Фильмы художественные

Все то, что показывают по телевизору о ВМФ
vatar
Почетный форумчанин
Сообщения: 966
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 18:31
Откуда: Latvija

Сообщение vatar »

Борис Павлович,раньше советские фильмы были в художественном плане на голову выше.А смотря американские фильмы,думать не надо.Вчера скачал и посмотрел Рэмбо4,где постаревший Сталлоне кишки пускает и рвет на части азиатов из крупнокалиберного пулемета.Чушь явная.Не хватило только наших жестоких морпехов с красными звездами.
С добрым словом и пистолетом можно добиться большего,чем просто добрым словом...
бпп
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:33

Сообщение бпп »

...
Последний раз редактировалось бпп 29 июн 2008, 18:50, всего редактировалось 1 раз.
бпп
Liora
Глобальный модератор
Глобальный модератор
Сообщения: 937
Зарегистрирован: 18 фев 2007, 23:06
Откуда: оттуда..)

Сообщение Liora »

vatar писал(а):Борис Павлович,раньше советские фильмы были в художественном плане на голову выше.А смотря американские фильмы,думать не надо.Вчера скачал и посмотрел Рэмбо4,где постаревший Сталлоне кишки пускает и рвет на части азиатов из крупнокалиберного пулемета.Чушь явная.Не хватило только наших жестоких морпехов с красными звездами.
ну я вот посмотрела русский фильм "месть"-сериал кажется мне хватило 1 серии!!!!!!!! настолько реалистично что страшно((американцев смотреть спокойнее для нервов-там ты просто понимаешь суть не особо нервничая а у русских они (актеры)практически не играют -это я по впечатлениям от фильма Брат 1-2 говорю...они прям живут на экране и такие вещи вытворяют...слишком реалистично..спокойненько так он там самострел одноразовый мастерит прям в кадре .... :roll: а вы о жестоких морпехах...а они что действительно жестоки????
бпп
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:33

Сообщение бпп »

На Новом канале стартовал восьмисерийный телефильм «Мины в фарватере».
http://kp.ua/daily/280508/43013/
Я понял,что имеется ввиду Украина,правильно?
бпп
Аватара пользователя
drakon
Почетный форумчанин
Сообщения: 2233
Зарегистрирован: 20 янв 2006, 15:02
Реальное имя: Александр Тимофеевич
Воинское звание: Капитан 2-го ранга
Откуда: СССР
Контактная информация:

Сообщение drakon »

бпп писал(а):....имеется ввиду Украина,правильно?
Разумеется.

http://novy.tv/ru/watch/tv/anons/080528-1925.html
xoma
Сообщения: 89
Зарегистрирован: 18 ноя 2007, 17:51
Откуда: СЕВЕР

Сообщение xoma »

Посмотрел фильм «Господа офицеры», режиссер Олег Фомин. Оценка фильма дело личное. С Уважением
Delfa
Почетный форумчанин
Сообщения: 1211
Зарегистрирован: 13 фев 2007, 15:48
Реальное имя: Наталья
Воинское звание: подполковник
Откуда: С-Петербург, ВАС
Контактная информация:

Сообщение Delfa »

бпп писал(а):На Новом канале стартовал восьмисерийный телефильм «Мины в фарватере».
Я понял,что имеется ввиду Украина,правильно?
Фильм действительно неплохой! Действия происходят в Севастополе! В том числе на гвардейском крейсере "Москва"! Т.е. ЧМ российский флот, так на сегодняшний день сложидлсь, что в Крыму, т.е. территория Украины незалежной и незаможной! Но флот то наш - Российский покрайней мере пока еще! И офицеры выпускники наших российских ВВМУчилищ!

Изображение
"Служить бы рад, прислуживаться тошно"
женя
Сообщения: 563
Зарегистрирован: 29 июл 2007, 21:51
Откуда: Kherson
Контактная информация:

Сообщение женя »

Фильм снимали Россияне, а Украина дала больше за право первого показа Российского фильма :D Вот так то :P
бпп
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:33

Сообщение бпп »

О фильме "72 метра"


Владимир Хотиненко:
ТАКОГО РОСКОШНОГО МАТЕРИАЛА У МЕНЯ ЗА ВСЮ ЖИЗНЬ НЕ БЫЛО
Два года назад Эрнст, Максимов и Любимов пригласили режиссера на ОРТ и предложили экранизировать рассказы Покровского. Пока шла подготовка масштабного проекта, Хотиненко успел снять два телевизионных фильма…
— Был мистический момент. Мой родственник — подводник, капитан первого ранга — командовал атомной подводной лодкой. Буквально за пару дней до приглашения на ТВ он говорит: «На-ка, почитай, забавный писатель — Покровский». И дает «72 метра». Прочитать не успел, а сам думаю: «Не та ли книжка?» Возвращаюсь — она. Меня такие чудеса подкупают. Рассказы действительно забавные, повесть печальная. С тех пор замысел бесконечно трансформировался. Сейчас вспоминаешь — боже мой, какие мы были наивные!
Поехали в Кронштадт, еще не представляя, какие сложности нас ждут. Грандиозные проблемы, прежде всего технологические. Мы же не знали, что настоящие лодки снимать нельзя, а строить декорацию — даже не вопрос денег. Технически почти невозможно. Все же построили. И кино сняли. Но прежде познакомились с самим Покровским. Пригласили Валерия Залотуху в качестве автора сценария. Он не любит чужой материал. Трудно было врубаться во все.
— А не было страха «врубаться» в довольно замкнутый, специфический мир подводников — со своими правилами, законами, кодексом чести, обстоятельствами места и действия.
— Страха не было. Надо было изучить уйму материала. Решить, как это снять. Правда, и каналу, и мне все представлялось в ином масштабе. Мы затевали камерную историю. А она превратилась в блокбастер. Канал предполагал основным акцентом картины сделать те самые флотские байки, что так красочно живописал Покровский. Сейчас у них вспомогательная функция, как приправа к основному блюду.
— После «Курска» вопрос интонации представляется особенно тонким.
— Если бы мне предложили снять про «Курск», «К-19», любую реальную историю, я бы категорически отказался. После «К-19» я окончательно сформулировал для себя, что документальные истории не стоит снимать в художественном кино. Есть классическое утверждение: правда жизни не есть правда искусства. Реальность убивает искусство, оказывается значительно сильнее. Выяснилось, что байки, описанные Покровским, почти все реальны. На флоте их знают.
— Материала он еще не видел?
— Нет. Но сценарий читал. В принципе на флоте Покровского знают. Он думает, что его любят все, кроме адмиралов. На самом деле картина не столь однородна. Многие люди, с которыми мы работали, с некоторой опаской спрашивали: «Ну что, будете нас показывать, как у Покровского?». Боялись момента киношного ерничанья.
— Это не традиционный страх военных выглядеть на экране смешными, негероичными?
— Нет, подводники — люди с фантастическим чувством юмора. Ведь это не просто про военных картина. Про моряков. Особенный народ. Замечательный. Получилось, что и материал Покровского, и даже сценарий ушли на второй план. Картина зажила своей жизнью, я черпал из того, что сам видел, что нас окружало. Захотелось для этих людей сделать картину. Мы построили лодку, в которой находились 13 героев, оставшихся в живых. Снимали в Севастополе, Гаджиеве, Североморске, Полярном, Мурманске. Каждый день на съемку в Гаджиев ездили мимо того ангара, где лежал «Курск». 100 км туда и сто обратно по сопкам. Короче говоря, фильм вышел из-под литературного контроля. История сохраняла сюжетные контуры, но стала прорастать, наполняться изнутри ароматом реальной жизни. Это история подводной лодки «Славянка». Никакой не атомной. Просто дизельной подводной лодки.
— Не так страшно?
— Не в том дело. Это два разных мира. Меж ними даже есть некоторый антагонизм. В дизельных — ребята такие чумазые, свои. «Атомные» — белая кость. Лодка подрывается на мине времен давней войны. И оказывается на той самой злополучной глубине 72 метров. Это глубоко. Все равно что в космос улететь на 72 тысячи километров.
— У Покровского подробно описано, что чувствует человек, над которым тонны воды. Если даже находит в себе силы вынырнуть на поверхность, может погибнуть от кессонной болезни.
— Самое интересное — показать, как люди себя ведут в экстремальной ситуации, как пытаются спастись. Показать то, чего никто никогда не видел. Потрясающий замес страшного и прекрасного. Единственный путь к спасению — через торпедный аппарат. Единственный на лодке гражданский человек (его играет Сережа Маковецкий) проделает этот путь.
— Сергей представляется таким мягким, избалованным. На съемках же от актеров, очевидно, требовалось по-настоящему мужественное поведение.
— Вот знаешь, дикий холод в Мурманске. Мы все в пуховиках. Снег сыпет. А они стоят на палубе. Построение. Нужно стоять, пока разводим мизансцену, ставим свет. Никто ни разу не хныкнул. Многие часы они проводили в водолазных костюмах под водой. Вода в павильоне холодная, но без этого, наверное, ничего бы не вышло. Главное, что у нас получилась команда. Из звезд снимались Гармаш, Башаров, Галкин. Игорь Ливанов роскошно сыграл старпома.
— Рассказы Покровского рассыпались на сюжеты судеб персонажей?
— Рассказы трансформировались в байки, которые травит один из главных героев. Их четверо: Маковецкий, Башаров, Дима Ульянов и Андрей Краско. Если серьезно, думаю, каждый из тех, кто приезжал туда, свою жизнь подпитал... Каждый совершил какое-то личное открытие. Например, Башаров с Краско решили погрузиться на настоящей лодке. Им это было необходимо. Внутри лодки всегда жарко, узко, тесно. Человек с малейшим намеком на клаустрофобию погибнет там мгновенно. Но люди служат. Живут. Помню, все тогда про «Курск» расспрашивали. И один капитан второго ранга спокойно заметил: «Да что вы, елы-палы, мы ж знаем, куда идем, когда в поход отправляемся. Это произошло с «Курском». Но каждый поход, хоть в Америке, хоть в Англии, — всегда риск».
— Перед актерами вы ставили какие-то особые задачи?
— Прежде всего наблюдать: привычки, манеры. Мы снимали две лодки одинакового типа: «Варшавянки». Одну — в Севастополе. Другую — на Севере. В Севастополе нам встретился настоящий прототип нашего героя, которого играет Краско. Потрясающий человек. Понятно, почему женщины должны страдать и любить подводников. В них такая надежда! У нас, кстати, есть женская роль. В ретроспекции два молодых лейтенанта полюбили девушку. Ее сыграла Чулпан Хаматова. Всего-то четыре съемочных дня, а роль вышла пронзительная. Уже готова первая сборка фильма: три часа. Теперь надо фильтровать, отжимать. Но, честно, такого роскошного материала у меня за всю биографию не было. По тому, как это снято (оператор Илья Демин), по фактуре, по драматизму.
— Подводные съемки осуществлял тоже Демин? Это же отдельная профессия?
— Операторов, работающих под водой, почти нет. Он прошел курс подводника, снимал специальной техникой. Он — молодчина!
— Вы работали с консультантами?
— На всех уровнях. К примеру, чтобы получить разрешение снимать на атомном крейсере «Петр Великий», я встречался с командующим флотом Сучковым, с Куроедовым. Поразило вот что. Высшему командованию сценарий не нравился. Было много возражений. Тем не менее они помогли все снять, и команда «Петра Великого» строго выполняла указания режиссера.
— Когда я читала книжку Покровского, при всей анекдотической закваске впечатлили и трагические моменты. Отчего-то сразу подумалось о режиссере Хотиненко, который любит замес рационального и инфернального, у которого сама обыденность на глазах свертывается в сгустки фантастики, а смех подернут слезой драмы.
— Пришлось убеждать их, что я не собираюсь ерничать, что не ради баек я затеял эту картину. Нам самим был необходим другой масштаб. Картина выросла сама. Не могу себе приписывать многие замечательные вещи. Например, как возникла идея музыки Морриконе.
— Тот самый Эннио Морриконе, написавший музыку к «Однажды в Америке», «Профессионалу», сочиняет музыку для истории про российских подводников? Это действительно из области фантастики.
— Это было последней каплей в череде удивительных событий. Ведь на самом деле я с самого детства долбанут на флоте. Знал все корабли, играл «в Цусиму», причем старался ее выиграть. Цусима была моей личной болью. Представить не могу, что картину эту снимал бы кто-то другой, — сразу мурашки по коже. Я уже смонтировал минут тридцать-сорок материала. И вот надо бы музыку подбирать. Совершенно случайно я поставил саундтрек, подаренный на какой-то из премьер. Услышал первую же тему из фильма — и понял: вот оно. Как мальчишка, ночь не спал: скорее в монтажную. Когда поставил — все соединилось, слилось. Но готовую же мелодию — нельзя! Когда я произнес имя Морриконе, меня не поняли. Никто не поверил, что это возможно. Но решили попробовать. Созвонились. Встретились и два часа проговорили. Он посмотрел материал.
Спросил, как я отношусь к гибели «Курска», кто виноват. Я попытался сформулировать свою точку зрения. Что слишком много политики вокруг трагедии. Что в реальности все много проще и сложнее. Что главное для меня — записка, оставленная Колесниковым со словами любви... Замечательный вопрос задала его жена: «А с чьей точки зрения вы хотите увидеть историю?». И мы рассказали ей об образе, который нам самим помогал почувствовать условную «точку зрения». Это чайка, которая с самого начала действия наблюдает за происходящим. Известно, что чайки — души погибших моряков. Как-то случайно, подкрашивая судно, чайку «пометил» матрос. И она перестала быть просто нарицательной птицей, стала Предчувствием. Так возникают иной масштаб, воздух истории, сторонний взгляд. Для Морриконе это было важно. Абсолютным слухом он уловил необходимое сочетание героизма и интимности.
— Думаю, впервые в российском фильме будет звучать музыка Морриконе.
— Мы тоже так сказали, а он возразил: «Нет. Я писал музыку для «Красной палатки».
— Тема выдающаяся, запоминающаяся. Но тот фильм был копродукцией нескольких стран. Так что все равно это его дебют в российском кино. Удивительно, что в наши трудные дни снимается блокбастер, соотносимый с масштабом «К-19».
— У нас все скромнее по деньгам, но съемки не хуже. Изначальной идеей было с помощью фильма снять стресс после трагедии «Курска». Но история сама повела, потащила. Говорят, кино — искусство потерь. Но, наверное, это первая картина — обретений.
— Во всяком случае, непохоже, что режиссер утомлен, измучен громадной работой. Напротив, ощущение, будто съемки только начинаются…
— Мы снимали в потрясающих, величественных местах, где никто никогда не снимал. Тебя будто заряжают энергией. Сопки огненные. Красота невероятная. Уже после съемок, провожая лодку, на которой снимали, мы испытали чувство, схожее с проводами близкого человека. Это было личное прощание со «Славянкой». Она в кино у нас — живая. Начинаешь понимать, что чувствуют моряки, когда говорят: «Прощай, железо»...

Лариса МАЛЮКОВА
бпп
бпп
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:33

Сообщение бпп »

Мурманское кино
Увидеть себя на экране ни в главной роли, ни даже в эпизоде мне, увы, не довелось. Хотя возможность была. Воинская часть на Украине, где я служил, посылала людей для массовки одного из фильмов о Великой Отечественной. Но - не сложилось. Так что этот цикл статей в каком-то смысле воплощение несбывшегося. Начиная его, напишу рядом два слова: «мурманское кино…» Иной недоуменно спросит - да разве такое было? Кто-то навскидку припомнит два-три фильма последнего времени, снимавшихся на Кольском полуострове. Знатоки напрягут память и назовут еще несколько советских картин. И все!
А ведь это только верхушка айсберга, мощное основание которого покоится в глубине минувшего века, скрыто в толще ушедших лет.
По одним данным, более 60 картин делались полностью или частично в нашем крае, по другим - более 100. Здесь жили и работали прекрасные актеры и режиссеры. Во время съемок происходили захватывающие истории. «Мурманские» фильмы имели разную судьбу, на них по-разному реагировали зрители и критики. В общем, есть на чем остановиться подробнее. И пусть мое повествование станет для читателей экскурсом в малознакомое прошлое, «окном» в далекую юность, шансом больше узнать о современном кинематографе, а в целом поможет открыть еще одну увлекательную страницу истории Кольского Заполярья.
1.АРКТИЧЕСКИЙ ВЕКТОР
Вот вам для начала одна из не разгаданных мной загадок. В кадре - человек с ножом, явно представитель какой-то северной народности. Нож занесен для удара по другому человеку, лежащему на снегу. Рядом - нарты с поклажей.
Фотоснимок с кадра опубликовала 18 декабря 1939 года «Полярная правда», повествовавшая о новых лентах. Картина
называлась «Гость». «Часть съемок этого фильма, - сообщала газета, - производилась в Кировске». Однако в каталоге кинопродукции тех лет такого фильма нет. Обычное дело: рабочее название и его итоговый вариант отличаются друг от друга. Но о чем была
картина, кто в ней снимался, каковы были обстоятельства съемок, остается пока только догадываться…
Говорят, все мы родом из детства. Что касается мурманского кино, это действительно так. Во всяком случае, уже в довоенное время определилось место Кольского Севера в системе киношных координат, обозначились тенденции, ярко проявившиеся в дальнейшем. И тому имелись свои причины. Ранний кинематограф был падок на экзотику, которой на Севере хоть отбавляй. Экзотике сопутствовал официальный «покорительный» пафос, и соединение этих двух условий на многие годы сделало полярные пространства объектом пристального внимания отечественного кино. Ну а Кольский полуостров - самая близкая, самая доступная, наконец, самая освоенная северная территория России. Вот почему именно с него все и началось.
Первым в СССР игровым фильмом на северном материале стала лента «Песнь тундры» режиссера Александра Пантелеева, появившаяся в 1926 году. Речь шла в духе той эпохи о конфликте саамов-лопарей со скупщиками пушнины, в котором на стороне угнетенных аборигенов принимает активное участие ссыльный революционер. Заканчивалось все, разумеется, оптимистически: победой нового строя над отжившим свое «проклятым» прошлым. К сожалению, эта еще немая «Песнь тундры» до нас не дошла, но тогда она «прозвучала» на всю страну, и советские кинодеятели расслышали ее очень даже хорошо. С тех пор одним из векторов развития «важнейшего из искусств» оставался арктический, северный.
Другой темой, привлекавшей внимание мастеров кино, стала, что тоже понятно, Гражданская война. События, происходившие на Мурмане в период интервенции, были своего рода золотой жилой, доступной, пока оставались в живых свидетели и участники тех событий, к разработке «открытым способом». В 1933 году на экраны вышел фильм «Белый камень». А в 1938-м на страницах «Полярной правды» старый саам - герой рассказа Павла Лукницкого «Олени бегут» вспоминал о нем так: «На берегу моря становище Иоканьгу знаешь?.. Там есть скала… Когда англичане в девятнадцатом году приходили, там каторгу сделали, тюрьму на скалах, море кругом… Там и сейчас кости наших людей лежат… Начальник был - зверь, выведет наших людей, курит сигару, сам целится по несколько минут то в одного, то в другого. Людей мучает, убьет двух или трех, они падают со скалы… Остальных - обратно, чтоб на следующий день помучить… Я тоже там был. Наши, спасибо, пришли, жив остался… А потом, пять лет назад, из Ленинграда сюда кинорежиссер приехал делать об этом картину. Понимаешь, меня пригласил, я все показывал и сам тоже играл, мне сказали: я хороший артист. Я в Ленинград с оленями ездил. Понимаешь, в Европейской гостинице три месяца жил, в павильоне снимался!.. Хорошее время, хорошая вышла картина. Всюду ее возили, и в Лондон, я слышал, возили показывать. Очень нравилась английским рабочим».
Великое немое… Представляю себе киносеансы тех лет. Тесные зальчики «синема» - прокуренные, устланные по полу вместо ковров шелухой от семечек. Таперов, играющих, как умеют, на дребезжащих, расстроенных инструментах. И зрителей, жадно внимающих происходящему на экране, верящих в реальность волшебного «зазеркалья» до такой степени, которая и не снилась нам, нынешним, с ленивой ухмылкой просматривающим на DVD очередную мелодраму: мол, что еще придумали. Впрочем, наивное отождествление жизни экранной и истинной имело свою темную сторону. Романтика была поставлена на службу пропаганде. Кино, как и прочие виды творчества, оказалось втиснутым в прокрустово ложе соцреализма, а все выступающее за его рамки обрубалось… пардон, вырезалось без всякой жалости. Хотя это не мешало настоящим мастерам создавать свои шедевры.
В 1934 году всю страну облетело известие об одиссее челюскинцев и о перелете Валерия Чкалова через Северный полюс. Под звуки бравурного марша «Когда страна быть прикажет героем, у нас героем становится любой», Арктика вошла буквально в каждый дом. На этом фоне появившиеся в 1936 году уже звуковые «Семеро смелых» Сергея Герасимова обрели огромную популярность и стали по-настоящему знаковой, как сказали бы ныне, «культовой» картиной. Почти весь этот фильм был снят в нашем крае, и мурманчане по-своему способствовали успеху будущего фильма, стараясь
создать киногруппе благоприятные условия для работы. Позднее Герасимов вспоминал: «Мы жили в Заполярье чуть ли не целый год. Снимали и на Кольском полуострове, и на Рыбачьем, и на Кильдине… Чуть ли не все события, послужившие сюжету, были пережиты участниками съемок. Они жили среди непуганых птиц на островах Баренцева моря, осваивали лыжи и парашют в Хибинах. Сколько раз, подобно героям фильма, им приходилось пробиваться
через внезапную пургу, сколько раз в поисках натуры они совершали
многокилометровые переходы… Правда, коллектив поддерживало теплое участие местных жителей. Они выделяли кинематографистам людей, питание и даже единственное имеющееся сухопутное транспортное средство - лошадь 36 лет,
потерявшую зубы и питавшуюся моченым хлебом…»
Тот же Герасимов чуть позже открыл и другое важное для кино свойство Кольского полуострова - его рельеф и природа столь богаты и разнообразны, что могут при необходимости заменить любой северный регион. И не только северный. В 1937 году Сергей Апполинарьевич снимал в Кировске натуру для своего нового фильма «Комсомольск», посвященного ударной стройке на Дальнем Востоке. После него снимать дальневосточные кадры туда приехали находившиеся на гребне славы братья Васильевы - создатели легендарного «Чапаева». Их новая картина «Волочаевские дни», которая делалась под Ленинградом, оказалась под угрозой срыва из-за целого ряда форсмажорных обстоятельств. Помогли Хибины. Сами режиссеры описывали ситуацию так:
«Нужно было заготовить на месте ряд построек хозяйственных и декоративных… Когда мы все это сделали, затратив очень солидные суммы, и приступили к съемке, началось таяние. Мы немедленно стали искать, куда перебросить. Нашли выход - в Кировск. И опоздай мы на два-три дня, не сняли бы зимнюю натуру». Накануне Великой Отечественной мурманская пресса уже писала о Кировске как о «любимом месте советских кинематографистов».
Вооруженные конфликты последних предвоенных лет дали советскому кино новый материал для творчества. Именно в это время становится звездой первой величины замечательный актер Николай Крючков, сыгравший среди прочего командира-пограничника в фильме «Граница» и демобилизованного танкиста в «Трактористах». Череду созданных им на экране «армейских» образов продолжил разведчик Байков - главный герой фильма «В тылу врага». Картина рассказывала о событиях войны с белофиннами, рабочее название ее было «Юпитер второй», и трудиться над ней приехала в Кировск весной 1941-го съемочная группа киностудии «Союздетфильм» во главе с режиссером Евгением Шнейдером. Крючкову, разумеется, уделялось особое внимание. «Николай Афанасьевич, - сообщала газета «Комсомолец Заполярья», - приехал, не отдохнув после работы над музыкальной комедией «Свинарка и пастух», где он под руководством режиссера Пырьева снимался в новой комедийной роли вместе с Мариной Ладыниной». Заканчивали фильм спустя несколько месяцев, когда враг стоял на подступах к Москве. Премьера проходила на передовой. Вот что писал о ней Крючков в своих мемуарах: «Показывали ленту в лесу, в каком-то сарае, под прикрытием боевого охранения. Мы, артисты, изрядно волновались, и не без оснований: события, о которых шла речь в фильме, по сравнению с теми, что происходили в действительности, выглядели… не слишком уж серьезными, поверхностными, наивными, что ли. Но как реагировали бойцы!
Насколько они были великодушны к нашим очевидным промахам и натянутостям, как радовались тому, что враг бежит хотя бы на экране, как верили в неизбежность нашей победы!»
Последним фильмом мирного времени, съемки которого проходили в нашем крае, оказалась картина «Дальнее плавание». Работа над ней стала данью мощному росту рыбодобывающей промышленности и определила на десятилетия вперед еще одну тенденцию, еще одну тему - рыбацкую. «Дальнее плавание», - поясняли в июне 41-го мурманские газетчики, - будет героико-приключенческим фильмом, основной линией которого является становление и формирование образа молодого человека нашего времени. Действие фильма развертывается в Мурманском траловом флоте». Натуру отсняли в Мурманске. Киношники ожидали выхода в море, наркомат рыбной промышленности уже выделил для работы над картиной специальный траулер, но… Наряду со множеством других планов война разрушила и этот. На несколько лет единственными работающими в Мурманске деятелями кино стали фронтовые операторы, единственными снимавшимися фильмами - военные хроники. К художественным картинам вернулись лишь после победы.
2.ПУТЬ К ПРИЧАЛУ
В начале сентября 1961 года на улицах областного центра появился автобус с надписью «Студия «Мосфильм» и табличкой на лобовом стекле «Путь к причалу».
- В Мурманске я побывал еще в прошлом году вместе с автором сценария, - рассказывал мурманским журналистам режиссер-по-становщик картины Георгий Данелия. - Мы
знакомились с местами, где должны были вести съемки, на два месяца выходили в море на пароходе «Леваневский», были на полярных станциях. Все это пригодилось при теперешних съемках нового фильма, которые мы выполняем с большой душой и желанием. Мы обязательно привезем для премьеры новую кинокартину в Мурманск, где нас так тепло встречают оказывают большую помощь в нашей работе. Мнение мурманчан о нашем новом кинофильме будет для нас самым интересным и самым важным.
Сценарий написал молодой, но уже известный литератор Виктор Конецкий, служивший в свое время на Северном флоте и прекрасно знавший реалии северной морской жизни. Главный герой фильма - старый одинокий боцман Росомаха. Спасательный буксир тащит отслуживший свое корабль «Полоцк» в Мурманск на слом. Шторм. Спасатель получает сигнал бедствия - тонет лесовоз. Для того чтобы успеть оказать помощь, нужно освободиться от «Полоцка». На «Полоцке» четыре человека: Росомаха и три матроса, они сами должны принять решение. Если обрубят трос - могут погибнуть. Решают - рубить. «Полоцк» налетает на скалы. Спасаются все, кроме боцмана. В картине присутствовало не только море, но и берег, порт. Съемки продолжались в течение двух лет. Некоторые из происходивших в процессе работы над фильмом историй Данелия припомнил в опубликованной в 2003 году книге «Безбилетный пассажир».
«ВСЕ ПАРТБИЛЕТЫ НА СТОЛ ПОЛОЖИТЕ!»
«В Мурманске по плану было намечено первой снимать сцену на набережной. Выбрали точку. Красиво, вид на порт, на Кольский залив. Только в кадр попадал грязный покосившийся забор. И я попросил администратора Федорца, чтобы завтра на съемку пригнали автобус - закрыть забор от камеры… Утром на следующий день приехали на съемку - автобуса нет.
- Не дали, - объяснил Федорец…
Я попросил… позвонить Залб-штейну. Директором фильма «Путь к причалу» был Дмитрий Иосифович Залбштейн, осанистый пятидесятилетний мужчина с начальственным басом… - Не снимайте! - завопил Залбштейн. - Будет автобус. Минут через сорок приехала милиция, а за ней начали подъезжать автобусы, один за другим. Все прибывают и прибывают. Милиционеры спрашивают, где автобусы расставлять… а потом приехали два БТРа. Из башни одного торчала голова Залбштейна. После звонка… Залбштейн помчался в обком партии к первому секретарю. Секретарша пыталась остановить его, но Залбштейн отодвинул ее и ворвался в кабинет. Там за длинным столом сидело человек двенадцать - шло заседание бюро обкома… - Сидите? Не чешетесь? - заорал Залбштейн. - Хотите, чтобы мы очерняли советскую дейст-вительность? Не выйдет! Все партбилеты на стол положите!..
Пауза.
- В чем дело? - спросил первый секретарь. - Выражайтесь конкретнее.
Залбштейн выразился конкретно: автобус не дали.
Все облегченно вздохнули и заулыбались. И тогда к нам отправили автобусы с городских маршрутов. А член бюро обкома командующий военным округом на всякий случай прислал два бронетранспортера, на одном из которых и приехал на съемочную площадку Дмитрий Иосифович Залбштейн».
Снимали и на улицах Мурманска, и в рыбном порту. Но больше всего - в торговом. Там работали над сценами проводов в море спасательного судна «Кола» и возвращения его из рейса. Там же запечатлели встречу с матерью одного из героев картины - юнги Васьки. Попали в кадр и мурманчане - грузчики и механизаторы торгового порта, участ-вовавшие в некоторых эпизодах. Съемки продолжились в Баренцевом море - на судне аварийно-спасательной службы, на буксирных судах транспортно-буксирного флота Мурманского рыбного порта «Стерегущий» и «Смелый». И вновь вместе с профессиональными актерами играли мурманские моряки - члены экипажа «Смелого»: боцман Анатолий Арсентьевич Плюснин, кок Василий Дмитриевич Захарчук, матросы Александр Чужмаров, Владимир Ковтун и Василий Липатов. Судя по тому, что вспоминает Данелия, сниматься в кино мурманчанам понравилось.

«РАНЬШЕ НЕ МОГ, НА КУБУ РАКЕТЫ ВОЗИЛИ...»
«Между прочим. Как мы ни старались держаться подальше от государственных секретов, все равно никак не могли их избежать.
В тот день, когда Никита Сергеевич выступил с официальным заявлением, что на Кубе советских ракет нет, пошли мы в ресторан. Только сели, в другом конце зала поднялся человек и крикнул:
- Режиссер! Я вернулся, когда сниматься будем? Я узнал его: этот моряк был у нас в массовке в очереди у пивного ларька.
- Опоздал, отсняли уже все сцены с массовкой, - крикнул я. - Надо было раньше приходить!
- Раньше не мог. Мы на Кубу ракеты возили!
А строжайшую государственную тайну - об испытании на острове Новая Земля атомной бомбы - мы узнали за две недели до взрыва…
Когда в центральных газетах появились опровержения слухов о новых испытаниях атомного оружия, на главной площади Мурманска на доске объявлений среди прочих был прикноплен и такой листок: «Граждане туристы, в связи с непредвиденными обстоятельствами турплавания на Новую Землю переносятся на весну будущего года».
Главную роль, боцмана Зосиму Семеновича Росомаху, играл один из самых популярных в ту пору актеров - Борис Андреев. Известность его была настолько велика, что командующий Северным флотом выделил лично для Бориса Федоровича свой адмиральский катер. В фильме есть сцена - боцман, у которого вся жизнь прошла на кораблях, а на берегу ни кола ни двора, выпил с приятелем, вышел на берег и стал ногами бить волны. В Баренцевом море вода очень холодная, поэтому хотели снимать дублера. Андреев запротестовал: «Никаких дублеров, Росомаху играю я». Эту сцену снимали на острове Кильдин, и актер, пожилой уже человек, на пронизывающем ветру, в мокрой одежде и без переодеваний два часа самоотверженно искал варианты. Сняли четырнадцать дублей. В картине были задействованы и другие замечательные мастера экрана - Георгий Вицин, Любовь Соколова. Юнгу Ваську играл московский школьник Саша Метелкин, уже имевший, несмотря на молодость, солидный актерский стаж - участ-вовал в фильмах «Анна на шее» и «Военная тайна». Роль матроса Чапина досталась Валентину Никулину. Он же исполнил и звучавшую в картине песню, о которой у Данелия - рассказ особый.
ПЬЯНЫЕ ЗАПЕЛИ!
«На фильм «Путь к причалу» музыкальный редактор Раиса Александровна Лукина… порекомендовала пригласить молодого ленинградского композитора Андрея Петрова. Он приехал - молодой, застенчивый. Я сказал ему, что срочно нужна мелодия песни… Музыка была утверждена.
Написать слова я попросил поэта Григория Поженяна. Он написал:
«Если радость на всех одна, на всех и беда одна…» И т. д. В слове если две ноты, а в мелодии три. Поженян потребовал, чтобы Петров выкинул ненужную ноту. Я сообщил об этом Петрову… Телеграмма: «Москва. «Мосфильм». Данелия. Я написал тринадцать вариантов мелодии, пусть этот Жеженян заменит одно слово!» Поженян - задира, боксер, бывший десантник, узнав, что его назвали Жеженяном, пришел в ярость и рвался в Ленин-град, чтобы набить Петрову морду.
Конфликт уладили так: сказали Поженяну, что фамилию перепутало телеграфное агентство, а переделывать ничего не надо - ни слова, ни музыку. Споем безграмотно: «е-е-сли» - тремя нотами. Так и поет ее в фильме актер Валентин Никулин. Песню записали, она нам нравилась, но мелодию никто не мог запомнить - ни члены съемочной группы, ни я сам. «Не будут петь, - понял я. - Ну и не надо. Главное - есть настроение». Когда фильм был готов, мы повезли его в Мурманск и показали морякам. Ночью меня разбудило пение. За окном пьяные голоса нестройно выводили нашу песню: «Е-е-сли радость на всех одна, на всех и беда одна…» Ну, если пьяные запели, то это будет шлягер. Так оно и было». Фильм вышел на экраны в конце 1962 года, а накануне официальной премьеры, согласно традиции тех лет, картину привезли в Мурманск. Так что жители областного центра стали первыми ее зрителями. «Путь к причалу» понравился им сразу. Это была буквально любовь с первого взгляда. Впрочем, оценили его по достоинству не только жители областного центра. Маститый кинокритик Ростислав Юренев писал в журнале «Искусство кино»: «Молодые и одаренные люди делали фильм… В фильме есть неровности, упущения, но не о них хочется думать, их можно не замечать, потому что в фильме так много подлинно тонкого, доброго, человеческого. Фильм будоражит воспоминания, манит к новому, незнакомому. Он романтичен и современен». Пожалуй, эпилогом к этой картине может послужить еще один фрагмент из воспоминаний Данелия.
ЧУЖИЕ ДЕНЬГИ
«Когда фильм «Путь к причалу» вышел на экраны, Конецкий позвонил и попросил меня срочно приехать в Ленинград. - Зачем?
- Приедешь - узнаешь.
Он встретил меня и прямо с вокзала повез в сберкассу. Снял с книжки деньги и протянул мне толстую пачку:
- Потиражные за сценарий. Здесь твоя доля - две тысячи триста сорок. Пятьдесят процентов.
Я в той или иной степени работал над всеми сценариями к моим фильмам. Но меньше всего - над этим.
- Я сценарий не писал и денег не возьму, - сказал я и вышел из сберкассы. Конецкий - за мной:
- Но ты много придумал.
- Это неважно. Я не написал ни строчки.
Тогда он положил деньги на перила мостика (мы шли по мостику через Мойку), сказал:
- Мне чужие деньги не нужны, - и пошел.
И я сказал:
- И мне не нужны.
И тоже пошел. А деньги лежали на перилах. Две тысячи триста пятьдесят. Машину можно купить, «Победу». Фанаберии у нас хватило шагов на семь. Подул ветерок, мы развернулись и, как по команде, рванули назад. Деньги эти мне очень пригодились, потому что следующий фильм я начал снимать только через год, а между фильмами режиссерам зарплату не платят».
«Путь к причалу» - один из самых «мурманских» фильмов отечественного кинематографа. И один из самых любимых. Таким, надеюсь, останется он для наших детей и внуков. Недавно его снова показывали. И глядя на телеэкран, я поймал себя на том, что берет за сердце, трогает душу не только великолепная игра актеров, но и сам показанный в фильме Мурманск прошлого. Город, ставший самостоятельным и полноправным персонажем этой замечательной ленты.

3.НА ЭКРАНЕ ФЛОТ

Помню давнее, детское: холодный, давно не знавший ремонта зал кинотеатра «Родина» в Североморске. Старые жесткие сиденья с облупившейся краской, первый ряд. Утренний, десятичасовой, сеанс - 10 копеек за билет. Передо мной на огромном белом полотне уходит под воду «щука», погружается, оставив на палубе командира, ценой жизни спасающего от гибели лодку и ее экипаж. На это невозможно смотреть безучастно, и соленая влага скапливается в уголке глаза, а потом, начинает медленно сползать по щеке. Я не смахиваю ее, потому что все равно в темноте никому ничего не видно. Прикосновение слезинки неожиданно согревает озябшую кожу. И на сердце тоже тепло - ведь все, о чем повествует фильм, близкое, родное. Пройдешь отсюда несколько сотен метров, и уже залив, причалы, корабли. В нашем классе у многих отцы военные. И мой тоже. Флот - короткое, как выдох, емкое слово присутствует здесь всегда, даже если речь идет о чем-то другом. Флот наполняет собой жизнь вокруг, придает ей особый смысл. Мы, дети, это чувствуем и сопереживаем. В том числе и в кино.
Все началось в 1947 году, когда на Кольский полуостров приехал «Чапаев всех времен и народов» Борис Бабочкин. Приехал уже не как актер, а как режиссер, чтобы снять картину о действиях одного из надводных кораблей Северного флота во время войны. Съемки проходили в Полярном и на других флотских базах. Для подыскания лучшей «натуры» киногруппа на одном из судов выходила в открытое море. Фильм назывался «Повесть о «Неистовом» и был сделан в рекордно короткие сроки. Первым съемочным днем стало 23 июня, а к 22 ноября лента была окончена. Характерная деталь эпохи: коллектив кинематографистов во главе с Бабочкиным победил в соцсоревновании, и ему было вручено переходящее Красное знамя - за быстроту. О своих героях-моряках режиссер писал: «Мне хотелось сделать их типичными, подчеркнуть в них не столько различие их индивидуальностей, сколько черты, общие для всех советских моряков. Такими чертами, по-моему, являются преданность родине и долгу, чувство коллектива, скромность, душевность и полное отсутствие сентиментальности». Пока шла работа над «Повестью», пресса писала о ней с придыханием - еще бы, ведь снимал признанный киноклассик. После выхода фильма ситуация изменилась. Бабочкина упрекали в отсутствии героики, в обыденности всего происходящего на экране. Оправдываясь, он отвечал критикам: «Я люблю действительность, окружающую меня жизнь неприкрашенной и считаю, что наша жизнь не нуждается ни в какой лакировке». В общем, первый блин вышел отчасти комом.
Пропустим примерно четверть века и откроем флотскую киноисторию нашего края на главе под названием «Командир счастливой «щуки». Бригада подводных лодок серии «Щ», действуя на вражеских коммуникациях, наносит по нем-цам удар за ударом, торпедируя транспорты с войсками и оружием. Дерзость и боевая удача одной из этих лодок, прозванной «счастливой», вызывает серьезную тревогу в фашистском штабе. Командиру соединения противолодочных кораблей приказано любой ценой потопить советскую субмарину. Начинается поединок, завершившийся памятным мне с детства жертвенным подвигом.
В отличие от «скорострельного» Бабочкина режиссер Борис Волчек работал над своим новым фильмом два года.
- Я побывал в Заполярье, - рассказывал он потом, - и решил: снимать будем здесь. Здесь сама обстановка, сама природа способствуют раскрытию героической темы.
Готовились кинодеятели основательно: на заводе «Севморпуть» сделали «счастливую «щуку», подогнав под соответствующие формы дизельную лодку 611-го проекта. Съемки продолжались несколько месяцев. Почти ежедневно подводники вместе со съемочной группой выходили в море. Сотни погружений и всплытий, различных маневров - так, кадр за кадром создавался фильм. Заканчивали картину в павильонах студии «Мосфильм». Там в натуральную величину были воссозданы отсеки подводного корабля, где и разворачивалось действие. В фильме играли известные артисты. Роль командира лодки Алексея Строгова, кстати, ласково называвшего своих подчиненных «щукарями», исполнил Петр Вельяминов, комиссара Шеркниса - Донатас Банионис. Участвовали в эпизодах и моряки подводной лодки, на которой проходили съемки. Позже на страницах «морского сборника» Вельяминов вспоминал об этой работе:
«Первой мыслью было: «Справлюсь ли?» Не шутка - командир подводного корабля! Ведь зритель, особенно из числа специалистов не потерпит ни малейшей фальши. Для начала перечитал мемуары командиров подводных лодок. А потом, когда прибыли для съемок в Заполярье, подолгу беседовал с подводниками… Не скрою, на меня, Донатаса Баниониса, других артистов, режиссеров, операторов огромное впечатление произвели подводники. Нелегкая у них служба, суровы условия Заполярья. И как просто, без тени геройства делают они свое дело. Нас поразили их повседневное мужество, ярко выраженное чувство долга и какая-то особая житейская мудрость».
Картина, хоть и была не без огрехов, все же, по общему мнению, удалась. Первыми ее увидели моряки-североморцы летом 1973 года. Тогда же, как признание заслуг, кинематографистам были вручены «командирские лодочки» - нагрудные знаки офицеров ВМФ, допущенных к управлению подлодками.
Почти одновременно с лентой о «счастливой «щуке» на Северном флоте снималась другая картина - «Океан». В мае 1973 года в Североморске, на улицах Морской и Сивко, где работали кинематографисты, можно было увидеть, как по припорошенной снегом сопке шли, взявшись за руки, две девочки-близняшки, а рядом с ними - морской офицер. На лицах девочек - радость. Сегодня они отправились гулять вместе с папой, только что вернувшимся с моря. Капитан второго ранга тоже довольно улыбался, по-доброму жмурился от веселых солнечных лучей. Стоит ли говорить, что семейную вылазку «на природу» сопровождали автомобили с эмблемой «Мосфильма», а офицером был артист Николай Олялин, игравший командира противолодочного корабля Александра Платонова. Роль Олялину нравилась.
«Образ Платонова, - пояснял он корреспонденту газеты «На страже Заполярья», - мне дорог тем, что в его характере и поступках выражены большие мысли о человечности, о нашей морали, о сути истинного товарищества и воинского долга. За годы службы в Военно-морском флоте Платонов не только приобрел жизненный опыт, но и стал коммунистом в самом высоком значении этого слова, командиром корабля, которого знают и любят подчиненные».
Сюжетную основу картины составила переработанная для кино пьеса Александра Штейна, автора сценариев к фильмам «Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы». Окончили военное флотское училище три друга. Каждый пошел своим путем. Один - Слава Куклин - стал «сухопутным» моряком, служакой, приспособленцем. Второй - Саша Платонов - командует кораблем, решителен и смел. Третий - служащий под его началом Костя Часовников - то ли моряк, то ли поэт, сомневающийся в правильности сделанного выбора. Часовников решает оставить флот и посвятить себя литературе. Начальство медлит с ответом, а его друг и непосредственный начальник Платонов категорически против. На этом и строится интрига. В финале Часовников решает навсегда остаться на флоте. Фильм был двухсерийным, цветным и снимался не без проблем.
- Ехали мы в Заполярье с надеждой застать зиму, - огорченно сообщал журналистам режиссер картины Юрий Вышинский, - но натурные съемки… пришлось вести с некоторой поправкой. Завозили снег, включали ветродуй. Имитируя пургу, использовали мелко нарезанную папиросную бумагу. Так что погода не очень-то считается с насущными потребностями и запросами «киношников».
В картине был собран неплохой актерский ансамбль. Помимо Олялина - Борис Гусаров, Кирилл Лавров, Армен Джигарханян, Татьяна Самойлова, Наталья Белохвостикова. Трудились они азартно, увлеченно. Однако с каждым днем подправлять и редактировать северный климат становилось все труднее, и в конце концов работу решили продолжить в павильонах. Съемочная группа уехала. Год спустя фильм был закончен. А когда картину показали по всей стране, на нее обрушился в соответствии с названием целый океан критики. Вот типичный образчик, взятый из статьи «Упрощение конфликта», опубликованной 14 ноября 1974 года в газете «Водный транспорт»: «Есть немало оснований полагать, - рассуждает ее автор А. Александров, - что в конфликте между Платоновым и Часовниковым сегодняшний зритель увидел недоверие к человеку. И действительно, Платонов, искренне желая добра товарищу, действовал по примеру некоторых руководителей 40-х годов, как говорится, загонял человека палкой в рай… Вера Платонова основывается, прежде всего, на его собственном непререкаемом убеждении, что «Часовникову нужен флот, а флоту Часовников». Это уже не вера, а волюнтаризм. Ни сам Часовников, ни флот не уполномочивали Платонова решать за них, кто кому нужен». И сам Олялин рассуждал о фильме и о своей роли уже совершенно по-другому.
«Фильм неудачен, - отвечал он на соответствующий вопрос в газете «Комсомолец Заполярья». - Нет в нем тех людей, которых я уважаю и люблю. Вспоминать о нем, вот честное слово, больно. Ну, это у актеров к сожалению бывает нередко. Когда все твои творческие планы и замыслы разбиваются о множество… объективных факторов… Это теневая сторона нашей работы».
Тем не менее лента получилась знаковой. И прежде всего потому, что в ней впервые показали «лишнего» флотского человека - из тех, что в послеперестроечные годы, не найдя себя, во множестве увольнялись, уходили в запас. В семидесятые, конечно, проблема не достигала таких масштабов, но симптомы болезни определены верно, типаж схвачен четко, так что картина, на мой взгляд, пострадала больше по идеологическим, чем по художественным, причинам.
Оставим позади почти десятилетие и из длинного перечня картин о флоте выберем еще одну - «Правду лейтенанта Климова». Для мурманчан знаменательна она прежде всего тем, что сделана по сценарию нашего земляка - писателя Леонида Крейна, представляющему собой его же переработанную повесть «Дуга большого круга». Этот фильм, поставленный режиссером Олегом Дашкевичем, - о подводниках, об их повседневной службе, в которой есть место и обыденному, и героическому. Снимался он в начале восьмидесятых в различных частях Северного флота. Главные роли исполнили популярные актеры Андрей Ростоцкий и Юрий Каморный. К примеру, Ростоцкого, по воспоминаниям очевидцев съемок, можно было встретить летом 1981 года в Североморске возле морского вокзала и легко узнать среди других находившихся там же флотских офицеров. Ведь, несмотря на теплую погоду, носил он черную фуражку и шинель, в то время как на остальных моряках были белые фуражки и «форма три». Что делать, согласно сюжету лейтенант Климов прибыл к новому месту службы зимой. Картина вышла на экраны в 1982 году. Она получилась добротной, но особых лавров не снискала. И все же - осталась памятной страницей в истории мурманского кино.
Флотские фильмы последних лет требуют отдельного разговора. Пока же, подводя итоги, замечу, что ленты, о которых шла речь, - из самых интересных, неординарных. А в целом качество многих фильмов о флоте, к сожалению, оставляло желать лучшего. Им часто не хватало глубины, знания морской службы, понимания флотских проблем. Еще в середине семидесятых офицер-североморец капитан III ранга Е. Никифоров высказался по этому поводу так: «Флот не должен служить лишь фоном, местом действия… Флотскому зрителю (да и не только флотскому) нужны не произведения однодневки с ленточками и якорями - внешними аксессуарами морской формы, а такие фильмы, где ставятся большие вопросы жизни военно-морского флота, где конфликты раскрываются с суровой и неоспоримой художественной правдой». С ним и сегодня нельзя не согласиться.
4.ВЗЛЕТНАЯ ПОЛОСА
Две стихии – море и небо, два океана – водный и воздушный. Здесь, на Кольском Севере, они соединены, слиты. В том числе и в кино, где «мурманские» фильмы о флоте соседствуют с картинами об авиаторах, также отснятыми в нашем крае. О них сегодня и вспомним… В прошлом году областной центр посетил с гастролями замечательный актер Сергей Никоненко. Когда журналисты спросили, доводилось ли ему приезжать сюда прежде, он ответил так:
- Первый раз я был в Мурманске 41 год тому назад. Режиссер Егор Щукин снимал ленту о летчиках Заполярья «Места тут тихие», я играл в ней одну из главных ролей. И все лето 66-го года, с середины июня по конец августа, мы бороздили и Баренцево море, и Белое, и на Кильдин ходили, и в Мирный. Так что кое-что повидали. Трески поели. Мы ее сами и ловили. Если бы, читатель, мы могли перенестись в то давнее время, когда на Северном флоте снимался первый для нашего края «авиационный» фильм, то увидели бы в Североморске живописную группу военных, одетых в непонятную смесь из меховых курток, бушлатов, гимнастерок, кожанок и даже сшитых вполне по моде пиджаков. Среди этого веселого и дотошного народа выделялся невысокого роста моряк в мешковатой, явно с чужого плеча, форме. Он бродил по городу, то и дело забывая приветствовать старших по званию, и вполне закономерно попался на глаза патрульной службе.
- Товарищ матрос!
- Есть! Я! - моряк подбежал к нахмурившемуся капитану и неловко козырнул.
- Почему не отдаете честь? Почему так к форме относитесь? Матрос нисколько не смутился - наоборот, он засмеялся, громко, весело, чуть ли не подмигивая офицеру. И сидеть бы нескладному морячку суток десять на гауптвахте, но… это был Сергей Никоненко, вживавшийся в образ. Так что ситуация разрешилась, к общему удовольствию, улыбками, автографами и полным взаимопониманием сторон.
Ленту ставили по сценарию писателя Григория Свирского, в годы войны служившего на Кольском полуострове техником в гвардейском авиационном полку, готовившем к полетам самолеты Сыромятникова, Сафонова и других прославленных асов. Однако фильм, повествующий о ратном подвиге летчиков-североморцев, не документален. Ни один из его персонажей не имеет определенного прототипа. Более того, в картине фактически нет главного героя. И это не случайно. Ее создатели хотели показать кинопортрет боевого коллектива и намеренно не делали акцента на той или иной роли.
Работала съемочная группа дружно, и вскоре местные жители к ней привыкли. И уже не удивлялись тому, что идет по улице Михаил Глузский, игравший штурмана Братнова, что в сторонке беседуют с летчиками Николай Гриценко, перевоплотившийся в полковника Фисюка, и Павел Шпрингфельд, ставший старшиной Цибулько, что удивляется июньскому снегу Анхель Гутьеррес - «неунывака» Санчес - испанец, сыгравший испанца. Картина вышла в прокат в 1967 году и в целом была признана удачной. Но не обошлось и без замечаний. Пожалуй, самыми придирчивыми ее критиками стали именно северяне. Некоторые отмеченные ими «недостатки» сегодня способны вызвать улыбку. К примеру, капитан II ранга И. Колкер в статье «Против отдельных трактовок», опубликованной 15 июня 1967 года в газете «На страже Заполярья», писал, что «кажется все же неправомерным, чтобы важнейшая часть смысловой нагрузки фильма ложилась… на разжалованного штурмана… Ни к чему также было называть комсоргом девушку, которая появляется в фильме лишь для того, чтобы угостить летчиков спиртом из медицинских запасов. В третьих, вызывает обиду за высокообразованных советских командиров нарочитая грубость обращения, заданная авторами сценария отдельным действующим лицам».
Мурманскую взлетную полосу отечественного кинематографа продолжила появившаяся в 1971 году лента «Случай с Полыниным», которой в рамках нашего цикла посвящен отдельный материал. Еще два года спустя на Кольский полуостров приехала съемочная группа киностудии «Беларусьфильм» во главе с режиссером Игорем Добролюбовым - лауреатом премии Ленинского комсомола Белоруссии. В Мончегорске гости из союзной республики работали над эпизодами цветной, широкоформатной картины «Потому что люблю», посвященной нелегкой службе на Севере молодых летчиков-истребителей, преемственности поколений, крепкой мужской дружбе, любви и верности. В числе авторов сценария этого фильма был Борис Трунин - сценарист «Белорусского вокзала», а главные роли исполняли популярнейший Николай Рыбников и Валентина Теличкина - в ту пору одна из самых востребованных артисток страны. Впрочем, хоть сколь-нибудь шумного успеха картина не имела, и ныне ее помнят разве что знатоки истории отечественного кино.
Чего никак нельзя сказать о фильме «Торпедоносцы», ставшем общепризнанной классикой и завоевавшем не только признание критиков, но и, что гораздо важнее, зрительскую любовь. Между прочим, подзаголовок «Торпедоносцы» был еще у фильма «Места тут тихие». Но осталась под этим именем только лента, снятая режиссером Семеном Арановичем в нашем заполярном крае. « - Кадр двести двадцать четыре, дубль первый! Все приходит в движение, «полуторка» своим ходом пошла вдоль рельсов, по которым плавно катится камера с оператором. В кузове, свесив ноги, сидят два летчика. Один из них, командир звена Александр Белобров, главный герой фильма, роль которого исполняет заслуженный артист РСФСР Родион Нахапетов», - так описывался в «Полярке» съемочный процесс. Сам Нахапетов об этой своей работе отзывался так:
- Я исполняю роль старшего лейтенанта Александра Белоброва, летчика-североморца… Роль трагическая, я бы сказал, даже лирико-трагическая. Это мироощущение мне очень близко как художнику.
Мало кто знает, что у Нахапетова был весьма своеобразный «конкурент». «Главным артистом» картины Аранович называл самолет Ил-4 - настоящую фронтовую машину, которую кинематографисты «взяли в аренду» у музея ВВС Северного флота. И хотя «ильюшин» не летал и пришлось дополнительно использовать два авиамакета, подлинный торпедоносец оставался незаменимым. Будущего «героя» фильма обнаружили в тундре в 1979 году, в пятидесяти километрах юго-восточнее поселка Гремиха. Отдельные части Ил-4 подняли из болота с помощью вертолета, затем вывезли, восстановили. В найденном самолете обнаружили останки неизвестного летчика. Одного из тех, чьей памяти и посвящен фильм, в котором удивительно сочетается документальное и художественное, героика и быт. Хмурое северное утро застает двух авиаторов - друзей, соседей - под домашним кровом: один блаженно просыпается в постели рядом с молодой женой, другой делает зарядку, старательно «выжимая» чугунный утюг. В столовой их командир - подполковник Фоменко заинтересованно спрашивает: «А варенье какое?» И удовлетворенный тем, что оно абрикосовое, отдает команду на вылет. Потом начинается «работа»: среди рвущихся снарядов, взметнувшихся ввысь водяных столбов самолет рвется к цели - кораблю противника. С пробитым баком, горящим мотором… В титрах «Торпедоносцев» значится, что автор сценария Светлана Кармалита создавала его по фрагментам военной прозы Юрия Германа. Однако у писателя нет ни повести, ни рассказа сюжетно похожего на то, что происходит в картине. «Фрагменты прозы» - это дневники и записные книжки. Кармалита соединила воедино записи Германа о морских летчиках, совместила людей и события. Снимали картину осенью 1982 года в Мурманске, Североморске, поселке Сафоново. В то время кое-где в гарнизонах еще оставались бараки военных лет, деревянные «трапы» и тротуары. Поэтому почти никаких декораций создавать не пришлось. Торпедные атаки снимали натурально, в воздухе с помощью офицеров-авиаторов Ю. Баринова и В. Сакевича. Работа над эпизодом, где горящий самолет покидает стрелок-радист, шла с участием мурманских спортсменов-парашютистов. «Удивительное мастерство и смелость проявил при этом прапорщик П. Шемякин, - отмечал 9 октября 1982 года в газете «На страже Заполярья» полковник В. Бондаренко. - Вот как это было. В воздухе из вертолета выбрасывается манекен с парашютом и устройством для его поджога. Сразу же за ним вертолет покидает Шемякин с кинокамерой в руках. В процессе снижения он снимал горящего «парашютиста». И так дважды». В течение двух месяцев кинематографисты отсняли весь необходимый материал. Помимо «штатных» Родиона Нахапетова, Веры Глаголевой, Станислава Садальского, Алексея Жаркова к работе над фильмом активно привлекались моряки и авиаторы Северного флота, а также члены их семей. Аранович любил снимать непрофессиональных артистов. Таков был его принцип.
- Зачем мне приглашать актеров из Ленинграда или из Москвы, - пояснял он, - если я и здесь могу найти, скажем, санитарку, которая гораздо грамотнее перевяжет раны. Те съемки не забыты их участниками до сих пор. Вот лишь некоторые воспоминания, собранные журналистом Ольгой Чернышевой и опубликованные в мурманской прессе. «Отлично помню, как снимали фильм «Торпедоносцы». Дело происходило в авиагородке. Была такая сцена, когда Нахапетов спускается по трапу с сопки, вроде как зимой. Весь в коже и мехе, а вокруг северные снега. А на самом деле эти кадры снимали летом (возле памятника авиаторам Великой Отечественной войны). Подогнали «пожарку» и всю сопку залили пеной - получилась зима».
«Множество дублей было снято на аэродроме в Североморске-2. Народу запомнился Садальский-болтун. А больше всего в память врезалось, как одного из наших сослуживцев загримировали под фрица, замерзшего в самолете. Посадили в кабину и мукой обсыпали. Вроде как иней на лице. Потом эту «маску» было весело смывать».
«Еще один смешной эпизод. Манекен нарядили в летное меховое оборудование и на окраине аэродрома сбросили с парашютом. Он упал в сугроб. «Стоп! Снято! Манекен везите сюда». Когда добрались до «парашютиста», то он оказался без унтов. Их долго искали, но, естественно, ничего не нашли. Никто не верил, что по таким сугробам можно было подкрасться и «стырить» унты. Зря не верили… Как потом перед нашей «щедрой базой» отчитывались, уму непостижимо!» «В эпизодических и массовых сценах обычно был задействован личный состав ближайших авиачастей. Многие до сих пор вспоминают, что молодежь на съемках расхватала все погоны старших чинов, а старшим офицерам пришлось довольствоваться тем, что осталось».
На прощанье североморцы подарили всем членам съемочной группы тельняшки. Кинематографисты уехали. Разумеется, не весь наработанный на Севере материал вошел в итоговый вариант картины. При монтаже были исключены некоторые массовые сцены, например прощание летчиков с погибшими товарищами. Но главное и самое важное сохранилось. Сохранилось и название картины, несмотря на то, что авторы хотели его поменять на «Если свидеться нам не придется…». Так начиналось простенькое четверостишие, написанное на обороте фотокарточки, подаренной одним из летчиков своей любимой. Но эпизод с карточкой тоже пришлось убрать. Поэтому черновое название «Торпедоносцы» стало официальным.
Лента вышла в следующем - 1983 году. Когда ее впервые показали в Мурманской области - признание было единодушным. Помню, как мы - еще школьники - с упоением пересказывали друг другу отдельные, наиболее запомнившиеся сцены фильма. А в 1986-м картина получили Государственную премию СССР - одну из высших тогда наград. В этом году «Торпедоносцы» отметили четвертьвековой юбилей. С тех пор появились и другие картины о летчиках, снятые на Кольском полуострове, но роднее и дороже по-прежнему нет.
Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области
Аватара пользователя
MuRena
Глобальный модератор
Глобальный модератор
Сообщения: 1143
Зарегистрирован: 05 янв 2007, 23:41
Откуда: Североморск/Питер
Контактная информация:

Re: Фильмы художественные

Сообщение MuRena »

АДМИРАЛЪ
«Я хотел вести свой флот по пути славы и чести,
я хотел дать Родине вооруженную силу,
как я ее понимаю,
для решения тех задач, которые так или иначе,
рано или поздно будут решены,
но бессмысленное и глупое правительство
и обезумевший, дикий ( и лишенный подобия),
неспособный выйти из психологии рабов народ
этого не захотели».


Адмирал КОЛЧАК А. В.

С нетерпением жду начала проката фильма "АДМИРАЛЪ".
Адмирал Колчак - одна из сильнейших личностей того времени, и сделанное им, как моряком заслуживает всяких похвал. Не известно, по какому пути пошла бы история государства Российского, если бы его назначили Командующим Балтфлотом после смерти Эссена.
Жаль будет, если сняли что-нибудь вроде "Господ Офицеров"...
"Корабль – это особое существо: и живое, и ласковое, и суровое, и благодарное.
Корабль – и дом твой и крепость, и университет и оружие, и отец и защита, и приют сотен товарищей твоих и соратников.
Ни одно флотское сердце никогда не сможет забыть родной корабль."
Леонид Соболев.
бпп
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:33

Re: Фильмы художественные

Сообщение бпп »

MuRena писал(а):...С нетерпением жду начала проката ...фильма "АДМИРАЛЪ"...
Не смотрел, хотя диски уже в продаже. В анонсе сказано, что фильм будет не только о его военно-политической деятельности, но и личной жизни. Значит, 2/3 именно о личной жизни: любовь-морковь :lol: и тупой большевизм... :evil: Тоже хочу ошибиться и надеюсь на лучшее. Посмотрим :cry:
DMB81
Сообщения: 141
Зарегистрирован: 26 авг 2008, 18:47

Re: Фильмы художественные

Сообщение DMB81 »

....«Граждане туристы, в связи с непредвиденными обстоятельствами турплавания на Новую Землю переносятся на весну будущего года».
- это хорошо,это классика.Особенно "непредвиденными" да и в целом,надо только вчитаться....
бпп
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:33

Re: Фильмы художественные

Сообщение бпп »

Об "Адмирале":
...На первом плане – вера, надежда, любовь; но любовь из них больше... http://www.1tv.ru/admiral/
Аватара пользователя
MuRena
Глобальный модератор
Глобальный модератор
Сообщения: 1143
Зарегистрирован: 05 янв 2007, 23:41
Откуда: Североморск/Питер
Контактная информация:

Re: Фильмы художественные

Сообщение MuRena »

MuRena писал(а):С нетерпением жду начала проката фильма "АДМИРАЛЪ"...
Дождался...
Посмотрел...
Расстроился...
"Корабль – это особое существо: и живое, и ласковое, и суровое, и благодарное.
Корабль – и дом твой и крепость, и университет и оружие, и отец и защита, и приют сотен товарищей твоих и соратников.
Ни одно флотское сердце никогда не сможет забыть родной корабль."
Леонид Соболев.
Ответить

Вернуться в «Кино»