Страница 1 из 1

Московская страничка

Добавлено: 27 май 2013, 23:37
Platonov
Лжедмитрий I русский царь (1605-1606), самозванец.
Лжедмитрий I – согласно устоявшемуся в истории мнению – самозванец, авантюрист, выдававший себя за чудесно спасшегося сына Ивана IV Грозного – царевича Дмитрия. Он стал первым из самозванцев, кто именовал себя этим именем и притязал на российский престол. Точных данных о происхождение, как и о дате рождения Лжедмитрия I не известно, существует множество версий. Наиболее общепринятая – что Лжедмитрий I – это Юрий (в монашестве Григорий) Отрепьев, сын галичского дворянина Богдана Отрепьева, который принадлежал к знатному, но обедневшему роду Нелидовых, выходцев из Литвы. Считается, что Юрий был на год или два старше царевича Дмитрия, за которого потом себя выдавал. Подростком Юрия послали в Москву, где он поступил на службу в дом Романовых и за несколько лет занял достаточно высокое положение. Но это едва не погубило его, когда Романовы попали в царскую опалу в 1600 году. Спасаясь, Юрий постригся в монахи под именем Григория и бежал в провинцию, побывал в нескольких монастырях, но вскоре вернулся в столицу и поступил в аристократический Чудов монастырь. Там грамотного монаха быстро заметили, и он стал «крестовым дьяком»: переписывал книги и присутствовал в качестве писца в «государевой Думе». Именно в монастыре, если верить официальной версии, Григорий начинает подготовку к своей роли, изучая подробности убийства царевича. В 1601 году он бежал в Польшу, устроился слугой к князю Вишневецкому, которому и представился чудесно спасшимся царевичем. Через князя он получил помощь польского правительства и обрел покровителя в лице Ежи (Юрия) Мнишека. Король Сигизмунд III за помощь в войне со Швецией и участие в антитурецком союзе пообещал Лжедмитрию поддержку. Не осталась в стороне и Римская курия, рассчитывавшая на введение в России католичества. Лжедмитрий же помимо всего прочего пообещал после воцарения отдать Польше Северскую и Смоленскую земли, жениться на Марине Мнишек, в виде «вена» отдать ей Новгород и Псков и уплатить Ежи Мнишеку 1 млн. злотых. Тогда же он тайно перешел в католичество. «Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма» (Н.Неврев, 1874) «Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма» (Н.Неврев, 1874) В 1603 году началась активная подготовка к захвату Москвы и возведению Лжедмитрия на русский престол. Воевода Мнишек набрал для будущего зятя небольшое войско – чуть более 3000 человек, с которым осенью 1604 года Лжедмитрий вступил в Россию. Успеху кампании способствовали волнения крестьян южных районов Руси. Несколько городов сдались ему без боя, поддержали его и русские феодалы, посадские и служилые люди, казаки и крестьяне этих районов. Хотя в январе 1605 года захватчики были разбиты под селом Добрыничи, но сумели укрепиться в Путивле. А после внезапной смерти Бориса Годунова часть русского войска во главе с воеводой П.Басмановым встала на сторону самозванца. Также поддержали захватчиков и восставших против правительства Годунова москвичи. В июне 1605 года в Москве вспыхнуло восстание, в результате которого правительство Годуновых было свергнуто. Переманив на свою сторону некоторых людей Годунова и воспользовавшись расколом среди московского дворянства, Лжедмитрий послал людей захватить город. Провозглашенный царем Федор Годунов был убит. Лишь тогда, убедившись в поддержке дворян и народа, Лжедмитрий двинулся в столицу и 20 июня 1605 года торжественно вступил в Москву. Для доказательства «царского» происхождения он инсценировал свое «признание» матерью настоящего царевича Дмитрия, Марией Нагой. Патриарх Иов был низложен и на его место был возведен архиепископ рязанский, грек Игнатий, который 31 июля и венчал Лжедмитрия на царство. Заняв царский престол, Лжедмитрий активно стал проводить внутреннюю и внешнюю политику. Первыми действиями царя стали многочисленные милости – из ссылки возвратили бояр и князей, бывших в опале при Годуновых, «верным» были выданы подарки и вознаграждения, служилым людям удвоено содержание, помещикам – земельные наделы, ряд уступок был сделан крестьянам и холопам. Например, на юге страны на 10 лет было отменено взимание налогов, и в них была прекращена обработка «десятинной пашни». Все это проводилось за счет земельных и денежных конфискаций у монастырей. Также новый царь предпринял попытку реорганизации армии, изменил состав Думы, введя в него в качестве постоянных членов представителей высшего духовенства, и отныне повелел Думе зваться «сенатом». «Тайная канцелярия» состояла исключительно из поляков, в ее ведомство входили вопросы личных трат царя и его прихотей, а также религиозные вопросы. А поскольку Лжедмитрию требовались немалые деньги, в частности на свадебные выплаты и вознаграждение, то во многих районах страны суммы налогов значительно выросли, что привело к началу волнений. Недовольство же москвичей он вызвал тем, что приказал в Кремле построить большой деревянный дворец с потайными ходами, отменил всеобщий послеобеденный сон, заложил костелы, способствовал расширению иноземных забав и военных потех, учредил при своей особе иностранную гвардию, которая должна была обеспечивать его личную безопасность, отстранив при этом русскую царскую охрану. Почти сразу же сложилась двойственная ситуация: с одной стороны, народ его любил, а с другой – подозревал в самозванстве. При всем этом Лжедмитрий I пытался лавировать между русскими и польскими феодалами. Но из-за невыполнения старых обещаний перед союзниками его отношения с Польшей ухудшились, а кризис внутренней и внешней политики создал условия для организации заговора русского дворянства во главе с князем Василием Шуйским. К тому же свадьба Лжедмитрия с Мариной Мнишек, прошедшая по католическому обряду и сопровождавшаяся многими бесчинствами поляков, приехавшими на свадьбу, возмутила москвичей. Чем и решили воспользоваться заговорщики. Подняв бунт якобы против поляков, стремившихся «убить царя и бояр», они направили народ на иноземцев, а сами прорвались в Кремль. Захваченный врасплох, Лжедмитрий I пытался бежать, но был убит (17) 27 мая 1606 года. Народу объявили, что царь был самозванец. Тело его сожгли и, зарядив прахом пушку, выстрелили на запад – в ту сторону, откуда он пришел. Но, несмотря на столь двойственную судьбу, Лжедмитрий I, по мнению историков, как правитель, отличался огромной энергией, большими способностями и широкими реформаторскими замыслами. Народ же, особенно в провинции, не желал верить в смерть «законного» царя, поэтому толки о том, что он мог спастись от «лихих» бояр еще долго не утихали и положили начало народным волнениям и появлению новых самозванцев. Следующим наиболее известным из них стал Лжедмитрий II.

Источник: http://www.calend.ru/person/6893/

Ретро-документы и фото. Наша история

Добавлено: 29 май 2013, 20:02
Platonov
Для Сергея(Shultz)

Москва 1931г.(фото раскрашено позднее)
Москва -31.jpg


И еще 77 фото

http://platinym.livejournal.com/573093. ... 1#comments

Re: Московская страничка

Добавлено: 01 июн 2013, 11:19
Platonov
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем Святого благоверного Великого князя Димитрия Донского и Великого князя Владимира Мономаха .


Сегодня Святая Церковь чтит память победителя Мамая св. блгв. Великого князя Московского и Владимирского Димитрия Иоанновича Донского, преставившегося ко Господу 19 мая 1389 г.
Дмитрий Донской.jpg

Он родился 12 октября 1350 г. и был сыном Великого Князя Московского Ивана II Ивановича Красного. В 1359 г. после смерти отца в 9-летнем возрасте вступил на прародительский престол. Воспитателем Дмитрия был Московский митрополит Свт. Алексий, который фактически управлял княжеством в малолетство Великого Князя. Княжение Дмитрия Ивановича выпало на очень бурную и тяжелую эпоху. Он проводил очень активную политику по собиранию русских земель. Еще в 1363 г. правительству Дмитрия удалось добиться от Нижегородского князя Дмитрия Константиновича отказа от ярлыка на великое княжение в пользу Московского князя, это соглашение было закреплено в 1366 г. женитьбой Дмитрия Ивановича на Евдокии Дмитриевне, дочери Нижегородского князя (после кончины св. князя Дмитрия она приняла постриг с именем Ефросинья в основанном ею Вознесенском монастыре в Московском Кремле, где и похоронена; обладала даром исцеления, как и ее святой супруг, прославлена Церковью). После длительной борьбы Дмитрий Иванович смирил Тверского князя Михаила Александровича, активно боровшегося за великое княжение, князь Михаил в 1375 г. вынужден был признать себя младшим братом Московского князя. Долгой была борьба с Рязанским князем Олегом, который дважды выступал союзником татар (Мамая и Тохтамыша), наконец в 1385 г. при посредничестве прп. Сергия Радонежского Дмитрий и Олег заключили мир, скрепленный женитьбой Федора Рязанского на дочери Московского князя Софье. В период великого княжения Дмитрия к Москве были окончательно присоединены Галич Мерьский, Белоозеро, Углич, а также Костромское, Чухломское, Дмитровское, Стародубское княжества. Был дан отпор великому литовскому князю Ольгерду, пытавшемуся захватить Московское княжество. Москве повиновался Новгород Великий. В 1367 г. по приказу Дмитрия в Москве был возведен белокаменный кремль.
Но в историю св. князь Дмитрий вошел своей победой над Мамаем на Куликовом поле. Первое столкновение с ордынцами произошло в 1377 г., оно закончилось поражением московского войска. Однако в следующем, 1378 г. Великий Князь разгромил на реке Воже сильное татарское войско мурзы Бегича, что привело в ярость хана Мамая, решившего покарать Москву. На битву с татарами Великого Князя благословил игумен русской земли прп. Сергий Радонежский, предсказавший ему победу. 8 сентября 1380 г., в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, русские войска под командованием Дмитрия Ивановича одержали блистательную победу на Куликовом поле над огромным татарским войском хана Мамая. Великий Князь, одел доспехи и сражался рядовым воином, воодушевляя своим примером ратников на подвиги. После кровопролитной сечи его нашли едва дышащего, панцирь его был весь разбит, но на теле не было ни одной серьезной раны. За победу на Куликовом поле Дмитрий Иванович получил прозвище Донской. После Куликовской битвы Москва перестала платить дань татарам. Однако в 1382 г. новый хан Золотой Орды Тохтамыш совершил набег на Русь, захватил и разграбил Москву, после чего выплата дани татарам была возобновлена.
Великий Князь Дмитрий установил новый (территориальный) принцип формирования военных сил взамен старого служилого, несколько ограничил "вольность" боярской службы и право отъезда от одного князя к другому, в его княжение начал интенсивно складываться Государев двор. Умирая, он передал великое княжение своему старшему сыну Василию I без согласования с ханом Золотой Орды. Летописец сообщает, что Дмитрий "умом совершен муж бяше", в его житии говорится, что он имел отвращение к забавам, отличался благочестием, незлобивостью и целомудрием. Некоторые летописцы называли Дмитрия Ивановича даже "русским Царем".
***
Сегодня мы также вспоминаем одного из самых знаменитых Великих князей Киевской Руси Владимира Всеволодовича Мономаха, скончавшегося 19 мая 1125 г.
Вл. Мономах.jpg

Он родился в 1052 г. и был сыном Великого Князя Всеволода Ярославича (и, соответственно, внуком св. блгв. Великого Князя Ярослава Мудрого) и византийской царевны Анны, дочери византийского Императора Константина Мономаха. Прозвание "Мономах" он получил, вероятнее всего, по своему деду со стороны матери. Однако есть и другое объяснение: во время похода на генуэзцев он убил на поединке генуэзского князя, тогда и стал зваться Мономах, что означает "единоборец". С детства Владимир отличался отчаянной храбростью. Получил от отца в управление Чернигов, еще до воцарения в Киеве снискал себе славу победителя половцев и миротворца. Его отец завещал Владимиру Великое княжение, но Мономах, не желая возобновления междоусобных войн, отказался от этой чести и собственноручно провозгласил Великим Князем Киевским своего двоюродного брата Святополка II Изяславича. Вместе с ним (и без него) участвовал в походах против половцев (в 1093, 1094, 1095, 1101, 1103, 1107, 1110, 1111 гг. и др.), в которых терпел поражения и одерживал победы. Борьба с половцами вообще носила затяжной характер, Мономах постоянно подталкивал других князей к тому, чтобы вести в отношении половцев наступательную, а не оборонительную политику. В отношениях с другими удельными князьями стремился поддерживать мир. Был одним из инициаторов и участников знаменитых съездов князей в 1097 г. в Любече и в 1100 г. в Витичеве.

В 1113 г. умер Святополк, и киевское вече избрало Владимира Мономаха своим князем. Между тем, киевляне, недовольные поборами своего покойного князя, напали на дом его любимца тысяцкого Путяты и устроили погром в Киеве, которым потакал Святополк во время своего княжения и поручал собирать налоги. Мятеж начался из-за того, что киевляне были сильно притесняемые ростовщиками. Владимир сел на великокняжеском престоле, и мятеж улегся. Мономах вошел в историю как один из выдающихся русских князей. Он прославился бранными подвигами. Ему удалось прекратить княжеские междоусобицы. За 12 лет своего правления (1113-1125) он подчинил Киеву всех князей, которые уже начинали считать себя независимыми и, таким образом, вновь собрал русские земли в одно мощное целое, опять продемонстрировав преимущества русской православной монархии. Как и при Ярославе, при Владимире Мономахе настала, по словам летописца, "тишина великая". Он явился прообразом русского православного монарха, правящего твердой рукой, но строго по православным законам.

Владимир Мономах в русской истории известен не только как "собиратель земель русских", но и как законодатель. Он дополнил древний свод законов "Русская Правда" "Уставом Владимира Всеволодовича". Главной причиной мятежа 1113 г. были бесчинства евреев-ростовщиков. Новый закон ограничивал взимание произвольных процентов, был установлен максимальный процент на ссуды (~33%). Владимир Мономах положил конец мошенничествам купцов, а также ввел прообраз процедуры банкротства, где имущество обанкротившегося человека продавали с аукциона, а вырученные деньги распределялись между кредиторами. Идя навстречу народным чаяниям, Великий Князь повелел также выслать из Киева всех евреев: "Ныне из всей Русской земли всех жидов выслать и впредь их не впущать; а если тайно войдут – вольно их грабить и убивать".

Владимир Всеволодович был глубоко верующим человеком, никогда не нарушал данного слова, мирил ссорившихся князей, жалел слабых и обиженных. Незадолго до кончины Владимир Мономах написал свое знаменитое "Поучение", обращенное к своим детям, в котором просил их жить мирно, в "страхе Божием": "Дети мои, храните заповеди Божии, ходите по стопам отцов ваших. Страх Божий – основание добродетели. Хвалите Бога и любите человека. Не пост, не уединение, не монашество спасет вас: спасут вас дела добрые… Не имейте гордости ни в уме, ни в сердце… Бойтесь лжи, пьянства и любострастия, равно пагубного для тела и души. Не засыпайте никогда без земного поклона… Да не застанет вас солнце в постели. Идите рано в церковь воздать Богу хвалу утреннюю… Смерти, дети мои, не бойтесь ни от войны, ни от зверя, но творите свое дело, как даст вам Бог… Божья охрана лучше человеческой".

Эпоха Владимира Мономаха была временем расцвета литературной и художественной деятельности на Руси. В Киеве воздвигались новые каменные церкви, украшенные живописью: при Святоволке был построен в Киеве Михайловский Золотоверхий монастырь, а близ Киева – Выдубицкий монастырь, кроме этого Владимир перед смертью построил прекрасную церковь на Альте, на месте гибели князя Бориса. К этому времени относят и появление нашей первоначальной летописи. Игумен Сильвестр (ок. 1115 г.) собрал в единый свод уже имевшиеся отрывки, и, вполне вероятно, сам добавил те, свидетелем которых он был. В числе вошедших в этот свод были писания летописца Печерского монастыря Нестора, после чего этот свод стали называть Несторовой летописью.

Блестящие результаты деятельности Владимира привлекли к нему симпатии населения и окружили его имя в народной памяти особым ореолом. Летописец называет его "чудным князем", "милостивым паче меры", "жалостливым". Долгие века Русь хранила память о Владимире Мономахе как об идеале своего князя-правителя – бесконечно доброго, мудрого и могучего. Годы великого княжения Владимира Мономаха (1113 -1125) на "золотом Киевском столе" стали временем наибольшего расцвета Руси. Владимир Мономах был погребен в Киевской Софии рядом с гробом отца. По словам летописи, "слава его прошла по всем странам, особенно же был он страшен поганым; был он братолюбец и нищелюбец и добрый страдалец (труженик) за Русскую землю. Духовенство плакало по нем как по святом и добром князе;… весь народ плакал по нем, как плачут дети по отце или по матери".

По преданию, византийский Император Алексей Комнин послал к Мономаху своего представителя митрополита эфесского Неофита, который привез в подарок Великому Князю царский венец (знаменитую Шапку Мономаха) и царские бармы (оплечья), которыми венчал его на царство. Этим венцом впоследствии венчались на царство русские государи. Копия Шапки Мономаха, сделанная предположительно в XIV в., хранится ныне в Оружейной палате Московского Кремля.Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем Святого благоверного Великого князя Димитрия Донского, Великого князя Владимира Мономаха и митрополита Варфоломея (Городцова)…

"Святой Благоверный Великий московский князь Дмитрий Донской". Виктор Моторин, 2002Сегодня Святая Церковь чтит память победителя Мамая св. блгв. Великого князя Московского и Владимирского Димитрия Иоанновича Донского, преставившегося ко Господу 19 мая 1389 г.

Он родился 12 октября 1350 г. и был сыном Великого Князя Московского Ивана II Ивановича Красного. В 1359 г. после смерти отца в 9-летнем возрасте вступил на прародительский престол. Воспитателем Дмитрия был Московский митрополит Свт. Алексий, который фактически управлял княжеством в малолетство Великого Князя. Княжение Дмитрия Ивановича выпало на очень бурную и тяжелую эпоху. Он проводил очень активную политику по собиранию русских земель. Еще в 1363 г. правительству Дмитрия удалось добиться от Нижегородского князя Дмитрия Константиновича отказа от ярлыка на великое княжение в пользу Московского князя, это соглашение было закреплено в 1366 г. женитьбой Дмитрия Ивановича на Евдокии Дмитриевне, дочери Нижегородского князя (после кончины св. князя Дмитрия она приняла постриг с именем Ефросинья в основанном ею Вознесенском монастыре в Московском Кремле, где и похоронена; обладала даром исцеления, как и ее святой супруг, прославлена Церковью). После длительной борьбы Дмитрий Иванович смирил Тверского князя Михаила Александровича, активно боровшегося за великое княжение, князь Михаил в 1375 г. вынужден был признать себя младшим братом Московского князя. Долгой была борьба с Рязанским князем Олегом, который дважды выступал союзником татар (Мамая и Тохтамыша), наконец в 1385 г. при посредничестве прп. Сергия Радонежского Дмитрий и Олег заключили мир, скрепленный женитьбой Федора Рязанского на дочери Московского князя Софье. В период великого княжения Дмитрия к Москве были окончательно присоединены Галич Мерьский, Белоозеро, Углич, а также Костромское, Чухломское, Дмитровское, Стародубское княжества. Был дан отпор великому литовскому князю Ольгерду, пытавшемуся захватить Московское княжество. Москве повиновался Новгород Великий. В 1367 г. по приказу Дмитрия в Москве был возведен белокаменный кремль.

Но в историю св. князь Дмитрий вошел своей победой над Мамаем на Куликовом поле. Первое столкновение с ордынцами произошло в 1377 г., оно закончилось поражением московского войска. Однако в следующем, 1378 г. Великий Князь разгромил на реке Воже сильное татарское войско мурзы Бегича, что привело в ярость хана Мамая, решившего покарать Москву. На битву с татарами Великого Князя благословил игумен русской земли прп. Сергий Радонежский, предсказавший ему победу. 8 сентября 1380 г., в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, русские войска под командованием Дмитрия Ивановича одержали блистательную победу на Куликовом поле над огромным татарским войском хана Мамая. Великий Князь, одел доспехи и сражался рядовым воином, воодушевляя своим примером ратников на подвиги. После кровопролитной сечи его нашли едва дышащего, панцирь его был весь разбит, но на теле не было ни одной серьезной раны. За победу на Куликовом поле Дмитрий Иванович получил прозвище Донской. После Куликовской битвы Москва перестала платить дань татарам. Однако в 1382 г. новый хан Золотой Орды Тохтамыш совершил набег на Русь, захватил и разграбил Москву, после чего выплата дани татарам была возобновлена.

Великий Князь Дмитрий установил новый (территориальный) принцип формирования военных сил взамен старого служилого, несколько ограничил "вольность" боярской службы и право отъезда от одного князя к другому, в его княжение начал интенсивно складываться Государев двор. Умирая, он передал великое княжение своему старшему сыну Василию I без согласования с ханом Золотой Орды. Летописец сообщает, что Дмитрий "умом совершен муж бяше", в его житии говорится, что он имел отвращение к забавам, отличался благочестием, незлобивостью и целомудрием. Некоторые летописцы называли Дмитрия Ивановича даже "русским Царем".

Великий Князь Владимир Всеволодович МономахСегодня мы также вспоминаем одного из самых знаменитых Великих князей Киевской Руси Владимира Всеволодовича Мономаха, скончавшегося 19 мая 1125 г.

Он родился в 1052 г. и был сыном Великого Князя Всеволода Ярославича (и, соответственно, внуком св. блгв. Великого Князя Ярослава Мудрого) и византийской царевны Анны, дочери византийского Императора Константина Мономаха. Прозвание "Мономах" он получил, вероятнее всего, по своему деду со стороны матери. Однако есть и другое объяснение: во время похода на генуэзцев он убил на поединке генуэзского князя, тогда и стал зваться Мономах, что означает "единоборец". С детства Владимир отличался отчаянной храбростью. Получил от отца в управление Чернигов, еще до воцарения в Киеве снискал себе славу победителя половцев и миротворца. Его отец завещал Владимиру Великое княжение, но Мономах, не желая возобновления междоусобных войн, отказался от этой чести и собственноручно провозгласил Великим Князем Киевским своего двоюродного брата Святополка II Изяславича. Вместе с ним (и без него) участвовал в походах против половцев (в 1093, 1094, 1095, 1101, 1103, 1107, 1110, 1111 гг. и др.), в которых терпел поражения и одерживал победы. Борьба с половцами вообще носила затяжной характер, Мономах постоянно подталкивал других князей к тому, чтобы вести в отношении половцев наступательную, а не оборонительную политику. В отношениях с другими удельными князьями стремился поддерживать мир. Был одним из инициаторов и участников знаменитых съездов князей в 1097 г. в Любече и в 1100 г. в Витичеве.

В 1113 г. умер Святополк, и киевское вече избрало Владимира Мономаха своим князем. Между тем, киевляне, недовольные поборами своего покойного князя, напали на дом его любимца тысяцкого Путяты и устроили погром жидов в Киеве, которым потакал Святополк во время своего княжения и поручал собирать налоги. Мятеж начался из-за того, что киевляне были сильно притесняемые ростовщиками. Владимир сел на великокняжеском престоле, и мятеж улегся. Мономах вошел в историю как один из выдающихся русских князей. Он прославился бранными подвигами. Ему удалось прекратить княжеские междоусобицы. За 12 лет своего правления (1113-1125) он подчинил Киеву всех князей, которые уже начинали считать себя независимыми и, таким образом, вновь собрал русские земли в одно мощное целое, опять продемонстрировав преимущества русской православной монархии. Как и при Ярославе, при Владимире Мономахе настала, по словам летописца, "тишина великая". Он явился прообразом русского православного монарха, правящего твердой рукой, но строго по православным законам.

Владимир Мономах в русской истории известен не только как "собиратель земель русских", но и как законодатель. Он дополнил древний свод законов "Русская Правда" "Уставом Владимира Всеволодовича". Главной причиной мятежа 1113 г. были бесчинства евреев-ростовщиков. Новый закон ограничивал взимание произвольных процентов, был установлен максимальный процент на ссуды (~33%). Владимир Мономах положил конец мошенничествам купцов, а также ввел прообраз процедуры банкротства, где имущество обанкротившегося человека продавали с аукциона, а вырученные деньги распределялись между кредиторами. Идя навстречу народным чаяниям, Великий Князь повелел также выслать из Киева всех евреев: "Ныне из всей Русской земли всех жидов выслать и впредь их не впущать; а если тайно войдут – вольно их грабить и убивать".

Владимир Всеволодович был глубоко верующим человеком, никогда не нарушал данного слова, мирил ссорившихся князей, жалел слабых и обиженных. Незадолго до кончины Владимир Мономах написал свое знаменитое "Поучение", обращенное к своим детям, в котором просил их жить мирно, в "страхе Божием": "Дети мои, храните заповеди Божии, ходите по стопам отцов ваших. Страх Божий – основание добродетели. Хвалите Бога и любите человека. Не пост, не уединение, не монашество спасет вас: спасут вас дела добрые… Не имейте гордости ни в уме, ни в сердце… Бойтесь лжи, пьянства и любострастия, равно пагубного для тела и души. Не засыпайте никогда без земного поклона… Да не застанет вас солнце в постели. Идите рано в церковь воздать Богу хвалу утреннюю… Смерти, дети мои, не бойтесь ни от войны, ни от зверя, но творите свое дело, как даст вам Бог… Божья охрана лучше человеческой".

Эпоха Владимира Мономаха была временем расцвета литературной и художественной деятельности на Руси. В Киеве воздвигались новые каменные церкви, украшенные живописью: при Святоволке был построен в Киеве Михайловский Золотоверхий монастырь, а близ Киева – Выдубицкий монастырь, кроме этого Владимир перед смертью построил прекрасную церковь на Альте, на месте гибели князя Бориса. К этому времени относят и появление нашей первоначальной летописи. Игумен Сильвестр (ок. 1115 г.) собрал в единый свод уже имевшиеся отрывки, и, вполне вероятно, сам добавил те, свидетелем которых он был. В числе вошедших в этот свод были писания летописца Печерского монастыря Нестора, после чего этот свод стали называть Несторовой летописью.

Блестящие результаты деятельности Владимира привлекли к нему симпатии населения и окружили его имя в народной памяти особым ореолом. Летописец называет его "чудным князем", "милостивым паче меры", "жалостливым". Долгие века Русь хранила память о Владимире Мономахе как об идеале своего князя-правителя – бесконечно доброго, мудрого и могучего. Годы великого княжения Владимира Мономаха (1113 -1125) на "золотом Киевском столе" стали временем наибольшего расцвета Руси. Владимир Мономах был погребен в Киевской Софии рядом с гробом отца. По словам летописи, "слава его прошла по всем странам, особенно же был он страшен поганым; был он братолюбец и нищелюбец и добрый страдалец (труженик) за Русскую землю. Духовенство плакало по нем как по святом и добром князе;… весь народ плакал по нем, как плачут дети по отце или по матери".

По преданию, византийский Император Алексей Комнин послал к Мономаху своего представителя митрополита эфесского Неофита, который привез в подарок Великому Князю царский венец (знаменитую Шапку Мономаха) и царские бармы (оплечья), которыми венчал его на царство. Этим венцом впоследствии венчались на царство русские государи. Копия Шапки Мономаха, сделанная предположительно в XIV в., хранится ныне в Оружейной палате Московского Кремля.

Re: Московская страничка

Добавлено: 02 июн 2013, 14:48
Platonov
История московского водопровода: 1491-2013

М.в-вод.jpeg

Москва не сразу строилась…
Да, это верно: и Москва возникла не за один день, и вода в ней далеко не с первых дней была приручена и упакована в трубы. К XVIII веку стало понятно, что растущему не по дням, а по часам городу уже не хватает чистой речной воды.
Человек – неуемное создание, на смену тихому земледелию и животноводству приходит век мануфактур, стремительно развивается промышленность, на всех парах несется по Москве технический прогресс. Город доволен, а вот река – Москва-река – не очень. Без зазрения совести новые дельцы сливают отходы своих фабрик в речную воду, надеясь, что течение все унесет с собой.
Но река уже устала мириться с бурною деятельностью москвичей, ее вода уже не такая чистая, и жители Москвы начинают замечать, что водовозы, раньше доставлявшие воду по вполне демократичным для города ценам, все повышают и повышают расценки. Водовозы, как писал Чехов, возили «в своей бочке стихию», и точно знали ей цену. Историки говорят, что бочка воды, привезенная в центр Москвы, стоила 50 копеек – для тех времен просто заоблачная сумма. Стало понятно, что дальше так продолжаться никак не может. Что же было делать москвичам, жаждущим чистой воды?
Высокие технологии для избранных
Надо сказать, что некоторые жители города стали вкушать блага цивилизации задолго до того, как они – эти самые блага – стали доступны рядовым москвичам. Обитатели Кремля, к примеру, пользовались самотечным родниковым водопроводом еще с 1491 года. Приказал соорудить этот водопровод предусмотрительный государь Иван III, опасаясь бедственного осадного положения. Под руководством мастера Петра Фрязина родник под Собакиной башней (теперь это Угловая Арсенальная башня) был укрощен и поставлен на службу Отечеству: теперь родниковая вода послушно перетекала по трубам из кирпича в недра Троицкой башни, прямиком к кремлевцам.

В 1633 году Кремль обзавелся новым чудом техники: водопроводом работы Христофора Галовея, который оснастил систему водонапорной башней. Из колодца Свибловой башни вода поднималась вверх, попадала в большой бак из свинца и уже оттуда растекалась по разным направлениям согласно нуждам Кремля. Интересно, что наверх воду доставляла специальная подъемная машина, которую приводили в движение лошади. Этот лошадиный отряд носил название «взвод», а башня с тех пор стала называться Водовзводной. Этот водопровод исправно работал около ста лет, поставляя в Кремль примерно 4 тысячи ведер воды каждые сутки.
Ключи для Екатерины II
Москва, жаркий июль 1779 года. Столица изнывает от летнего солнца и недостатка воды. Государыня Екатерина II, привыкшая кардинально решать проблемы, 28 июля 1779 года подписывает указ, который велит генерал-поручику Бауру взяться за водное благоустройство Москвы.

Генерал-поручик, тоже томимый жаждой воды, а вместе с тем и славы, провел ревизию всех известных в округе Москвы ключей и решил, что вода с верховий реки Яузы как нельзя более подходит для реализации плана по обеспечению города живительной влагой.
Ключи, находившиеся вблизи села Большие Мытищи, открывали Екатерине двери к новой эре в жизни Москвы. Пришло время приобщить к цивилизации не только элиту, а все население давно уже немаленького города.
История первого московского водопровода, который называли еще в честь царицы Екатерининским или Мытищинским, по названию села, начинается у истоков Громового ключа. Этот источник называли Громовым колодцем и Святым ключом. Однажды, во время сильнейшей грозы, в землю возле Больших Мытищ ударила молния. Говорят, что гром и молния – это гнев богов. Но именно эта гневная молния оказалась не наказанием, а настоящим подарком для местных жителей. В одно мгновение из земли забил водяной фонтан высотой в три метра. Чудесная вода оказалась неимоверно вкусной, а со временем выяснилось, что она имеет и удивительные целебные свойства. Источник тут же объявили святым: теперь желающие испить дарованной небом водицы в буквальном смысле выстраивались в очередь. Со всей страны потянулись к Святому ключу паломники.
И вот, с легкой руки царицы Екатерины II и генерал-поручика Баура, Громовой ключ стал первой вехой в истории создания московского водопровода.
Для его строительства казна расщедрилась на полтора миллиона рублей. Воинский гарнизон Москвы под командованием князя М. Н. Волконского для выполнения строительных работ обязался ежедневно предоставлять 400 солдат. Что примечательно, солдаты и офицеры вкалывали не за «спасибо». Это сегодня ходят байки про современных солдат, безвозмездно возводящих генеральские дачи. Тогда же все было куда более строго: работникам на стройке полагалось официальное жалование в гривенник рядовым и капралам и в 15 копеек офицерам.

Вдохновитель проекта не успел увидеть плоды своей работы. В 1873 году Баур умер, а строительство водопровода стал курировать талантливый инженер Иван Герард. Получив блестящее образование в Германии и Петербурге, инженер с энтузиазмом взялся за усовершенствование проекта и организацию строительства.
В 1787 году работы были прерваны – страну охватила Русско-Турецкая война. Долгих 11 лет стройка пустовала. По окончании войны работы возобновились и, спустя семь лет, их цель, наконец, была достигнута. 28 октября 1804 года, по иронии судьбы продублировав число подписания Екатериной указа о благоустройстве Москвы, мытищинская вода, наконец, устремилась в город.
Водопровод открывали торжественно, с присущим русскому духу размахом. Это громкое событие отметил даже популярный тогда журнал «Вестник Европы»: «Водовод Мытищинский – есть действительно сокровище неоцененное…».
Московско-Мытищинский водопровод пережил царей и послужил нуждам Советской власти, выстоял во время Великой Отечественной войны и до 1962 года обеспечивал Москву чистой водой мытищинских ключей. На сегодняшний день водопровод уже не функционирует, иссякли и многие ключи Больших Мытищ, но он навсегда останется для москвичей памятником Екатерине II, верным московским инженерам и рядовым строителям, подарившим Москве чистую водопроводную воду.

продолжение следует

Re: Московская страничка

Добавлено: 23 июн 2013, 20:27
Platonov
История московского водопровода (продолжение)
Водовод 1.jpg

Вода из Рублева
В 1890 году заведовать московскими водопроводными делами начала Городская Дума. И в 1901 году надумано было ее участником, инженером-механиком Зиминым Н. П., построить еще одну водопроводную станцию. Зимин хорошо разбирался в делах подобного рода, он принимал активное участие в создании Мытищинского водопровода и даже спорил с иностранными инженерами из-за расчета производительности Мытищинских ключей.

Герб Мытищенско-Московского водопровода
Мытищи.png

Заграничные умы приводили одни цифры, а Зимин – совсем другие. Со временем стало ясно, что заграница нам не поможет: расчеты иностранных инженеров не оправдались. Русское техническое общество представило новые данные, но и они отличались от высчитанных Зиминым показателей. Уже современные исследования подтвердили, что русский механик все же наиболее точно рассчитал мощность источников: 43 тысячи кубометров в сутки против 110 тысяч кубометров по расчетам иностранцев и 18 тысяч расчетных кубометров Русского технического общества.
И вот, по инициативе Зимина, в 1903 году на Москве-реке, чуть ниже устья реки Истры, вблизи поселка Рублево, была сооружена Рублевская водопроводная станция или, как ее раньше называли, Рублевская водокачка. 27 июня этого года москворецкая вода Рублевской водокачки доставлялась в Москву в количестве 3,5 миллиона ведер в сутки. К 1917 году Рублевская станция повысила производительность до 11 миллионов ведер. Надо отметить, что Мытищи к тому времени могли похвастаться показателем лишь в 2,5 миллиона ведер в сутки.
Грянул 1917 год. Перестала существовать великая держава, родился новый амбициозный Союз, полным ходом шел процесс индустриализации на обломках царского наследия. Не стояло на месте и водопроводное дело. Советский союз внес свои коррективы в водную жизнь Москвы.
А у нас водопровод! Вот!
Москва-река исправно снабжала новую столицу РСФСР водой до 1930-х годов. Но массовая постройка фабрик и заводов и рост населения Москвы делают свое дело: река и Мытищинский водопровод уже не в состоянии обеспечить водой растущий как на дрожжах город. Грозный вождь народов товарищ Сталин утверждает план реконструкции старой Москвы, план включает в себя и водяной вопрос.
Масштабные водные планы должны были соединить Москву-реку с Волгой, но было принято решение не ждать их реализации. Москва обзаводится плотиной на реке Истра, Рублевской плотиной и водопроводной станцией в Черепково.
А уже в 1937 году на помощь москворецкой приходит и волжская вода. 15 июля был открыт канал Москва-Волга. На следующий день в водопроводных трубах московских квартир зажурчала вода Волги-матушки.

Re: Московская страничка

Добавлено: 05 июл 2013, 06:40
Platonov
История Московского водопровода

12 апреля 1952 года Волга начала отдавать Москве еще больше воды: заработала только что отстроенная Северная водопроводная станция.
1959 год. Население Москвы достигло 5 миллионов человек. Водопроводная система снова столкнулась с проблемой нехватки воды для такого большого количества потребителей.
В 1964 году в помощь уже работающим водопроводам приходит новая Западная станция, берущая воду из недавно сооруженной Можайской гидросистемы. В 1979 году ей в помощь рядом достраивается Ново-Западная водопроводная станция. Чуть раньше, в 1977 году, еще одна «новенькая» – Вазузская гидросистема начинает подпитывать водозаборы Рублевской и Западной станций.
К концу существования СССР Москва была достаточно обеспечена водой, после развала Союза ей досталась обширная и хорошо обустроенная водная империя.
Современное резюме московского водопровода
Сегодня ответственность за наличие воды в кранах жилищ москвичей лежит на плечах главного водяного столицы – «Мосводоканала». На данный момент это самая крупная в России компания, занимающаяся водоснабжением. Весь Московский регион в буквальном смысле обязан «Мосводоканалу» жизнью. Почти полтора десятка тысяч его сотрудников круглосуточно работают для того, чтобы в кранах у москвичей постоянно была чистая вода. Силами «Мосводоканала» в декабре 2006 года была запущена новая Юго-Западная водопроводная станция.
Вода для москвичей проходит весьма тщательную очистку. Сначала она поступает в грубые фильтры, потом очищается хлором, коагулянтом (сернокислый алюминий притягивает к себе микрочастички, проникшие через фильтр и оседает вместе с ними в виде хлопьев). После этого вода снова поступает в уже более совершенные песчаные и угольные фильтры, опять хлорируется и только тогда устремляется в трубы, по которым попадает в квартиры жителей Москвы. Дополнительно станции используют технологию озонирования воды – эта процедура очень хорошо обеззараживает ее, придавая, к тому же, приятный свежий запах и вкус. Постепенно входит в употребление совершенно новый, инновационный процесс очистки воды с помощью специальных мембран, способных уловить не только грязь, но и вирусы с бактериями.
Опытные специалисты не только выискивают, но и в буквальном смысле этого слова «вынюхивают» недостатки московской воды. Вода, только поступающая для очистки, и уже очищенная тщательно проверяется тонким обонянием специальных работников «Мосводоканала» на предмет обнаружения посторонних запахов. Если вода «попахивает» – значит что-то не так или с источником воды, или с процедурой очистки. Чистая жидкость не должна пахнуть ни болотом, ни водорослями, ни слишком сильно озоном или хлором. Любой «перебор» фиксируется и оперативно устраняется: вода в Москве должна быть только самого лучшего качества!
В планах «Мосводоканала» на будущее – перевод всех систем на новые методы очистки, сооружение дополнительных конструкций и регулярный ремонт уже существующих коммуникаций.
У воды свой музей
Московское водяное царство не только работает на благо своих потребителей, но и дает москвичам и гостям города возможность окунуться в историческую «акваторию» музея, полностью посвященного воде. Причем, совершенно бесплатно! На входе в этот музей не продают входных билетов. Москва уже столько сил и ресурсов отдала своему водоснабжению, что может себе позволить содержать этот музей за счет «Мосводоканала», не беря с посетителей ни копейки.
В музее можно узнать всю биографию ее героини – со времен первого приручения и до наших дней. Действующие макеты и вежливый виртуальный гид привлекают в музей множество посетителей. Ученики, студенты и ученые собирают здесь материалы для своих работ.
«Мосводоканал» с петлей на шее
В завершение хотелось бы рассказать одну забавную историю. Главная диспетчерская московского водоканала – одной из функций которой всегда был контроль за напором воды в системе – достоверно знает, что в 90-е водой в Москве виртуозно управлял ни кто иной, как Анатолий Кашпировский, известный экстрасенс.
Около 10 вечера, когда великий маг появлялся в телевизоре, вся страна в едином порыве устремлялась к голубым экранам. Редко кто рисковал прервать «связь» и пойти в ванную освежиться. Напор воды в системе в это время, как показывали самописцы, значительно увеличивался. Около 20 минут, пока шел сеанс, кривая напора воды держалась на рекордно высоких отметках, после чего резко прыгала вниз: облагодетельствованные москвичи отрывались от телевизоров и все в том же едином порыве устремлялись в санузлы и кухни. От этого напор падал до минимума, а работники водоканала выслушивали тысячи жалоб на плохую подачу воды. Долгое время «Мосводоканал» стойко отбивал атаки возмущенных потребителей. А кривую самописца, напоминавшую во время сеансов экстрасенса всенародного масштаба букву П, иронично обозвали «петлей Кашпировского».
***
Более 6 млн. кубометров воды в сутки, 10 тысяч километров водопроводных труб, около 15 тысяч специалистов на службе водоканала – это и есть Москва «чистой воды», столица, получившая от Екатерины ІІ неоценимое наследство – возможность свободно пользоваться драгоценной живительной влагой.
Источник: Urbanus.ru

Re: Московская страничка

Добавлено: 07 июл 2013, 20:52
Platonov
Дмитрий Донской (продолжение)

МОСКВА ПРИ ДМИТРИИ ДОНСКОМ
Донской.jpg

В 1362 году старанием московского боярства и митрополита Алексия ярлык на великое княжение был приобретен для московского князя Дмитрия Ивановича. Достигнув совершеннолетия, Дмитрий начал вести энергичную политику, он расширяет пределы своего княжества, приобретя ряд городов с их округами (Калугу, Медынь, Дмитров, Стародуб и т. д.) . Дмитрий вел успешную борьбу со своими русскими соперниками: великими князьями тверским и рязанским, которые заключили союз с великим князем Литовским Ольгердом. Два раза подходил он к Москве в 1368 г. и 1370 г., но оба раза Москва с честью выдержала нападение сильного литовского войска. А в 1372 г. при новой попытке Ольгерда подойти к Москве, Дмитрий Донской встретил его на Оке, вблизи города Любутска, и принудил заключить мир.
В 1367 г. возводится мощная белокаменная крепость - Московский Кремль. Белокаменные стены практически охватили почти всю территорию существующего Кремля, кроме северного угла с Арсенальной башней и узкой полоской вдоль берега реки Неглинной. В условиях борьбы за объединение княжеств, за выход из-под контроля Орды, при постоянно совершенствующейся военной технике, Москва должна была иметь максимально надежную по тем временах крепость.
Главной заботой внешней политики московского князя были отношения с Ордой. В Золотой Орде происходили смуты и междуусобицы, что могло способствовать избавлению Руси от татарского ига.
В 1378 г. в сражении на реке Воже в Рязанском княжестве московское войско разбило большой отряд татар. В 1380 г. татарский военачальник Мамай, захвативший власть в Орде, заключил союз против Дмитрия с великим князем литовским Ягайло и рассчитывал на помощь рязанского князя Олега. Князь Дмитрий собрал большую рать, около 150 тыс. человек и выступил против татар. По преданию, Дмитрий получил благословение на борьбу с Ордой от святого Сергия Радонежского (основателя Троице-Сергиева монастыря) . Страшная битва произошла 8 сентября 1380 г. в верховьях Дона на Куликовом поле. Сражение закончилось победой русских войск. Куликовская битва положила начало освобождению от татарского ига.
В 1382 г. Тохтамыш двинулся наказывать Русь за попытку освободится от татар. 23 августа он подошел к Москве. В городе в это время отсутствовали как князь Дмитрий, собиравший войско в Костроме, так и вся верхушка великокняжеского двора, которая покинула город при приближающейся опасности. Власть в городе взяло вече, городское собрание. Обороной руководил князь Остей. Тохтамышу удалось овладеть городом обманным путем при помощи уговоров и клятвы суздальско-нижегородских князей, присоединившихся к монголо-татарам. Бояре, духовенство и верхи посада 26 августа открыли ворота Кремля врагу. Москва была разгромлена и сожжена; убито около 20 тыс. человек. Но город быстро восстановился.
С постройкой Кремля город в XIV веке стал настоящей столицей будущего государства Российского. Можно выделить четыре части города: 1) Кремль, или собственно "город"; 2) посад, или Великий посад, на территории современного Китай-города; 3) Заречье - за Москвой-рекой; 4) Занеглименье - к северу-западу от Неглинной, называемое иногда Загородье.
На территории Кремля сформировалась Соборная площадь. Также сформировались улицы Ильинка, Никольская, Варварка и другие. Строятся монастыри: Чудов, Андронников, Симонов и Вознесенский. Появляются многочисленные церкви.
Образование в средние века было уделом немногих, но встречаются очень образованные люди как среди бояр, так и среди купцов. Грамотность была обязательна для духовенства. Москва рано делается крупнейшим русским центром переписки и распространения книг. Московские рукописи второй половины XIV века резко отличаются от начала и середины века. Складывается своеобразный почерк, получивший название русского полуустава. Историки литературы отмечают всего три московских литературных памятника конца XIV века: "Сказание или повесть о Мамаевом побоище", "Задонщину", "Житие Дмитрия Ивановича, именуемого Донским". Также отмечают повести о Тохтамышевом нашествии, хождение митрополита Пимена и иеродиакона Зосимы в Царьград, и жития митрополитов Алексия и Петра.
В сельском хозяйстве происходил переход к двухи трехпольной системе севооборота; основным пахотным орудием становилась соха с железным сошником, землю начали удобрять навозом.
По своей ремесленной специализации средневековая Москва была близка ко многим большим городам Западной Европы. Две отрасли получили особое распространение в Москве с давнего времени - изделия предметов роскоши и оружия. Особое развитие приобрело серебряное (ювелирное) дело. Также развиваются ремесленные слободы: иконная, кожевная, кузнечная, гончарная и т. д.
Широко развивается московская торговля, как по водным, так и сухопутным путям. Оживляется торговля с Востоком и Западом. Таким образом, в рассматриваемый период были сделаны существенные шаги по превращению Москвы в центр русского государства.