Штурмана не врут

Здесь обсуждаются книги о ВМФ
Ответить
kreg1
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 22 авг 2013, 12:46
Реальное имя: Иван
Воинское звание: матрос

Штурмана не врут

Сообщение kreg1 »

Автор этой книги, капитан 2 ранга в отставке, более 20 лет прослужил штурманом на атомных подводных лодках Северного флота. Последняя его военная должность — штурман АЛЛ «К-403». Он выводил построенные подводные атомоходы с завода в Северодвинске.
Трудно сказать, чего в этой книге больше — веселых флотских историй или серьезных размышлений о жизни, политике, экономике. Хороший профессионал не может не составить своего мнения о том, с чем ему приходилось встречаться и работать. Но Евгений Кузьмич Волобуев не просто моряк, штурман, подводник — он моряк, штурман, подводник с непередаваемым чувством юмора.
К Вашему вниманию отрывок из книги:
Флагштурман
После окончания академии я официально стал флагманским штурманом. А эта штабная должность в большой степени привязывала меня, моряка, к берегу, хоть я и продолжал выходить в море и работал для моря. И для себя, и для Родины я уже не мог работать с такой пользой, как раньше. Стал чувствовать себя старым, как только пошел на компромисс своей совести с бессовестным обществом. Родина потеряла десятки и сотни флотов, которые я бы смог еще извлечь для нее, казалось бы, из ничего.
Служил в Северодвинске. Моя работа здесь резко отличалась от той работы, к которой я привык, — работы любого другого флагманского штурмана на флоте, занимающегося, обычно, только штурманской подготовкой экипажей.
В основном, занимался тем, что переделывал новые атомные лодки, которые строили местные, очень толковые кораблестроители.
Им эта моя работа сразу же не понравилась, хотя поначалу я не лез далеко и не копал глубоко, занимаясь больше эргономикой.
Но местные перестали мне тотально противоречить, когда убедились, что если я что задумал, то готов ради этого на все, что угодно. Могу даже разбудить в два часа ночи телефонным звонком очень большого начальника, мирно спящего на даче под Москвой.
Дело было так.
Глубокой ночью (мы всегда главные дела старались делать ночью, чтобы враг не проведал), за час до планируемого выхода построенной подводной лодки на ходовые испытания, на очень высокопоставленном совещании докладываю, что лодка не готова к выходу. У всех всё готово, но не у меня. Строитель лодки не пошел мне навстречу, не установил койку в штурманской рубке. Не положено, дескать, по проекту. Пошло поверье, что штурман должен жить по-человечески, спать в своей каюте, а не в штурманской рубке.
Перестали вдруг понимать конструктора кораблей, что штурман редко когда урывает и час на сон. И тратить это время на переход в каюту и обратно бывает очень обидно. Да и сил куда-то идти у штурмана часто не бывает. Не говоря уже о том, что обстановка почти всегда не позволяет штурману решиться на этот переход.
Ясно, что я не могу быстро перебороть это высокое мнение, тем более, проникнутое «заботой» о штурмане. Зато я нашел на только что построенной лодке массу мелких недостатков и попытался договориться со строителем лодки, что он построит в штурманской рубке не предусмотренную проектом койку, а я устраню замечания сам.
Строитель отказался идти на сделку.
И вот я выкладываю эти замечания директору завода и члену ЦК КПСС Просянкину, который сначала мне очень понравился своей толковостью, и еще сотне начальников, присутствующих на совещании.
Всем понятно, что дело в койке, а не в замечаниях. Но спор идет, в основном, о замечаниях, несмотря на то, что строитель доложил присутствующей публике о моих ему предложениях по койке. Замечания зафиксированы официально, а переговоры со строителем я вел без протокола. Замечания мелкие, но на их устранение нужно две недели. А за это время я накопаю еще больше. Сотни приборов, тысячи деталей, — все это проектировали, производили и устанавливали на лодке тысячи работников. И был неизбежен какой-то процент или доли процента недоброкачественности.
Всем понятно, что дело не столько в койке, сколько в принципе: кто кого обломает, так и будем жить дальше. Если победа останется за мной, то главными в нашем сотрудничестве будут интересы флота, как я их понимаю, а если за строителем — то послабления для завода, как понимает их любой из заводчан.
Просянкин спрашивает меня:
— Тебя здесь кто-нибудь из твоих начальников сможет поставить на место?
И обводит рукой множество моих начальников, сидящих в зале.
— Нет. Не сможет.
Просянкин берет телефон и спрашивает у оперативного дежурного ВМФ:
— Где сейчас Горшков?
— Спит у себя на даче.
Просянкин испытующе рассматривает меня, поигрывая телефонной трубкой. Потом пытается придавить сильнее.
— Ну что? Заставишь меня будить твоего Главкома из-за копеечной койки? Ему же скоро семьдесят. И ты отлично понимаешь, что громадные народные деньги вылетят в трубу из-за твоих прихотей. Не только завод и флот пострадают, но тысячи людей, получится, зря работали, тысячи людей, которые сейчас в море, в космосе, в воздухе и на постах обеспечивают выход лодки в море, получится, работают сейчас впустую. А ведь многие из них, сам знаешь, рискуют жизнью.
Я пожимаю плечами:
— Если Вам надо — будите.
Просянкин просит оперативного дежурного ВМФ поднять Горшкова. Сначала говорит с ним за жизнь, показывая всем присутствующим дружеские отношения с Главкомом. Затем жалуется на меня, мешающего очередному великому свершению и порющему чепуху про какую-то койку. Передает трубку мне...
Продолжение здесь: http://delokrat.org/statyi/113_Flagshturman/
Ответить

Вернуться в «Книги»