас топлива 104 тонны, составляет 2200 миль, то "Скорпион" с 64 тоннами топлива имеет запас хода 2500 миль при движении с экономической скоростью 12 узлов. Кроме того, корпусу катера придана возможность самостабилизироваться на волне, он оснащен кормовыми интерцепторами, которые являются успокоителями качки. В результате уровень бортовой качки катера уменьшается в 5 раз.

Катер имеет комбинированную силовую установку, состоящую из двух дизельных двигателей для маршевых режимов плавания и газовой турбины ГТУ-12, предназначенную для выхода на скорость перехвата. ГТУ-12 приводит в движение вентилируемый водомет, разработанный в ЦМКБ "Алмаз". Он состоит из обечайки, в которой на больших оборотах работает полупогруженный винт.

Артиллерийское вооружение "Скорпиона" состоит из установки калибра 100 мм А-190-5П-10. Для воздушной обороны на ближнем рубеже, то есть на дальности 5-6 километров, служит зенитный ракетно-артиллерийский комплекс "Каштан-1". Корабль оснащен активной трехкоординатной РЛС общего обнаружения надводных и воздушных целей "Позитив-МЭ1". Она может обнаруживать на дальности до 150 км и сопровождать одновременно до 50 целей, обеспечивает их классификацию и выдачу целеуказания сопряженным системам управления огнем.

Управление ракетной стрельбой осуществляется РЛС "Гарпун-Б" 3Ц-25Э. Активный канал этой станции использует сложный модулированный сигнал, который имеет способность, работая в приводном слое, огибать поверхность земли. Тем самым дальность обнаружения в зависимости от условий радионаблюдаемости составляет до 250 км, а в ходе испытаний в Индийском океане, как рассказал Юрий Арсеньев, была получена дальность 400 км. Таким образом, "Скорпион" имеет возможность загоризонтного целеуказания прямо на борту, без привлечения каких-то внешних систем.

По ТКА И РКА всё что собрал на весну 2008 г можно добавить современые разработки.
КОРАБЛЬ К БОЮ И ПОХОДУ ПРИГОТОВИТЬ
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8619
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Москитный флот, ТКА,РКА, МРК

Сообщение Schultz »

katernik писал(а):ТТД катера пр. «205ПЭ»:
-водоизмещение стандартное 175 т
полное 210 т
-длина наибольшая 39 м
-ширина наибольшая 8.1 м
-осадка по ватерлинии 1.8 м
- главная энергетическая установка трёх вальная с дизелем «М-504» по 5000 л.с.
-скорость полного хода 36 узлов
-дальностьплавания 1200 миль при 12 узлах
-экипаж 30 чел в,ч, 4 оф.
-вооружение 1х2 57 мм АУ «АК-725».затем 1х1 57 мм АУ «АК-157»
1х6 30 мм АУ «АК-630»
-средства РЭБ ПК-16
- РЛС «Дон», АРЛС «Барс» затем «Вымпел»
Спасибо за информацию. А нет ли фото такого катера? Хотелось бы увидеть 205ПЭ с АК-725.
katernik писал(а):По ТКА И РКА всё что собрал на весну 2008 г можно добавить современые разработки.
Конечно, интересно было бы почитать, а еще лучше посмотреть.
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Аватара пользователя
katernik
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 22 окт 2009, 13:17

Re: Москитный флот, ТКА,РКА, МРК

Сообщение katernik »

Собраные мною данные по составу РКА, МРК на флотах размещаю для правки, кто может уточнить

СФ 108-й дивизион малых ракетных кораблей (Полярный)
"Айсберг" — малый ракетный корабль проекта 1234. Бортовой номер 512, в составе флота с 1979 года.
"Накат" — малый ракетный корабль проекта 12347. Бортовой номер 526, в составе флота с 1987 года.
"Рассвет" — малый ракетный корабль проекта 12341. Бортовой номер 520, в составе флота с 1988 года.
ТОФ
165-я бригада надводных кораблей (бухта Улисс)
. 2-й и 25-й гвардейские дивизионы ракетных катеров
(Уже известно, что 25 ДРКА нет, а появился 11 ДНК)
Р-11 — ракетный катер проекта 12411. Бортовой номер 940, в составе флота с 1991 года. В ремонте.
Р-14 — ракетный катер проекта 12411. Бортовой номер 924, в составе флота с 1991 года. В ремонте.
Р-18 — ракетный катер проекта 12411М. Бортовой номер 937, в составе флота с 1992 года.
Р-19 — ракетный катер проекта 12411М. Бортовой номер 978, в составе флота с 1992 года.
Р-20 — ракетный катер проекта 12411М. Бортовой номер 921, в составе флота с 1993 года.
Р-24 — ракетный катер проекта 12411М. Бортовой номер 946, в составе флота с 1994 года.
Р-29 — ракетный катер проекта 12411М. Бортовой номер 916, в составе флота с 2003 года. .
Р-79 — ракетный катер проекта 1241Т. Бортовой номер 995, в составе флота с 1984 года.
Р-261 — ракетный катер проекта 12411. Бортовой номер 991, в составе флота с 1988 года. В ремонте.
Р-297 — ракетный катер проекта 12411. Бортовой номер 951, в составе флота с 1990 года. В ремонте.
Р-298 — ракетный катер проекта 12411. Бортовой номер 971, в составе флота с 1990 года.
Камчатка
66-й дивизион малых ракетных кораблей

"Иней" — малый ракетный корабль проекта 12341. Бортовой номер 418, в составе флота с 1986 года.
"Мороз" — малый ракетный корабль проекта 12341. Бортовой номер 409, в составе флота с 1989 года.
"Разлив" — малый ракетный корабль проекта 12341. Бортовой номер 450, в составе флота с 1991 года.
"Смерч" — малый ракетный корабль проекта 12341. Бортовой номер 423, в составе флота с 1985 года.

ДКБФ
36 БрРКА

1-й гвардейский дивизион ракетных катеров
Р-2 — ракетный катер проекта 12411М. Бортовой номер 870, в составе флота с 1999 года.
Р-47 — ракетный катер проекта 12411. Бортовой номер 819, в составе флота с 1987 года.
Р-129 — ракетный катер проекта 12411. Бортовой номер 852, в составе флота с 1985 года.
Р-187 — ракетный катер проекта 12411. Бортовой номер 855, в составе флота с 1989 года.
Р-257 — ракетный катер проекта 12411.Бортовой номер 833, в составе флота с 1986 года.
Р-291 "Димитровград" — ракетный катер проекта 12411. Бортовой номер 825, в составе флота с 1991 года.
Р-293 "Моршанск" — ракетный катер проекта 12411. Бортовой номер 874, в составе флота с 1992 года.
106-й дивизион малых ракетных кораблей
"Гейзер" — малый ракетный корабль проекта 12341. Бортовой номер 555, в составе флота с 1989 года
"Зыбь" — малый ракетный корабль проекта 12341. Бортовой номер 560, в составе флота с 1989 года. .
"Ливень" — малый ракетный корабль проекта 12341. Бортовой номер 551, в составе флота с 1991 года.
"Пассат" — малый ракетный корабль проекта 12341. Бортовой номер 570, в составе флота с 1990 года.
ЧФ

41 БрРКА

166-й дивизион малых ракетных кораблей

"Бора" — ракетный корабль на воздушной подушке проекта 1239. Бортовой номер 615, в составе флота с 1997 года.
"Самум" — ракетный корабль на воздушной подушке проекта 1239. Бортовой номер 616, в составе флота с 2000 года.
"Мираж" — малый ракетный корабль проекта 12341. Бортовой номер 617, в составе флота с 1986 года.
"Штиль" — малый ракетный корабль проекта 12341. Бортовой номер 620, в составе флота с 1978 года

295-й дивизион ракетных катеров (Севастополь)
.
Р-44 — ракетный катер проекта 2066. Бортовой номер 966, в составе флота с 1978 года.
Р-60 — ракетный катер проекта 12411. Бортовой номер 955, в составе флота с 1987 года.
Р-71 — ракетный катер проекта 12417. Бортовой номер 962, в составе флота с 1985 года.
Р-109 — ракетный катер проекта 12411. Бортовой номер 952, в составе флота с 1990 года. .
Р-239 — ракетный катер проекта 12411. Бортовой номер 953, в составе флота с 1989 года.
Р-334 "Ивановец" — ракетный катер проекта 12411М. Бортовой номер 954, в составе флота с 1989 года.

КФЛ
249-й дивизион ракетных катеров (Золотой Затон)
"Астрахань" — малый артиллерийский корабль проекта 21630. Бортовой номер 012, в составе флота с 2006 года.
Р-101 "Ступинец" — ракетный катер проекта 12411Т. Бортовой номер 705, в составе флота с 1985 года..
Р-25 "Боровск" — ракетный катер проекта 206МР. Бортовой номер 701, в составе флота с 1983 года.
Р-50 "Карачаево-Черкесия" — ракетный катер проекта 206МР. Бортовой номер 758, в составе флота с 1978 года.
КОРАБЛЬ К БОЮ И ПОХОДУ ПРИГОТОВИТЬ
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8619
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Москитный флот, ТКА,РКА, МРК

Сообщение Schultz »

Уважаемый katernik, ваше последнее сообщение перенесено сюда.
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Walera
Сообщения: 701
Зарегистрирован: 03 фев 2006, 16:09
Откуда: Одесса

Re: Москитный флот, ТКА,РКА, МРК

Сообщение Walera »

Изображение
Много того же о МОСКИТНОМ ФЛОТЕ есть в этой книжке. Автор ГАЗЕНКО В.Н. Тираж 5 000шт.Текст несколько несущественно разнится с данными "kаternik". В частности, по истории их появления в советском ВМФ.Но возможно разные данные дадут возможность, обобщив их выявить истинную историю москитного флота. Скину пока пару страничек. Надеюсь, автор не будет в претензии.
Walera
Сообщения: 701
Зарегистрирован: 03 фев 2006, 16:09
Откуда: Одесса

Re: Москитный флот, ТКА,РКА, МРК

Сообщение Walera »

Изображение
В дополнение - снимок части экипажа ТКА, входившего в 1 дивизион Таллинской бригады. Снято в Кронштадте, в сентябре 1965г. Третий справа А.П. Студентов.
Walera
Сообщения: 701
Зарегистрирован: 03 фев 2006, 16:09
Откуда: Одесса

Re: Москитный флот, ТКА,РКА, МРК

Сообщение Walera »

Изображение
Повтор.
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8619
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Москитный флот, ТКА,РКА, МРК

Сообщение Schultz »

Валера, фото не видно.
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Аватара пользователя
katernik
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 22 окт 2009, 13:17

Re: Москитный флот, ТКА,РКА, МРК

Сообщение katernik »

Катерник не притензии, всё дело в том, что лично мои иследования, это из уже иследованого материала в открытой печати собраный мною воедино и включёный отдельной главой в книгу о катерниках Камчатки. Просто я не видел собраного воедино материала от миноносок до ракетных экранопланов . Есле бы занимался иследованием то обязательно собрал ВЕСЬ МОСКИТНЫЙ ФЛОТ и бронекатера, то же интересная тема, и ПЛК и МПЛ
КОРАБЛЬ К БОЮ И ПОХОДУ ПРИГОТОВИТЬ
Ответить

Вернуться в «Надводные корабли»