Флот на защите Отечества

Здесь обсуждаются книги о ВМФ
Ответить
kreg1
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 22 авг 2013, 12:46
Реальное имя: Иван
Воинское звание: матрос

Флот на защите Отечества

Сообщение kreg1 »

Изображение
В книге кратко изложена история создания и развития отечественного военно-морского флота. Приведены эпизоды боевой деятельности флота, показан героизм русских моряков, проявленный в морских сражениях, боях и походах. Проанализирована эволюция корабельного состава флота с древних времен до сегодняшнего дня.
Книга предназначена для широкого круга читателей. Может быть полезна при проведении мероприятий по военно-патриотическому воспитанию молодежи. Книга также адресована офицерам флота и курсантам военно-морских учебных заведений, совершенствующих знания по истории отечественного военно-морского флота.
Содержание:
ПРЕДИСЛОВИЕ.
ГЛАВА 1. СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПАРУСНОГО ФЛОТА В РОССИИ
1.1 Хроника основных событий
1.2 Военный флот Древней Руси
1.3 Попытка Московского государства создать регулярный военный флот
1.4 Пётр I — создатель русского регулярного флота
1.5 Создание Балтийского флота
1.5.1 Государева дорога
1.5.2 Взятие крепости Нотебург (Орешек) (1702)
1.5.3 «Небываемое бывает»
1.5.4 От Кроншлота к Кронштадту
1.5.5 Взятие крепости Выборг (1710)
1.5.6 Гангутское морское сражение (1714)
1.5.7 Бой у острова Эзель (1719)
1.5.8 Бой у острова Гренгам (1720)
1.6 Создание Каспийской и Охотской военных флотилий
1.7 Петровский этап создания регулярного флота
1.8 Сражения в Средиземном море
1.9 Создание Черноморского флота
1.9.1 Основание Херсона — первого кораблестроительного центра на юге России (1778)
1.9.2 Основание Севастополя — главной базы Черноморского флота
1.9.3 Победа русской гребной флотилии под Очаковым (1788)
1.9.4 Бой у о. Фидониси (Змеиный) (1788)
1.9.5 Сражение у Керченского пролива (1790)
1.9.6 Сражение у о. Тендра(1790)
1.9.7 Сражение у мыса Калиакрия (1791)
1.9.8 Штурм и взятие о. Корфу (1799)
1.10 Очередные морские сражения на Балтике
1.10.1 Гогландское морское сражение (1788)
1.10.2 Роченсальмское сражение (1789)
1.10.3 Ревельское сражение (1790)
1.10.4 Выборгское морское сражение (1790)
1.11 Вторая Архипелагская экспедиция
1.11.1 Дарданелльское морское сражение (1807)
1.11.2 Афонское сражение (1807)
1.12 Наваринское морское сражение (1827)
1.13 Героический бой брига «Меркурий» (1829)
1.14 Бой пароходофрегата «Владимир» (1853)
1.15 Синопское сражение — последнее сражение эпохи парусного флота (1853)
1.16 Крымская война
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ МОРЕПЛАВАНИЯ. ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ВМФ
2.1 Хроника развития мореплавания и кораблестроения
2.2 Создание Школы математических и навигацких наук
2.3 Открытие Берингова пролива (1648 г.)
2.4 Разработка морских уставов
2.5 Изучение побережья Тихого и Северного Ледовитого океанов
2.5.1 Первая экспедиция на Камчатку
2.5.2 Великая Северная экспедиция
2.5.3 Вторая Камчатская экспедиция
2.5.4 Основание мореходной школы для судоводителей
2.6 Первая кругосветная экспедиция
2.7 Открытие Антарктиды (1820 г.)
2.8 Первый в истории дружественный визит эскадр Российского флота в США
2.9 Учреждение в Петербурге и Николаеве специальных училищ корабельной архитектуры (1798)
2.10 Учреждение при морском корпусе высших офицерских классов (1827)
2.11 Макаров Степан Осипович (1848-1904)
2.12 Кадры парового флота
ГЛАВА 3. СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПАРОВОГО ФЛОТА. РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА
3.1 Развитие кораблестроения в XIX веке
3.1.1 Хроника основных событий
3.1.2 Развитие отечественного речного и морского парового судостроения
3.1.3 Строительство парусно-винтовых кораблей
3.2 Создание броненосного флота
3.2.1 Броненосный флот прибрежного действия
3.2.2 Эскадренный броненосец «Пётр Великий»
3.2.3 Эскадренный броненосец «Гангут»
3.2.4 Развитие броненосного флота
3.3 Крейсерский флот
3.4 Создание минных заградителей, миноносцев, минных крейсеров, эскадренных миноносцев
3.5 Артиллерия русского флота
3.6 Минно-торпедное оружие русского флота
3.7 Эпизоды боевых действий 1-й Тихоокеанской эскадры
3.7.1 Трагедия флота в Порт-Артуре
3.7.2 Бой крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» с японской эскадрой
3.7.3 Постановка минных заграждений
3.7.4 Боевые действия крейсеров и миноносцев
3.7.5 Гибель кораблей 1 -и Тихоокеанской эскадры
3.8 Переход кораблей Балтийского флота на Тихий океан в составе 2-й и 3-й эскадр
3.9 Эпизоды боевых действий кораблей в Цусимском сражении
3.10 Эпизоды боевых действий броненосцев в русско-японской войне
3.10.1 Эскадренный броненосец «Император Николай I»
3.10.2 Эскадренный броненосец «Наварин»
3.10.3 Эскадренный броненосец «Сисой Великий»
3.10.4 Эскадренный броненосец «Полтава»
3.10.5 Эскадренный броненосец «Петропавловск»
3.10.6 Эскадренный броненосец «Севастополь»
3.10.7 Эскадренный броненосец «Пересвет»
3.10.8 Эскадренный броненосец «Ослябя»
3.10.9 Эскадренный броненосец «Победа»
3.10.10 Эскадренный броненосец «Ретвизан»
3.10.11 Эскадренный броненосец «Император Александр III»
3.10.12 Эскадренный броненосец «Бородино»
3.10.13 Эскадренный броненосец «Орёл»
3.10.14 Эскадренный броненосец «Князь Суворов»
3.11 Итоги русско-японской войны
3.11.1 Цусимская катастрофа
3.11.2 Некоторые мысли о причинах «цусимской катастрофы»
3.11.3 Уроки русско-японской войны для развития кораблестроения
3.11.4 Оценка обеспечения живучести отечественных кораблей
3.12 Финал броненосного флота России
ГЛАВА 4. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ВМФ РОССИИ ПОСЛЕ РУССКО-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЫ. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА
4.1 Развитие кораблестроения России в «мирное время»
4.2 Хроника основных событий в ВМФ начала XX века
4.3. Создание отечественных линейных кораблей
4.3.1 Линейный корабль «Гангут»
4.4 Легендарные «Новики»
4.5 Участие флотов в первой мировой войне
4.6 Эпизоды боевых действий кораблей Балтийского флота
4.6.1 Боевые действия эскадренного броненосца «Слава»
4.6.2 Эскадренный миноносец «Новик»
4.7 Боевые действия Черноморского флота
4.8 Боевые действия флота в Заполярье
4.9 Русский флот в Средиземном море
4.10 Причины повреждений и гибели кораблей русского флота в первой мировой войне (1914-1918)
4.11 Уроки первой мировой войны для развития кораблестроения и обеспечения живучести
4.12 Этапы становления Российского флота
ГЛАВА 5. СОЗДАНИЕ РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОГО КРАСНОГО ФЛОТА
5.1 Ледовый поход Балтийского флота
5.2 Комплектование РККФ личным составом
5.3 Подготовка командных кадров РККФ
5.4 Красный Балтийский флот
5.5 Красный Черноморский флот
5.6 Озерные и речные флотилии
5.7 Создание военного флота Астраханского края
5.8 Боевые действия БФ в обороне Петрограда в 1918-1919 гг.
5.9 Состояние флота после гражданской войны
5.10 Памятные эпизоды возрождения флота (1922-1940)
5.11 Крейсера
5.12 Проектирование авианосцев
5.13 Лидеры
5.14 Великолепная «семерка»
5.15 Торпедные катера
5.16 Подготовка кадров перед Великой Отечественной войной
5.17. Памятные события развития РККФ
5.18 Обострение международной обстановки. Советско-финская война
5.19 Динамика становления и развития советского РККФ
5.20 Итоги развития РККФ в период между гражданской и Великой Отечественной войнами
ГЛАВА 6. РАЗВИТИЕ ПОДВОДНОГО ФЛОТА
6.1 От «потаенного судна» до «Дельфина» и «Барса»
6.2 Подводные лодки в первой мировой войне
6.3 Восстановление и строительство советских подводных лодок
6.4 Подводные лодки в Великой Отечественной войне
ГЛАВА 7. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
7.1 Хроника памятных событий ВМФ
7.1.1 Инженеры-механики — активные участники Великой Отечественной войны
7.1.2 Участие учёных в решении проблем флота в области живучести кораблей
7.2 Субъективная оценка боеспособности РККФ перед Великой Отечественной войной. Задачи флота в войне
7.3 Действие флота на сухопутных фронтах
7.3.1 Удельный вес видов Вооружённых Сил СССР (1941-1945) к общей численности личного состава
7.3.2 Личный состав ВМФ, переданный в Красную Армию для действий на сухопутных фронтах
7.3.3 Московская битва (30.9.1941 г. - 20.4.1942г.)
7.3.4 Сталинградская битва (17.7.1942 г.-2.2.1943г.)
7.3.5 Прорыв блокады Ленинграда (12-30.1.1943 г.)
7.3.6 Итоги боевых действий ВМФ на сухопутных фронтах
7.3.7 Рождения Советской Гвардии (18.9.1941 г.)
7.4 Боевые действия Красной Армии и ВМФ на приморских направлениях
7.4.1 Оборона морских баз
7.4.2 Прорыв кораблей КБФ из Таллина в Кронштадт (28-30.8.1941 г.)
7.4.3 Флот в обороне Ленинграда
7.4.4 Героическая оборона Одессы (5.8-16.10.1941 г.)
7.4.5 Оборона Моонзундских островов (6.9-22.10.1941 г.)
7.4.6 Героическая оборона Севастополя (30.10.1941 г.-4.7.1942г.)
7.4.7 Керченско-Феодосийская десантная операция (25.12.1941 г. -2.1.1942г.)
7.4.8 Героическая оборона Новороссийска (1942 г.19.8-26.9)
7.4.9 Оборона Туапсе (25.9-20.12.1942 г.)
7.4.10 Высадка десанта в районе Станичка-Южная Озерейка (4-9.2.1943 г.)
7.4.11 Новороссийская десантная операция (9-16.9.1943 г.)
7.4.12 Новороссийско-Таманская наступательная операция. (9.9-9.10.1943 г.)
7.4.13 Керченско-Эльтигенская десантная операция (31.10-11.12.1943 г.)
7.4.14 Высадка Николаевского десанта (26.3.1944 г.)
7.4.15 Крымская наступательная операция (8.4-12.5.1944 г.)
7.4.16 Моонзундская десантная операция (29.7-24.11.1944 г.)
7.4.17 Петсамо-Киркинесская операция (10-29.10.1944 г.)
7.5 Эпизоды боевой деятельности подводных лодок, морской авиации, надводных кораблей и катеров
7.5.1 Подводные лодки
7.5.2 Морская авиация
7.5.3 Линейный корабль «Октябрьская революция»
7.5.4 Линейный корабль «Марат»
7.5.5 Линейный корабль «Парижская Коммуна» («Севастополь»)
7.5.6 Гвардейский крейсер «Красный Крым»
7.5.7 Гвардейский крейсер «Красный Кавказ»
7.5.8 Крейсер «Киров»
7.5.9 Крейсер «Максим Горький»
7.5.10 Тяжёлый крейсер «Таллин» («Петропавловск»)
7.5.11 Торпедные катера
7.5.12 Оценка боевой деятельности надводных кораблей
7.6 Обеспечение морских коммуникаций
7.7 Эпизоды боевых действий и борьбы за живучесть экипажей кораблей Балтийского флота
7.7.1 Лидер «Ленинград»
7.7.2 Лидер «Минск»
7.7.3 Эскадренный миноносец «Гневный»
7.7.4 Эскадренный миноносец «Гордый»
7.7.5 Эскадренный миноносец «Грозящий»
7.7.6 Эскадренный миноносец «Сердитый»
7.7.7 Эскадренный миноносец «Сильный»
7.7.8 Эскадренный миноносец «Скорый»
7.7.9 Эскадренный миноносец «Славный»
7.7.10 Эскадренный миноносец «Смелый»
7.7.11 Эскадренный миноносец «Сметливый»
7.7.12 Эскадренный миноносец «Статный»
7.7.13 Эскадренный миноносец «Стерегущий»
7.7.14 Эскадренный миноносец «Стойкий»
7.7.15 Эскадренный миноносец «Сторожевой»
7.7.16 Эскадренный миноносец «Суровый»
7.8 Эпизоды боевых действий и борьбы за живучесть экипажей кораблей Черноморского флота
7.8.1 Хроника боевых действий кораблей
7.8.2 Крейсер «Ворошилов»
7.8.3 Крейсер «Червона Украина»
7.8.4 Крейсер «Молотов»
7.8.5 Лидеры «Москва» и «Харьков»
7.8.6 Лидер «Ташкент»
7.8.7 Эскадренный миноносец «Способный»
7.8.8 Эскадренный миноносец «Фрунзе»
7.8.9 Эскадренный миноносец «Безупречный»
7.8.10 Эскадренный миноносец «Бодрый»
7.8.11 Эскадренный миноносец «Беспощадный»
7.8.12 Эскадренный миноносец «Свободный»
7.8.13 Эскадренный миноносец «Сообразительный»
7.8.14 Аварийно-боевой ремонт кораблей на ЧФ
7.9 Эпизоды боевых действий и борьбы за живучесть экипажей кораблей Северного флота
7.10 Краткие итоги боевых действий ВМФ в Великой Отечественной войне
7.10.1 Балтийский флот
7.10.2 Северный флот
7.10.3 Черноморский флот
7.10.4 Тихоокеанский флот
7.10.5 Особенности действий Военно-морского флота
7.10.6 Безвозвратные потери личного состава ВМФ СССР
7.10.7 Потери кораблей и катеров ВМФ СССР
7.11 Потери кораблей, транспортов и самолетов Германии
7.11.1 Потери кораблей и судов (в %)
7.11.2 Потери Германии и её союзников
7.12 Боевые потери кораблей, катеров и судов по годам войны
7.13 Трофеи ВМФ СССР
7.14 Заключение по участию ВМФ в Великой Отечественной войне
7.15 Анализ боевых повреждений кораблей во 2-й мировой войне
7.15.1 Причины боевых потерь кораблей воюющих государств во второй мировой войне (1939-1945 гг.)
7.15.2 Потери людей во 2-й мировой войне (млн чел.)
7.15.3 Боевые повреждения надводных кораблей
7.15.4 Боевые повреждения подводных лодок
7.15.5 Повреждения оружия и технических средств
7.16 Классификация боевых повреждений
7.17 Принципы защиты и обеспечения живучести кораблей
ГЛАВА 8. ПОСЛЕВОЕННОЕ БОЕВОЕ ТРАЛЕНИЕ
8.1 Памятные события боевого траления
8.2 Применение морского минного оружия во 2-й мировой войне
8.3 Послевоенное боевое траление — важнейшая государственная задача
8.4 Материально-техническое обеспечение траления
8.5 Боевое траление, как вид боевых действий на море
8.6 Боевое траление в Суэцком канале и Красном море
ГЛАВА 9. ОКЕАНСКИЙ РАКЕТНО-ЯДЕРНЫЙ ФЛОТ СССР
9.1 Активные участники создания современного флота
9.2 Подводные лодки
9.3 океанские походы дизельных подводных лодок
9.4 Создание и развитие ракетно-ядерного подводного флота
9.5 океанские плавания атомных подводных лодок (эпизоды)
9.6 Вклад подводников в защиту Отечества
9.6.1 Дизельные подводные лодки ВМФ
9.6.2 Атомные подводные лодки ВМФ
9.7 Надводные корабли
9.7.1 Создание и развитие надводных сил ВМФ
9.7.2 Основные ТТЭ надводных кораблей I и II рангов
9.7.3 ТТЭ надводных кораблей I ранга Российского ВМФ
9.8 Боевая служба — основная форма действий флота в мирное время
9.8.1 Интенсивность несения боевой службы кораблями ВМФ
9.9 Оказание интернациональной помощи социалистическим и развивающимся странам
9.9.1 Кубинский кризис 1962 г.
9.9.2 Демократическая Республика Вьетнам
9.9.3 Конфликт между Индией и Пакистаном
9.9.4 Экспедиция советских военных моряков в Бангладеш (1972-1974 гг.)
9.9.5 Гражданская война в Йемене
9.9.6 Ирано-иракская война (1980-1988 гг.)
9.9.7 Эфиопско-сомалийская война и гражданская война в Эфиопии
9.10 Надводные корабли Советского ВМФ
9.11 Итоговые данные по состоянию ВМФ СССР
9.11.1 Роль Балтийского флота в истории отечественного ВМФ
9.11.2 Боевой потенциал советского ВМФ
9.12 Международное сотрудничество отечественного ВМФ
9.13 Корабельное вооружение
9.13.1 Ударные ракетные комплексы
9.13.2 Зенитные ракетные комплексы
9.13.3 Противолодочное ракетное и ракетно-торпедное вооружение
9.13.4 Артиллерийское вооружение
9.13.5 Торпедное оружие
9.13.6 Минное оружие флота
9.14 Морская авиация
9.15 Береговые войска ВМФ
9.16 Перспективы развития корабельного вооружения и способов ведения войны
ГЛАВА 10. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БОЕВОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ КОРАБЛЕЙ
10.1 Совершенствование конструктивного и организационно-технического обеспечения живучести корабля
10.2 «Хозяйство» корабельных инженеров
10.2.1 Корабельные паросиловые энергетические установки (ПСУ)
10.2.2 Дизельные энергетические установки (ДЭУ)
10.2.3 Корабельные газотурбинные энергетические установки (ГТУ)
10.2.4 Корабельные ядерные энергетические установки (ЯЭУ)
10.3 Ветераны Корпуса инженеров-механиков флота
10.4 Корабельные инженеры Балтики
10.5 Суровые будни флота
10.6 Подготовка инженерных кадров ВМФ
ВВМИОЛУ им. Ф.Э.Дзержинского
ЛВВМИУ им. В. И. Ленина.
ГЛАВА 11. РЕАЛИИ XXI ВЕКА
11.1 Научно-технический потенциал кораблестроения России
11.2 Динамика изменения корабельного состава
11.3 Субъективная оценка состояния ВМФ России
11.4 Перспективы военного кораблестроения
11.5 Деятельность Военно-морского флота
11.6 «Быть сильными — гарантии национальной безопасности для России»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для ознакомления 2 главы из книги:
Линейный корабль - «Октябрьская революция»
30 августа все корабли Кронштадта были включены в систему артиллерийской обороны Ленинграда. Гитлеровцы начали сентябрьский штурм города. 5 сентября в 11 час. заговорил главный калибр линкора «Октябрьская революция». Артиллеристы корабля вели огонь по скоплению танков и мотопехоты противника в районе Красного Села. В последующие дни линкор, поддерживая наши сухопутные войска, ежедневно проводил от двух до пяти стрельб из орудий главного калибра. 17 сентября на сухопутный фронт ушел ещё один отряд линкоровцев в составе 590 человек.
15 сентября утром линкор вышел из Кронштадта и стал на якорь на Петергофском рейде. Для стрельбы главным калибром на дальность, превышающую предельную, потребовалось увеличить угол возвышения орудий, создав для этого крен 5-6° на противоположный борт. Необходимый крен обеспечил командир электромеханической боевой части корабля капитан 1 ранга И. А. Зубарев. 18 сентября линкор огнем своих орудий подавил две батареи противника калибром 150-мм и 210-мм. Поняв, какую огромную роль играет морская артиллерия в обороне Ленинграда, гитлеровцы решили уничтожить корабли КБФ и, в первую очередь, линкоры «Марат» и «Октябрьская революция».
Утром 21 сентября линкор с якорной стоянки на Петергофском рейде вел огонь из орудий ГК по противнику в районе Красного Села. В 11 час. 19 мин. 30 самолетов «Ю-88» стали заходить на корабль с кормовых курсовых углов. Зенитчики линкора сбили 2 самолета противника, но три авиабомбы массой от 250 до 500 кг почти одновременно попали в носовую часть корабля в районе 14-29-го шпангоутов. Пробив верхнюю палубу, бомбы взорвались на средней. Сила взрыва была настолько велика, что настил верхней палубы, оторвавшись от бортов, вместе со шпилевым устройством завернулся на полубак. Почти до самого днища зияла чудовищная пробоина. Якорь-цепь, сорвавшись со стопоров, вытравилась за борт на 150-200 м. Стреляя всеми калибрами, волоча за собой вытравленную якорь-цепь и ведя борьбу с пожаром на баке, «Октябрина» начала движение в Кронштадт. Благодаря умелым действиям аварийных партий и других подразделений корабля, удалось быстро потушить пожар, остановить поступление забортной воды и осушить затопленные помещения. Линкор не смог освободиться от якорь-цепей, но, тем не менее, сумел перейти с Петергофского рейда в Кронштадт. В течение того же дня линкор «Октябрьская революция», находясь на Малом Кронштадтском рейде, подвергся ещё пяти массированным налетам фашистской авиации. Горела краска на стволах зенитных орудий, был сбит «юнкере», но ни одна из 108 сброшенных бомб не попала в корабль. Экипаж проявил исключительное мужество и упорство для спасения корабля.
22 сентября противник возобновил воздушные налеты на корабли Балтийского флота. В этот день авиация трижды атаковала линкор группами по 20-30 самолетов, которые сбросили 79 авиабомб, но попаданий не имели. На следующий день снова был совершен воздушный налет на линкор «Октябрьская революция», два самолета «Ю-88» были сбиты. Тогда фашисты бросили на линкор более крупные силы авиации. В воздушных налетах участвовало до 150 пикирующих бомбардировщиков. Около корабля упало 145 авиабомб. Две из них попали в корабль, выведя из строя левое орудие третьей башни. Одновременно противник обстреливал линкор с берега. В этом бою зенитчики сбили ещё три бомбардировщика «Ю-88». 24 сентября линкор «Октябрьская революция» вошел в военную гавань и ошвартовался у стенки Лесных ворот, напротив Морского завода.
Попыток уничтожить корабли КБФ, и в том числе линкор «Октябрьская революция», фашисты не оставили. 27 сентября авиация противника в 19-й раз совершила воздушный налет на линкор. В нем участвовало 25 «юнкерсов» под прикрытием 18 истребителей. Одновременно в бой вступила вражеская береговая батарея. Бой был жестокий, погибли 26 зенитчиков. Одна авиабомба попала в барбет второй башни, в результате чего он был разрушен и башню заклинило.
Всего в сентябрьских налетах авиации противника зенитный дивизион отразил атаки 450 бомбардировщиков, сбив при этом 11 самолетов врага. Противник сбросил на линкор около 460 бомб, 6 из которых попали в корабль.
К началу октября 1941 г. передовые позиции врага оказались в зоне действия 120-мм орудий линкора. 1 и 2 октября артиллеристы ввели в действие и противоминный калибр корабля. Теперь 1-й и 2-й артиллерийские дивизионы громили врага одновременно. 5 и 6 октября орудия главного и противоминного калибра опять провели совместные стрельбы по противнику в районе Нового Петергофа. В последующие дни октября линкор продолжал громить врага главным калибром. 15 октября с дистанции 85 кбт линкор уничтожил 280-мм батарею противника, стрелявшую по Ленинграду. Последнюю стрельбу по передовым частям противника артиллеристы линкора провели 22 октября. В этот же день в 20 час. 55 мин. линкор «Октябрьская революция» под покровом ночи в сопровождении двух буксиров вышел из Кронштадта и своим ходом по Морскому каналу направился в Ленинград. В б час. 30 мин. 23 октября линкор занял новую огневую позицию у Горного института. В октябре 1941 г. линкоровцы провели 25 стрельб из орудий ГК, обрушив на врага 257 снарядов 305-мм калибра и нанеся противнику существенный урон в живой силе и технике. Однако и корабль понес значительные потери в своем экипаже.
В начале октября командование флота получило приказ рассечь петергофский клин противника и облегчить соединение наших сухопутных войск, наступающих из Урицка и с Ораниенбаумского «пятачка». Сводный десантный батальон был сформирован из экипажей линкоров «Марат» и «Октябрьская революция». В ночь с 4 на 5 октября 1941 г. десантники высадились на побережье залива в районе Нового Петергофа. Несмотря на массовый героизм десантников, операция успеха не имела, и моряки практически все погибли. Лишь немногие, будучи тяжело ранеными, попали в плен, а там их судьба была предрешена, выжить из этого десанта удалось всего трем человекам.
После того как наступление немецко-фашистских войск на Ленинград было остановлено, началась беспримерная в истории ленинградская блокада. Экипаж линкора «Октябрьская революция» должен был поддерживать полную боевую готовность для отражения возможных атак авиации и использования орудий главного калибра по приказанию штаба КБФ и Военного совета Ленфронта. Одновременно экипажу линкора была поставлена задача своими силами полностью восстановить корабль к весне 1942 г. Работы по ремонту и довооружению линкора возглавили старший помощник командира корабля капитан 2 ранга Н. А. Петрищев и помощник командира корабля капитан 3 ранга В. Р. Новак.
Прежде всего, линкор был закамуфлирован, чтобы не выделяться на фоне заводских строений и жилых зданий. В январе 1942 г. в результате попадания 210-мм снаряда корабль получил подводную пробоину в районе 52-54-го шпангоутов, примерно на глубине б м от ватерлинии. Помещения по левому борту на протяжении около 10м были затоплены. В мирное время для устранения этого повреждения потребовалась бы постановка корабля в док, но тогда такой возможности не было. Решено было изготовить на Балтийском заводе деревянный кессон. В проектировании его оказали большую помощь инженеры завода, а изготовлял кессон весь экипаж, устанавливали его корабельные водолазы из аварийных партий. В начале апреля 1942 г. моряки закончили заделку пробоины. 4 апреля 1942 г. линкор бомбили 33 самолета. Два из них были подожжены зенитчиками корабля. Попаданий в корабль не было. В ночь с 4 на 5 апреля фашисты повторили налет. Чтобы не демаскировать себя, линкор огня не открывал. 24 апреля авиация противника продолжила операцию. В этот день линкор атаковали 16 «юнкерсов», один из них был сбит. Бой длился 16 минут, прямых попаданий в корабль не было. 27 апреля немцы предприняли последнюю попытку уничтожить корабли КБФ на Неве. Около 19 часов к линкору удалось прорваться 13 пикировщикам. Одновременно артиллерия противника вела обстрел корабля. Всего 11 минут потребовалось зенитчикам, чтобы поджечь один и сбить два самолета противника. Атака была успешно отбита. В июле 1942 г. в командование линкором вступил капитан 1 ранга Н. А. Петрищев, и корабль приступил к подготовке операции «Искра».
Операция «Искра» началась 12 января 1943 г. Линкор «Октябрьская революция» в период с 12 по 16 января провел шесть стрельб главным калибром, израсходовав при этом около 50 снарядов. Десять раз открывал огонь дивизион противоминного калибра. За этот период артиллерия линкора оказала большую помощь войскам, наступающим на главном направлении. 18 января блокада была прорвана, однако угроза артобстрелов города и кораблей осталась.
16 апреля 1943 г. героический поступок совершил командир зенитного расчёта старшина 1 статьи И. И. Тамбасов. Во время артобстрела артиллерийский снаряд противника разорвался недалеко от зенитного орудия на левом срезе линкора, вызвав пожар боезапаса в кранцах первых выстрелов. Создалась угроза взрыва погребов зенитного и противоминного калибра. Тяжело раненый Иван Тамбасов начал выбрасывать загоревшийся боезапас за борт. Последний снаряд взорвался у старшины в руках...

Линейный корабль «Марат»
22 июня 1941 г. линейный корабль «Марат» под командованием капитана 2 ранга П. К. Иванова встретил на Большом Кронштадтском рейде и уже в 14 часов впервые открыл огонь по противнику, обстреляв финский самолет-разведчик. С этого момента фашистские стервятники начали буквально охотиться за линкором. Зенитный дивизион корабля практически ежедневно, а то и по несколько раз в день, отражал атаки авиации противника.
22 августа «Марат» занял огневую позицию в огражденной части ленинградского Морского канала и уже 9 сентября задействовал свой главный калибр, а через шесть дней и противоминный (120-мм орудия). Стрельбы по наступающим войскам противника велись главным калибром ежедневно и по нескольким целям. При столь интенсивной стрельбе не обошлось без аварий. 11 сентября разорвало среднее орудие первой башни. С 14 сентября корабль стал подвергаться артиллерийскому обстрелу полевых батарей противника.
16 сентября десятый 150-мм снаряд противника угодил в носовую автоматную площадку и вывел из строя сразу три 37-мм орудия. В этот же день 27 пикирующих бомбардировщиков люфтваффе двумя группами, заходя с носовых и кормовых курсовых углов, атаковали корабль. Группу самолетов, заходивших с кормы, удалось рассечь зенитным огнем, но с носовых углов «юнкерсам» удалось прорваться к линкору и прицельно отбомбиться. В результате две 250-кг бомбы попали в правый шкафут, одна разорвалась на юте, вторая, срезав ствол 120-мм кормового орудия правого борта, взорвалась у борта. От мощного сотрясения и воздействия осколков корабль получил значительные повреждения. Погибли 24 человека, были ранены 54. «Марат», снявшись с якоря и бочек, своим ходом ушел на Малый Кронштадтский рейд, ведя интенсивный огонь по противнику на южном берегу Финского залива. 18 сентября линкор поставили у стенки Усть-Рогатки для устранения боевых повреждений и текущего ремонта.
23 сентября 1941 г. гитлеровцы особенно яростно атаковали защитников Ленинграда. Утро выдалось на редкость ясным и с отличной видимостью. В одиннадцатом часу группа самолетов противника в составе 46 бомбардировщиков, за которыми шли еще несколько волн «юнкерсов», устремилась на Кронштадт. Несмотря на интенсивный огонь всех зенитных огневых средств кораблей и базы, уже в первой атаке противник добился двух прямых попаданий в «Марат». Две бомбы, предположительно массой по 500 кг, разорвались с интервалом в доли секунды — одна несколько в нос, а другая в корму от фок-мачты — и вызвали детонацию боезапаса первой башни главного калибра. В результате чего башня, «подпрыгнув», упала в образовавшийся пролом палубы. Носовая надстройка вместе со всеми боевыми постами приподнялась в воздух и, завалившись на правый борт, рухнула в воду.
Страшное зрелище разыгралось на глазах у опешивших зенитчиков и личного состава кормовых отсеков линкора. Собственно, в тот момент линейного корабля «Марат», как боевой единицы уже не существовало. В результате взрыва полностью исчезла часть линкора по вторую башню. Носовая оконечность от форштевня до 20-го шпангоута лежала на грунте с креном на левый борт, оставшаяся часть корабля в корму от 57-го шпангоута находилась на плаву с креном на правый борт. Их соединяли между собой остатки набора корпуса от киля до уровня второго дна. Погибли на своих командных пунктах и боевых постах командир корабля капитан 2 ранга П. К. Иванов, старший помощник командира капитан 3 ранга В. С. Чуфистов и еще 324 человека. В командование кораблем вступил капитан 3 ранга Л. Е. Родичев.
Из-за разрыва паровой магистрали уже через 3-4 минуты после взрыва остановились турбогенераторы, что привело к обесточиванию корабля. ПЭЖ и носовые дизель-генераторы были уничтожены взрывом, а кормовые находились в ремонте. Несмотря на столь тяжелейшие условия, сразу 9 июня 1944 г. «Петропавловск» начал методически разрушать узлы обороны финнов на Карельской перешейке. После прорыва второй полосы линии обороны 14-16 июня артиллеристы линкора начали переносить огонь вперед до тех пор, пока противник не отступил за пределы досягаемости корабельной артиллерии. Это была последняя боевая стрельба легендарного корабля. За период с 9 сентября 1941 г. по 17 июня 1944 г. 305-мм артиллерия линкора «Марат» («Петропавловск») вела огонь по 340 целям противника и внесла свой вклад в победу.

Приобрести книгу Коковина В. "Флот на защите Отечества" здесь: http://delokrat.org/product/flot-na-zashite-otechestva/
Ответить

Вернуться в «Книги»