Корабли, оставившие след в истории ВМФ

Здесь можно размещать информацию о кораблях на которых служили, например, год закладки, спуска на воду и т.д.
Ответить
Platonov
Почетный форумчанин
Сообщения: 1453
Зарегистрирован: 08 июн 2012, 18:34
Воинское звание: старший матрос
Откуда: г. Ростов-на-Дону

Корабли, оставившие след в истории ВМФ

Сообщение Platonov »

С ЭТОЙ ТЕХНИКОЙ МЫ ВЫИГРАЛИ ВОЙНУ!
Краснознаменный ветеран ВМФ
Киров.jpg
В своем классе крейсер «Киров» - славный боевой корабль на Балтике - был совершеннейшим в мире кораблем. Большая огневая мощь крейсера сочеталась с отличными ходовыми и маневровыми качествами, хорошей живучестью и прочным бронированием.

… Он был славен ратными делами и прошел боевой путь через финскую кампанию и Великую Отечественную войну, а потом оставался на флотской службе в качестве учебного корабля. Закладку головного корабля легкого артиллерийского крейсера проекта 26 произвели в 1935 г. Через год он был спущен на воду, а уже в 1938 г. - вступил в строй.

«Киров» стал родоначальником целого семейства советских крейсеров. Его боевой опыт был учтен при создании новых типов военных кораблей.

Войну крейсер «Киров» встретил на Усть-Двинском рейде. На рассвете 22 июня 1941 г. он открыл огонь по германским самолетам, атакующим Ригу. Бои продолжались всю неделю, а потом корабль прорвался в главную базу флота. К этому времени все выходы из порта Рига были заминированы, кроме узкого и мелководного пролива Муху-Вяйна, закупоренного затопленным кораблем. Пройдя с ювелирной точностью маневра этот опасный участок, крейсер прибыл в Таллин. Залпы его орудий наносили немалый урон войскам, осаждавшим город. 23 августа 1941 г. по «Кирову» было выпущено около 600 снарядов тяжелых гитлеровских орудий. Через сутки крейсер семь раз атаковали пикировщики, сбросившие около сотни бомб, из которых только одна угодила в цель. Надо признать искусство командира корабля, которому удавалось маневрировать, словно на невидимых швартовах и держаться от советских сухопутных позиций на дистанции стрельбы.

Крейсер «Киров» атаковал врага до последнего дня обороны города. Когда начался прорыв кораблей из Таллина в Кронштадт, он прикрывал своим огнем их выход. Немцы бросили на перехват все силы. Плотность заграждений на пути кораблей составляла 80 мин на километр.

На траверзе Юминданины по крейсеру «Киров» открыла огонь тяжелая батарея, с правого борта и кормы атаковали самолеты люфтваффе, с норда вышла в атаку группа торпедных катеров. Наблюдатели докладывали о перископах немецких подводных лодок. На глазах у моряков мощный взрыв разломил эсминец «Новик», шедший в боевом охранении слева по борту. Это был кромешный ад…

В сентябре 1941 г. во время осады Ленинграда крейсер «Киров» в одной группе с линкором «Октябрьская революция» наносил артиллерийские удары по боевым позициям противника по периметру Сестрорецк - Красное Село - Петергоф. За 4 дня боевой корабль уничтожил 4 батареи, 18 тягачей, 2 полевых склада и около 1000 солдат. Ремонт крейсера проводился в перерывах между морскими сражениями при свете керосинки: моряки вручную выполняли работы, которые под силу лишь специалистам высшей квалификации.

24 апреля 1942 г. крейсер атаковали около 40 самолетов люфтваффе. Это была жестокая схватка, в которой погибло много советских моряков. Но и на этот раз очередная операция Гитлера под названием «Айсштос» (ледовый удар) провалилась…

Крейсер «Киров» в составе своей эскадры внес свою лепту в прорыв блокады и полный разгром фашистских войск на невских рубежах. Последние орудийные залпы крейсер произвел 15 января 1945 г. Спустя три месяца орудия прославившегося боевого корабля стреляли холостыми, салютуя о победе.

Долгие послевоенные годы модернизированный и усиленный электронными системами крейсер «Киров» еще нес боевую службу, а затем был переведен в ранг учебного корабля. В 1975 г. Краснознаменный крейсер «Киров» исключили из списков состава ВМФ СССР, как прославленный корабль-ветеран.

ТТХ:
Длина - 191 м.
Ширина - 17,7 м.
Осадка - 6,2 м.
Водоизмещение - 9436 т.
Мощность силовой установки - 110000 л. с.
Скорость полного хода - 36 узлов
Дальность плавания - 3750 миль
Экипаж - 724 человека
Вооружение:
Орудия 180 мм. - 9
Орудия 100 мм. - 6
Зенитные полуавтоматические установки 45 мм. - 3
Зенитные автоматы 37 мм. - 5
Пулеметы 12,7 мм. - 4
Трехтрубные ТА - 2
Бомбометные установки и бомбосбрасыватели - 4
Крейсер мог принять на борт около 100 больших якорных мин и до 66 глубинных бомб.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
С уважением, ст. матрос ДКБФ Григорий Платонов.
Platonov
Почетный форумчанин
Сообщения: 1453
Зарегистрирован: 08 июн 2012, 18:34
Воинское звание: старший матрос
Откуда: г. Ростов-на-Дону

Re: Корабли, оставившие след в истории ВМФ

Сообщение Platonov »

Долгий гудок у острова Белуха
Ледокол "А.Сибиряков"
Сибиряков.jpg
В войну Заполярье, Арктика и Северный морской путь имели огромное значение
Флот выполнял важнейшие задачи нарушения морских коммуникаций противника, содействия сухопутным войскам и защиты наших арктических путей. В военные годы по внутренним морским сообщениям корабли флота провели 1548 конвоев, включавших 2951 транспорт. В северные порты России и в обратном направлении в составе 76 союзных конвоев проследовало свыше 1400 английских, американских и советских транспортов. Врагу удалось потопить всего 16 российских судов. Североморцы же уничтожили 413 транспортов врага общим тоннажем более 1 млн. тонн, множество боевых кораблей и вспомогательных судов противника.
Гитлеровское командование в 1942 году решило покончить с жизненно важными для фронта и советского тыла перевозками в Арктике. «Вундерланд» («Страна чудес») – такое кодовое наименование получила эта операция. Главная роль в «Стране чудес» отводилась двум линкорам – «Адмирал Шеер» и «Лютцов».
«Шеер» имел полное водоизмещение 13 700 тонн, экипаж – 926 человек. Скорость – 26 узлов. Толщина брони – от 76 до 178 мм. Вооружение: шесть артиллерийских орудий калибра 280 мм, восемь – 150 мм; шесть – зенитных калибра 105 мм, восемь зенитных – 47 мм и восемь торпедных аппаратов.
Операцию «Вундерланд» в Арктике начал только один «Шеер». «Лютцов» был поврежден и поставлен в ремонт. 6 августа 1942 года «Адмирал Шеер» скрытно покинул военно-морскую базу Скоменфьорде в Северной Норвегии. Вся операция готовилась в глубокой тайне. И только далеко в море, 16 августа, команде зачитали приказ :«Наша задача – нападение на суда противника в Карском море; главный объект нападения – конвои, особенно идущие с востока. Вопрос об обстреле наземных пунктов командир будет решать на месте».
Медленно продвигаясь на восток вдоль кромки льдов, 20 августа 1942 года крейсер встретился с немецкой субмариной U-251. Но ее командир о движении советских конвоев ничего определенного сообщить не мог. Меендсен-Болькен принял решение идти на юг. С палубы корабля на разведку поднимался гидросамолет «Арадо» Ar 196. В воздух он запускался с помощь катапульты, а садился на воду.
22 августа от командования из Норвегии поступило сообщение о другом конвое –19 судов и четыре ледокола шли на запад. 23 августа самолет-разведчик «Арадо» Ar 196 обнаружил 10 судов, стоявших на якоре.
Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. 25 августа 1942 года самолет-разведчик потерпел аварию, оставив тем самым крейсер «без зрения». Дело в том, что по штату на борту должны было находиться два самолета, но в поход по каким-то причинам взяли один. Это послужило поводом для «Адм. Шеер» взять курс на юг, в воды, свободные ото льда.
Утром 24 августа 1942 года ледокольный пароход «А. Сибиряков» покинул порт Диксон в северо-восточной части Енисейского залива Карского моря. Прославился ледокол еще в 1932 году, когда впервые в истории освоения Арктики за одну навигацию, без зимовки прошел весь Северный морской путь. Начальником экспедиции на «Сибирякове» тогда был известный полярный исследователь, академик Отто Шмидт, а командовал кораблем не менее известный полярный капитан Владимир Воронин.
В 1941 году ледокольный пароход принял капитан дальнего плавания Анатолий Качарава, которого за характерную кавказскую внешность с симпатией назвали «Черкесом». Несмотря на относительную молодость – 31 год – это был опытный моряк, прошедший прекрасную школу в дальневосточных морях.
25 августа 1942 года в 11.47 в Карском море, в районе острова Белуха с ледокола увидели военный корабль. С него замигал носовой прожектор: «Кто вы? Куда вы следуете? Подойдите ближе!» И снова требование: «Сообщите состояние льда в проливе Вилькицкого, где сейчас караван транспортов и ледоколов». Затем с неизвестного корабля приказали прекратить работу судовой рации и спустить флаг.
Но «Сибиряков» не подчинился приказу. Радист Анатолий Шаршавин открытым текстом послал сообщение на Диксон о появлении – в этом уже не было сомнения – вражеского военного корабля.
По команде капитана старшего лейтенанта Анатолия Качаравы экипаж приготовился к бою. Капитан обратился к подчиненным с краткой речью: «Товарищи! Корабль поднял фашистский флаг. Сейчас начнется бой. Покажем, что значит доблесть советских людей. Умрем, но не сдадимся!» Начался неравный бой. «Сибиряков» имел две 45-мм, две 76-мм пушки и несколько зенитных пулеметов. Броневой зашиты у него не было.
Командир орудия старшина Василий Дунаев из раскалившейся от стрельбы пушки посылал во врага снаряд за снарядом, пока не потерял сознание. Снаряды с ледокола, достигшие германский крейсер, не могли пробить его броню. Но моряки увидели, что палуба крейсера вмиг опустела.
Ошеломленный командир «Шеера» приказал потопить пароход. Первый снаряд с «Адмирала Шеера» срезал мачту «Сибирякова». Главстаршина Михаил Сараев под шквальным огнем соединил части перебитой антенны основного передатчика. Второй залп с «Шеера» пришелся на корму судна и вывел из строя оба кормовых орудия. Артиллеристы частично погибли или получили тяжелые ранения.
Все, кто был на борту, проявили мужество в беспримерном поединке с врагом. Самоотверженно помогала раненым врач Валентина Черноус. Когда разрывом снаряда сорвало советский флаг, над горящим ледоколом его снова поднял матрос Александр Новиков. С гибнущего «Сибирякова» Шаршавин послал в эфир последнюю радиограмму: «Помполит приказал покинуть судно. Горим, прощайте». Это было 25 августа в 14.05. Затем связь прервалась. Ледокол потерял ход, и орудия германского крейсера добивали его. Поразительно, но одна из пушек судна все еще продолжала вести огонь. По приказу капитана шифровальщик Михаил Кузнецов уничтожил секретные документы.
Старший механик Николай Бочурко выполнил последний приказ капитана – открыл кингстоны. Анатолий Качарава получил тяжелое ранение. Командование взял на себя помощник по политчасти Зелик Элимелах. Он приказал экипажу покинуть корабль. Подобно легендарному «Варягу», «Сибиряков» флага перед врагом не спустил. Около 15.00 море поглотило корабль. А комиссар остался у флагштока.
Значительная часть экипажа и пассажиров погибли от снарядов и ожогов еще до того, как ледокол скрылся в морской пучине. Тех, кто поодиночке боролся за свою жизнь в ледяной воде и отказался подняться на спущенный с немецкого крейсера катер, фашисты расстреливали. Кочегар Николай Матвеев во время пленения своих товарищей метнул в немецкого матроса топор. В ответ прозвучала автоматная очередь.
Шлюпку с восемнадцатью ранеными и обожженными советскими моряками катер отбуксировал к борту «Шеера». Длительные допросы немцам ничего не дали.
Из 104 человек, находившихся на борту ледокола, лишь 14 дожили до Победы. Поразительна судьба машиниста Павла Вавилова. Ему удалось избежать гибели и плена. В ледяной воде он ухватился за кромку борта полуразбитой шлюпки и добрался до необитаемого скалистого острова Белуха. Более месяца продолжалась его вынужденная «зимовка» на острове. Питался Вавилов отрубями, небольшой запас которых оказался в шлюпке. Обломки судна, выброшенные на берег, пошли в костер. Его неровное пламя увидел с воздуха известный полярный летчик Герой Советского Союза Иван Черевичный. Он и вывез Вавилова на Большую землю. За мужество и стойкость моряк с «Сибирякова» был удостоен медали Нахимова.
Переданный с «Сибирякова» сигнал о появлении вражеского боевого корабля помог сохранить во льдах пролива Вилькицкого 14 судов каравана. Они продолжили путь по северным морям и успешно дошли до пункта назначения.
После боя с «Сибиряковым» «Шеер» перешел в район острова Диксон. Он находится на трассе Северного морского пути, в полутора километрах от арктического побережья Красноярского края. На острове были порт, поселок, склады снабжения, а главное, штаб морских операций в Западном секторе Арктики. Немцы, планируя высадить на остров десант из 180 автоматчиков, надеялись получить карты и другую информацию о ледовой обстановке.
Получив предупреждение от «Сибирякова», на Диксоне стали срочно готовиться к бою портовые рабочие, небольшая группа матросов и артиллеристы. Руководил обороной Диксона полковой комиссар Бабинцев. Были приняты меры по спасению секретных шифров, ледовых карт, журналов с результатами метеорологических и гидрологических наблюдений. Гидролог Михаил Сомов и синоптик Вячеслав Фролов получили задание унести документы в глубь берега и уничтожить в случае высадки немецкого десанта.
Сомов, один из самых талантливых полярных гидрологов, начал плавать и летать в Арктике еще до войны. А после войны он возглавил коллектив второй в истории советской дрейфующей станции «Северный полюс». Доктор географических наук Герой Советского Союза Сомов руководил Первой советской антарктической экспедицией, дважды плавал к берегам ледяного континента. Позднее, когда Михаила Михайловича спрашивали о самом памятном дне в его долгой арктической и антарктической биографии, он назвал 27 августа 1942 года, когда ему пришлось спасать связки журналов с результатами проводимых им и его товарищами ежедневных наблюдений за погодой и ледовой обстановкой.
Обойдя Диксон с запада, немецкий крейсер обстрелял порт, радиостанцию, поджег угольный склад на острове Конус. Но тут его накрыла с Диксона береговая батарея 152-милимметровых орудий. Уже после войны в Германии писали, что в результате на «Шеере» были убитые и раненые. Так что немцам было уже не до высадки десанта. Крейсеру пришлось повернуть назад. 29 августа он покинул район боя и 30 августа прибыл в норвежский порт Нарвик. В сентябре 1942г. арктические воды покинула и последняя подводная лодка.
А 9 апреля 1945 года бомбардировщики британских ВВС, применившие особо мощные бомбы Tallboy, потопили «Шеер» при стоянке в Киле. Огромный корабль опрокинулся. Частично его разобрали, а крупные фрагменты корпуса «запаковали» в бетон при строительстве новых портовых сооружений. Прогуливаясь по причалам на портовой набережной Киля, мог ли я думать, что под ногами – останки «Адмирала Шеера». Того самого тяжелого немецкого крейсера, который разбойничал в далеком 42-м в наших северных широтах.
В ходе многочисленных допросов на борту «Шеера» никто из товарищей не выдал своего командира – у немцев в протоколах он проходил как полярник с дальней станции и под другой фамилией. Он прошел через ад немецких концлагерей, но выжил. Ранней весной 1945 года капитан ледокольного парохода «А. Сибиряков» старший лейтенант Качарава был освобожден из лагеря Штутгов бойцами 1-й гвардейской танковой армии.
После войны Анатолий Алексеевич много ходил в морях и океанах, в том числе и в Ледовитом. В 1967 году, когда было создано Грузинское морское пароходство, капитан дальнего плавания Анатолий Качарава возглавил его.
Его подвиг был оценен скромно. Орден Красной Звезды сочли для капитана «Сибирякова» достаточной наградой. Еще один орден Красной Звезды, а также ордена Ленина, Трудового Красного Знамени и Октябрьской Революции Качарава получил уже в мирное время. Его именем назван танкер и улица в Батуми.
Самая же загадочная фигура в этой драматической истории – комиссар Элимелах, не покинувший гибнущий пароход. О Зелике Абрамовиче практически не упоминается в публикациях советского времени. Из-за фамилии, а точнее – из-за национальности? Вся официальная информация об Элимелахе ограничивается единственной справкой Центрального Военно-морского архива: «Родился в 1911 году в г. Гомеле БССР. В 1933 г. окончил КОМВУЗ им. Свердлова в Москве. Военного образования не имеет. На службе в ВМФ с ноября 1934 г. Проходил службу военкомом корабля ЛД-6 «Сибиряков» Беломорской военной флотилии. Погиб 25 августа 1942 года вместе с ледокольным пароходом «Сибиряков», который в Карском море при встрече с крейсером противника вступил в бой и, несмотря на героическое сопротивление, был потоплен».
Был потоплен… Как будто и не было подвига. Между тем известный немецкий военный историк адмирал Фридрих Руге в своем фундаментальном труде «Война на море. 1939–1945» отмечал, что ледокол «мужественно и искусно» сопротивлялся.
Только спустя более двух десятилетий, в 1965 году, координаты гибели ледокольного парохода «Александр Сибиряков» (76 градусов с.ш., 91 градус 31 минута в.д.) были объявлены местом боевой славы. Сегодня все корабли, идущие по Севморпути, в районе острова Белуха в память о подвиге северного «Варяга» дают долгий гудок и приспускают флаг.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
С уважением, ст. матрос ДКБФ Григорий Платонов.
Platonov
Почетный форумчанин
Сообщения: 1453
Зарегистрирован: 08 июн 2012, 18:34
Воинское звание: старший матрос
Откуда: г. Ростов-на-Дону

Re: Корабли, оставившие след в истории ВМФ

Сообщение Platonov »

Советские линкоры в Великой Отечественной войне
Линкор.jpg
Великая Отечественная война застала советский флот в не самом боеспособном состоянии. Десятилетняя программа развития флота предусматривала постройку к 1946 году 15 линкоров, 15 тяжелых и 28 легких крейсеров, 144 эсминца и миноносца, а также 336 подводных лодок. Однако перед самой войной программу было решено сократить, а достроить и спустить на воду уже заложенные линкоры и тяжелые крейсера помешала война. Так получилось, что СССР вступил во Вторую мировую войну, имея лишь 3 линкора, доставшихся ему в наследство от царской России. Это были линейные корабли класса «Севастополь», постройка которых осуществлялась с 1909 по 1914 год.

Всего было построено 4 корабля: «Гангут», «Полтава», «Петропавловск» и «Севастополь». Все они участвовали в Первой мировой войне и благополучно пережили ее. После революции линкоры вошли в состав ВМФ СССР. «Петропавловск» был переименован в «Марат», «Севастополь» переименован в «Парижскую коммуну», «Гангут» получил имя «Октябрьская революция», а «Полтава» - «Михаил Фрунзе». На последнем в 1923 году произошел сильный пожар, причинивший кораблю значительные повреждения. Восстанавливать его посчитали нецелесообразным, часть оборудования с него использовалась для ремонта 3-х оставшихся в строю линкоров.

Линкоры типа «Севастополь» обладали корпусом характерной «мониторной» формы, с минимизированной площадью надводного борта и форштевнем ледокольной формы. Наибольшая длина корпуса составляла 181,2 м., ширина 27 м., осадка 8,5 м. Стандартное водоизмещение по проекту составляло около 23 тыс. тонн, на деле же на приемных испытаниях оно доходило до 24,8-25,9 тыс. тонн, изменяя осадку судна до 9,3 м. Энергетическая установка корабля включала в себя 25 водотрубных паровых котлов системы Ярроу. Топливом для котлов служил уголь, при форсированном режиме работы применялась нефть. Энергетическая установка в форсированном режиме выдавала 42 000 л.с. и обеспечивала кораблю скорость в 23 узла, дальность плавания составляла 4000 миль.

Основным вооружением корабля служили 12 305-мм нарезных орудий производства Обуховского завода, которые были размещены в 4-х трехорудийных башнях, расположенных линейно. Техническая скорострельность орудий составляла 1,8 выстрела в минуту, на практике же все зависело от уровня обученности команды. Противоминное вооружение корабля состояло из 16-ти 120-мм орудий конструкции «Виккерс», их скорострельность доходила до 7 выстрелов в минуту. Все 16 орудий были размещены в казематах на средней палубе. Такое размещение артиллерии имело существенные недостатки и сказывалось на эффективности ее стрельбы. Стволы 120-мм орудий оказывались всего лишь в 4,6 м. над водой, что в сочетании с низкой мореходностью линкоров, зарывавшихся в волну по первую башню уже при незначительном волнении на море, сильно усложняло их использование (особенно носовых орудий). В какой-то степени это было болезнью многих линкоров того времени, но русские выделялись в худшую сторону из-за своей мореходности и расположения всей противоминной артиллерии на средней палубе.

Перед Второй мировой войной данные линкоры прошли модернизацию. Работы по совершенствованию кораблей проходили по различным программам и в разные сроки с 1927 по 1938 год. Модернизация кораблей сильно изменила их силуэт. Корабли получили баковую надстройку, жестко скрепленную с корпусом и закрытую сверху прочным настилом. Был изменен комплекс «боевая труба – фок-мачта – носовая труба». Претерпела изменения и стала более совершенной носовая оконечность, что позволило уменьшить заливаемость палубы на полном ходу. Были заменены энергетические установки, переведенные с угля на нефть, улучшены бытовые условия для команды. Установлены новейшие средства связи, новые оптические дальномеры в башнях, изменена система управления огнем. Существенно была улучшена система ПВО.

Последним модернизацию проходил линкор «Парижская коммуна», с 1933 по 1938 год корабль стоял в доках Севастопольского морского завода. После завершения всех работ водоизмещение линкора достигло 31 275 тонн (от проектных 23 000), длина составила 184,5 м., ширина 32,5 м. (за счет установки противоторпедных булей), осадка – 9,65 м. Мощность энергетической установки достигла 61 000 л.с., максимальная скорость 23,5 узла. Корабль получил существенно усиленное противовоздушное вооружение. На носовой и кормовой башне было открыто установлено 6-ть 76-мм зенитных пушек. Помимо этого корабль получил 16-ть 37-мм артиллерийских орудий и 14-ть 12,7-мм пулеметов

Линкор «Парижская коммуна»

Война застала линкор в Севастополе, где уже 14 июля 1941 года он впервые открыл огонь по самолету Ju-88. С прорывом немецких войск в Крым, корабль стал уязвим для атак с воздуха, поэтому в ночь с 30 на 31 октября линкор в сопровождении крейсера «Молотов», лидера «Ташкент» и эсминца «Сообразительный» покинул главную базу флота и отправился в Поти. С 26 по 29 ноября 1941 года линкор провел свою первую боевую операцию по поддержке обороняющих Севастополь войск. В ночь на 28 ноября, в условиях сильного шторма (ветер до 8-9 баллов) корабль подошел к мысу Фиолент и выпустил по скоплению немецких войск в селах Байдары, Павловка и Тыловое 146 фугасных 305-мм снарядов и еще 299 фугасных 120-мм снарядов. На обратном пути шторм усилился, скорость ветра достигла 11 баллов. В результате шторма за борт было смыто 3 матроса – эти матросы стали единственными за всю войну боевыми потерями на корабле.

27 декабря корабль вновь вышел из Поти под флагом командующего эскадрой вице-адмирала Л.А.Владимирского в сопровождении лидера «Ташкент» и эсминца «Смышленый». Перед кораблями стояла та же задача – оказать артиллерийскую поддержку защитникам Севастополя. В ночь на 29 декабря линкор встал в Южной бухте и в течение 14 часов вел огонь по позициям немцев в Бельбекской долине, израсходовав 179 305-мм и 265 120-мм снарядов, огнем с линкора была подавлена открывшая по нему огонь батарея противника, сам линкор попаданий не получил. Приняв на свой Борт 1025 раненых защитников города, корабль 30 декабря прибыл в Новороссийск.

В первой половине 1942 года корабль принимал активное участие в поддержке действий 44-й армии, высадившейся в Крыму. Во время стрельб в ночь с 21 на 22 марта моряки заметили, что от орудий главного калибра отлетают осколки металла, что было сигналом предельного износа корабельных орудий. По возвращении в Поти корабль встал на ремонт. 12 апреля замена всех стволов главного калибра была произведена, однако активная фаза боевых действий линкора на этом подошла к концу. Отчаянное положение войск под Севастополем заставило командующего Черноморским флотом обратиться к Ставке с предложением использовать линкор для переброски в город 25 танков КВ, однако такого разрешения получено не было. В дальнейшем до окончания боевых действий корабль покидал Поти лишь раз. 31 мая 1943 года линкору было возвращено его первоначальное имя «Севастополь».

За время войны корабль совершил 15 боевых походов, прошел 7700 миль и выполнил 10 артиллерийских стрельб, поддерживая советские войска под Севастополем и на Керченском полуострове. Средства ПВО корабля отразили 21 налет вражеской авиации, сбив 3 самолета противника. 24.07.1954 года «Севастополь» был переведен в разряд учебных кораблей, а 17.02.1956 был исключен из состава флота.

Линкор «Марат»

Уже 22 июня линкор вступил в войну, обстреляв финский самолет-разведчик, а 9 сентября кораблю пришлось открыть огонь по наступающим на Ленинград немецким войскам сначала главным, а через 6 дней и противоминным калибром. Линкор находился на боевой позиции в бассейне Ленинградского морского канала, откуда в течение 8 дней вел интенсивный огонь по гитлеровцам, израсходовав 1042 305-мм снаряда и получив 10 попаданий 150-мм полевой артиллерии, а также 3 попадания 250-кг авиабомб. В результате этого было потеряно 25 человек, вышла из строя 4-я башня, носовая батарея 37-мм пушек, кормовые дизель-генераторы. Для ликвидации повреждений 18 сентября корабль отошел в Кронштадт.

В это время Кронштадт подвергался ежедневным налетам немецкой авиации. Утром 23 сентября во время отражения 13-го по счету группового авианалета (около 40 пикирующих бомбардировщиков) в «Марат» почти одновременно попали 2 бомбы весом в 500 или 1000 кг. Обе бомбы попали в носовую часть судна и вызвали детонацию снарядных погребов первой башни. Страшной силы взрыв разрезал корпус линкора, сорвал с корабля 1-ю башню, разрушил фок-мачту с носовой надстройкой и первую трубу. Нос корабля отломился и лег на грунт. В результате взрыва погибли 326 членов экипажа линкора. К утру 24 сентября «Марат» принял на борт 10 000 тонн воды, большая часть его помещений ниже средней палубы была затоплена, корабль сел на грунт, над водой оставалось около 3 м. борта.

К концу октября морякам балтийцам удалось вернуть кораблю частичную плавучесть, под огнем противника удалось добиться всплытия кормовой части, вновь заработали 3 и 4 орудийные башни. За ноябрь и декабрь 1941 года корабль провел 97 стрельб, выпустив 407 305-мм снарядов. Все уцелевшие 120-мм орудия с линкора были сняты и отправлены на сухопутный фронт вместе с расчетами. Для повышения защиты судна от навесного огня немецкой артиллерии на палубу были уложены гранитные плиты толщиной в 40-60 см, которые были сняты с ближайшей стенки гавани.

Немцы пытались подавить поврежденный линкор, который выполнял теперь роль форта, с помощью своей артиллерии. Первоначально они использовали для его обстрела 150- и 203-мм полевые орудия, а в конце декабря подключили 280-мм орудия железнодорожного базирования. 28 декабря один из таких снарядов чуть не стал причиной вторичного затопления линкора. Снаряд, пробив весь корпус по вертикали, прошел сквозь снарядный и зарядный погреба 3 башни и застрял в трюме, не разорвавшись. В дальнейшем немцы не имели в подавлении корабля артиллерией никаких успехов. Всего за годы войны к 17 января 1944 года «Марат» провел 264 стрельбы главным калибром, выпустив 1371 305-мм снаряд, огнем линкора было уничтожено 7 и подавлено 86 полевых батарей противника, поражено не менее 25 ед. бронетехники.

Линкор «Октябрьская революция»

Судьба данного линкора аналогична судьбе «Марата». Война застала линкор в Таллинне, откуда тот 1 июля ушел в Кронштадт, во время приближения немцев к городу «Октябрьскую революцию» включили в состав его артиллерийской обороны. Все попытки немцев потопить линкор окончились провалом, не помогли даже комбинированные удары с использованием авиации и артиллерии. Всего за годы войны линкор получил 6 попаданий авиационных бомб (из 465 сброшенных на корабль) и 19 попаданий артиллерийских снарядов. Линкор провел 126 стрельб главным калибром, выпустив по немцам 1442 снаряда. Зенитчики линкора отразили 24 авианалета, в которых участвовало 597 самолетов, и сбили 13 из них, повредив 3.

Примечателен тот факт, что самые грозные корабли российского царского, а затем и советского флотов, ни разу за время Первой и Второй мировых войн не встретились в бою с кораблями противника. Единственный морской бой линкоры типа «Севастополь» провели в Гражданскую войну. В 1919 году линкор «Петропавловск», выполняя прикрытие эсминца «Азард», осуществлявшего разведку, отразил нападение 7 британских эсминцев.
Сергей Юферев
Источник: topwar.ru
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
С уважением, ст. матрос ДКБФ Григорий Платонов.
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8610
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Корабли, оставившие след в истории ВМФ

Сообщение Schultz »

Корабли царской России, опередившие свое время, катамаран «Волхов» и история Путиловской верфи (ч.1)

Изображение
В далёкие времена, ещё на закате правления Николая II, построили в Российской Империи пару неординарных военных кораблей. Один из них служит в составе флота РФ и по сей день, вот уже более века, а второй поставил мировой рекорд скорости, среди военных кораблей того времени. Также рассмотрим Путиловскую верфь, на которой оба судна были построены.

В школах не принято учить неудобную историю, пусть даже это история военной славы наших предков, и их технических достижений. Например, в царское время были построены корабли «Волхов» и «Новик». Первый из них является старейшим в мире боевым кораблём, находящимся на полноценной боевой службе. Сейчас он известен как «Коммуна», построен он был ещё при Николае II на Путиловском заводе. Став первым русским военным кораблём-катамараном, а также первым спасателем подводных лодок. Все прошедшие годы судно исправно служило в российском (советском) флоте, участвовало в обеих мировых войнах и учениях «Кавказ-2016». Крайний раз оно фигурировало в новостях после подъёма со дна крейсера «Москва». Ходят слухи, что при его строительстве использовали особую корабельную сталь, прозванную «путиловской», рецепт её изготовления после революции был утрачен. За все годы существования СССР и современной России, подобную сталь, полностью невосприимчивую к коррозии и износу от времени, так и не смогли создать... На сегодняшний день известно, что базовый корпус «Коммуны» остаётся почти в идеальном состоянии, а ржавеют и превращаются в труху уже более поздние металлические конструкции, установленные после революции 1917 года. Второй корабль являлся самым передовым на день постройки, установив в 1913 году мировой рекорд скорости в 37,7 узла.

Рассмотрим подробнее оба таинственных корабля (эсминец «Новик» будет рассмотрен в продолжении статьи) и Путиловскую верфь, на которой они были созданы.

«Коммуна» (до 31 декабря 1922 года назывался «Волхов») является морским вспомогательным судном ВМФ РФ, служит спасателем подводных лодок, по конструкции катамаран. На сегодня это старейшее судно ВМФ России и старейшее в мире, среди стоящих на вооружении и выполняющих боевые задачи. Находится в составе Черноморского флота. Проходило модернизации, получило подводного робота Seaeye Panther Plus (производства Швеции).

История создания спасателя подлодок «Волховъ»
Строительством «Коммуны» мы обязаны прежде всего автору этой идеи, Меркушеву Василию Александровичу, подавшему идею создания специального спасательного судна для нужд подводников. Именно он, будучи командиром подводной лодки «Кефаль» Сибирской флотилии, в июне 1909 года подал докладную записку, в качестве примера взяв немецкое судно «Вулкан». Возможности «Вулкана», были ему известны по службе на Балтике, где он общался с немецкими офицерами.

Идея понравилась руководству флота, и 5 мая 1912 года c Обществом Путиловских заводов был заключён контракт на строительство катамарана. На спуске на воду, 17 ноября 1913 года, бутылку шампанского о борт корабля разбила третья дочь императора, великая княжна Мария Николаевна. Портрет княжны Марии до сих пор находится в кают-компании судна. Имя «Волхов» (старое его написание «Волховъ»), была дано либо в честь новгородской реки, либо в честь библейских волхвов.

В 1915 году «Волхов» был построен на Путиловской верфи и вошёл в состав Российского императорского флота. Есть мнение, про использование при постройке корабля особой ковкой корабельной стали, прозванной «путиловской». Её метод изготовления являлся засекреченным и позднее был утрачен. Существует ещё авторитетное мнение специалистов Российского государственного архива военно-морского флота (РГА ВМФ). Они предложили свою версию, заявив, что применялась стандартная на тот момент сименс-мартеновская сталь, которую сейчас называют просто мартеновской (эта литая сталь была изобретена Сименсом и Мартеном в 1864 году). А эксперты Роскосмоса провели серию исследований, установив, что скорее всего, высокие антикоррозионные свойства стали «Коммуны» получены благодаря её воронению в ходе строительства судна.

Начал «Волхов» свой боевой путь в Ревеле, став плавучей базой для подводных лодок, перевозя до 10 запасных торпед, 50 тонн топлива, и предоставляя каюты для проживания до 60 подводников.

Первое применение судна состоялось в июне 1917 года, когда была поднята подводная лодка АГ-15 (проект «Американский Голланд») у Аландских островов. Данный эпизод позднее был описан в повести «Подводники», которую написал Алексей Силыч Новиков-Прибой, где «Волхов» фигурирует под именем «Мудрец». Далее была богатая событиями образцовая служба, которую не будем пересказывать.

Рассмотрим воронение стали
Воронение стали (оксидирование, чернение, синение) представляет собой процесс получения на поверхности углеродистой или низколегированной стали или чугуна очень тонкого (1-10 мкм) слоя окислов железа. При этом цвет слоя зависит от его толщины. Возможные цвета: жёлтый, бурый, вишнёвый, фиолетовый, синий, серый.

На сегодняшний день есть 3 вида воронения:

Щелочное, происходящее в щелочных растворах с окислителями при температурах примерно 135 - 150 °C.
Кислотное, происходящее в кислых растворах химическим или электрохимическим способом.
Термическое, происходящее при воздействии высоких температур:
в парах аммиачно-спиртовой смеси при 520 - 880 °C,
в расплавленных солях при 400 - 600 °C,
в воздушной атмосфере при 310 - 450 °C с предварительным покрытием поверхности обрабатываемой детали слоем асфальтового или масляного лака.
Воронение имеет мелкокристаллическую, микропористую структура покрытия. Деталям можно придать блеск и улучшить защитные свойства оксидной плёнки, пропитав её минеральным или растительным маслом.

В наши дни воронение используется в качестве декоративной отделки, а ранее применялось для уменьшения коррозии металла.

Секрет Путиловской верфи
Верфь начинает свою богатую историю от судостроительного отдела Путиловского завода, который был основан в 1890 году, а в 1908 году отделился в самостоятельное предприятие. Сошедшие со стапелей верфи суда становятся легендами флота, поставившими несколько рекордов, среди которых старейший в мире боевой корабль, мировой рекорд скорости, первые пуски крылатых ракет. Сама же верфь была основана в 1912 г. по решению правления акционерного "Общества Путиловских заводов" в Санкт-Петербурге. Сейчас это ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь".

По замыслу своих основателей, верфь должна была в будущем стать главной судостроительной компанией Петербурга. Предприятие имело большую территорию и выгодное географическое положение возле Морского канала и порта (окраина Петербурга). Планировалось внедрить наиболее передовые технические достижения того времени. Основным сооружением верфи был эллинг (от нидерландского helling, означавшего сооружение для постройки или ремонта в судостроении), длиной 250 метров, который примыкал к корпусообрабатывающему цеху. Ширина эллинга составляла 80 метров, а высота до 40 метров, что позволяло строить суда любого водоизмещения (на то время). Для постройки миноносцев были возведены деревянные стапеля с железнодорожными кранами. Судоремонтом должны были заниматься пара плавучих доков. Кроме корпусного производства, у верфи предусматривалась и продвинутая машиностроительная часть, где могли собирать различные механизмы (например, паровые котлы и турбины). Причальная линия, оборудованная современными кранами, превышала по длине 1,5 км. Запланирован был и внутренний бассейн для достройки судов, его длина составляла 600 метров, ширина 200 метров, глубина варьировалась от 7,2 до 8,4 метра.

Примечательно, что было продумано до мелочей даже расположение мастерских (цехов). Они полностью предусматривали весь производственный процесс, позволяя избегать обратного и перекрёстного движения материалов и изделий, перемещающихся между цехами и стапелью. Число запланированных станков и машин составляло 446 единиц, в основном производства Германии.

Стапель или эллинг, представляло собой сооружение для постройки или ремонта корабля, а затем его спуска на воду. Строительство судна на стапеле начинается с его сборки из готовых блоков и секций, произведённых в цехах верфи.

По проекту, Путиловский завод поставлял для верфи литьё, прокат, вооружение, обрабатывал изделия машиностроительной части, снабжал электроэнергией. Путиловский завод и верфь были тесно взаимосвязаны.

Стройка проходила невиданными ранее темпами, например, все здания и сооружения строились одновременно. С 1912 по 1913 года были возведены Большая и Малая судостроительные мастерские (общая их площадь составляла 22 000 м2), турбинная мастерская, имевшая испытательную станцию для котлов и турбин, сборочно-установочная, медницкая, ремонтные мастерские, строительный и железнодорожный цеха. Эллинг по проекту позволял строить корабли водоизмещением до 50 тысяч тонн. Администрация и технические службы располагались в трёхэтажном здании площадью 6200 м2, в нём до сих пор находится заводоуправление. Предусматривались даже пара пассажирских лифтов.

Завершению грандиозной стройки помешала начавшаяся Первая мировая война. Например, эллинг имел только 150 метров в дину (вместо 250), что на десятилетия ограничило габариты строящихся на заводе кораблей. Также не успели построить плавучие доки, универсальную котельную мастерскую, деревообделочную мастерскую. В итоге Путиловская верфь была ограничена в своих возможностях, и не могла строить суда большого водоизмещения. Но, несмотря на это, она стала самым передовым и технически оснащённым судостроительным предприятием Петербурга.

Сегодня в повседневной речи слова «судно» и «корабль» являются синонимами, но по морской терминологии кораблями называют исключительно военные плавсредства, а гражданские называют судами. Поэтому по морской терминологии правильно говорить «гражданское судно» и «военный корабль».

(c) overclockers.ru
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8610
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Корабли, оставившие след в истории ВМФ

Сообщение Schultz »

Корабли царской России опередившие свое время, «Новик» и его героическая судьба (ч.2)

Корабли царской Российской империи были передовыми для своего времени, например, эсминец «Новик» установил мировой рекорд скорости, для боевых кораблей своего времени. Мы не должны забывать свою историю, несмотря на усилия западных историков.

История создания эсминца «Новик»
Заложен легендарный эсминец «Новик» был 19 июля 1910 года. Это произошло на стапеле судостроительной мастерской Путиловского завода. Спустили на воду его 21 июня 1911 года, уже на новой Путиловской верфи, которая на тот момент активно строилась возле Путиловского завода. Конструкция корпуса эсминца была нестандартной для своего времени, в ней впервые в мире применили продольную систему набора, разработанную великим отечественным кораблестроителем Иваном Григорьевичем Бубновым.
Изображение
Официальной датой постройки эсминца считается 1913 год. Он был первым в российском флоте эскадренным миноносцем с паровыми турбинами и нефтяным отоплением котлов. Примечательно, что даже имя своё он получил вовсе не случайно. Так в 15-17 веках новиками было принято называть дворян и бояр, достигших возраста 15 лет, и записавшихся на военную службу. А уже позднее, данное слово употреблялось в более широком смысле, обозначая что-то совершенно новое, чего не было ранее.
Изображение
Первые успехи были 27 августа 1913 года во время испытания механизмов на полную мощность. «Новик» за 6 часов плавания развил небывалую для своего времени среднюю скорость, целых 36,8 узлов, при максимальной скорости в 37,1 узла. А 31 октября 1913 года на повторных испытаниях эскадренный миноносец показал новый мировой рекорд скорости - 37,7 узла. Эсминец приступил к военной службе, спустя всего несколько дней, уже 4 сентября 1913 года. Он стал первым российским эсминцем с паротурбинными двигателями и котлами высокого давления, которые отапливались исключительно жидким топливом. Именно проект «Новика» в январе 1909 года выиграл конкурс "Особого комитета по усилению флота".

Само название кораблю дал командующий Балтийским флотом вице-адмирал Николай Эссен. В 1902-1904 годах Эссен командовал крейсером 2-го ранга «Новик» в русско-японской войне. Император Николай II утвердил название.

Два предка одноимённых «Новика», от которых он получил своё имя
Историческая справка. Русский бронепалубный крейсер II ранга «Новик» был первым в мире «25-узловым» многоцелевым крейсером. Он совмещал задачи ближнего эскадренного разведчика, лидера миноносцев, контр-миноносца, миноносного крейсера-охотника. «Новик» мог самостоятельно находить цель и атаковать её, мог устанавливать минные заграждения в открытом море, был предшественником подкласса «крейсер-скаут». Успел отличиться в Русско-японской войне 1904-1905 годов.

Интересно, что своё имя он получил в память о корвете «Новик». («Новик», точнее «Новикъ» являлся 11-пушечным парусно-винтовым корветом Российского Императорского флота типа «Боярин».)

В 1904 году после битвы у Корсакова бронепалубный крейсер был затоплен экипажем. В 1906 году был поднят и восстановлен, затем служил в составе японского флота, именуясь «Судзуя» (по имени одной из двух крупных рек на южном Сахалине), был разобран на металл в 1913 году.

Передовые технологии своего времени
Конструкторы эсминца «Новик» уделили максимальное внимание обеспечению живучести корабля. Он был вооружён 4 двойными торпедными аппаратами диаметром 457 миллиметров. Его артиллерийское вооружение составляли 4 пушки со снарядами калибра 102 миллиметра и пулеметы «Максим». Строительство судна проходило быстро, уже к концу 1910 года было завершено формирование корпуса, сделаны котлы и турбины. А 21 июня 1911 года эсминец спустили на воду. Высокую скорость давали паровые турбины фирмы "Вулкан" (Штеттин, Германия).

Эсминец «Новик» быстро становится символом технологического лидерства российского флота. Впервые в истории, у русского флота появился корабль, по своим боевым возможностям значительно превосходящий не только своих непосредственных предшественников, но и корабли данного класса иностранных флотов.

На момент вступления Российской империи в Первую мировую войну, «Новик» стал единственным современным эсминцем в Балтийском флоте. Он числился в бригаде крейсеров и многократно выходил в море на разведку и поиск судов противника, активно устанавливал минные заграждения. В 1926 году был переименован в «Яков Свердлов», став флагманом бригады эсминцев Балтийского флота.

Замечу, что любовь всё переименовывать перешла России по наследству от СССР. Современным историкам теперь приходится учитывать несколько названий одних и тех же кораблей, городов и прочих исторических объектов. Это один из примеров незаметного переписывания истории.

Последней операцией «Новика» в Первой мировой войне стало Моонзундское сражение (Операция «Альбион» 1917 года). Корабль получил повреждения, встал на ремонт и в гражданской войне уже не принимал участия. Позднее его модернизировали, поменяв навигационное оборудование и радиосвязь, двухтрубные торпедные аппараты были заменены на трехтрубные.

Погиб эсминец 28 августа 1941 года, уже в начале Великой Отечественной войны. Он был направлен в Таллин для эвакуации защитников города. В него попала торпеда (по другой версии подорвался на мине при прорыве советских кораблей из окруженного Таллина), разломившая эсминец пополам. «Яков Свердлов» затонул возле острова Мохни в Финском заливе Балтийского моря.

Выводы и наши дни
Интересно, почему в 1912 году создаётся новая верфь, а уже в следующем году на ней строят 2 лучших корабля российского флота. Я подозреваю, что если бы "Новик" не был затоплен в 1941 году, то он бы тоже до сих пор был бы на плаву…

На сегодняшний день есть ещё несколько кораблей-долгожителей, например, фрегат USS Constitution, построенный ещё в 1797 году. Он и сейчас находится на плаву и даже числится в составе ВМС США, но его последний бой был в 1814 году.

Ещё сохранился парагвайский артиллерийский катер Р 01 Capitán Cabral, построенный ещё в 1908 году, на сегодня используемый в роли стационера на реке Парана. Стационером называется сторожевое судно, стоящее на якоре в порте, для охраны или наблюдения за порядком.

(c) overclockers.ru
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Ответить

Вернуться в «История корабля»