Реформа флота?

Новости и информация о военно-морском флоте
Delfa
Почетный форумчанин
Сообщения: 1211
Зарегистрирован: 13 фев 2007, 15:48
Реальное имя: Наталья
Воинское звание: подполковник
Откуда: С-Петербург, ВАС
Контактная информация:

Re: Эй, полковник!

Сообщение Delfa »

drakon писал(а):P.S. Вроде бы, в США звания даются с назначением на должность, а не по выслуге ?
Так и есть и не только в США, но не у нас!
"Служить бы рад, прислуживаться тошно"
Аватара пользователя
MuRena
Глобальный модератор
Глобальный модератор
Сообщения: 1143
Зарегистрирован: 05 янв 2007, 23:41
Откуда: Североморск/Питер
Контактная информация:

Re: Реформа флота?

Сообщение MuRena »

"Корабль – это особое существо: и живое, и ласковое, и суровое, и благодарное.
Корабль – и дом твой и крепость, и университет и оружие, и отец и защита, и приют сотен товарищей твоих и соратников.
Ни одно флотское сердце никогда не сможет забыть родной корабль."
Леонид Соболев.
бпп
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:33

Re: Реформа флота?

Сообщение бпп »

... в ближайшее время «Аврора» будет выведена из состава Военно-морского флота России,...
http://www.nr2.ru/incidents/257600.html
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8619
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Реформа флота?

Сообщение Schultz »

Жаль, "Аврору". И все из-за каких-то чумных олигархов и разных прочих людей из бомонда, включая Матвиенко.
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Аватара пользователя
MuRena
Глобальный модератор
Глобальный модератор
Сообщения: 1143
Зарегистрирован: 05 янв 2007, 23:41
Откуда: Североморск/Питер
Контактная информация:

Re: Реформа флота?

Сообщение MuRena »

Будущий король прибрежной зоны

Министерство обороны РФ объявило, что проведет в сентябре конкурс на разработку проекта нового корвета для нужд Военно-Морского Флота. Речь идет о корабле, который должен прийти на смену проекту 20380 (головной корабль – «Стерегущий»). Предполагается, что в конкурсе примут участие пять компаний, три из которых входят в состав Объединенной судостроительной корпорации. Другими участниками, вероятно, станут иностранная компания и некое КБ, специализирующееся вообще-то на проектировке гражданских судов.
Изображение
Российский ВМФ хотел бы получить мобильный, быстроходный, многофункциональный корабль с ангаром для вертолета, обладающий модульной компоновкой вооружения и ключевых узлов. Такой корвет подойдет для выполнения широкого круга задач, в том числе для охраны прибрежных вод и конвоя судов, а также сможет использоваться как противолодочный корабль и минный тральщик.
Изображение
Между тем в США уже разработан и прошел первые испытания корабль прибрежной зоны нового поколения. Опыт его создания должен быть непременно принят во внимание российскими судостроителями, прежде чем будет принято решение о разработке нового корвета для ВМФ РФ.
Изображение
Серия боевых кораблей прибрежной зоны ВМС США призвана заменить устаревающие фрегаты УРО типа Oliver Hazard Perry и некоторые минные тральщики.

«ОТЕЦ ЛБК»

Недавно, по результатам первого дальнего похода «Индепенденса» (USS Independence LCS-2) – головного корабля второго типа, создаваемого по программе литоральных боевых кораблей (ЛБК; Littoral Combat Ship или LCS), – командование ВМС США запросило дополнительно 5,3 млн. долл. для «устранения выявленных недостатков». По оценке командования американского флота, это позволит быстрее довести «Индепенденс» до полного боеготового состояния и более полно изучить его боевой потенциал – все это просто необходимо для перехода к следующему этапу программы.
Изображение
Программа постройки литоральных боевых кораблей – одна из основных, реализуемых сегодня ВМС США. Ее цель – серийная постройка и ввод в боевой состав флота более 50 быстроходных и высокоманевренных боевых кораблей, оснащенных самыми современными комплексами ударного и оборонительного вооружения, а также радиотехническим вооружением.
Главная задача кораблей данного типа – борьба с «нетрадиционными» для американского ракетно-ядерного океанского флота силами и средствами противника в прибрежной акватории, причем не своей, а противника.
Программа получила «зеленый свет» при начальнике военно-морских операций (в российской терминологии – командующий) ВМС США адмирале Верне Кларке (Vernon E. Clark), которого можно даже с определенными оговорками назвать «отцом ЛБК». По мнению Верна Кларка, ЛБК должны занять ту зону военно-морских операций, где применение кораблей океанской зоны является либо слишком рискованным, либо чрезмерно дорогим удовольствием.
Изображение
Речь о так называемой литоральной зоне. Однако употребление в отечественной военно-морской литературе термина «боевой корабль литоральной зоны», или «литоральный боевой корабль», является не совсем соответствующим российской практике и представляет собой вынужденный шаг – так называемый калькированный перевод. Дело в том, что в отечественной науке под термином «литораль» понимается «зона морского дна, затопляющаяся во время прилива и осушающаяся при отливе» (можно посмотреть это хотя бы в Военно-морском словаре) и расположенная, таким образом, «между уровнями воды в самый низкий отлив и самый высокий прилив». Как видим, данная зона не представляет собой столь уж большую, с точки зрения военно-морской стратегии, значимость, чтобы для действий в ней строить весьма крупную серию надводных кораблей основного класса.
Изображение
Если же брать во внимание другую – преимущественно зарубежную – трактовку термина «литоральная зона», то мы получаем зону «взаимодействия моря и суши», состоящую из морского берега, береговой линии и берегового подводного склона и способную достигать ширины от нескольких метров до нескольких километров. Если принимать во внимание данное описание, то в отечественной военно-морской терминологии ему можно найти соответствующий термин – «прибрежная морская зона» (кстати, одно из значений слова «littoral» – как раз «прибрежный»). Так что американские корабли семейства LCS (типов «Фридом»[USS Freedom LCS-1] и «Индепенденс»[USS Independence LCS-2]) нам следовало бы именовать «боевые корабли ближней морской зоны». Хотя – это все дело вкуса, по большому счету.

КОНЦЕПЦИЯ

По замыслу американцев, ЛБК должны стать органичным дополнением мощных ударных сил, а их основные «враги» – малошумные неатомные подводные лодки, надводные корабли среднего и малого водоизмещения, выставленные на минных позициях мины и минные комплексы, а также объекты береговой системы обороны противника.
Изображение
Как подчеркивал бывший министр ВМС Гордон Ингланд, «наша задача – создать небольшой, быстроходный, маневренный и достаточно недорогой корабль в семействе боевых кораблей DD(X)», который обладал бы способностью к быстрой реконфигурации – в зависимости от конкретной боевой задачи, вплоть до обеспечения пусков крылатых ракет и действий сил специальных операций (ССО).
Основной особенностью новых кораблей является их модульный принцип построения: в зависимости от назначаемой задачи и театра военных действий на борт LCS могут устанавливаться различные боевые комплексы и вспомогательные системы. Кроме того, проектирование велось с использованием «принципа открытой архитектуры», что позволит в будущем достаточно быстро и легко внедрять новые технические средства и использовать наиболее современные технологии. В результате флот ЛБК сможет стать мощной и универсальной силой, отличающейся высокими боевым потенциалом, маневренностью и скрытностью действий.
Изображение
В процессе проектирования перед разработчиками стояла задача создать корабль, наиболее полно удовлетворяющий следующим требованиям ВМС США:
– действовать в автономном режиме и взаимодействовать с силами и средствами вооруженных сил союзных государств;
– решать поставленные задачи в условиях интенсивного радиоэлектронного противодействия противника;
– обеспечивать эксплуатацию (прием и подъем) пилотируемых или беспилотных летательных аппаратов, дистанционно-управляемых надводных и подводных аппаратов;
– находиться в назначенном районе патрулирования длительный период времени – либо в составе отряда боевых кораблей, либо в автономном плавании;
– наличие системы автоматического контроля боевых и иных повреждений;
– автоматизированная, с элементами искусственного интеллекта, система ПВО/ПРО корабля, основной задачей которой является борьба с противокорабельными ракетами и ударными самолетами противника;
– максимально возможное применение технологий «стелс» для снижения заметности корабля в различных диапазонах;
– добиться эффективной скорости экономического хода корабля при патрулировании и дальних океанских переходах;
– низкий уровень собственных шумов в различных диапазонах;
– достаточно малая осадка, позволяющая без опасений действовать в мелководных районах прибрежных вод;
– высокая боевая живучесть корабля и необходимая степень защищенности экипажа;
– способность выполнять кратковременные маневры на максимальной скорости – в процессе отрыва или, наоборот, преследования неатомных подводных лодок или быстроходных плавсредств противника (например, торпедных или ракетных КА);
– возможность загоризонтного обнаружения целей и уничтожения их до входа в зону поражения их бортовых средств;
– сопрягаемость с современными и перспективными системами управления и связи ВМС и других видов ВС, в том числе государств-союзников и дружественных стран;
– возможность приема топлива и грузов на ходу в море;
– дублирование всех основных корабельных систем и комплексов оружия;
– приемлемые закупочная стоимость и расходы на послепродажное обслуживание.
Изображение
Тактико-техническое задание, выданное командованием ВМС США разработчикам, предусматривало обеспечение возможности установки на корабль модулей с системами различного класса и типа, которые наиболее полно позволят решать одну из следующих приоритетных задач:
– противокатерная оборона одиночных кораблей и судов, отрядов боевых кораблей и конвоев судов;
– выполнение обязанностей кораблей Береговой охраны (пограничной службы);
– разведка и наблюдение;
– противолодочная оборона в прибрежных районах морей и океанов;
– противоминные операции;
– поддержка действий ССО;
– материально-техническое обеспечение в процессе переброски войск, техники и грузов.

ЖЕСТКИЙ ТЕНДЕР

Первоначально интерес к тендеру, объявленному командованием ВМС США по программе LCS, проявили шесть компаний – в 2002 году они получили контракты на 500 тыс. долл. каждый для проведения предэскизного проектирования. После оценки результатов их трудов ВМС в июле 2003 года определили для участия в тендере по ЛБК три консорциума во главе с компаниями:
– General Dynamics – главный подрядчик (основные работы возложены на Bath Iron Works Division), а также компании Austal USA, BAE Systems, Boeing, CAE Marine Systems и Maritime Applied Physics Corp.;
– Lockheed Martin – главный подрядчик, а также Bollinger Shipyards, Gibbs & Cox и Marinette Marine;
– Raytheon – главный подрядчик, а также Ассоциация Джона Маллена (John J. Mullen Associates), Atlantic Marine, Goodrich и Umoe Mandal.
Консорциумам были выданы контракты на выполнение эскизного проектирования – первый получил контракт на 8,9 млн. долл., а остальные два – по 10 млн. долл. В следующем году они представили флоту свои эскизные проекты.
Изображение
Первая группа разрабатывала надводный корабль среднего класса по схеме тримаран, которая была выбрана General Dynamics после анализа результатов исследования, проведенного специалистами судостроительной компании Bath Iron Works, и на основе опытной эксплуатации тримаранов, построенных ранее компанией Austal (в частности, широко использовались наработки по австралийскому тримарану «Бенчиджинга Экспресс»). Среди прочего была доказана способность тримарана развивать скорость полного хода более 50 узлов и возможность эффективной эксплуатации корабля экипажем в составе всего 25–30 человек. Одним из существенных преимуществ ЛБК-тримарана являются его высокие мореходные качества, особенно – остойчивость, плавучесть, ходкость и управляемость. С другой стороны, следует это подчеркнуть особо, в отличие от конкурентов он изначально планировался с меньшей степенью универсальности.
Изображение
Группа компаний во главе с Lockheed Martin впервые обнародовала свой проект ЛБК в апреле 2004 года, в ходе проведения Аэрокосмической и военно-морской выставки в Вашингтоне, округ Колумбия. Его отличительной особенностью стало использование в ходе проектирования формы корпуса полуглиссирующего типа – на Западе его называют «морской клинок» (Sea Blade). Аналогичная форма корпуса впервые была использована на быстроходных гражданских судах, завоевавших рекорд скорости на трансатлантических линиях, а сегодня применяется в адаптированном виде и на более крупных быстроходных военных и гражданских транспортных судах. Для того чтобы повысить свои шансы на победу, разработчики из данного консорциума в максимально возможной степени учли все требования ВМС США – особенно в вопросах универсальности, модульности и взаимозаменяемости отдельных блоков и модулей вооружения и различного оборудования.
Изображение
И, наконец, последняя группа, лидером которой являлась компания Raytheon, предлагала проект, разработанный на базе норвежского малого патрульного корабля типа «Скйолд» (Skjold). При этом главный подрядчик отвечал за разработку отдельных систем и интеграцию всех компонентов на борту корабля, в то время как Ассоциация имени Джона Маллена выступала в качестве экспертной группы по вопросам проектирования корабля. Следует особо отметить, что эта модификация проектировалась как «корабль на воздушной подушке скегового типа» (по западной терминологии – «surface-effect-ship», или SES), по которой спроектирован российский ракетный корабль на воздушной подушке проекта 1239 «Бора». Однако проект Raytheon был в конечном итоге отклонен ВМС США 27 мая 2004 года, хотя руководитель программы LCS от ВМС США контр-адмирал Чарльз Гамильтон отметил, что он имеет «весьма интересную форму корпуса и ряд других перспективных решений».

«МОРСКОЙ ВОИН»

Пока Пентагон, Конгресс и судостроители улаживали предварительные вопросы, постепенно приближаясь к официальному старту программы, адмиралы опробовали концепцию высокоскоростных и маневренных боевых кораблей, спроектированных с использованием нетрадиционных схем и модульного принципа построения. Для этого под эгидой Научно-исследовательского управления ВМС США были осуществлены проектирование и постройка, если можно так сказать, «опытного ЛБК» – программа получила обозначение «Экспериментальный литоральный надводный корабль» (Littoral Surface Craft – Experimental или LSC(X)), а сам корабль – имя «Си Файтер» (Sea Fighter, в переводе с английского – «Морской воин»). Причем часто корабль именуют не иначе как «Х-крафт» (X-craft) – по аналогии с экспериментальными самолетами, создававшимися в США по программе «X-planes».
Изображение
За основу при проектировании была взята схема «корабля катамаранного типа с малой площадью ватерлинии» (на Западе применяется термин SWATH – Small Waterplane Area Twin Hull), обеспечивающего высокие мореходные качества – в ближней и дальней морских зонах, в простых и штормовых условиях. При этом одним из главных условий, которые должны были обеспечить разработчики, стал модульный принцип построения корабля – в зависимости от назначенных боевых задач и театра военных действий корабль должен был обеспечивать интеграцию тех или иных специализированных «сменных боевых модулей». Кроме того, «Си Файтер» в обязательном порядке должен был обеспечивать прием/выпуск вертолетов и БЛА, а также маломерных катеров, в том числе и необитаемых.


Проектирование корабля выполнила британская компания BMT Nigel Gee Ltd., а его постройка велась на занимавшейся до того постройкой быстроходных паромов верфи компании Nichols Bros. Boat Builders (г.Фрилэнд, штат Вашингтон). Заказ на него был размещен 15 февраля 2003 года, закладка киля состоялась 5 июня 2003 года, на воду он был спущен 5 февраля 2005 года и 31 мая того же года был принят в боевой состав ВМС США. Водоизмещение «Си Файтера» – 950 т, длина наибольшая – 79,9 м, длина по ватерлинии – 73,0 м, ширина наибольшая – 21,9 м, а осадка – всего 3,5 м. Корабль оснащен комбинированной дизель-газотурбинной ГЭУ в составе двух дизельных MTU 595 и двух газотурбинных LM2500 установок: дизели используются на крейсерской скорости, а турбины – для высоких скоростей хода. В качестве движителей используются две поворотные водометные установки, размещенные по одной в двух корпусах катамарана. Удачное сочетание силовой установки и движителей позволяет кораблю развивать скорость хода до 50 узлов. Дальность плавания – 4400 миль (8100 км), экипаж – 26 человек. На борту корабля оборудованы две ВПП, обеспечивающие прием и выпуск вертолетов и БЛА на скоростях хода вплоть до полного, в распоряжении экипажа – кормовое устройство, позволяющее спускать на воду и принимать на борт катера или подводные диверсионные или противоминные аппараты длиной до 11 м.
Изображение
По оценке командования ВМС США, «Си Файтер» должен был позволить флоту решить две главные задачи: изучить потенциальные возможности кораблей данной схемы, а также отработать модульный принцип формирования бортового вооружения корабля. В последнем случае предусматривалась возможность установки в корпус корабля различных контейнерообразных модулей, позволяющих в зависимости от типа модуля решать задачи ПЛО, ПМО, борьбы с надводными кораблями противника, участия в морских десантных операциях и обеспечения действий ССО, а также решать задачи по переброске войск и военных грузов по морю и выполнять пуск крылатых ракет морского базирования. Отличительной особенностью «Си Файтера» является наличие у него сквозной грузовой палубы – по типу судов класса Ro-Ro.

Первые же испытания принесли весьма обнадеживающие результаты, полученные данные были активно использованы разработчиками в рамках программы ЛБК обоих типов. Стоит особо отметить, однако, что в последнее время командование ВМС и Береговой охраны США все более активно изучает возможность преимущественного использования кораблей типа «Си Файтер» не в качестве боевых кораблей флота, а для обеспечения безопасности и правопорядка в своих внутренних водах, а также для защиты национальных интересов в эксклюзивной экономической зоне США. В случае же необходимости наращивания сил и средств флота вдали от собственного побережья корабли данного типа благодаря их высокой скорости и дальности плавания могут быть достаточно быстро переброшены в назначенный район.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ЛБК

В феврале 2004 года Объединенный наблюдательный совет по вопросам соблюдения требований к проектированию ВВТ окончательно одобрил представленный командованием ВМС США документ, в котором обосновывалась необходимость закупки ЛБК, а 27 мая военно-морское министерство США объявило о том, что две группы компаний, возглавляемые General Dynamics и Lockheed Martin, получили контракты соответственно стоимостью 78,8 млн. и 46,5 млн. долл. на завершение проектных работ, после которых они приступят к постройке опытных кораблей (прототипов) нулевой серии (Flight 0): Lockheed Martin – LCS 1 и LCS 3, а General Dynamics – LCS 2 и LCS 4.
Изображение
Причем было объявлено, что вместе с расходами на постройку прототипов ЛБК стоимость контрактов может возрасти до 536 млн. и 423 млн. долл. соответственно. Именно такую сумму командование ВМС предлагало заложить в бюджеты 2005–2007 финансовых годов (на строительство девяти ЛБК на период до 2009 года включительно было запланировано около 4 млрд. долл.). Lockheed Martin обязалась передать первый корабль, LCS 1, уже в 2007 году, а General Dynamics свой LCS 2 – в 2008 году. После постройки первых 15 ЛБК и проведения соответствующих испытаний командованию ВМС США надлежало выбрать тип ЛБК для последующей серийной постройки – контракт на оставшиеся 40 ЛБК предполагалось выдать одной компании. Причем не исключалась возможность адаптации отдельных, хорошо зарекомендовавших себя в ходе опытной эксплуатации, конструктивных или иных элементов с «проигравшего» типа на «победитель».
Изображение
Наконец, 2 июня 2005 года головной ЛБК первого типа – LCS 1 «Фридом» – был заложен на верфи Marinette Marine в г. Маринетт, штат Висконсин, а 23 сентября 2006 года его с помпой спустили на воду (передан флоту 8 ноября 2008 года). Консорциум во главе с General Dynamics приступил к постройке своего тримарана «Индепенденс» 19 января 2006 года – для этого была выбрана верфь Austal USA Shipyards в г. Мобил, штат Алабама (30 апреля 2008 года он был спущен на воду, принят в боевой состав флота 16 января 2010 года).
Изображение

НОВЫЙ КОРАБЛЬ, НОВОЕ ОРУЖИЕ?

Главная особенность новых кораблей состоит в том, что в модульные контейнеры, предназначенные для него, заранее устанавливается ВСЯ система оружия – от средств обнаружения до средств поражения. Стандартизируются лишь способы связи боевого модуля с кораблем и каналы обмена данными. Такой подход позволяет проводить модернизацию вооружения корабля, не затрагивая при этом саму платформу.
Это стало возможным по той простой причине, что «там, у них», кораблестроители имеют возможность давать задание на то, какими характеристиками должно обладать устанавливаемое на корабль вооружение – какие им необходимы площади, объемы, зарезервированный запас водоизмещения и т.п. А это значит, что в стандартные ныне пусковые установки в скором будущем будут ставить абсолютно новые ракеты всех типов, а в стандартные контейнеры/модули – абсолютно любое оружие.

В настоящий момент на первых ЛБК из немодульного вооружения присутствует 57-мм артиллерийская установка Mk 110, ЗРК ближнего радиуса действия RIM-116 и 2 шт 12,7 мм пулемета. На борту корабля могут располагаться 2 многоцелевых вертолета MH-60R/S Seahawk и беспилотный летательный аппарат MQ-8 Fire Scout.
Изображение
Универсальная 57-мм артиллерийская установка Mk 110 производства фирмы Bofors , которая в настоящее время входит в концерн BAE Systems, создана на основе пушки Bofors 57 Mk3. Скорострельность до 220 выстрелов в минуту при дальности стрельбы до 9 миль (около 17 км). Установка имеет небольшие размеры, и может управляться как расчетом в башне, так и дистанционно.
Изображение
Орудие Mk 110 относится к классу универсальных артсистем. Оно может применяться для борьбы с надводными, воздушными и наземными целями. Эффективность орудию обеспечивают снаряды Mk 295. Выстрел Mk 295 состоит из программируемого взрывателя (6 режимов), предварительно фрагментированной оболочки с 8000 готовыми осколками из вольфрама и 420 гр пластифицированного ВВ. Непосредственно пред выстрелом взрыватель программируется в артустановке, которая в свою очередь связана с корабельной системой управления огнем, на поражения определенного класса цели. Таким образом, один снаряд Mk 295 заменяет несколько типов боеприпасов, что сказывается как на эффективности, так и позволяет снизить расход боеприпасов.

Наличие собственной РЛС позволяет автоматически корректировать стрельбу.
Изображение
ЗРК ближнего радиуса действия RIM-116, который разрабатывался совместно General Dynamics и специалистами ФРГ и Дании в рамках программы создания системы самообороны корабля (Ship Self Defense System — SSDS) предназначен для обороны кораблей в ближней зоне ПВО от массированных атак низколетящих крылатых ракет с низким уровнем демаскирующих признаков. Ракета Rolling Airframe Missile (RAM) обеспечивает поражение целей на дальности от 500 м до 10 км, по высоте от 4 м. Скорость ракеты до 2М. Вес БЧ 11 кг.

Кроме этого, на корабль может быть загружено до 20 типов основных модульных боевых платформ. Боевые системы-модули будут призваны решать следующие основные задачи корабля: борьба с минной опасностью (Mine & Inshore Warfare, MIW), противолодочные задачи (Anti-Submarine Warfare, ASW ) и борьба с надводными/наземными целями (Surface Warfare, SUW).
Изображение
Изображение
В задачи пакета оборудования MIW входит обнаружение, классификация и нейтрализация мин различных типов. Для решения этих задач предполагается использовать дистанционно управляемые подводные аппараты, необитаемые катера и вертолеты MH-60R/S Seahawks с набором соответствующего оборудования.
Изображение
Изображение
Функционально пакет ASW должен обеспечить обнаружение, слежение и возможность уничтожения подводных лодок противника. В основу модуля ASW заложена система Sea TALON (Tactical Littoral Ocean Network) разработки Lockheed Martin. Аналогично MIW предполагается использование беспилотных надводных и подводных аппаратов и многоцелевого вертолета.
Изображение
Пакет SUW включает в себя набор средств обнаружения и высокоточного оружия, предназначенных для борьбы с малоразмерными надводными целями, а при необходимости и с береговыми.
Изображение
В качестве системы обнаружения и слежения предполагается использовать беспилотный вертолет MQ-8 Fire Scout производства Northrop Grumman, оснащенный набором аппаратуры с датчиками в оптическом и инфракрасном диапазоне.
Изображение
Для ЛБК сейчас ВМС совместно с армией США по программе «Боевые системы будущего» создают систему NLOS-LS (Non Line-of-Sight-Launch System) с боеприпасами загоризонтного наведения. Пусковая установка NLOS-LS представляет собой контейнер с 15 ракетами общей массой 1428 кг. Полутораметровые твердотопливные высокоточные ракеты (Precision Attack Missile – PAM) выстреливаются вертикально, затем разворачиваются к цели и включается их комбинированная система самонаведения: по данным GPS, инфракрасных датчиков и активного лазерного радара. Дальность поражения целей – до 40 км (в перспективе 60). По идее, ракеты PAM должны использоваться с так называемыми баражирущими боеприпасами LAM (Loitering Attack Munition), способными 30 минут находиться в воздухе и передавать данные о цели оператору стрельбы PAM. Другими словами, речь идет о разведывательно-ударном комплексе.

Кроме системы NLOS-LS предполагается монтирование дополнительных 30 мм артиллерийских установок.

При выполнении миссий SUW в качестве ударного будет использоваться и вертолет MH-60R/S Seahawks, вооруженный ракетами Hellfire.
Изображение
Вызывает пристальный интерес и авиационное вооружение кораблей. На всех выставках, со страниц всех проспектов показывают его, состоящим из различных комбинаций пилотируемых и беспилотных вертолетов. Только вот посадочная площадка смотрится для такой «авиагруппы» несколько переразмеренной. Зато если предположить, что LSC должны служить «аэродромом подскока» для многоцелевых истребителей с вертикальным взлетом и посадкой типа JSF, все становится на свои места. Тактические преимущества такого использования LSC – тема отдельного разговора.
Кроме указанных в настоящее время разрабатываются пакеты, содержащие оборудование для разведки, специальных и спасательных операций.

РАЗОЧАРОВАНИЯ

Изображение
Благодушному настроению, впрочем, вскоре пришел конец. Причиной, как и в случае со многими другими программами Пентагона, стал неконтролируемый рост цен. В итоге 12 января 2007 года министр ВМС США Дональд Винтер распорядился даже приостановить на срок 90 суток все работы по постройке второго корабля типа «Фридом» – его стоимость с расчетных 220 млн. долл. выросла до 331–410 млн. долл. Превышение почти на 86%, не говоря уже о том, что в самом начале программы стоимость за единицу оценивалась вообще в 90 млн. долл., а головной корабль предполагалось передать флоту в 2007 году – и то и другое осталось лишь на бумаге.

Итогом стала отмена 12 апреля 2007 года контракта на LCS 3, а 1 ноября – и на LCS 4. Возобновили их только в марте (на LCS 3 «Форт Уорт») и мае 2009 года (на LCS 4 «Коронадо»), а 6 апреля 2009 года министр обороны Роберт Гейтс объявил о финансировании в 2010 году трех ЛБК и намерении приобрести в общей сложности 55 кораблей. Следует также отметить, что в ходе испытаний обоих головных кораблей была выявлена масса недостатков и серьезных технических упущений. Так, в процессе приемо-сдаточных испытаний «Фридома» комиссия зафиксировала 2600 технических недостатков, из которых 21 был признан серьезным и подлежащим немедленному устранению – до момента передачи корабля флоту были устранены лишь девять из этих 21. Тем не менее 15 февраля 2010 года «Фридом» – с опережением графика на два года – вышел в свое первое самостоятельное дальнее плавание и даже принял участие в первой боевой операции, предотвратив в районе побережья Колумбии попытку перевозки крупной партии наркотиков.

Однако, после обнародования военного бюджета на 2010 финансовый год стало ясно, что итоговая закупочная стоимость головных кораблей двух типов ЛБК – «Фридома» и «Индепенденса» – оказалась равна 637 млн. и 704 млн. долл. соответственно! А 4 марта 2010 года сенсация пришла со стороны исполнителей – руководство компании Austal USA, занятого в постройке ЛБК типа «Индепенденс» американского подразделения австралийской компании, объявило о выходе из соглашения с верфью Bath Iron Works и намерении самостоятельно бороться за последующие контракты по программе ЛБК.
Изображение
Но галопирующие цены – не единственные проблемы кораблей поколения after next. Как выясняется, и у них имеются недостатки, связанные как раз с ведением боевых действий в литоральных зонах. В прошлом году профессор кафедры оперативного искусства Военно-морского колледжа США доктор Милан Вего опубликовал сразу в двух авторитетных изданиях – журнале Военно-морского института США Proceedings и немецком англоязычном Naval Forces – статьи, в которых раскритиковал ЛБК типов Freedom и Independence.
Изображение
Но прежде несколько слов об авторе этих публикаций. Доктор Вего – выпускник Военно-морской академии Югославии и исторического факультета Белградского университета. 12 лет служил в офицерских должностях на кораблях ВМС СФРЮ. Уволившись со службы, четыре года ходил вторым помощником капитана на торговых судах ФРГ. В 1976 г. обосновался в США, где защитил докторскую диссертацию на кафедре истории Университета Джорджа Вашингтона. Он – автор около 300 журнальных публикаций и 7 книг, в том числе по тактике и оперативному искусству ВМФ СССР.
Изображение
Доктор Вего подверг жесткой критике прежде всего одно из главных достоинств ЛБК – их высокую скорость хода. По его словам до 40% затрат на корпусные конструкции, энергетические установки и электросистемы обусловлены одной целью – достижению высокой скорсти. Между тем из примерно 3000 т водоизмещения ЛБК только 400 т приходится на полезную нагрузку. Если из нее вычесть массу топлива, оружия самообороны и боеприпасов к нему, продовольствия, а также вес членов экипажа, то на долю сменных боевых модулей придется всего 180 т.
Изображение
Максимальная скорость, на которой корабельные гидроакустические станции способны вести поиск подводных лодок противника, – 25 узлов, а при обнаружении мин она еще меньше. Тогда зачем нужна 45-узловая скорость?
Не в пользу высокой скорости и большого водоизмещения кораблей этого класса – результаты исследования специалистов по гидродинамике. А они свидетельствуют вот о чем. Если под килем – 4 м, то корабль, не подвергая собственное днище опасности, может развивать скорость не более 5 узлов. На глубинах порядка 17 м, она может возрасти до 10 узлов, 38 м – 15 узлов и 67 м – до 20 узлов. То есть на малых глубинах ЛБК просто не могут разгоняться без ущерба для себя.
Изображение
Но не только доктор Вего обозначил «черной меткой» новейшие литоральные боевые корабли. Довольно критически относятся к ЛБК и многие другие военно-морские специалисты. Они обращают внимание на то, что в реальных условиях, даже не обязательно боевых, для осуществления принципа «включай и сражайся» потребуется не 24 часа, а как минимум трое суток.
Изображение
Скептически оцениваются и возможности боевых модулей ЛБК. Например, ударные функции, то есть борьба с кораблями и катерами противника, возлагаются на противотанковые ракеты Hellfire, которые запускаются с вертолетов. Но масса их боевого заряда невелика, и дальность стрельбы оставляет желать лучшего. Это явно недостаточно для противодействия современным ракетным катерам. Кроме того, в случае штормовой погоды взлет и посадка винтокрылых машин будут затруднены.
Изображение
Не меньше сомнений вызывает эффективность модульных средств противолодочной борьбы ЛБК. Одним из главных ее инструментов является необитаемый противолодочный катер ASW USV (Anti-Submarine Warfare Unmanned Surface Vehicle). Этот дистанционно управляемый аппарат длиной 11 м, как уверяют его создатели из фирмы General Dynamics Robotic, «обладает великолепной остойчивостью и способен развивать скорость более 35 узлов». Суденышко должно действовать автономно в течение более 24 часов и принимать на борт снаряжение и вооружение общей массой 2250 кг, в том числе высокопроизводительную ЭВМ, навигационные приборы, гидролокатор и торпеды. Но мореходные качества столь невеликого суденышка сомнительны. На волнении более трех баллов он вряд ли сможет работать. Способность его маломощной ГАС обнаруживать и классифицировать подводные цели в условиях сложной гидрологии прибрежных вод тоже не вызывает оптимизма.
Изображение
Мостик USS FREEDOM (LCS-1)
Изображение
Пульт управления артустановкой Mk-110 на USS Freedom (LCS-1)
Изображение
Ангар USS FREEDOM (LCS-1)
Изображение
Места для размещения боевых модулей на USS FREEDOM (LCS-1)
Изображение
Изображение
Трюм USS FREEDOM (LCS-1)
Изображение

Источник: http://nnm.ru/
"Корабль – это особое существо: и живое, и ласковое, и суровое, и благодарное.
Корабль – и дом твой и крепость, и университет и оружие, и отец и защита, и приют сотен товарищей твоих и соратников.
Ни одно флотское сердце никогда не сможет забыть родной корабль."
Леонид Соболев.
Ответить

Вернуться в «Новости и информация о ВМФ»