Эскадренные миноносцы проекта 30-бис

История, боевой путь, командиры
Shmel
Администратор
Администратор
Сообщения: 49
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:23
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Эскадренные миноносцы проекта 30-бис

Сообщение Shmel »

На них началась моя флотская служба. Эти корабли имели следующие тактико-технические дан-ные: водоизмещение: стандартное — 2325 т, нормальное — 2700 т, полное — 3075 т, полная ско-рость хода — 35,5 уз., экономическая — 14,9 уз., дальность плавания экономической скоро¬стью хода — 3500 миль, автономность — 10 суток; непотопляемость обеспечивалась при затоплении двух любых главных водонепроница¬емых отсеков.
Вооружение: главная артиллерия — четыре 130-мм орудия в двух башнях Б2-ЛМ; зенитная артил-лерия — два 85-мм орудия в одной башне 92-К, семь 37-мм автоматов 70-К; торпедное оружие в составе двух пятитрубных торпедных аппаратов калибра 533 мм; противоло¬дочное вооружение в составе двух бомбометов БМБ-1 с боекомплек¬том 50 глубинных бомб.
Имелось также радиолокационное и гидролокационное вооруже¬ние в составе: радиолокационных станций обнаружения надводных целей и низколетящих самолетов — «Риф», обнаружения воз-душных целей — «Гюйс-1М4», опознавания — «Факел-М», управления стрельбой главного ка-либра — «Редан-2», управления стрельбой зе¬нитного калибра — «Вымпел-2», управления торпед-ной стрельбой — «Редан-4»; боевой информационный пост «Звено-ЗОБ»; гидролока¬ционная стан-ция «Тамир-5Н».
Корабли проекта 30-бис строились большой серией на ряде судо¬строительных заводов в городах Ленинграде, Северодвинске, Комсо¬мольске-на-Амуре, Николаеве. Всего по проекту 30-бис было пост¬роено 69 кораблей, которые получили следующие названия: «Смелый», «Скорый», «Суро-вый», «Сердитый», «Способный», «Со¬крушительный», «Свободный», «Статный», «Сметливый», «Смотря¬щий», «Совершенный», «Серьезный», «Солидный», «Степенный». «Пылкий», «Внуши-тельный», «Выносливый», «Властный», «Встреч¬ный», «Важный», «Вспыльчивый», «Величавый», «Верткий», «Веч¬ный», «Вихревой», «Видный», «Верный», «Внезапный», «Вниматель¬ный», «Вы-разительный», «Волевой», «Вольный», «Вкрадчивый»,
«Вдумчивый», «Вразумительный», «Бдительный», «Безудержный», «Буйный», «Безупречный», «Бесстрашный», «Боевой», «Быстрый», «Бурный», «Беспощадный», «Безжалостный», «Беззавет-ный», «Беспокойный», «Безотказный», «Безукоризненный», «Бессменный», «Отчетливый», «Ост-рый», «Отменный», «Отрывистый», «Отражаю¬щий», «Отрадный», «Озаренный», «Осторожный», «Окрыленный», «Отзывчивый», «Отчаянный», «Оживленный», «Ожесточенный»,
I «Жаркий», «Живой», «Жуткий», «Жесткий», «Жгучий», «Жестокий»,
| «Зоркий», «Звонкий».
Ряд эсминцев был передан дружественным государствам в виде военной помощи: 2 Польше, 4 Египту, 8 Индонезии.
Аватара пользователя
Кацо
Сообщения: 253
Зарегистрирован: 20 янв 2006, 11:26
Откуда: Калининград
Контактная информация:

Сообщение Кацо »

Некоторые дополнения и по ЭМ проекта 30-бис (от Широкограда)
часть 1
Приступая к созданию основного, по тому времени, проекта эсминца проекта 30-бис, советские военно-морские специалисты располагали опытом создания и боевого применения эсминцев проектов 7 и 7У и лидеров ЭМ проектов 1, 20 и 38. Следует отметить, что работа по совершенствованию кораблей класса "эскадренный миноносец" продолжалась и во время войны.

Работа над эсминцем проекта 30-бис первоначально была поручена Центральному конструкторскому бюро №17 (ЦКБ-17) Наркомата судостроительной промышленности. Основанием для этого послужило совместное решение НК ВМФ и НКСП от 08 октября 1945 года. Однако не прошло и двух месяцев, как письмом НК ВМФ от 28 ноября 1945 года окончательно был утвержден состав вооружения нового эсминца "второй серии" проекта 30-бис и были переназначены исполнители проекта последнего – образовано новое ЦКБ-53, главным конструктором этого проекта утвержден А. Л. Фишер. Вскоре постановлением Совмина СССР N3 149-75 от 28 января 1947 года утвердили и разработанный окончательно в ЦКБ-53 технический проект 30-бис.

Проектом 30-бис по сравнению с проектом эскадренного миноносца "Огневой" были внесены некоторые изменения: несколько увеличены главные измерения (длина, ширина и высота борта), корпус впервые выполнялся полностью сварным, а его конструкция позволяла применять новую, более совершенную технологию. Прочностные характеристики корпусных конструкций отвечали, существовавшим тогда в военном кораблестроении, требованиям.
Создание эсминцев по проекту 30-бис для советского кораблестроения стало неординарным явлением, ранее не встречавшимся. Во-первых, за всю историю отечественного флота и кораблестроения предполагалась постройка самой большой по численности единиц в серии крупных надводных кораблей (всего ЭМ проекта 30-бис было построено и введено в состав ВМФ 68 единиц). Во-вторых, при постройке проекта 30-бис, наши кораблестроители впервые установили поистине рекорд быстроты создания корабля класса "эскадренный миноносец" - уже на шестом корабле серии ЭМ проекта 30-бис продолжительность постройки по сравнению с головным кораблем была сокращена в 2 раза! А трудоемкость постройки последних кораблей серии снижена на 40%! Для постройки одного из этих эсминцев потребовалось чуть более одного года! В-третьих, строительство эсминцев проекта 30-бис осуществлялось весьма интенсивно: вся серия ЭМ, начатая с 1948 года, была завершена постройкой в 1953 году. При этом нужно учитывать, что впервые строились "полностью сварные" корабли и при этом применялись новые технологические методы строительства.
Последний раз редактировалось Кацо 08 фев 2006, 15:37, всего редактировалось 1 раз.
Александр
Нас предали и продали
http://www.mamut.com/homepages/Norway/1 ... det182.htm
http://murm.vaenga.net
Аватара пользователя
Кацо
Сообщения: 253
Зарегистрирован: 20 янв 2006, 11:26
Откуда: Калининград
Контактная информация:

Сообщение Кацо »

Некоторые дополнения и по ЭМ проекта 30-бис (от Широкограда)
часть 2

О том, насколько удачными оказались эсминцы проекта 30-бис, можно судить по результатам их испытаний - головного в серии корабля - ЭМ "Смелый", а также ЭМ другого завода "Отчетливый". "Смелый" испытывался на Балтике, в Гданьском заливе в районе Балтийска - военно-морской базы Краснознаменного Балтийского флота. Заложенный на заводе № 190 НЕСИ 16 мая 1948 года и спущенный на воду 29 сентября 1948 году, на государственные испытания этот корабль был предъявлен заводом-строителем 03 ноября 1949 года. В целом государственные и заводские испытания "Смелого" прошли успешно и подтвердили заложенные в его проект параметры. Однако выявились при этом и некоторые существенные недостатки, главным образом наложившие ограничения на использование корабельного оружия в условиях сильного волнения и на больших скоростях хода.

Выяснилось, что, несмотря на то, что для обеспечения лучшей всхожести корабля на волну и незаливаемости на "Смелом" (по сравнению с эсминцами проектов 7, 7У и 30) была увеличена высота палубы, выполнена седловатость полубака в верхней палубы в кормовой оконечности, а также установлен на полубаке волнолом, мореходность оказалась недостаточной На больших скоростях хода против волны (начиная с состояния моря в 4 балла) отмечалось сильное забрызгивание носовой группы автоматов, что делало невозможным использование носового зенитного автомата № 1, а также осложняло работу личного состава на автоматах № 2 и 3.

При ходе корабля на острых курсовых углах против 5-балльной встречной волны и скорости хода свыше 18 уз стрельба из носовой башни главного калибра оказалась невозможной из-за попаданий воды в стволы орудий. Кроме того, конструкция артиллерийских башенных установок "Б-2-ЛМ" и "92-к" (соответственно 130- и 85-мм калибра) при забрызгивании не обеспечивала их водонепроницаемости на ходу корабля против волны при 4-5-балльном волнении моря, а это снижало боевые возможности эсминца.

Из-за заливаемости котельных турбовентиляторов на таком волнении "Смелый" не мог развить скорость более 28 уз, хотя на мерной миле против небольшой волны его скорость достигала величины более 35 уз! Также было отмечено, что при водоизмещении эсминца, меньшем, нежели "водоизмещение нормальное", корабль становился валким, то есть недостаточно остойчивым. Кроме того, на полном ходу диаметр циркуляции достигал очень большого значения - 8,5 длины корпуса корабля, что превышало требуемую характеристику.

Большинство указанных здесь замечаний и недостатков было подтверждено и в ходе расширенных мореходных испытаний другого эскадренного миноносца проекта 30-бис - "Отчетливый", проводившихся осенью 1951 года в Баренцевом море. Правда, на его корпус, в отличие от "Смелого", были приварены два боковых киля общей площадью 28 м2, как теперь говорят - "стабилизаторы качки пассивного типа".
Александр
Нас предали и продали
http://www.mamut.com/homepages/Norway/1 ... det182.htm
http://murm.vaenga.net
Аватара пользователя
Кацо
Сообщения: 253
Зарегистрирован: 20 янв 2006, 11:26
Откуда: Калининград
Контактная информация:

Сообщение Кацо »

Некоторые дополнения и по ЭМ проекта 30-бис (от Широкограда)
часть 3

Строительство эсминцев проекта 30-к осуществлялось на четырех судостроительных заводах страны - в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) на заводе №190 НКСП (позднее имени А. А. Жданова, в настоящее время ПО "Северная верфь"), в Молотовске (ныне г. Северодвинск) на заводе № 402 (в наши дни носит название ПО "Северное машиностроительное предприятие"), в Комсомольске-на-Амуре - завод №202 (сейчас,; носит название имени Ленинского Комсомола) и в Николаеве на заводе №200 - ныне ПО "Судостроительный завод имени 61-го коммунара".

В 1947 году флот получил первые два эсминца проекта 30-к - "Внушительный" (головной, строился заводом № 202) и "Осмотрительный" (построен на заводе № 402). В 1948 году в строй вступило уже 5 кораблей этого проекта: в Комсомольске-на-Амуре - "Властный" и "Выносливый"; в Молотовске - "Охотный" (позднее переименованный в "Сталин"); в Ленинграде - "Отличный" и в Николаеве - "Озорной". Последние 3 корабля вошли в состав ВМФ в 1949 году - "Образцовый", "Отважный" и "Одаренный" - были построены также ленинградцами. После сдачи эсминцев проекта 30 первой серии (то есть проекта 30-к) эти заводы приступили к массовому строительству сварных проекта 30-бис. Их постройка осуществлялась в 1948-1953 годах.

После завершения строительства ЭМ проекта 30-бис часть кораблей прошла модернизацию, в ходе которой ряд отдельных образцов боевых и технических средств был заменен на боее современные, либо вообще был убран с корабля. Основными направлениями модернизационных работ, выполнявшихся на 30-бис, входивших на то время в состав нашего флота, были усиление радиотехнического вооружения, боевых средств кораблей, решавших задачи ПВО и ПЛО, а также улучшение условий обитаемости личного состава эсминцев. Когда же стоял вопрос о передаче советских кораблей на флоты социалистических государств - членов Варшавского Договора, каких-либо существенных изменений в проекты передаваемых кораблей, а значит, и последующих доводок не вносилось. Так, в 1965 году ЭМ проекта 30 "Огневой" был передан ВМФ Народной Республики Болгарии, после чего получил новое название - "Георгий Димитров". Эсминцы проекта 30-бис "Скорый" и "Сметливый" после вывода их из состава Балтийского флота в 1957-1958 годах были переданы военно-морскому флоту Польской Народной Республики.

Эскадренные миноносцы завершают свой почти сорокалетний путь. Большинство их уже списаны из состава нашего ВМФ, а те, что остались еще в строю, как правило, используются в учебных целях, в частности при отработке задач борьбы за живучесть личным составом соединений надводных кораблей. Но, обращая взгляд в прошлое советского ВМФ, думается, нельзя забывать такие объективные факты, как то, что эти корабли были просты и надёжны в эксплуатации и именно этим эсминцам довелось начинать освоение Мирового океана, где впоследствии они передали решение задач боевой службы более современным своим собратьям - эскадренным миноносцам проекта 56, большим ракетным кораблям проекта 57-бис, ракетным крейсерам проекта 58, а также противолодочным кораблям проекта 61.
Александр
Нас предали и продали
http://www.mamut.com/homepages/Norway/1 ... det182.htm
http://murm.vaenga.net
бпп
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:33

Сообщение бпп »

ОБРЕЧЕННЫЕ НА САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ
ШЕЛ 1937 год. На совещании Комитета Обороны СССР в присутствии Сталина
представители судостроительной промышленности страны обсуждали вопрос о
расположении котельных и турбинных отделений эсминцев проекта 7. Поводом к
данному обсуждению стала трагедия британского эсминца "Хантер",
подорвавшегося на мине близ берегов Испании. Фатальную роль в судьбе
корабля сыграло именно конструктивное расположение этих отсеков. Проект
советского эсминца в точности повторял схему "Хантера", и высшее
руководство было встревожено проблемой живучести новейших кораблей флота.
Проблема усугублялась тем, что уже несколько кораблей данной серии было
спущено на воду, а еще больше корпусов "семерок" ударными темпами
формировалось на стапелях сразу нескольких судостроительных заводов.
Переделка их машинных отделений по исправленному проекту означала срыв
сроков строительства серии кораблей, необходимых ВМФ "уже вчера".
Один из конструкторов привел свой аргумент против мер по повышению
живучести корабля: "Эсминцы - это расходный материал войны на море!"
Сказанная фраза привела в бешенство "отца народов": "Как, наши эсминцы -
расходный материал?!" Но если отбросить, несомненно, циничный оттенок
фразы о расходном материале, то конструктор, по сути, был прав.
Служба у миноносников в годы войны и впрямь была сложной и опасной. Будучи
фактически универсальными кораблями, эсминцы выполняли широчайший круг
задач. Им приходилось подставлять свои борта под вражеские торпеды,
прикрывая эскортируемые линкоры и авианосцы, проходить сотни огненных
миль, отбивая атаки подлодок и самолетов на конвои и самим бросаться в
ночные атаки на конвои противника, идти в бесстрашные торпедные атаки на
линкоры врага и решать прочие не менее опасные задачи. Немало таких
кораблей погибло, но их место в строю занимали вновь построенные.
Строительство эсминцев шло крупными сериями, насчитывавшими десятки
однотипных "солдат войны".
ЭСМИНЦЫ ПРОТИВ АВИАНОСЦЕВ
В первое послевоенное десятилетие конструкции эсминцев не претерпели
принципиальных изменений. Совершенствовались в первую очередь
радиотехническое вооружение, артиллерия и средства борьбы с подводным
противником. Но уже к середине 1950-х классический тип
торпедно-артиллерийского корабля был признан устаревшим. Появление нового
вида оружия - управляемых ракет различного назначения, внесло сумятицу в
уже сложившуюся структуру и классификацию основных типов боевых кораблей.
В Советском Союзе ставка была сделана на управляемые самолеты-снаряды, так
именовались в то время противокорабельные крылатые ракеты. Одними из
первых носителей нового оружия стали 4 последних торпедно-артиллерийских
эсминца пр. 56. Лишившись одного из главных видов своего вооружения -
130-мм артустановок, корабли получили по одной пусковой установке для
запуска ракет типа КСЩ. Эсминцы следующей серии, пр. 57, сразу
достраивались, будучи оснащенными уже двумя такими ПУ. А конструкторы
начали работу над новым пр. 58, который уже с самого начала предполагалось
оснастить новейшими комплексами ракетного вооружения. "Главным калибром"
этого корабля стал ракетный комплекс П-35, способный поражать крупные
надводные корабли и суда противника на расстоянии в несколько сот
километров, зенитное вооружение также было усилено управляемым ракетным
оружием. В отличие от предыдущих ракетоносцев, сохранивших возможность
нанесения и торпедных ударов по надводным целям, новый корабль применял
свои торпеды преимущественно против подводного противника. Но из
первоначально запланированной серии в 10 корпусов в строй вступили только
4. И практически сразу эти корабли были переклассифицированы в ракетные
крейсера, уж больно мощным для корабля второго ранга, к которому по
традиции относились эсминцы, выглядел его "главный калибр".
Часто приходится слышать мнение, что на судьбу этого проекта, как,
впрочем, и многих других, повлияла некая недальновидность тогдашнего
советского руководства, делавшего основную ставку в войне на море на
подводную и авиационную составляющие и незаслуженно принижавшего роль
надводных ударных кораблей. Но можно взглянуть на этот вопрос и
по-другому. Пройдя важный этап своей эволюции, такие эсминцы из
пресловутого "расходного материала войны" превратились в элитные боевые
единицы, оснащенные мощным и дорогим оружием. Если в годы Второй мировой
эсминцы в массовом порядке привлекались для эскортирования крупных боевых
единиц флота, то ракетные эсминцы пр. 58 сами требовали прикрытия. Однако
боевая эффективность группы кораблей во главе с таким эсминцем при ведении
боя против авианосной ударной группировки противника явно уступала даже
таким далеким от совершенства боевым единицам, как подводные "убийцы
авианосцев" пр. 675. Фактически у кораблей пр. 58 существовал единственный
шанс в борьбе с авианосцами противника: в предвоенный период постоянно
держать в прицеле врага и с получением приказа первым нанести свой удар.
Но этот сценарий мог быть реализован, только если СССР начинал войну
первым.
Судьба эсминцев некоторым образом повторила судьбу линкоров. Достигнув
гигантских размеров и, самое главное, огромной стоимости постройки,
линкоры, образно говоря, съели сами себя. Чем-то похожая ситуация была и у
советских эсминцев. Линия их развития зашла в тупик...
В истории отечественного флота были еще две попытки возродить эту линию,
но уже в облике ракетных крейсеров. Во второй половине 70-х практически
параллельно начинается строительство тяжелых атомных ракетных крейсеров
пр. 1144 и ракетных крейсеров пр. 1164. Но в обоих случаях серии
ограничивались теми же 4 единицами, причем четвертый крейсер пр. 1164 так
и не введен до сих пор в строй, оказавшись ненужным ни одному из флотов,
организованных суверенными республиками на костях бывшего ВМФ СССР. Можно
предположить, что, даже не случись распада СССР в 1991 году, общее
количество крейсеров вряд ли превысило бы существующие цифры, уж больно
дорогими и малополезными были эти корабли даже для ВМФ СССР в пору его
наивысшего могущества. Так что скорее всего именно попытка строительства
подобного класса кораблей может быть охарактеризована как недальновидность
и нерасчетливость руководства страны.
ВОЗВРАЩЕНИЕ НА "КРУГИ СВОЯ"
Но судьбе было угодно, чтобы класс эсминцев был возрожден в отечественном
флоте. И спроектированы были эти корабли под иные задачи, нежели их
предшественники. Корабли пр. 956 первоначально предназначались для
артиллерийской поддержки действий морской пехоты, приходя на замену
торпедно-артиллерийским крейсерам и эсминцам прежней постройки. Отличаясь
по цене от "убийц авианосцев", такие корабли были пригодны для массовой
постройки. Но новые эсминцы не смогли стать полностью универсальными
кораблями, их противолодочное вооружение позволяло говорить лишь о
самообороне от атак подводного противника, а возможности по уничтожению
береговых объектов были ограничены дальностью стрельбы 130-мм
артустановок.
Тем не менее корабли пр. 956 можно считать родоначальниками новой линии
развития эсминцев в отечественном флоте, если, конечно, в обозримом
будущем финансовые возможности будут достаточными для строительства
подобного класса кораблей по заказу ВМФ. Американцы, перед флотом которых
в годы холодной войны стояли несколько иные задачи, эволюционным путем
пришли к новому типу "расходного материала войны". Как и 60 с лишним лет
назад, новые эсминцы США способны к решению всевозможных задач, как то:
эскортирование крупных надводных кораблей и конвоев, борьба с надводным и
подводным противником, поражение наземных объектов на побережье
артиллерией и в глубине территории противника крылатыми ракетами. Подобная
же концепция универсального боевого надводного корабля океанской зоны
подходит и для решения задач, встающих в ближайшей перспективе перед
отечественным ВМФ.
бпп
бпп
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:33

Сообщение бпп »

«Отчаянный» по имени «Al Nasser»
Оказывается, на стапелях Северодвинска создавалась новейшая история... Египта
В самом начале 50-х, когда корабль этот строили на заводе № 402, он ничем не отличался от большинства своих собратьев - семнадцати эсминцев проекта 30-бис молотовской серии. Напрасными были попытки отыскать хотя бы короткую историю, хотя бы крохотную деталь в технических документах, в особых замечаниях приемного акта, которые бы выделяли его из остальных. Нет, эсминец «Отчаянный» - заводской заказ под номером 195 - обыденно и ровно шел по стапельной прямой южного дока нынешнего цеха 50. Когда же под началом первого своего командира капитана II ранга М.И. Горячкина эсминец покинул наш город, конечно же, никто не думал, что спустя 16 лет он на самом полном ходу войдет в новейшую историю... Египта, хотя и под иным, новым названием - «Al Nasser».
По «хлопковому соглашению»
Сегодня ни для кого не секрет многолетняя военная помощь нашей страны Египту. А вот поди ж ты - за арабской историей нашего северодвинского (молотовского) эсминца пришлось охотиться более шести лет. Материалы собирались трудно, по крупицам. Сам факт присутствия в составе египетских ВМС советских «тридцаток-бис» известен давно, да и скрывать его не очень-то стремились, но какие именно корабли перешли под арабский флаг, выяснить не удавалось. Дело в том, что некоторые из эсминцев передавались лишь на определенное время, затем возвращались в Советский Союз, а их чужеземные наименования, как и бортовые номера, наследовали новые корабли того же типа. Создавалось впечатление, что ничего не меняется в египетском флоте. В конце концов, даже всесведущий «Jane» и тот устал отслеживать упомянутые «обменные операции» и, чтобы окончательно не запутаться, принялся в разделе ВМС Египта указывать лишь количество и класс эсминцев без каких-либо комментариев предыстории их появления.
Первые советские эсминцы ушли под арабский флаг еще в 1956-м, когда реализовывалось крупное соглашение, подписанное Н.С. Хрущевым и Г.А. Насером. Соглашение получило прозвище «хлопкового» - по названию того товара, которым египетский лидер собирался оплатить военную помощь. Арабы решались на национализацию Суэцкого канала, а без силового аргумента подобное отстоять было невозможно. Вот тогда и поплыло в Египет советское оружие: танки, артиллерия, самолеты, корабли - хотя не самые новые, но надежные и уже хорошо зарекомендовавшие себя.
Отправились и два балтийских эсминца: им предстояло усилить флот арабов, состоявший на ту пору из двух устаревших британских эсминцев, пяти фрегатов и нескольких корветов времен Второй мировой. Черед северодвинских кораблей наступил через 12 лет, а до той поры «Отчаянный», вступивший в строй в 1952-м, исправно служил на Севере.
Ветераны советской 5-й оперативной эскадры рассказывали мне, что к этому моменту североморские эсминцы уже прочно прописались в Средиземном море. Наряду с другими кораблями Черноморского и Балтийского флотов. Базировались они в Александрии - главной гавани египтян. Поэтому никто не удивился, когда ранней весной 1968-го у причалов ее ошвартовались «Отчаянный» и «Отзывчивый». Последний, к слову сказать, тоже постройки завода №402 (заказ №194).
Ветеран «средиземок» бывший комендор Н.И. Полищук рассказывал: «Своих встретить на чужбине - всегда большая радость. А тут сразу два корабля пришли, стали рядом. Офицеры к тому относились с пониманием и препятствий не чинили - вот мы и бегали в гости друг к другу. Что запомнил: на «Отзывчивом» уже стояли новейшие системы вооружения, ребята-зенитчики мне их показывали. У нас таких не было...»
Прав Николай Иванович: «Отчаянный» к весне 1968-го отличался от своих кораблей-собратьев. В Севастополе северодвинский корабль прошел модернизацию по так называемому проекту 30-БА. Черноморцы усилили его гидроакустику, поставили реактивные бомбометы, а самое главное, новые зенитные комплексы «увязали» с радиолокационной системой. И это сыграло ключевую роль впоследствии. Но сначала...
После Шестидневной войны
С ветераном флота П.И. Стариковым меня познакомил высокий офицерский чин. Он же, представляя Петра Ивановича, без обиняков сообщил о нем: служил в Египте, в корпусе наших морских советников при Насере.
Долго и безуспешно пытался я вывести Петра Ивановича на арабскую биографию «Отчаянного». Но ветеран либо деликатно менял тему, либо ссылался на некую «неактуальность», либо обещал рассказать в следующий раз. Следующий раз наступал, и все повторялось. Однако и я не уставал напоминать. И однажды Петр Иванович сдался.
Вот что он поведал: «Мы прибыли в Египет после известной Шестидневной войны. Командовал нами капитан I ранга В. И. Зуб - очень толковый офицер, из североморцев, кстати. Видим, дело дрянь: израильтяне тогда арабам крепко всыпали - армия у них деморализована, на флоте - бедлам! Бывшие наши корабли запущены: ржавчина уже внутрь пошла, в помещениях плесень, в трюмах грязь, в пищеблоке склад барахла, а по мостику крысы без опаски гуляют. Служба поставлена безобразно: вахты по сути нет, офицер, два-три старшины на весь корабль. И больше никого! В море идти - двое-трое суток со всей Александрии экипаж сгоняют. Выйдут за приемный буй, сэндвичи свои съедят, камбуз-то бездействует, и все! Разворот на 180 градусов, к причалу и врассыпную по домам на неделю-две. Так арабы воевали.
Стали мы, что называется, гайки закручивать, дурь и лень выжимать. Намучились. С офицерами еще куда ни шло - они там прилично получали и за место держались, а вот матросы у них лентяи, каких белый свет не видывал. Многих тогда выгнали. Дремучее мусульманство с пятикратными молитвами на борту стали прижимать. Хотя и не сразу. На «Отчаянный» и на бывший наш «Бессменный» отобрали лучших, стали школить дальше, по полной программе, и через год корабли и экипажи стали лучшими...»
Дополним рассказ ветерана. «Бессменный» получил у арабов наименование «Damiette», а «Отчаянный» - «Al Nassep», в честь их национального лидера.
Война Египта с Израилем продолжалась, и для северодвинского эсминца наступил тот самый исторический момент. По официальной версии, произошло следующее.
Двое против сорока
В составе соединения египетского флота «Al Nasser» и «Damiette» подкрались ночью к побережью Синайского полуострова. В 40 километрах от Порт-Саида квартировала израильская военная механизированная колонна. Корабли ее уничтожили в течение нескольких часов. На обратном пути в базу их нагнали самолеты противника числом около сорока. Два часа эсминцы отражали их атаки, сбили три штурмовика. Новая советская система заградительного огня защитила корабли.
Моряков тогда встретили как национальных героев. По меркам арабов, тот бой был великим сражением. Командиров кораблей наградили высшими египетскими орденами (наши советники, надо сказать, тоже не остались внакладе). Но, самое главное, в ознаменование той победы законодатели Египта учредили специальные офицерский орден и матросскую медаль - что-то наподобие наших ордена и медали Ушакова. Вот так ярко и самобытно вошел в историю арабского государства корабль, построенный на молотовском заводе № 402.
Что было дальше? Арабо-израильская война закончилась. Ближневосточные распри поутихли. Имя Гамаль Абдель Насера несколько потускнело, и в 1973 году нашему «Отчаянному» арабы дали новое, но не менее высокозначимое название - «6 October» - в память о дате одной из своих побед. Корабль этот еще долго служил, числился в составе египетских ВМС до конца 1986 года.
И, чтобы закрыть египетскую тему в истории эсминцев, строившихся в нашем городе, скажем, что в период арабо-израильской войны 1968-1972 годов службу в ближневосточных водах несли еще три северодвин-ских корабля: «Отзывчивый», «Оживленный», «Огненный». Но ходили они под своими исконными именами и родным, советским Военно-морским флагом.
http://www.vdvsn.ru/papers/ks/2006/01/10/43110/
бпп
rodion
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 29 июл 2012, 10:04

Re: Эскадренные миноносцы проекта 30-бис

Сообщение rodion »

Меня звать Родион Бэнчилэ.служил на КЧФ, ЭМ " Совершенный" 1977-1979, а с 1976-77 ЭМ "Отзывчивый",
БЧ-РТС.Поздравляю с днем ВМФ всех кто служил и служит на флоте. Было бы здорово узнать как сложилась судьба моих друзей,после того что мы пережили вместе 2-3 ноября 1978.Где вы Кильмуков Виктор, Брусенцов Витя, отзовитесь, :?:
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8619
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Эскадренные миноносцы проекта 30-бис

Сообщение Schultz »

rodion писал(а):после того что мы пережили вместе 2-3 ноября 1978.
А что произошло в это время?
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Воротников Анатолий
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 03 ноя 2012, 15:16
Реальное имя: Воротников Анатолий
Воинское звание: старший матрос

Re: Эскадренные миноносцы проекта 30-бис

Сообщение Воротников Анатолий »

Служил с 1976 по 1979 год на эсминце проекта 31 Бесшумный. Этот проект являлся модернизацией 30-Бис. Подробнее про эти корабли можно прочитать по ссылке:http://lib.rus.ec/b/282933/read
Командир отделения химиков, старший матрос Воротников.
Аватара пользователя
Сергей Ташкент
Почетный форумчанин
Сообщения: 2402
Зарегистрирован: 16 сен 2011, 10:35
Реальное имя: Джалол
Воинское звание: ст 2 ст
Откуда: Ташкент
Контактная информация:

Re: Эскадренные миноносцы проекта 30-бис

Сообщение Сергей Ташкент »

Анатолий! Добро пожаловать на Флагман!
Изображение Изображение
КСФ,Крейсер "Александр Невский", Бч-5, ЭТД, НКСТ.86-89.
Изображение
Воротников Анатолий
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 03 ноя 2012, 15:16
Реальное имя: Воротников Анатолий
Воинское звание: старший матрос

Re: Эскадренные миноносцы проекта 30-бис

Сообщение Воротников Анатолий »

Честь Флагу!
Platonov
Почетный форумчанин
Сообщения: 1453
Зарегистрирован: 08 июн 2012, 18:34
Воинское звание: старший матрос
Откуда: г. Ростов-на-Дону

Re: Эскадренные миноносцы проекта 30-бис

Сообщение Platonov »

Почти четыре года прослужил на 30-бис "Суровый" турбинистом. Хочу добавить, как миноносец, он еще занимался постановкой мин(по-моему, 56 мин). Кстати, самая муторная боевая задача. Химзащитная одежда, почти двое суток без сна.
Ход корабля обеспечивали 2 турбозубчатых агрегата по 30 тыс. лошадиных сил каждый(мне думается, отсюда пошла классификация этого вида кораблей). Кораблю было более 15 лет, но мы спокойно давали 18 узлов. К отрицательным моментам - корабль не любит мелководье, забивается конденсатор охлаждения пара турбин, вплоть до потери хода.
В подтверждении предыдущих отрицательных характеристик стрельбы сдавали кормовыми орудиями.
К информации о быстрых сроках строительства кораблей хочу добавить, что 30-бис удобно спроектирована и для ремонтных работ. Машинное отделение раскрывается в течение всего нескольких часов, и тут же с помощью кранов можно вытащить любой механизм. А в походе машина сверху надежно закрыта торпедным аппаратом.
С уважением, ст.матрос ДКБФ Григорий Платонов
С уважением, ст. матрос ДКБФ Григорий Платонов.
Воротников Анатолий
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 03 ноя 2012, 15:16
Реальное имя: Воротников Анатолий
Воинское звание: старший матрос

Re: Эскадренные миноносцы проекта 30-бис

Сообщение Воротников Анатолий »

Эскадренный миноносец "Бесшумный"




ТТД:
Водоизмещение: 3100 т.
Размеры: длина - 120,5 м, ширина - 12,0 м, осадка - 4,25 м.
Скорость хода максимальная: 36,6 узлов.
Дальность плавания: 3660 миль при 15,7 узлах.
Силовая установка: паротурбинная, 2 винта, 60000 л.с.
Вооружение: 2х2 130-мм башени Б-2-ЛМ (боекомплект по 150 снарядов на ствол), 2х2 85-мм артустановки 92-К (боекомплект 300 снарядов на ствол), 7х1 - 37-мм артустановок 70-К (боекомплект 300 снарядов на ствол), 2х5 533-мм торпедных аппарата, 2 бомбомета, 2 кормовых бомбосбрасывателя, мины заграждения (в перегруз): 52 шт. типа КБ (КБ-КРАБ) или 60 шт. типа М-26.
Экипаж: 286 чел.

ТТД (после модернизации по пр.31):
Водоизмещение: 3273 т.
Размеры: длина - 121,4 м, ширина - 12,0 м, осадка - 5,24 м.
Скорость хода максимальная: 35 узлов.
Дальность плавания: 3308 миль при 14 узлах.
Силовая установка: паротурбинная, 2 винта, 60000 л.с.
Вооружение: 2х2 130-мм башни Б-2ЛМ (боекомплект 150 выстрелов/ствол), 5х1 57-мм артустановки ЗИФ-71 (боекомплект 700 выстрелов), 1х5 533-мм торпедный аппарат, 2х16 бомбомета РБУ-2500 (боекомплект 96 бомб), 2 бомбосбрасывателя, 48 мин КБ или 38 КМД-1000 или 72 ГМЗ в перегруз.
Экипаж: 265 чел.

История:
Первыми кораблями советского флота, оснащенными штатными системами радиоразведки, стали эскадренные миноносцы пр.31, переоборудованные в конце 50-х гг. - начале 60-х гг. из серийных кораблей пр.30-бис. ТТЗ на проект 31 было разработано ВМФ СССР в 1957 г., целью проведения работ предусматривалось "переоборудование эсминцев проекта 30-бис в корабли радиотехнической разведки".

Технический проект переоборудования этих кораблей был разработан в 1957 г. ЦКБ-57 (главные конструктора Д.С. Барбараш, а затем Л.В. Войшвилло). При этом эсминцы должны были быть универсальными кораблями. Помимо ведения разведки, в функции кораблей пр.31 должна была входить противолодочная, противовоздушная и противокатерная оборона соединений, а также несение дозорной службы.

Эскадренный миноносец "Бесшумный" 15.03.1950 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 31.10.1950 г. заложен по пр. 30-бис на заводе № 445 в Николаеве. Спущен на воду 31.05.1951 г., вступил в строй 30.11.1951 г. и 31.12.1951 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ.

"Бесшумный" стал головным кораблем проекта 31 (заводской № С-1112). Он 07.12.1957 г. прибыл для модернизации на судостроительный завод № 445 (он же имени 61 коммунара) в г. Николаеве, где он ранее был построен.

В процессе проведения работ из вооружения корабля без изменений была оставлена только артиллерия главного калибра в составе двух 130-мм двухорудийных башенных артиллерийских установок типа Б-2ЛМ (10 выстрелов в минуту, боезапас-600 снарядов), однако она была дооснащена системой ПУС "Мина-31" и системой дистанционного управления Д-200. Ставший ненужным КДП упразднялся, а его место заняли антенные посты станций радиоразведки "Гафель".

Без изменений осталась и прежняя главная энергетическая установка. Были демонтированы и подлежали замене на новые обе мачты, упразднялись носовой торпедный аппарат, кормовые противолодочные бомбометы БМБ-1, а также вся 85-мм и 37-мм артиллерия. Взамен устанавливались пять новых, впервые применявшихся одноствольных 57-мм автоматов типа ЗИФ-71, скорострельностью 170-200 выстрелов в минуту (боекомплект 3500 патронов) с системой дистанционного наведения Д-71-2.

Значительно усиливалось противолодочное вооружение. Оно включало один поворотный пятитрубный 533-мм торпедный аппарат ПТА-53-31, приспособленный для стрельбы противолодочными торпедами, с пороховой системой стрельбы и системой ПУТС "Звук-31", а также реактивно-бомбовое вооружение: два 16-ствольных 212-мм реактивных стабилизированных бомбометных установки "РБУ-2500" с системой ПУСБ "Смерч-31" (боекомплект 96 РГБ-25). Имелось также 14 глубинных бомб ББ-1 в кормовых подпалубных бомбосбрасывателях. В целях защиты от атакующих торпед корабль оснащался двумя букси руемыми акустическими охранителями "БОКА".

Радиотехническое вооружение корабля проекта 31 было представлено одной РЛС обнаружения воздушных и надводных целей "Фут-Н" (на грот-мачте), одной РЛС управления артиллерийской стрельбой артиллерии главного калибра "Залп-М2" (на фок-мачте) и двумя РЛС управления стрельбой зенитной артиллерии "Фут-Б" (побортно на кормовой надстройке). Имелась одна навигационная РЛС "Дон" с блоком "Пальма", ИК-аппаратура совместного плавания "Огонь-50", штатная для эсминцев РЛС опознавания типа: "свой-чужой" (запросное устройство "Никель-К" и ответное устройство "Хром-К").

Как следствие, коренной перестройке подверглись надстройки и мачты корабля, на которых размещались новые антенные посты РЛС. Были также значительно увеличены кожухи обеих дымовых труб, которым кроме того придали характерную закругленную в сторону кормы форму.

Взамен прежней, штатной для кораблей пр. 30-бис гидроакустики устанавливалась новая гидролокационная станция ГС-572 ("Геркулес") с подъемно-опускным устройством ДУ-4М2. Корабль имел химическое вооружение в виде комплекта дымовой аппаратуры ДА-1 (в кормовом эшелоне), прибора автоматической сигнализации о наличии отравляющих веществ, аппаратуры наружного определения наличия радиоактивного заражения, системы водяной защиты, противохимической вентиляции и коллективной противохимической защиты (167 газозащищенных помещений), а также средств хранения спе6циальной защитной одежды, средств дегазации. И, наконец, эсминец имел штатное размагничивающее устройство.

"Бесшумный" стал первым кораблем советского флота, на котором были установлены штатные средства радиоразведки, предназначенные для поиска и перехвата работающих радиостанций в УКВ, КВ, СВ и ДВ диапазонах волн (станция поиска "Бизань-8", станции радиоразведки "Гафель 9-10", "Гафель 11-14" и "Гафель 15-16"). Кроме того, корабль был оснащен двумя поисковыми станциями, Р-313 с приставкой "Сигнал-П" и Р-317, двумя радиоприемниками, Р-670 и Р-672, а также системой обеспечения одновременной работы РЛС корабля "Звезда-31".

Следует отметить, что корабли проекта 31 имели одну особенность: они модернизировались по двум разным вариантам №№ 1 и 2. Это было вызвано громоздкостью первого советского комплекса радиоразведки "Гафель", который просто не мог быть размещен целиком на одном корабле класса "эскадренный миноносец". По этой причине, на борту корабля 1-го варианта, к которым относился "Бесшумный", средства радиоразведки были представлены только тремя РЛС "Гафель" из 5, т.е. 60% УКВ диапазона). Остальная часть комплекса размещалась на корабле 2-го варианта модернизации. В итоге, полноценное ведение радиоразведки во всем диапазоне частот было возможно лишь при совместном, т.е. парном использовании двух кораблей. Моряки по этому поводу шутили, цитируя известную русскую поговорку: "мы с Тамарой ходим парой"… Каждый же корабль проекта 31 в отдельности по составу средств радиоразведки неравноценен и невзаимозаменяем с кораблем другого варианта.

По завершении всех ремонтных и модернизационных работ, корабль 15.01.1960 г. начал швартовные испытания, которые завершились 17.05.1960 г. На момент выхода на испытания на корабле все еще отсутствовал ряд изделий, недопоставленных промышленностью: 8 погружаемых электронасосов, клапаны избыточного давления фильтро-вентилляционной установки, нагревательные элементы для иллюминаторов ходовой рубки, комплект котельных трубок для одного котла КВ-30 и т.д., всего 11 наименований.

18.05.1960 г. в районе Севастополя корабль начал заводские ходовые испытания, завершившиеся 21 мая. После этого эсминец был предъявлен к государственным испытаниям. В общей сложности, переоборудование и испытания корабля заняли 2 года 6 месяцев и 24 дня. Стоимость работ по переоборудованию головного корабля составила почти 1,5 млн. рублей (или долларов), в ценах 1960 г.

30.06.1960 г. состоялось подписание приемного акта на эскадренный миноносец "Бесшумный". Несмотря на то, что в целом испытания кораблей пр.31 завершились успешно и полученные на государственных испытаниях ТТХ соответствовали проекту и спецификации, был выявлен целый ряд существенных недостатков и замечаний. Вот основные из них: предусмотренные первоначальным проектом предельные углы обстрела кормовой 130-мм артустановки Б-2ЛМ не обеспечивали безопасность личного состава, обслуживавшего 57-мм автомат № 5. В свою очередь, предельные углы обстрела автоматов №№ 1 и 2 не обеспечивали безопасности управляющего огнем зенитной артиллерии офицера, который по боевому расписанию должен был находиться на ходовом мостике (в дальнейшем специальным решением ГК ВМФ предельные углы обстрела были ограничены).

130-мм и 57-мм артиллерия кораблей испытывалась стрельбой по морской (малый корабельный щит) и воздушной (буксируемый конус) целям. При этом на "Бесшумном" был отмечен всего один отказ при стрельбе из 57-мм автомата из-за перекоса снаряда. Отмечено отсутствие при стрельбе выдачи на прицел "Линза" текущей дистанции до цели, чем снижалась эффективность стрельбы в целом. Как конструктивный недостаток, было указано, что если подъемники боезапаса Э-33М кормовой группы 57-мм автоматов расположены вблизи самих установок и удобны в боевом обслуживании, то для носовой группы предусматривался всего один общий подъемник, к тому же расположенный на удалении от автоматов.

Торпедный аппарат ПТА-53-31 с системой дистанционного наведения "Кристалл" испытывался фактической стрельбой с выпуском одной торпеды СЭТ-53 по подводной лодке пр. 613. РБУ испытывались во всем диапазоне углов обстрела с фактическим отстрелом по 40 РГБ-25 на корабль. При этом обнаружилось, что прочность настила палубы в районе РБУ оказалась недостаточной, были отмечены остаточные деформации палубы до 3-4 мм. Для устранения этого недостатка пришлось в дальнейшем установить в этих местах дополнительные подкрепления.

Кроме того, было отмечено, что эффективность применения противолодочного оружия ограничивалась малой дальностью обнаружения подводной цели станцией ГС-572, составившей на испытаниях всего 5-6 кабельтовых. К тому же, поиск подводных лодок по причине наличия больших помех работе ГС-572 при скорости хода корабля-носителя более 15 узлов не обеспечивается. В свою очередь, столь малые дальности обнаружения подводных лодок не позволяли использовать противолодочные торпеды и РГБ на предельных дальностях стрельбы.

Корабельный эхолот НЭЛ-5СУ работал надежно и устойчиво на всех скоростях и глубинах до 1000 м, на всех скоростях ниже 20 узлов - на глубинах до 2000 м. Было установлено, что на скоростях хода в диапазоне 22-26 узлов эхолот работал с помехами вследствие вибрации опущенной трубы лага "МГЛ-50", а на скоростях хода свыше 26 узлов при глубине моря 1600 м. Эхолот глубину не показывал вообще. Замечаний по работе электро-механической части не отмечено. Каждый эсминец на испытаниях ходил 2 часа на режиме полного переднего хода и 15 минут-полного заднего, 2 часа-технико-экономическим ходом и 24 часа-оперативно-экономическим ходом.Проектные значения скоростей хода удалось не только достичь, но и несколько превысить.

Единственным замечанием было попадание при испытании системы водяной защиты большого количества воды через шахты котельных турбовентиляторов №№ 7 и 8 в котельное отделение, в результате чего вышел из строя котел № 4. На переднем ходу обнаружилась повышенная вибрация индикаторов РЛС "Дон" и "Фут-Н", грот-стеньги с системой "Хром-К", причем ее уровень практически исключал нормальную эксплуатацию названных станций.

При проверке шлюпочного устройства оказалось, что в условиях темноты и волнения его эксплуатация затруднена и небезопасна для личного состава, т.к. управление шпилями по подъему катеров невозможно. В связи с этим, комиссия рекомендовала установить на шлюпочной палубе специальную лебедку. Наконец, по причине конструктивных недоработок отмечалась повышенная шумность в некоторых постах.

И все же основные проблемы создавало не это. Дело в том, что дальность действия РЛС поиска "Бизань-8", оказалась на 40% ниже дальности действия РЛС "Гафель", для которых она должна была выдавать целеуказание. В результате этого целеуказание на дистанциях 225-320 кабельтовых просто не обеспечивалось.

Особенно комиссия отметила тот факт, что наличие на борту каждого из кораблей только части аппаратуры радиоразведки не позволяло использовать каждый из них для освещения обстановки во всем диапазоне частот. Антенные посты РЛС "Гафель" на втором мостике размещены неудачно. В связи с отсутствием в аппаратуре одновременной работы РЛС "Звезда-31" блоков подавления помех для РЛС "Гафель 11-14" работа указанной станции при одновременной работе РЛС "Фут-Н", "Фут-Б", "Дон" и "Залп-М2" оказалась практически невозможной. Кроме того, отмечалось повышение температуры в постах радиоразведки, рубке гидроакустика и РЛС "Фут-Н" до 35-500С, а также повышенное облучение личного состава СВЧ от работающих РЛС на открытых постах 57-мм автоматов ЗИФ-71.

При расположении антенных постов РЛС "Фут-Б" на высоте 8,3 м. от ватерлинии дальность действия станции оказалась на 20% меньше, чем на кораблях пр. 56 и 57-бис (при 15,5 м.). Из-за недопоставок промышленностью, на обоих кораблях на момент проведения испытаний отсутствовали предусмотренные проектом радиоразведывательные пеленгаторы "Буг" и "Визир", без которых эффективность использования аппаратуры радиоразведки была равна нулю. Был отмечен также ряд более мелких замечаний, ограничивавших эффективность в общем-то новых кораблей по прямому назначению.

Впоследствии переведен на СФ. В период с 15.06 по 24.09.1961 г. совершил переход по Севморпути из Североморска на Дальний Восток и 26.09.1961 г. перечислен в состав ТОФ. "Бесшумный" после переоборудования носил бортовые номера "207", затем "444", "412".

15.06.1979 г. был разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с намечаемой передачей в ОФИ для разборки, но 01.10.1985 г. был снят с прикола (бортовой номер "743") и превращен в учебно-тренировочное судно (УТС).

В сентябре 1994 г. окончательно исключен из списков плавсредств ВМФ и сдан в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8619
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

30-я дивизия надводных кораблей Черноморского флота

Сообщение Schultz »

Walera писал(а):Возможна ли здесь опечатка? Здесь упомянут ЭМ "НАПОРИСТЫЙ" пр. 30 - бис.
Теперь, когда более-менее разобрался с историей эсминцев проекта 30бис, подтверждаю, что скорее всего это была действительно опечатка, т.к. имена тридцатникам давали строго упорядоченно - на Б начинались имена эсминцев, построенных в Николаеве (исключение - "Пылкий"), на С - построенных в Ленинграде, на В - построенных в Комсомольске-на-Амуре, на О - построенных в Северодвинске.
Константин Бабин писал(а): Единственно, что я перепутал, так это флота. Я представлял 30-ю дивизию ОВРа ТОФ. Ну, уж, как вышло!?
Бывает :) Это не беда.
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Константин Бабин
Почетный форумчанин
Сообщения: 1084
Зарегистрирован: 28 окт 2012, 06:46
Реальное имя: Константин
Воинское звание: ст.2ст.
Откуда: Карелия, Петрозаводск

Re: 30-я дивизия надводных кораблей Черноморского флота

Сообщение Константин Бабин »

Shultz писал(а):. имена тридцатникам давали строго упорядоченно - на Б начинались имена эсминцев, построенных в Николаеве (исключение - "Пылкий"), на С - построенных в Ленинграде, на В - построенных в Комсомольске-на-Амуре, на О - построенных в Северодвинске.
А мы то, дураки, думали, что по этим буквам и все корабли на своих флотах назывались. Хотя, вроде, всё и совпадало. Важный, Вдумчивый, Вразумительный и ...т.д., т.д. .
Ответить

Вернуться в «Надводные корабли»