Судьба командира

Рассказы о командирах кораблей, их биографии
Ответить
бпп
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:33

Судьба командира

Сообщение бпп »

СУДЬБА КОМАНДИРА
Передо мной два представления. Одно — к назначению капитана 3 ранга Е. Мурашова командиром ракетного крейсера «Вице-адмирал Дрозд», другое—к отстранению его от должности. В первом утверждается—со ссылкой на высокие деловые и моральные качества офицера,— что он достоин назначения командиром крейсера. Второе же ко¬мандир части кораблей заканчивает так: «За неудовлетворительное положение дел на корабле, непринятие действенных мер к обеспечению боевой готовности; повышению организации службы и укреплению воинской дисциплины, самоустранение от выполнения своих прямых обязаннос¬тей ходатайствую о снятии с должности (так неверно сформулировано в документе. — Авт.) и назначении с понижением». Первое написано двумя годами раньше. Что же произошло за эти два года?.
1.
ДО НАЗНАЧЕНИЯ на ракетный крейсер офицер¬ская служба капитана 3 ранга Мурашова складываласькак нельзя лучше. Старшим лейтенантом он был назначен командиром минню-торпедной боевой части гвардейского большого противолодочного корабля « Сообразительный»,подразделение под его командованием стало отличным. Вскоре Мурашова назначают старшим помощником, а затем и командиром итого корабля. Как справлялся он с ответственными командирскими обязанностями, видно из аттестации, составленной на него в 1986 году, из ее вывода : «...достоин направления на учебу в Военно-морскую академию. По окончании академии целесообразно назначить командиром корабля 1 ранга».
Если добавить, что незадолго до ухода с « Сообразитель¬ного» капитан 3 ранга Мурашов был награжден орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, то станет понятным, по¬чему старшие начальники и кадровые инстанции в поисках кандидатуры на долж¬ность командира ракетного крейсера «Вице-адмирал Дрозд» остановили выбор именно на нем.
«Но сначала мне предложили пойти старшим помощником на атомный ракетный крейсер «Киров», - рассказывает Евгений Анатольевич. — Отказался. «Киров» — это сложнейшая радиоэлектроника, компьютеры, современнейшие оружие и техни¬ка. А я ведь никогда не имел с ними дела. Просто побоялся, что без специальной подготовки «не потяну»...
РАКЕТНЫЙ крейсер «Вице-адмирал Дрозд» имел устойчивую репутацию одного из самых тяжелых кораблей флота. По состоянию воинской дисциплины, а главное — по технической готовности своей материальной части.Как ни настраивал капитан 3 ранга Мурашов себя на худшее, кораблю, по его собственным словам, ужаснулся. Но, не имея еще опыта неудач, не сомневался в том, , что сумеет поправить положение.
«У Мурашова был страстный порыв, он хотел в од¬ночасье все сделать, — вспоминает секретарь партбюро крейсера капитан-лейтенант Н. Сорокин. — Я даже гово¬рил ему: «Это ведь не «Со¬образительный», у нас люди-другие...»
Не сразу понял новый командир разницу между офицерскими коллективами двух кораблей. Если на БПК каждое его слово, обращенное к офицерам, возвращалось делом, то на крейсере чаще всего — пустым эхом. А ведь здесь было много опытных, всесторонне подготовленных офицеров, на чью поддержку Мурашов очень рассчитывал.
Не помогло и то, что за первые три месяца исполне¬ния новой должности капитан 3 ранга Мурашов всего три раза сошел на берег. Вскоре после его назначения корабль должен был сдавать первую курсовую задачу.Проведенная командиров предварительная проверка показала, что крейсер к этому не готов. На просьбу Мурашова отодвинуть срок сдачи курсовой командир части ответил отказом. Так появилась неудовлетворительная оценка— очередная, привычная для крейсера, и первая, оглушающая, для его командира.
Затем, после успешно выполненных двух задач, по¬следовала двойка за вы¬полнение ракетной стрель¬бы.
«В прошлом году корабль показал более высокие результаты в боевой подготовке, - отмечает командир соединения надводных кораблей капитан 1 ранга А. Бражник. – И в этом безусловная заслуга его командира. Но в то же время на крейсере увеличи¬лось количество грубых про¬ступков, есть происшествие...» Да, первая половина прошлого года принесла определенные надежды: зимний пе¬риод обучения корабль завершил с
оценкой «удовлетворительно». А в летнем периоде обучения, когда Мурашов находился в отпуске (впервые за два года), произошло ЧП. Матрос с корабля совершил воинское преступление и был осужден военным трибуналом. Потом авария в БЧ-2 по вине личного состава. И финал: сначала командиру задержали присвоение очередного звания. Затем – представление к снижению в должности.
2
ТАКОВ, если - коротко, путь капитана 3 ранга Мурашова от вершины к подножию командирского мо¬стика. Сам он, кстати, не склонен винить в происшед¬шем никого, кроме себя: «Я командир, и кивать мне не на кого». И все же под конец нашего разговора у Мурашо¬ва с горечью вдруг вырвалось:«Сломался я, сломался. Нельзя два года жить толь¬ко на отрицательных эмоциях.»
«Он сам себя загубил,—считает начальник отделе¬ния кадров соединения капитан 2 ранга Е Бурков, — Решил, что справится с крейсером, да не рассчитал силы.»
Схожей точки зрения придерживаются и капитан 1 ранга А. Бражник, политработник капитан 1 ранга В. Загубисало. С уважением относясь к их мнению, хочу тем не менее спросить: но слишком ли это простое объяснение — «не рассчитал силы»? Разве капитан 3 ранга Мурашов самостоятельно, по собственному почину занял должность столь тяжелого, упущенного флотом корабля? Разве не решался этот вопрос старшими начальни¬ками, кадровыми органами, разве достоинства и недос¬татки кандидата на ответст¬венную должность всесторон¬не не изучались, тщательно не взвешивались?..
«Я знаю Мурашова по прежней службе как хорошего старпома и командира,— заметил при встрече со мной заместитель начальни¬ка управления кадров фло¬та капитан 1 ранга Б. Ларин. — И, думаю, если бы ему оказывалась настоящая помощь, нам бы не при¬шлось разговаривать на эту тему.»
Представители командова¬ния части, соединения кораб¬лей утверждают, что помощь была вполне достаточной. Но так ли на самом деле?
Специалисты технического управления флота стали ча¬стыми гостями на крейсере только сейчас, после появления на свет представления о снижении капитана 3 ранга Мурашова я должности. И то лишь после вмешательства члена военного, совета - начальника политуправления флота вице-адмирала С. Вар¬гина. А раньше...
«В конце лета прошлого года мы несколько недель на¬ходились в море, — рассказывает Евгений Анатольевич.
И хотя поставленную задачу выполнили, но вернулись в базу всего на одном котле. Больше месяца простояли в навигационном ремонте, но к выходу из него машины так и не были введены в строй. По этой причине не смогли заступить в один из видов дежурства, за что я получил взыскание.»Недавно назначенный командиром электромеханического подразделения капи¬тан 3 ранга А. Авраменко: «Материальная часть требует, я бы сказал, выхаживания. Система парового отопления находится в плачевном состоянии, один котел нужно менять, на такой изношенной технике не хотят работать мичманы, уходят.».
Примерно так же обрисовали мне состояние своей матчасти и командиры некоторых других боевых частей.
Один из командиров кораблей, с которым мы разговаривали о судьбе «Вице-адмирала Дрозда» и его команди¬ра, неожиданно сказал: «Будь моя воля, я бы пустил этот крейсер на иголки. Польза уже в том, что место у причала освободилось бы для современных кораблей.»
3.
ТАК КАКАЯ же тогда помощь командиру и ко¬раблю имеется в виду, кодь скоро в решении самого больного вопроса - повышении технической готовности материальной части — сколь - нибудь заметных подвижек к лучшему не произошло? Мо¬жет, речь идет о многочисленных взысканиях, нало¬женных на капитана 3 ранга Мурашова за два года? Если такой меркой мерить оказан¬ную помощь, то она действительно впечатляет: одних только строгих выговоров шесть набирается. Причем та¬кую «помощь» в самом щед¬ром виде ощущают на себе и другие офицеры. Даже те, кто искренне болеет за дело. От¬носительно недавно назначен¬ный старшим помощником командира капитан 3 ранга М. Мартынов имеет уже це¬лый букет взысканий.
В сентябре прошлого года заместителем командира крей¬сера по политчасти пришел капитан 2 ранга А. Крец, в декабре стал замполитом БЧ-2 капитан-лейтенант В.Олимпиев. Оба офицера имеют на сегодняшний день предупреждение о неполном служебном соответствии. И примеры подобного рода можно приводить дальше. За нимивидится стремление решать все проблемы одним методом: командно - административным.
Почему, например, не выяс¬нилось и не получило надле¬жащую оценку то, что крейсер «Вице-адмирал Дрозд»называют за глаза «отстойником» соединения?
«Раньше, когда корабль был новым, офицеры считали за честь попасть служить сюда, — говорит капитан 1 ранга Загубисало — А теперь на крейсер нередко списывают с других кораблей офицеров, совершивших проступки.»
К сожалению, такова участь почти всех старых ко¬раблей. Порочность такой практики очевидна, как и ее живучесть.
Словом, «Вице - адмирал Дрозд» находился и находит¬ся в явно неравных условиях по сравнению с другими ко¬раблями соединения. И если такое неравенство не будет устранено, снижение капита¬на 3 ранга Мурашова в долж¬ности окажется самым, пожа¬луй, неэффективным спосо¬бом решения проблемы. 'Да, командование части продемон¬стрирует перед еще более вы¬соким начальством свою требовательность, готовность ид¬ти на крайние меры в инте¬ресах дела. Да, может быть, удастся, не обременяя себя помощью кораблю, найти командира более волевого, жест¬кого, который сможет «при¬поднять» крейсер. Но почему столь легко решается, как будто сбрасывается костяшка канцелярских счетов, судьба человека, судьба командира?
Капитана 3 ранга Мурашова ждет теперь, как,сообщили мне в управлении кадров флота, судно. То есть на бое¬вом командире поставлен крест?
Сколько же стоит командир боевого корабля? Да-да, в рублях и копейках, которые мы сейчас начинаем считать. Во что обходится его обучение? Кроме того, командира корабля не вырастишь в одночасье. Процесс этот сложен, длителен. И тем более стран¬но, что флот готов столь легко расстаться с квалифи¬цированным командиром, не дав себе шанса проверить правильность решения.
О КАПИТАНЕ 3 ранга Мурашове, не подвергая критике решение о снижении его в должности, я переговорил со многими командирами. Подавляющее большинство их полагали более полезным не лишать капитала 3 ранга Мурашова статуса командира боевого корабля. Другое дело, какого. Жаль, что не принято в таких случаях учитывать мнение общественности — конечно, общественности компетентной.
Впрочем, лед начитает трогаться. Выступая на недавнем собрания партийного актива соединения, офицер штаба капитан 1 ранга. В. Верегин внес предложение об учреждении совета командиров кораблей, который бы оказывал помощь командиру соединения в решении вопросов, связанных с прохождением службы командирами же кораблей. Идея была поддержана всеми участниками актива. Но будет ли она реализована?-
Капитан 3 ранга В.Громак. «Красная звезда» от 29.04.1989г.
______________________________________________________________________________________________________
ЯКОРЯ
ЗАДАНИЕ казалось пустяко¬вым. Надо было пройти до соседней базы, взять там груз и вернуться обратно. По временя плавание измерялось часами. Это даже не совсем серьезно для такого сильного и мореходного кораб¬ля, как «Адмирал Зозуля», кото¬рый чертил своими курсами океан в северных и южных широтах, ме¬сяцами не швартуясь к причалам, воюя c жестокими штормами. Всего тогда было вдоволь, а сей¬час никаких сложностей вроде бы не предвиделось. И потому офице¬ры, собравшиеся по приказанию командира, с долей некоторого удивлений слушали то, о чем гово¬рил капитан 2 ранга.
А говорил командир так, будто предстоит серьезное испытание. Обращался к старпому: надо все проверить, закрепить по-штормовому, определить порядок приемки груза. Инженер-механик получил указание обеспечить безотказную работу машин и настроить специа¬листов на особое внимание к сиг¬налам с мостика. От штурмана требовал точных расчетов.
Офицеры понимали: да; конеч¬но, раз поход, нужна и подготов¬ка. Но не слишком ли нажимает командир? Всего-то дела – туда и обратно.
«Переход невелик, — продол¬жал между тем капитан 2 ранта, — зато много разных обстоя¬тельств. Сложные фарватеры. В той бухте, куда, идем, теснота, скалы. Груз неудобен, а у нас не баржа с гладкой палубой. Погоду здесь весной сами знаете: и не ждешь, а налетит заряд.»
Офицеры ушли. А капитан 2 ранга некоторое время сидел в задумчивости. Если честно, то ему, Валентину Захаровичу Дзюбе, ко¬мандиру большого противолодоч¬ного корабля
«Адмирал Зозузя» не очень нравилось полученное задание. Как говорится, славы никакой, а неприятности возможны.. Но какое бы задание ни было, надо выполнить его хорошо. О том он сейчас и заботился. Море есть море.
...Старпом доложил: все готово к съемке со швартовов. Валентин Захарович поднялся на мостик. И здесь почувствовал упругие толч¬ки порывистого ветра. Ветер, несомненно, усилился. Невольно подумалось: а как там, в другой бухте? И эта мысль о той бухте, о скалах, и ветре не оставляла его все время, пока корабль, осторож¬но выбравшись из гавани, легко от¬меривал на морской дороге то ко¬личество миль, которое было ему на сегодня отпущено.
Поворот. Теперь своим острым, высоко поднятым над водой фор¬штевнем корабль нацелился на бе¬рег, как бы намерившись таранить занесенные снегом гранитные уте¬сы, у подножия которых в брызги разбивается волна. Но вот утёсы нехотя, ненамного расступились, и корабль проскочил между ними, застопорил ход.
Загремела якорная цепь. Она грохотала долго — глубина тут была за шестьдесят. Эхо отдава¬лось в скалах. Скалы сжали бухту со всех сторон. Длинный, внуши¬тельный «Адмирал v Зозуля» должен был стоять здесь очень смир¬но.
А ветер с этим не считался. Ветер, все более набиравший силу, могуче упёрся в высокие борта и надстройки корабля, стал его раз¬ворачивать.
«Будзинский, машины держать в готовности », - предупредил по телефону Дзюба командира пятой боевой части.
А старпома поторопил с приемкой груза. Баржа уже с ним уже подтягивалась к борту.
Погрузили даже быстрее, чем рассчитывали. И вот экипаж снова встал по местам — с якоря сни¬маться. И Дзюба, довольный та¬ким оборотом дела, повеселел. Он более всего опасался застрять здесь.
С мостика Валентин Захарович видел — крутится шпиль, выби¬рая со дна бухты левый якорь. Глухо постукивают крупные звенья мокрой, с натугой вполза¬ющей в клюз якорной цепи. Скорей бы! Но, как назло, люди у шпиля замешкались, засуетился, замахал руками боцман. Щелкнув динамиком, командир спросил:
- На баке, что у вас?
Ответили: не берет шпиль. Сорок метров выбрали, а дальше – не идет. Что-то держит якорь.
«Шутит, что - ли? Может, шпиль не исправен?». Дзюба приказал потравить цепь и выбрать снова. Потравили. Выбирают. После тех же сорока метров шпиль опять стал. Воет, чуть ли не дымится, а не идет.
Якорь снова опускали разными, способами пытались освободить его — не получалось. Тем време¬нем смеркалось, и погода портилась. Под напором ветра корму несло в опасную близость к ска¬лам. И чтобы удерживать корабль на середине бухты, приходилось то и дело работать машинами.
Сколько так могло продолжать¬ся? Дзюба решил, что пора просить помощи. На его радиограмму тотчас же пришёл ответ: высыла¬ются водолазы, но если нет воз¬можности ждать их, разрешается расклепать якорь-цепь. Иначе гово¬ря, командиру разрешалось оставить якорь на дне бухты.
Еще в очень давние времена ро¬дилась на флоте традиция — не терять якорей. Не терять как ценность: ведь их когда-то ковали вручную, и они дорого стоили. Не терять как важнейшую корабель¬ную принадлежность — ни в ка¬кое плавание без якоря пускаться нельзя. Потерянный якорь кладет пятно на командира, на его морскую выучку – значит, что-то не рассчитал, не проявил искусство. С якорями расставались лишь в крайних, особенных случаях.
Один атакой случай уже подсте¬регал Валентина Захаровича. Де¬ло было в южных широтах, далеко от родных берегов. После длительного перехода бросили якорь в одной точке, И тут же — тревожный сигнал. Надо было возможно бы¬стрее покинуть место якорной стоянки.
Экипаж действовал четко. На баке раздалась команда: «Пошёл» шпиль!» Он пошел, но скоро, загудев с натугой, встал. Ещё раз и ещё – та же картина. У коман¬дира на раздумья времени нет. «Якорь – цепь – на стопора!», - приказал он и двинул руки машинного телеграфа. Корабль набрал ход, якорь-цепь натянулась. Рывок отдался по всей палубе. Потом вы¬брали якорь. На его лапах оказа¬лась внушительная глыба коралла. Тогда шел на риск — заставила обстановка. И можно считать, повезло — с якорем остался. Надо попытаться сохранить его и сейчас. Дождемся водолазов!
Нелёгкую ночь провёл командир со всем экипажем. Стояли вахту по-походному, корабль, работая винтами, сопротивлялся шквалистому ветру. А к утру ветер стих. Тут и водолазы подоспели.
Обследовали якорь там, на глу¬бине. И выяснилось вот что. На дне бухты когда-то был поставлен мертвый якорь — особое, прочно спаянное с грунтом устройство для швартовки кораблей. От него тя¬нулась по дну массивная цепь— бридель. Обе лапы корабельного якоря, подцепив звенья этой цепи, накрепко соединились с ней. Без
помощи водолазов тут ничего нельзя было сделать.
«Адмирал Зозуля» шел назад, к своему причалу, и Валентин Захарович Дзюба, уставший, невыспав¬шийся, думал о том, что море все учит и учит. А корабельные стано¬вые якоря покоились в клюзах, готовые, как прежде, служить ко¬раблю.
КОРАБЛЮ нужны якоря. Человеку тоже. Такие якоря, чтобы крепко держаться при штор¬мовых ветрах, чтобы уверенно чувствовать себя в любых ситуа¬циях. И нужно искусство, где якорь бросить, когда и как его выбрать, куда перенести. Как и кораблю, человеку якорей терять нельзя.
Вот о чем говорили мы недавно с Валентином Захаровичем Дзюбой. Как-то уж так получилось, что рассказанная выше история о реальных якорях обратилась в, не¬кую символику. И словно бы подыгрывая ей, символике, встали перед мысленным взором нашим три офицера из корабельной БЧ-3.
Первый — Дмитрий Воинов. Он принял под свое командование третью, то есть минно-торпедную боевую часть в те дни когда био¬графия « Адмирала Зозули» толь¬ко начиналась, и когда Валентин Дзюба был здесь старпомом. Выло приятно смотреть, как ладный,
подвижный минер легкой поход¬кой идет по палубе, энергично взбегает по трапу, с удовольствием проводит тренировку. Корабль еще не плавал, но мо¬лодых офицеров учили нести ходо¬вую вахту. Штудировали статьи Корабельного устава, изучали на¬ставления и руководства, практи¬ковались в навигационной про¬кладке.
Воинов и здесь успевал, нередко донимал своих наставников непростыми вопросами. Вопросы эти говорили о том, что в мыслях молодой офицер где-то на ступеньку выше своего нынешнего поста.
Прошло 2 года. Боевая часть под руководством Воинова хорошо решала своя задачи. И Дзюба, к тому времени назначенный коман¬диром корабля, радовался его ус¬пехам. Но к радости примешива¬лась и горечь.
Однажды Валентин Захарович пригласил минера в свою каюту.
« Давайте-ка определимся, — сказал он. - Эта гавань, боевая часть уже становится вам теснова¬той. Где будет следующий причал?»
« Мне нравится ваш личный курс, - ответил офицер.
Значит, пока он будет готовиться в старпомы...
По корабельной традиции офи¬церы провожали своего товарища тепло. Пожелали хорошо служить на новом месте, вручили подарок и памятный адрес. Дмитрий Воинов растроганно благодарил. А Ва¬лентин Захарович в это время ду¬мал: «Отпускаю — себе хуже. Но есть интересы повыше корабель¬ных».
После Воинова минно-торпедной боевой частью командовал ка¬питан-лейтенант Касаткин. При¬был он с другого корабли, и еще при первом знакомстве Дзюба обратил внимание на некоторую вя¬лость нового подчинённого. В раз¬говоре — односложные «да» и «нет».
Первое впечатление не обману¬ло. Служебного рвения у Касаткина не было. Вызовет его Дзюба, расскажет; что надо сделать сего¬дня и завтра. Делает. А послезавт¬ра ждёт очерёдного толчка. Его приходилось всё время тянуть. Но это же ненормально — тянуть ко¬мандира БЧ, капитан-лейтенанта, поставленного на ответственный самостоятельный nocт.
На одной проверке выяснилось: нет прежнего, порядка в боевой ча¬сти. Нарушаются инструкции по уходу за оружием, хромает дис¬циплина. Касаткину объявили взы¬скание. Работу офицера тщатель¬но разобрали командир, его заме¬ститель по политической части, старпом. Хотели помочь. На месяц-два этой помощи хватило. А затем —опять срыв.
Не на повышение уходил с ко¬рабля Касаткин. И Дзюбе в том не было радости. Беспокоила мысль: нет ли тут и его неудачи? Вместе с тем он думал: каким окажется новый, третий командир БЧ-3?
Но рассказ о третьем команди¬ре надо бы связать с другими важ¬ными вещами.
Каждый рабочий день начинался с тревоги. Звучали команды, а предстоящая стрельба разыгрывалась во всех ее деталях. Затем подробно разбирались малейшие ошибки. Назавтра тренировку усложняли, опять кто-то оши¬бался и выслушивал на разборе неприятные слова. Потом уже все получалось гладко, но тренировки продолжались, потому что командиру хотелось и сэкономить секун¬ду, и навести тот блеск на дейст¬вия экипажа, который говорит об истинном мастерстве.
Доставалось всем — и матро¬сам и офицерам. Но никто не роптал. Понимали — иначе нельзя. В те дни страна готовилась к партийному съезду. Всюду звучал призыв: «Достойно встретим!» Коммунисты корабля обсуждали этот вопрос на своем собрании. И родилось предложение — бороться за то, чтобы «Адмирала Зозулю» назвали отличным кораблем. Он уже имеет отличные боевые части, группы, боевые посты. Многое делается хорошо. Но если не сто¬ять на месте, подняться на ступеньку выше, — это и будет отлично. Предложение обсуждалась во всех корабельных подразделениях.
Потом — на общем собрании эки¬пажа. Решили бороться за отличный корабль.
А тут и начали готовиться к ракетной стрельбе. Первая, так сказать, проба – крепко ли слово.
Вышли в море. Тревога. Знакомое напряжение. Сигнал – идет цель. Схвачена антеннами.
Ракеты замерли над безлюдной палубой, как стрелы. Тетива натягивалась все туже, и вот стрела сверкнула молнией. На электронном эк ране две точки, стремительно сближаясь, слились в одну.
«Поздравляю! — сказал Ва¬лентин Захарович командиру ракетно - артиллерийской боевой части капитан-лейтенанту Ларину. — Классно сработано!»
Радовались все. А через месяц – новый ракетный пуск.И снова удача.
Виктор Ларин опять был героем дня. И хотелось командиру в пол¬ный голос похвалить его. Но были сдерживающие моменты. Этот офицер еще лейтенантом начал службу на корабле. Был инженером-ракетчиком. Случилось ему однажды хорошо провести ра¬кетную стрельбу в отсутствие ко¬мандира боевой части — тот сда¬вал экзамены в академию. И на за¬мену «академика» первым канди¬датом стал инженер. Так Ларин, будучи совсем еще молодым офи¬цером, возглавил крупное корабельное подразделение. Командир корабля мог не тре¬вожиться за ракетные комплексы. Все отлажено, выверено. Тут Ларин был на высоте. А вот коман¬дирского опыта ему не хватало. Не хватило умения руководить десят¬ками людей, учить их и воспиты¬вать. С этим недостатком на но¬вую ступеньку не подняться.
И Дзюба принял вроде бы нело¬гичное решение — по всем статьям проверить эту в общем-то благо¬получную боевую часть. Он сам, заместитель командира по поли¬тической части, старпом, пропа¬гандист на неделю как бы пере¬селились к ракетчикам. Смотрели организацию службы, боевой под¬готовки, партийной
и комсомоль¬ской работы, социалистического соревнования. Ларину при этом говорили: не беспокойтесь, хоро¬шего не отнимем, а плохое увидеть и устранить поможем.
Помогли. Нашлись изъяны в дежурно-вахтенной службе. Наш¬лись оставленные без последствий нарушения воинской дисциплины. Нашлись матросы и старшины, практически не участвующие в со¬циалистическом соревновании. Результаты проверки вынесли на обсуждение партийного бюро. И здесь коммунисту Ларину приш¬лось ответить на два десятка во¬просов, чтобы объяснить причины упущений. Для извлечения уро¬ков. Для назидания другим.
На бюро среди других был и старший лейтенант Иван Белозеров. Он слушал острый разговор и применял его к себе, к своей бое¬вой частя, которую принял не в блестящем состоянии от капитан-лейтенанта Касаткина. Правда, уже кое-что сделано, люди подтя-. нулись, учеба налажена, прежних срывов нет. Но если так же глубоко копнуть, как копнули у Ла¬рина...
Так вот где мы встречаемся с третьим командиром БЧ-3. Встречаемся в очень важный для кораб¬ля период, когда он идет к новому рубежу и когда требования по всем линиям серьезно повышены. И ес¬ли мы спросили бы сейчас Вален¬тина Захаровича Дзюбу — как он, третий? — то услышали бы в ответ: что-то есть у него от Воинова.
Боевая часть опять почувствовала твердое руководство и становится на свои якоря.
...Накануне съезда партии на ко¬рабль прибыла авторитетная ко¬миссия. К тому времени «Адмирал Зозуля» успешно решил и первую и вторую задачи начавшегося года и по многим показателям претен¬довал на то, чтобы называться от¬личным. Комиссия хотела убе¬диться, насколько основательны достигнутые успехи.
Всем известно, что нелегко при¬нимать экипажу всякого рода ко¬миссии. А эта была особенно при¬дирчивой. Но — выдержали. И го¬товы были обнять проверяющих, когда услышали от них— достой¬ны!
Вскоре появился приказ, подво¬дящий итоги предсъездовского со¬циалистического соревнования на корабле. Первое место среди под¬разделений заняла электромехани¬ческая боевая часть, второе — ра¬диотехническая служба. Третье оказалось у капитан-лейтенанта Ларина и его подчиненных.
Все призеры» — в званий отличных. Среди отличных значилась также и минно-торпедная боевая часть, которой командует Иван Белозеров...
В КАЮТУ командира пришла делегация: Ларин и другие офицеры-ракетчики. Держались они, словно заговорщики. Речь по¬вели о предстоящей ракетной стрельбе. Она похожа на ту, какую выполняли в прошлом году.
Но ими рассчитан другой вариант. Правда, куда более сложный, но зато и более эффективный.
Валентин Захарович молча слу¬шал. И радовался за подчиненных.
На другой день обратился в штаб. Там вначале сказали: «Зачем еще усложнять?» Потом все поняли, дали «добро».
И сейчас на «отличном» корабле «Адмирал Зозуля» снова каждый день идут тренировки. Увлеченные новым, люди трудятся в поте лица. Трудится и командир. Не простое у него положение. Случись неуда¬ча — кому неприятности?
Но ведь бывали у него рискованные поло¬жения, и выходил он из них, не по¬теряв якорей...

Красная звезда от 20.05.71г. капитан 1 ранга А.Крысов
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8610
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Судьба командира

Сообщение Schultz »

Борис Павлович, большое спасибо Вам за эту и другие статьи, которые Вы выкладываете на форуме. Благодаря Вам имеем возможность почитать статьи тех далеких времен, не обращаясь в архив.
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Себастьян
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 05 июн 2011, 16:01

Re: Судьба командира

Сообщение Себастьян »

Интересует судьба Долиат Сергея Александровича 1983 командовал СКР1135ь Горделивый , затем недолгое время командовал БПК Адмирал Трибуц в звании кап 2, но не успел корабль вывести на испытания , был назначен на систер шип Адмирал Спиридонов в Калининград и осуществил перегон на его на ТОФс БС, буду признателен за инфо
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8610
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Судьба командира

Сообщение Schultz »

Победные мили «Муромца»

Когда я попросил командира Краснознаменной бригады ОВР капитана 1 ранга Валерия Зубкова назвать лучший корабль он, не раздумывая, назвал малый противолодочный корабль «Муромец». МПК «Муромец» по итогам зимнего периода обучения объявлен лучшим. Впрочем, этот корабль занимает лидирующее положение не только за зимний период обучения. В его активе несколько переходящих призов по видам боевой подготовки и в прошлом году. Экипаж отличается завидной стабильностью по итогам боевой подготовки, вопросам дисциплины и правопорядка. А его командир капитан 3 ранга Сергей Ткач на мостике с сентября 2009 года и зарекомендовал себя, как грамотный, подготовленный командир. Офицер, про которого говорят – «военная косточка».

…Его отец, майор Владимир Кириллович Ткач, был начальником физподготовки бригады морской пехоты Черноморского флота. Флагманский «мускул» у «черных беретов» – должность особо уважаемая, ведь сила и выносливость для «воинов трех стихий» – одно из первейших требований. И здесь начфизу надо быть на уровне.

Сам отменный спортсмен, Владимир Ткач и сына воспитывал в суровом спортивном духе. Потому и рос он физически крепким и развитым парнем. И выбор его был не случаен: «Буду флотским офицером» – решил он еще школьником.

В 2004 году отец уволился в запас, а сын – выпускник ВМИРЭ им. А. С. Попова, пришел на Черноморский флот на смену отцу. Прибыл с красным дипломом, училище Сергей окончил с отличием. И был назначен командиром радиотехнической группы на сторожевой корабль «Пытливый».

-В ту пору им командовал капитан 2 ранга Сергей Тронев, – вспоминает Сергей Ткач, - я многому научился у Сергея Ивановича ныне командира флагмана ЧФ гвардии капитана 1 ранга.

СКР был ходовой и за один год «радиотехнической службы» лейтенант дважды побывал на боевой службе в Средиземном море. Приобрел солидный опыт. Так что, когда его назначили инженером радиотехнической службы МПК «Александровец», корабль приобрел хоть и молодого, но уже с опытом и, главное, старательного и добросовестного офицера-специалиста.

За полтора года Сергей Ткач детально освоил корабль этого проекта и потому, когда на МПК «Суздалец» понадобился командир БЧ-4–7, на эту должность назначили именно его. И не ошиблись. Боевая часть стала одной из лучших не только на корабле, но и в дивизионе МПК.

Старания и труд Сергея были замечены и офицера довольно скоро назначили помощником командира МПК «Суздалец».

Это уже был прямой путь на командирский мостик. Впрочем, до командирского значка на тужурке пришлось немало пройти. И одним из самых трудных испытаний стал экзамен на боевую зрелость в ходе пятидневной операции по принуждению Грузии к миру.

Августовский экзамен, который растянулся для корабля на весь месяц (МПК весь месяц находился в море), экипаж выдержал с честью. Командир «Суздальца» капитан 3 ранга Вадим Джанунц был награжден орденом Мужества, а помощник Сергей Ткач – медалью «За боевые отличия». Это была заслуженная награда. Награда за реальные боевые действия, за напряженный ратный труд. Вклад помощника командира корабля в решение поставленной задачи оказался весомым. Он проявил лучшие офицерские качества.

А еще все эти два года службы С. Ткач приобретал опыт управления экипажем. Он осознанно готовил себя на командирский мостик.

Его назначение командиром МПК «Муромец» состоялось осенью 2009 года. Он сразу собрал экипаж и поставил конкретную цель – выйти в число лучших не только в масштабе соединения, но и флота.
Задача, согласитесь, амбициозная. Но вполне реальная, посчитал Сергей Ткач. И стал задающим генератором реализации намеченного. Цель была достигнута. МПК «Муромец» по итогам минувшего учебного года стал лучшим кораблем Черноморского флота по противолодочной подготовке. А это, заметьте, главное предназначение корабля – борьба с подводными лодками противника. Кроме того, еще и по радиотехнической подготовке! В бригаде же охраны водного района, куда входит МПК «Муромец», кроме того, он стал лучшим по ПВО, ракетной, торпедной, радиотехнической подготовке, а также РХБЗ!

Впрочем, завоеванные призы – не самоцель. Борьба за лидерство проходила в рамках напряженной боевой учебы и решения ответственных задач. А они, действительно, были ответственными. И, прежде всего – несение боевых дежурств у кавказских берегов.

Каждое такое дежурство сопровождалось походом от берегов Украины к берегам России, из Севастополя в Новороссийск, а после Новороссийска – еще далее – к абхазским берегам. Там экипаж корабля, в рамках «военного полпреда России», внимательно отслеживал обстановку и находился в немедленной готовности к действиям по защите интересов России. Стояли, как правило, на рейде Нового Афона. Нередко выходили на линию дозора, под Очамчири. Внешне спокойная обстановка, могла кардинально поменяться в любую минуту, и отреагировать на это нужно было немедленно, а действовать – решительно и в рамках международных правовых норм. Присутствие российского боевого корабля, демонстрация Андреевского флага всегда отрезвляюще действует на горячие головы. После примерно месячного (иногда более) пребывания в зоне ответственности НВМБ предстоял переход в Севастополь.

Всего 14 раз совершил капитан 3 ранга Сергей Ткач такие переходы. Причем десять из них – командиром. Десять походов за неполных три года. И все – с хорошими и отличными оценками.

– Это заслуга всего нашего экипажа, – говорит Ткач. – И, прежде всего, немногочисленных офицеров.
«Аборигеном» корабля является командир БЧ-4–7 Владимир Кадомцев. Шесть лет в должности. Годом меньше – командир БЧ-3 старший лейтенант Денис Иванов. По три года прослужили на «Муромце» командиры БЧ-5 и БЧ-2 капитан-лейтенанты Михаил Ромашов и Станислав Гальцев. Немногим больше года – штурман МПК лейтенант Сергей Логинов. Это, так сказать, костяк, основа экипажа. Это «приводные ремни» воли и решения командира. Подготовке офицерского состава капитан 3 ранга Ткач уделяет самое пристальное внимание. Причем заботится и об их служебном росте.

– Сейчас вот на Высшие офицерские классы ВМФ уходит мой помощник капитан-лейтенант Эдуард Атясов, – говорит командир МПК. – Жаль отпускать столь подготовленного офицера, кстати, он кавалер медали Кузнецова, но это необходимо для его служебного роста. Он заслужил перспективу на повышение. А, кроме того, Станислав Гальцев и Владимир Кадомцев назначаются с повышением – помощниками командира тактической группы по своим специальным направлениям. Я же вместо них жду молодых лейтенантов…

Весомый вклад в достигнутые экипажем результаты внесли техник БЧ-2 (малой зенитной артиллерии) мичман Сергей Лановский, боцман корабля старший мичман Алексей Кондрашов, радиометрист главный старшина контрактной службы Александр Тимофеев.

– А еще мы благодарны за помощь и поддержку нашим шефам – администрации города Мурома Владимирской области, – говорит капитан 3 ранга Ткач.

Сейчас у экипажа корабля – горячая пора. МПК завершает ремонт в 13 СРЗ ЧФ и в августе месяце планирует оставить заводской причал. А это значит – здравствуй, море. Здравствуй, напряженная боевая подготовка, новые ответственные задачи.

Мне думается, что отец (сегодня он начфиз бригады ОВР) вполне может гордиться своим сыном, который уже сегодня сравнялся с ним в воинском звании. И есть все основания полагать, что для Сергея Ткача нынешняя звезда на погонах – не последняя. Как и полученная награда за умелые действия в августе горячего 2008 года.

Владимир ПАСЯКИН

Севастопольский новостной портал
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Platonov
Почетный форумчанин
Сообщения: 1453
Зарегистрирован: 08 июн 2012, 18:34
Воинское звание: старший матрос
Откуда: г. Ростов-на-Дону

Re: Судьба командира

Сообщение Platonov »

Борис Павлович, не ради критики, тем более критиканства, вспомнил годы своей службы. Тогда "Адмирал Зозуля" отрабатывал первые задачи после стапелей. Наш ЭМ "Суровый" как раз в это время отрабатывал перед дежурством в проливной зоне задачи по приемке на ходу топлива и воды с танкеров. Возвращаемся вечером в Зимнюю гавань (Лиепая), а там ни одного корабля нашей бригады, кроме флагмана (КРЛ "Комсомолец"). Нет ни эсминцев, ни СКРов. Оказывается "Зозуля" при К-3 потерял контакт с выпущенной современнейшей сверхсекретной торпедой. На другой день и мы поучаствовали в "утюжке" полигона. Супостатов, которые сбежались на добычу, еще за день до нас отогнали психической атакой, выстроившись во фронт и задраенные "по боевой". В те времена, спасибо отцам-кэпам, мы ничего не боялись. На третий день к нам подошли даже наши Лиепайские п/лодки. Видимо, по какому-то замыслу Флота. Если не ошибаюсь, на третий день торпеду обнаружил наш советский МРТ. Просто Ваши интересные воспоминания всколыхнули память, ничего более. Кстати, Кэпом ЭМ "Суровый" в мою бытность был Кап2 Каленчук. Были мы с ним в переделках (можно ознакомиться в темах форума). Ничего не боялся!
С уважением, ст.матрос ДКБФ Григорий Платонов
С уважением, ст. матрос ДКБФ Григорий Платонов.
shtrih62
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 19 июн 2014, 09:53
Реальное имя: Владимир
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Санкт - Петербург

Re: Судьба командира

Сообщение shtrih62 »

Помогите найти командира БПК удолой 1983 1984 год Н.А.Скок.
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8610
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Судьба командира

Сообщение Schultz »

shtrih62 писал(а):Помогите найти командира БПК удолой 1983 1984 год Н.А.Скок.
Владимир, добро пожаловать к нам на форум! Можно также зайти в тему БПК "Удалой", которая находится здесь.
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Секрет
Сообщения: 227
Зарегистрирован: 24 ноя 2006, 16:33

Re: Судьба командира

Сообщение Секрет »

shtrih62, командир бпк Удалой Скок Н.А. живет в Питере.
Ответить

Вернуться в «Командиры кораблей»