Флот Украины

Новости и информация о военно-морском флоте
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8610
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Флот Украины

Сообщение Schultz »

Скорбная весь, конечно. Моряки нашли свою смерть на суше. Причем скромно, видимо, жили. Это у нас генералитет и полиция на "Фордах" разъезжает, а тут люди на "семерке" ехали. Мои соболезнования.
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8610
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Флот Украины

Сообщение Schultz »

Украинский флот может сократиться до 5 кораблей, – командующий ВМС Украины
02.12.2012 14:39
Изображение
Украинский флот может сократиться до 5 кораблей, – командующий ВМС Украины 43739 52653После длительного перерыва ВМС Украины вновь вернется к процессу списания кораблей и судов. Если ничего не изменится, то через 5-6 лет в украинском флоте будет не более 5 кораблей. Об этом в ходе научно-практической конференции заявил командующий ВМС Украины Юрий Ильин, передает телеканал «Бриз».

«Ни для кого из присутствующих не тайна, что состояние вооружения, военной техники и средств поражения ВМС Украины достигло своего критического уровня. Фактически на протяжении 20 лет использовался тот потенциал, который достался Украине после раздела Черноморского флота, - сказал Ильин.

По его словам, средства на военно-морское вооружение практически не выделялись, а то, что выделялось, не обеспечивало даже плановых обновлений технической готовности.

“После длительного перерыва мы должны вернуться к болезненному для каждого военного моряка процесса исключения из состава военно-морских сил боевых кораблей и судов обеспечения. Наш опыт и расчеты показывают, что такая тенденция сохранится и в ближайшей перспективе», - заключил командующий.

Командование флота намерено внести свои предложения по количеству и качеству ВМС Украины на «круглом столе», который состоится в Национальном университете обороны в Киеве.

© Центр журналистских расследований
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
4-16-11
Сообщения: 459
Зарегистрирован: 16 окт 2012, 16:55
Воинское звание: сотник

Re: Флот Украины

Сообщение 4-16-11 »

В структуре Вооруженных сил Украины появилось новое подразделение - дивизион речных кораблей.
Как сообщается, местом дислокации дивизиона, управление которого сформировано в Одессе, станет Практическая гавань Западной военно-морской базы ВМС Украины.
Как рассказал временно исполняющий обязанности командира Западной военно-морской базы капитан 2-го ранга Игорь Зайцев, новый дивизион предназначен для несения службы на пограничных реках, озерах, лиманах, а также внешних рейдах и прибрежных акваториях.
"Планируется, что в 2013 году в его состав введут первые два бронированные артиллерийские катера проекта Гюрза-М, заложенные в октябре на заводе Ленинская кузница в Киеве. А в 2014 году будет полностью завершено формирование дивизиона, укомплектованного новыми катерами этого типа", - заявили в Минобороны.
Изображение
В силовом ведомстве подчеркнули, что в украинских ВМС дивизион станет уникальной частью, ведь раньше речных сил в составе украинской армии не было. Сегодня продолжается формирование личного состава управления дивизиона, изучается тактика действий речных катеров, особенности взаимодействия с другими частями войск.
Командиром части назначен капитан 3-го ранга Роман Кодымский. "Этот офицер хорошо знает акваторию, местность, особенности применения кораблей данного класса", - отметил капитан 2-го ранга Игорь Зайцев.
В Минобороны отметили, что отбор военнослужащих для службы в новом дивизионе происходит на конкурсной основе. Кандидаты должны иметь отличные знания и навыки, необходимые для исполнения должностных обязанностей, с тактической, тактико-специальной, технической и физической подготовки, иностранного языка, навигации.
"Еще до Нового года мы временно передали в состав дивизиона три однотипных артиллерийских катера с экипажами дивизиона кораблей охраны и обеспечения. Они будут привлекаться для выполнения различных задач, в частности, по совершенствованию тактики действий дивизиона", - заявил Зайцев.
Напомним, что бюджет на 2013 год предусматривает финансирование Минобороны на уровне 15,3 млрд грн, что почти на 2 миллиона меньше по сравнению с текущим годом.

Корреспондент.net
"Это не просто крейсер.Это корабль в "пенсне"..."
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8610
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Флот Украины

Сообщение Schultz »

Подводная лодка "Запорожье" отметила годовщину вступления в боевой состав флота

21 января в Севастополе состоялись торжественные мероприятия по случаю принятия большой подводной лодки "Запорожье" в боевой состав флота.

Поздравить моряков-подводников со знаменательным событием прибыли начальник Центра морских операций ВМС капитан 1 ранга Андрей Тарасов, ветераны-подводники, члены семей моряков и шефы - представители Вольнянской районной госадминистрации Запорожской области.

Торжественные мероприятия начались с построения личного состава и подъема на "Запорожье" Военно-морского флага и флагов расцвечивания.

Командир большой подводной лодки "Запорожье" капитан 2 ранга Роберт Шагеев отметил, что прошлый год для экипажа одновременно был очень тяжелым и ответственным, но удачным по количеству выполненных заданий.

- В прошлом году подлодка "Запорожье" участвовала в совместных российско-украинских учениях "Фарватер мира", в рамках ходовых испытаний выходила в море и провела погружение на перископной глубине, а также принимала участие в совместном праздновании Дня флота Украины и Дня ВМФ РФ в Севастополе, - отметил командир субмарины.

Справка Минобороны. 42 года назад, 20 января 1971 года, построенная на Новоадмиралтейском заводе (г. Ленинград), подводная лодка проекта Б-641 была включена в состав Военно-Морского Флота СССР.

Свой боевой путь она начала на Северном флоте СССР в феврале 1971 года. Подводная лодка неоднократно несла боевую службу в Атлантическом океане, Средиземном и Баренцевом морях, принимала участие в широкомасштабных учениях ВМФ СССР, посещала с дружественными визитами Кубу, Марокко, Сирию.

В 1997 году, после раздела Черноморского флота, она была передана ВМС ВС Украины и названа "Запорожье". 1 августа 1997, когда в Севастополе впервые праздновали День национальных ВМС, на Графской пристани командир первой субмарины капитан 3 ранга Иван Джемели из рук Министра обороны торжественно получил Военно-морской флаг, освященный во Владимирском соборе в Киеве.


Репортер
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8610
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Флот Украины

Сообщение Schultz »

15 лет назад, 8 сентября 1997 года, из состава ВМС Украины был выведен противолодочный корвет "Херсон" (бывший МПК-43 - "Одесский комсомолец") проекта 1124 2-й серии.
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8610
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Флот Украины

Сообщение Schultz »

12 сентября группа вспомогательных судов Военно-морских сил Украины приступила к буксировке исключенных из состава ВМС боевых кораблей.

Ранним утром рейдовые буксиры "Дубно" и "Красноперекопск" вывели на внешний рейд Севастополя ракетный катер "Кременчуг" проекта 12411Т, где его ждал уже морской буксир "Корец". Приняв буксировочный конец, МБ "Корец" взял курс на Донузлав.
До раздела Краснознаменного Черноморского флота ракетный катер "Кременчуг" носил тактический номер Р-63, был переименован в "Куйбышевский комсомолец". 12 августа 1997 года катер был передан при разделе флота Военно-морским силам Украины. За 16 лет нахождения в составе ВМСУ катер так и не вышел в море, а лишь простаивал у причала, постепенно разбираясь на ЗИП для однотипного ракетного катера "Приднепровье".
Вторым из бухты был выведен средний разведывательный корабль "Симферополь" проекта 861М, который ранее в качестве учебного корабля был передан Академии ВМСУ имени П.С. Нахимова. На внешнем рейде его уже ждал спасательный буксир "Кременец". Как сообщалось, в 2012 году на восстановление корабля требовалось около 8 млн. гривен, но этих средств выделено не было, в итоге корабль фактически так и не выполнял задач по предназначению. В ноябре 2012 года стало известно, что Кабмин Украины подписал постановление об исключении из состава ВМС Украины 6 надводных боевых кораблей и судов обеспечения. В их числе и были РКА "Кременчуг" и УК (РЗК) "Симферополь".
Отправившись в последний путь под буксирами, корабли через стуки прибудут в базу ВМСУ в поселке Новоозерное.

Новый Севастополь

Информация об УК "Симферополь"

Учебный корабль "Симферополь"
ВМС Украины

Тактико-технические характеристики корабля

Водоизмещение: 1560 т.
Размеры: длина - 73,3 м, ширина - 11,2 м, осадка - 3,9 м.
Скорость полного хода: 17 узлов.
Дальность плавания: 9700 миль при 11 узлах.
Силовая установка: 2 дизеля 6TD48 "Zgoda-Sulzer", 3300 л.с., 2 вала.
Экипаж: 85 чел.

История корабля

Средний разведывательный корабль "Юпитер" был построен в Польше, Гданьск, на судоверфи "Сточни Полночни" для ВМФ СССР (заводской №861/30). Спущен на воду 31.01.1973 г., вступил в строй 28.06.1973 г.

В 1976 году судно было модернизировано в средний разведывательный корабль по проекту 861М.

Входил в состав 112-ой бригады разведывательных кораблей Черноморского флота, неоднократно участвовал в несении боевых служб в Средиземном море, Центральной и Северной Атлантике.

В ходе раздела Черноморского флота средний разведывательный корабль "Юпитер" отошел украинской стороне.

10.01.1996 г. "Юпитер" был включен в состав Военно-Морских Сил Украины, получил новое название "Симферополь" в честь одноименного крымского города, с присвоением бортового номера "U511".

Был переклассифицирован в корабль управления, вошёл в состав 2 бригады десантных кораблей Южной военно-морской базы ВМС с базированием на пос.Новоозёрное (оз.Донузлав). Неоднократно участвовал в учениях и сбор-походах кораблей ВМСУ.

В декабре 1999 года корабль был передан в состав 1 бригады надводных кораблей с базированием в Севастополе. В 2002 года корабль был поставлен в дологвременный ремонт на судоремонтный завод "Металлист" (Балаклава), который так и не был закончен из за отсутствия финансирования. В июле 2006 года "Симферополь" был передан СВМИ им. П. С. Нахимова и переклассифицирован в учебный корабль.

В ноябре 2011 года учебный корабль получил новый бортовой номер - "U543".

Распоряжением Кабинета Министров Украины № 878-г от 07.11.2012 г. в связи с истечением установленных сроков службы, потерей тактико-технических характеристик и нецелесообразностью восстановления корабль был исключен из состава Военно-Морских Сил Вооруженных Сил Украины.

Торжественный спуск флага на корабле состоялся 05.01.2013 г.
Симферополь.jpeg
Сайт ВМС Украины

Ракетный катер "Р-63" проекта 12411Т был заложен в пос.Понтонный на Средне-Невском ССЗ 19.11.1981, заводской №202. Спущен на воду 23.12.1983 г., вступил в строй 10.06.1985 г.

До 15.02.1992 г. носил имя "Куйбышевский комсомолец". Входил в состав 349-го дивизиона ракетных катеров 41-й бригады ракетных катеров.

В ходе раздела Черноморского флота 12.08.1997 г. был передан украинской стороне, где получил новое название "Кременчуг" (бортовой U156).
krenenchug_01.jpg
Кстати, "Симферополь" долгое время стоял в Балаклаве рядом с кораблями отряда Морской охраны. Хорошо помню этот корабль. Жаль, что так рано завершилась службы этих кораблей.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8610
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Флот Украины

Сообщение Schultz »

Несколько фото с ПЛ "Запорожье. Сделаны 19 ноября 2013 года во время посещения ПЛ настоятелемь храма святого праведного воина Феодора Ушакова иереем Игорем Тышкевичем и настоятелем храма-часовни святителя Феодосия Черниговского иереемй Алексием Латушко.

С сайта Севастопольского благочиния
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8610
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Флот Украины

Сообщение Schultz »

Еще поплаваем? Три сценария развития военно-морского флота Украины

Эксперты разобрались, что лучше для страны – отремонтировать старые корабли или купить новые.

После мартовских событий в Крыму и захвата украинских кораблей Россией, Украина фактически осталась без боеспособного флота. Потеряны не только судна и боеприпасы, среди которых противокорабельные ракеты. Страна осталась без полноценных военно-морских баз.

Что делать в такой откровенно непростой ситуации, "КП в Украине" спросила у экспертов. Они предложили три пути развития военно-морских сил.

ВАРИАНТ РЕАЛИСТИЧНЫЙ: УБЕРЕЧЬ ТО, ЧТО ОСТАЛОСЬ

Денег на новые корабли, когда курс доллара скачет на костях гривны, нет. И даже если на оборону выделят больше средств, чем в предыдущие годы, вряд ли что-нибудь направят на обновление флота. Строительство фрегата или корвета страна в нынешних условиях не потянет, считает начальник управления морской охраны Госпогранслужбы Николай Жибарев.

- Нужно сохранить хотя бы то, что у нас есть. Причем средств на это нужно меньше, чем на строительство одного фрегата, - отметил он. - Лучше отремонтировать подлежащие списанию корабли, на которых все еще можно выполнять боевые задачи. К тому же, это позволит сохранить ценные кадры.

А возможность создания или закупки новых судов, по его мнению, стоит рассматривать только после окончания боевых действий. И ориентироваться не на численность, а на эффективность, отдавая предпочтение небольшим, но быстрым боевым катерам. Ведь думать военным придется не только об этом. Нужно заново разрабатывать морскую инфраструктуру – создавать систему базирования вне Крымского полуострова. В том числе на Дунае и в Азовском море.

Большинство судов отслужили свои сроки эксплуатации. И если их не отремонтировать или не заменить, то по прогнозу Центра исследований армии, конверсии и разоружения, скоро украинский флот будет насчитывать не больше пяти боеспособных кораблей и катеров.

ЭКОНОМ-ВАРИАНТ: ОБЪЕДИНИТЬ ВМС И МОРСКУЮ ОХРАНУ

О такой перспективе с учетом недостатка средств на полноценное содержание сразу двух структур моряки в последнее время говорят все чаще. Причем Морская охрана Погранслужбы, под началом которой ходят 7 кораблей и 46 катеров, даже обращалась к командованию флота с соответствующим предложением. Но поскольку объединяться предлагали именно под ее флагами, там к такому варианту отнеслись скептично. И дело не только в амбициях, считает капитан первого ранга в отставке Евгений Лупанов.

- У каждой из этих структур свои специфические задания. Военно-морские силы нужны непосредственно для ведения боевых действий. А морская охрана должна обеспечивать безопасность в экономической зоне – следить за выловом рыбы, контрабандой и так далее, - подчеркнул эксперт. – Юридически она лишена функции защиты границ. Не имеет права воевать.

ВАРИАНТ МИЛИТАРИСТСКИЙ: ВСТУПИТЬ В НАТО

Рассчитывать только на свои силы Украине не стоит, продолжил Лупанов. В то же время, поставлять Украине боевые суда в качестве военной помощи ни США, ни страны ЕС согласно международным договоренностям не имеют права. Поэтому единственный выход для поддержания боеспособности флота – это вступление в НАТО, считает эксперт.

- Нужно получить от НАТО технологии строительства и сосредоточиться на создании собственных надводных кораблей, - заявил Лупанов. – Все возможности для этого у страны на самом деле есть. Только в Николаеве находятся четыре больших завода, которым по силам справиться с восстановлением флота.

Старые корабли, по его мнению, большой ценности ни для Украины, ни для России не представляют. Поэтому лучше сразу задумываться о полном обновлении. Деньги на это, как и несколько "поношенных" кораблей, найдутся. Но только после проведения люстрации в органах власти и преодоления коррупции в рядах оборонных ведомств.
В НАТО Украину пока не ждут.

КОРВЕТ "ВЛАДИМИР ВЕЛИКИЙ" ЕЩЕ ПОВОЮЕТ

Эксперты считают, что новый виток АТО припадет на весну 2015 года. Борьба развернется за морские города. Поэтому развивать флот необходимо, как и сухопутные войска.

- Главное – удержать Мариуполь. Мы должны выстоять, ведь если отдадим город, агрессор сможет пойти дальше по побережью, отрезая Украину от моря, в том числе в Одессе, - считает генерал-майор, президент Атлантического совета Украины Вадим Гречанинов. – А без моря страна вряд ли сможет быть на плаву.

Но как выстоять, когда от флота осталась одна вывеска? Эксперты молчат. Считают, что главное не падать духом. Ведь даже сейчас жизнь в ВМФ есть - в Николаеве продолжают строить корвет "Владимир Великий", который обещают спустить на воду в 2017 году. Стоимость строительства, по данным экс-министра обороны Игоря Тенюха, почти 300 миллионов гривен в год.

- Процесс идет. Мы работаем, как и работали. Не останавливались, - рассказал "КП в Украине" генеральный директор Исследовательско-проектного центра кораблестроения Александр Желоб.

Подробностей процесса конструкторы не раскрывают, ссылаясь на приказ "Укроборонпрома" о неразглашении, но по данным наших источников речь идет даже не о корвете, а о фрегате, причем универсальном. Он сможет заниматься и противовоздушной обороной, и бороться с подлодками, и выполнять множество других задач. Но один такой корабль, каким бы многоцелевым он ни был – это еще не флот.

ПРОЩАЙ, "ЗАПОРОЖЬЕ"

Будущему украинскому флоту, каким бы он ни стал, скорее всего, придется обойтись без подлодок. Хотя подводные силы страны и раньше существовали скорее в виде идеи. Единственная субмарина страны "Запорожье" простояла в ремонте почти двадцать пять лет, и сегодня снова стала непригодной для выполнения боевых задач. Впрочем, возвращать ее Россия все равно пока не собирается. А если бы и вернула, подлодку было бы некуда ставить, поскольку "причаливать" она могла только в Крыму. Поэтому прежде чем задумываться о покупке иностранной или строительстве родной подлодки, командованию флота в Одессе сперва придется решить вопрос ее базирования.
"Запорожье", скорее всего, так и останется единственной подлодкой в истории украинского флота.

МОРЕ ОРУЖИЯ

Кроме Украины выход к Черному морю имеют пять стран, у четырех из которых есть флот.


Россия: самый большой флот из всех черноморских государств.

На начало сентября насчитывал больше двух с половиной тысяч кораблей, из них 45 боевых. Жемчужина российского флота – ракетный крейсер "Москва", оснащенный 16 пусковыми установками противокорабельных ракет, способными поражать цели на расстоянии до 550 километров.

К тому же Россия решает вопрос о получении двух "Мистралей" из Франции. Это мощные десантные корабли с вертолетной площадкой. Такие есть во флоте Франции. Россия их купила в 2001 году, строительство закончилось в разгар войны в Украине, поэтому Франция не знает, как ей поступить – отдавать России или нет.

Черноморский флот - всего лишь один из четырех, находящихся в распоряжении ВМС России.

Турция: флот насчитывает больше двух сотен суден. В том числе 16 фрегатов, 8 корветов, 14 подводных лодок и множество других боевых кораблей. Кроме того, поддержку с воздуха обеспечивают 75 вертолетов морской авиации.

Румыния: флот включает около 45 суден, но постоянно используются далеко не все из них. Тем не менее, страна может похвастать флотилией фрегатов (8 кораблей), 6 корветами, 5 минными кораблями и 17 кораблями поддержки. Единственную румынскую подлодку "Делфинул" оправили в резерв в далеком 1996 году.


Болгария: флот насчитывает чуть больше трех десятков кораблей. Впрочем, и в нем тоже нашлось место для четырех фрегатов, двух корветов и даже ракетного корабля "Молния". Последнюю болгарскую субмарину "Слава" вывели из состава флота в 2011 году.

Грузия: после вооруженного конфликта в Южной Осетии от собственных ВМС отказалась. Хотя в результате морского боя с Черноморским флотом России от них и так почти ничего не осталось: в августе 2008 года силы РФ уничтожили 11 грузинских кораблей и захватили в порту еще 15 катеров. Оставшиеся 7 суден передали Береговой охране МВД Грузии, которая сегодня насчитывает 42 единицы. Примечательно, что у откушенной от Грузии Абхазии есть свой флот, хоть и состоит преимущественно из боевых катеров. По неофициальным данным, их у частично признанной республики около трех десятков.

Украина: согласно неофициальной информации, после событий в Крыму во флоте остались 45 суден. Правда, из них только восемь боевых. Это флагманский фрегат "Гетьман Сагайдачный", корвет "Винница", десантный корабль "Кировоград", минный тральщик "Геническ" и четыре катера – один ракетный и три артиллерийских. 17 суден в марте остались у полуострова под флагами России. Среди них восемь боевых, в том числе четыре корвета и подлодка.

СПОРНОЕ МНЕНИЕ

Есть мнение, что в критической ситуации Украине помогут страны НАТО, например, Турция, Болгария и Румыния, которые имеют выход к Черному морю. Но перспективу этого можно переопределить: где было НАТО, когда война началась на материке или в Крыму?

(с) Комсомольская правда в Украине
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Аватара пользователя
drakon
Почетный форумчанин
Сообщения: 2233
Зарегистрирован: 20 янв 2006, 15:02
Реальное имя: Александр Тимофеевич
Воинское звание: Капитан 2-го ранга
Откуда: СССР
Контактная информация:

Re: Флот Украины

Сообщение drakon »

Shultz писал(а):... Единственная субмарина страны "Запорожье" ........
Оказывается, что не единственная, нашлась ещё одна:

Изображение
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8610
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Флот Украины

Сообщение Schultz »

Александр Тимофеевич, спасибо за информацию. Честно говоря, читаю об этой ПЛ впервые. Не знал, что у Украины была еще одна лодка, кроме "Запорожья".
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Аватара пользователя
drakon
Почетный форумчанин
Сообщения: 2233
Зарегистрирован: 20 янв 2006, 15:02
Реальное имя: Александр Тимофеевич
Воинское звание: Капитан 2-го ранга
Откуда: СССР
Контактная информация:

Re: Флот Украины

Сообщение drakon »

Shultz писал(а):Александр Тимофеевич, спасибо за информацию. Честно говоря, читаю об этой ПЛ впервые. ....
Я сам не ожидал её тут увидеть, да ещё в таком плачевном состоянии!
Я её помню (по характерному "горбатому" корпусу) ещё по Владивостоку. В начале 70-х годов прошлого века она там базировалась:

Изображение
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8610
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Флот Украины

Сообщение Schultz »

Превосходство боевого катера РФ над «утюгом» Порошенко признали даже на Украине

Бронекатера ВМСУ в море серьезно уступают по своим характеристикам российским патрульным катерам типа «Соболь». Такое заявление украинского военного эксперта Тараса Чмута вызвало взрыв негодования среди общественности «незалежности».

Насколько соответствует истине вывод Чмута? В этом разобрался корреспондент Федерального агентства новостей.

«Печаль, боль, разочарование»
Под самый занавес осени 2019 года в украинском сегменте Twitter зародилась фронда. Руководитель проекта «Український мілітарний портал», военный эксперт Тарас Чмут разместил в своем паблике фотографию двух военных единиц — малого бронированного артиллерийского катера (МБАК) проекта 58155 «Гюрза-М» военно-морских сил Украины и патрульного катера проекта 12200 «Соболь» Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ.

Первого, задержанного российскими силовиками год назад во время памятного инцидента в Керченском проливе, буксиром тащили «за ноздрю» в международные воды, чтобы передать украинским морякам. Второй деловито конвоировал первого, бдительно присматривая за вымпелом ВМСУ и окружающим пространством.

Несмотря на довольно близкие размерения, внешний вид «Гюрзы-М» и «Соболя» разительно отличался. Украинский катер — приземистый, низкобортный, явно норовящий зарыться носом в волну. Российский — с куда большей, чем у «украинца», высотой надводного борта и изящным силуэтом, в котором буквально читалось слово «скорость».

Утюг и перехватчик.

Естественно, патриоты «незалежной» не смогли пройти мимо подобного святотатства и попрания «гидности». Чмуту тут же напихали полный туесок свидомых комментариев. Мол, «Соболь» — не бронированный, а наш-то, наш-то — ого-го! А еще на «Гюрзе-М» — два модуля вооружения, так что он в дуэльной ситуации зараз порвет «Соболя», как Тузик тряпку.

Пан Чмут, однако, не стушевался и ответил, что в ситуации один на один российский «патрульник» и украинский МБАК никогда не окажутся — хотя бы по той причине, что «Гюрза-М» при полной загрузке едва выдает 25 узлов, а «Соболь» в той же ситуации развивает все 50.

«Наши МБАКи на радарах минимальны по пятну!» — боднули патриоты военного эксперта намеком на прикрученные, согласно информации разработчиков, к бронекатерам стелс-свойства.

Но тот вновь не смутился.

«Не уверен, что МБАКи значительно незаметнее «Соболя», — флегматично парировал Чмут.

Тогда руководителю проекта «Український мілітарний портал» напомнили, что у Украины имеются два новейших десантно-штурмовых катера проекта 58503 «Кентавр-ЛК». Уж они-то — ух!..

Нет, не «ух», дал понять Чмут. И добавил:

«Был на них. Печаль, боль, разочарование».

Поняв, что «Кентавры» — тема еще более токсичная, чем «Гюрзы», патриоты решили вернуться к МБАКам. Один из оппонентов Чмута тут же «зашел с козырей». Он объявил, что в 2018-м в Керченском проливе «москали» без применения артиллерии и авиации ничего не смогли сделать охаиваемым Чмутом бронекатерам ВМСУ.

В ответ военный эксперт не отказал себе в удовольствии припечатать «знатока».

«Да, [русские тогда] спокойно дали одну очередь, и все закончилось», — язвительно написал пан Чмут, намекнув на украинский МБАК, угодивший под огонь российского пограничного сторожевого корабля «Изумруд».

Аргументация руководителя проекта «Український мілітарний портал» его украинских оппонентов не убедила. Страсти вокруг того, какие катера лучше: «Гюрзы-М» или «Соболи», — в паблике военного эксперта продолжали кипеть.

Тут на дискуссию Чмута и Ко набрела российская пресса, принявшаяся с удовольствием тиражировать тезис о превосходстве отечественного катера над украинским. Удивительно, что при этом практически никто не постарался по-настоящему разобраться в том, чем же так плоха «Гюрза-М» и чем, соответственно, хорош «Соболь», что он кроет украинскую «бронезмею».

ФАН исправляет данное упущение.

Причудливая история «Гюрзы»
О причудливой истории появления украинских малых бронированных артиллерийских катеров проекта 58155 «Гюрза-М» ФАН уже писал. Поэтому просто напомним, что исходно проект «Гюрзы» создавался Николаевским госпредприятием «Исследовательско-проектный центр кораблестроения» на американские деньги для… Термезской речной флотилии пограничных войск Узбекистана.

Для противодействия перевозке наркотиков, контрабанде и незаконной миграции на Амударье узбекам не нужны были дредноуты. Ташкент вполне удовлетворился бы чем-то вроде новой реинкарнации созданных еще в 1960-е советских арткатеров проекта 1204 «Шмель». Только поменьше, подешевле, с противопульным бронированием и вооружением в башнях от БМП и БТР.

Иными словами, узбекам было нужно нечто вроде загнанного в реку бронетранспортера — с посредственной мореходностью и умеренными скоростными характеристиками, зато имеющего возможность без проблем оперировать на мелководье.

Именно такое 38-тонное плавсредство в Николаеве для Термезской речной флотилии и смастрячили, обозвав получившееся «чудо» МБАКом проекта 58150 «Гюрза». Два таких бронекатера по заказу Узбекистана были построены в 2004 году на киевском ЧАО «Завод «Ленинская кузница».

Через шесть лет украинские пограничники обнаружили, что имеющиеся у них на Дунае «Шмели» советской постройки находятся в крайне изношенном состоянии, поэтому неплохо бы пополнить состав Измаильского отряда морской охраны чем-нибудь поновее. Основатель украинской кондитерской корпорации «Рошен», а также владелец с 2007 года «Ленинской кузни» Петр Порошенко мгновенно понял, что дело пахнет хорошими деньгами.

На «Кузне» хранилась вся документация по «Гюрзе», а само предприятие уже имело опыт постройки МБАКов. Поэтому неудивительно, что Порошенко предложил украинским пограничникам построить для них бронекатера проекта 58150.

«Прикордонники», в общем, были не против. Но хотели чего-нибудь покрупнее, чем «Гюрза», а главное — сильнее вооруженного. У румынских соседей на Дунае водились настоящие мониторы со 100-мм орудиями. На фоне таких речных «линкоров» проект 58150 с башней от БМП-2, из которой торчала 30-мм пушка, смотрелся достаточно бледно.

На «Кузне» особенно заморачиваться не стали. Удлинили корпус «Гюрзы», а на носу и корме бронекатера поставили «оморяченные» боевые модули от бронетранспортеров БТР-3Е и БТР-4 с 30-мм пушками, 7,62-мм пулеметами, 30-мм гранатометами и ПТРК «Барьер-ВК». Боевые модули получили название БМ-5М.01 «Катран-М», сам же новый вариант МБАКа стал именоваться проектом 58155 «Гюрза-М».

Два таких бронекатера на «Кузне» заложили, но быстро построить их не получилось. В 2011 году Измаильский отряд морской охраны ввиду хронического недофинансирования был расформирован. Одновременно из-за отсутствия денег прекратилась и достройка новых МБАКов.

Это положение изменилось лишь после известных событий 2014 года, когда ВМСУ понадобились новые вымпелы. Любые, да хоть военно-морской плот! В то же время Порошенко стал главой государства, что позволило ему оперативно обеспечить финансирование достройки на своем заводе «Гюрз-М». Правда, уже не для пограничников, а для военных моряков.

Не лучшее приобретение ВМСУ
Откровенно говоря, МБАКи проекта 58155, спроектированные для операций на речных просторах, для действий в морских условиях не годились от слова «совсем». Но, повторимся, ВМСУ после утраты Украиной Крыма находились не в том положении, чтобы привередничать.

Да, «Гюрзы-М» стоили очень дорого, при этом зарывались в волну при малейшем волнении, а их броня держала лишь автоматные пули.

Да, стабилизация и наведение установленных на МБАКах боевых модулей работали некорректно, а установки ПТРК «Барьер-ВК» с паспортной дальностью стрельбы 5 км не работали вообще. Настолько вообще, что эти ПТРК на бронекатера даже не устанавливались.

Да и еще раз да — «Гюрзы-М» оказались далеко не лучшим приобретением ВМСУ. Однако при этом завод Порошенко действительно мог строить эти «утюжки» серийно, а ВМСУ имели возможность пополнять МБАКами свой скудный корабельный состав.

Если бы еще украинским морякам не приходилось на порошенковских бронескорлупках бороздить Черное и Азовское моря, то было бы вообще замечательно. Но им приходилось. Поэтому первоначальный энтузиазм, связанный с постройкой «новейших стелс-бронекатеров», стал на «незалежной» быстро иссякать.

Превосходство боевого катера РФ над «утюгом» Порошенко признали даже на Украине

Экс-узбекский речной «бронетранспортер», загнанный под жовто-блакитным флагом в море, полностью растерял все свои плюсы. Тем не менее, до конца своей каденции Порошенко сумел обеспечить постройку для ВМСУ целых восьми бронекатеров проекта 58155, из которых семь успели спустить на воду, а шесть — ввести в состав военно-морских сил Украины.

Пока Порошенко продолжал оставаться президентом государства, по понятным причинам публично критиковать «Гюрзы-М» на Украине было не принято. Но как только президентские выборы выиграл Владимир Зеленский, украинские спецы тут же «прозрели». Они принялись неустанно открывать всем глаза на проблемы украинских малых бронированных артиллерийских катеров.

Например, в октябре 2019 года заместитель начальника штаба ВМСУ по евроинтеграции капитан первого ранга Андрей Рыженко заявил следующее:

«Реалии показали, что катер «Гюрза-М» не может выполнять задачи в Черном море при волнении 3 балла и более и имеет весьма ограниченные огневые возможности. В результате этого применение МБАКов ограничено Азовским морем и реками. Кроме того, оказалась неудачной концепция бронирования катера — он вышел тяжелым и дорогим. В реалиях морского боя броня его не спасет, что было подтверждено 25 ноября прошлого года в Керченском проливе. Ошибка была в том, что из полицейского речного катера пытались сделать боевой морской».

Как страшно жить!

Морской перехватчик нового поколения
На фоне авантюрной мелодрамы, повествующей о появлении украинской «Гюрзы-М», хроника создания российского патрульного катера проекта 12200 «Соболь» выглядит даже скучно.

Все началось с того, что в начале 2000-х российские морские пограничники выдали санкт-петербургскому Центральному морскому конструкторскому бюро «Алмаз» заказ на создание катера, предназначенного для действий по вызову и несения дежурной службы в территориальных водах, осуществления контроля над соблюдением кораблями и судами установленного режима плавания на внешнем и внутреннем рейдах портов и гаваней, а также в прилегающих к ним прибрежных районах моря.

Первоначально будущий «Соболь» виделся его заказчикам как 40-тонный катер, способный действовать в открытом море при серьезном волнении и имеющий возможность настигнуть любую надводную цель.

Последующие исследования «алмазовцев» показали, что «втиснуть» заданные пограничниками ТТХ в 40 тонн невозможно, и водоизмещение катера выросло до 57,5 тонн. Так появился «патрульник» проекта 12200 «Соболь».

Превосходство боевого катера РФ над «утюгом» Порошенко признали даже на Украине

На нем «алмазовцы» применили сразу два новых технических решения — комплекс автоматически управляемых интерцепторов и движительный комплекс, состоящий из приводов Арнесона с частично погруженными гребными винтами. Эти «фишки», в совокупности с парой дизелей мощностью по 1822 л. с. каждый, обеспечили катеру очень высокие скоростные и мореходные качества, хорошую управляемость и малую осадку.

Способный разогнаться до 50 узлов не только на глубокой воде, но и на мелководье «Соболь» получился отменным морским перехватчиком. Это дополнялось богатой номенклатурой радиоэлектронного оборудования и мощным вооружением.

В качестве последнего «Соболь» предполагалось оснастить морской тумбовой пулеметной установкой с 14,5-мм крупнокалиберным пулеметом КПВТ, а также ракетно-артиллерийским комплексом «Вихрь-К», включающим 4 сверхзвуковые противотанковые ракеты «Вихрь» с дальностью стрельбы до 10 км и 30-мм шестиствольный артавтомат АК-306 со скорострельностью до 1000 выстрелов в минуту.

Впрочем, для задач, выполняемых «Соболем» в мирное время, заказчики сочли ракетно-артиллерийский комплекс чрезмерным. Судостроителям пограничники объявили, что на новом патрульном катере пока вполне хватит и одного КПВТ, чьи пули способны оставлять в обшивке самолета или вертолета пробоины диаметром до 400 мм, а на удалении 500 метров прошивать броню 32 мм толщиной.

Ну, а если не дай бог припрет, тогда можно будет и «Вихрь-К» поставить.

Головной патрульный катер проекта 12200 был построен в 2006 году в Санкт-Петербурге на «Алмазе». По результатам его испытаний было принято решение о запуске «Соболя» в серию из 30 единиц. На текущий момент в составе Береговой охраны Пограничной службы ФСБ числятся уже более двух десятков «Соболей». Еще два таких катера получила Туркмения.

Везде, где бы «Соболи» ни действовали: на Балтике, Черном, Азовском, Каспийском, Белом, Баренцевом морях и Тихом океане — патрульные катера проекта 12200 подтверждали свои великолепные ТТХ.

Если вы спроектировали кастрюлю…
Теперь можно подвести итог.

Впрямую сравнивать «Гюрзу-М» с «Соболем» вряд ли стоит, поскольку это катера разного назначения, да еще и спроектированные на совершенно разном техническом уровне. Другое дело, что волею обстоятельств украинские МБАКи вынуждены действовать совсем не в тех условиях, под которые их когда-то конструировали.

«Соболи» же эксплуатируются в полном соответствии с концепцией, под которую патрульные катера «затачивались» изначально. Понятно, что при таких обстоятельствах эффективность российских катеров оказалась куда выше, чем у изделий завода пана Порошенко.

В конце концов, если вы спроектировали для своей кухни кастрюлю, а затем побежали в ней, как в армейской каске, на Майдан, то не удивляйтесь, что защитные свойства импровизированной «каски» окажутся невысокими.

Собственно, на это и старался указать в своем твите украинский эксперт-фрондер Тарас Чмут. Но его оппоненты из числа патриотов «незалежной» оказались настолько контужены, что до сих пор предпочитают прятать головы под кастрюлями, а не смотреть правде в глаза.

(с) Федеральное агентство новостей
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8610
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Флот Украины

Сообщение Schultz »

Статья о текущем состоянии украинских ВМС

КРЫМСКАЯ ВЕСНА И ДРУГИЕ ВРЕМЕНА ГОДА

В марте 2014 года почти все ВМС Украины были захвачены в Крыму российскими войсками. В Одессе остались лишь флагманский фрегат проекта 1135П «Гетман Сагайдачный», четыре сторожевых катера («Скадовск» проекта 1400 и три проекта 376У) и десантный катер «Сватово» проекта 1176.

Затем, впрочем, Россия вернула Украине корвет проекта 1124П «Винница», ракетный катер проекта 206МР «Прилуки», рейдовый тральщик проекта 1258 «Геническ» и десантный корабль проекта 773 «Кировоград» (сейчас он переименован в «Юрий Олефиренко»).

После начала гражданской войны на Украине передача кораблей была прекращена. В Севастополе остались подводная лодка проекта 641 «Запорожье», оба малых противолодочных корабля (корвета) проекта 1124М («Луцк» и «Тернополь») и малый противолодочный корабль (корвет) проекта 12412 «Хмельницкий», ракетный катер проекта 12411 «Приднепровье», оба тральщика проекта 266М («Чернигов» и «Черкассы»), большой десантный корабль пр. 775 «Константин Ольшанский».

В российском Крыму были утилизированы ранее списанные корвет проекта 12412 «Ужгород», ракетные катера проекта 12411 «Никополь» и проекта 206МР «Каховка». До сих пор находятся в отстое также списанные тральщики проекта 1265 «Мелитополь» и «Мариуполь».

Кроме того, в российском Крыму остались несколько пограничных катеров Береговой охраны Украины, которые в отличие от кораблей и катеров ВМС Россия официально конфисковала. Из них корабль проекта 12412 «Григорий Гнатенко» и катер проекта 205П BG-31 «Буковина» были потоплены на учениях в качестве мишеней. Еще один корабль проекта 12412 «Полтава» и семь катеров (по одному типов «Катран» и UMS1000, три типа «Калкан», два проекта 1400) были розданы различным гражданским ведомствам. Кроме того, украинский катер BG-119 проекта 1400 31 августа 2014 года в Азовском море был потоплен огнем донбасских ополченцев с берега (видимо, противотанковой управляемой ракетой).

СКРОМНОЕ ПОПОЛНЕНИЕ

Столь огромные потери (без единого морского боя) требовали хоть какой-то компенсации. Еще в 2012 году на Украине началось строительство малых бронекатеров проекта 58155 «Гюрза-М», вооруженные 30-мм пушками и, теоретически, противотанковыми ракетными комплексами (ПТРК) «Барьер» (фактически они не установлены). По своему боевому потенциалу эти катера способны эффективно бороться лишь с «себе подобными», то есть с катерами малого водоизмещения (менее 100 т). Всего в строй были введены семь катеров проекта 58155: «Аккерман», «Бердянск», «Никополь», «Кременчуг», «Лубны», «Вышгород», «Костополь», еще один катер остался недостроенным.

На базе этих катеров с 2016 года начали строиться три штурмовых катера проекта 58503 «Кентавр-ЛК» с пулеметным вооружением, они способны высадить на берег взвод морской пехоты. Осенью 2018 года «Бердянск» и «Никополь» при попытке незаконного похода через Керченский пролив были захвачены российскими пограничными кораблями, но через год возвращены Украине.

В 2019–2021 годах Украина получила от США четыре сторожевых катера типа «Айленд» (без вооружения), названные «Славянск», «Старобельск», «Сумы» и «Фастов». Корвет проекта 1124П «Винница» был списан (до этого числился учебным кораблем), а с единственного оставшегося ракетного катера проекта 206МР «Прилуки» сняты пусковые установки противокорабельных ракет (ПКР) – то есть он фактически превратился в сторожевой катер.

Обсуждалась возможность приобретения двух ракетных катеров пр. 1241 (с ПКР «Термит»), ранее списанных из ВМС Польши, но реализована она не была; сейчас оба эти катера уже утилизированы. Предполагается приобретение для ВМС 16 американских катеров типа МкVI, а для Береговой охраны – 20 французских катеров типа FPB98. Все эти катера будут вооружены 25-мм или 30-мм пушками и пулеметами. Если, конечно, хотя бы один из них доберется до Украины.

БЕЗРАДОСТНОЕ НАСТОЯЩЕЕ

В самом начале боевых действий 2022 года в Николаеве был затоплен самими украинцами «Гетман Сагайдачный». Списанный корвет «Винница», по-видимому, сам затонул в Одессе из-за отсутствия экипажа на борту. «Славянск» погиб в первые дни марта, а в конце августа его судьбу разделил «Геническ»; очевидно, оба они были потоплены российской авиацией.

При попытке проведения десанта на остров Змеиный в мае 2022 года был уничтожен «Станислав», единственный введенный в строй катер проекта 58503, два других катера этого типа до сих пор остаются на верфи.

Весной при занятии ВС РФ и ДНР Бердянска и Мариуполя были захвачены, затоплены экипажами либо потоплены все катера ВМС и Береговой охраны, находившиеся в этих портах. Затонули катер проекта 205П BG-32 «Донбасс» и проекта 51855 «Лубны» (возможно, оба уже подняты российской стороной, но вряд ли они понадобятся России). Захвачены российскими и донбасскими силами «Аккерман», «Кременчуг», «Вышгород». А также как минимум два катера проекта 1400, четыре типа «Катран» и три типа UMS1000. Неясна судьба еще трех катеров проекта 1400 и двух типа «Катран», но у них в любом случае не было шансов покинуть Азовское море.

Таким образом, сегодня ВМС Украины имеют в строю один ракетный катер проекта 206МР (без ПКР, используется как сторожевой), один сторожевой катер проекта 1400М и три проекта 376У, три сторожевых катера американской постройки типа «Айленд», три бронекатера проекта 58155 «Гюрза-М» (по иронии судьбы оба бывших «керченских пленника» все еще живы и ходят под украинским флагом), один десантный корабль проекта 773, один десантный катер проекта 1776.

В составе морского компонента Пограничных войск имеется один сторожевой корабль проекта 12412 и до 30 сторожевых катеров: до 12 проекта 1400, три проекта 205П, четыре проекта 1204, до 14 типа «Калкан» (в том числе четыре «Калкан-П»), один проекта 58130 «Орлан», до восьми типа UMS-1000.

Ракетный (в прошлом) катер «Прилуки» и «пограничник» «Григорий Куропятников» имеют на вооружении по одной 76-мм пушке. И это на сегодняшний день – самое мощное оружие украинского флота, ракет у него нет никаких, даже зенитных.

Соответственно говорить о потенциале ВМС Украины (даже суммарно с Береговой охраной) просто бессмысленно. Фактически он равен нулю.

Как ни странно, для России это не очень большое утешение. Завалив северо-западную часть Черного моря минами (еще советского производства), украинцы исключили высадку российского десанта в районе Одессы и/или Николаева. А гибель крейсера «Москва» (по неизвестным до сих пор причинам) вообще практически парализовала Черноморский флот.

«Москва» – корабль большой, но старый, а вот потеря меньшего по размерам, но новейшего фрегата «адмиральской» серии (проекта 11356) стала бы катастрофой. Поэтому теперь вся боевая работа ЧФ сводится к регулярным запускам «Калибров» из акваторий вблизи Севастополя. В связи с этим радует только то, что украинский флот не способен высадить десант на северо-западном берегу Крыма.

ТУМАННОЕ БУДУЩЕЕ

Есть ли у ВМС Украины перспективы – даже если отвлечься от факта продолжения боевых действий?

О корветах собственной постройки проекта 58250, безусловно, можно забыть: с вероятностью 99% Украина не осилила бы даже головной корабль и в мирных условиях. Еще пару лет назад достаточно серьезно обсуждался вариант закупки Киевом восьми английских ракетных катеров, аналогичных катерам типа «Супер Вита», построенным ранее для ВМС Греции. Затем, однако, эта идея как-то увяла. Вместо этого Украина должна получить два британских тральщика типа «Сэндаун» (им уже даны украинские названия «Чернигов» и «Черкассы»), но их лишь условно можно считать боевыми кораблями.

Формально наиболее серьезным проектом сейчас является закупка пяти корветов типа ADA, аналогичных кораблям ВМС Турции. Предполагается, что до четырех корветов будет построено на Украине, только головной – в Турции; он уже спущен на воду и получил идеологически правильное название «Гетман Иван Мазепа».

Эти корабли по крайней мере будут нести современные ПКР. Однако противовоздушная оборона корветов является весьма слабой, а обеспечить господство в воздухе над Черным морем ВВС Украины не способны. Тем более Украина не способна теперь построить корабли на своих верфях – хотя, видимо, можно договориться с Анкарой о постройке всех пяти корветов в Турции.

Теоретически возможна закупка (или даже получение в дар) фрегатов, выводимых из состава иностранных флотов (например, американских типа «Оливер Перри», английских типа «Норфолк», немецких типа «Бремен», итальянских типа «Маэстрале», южнокорейских типа «Улсан»). Однако даже получение таких кораблей бесплатно потребует от Украины очень больших затрат на их эксплуатацию и обучение личного состава и при этом принципиально не изменит баланс сил на Черном море. Но несмотря на это, Киев требует себе даже не списанные, а новые корабли, например немецкие подлодки проекта 212.

Если же от факта продолжения боевых действий не отвлекаться, то не очень понятно, как довести до украинских портов даже турецкий корвет, не говоря уже о фактически безоружных британских тральщиках (фрегаты и подлодки сейчас относятся к области антинаучной фантастики). Черноморский флот хоть и предельно пассивен в последнее время, но объясняется это все-таки не только боязнью потерь, но и отсутствием реальных целей. Если они появятся, то пассивность может смениться активностью.

Но главное даже не в этом, а в том, сохранится ли вообще украинская государственность. И если все-таки сохранится – будет ли эта «государственность» иметь выход к морю. В случае отрицательного ответа на второй вопрос, не говоря уже о первом, украинского флота больше никогда не будет.

Независимое военное обозрение
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Ответить

Вернуться в «Новости и информация о ВМФ»