Сразу скажу, что в данной теме я буду касаться только переименования атомного ракетного крейсера «Киров» (головной пр.1144).
Заложен на Балтийском заводе
26 марта 1973 г. и получил имя в честь выведенного из состава ВМФ знаменитого ветерана - Краснознаменного крейсера «Киров» (пр.26).
Спуск на воду состоялся
27 декабря 1977 г. Выведен из завода
28 мая 1980г. без имени на борту. Уже в Североморске варили.
7 августа 1980г. командир Ленинградской военно-морской базы адмирал А.П.Михайловский на Красногорском рейде торжественно вручил кораблю Военно-морской флаг, с которым крейсер не расставался до
12 апреля 1981г., после чего нас стали величать
Краснознаменный тяжелый атомный ракетный крейсер «Киров». Краснознаменный флаг вручал командующий СФ адмирал В.Н.Чернавин.
Бардак с его «хоругвями» начался с самого начала:
1.Дата принятия корабля в состав ВМФ – 30 .12.80г.
2. Краснознаменный флаг вручили 12.04.81г.
3.Официально же ежегодное празднование – 9 мая .
Многие из нас знают знаменитые слова писателя Л.Соболева: «Корабль – это...» и т.д.
Что же получается на деле? Если имеется сравнение с живым существом, следовательно, не будет натяжкой аналогия с человеческим именем. Мы празднуем день рождения, когда именно мы родились, а не когда нас «обзовут» родители, правильно? В некоторых семьях имя ребенку придумывают заранее (как и в нашем случае). Если нет, то дается – месяц на регистрацию (может сейчас не так. Не знаю, меня пока это не коснулось). Следовательно, по моему разумению, датой рождения корабля следует считать дату его спуска на воду.
Еще раз подчеркну – речь веду о «застойном» времени (случаи, противоположные данному, я знаю, но специально пока не заостряю внимание). Итак, в СССР не могло быть, чтобы ТАКОЙ корабль заложили, но не спустили и не ввели бы в строй.
Зачем было огород городить: сначала флаг ВМФ, потом – Краснознаменный, но - 9 мая?
...С марта 1985г – у руля страны М.С.Горбачев. Началась «перестрелка». Конечно, качество наших кораблей было еще то, ничего уж не поделаешь – мы служили достойно. Вся закулисная борьба, к счастью, нам не была известна. А она была, и не простая.
«...В декабре 1986 года М.Горбачев дал указание Генеральной прокуратуре СССР прекратить уголовное дело в отношении лиц, замешанных в афере с приемкой от промышленности небоеспособных кораблей… (журнал «Собеседник» 1991г №14).
ГКЧП- 91г. У власти бывший преданный коммунист, ныне ярый антикоммунист Б.Н.Ельцин.
Открываю майский журнал 1992г. «Морского сборника» и вижу (см. фото).
Рассмотрим обстановку в Главкомате ВМФ на тот период:
ГК ВМФ – адмирал флота Чернавин В.Н. – декабрь 1985г по август 1992г.
1-й зам. ГК ВМФ – адмирал флота Капитанец И.М. – февраль 1988г по март 1992г.
НГШ ВМФ – адмирал флота Макаров К.В. – декабрь 1985г по сентябрь 1992
Командующий Северным флотом – адмирал Громов Ф.Н. – 1988- по август 1992гг
Обратили внимание на даты ухода с постов? Ясно, - НАЧАЛОСЬ!!!
Не знаю механизма присвоения имени кораблю, но понятно, что по кораблям 1-го и 2-го ранга никакой самодеятельности быть не могло и, в принципе, это правильно – все-таки они – корабли океанской зоны, «представительский класс». Решение, предполагаю, принимал ГенСек (конечно, с подачи ГК ВМФ и МОСССР)
В нашем же случае мотив переименования всех кораблей, носящих имя коммунистических лидеров и их младших товарищей – «комсомольцев» всякого рода понятен. Подчеркну, это моя версия.
...В апрельский день у кого-то в голове возникла гениальная мысль – а почему бы в преддверии дня рождения В.И.Ленина не прогнуться перед Президентом РФ? Причем, в случае удачи (а в этом автор «прожекта» не сомневался), милость монарха была обеспечена на все 100%. Не думаю, что БНЕ – и есть автор этой идеи. Не президентское это дело – бороться с коммунистическим прошлым на всех фронтах, на это есть командующие...
Действующего ГК ВМФ В.Н.Ч. можно фактическим ГК назвать с натяжкой, как и остальных – они уже «бегали с обходным листком». Да, уверен, они бы никогда и не пошли на такой мерзкий поступок. Кто-то был из окружения Главкомата ВМФ. Но – тогда КТО? Думаю, что имени этого подлеца мы никогда не узнаем. Хотя, с другой стороны, обязательно должны быть «подельники».
Скорее всего, это был кто-то из Главного Политического управления СА и ВМФ. Ибо только через эту контору обеспечивалось партийное влияние на все стороны жизни и деятельности военного человека. А падение их трона к тому периоду уже было лишь делом времени. Я плохо помню, может, уже и не было ГПУ как такового, но – не суть. Что-то там аналогичное было.
Что дальше? Автор, пусть даже без ведома своих непосредственных и прямых начальников, бежит со списком всех кораблей, коих надо срочно переименовать, к БНЕ. А то – сам рад-радешенк!!! Представляете, понимашь, какая удача?! Ай да «автор», ай да сукин сын – умеешь зрить в корень. Ведь это ж такое важное дело – борьба с коммунистическим наследием. Причем, очень вовремя. Конечно, Указ был подписан в одночасье. Очень надеюсь, что и Штаб ВМФ был не в курсе.
Так предали ТАРКР Киров, Калинин, Фрунзе, младших братьев - «комсомольцев». За давностью лет эмоции улеглись, но рана в душе и сердце осталась.
Что было дальше? На «Кирове» имя покрасили шаровой краской, на обвесы трапа вязью написали «Адмирал Ушаков». Так и стоял он до 99г обездвиженным, надеясь на ремонт. И снился ему океан, в котором так давно его не было. И сила-то была, и желание... Как Илья Муромец – с ножками неходящими. Много командиров на нем было с 92г, а как же – все-таки в личном деле запись «Командир войсковой части....» . И депутаты правильные, но заведомо не выполнимые, постановления принимали. Много чего было, кроме одного: реальной помощи, которой крейсер так и не дождался...Но и это не конец истории.
«Бесстрашный» стал «Адмиралом Ушаковым»
На главной базе Северного флота Российского ВМФ состоялась торжественная церемония присвоения имени нашего земляка, прославленного адмирала флота России Федора Ушакова, кораблю 1 ранга эскадренному миноносцу «Бесстрашный». Как стало известно РИА «Мордовия», на мероприятии присутствовал первый заместитель председателя Государственного собрания Республики Мордовия Владимир Литюшкин. Он подписал договор о шефских связях между Республикой Мордовия и экипажем эсминца. Как ожидается, на корабле будет создана комната боевой славы адмирала. Планируется, что на эсминце будут служить выходцы из Мордовии. На данный момент, в составе его экипажа четверо уроженцев республики. Ранее «Адмиралом Ушаковым» назывался атомный ракетный крейсер типа «Орлан». Этот корабль, имеющий тридцатилетнюю историю, долгое время простоял в ожидании ремонта у судоремонтного завода Звездочка» города Северодвинск. В итоге из-за финансовых проблем руководство ВМФ приняло решение исключить корабль из боевого состава ВМФ и разобрать его на металлолом.
…У боевого корабля "Адмирал Ушаков", стоящего у северодвинского причала, отобрали название. Славное имя с тяжелого атомного крейсера, головного в 1144-м проекте, с атомной энергетической установкой на борту, приказом главнокомандующего ВМФ России передали другому кораблю. Тоже боевому, тоже достойному, но имеющему свое не менее славное имя - "Бесстрашный".
Обиднее всего, что чувства людей, несущих службу на атомном крейсере, никто в расчет не принимает. Для них же, как и для большинства моряков, корабль - практически живое существо. Родное и близкое. И воспринимают моряки случившееся так, словно это родное уважаемое существо похоронили заживо. А ведь заслуги корабля в свое время были отмечены командованием ВМФ. В 1982 году экипажу вручили Красное знамя Военного совета Северного флота как лучшему надводному кораблю, а в 1984 удостоили вымпела "За мужество и воинскую доблесть".
… Однажды крейсер уже переименовывали. К боевой службе приступил он с названием "Киров". В перестроечных нововведениях имя первого секретаря Ленинградского обкома ВКП (б) стало неугодно - в мае 92-го корабль нарекли "Ушаковым". Имя русского флотоводца, причисленного православной церковью к лику святых, увы, не спасло крейсер от неразберихи в головах государственных мужей. Теперь корабль зовется просто цифирью, означенной на борту, - «090» (
http://pravdasevera.ru/2004/07/24/7.shtml)
Еще интересный документ:
Из радиопередачи «Эхо Москвы» от 27.10.2005г
Корр. ... Тогда, Игорь, может быть еще и расскажешь об этой традиции передавать имена, потому что до того, как появился эсминец Ушаков, был корабль, который носил это же имя, сейчас он стоит на утилизации, да?
И. ДЫГАЛО: Я думаю, что тогда просто сама идея была прекрасной, и она была поддержана флотом. Флот не мог не поддержать эту идею, и корабль фактически был поставлен на завод для того, чтобы с ним произвести определенную работу. Но здесь необходимо четко понимать, что этот корабль был первым атомным крейсером, он раньше назывался крейсер «Киров», и, естественно, чтобы его модернизировать и вернуть к тому состоянию, в каком он был, необходимо было задействовать все производственные линии военно-промышленного комплекса Советского Союза. Но, естественно, Советского Союза уже не было, то есть затраты, ну просто баснословная сумма, очень большая, можно построить несколько кораблей, отремонтировать. Поэтому в этой ситуации я считаю, что все-таки имя перешло. Я думаю, что в перспективе, когда активизируется кораблестроительная программа, все-таки имя Ушакова появится и на борту крейсера...
В. ПЕПЕЛЯЕВ: Я хочу, кстати, ответить конкретнее на тот вопрос, который был задан. Традиция передавать имена кораблей существует со времен возникновения флота и во всех флотах мира. И в нашем флоте еще существует такая традиция, что если корабль был гвардейский или краснознаменный, то вместе с именем ему передается гвардейский флаг и гвардейская лента.
И. ДЫГАЛО: У вас же был гвардейский корабль «Москва»?
В. ПЕПЕЛЯЕВ: Нет, он не был гвардейским.
И. ДЫГАЛО: А сейчас гвардейский?
В. ПЕПЕЛЯЕВ: Я сейчас объясню. «Москва» назывался крейсером «Слава» при постройке, и когда его переименовали в «Москву» - ну это нужно было тогда сделать из разных соображений - то было принято решение, что тот гвардейский флаг, который был у крейсера «Слава» передать крейсеру «Москва». То есть он перешел не с именем, а с кораблем остался, тут немножко другая ситуация.
И. ДЫГАЛО: Я здесь добавлю. Дело в том, что сейчас в строю Черноморского флота есть крейсер «Москва», гвардейский крейсер ракетный. И имя крейсера, на котором служил Владимир Викторович, оно перешло к этому кораблю.
В. ПЕПЕЛЯЕВ: Имя перешло, да, а флаг остался с кораблем
Корр.: На этом придется поставить точку, потому что время нашей программы подошло к концу. Сегодня в гостях у нас был Владимир Викторович Пепеляев, заместитель начальника Главного штаба ВМФ, контр-адмирал …» (с 2006г – вице-адмирал)
Возвращение «Москвы»
(«Независимое военное обозрение» от 17.09.1999г.)
...Сегодня командиром ракетного крейсера «Москва» является капитан 1 ранга Валерий Владимирович Куликов.
- ВАЛЕРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ, в этой ситуации торжественное переименование в 1995 году ракетного крейсера «Слава» в «Москву» вряд ли можно назвать случайным?
- Безусловно. Вообще-то, на флоте всегда традиционно, без особого энтузиазма относились к переименованиям. Это касается сферы морских суеверий, уходящих своими корнями во времена петровского парусного флота, а возможно, еще глубже. Но в данном случае, да простит меня совет ветеранов «Славы», переименование подшефного крейсера считаю вполне логичным и заслуженным. По сути, столица стала крестной матерью для спасенного ею корабля, и его дальнейшая судьба уже просто немыслима без участия Москвы.
Вот так. И когда мне говорят, что корабль – существо живое, и на этих словах воспитывают новое поколение моряков, то мне хочется спросить: почему же неподсудны те, кто так поступает с живыми? Кто ответит кораблю, разве он виноват ?