Не самые плохие ученики старой школы
Корабли ВМС США входили в главную базу Северного флота - Североморск. И российские моряки ревностно наблюдали за действиями визитеров, своих вчерашних потенциальных противников. Всем хотелось увидеть, как они будут швартоваться. Швартовка - важный элемент морской культуры, требующий особых навыков и мастерства. Когда до пирса оставалось всего ничего, американцы сбавили ход и воспользовались, как это и было предусмотрено протоколом, помощью буксиров. Реакцией некоторых офицеров было: «Ну, с буксиром и дурак причалит. Попробовали бы, как мы - без них, особенно в плохую погоду...»
Этот случай вспомнился морякам российского сторожевого корабля «Резвый» через год, когда тот в середине мая швартовался к причалу норвежского города Тромсе. Швартовка должна была осуществляться с помощью буксиров (именно так, как поступили американцы), а управлять ими - норвежский лоцман. Однако с выходом в расчетную точку экипаж корабля обнаружил: буксиров нет. Последовал вопрос к лоцману... «Сейчас будут, ждите», - ответил тот. Вскоре один буксир появился, а точнее - прогулочный катер. Он должен был идти к корме, но почему-то направился к носовой части корабля... Сильное же течение поставило «Резвый» в сложное положение. Его начало сносить на пятиметровую изобату, а осадка у корабля - 7,2 метра. Назревали неприятности. В этот момент...
Начальник походного штаба капитан 1 ранга Александр Смирнов принял решение швартоваться самостоятельно. Он тут же приказал вступить в командование Сергею Русакову, как наиболее опытному в управлении кораблем данного проекта среди находившихся на его борту.
Потом мы поинтересовались у Смирнова: а как же командир корабля Валерий Хмельницкий, ведь он остался в стороне, не обидели ли его тем самым.
- Как сказать, - ответил Смирнов. - Не без этого, видимо... А что мы все вместе чувствовали бы, если на глазах норвежской публики дали, мягко говоря, маху, навалившись на причал. Нет, так среди порядочных людей не бывает. Если ты старший и более опытный на корабле, то будь готов к тому, что самая опасная ситуация - твоя. А у Валерия все еще впереди...
Итак, Русаков встал на мостик, сам Смирнов - на телеграф. Корабль к причалу они поставили великолепно, он подошел к пирсу, что называется, тютелька в тютельку. За швартовкой наблюдали преподаватели норвежской штурманской мореходной академии, находящейся в Тромсе. Через день один из них, в прошлом военный моряк, прибыл на борт «Резвого» и сказал, что к процессу швартовки иностранных кораблей у них интерес профессиональный. Причал в Тромсе визитный, здесь были канадцы, немцы, американцы... Все они сюда становились под буксирами. Впервые такой большой корабль пришвартовался самостоятельно. Российские моряки, сразу видно, профессионалы.
А при отходе от причала экипаж «Резвого» вновь был поставлен в экстремальную ситуацию. Норвежский лоцман неправильно определил направление течения, и корабль к нему развернулся лагом. Создалась огромная нагрузка на буксирные тросы, от них даже дым пошел. Секунд через сорок трос соскочил с глаголь-гака. Ситуация не предвещала ничего хорошего - прямая угроза наматывания буксирного конца на винт и наваливания корабля по инерции на стоявший у причала норвежский фрегат «Берген». И опять ситуацию разрядили Александр Смирнов и Сергей Русаков.
Уже позже, при обсуждении случившегося, подумалось, что именно благодаря таким офицерам, у российского флота сохранился запас профессионализма. Этот вывод зиждется не только на наблюдениях за действиями офицеров в сложных ситуациях. Нет. Штатная должность Александра Смирнова - начальник штаба дивизии противолодочных кораблей, а Сергея Русакова - начальник штаба бригады, входящей в эту дивизию. Так вот, видимо, кто-то из читателей помнит мартовское пребывание на Северном флоте Министра обороны России генерала армии Павла Грачева. Тогда по плану он должен был работать на атомном крейсере «Адмирал Ушаков». Однако министр внезапно изменил свои намерения и прибыл на борт ВПК «Адмирал Левченко». Он объявил экипажу тревогу и поставил задачу на выход в море.
Сколько, вы думаете, потребовалось экипажу на то, чтобы корабль отошел от причала? Меньше часа. Министр обороны остался доволен действиями моряков. Он отметил, что «Адмирал Левченко» готов к боевой службе.
Так вот этот корабль входит в бригаду, где начальником штаба был Сергей Русаков. И отчасти его опыт, талант, как и Александра Смирнова, воплотились в выучке экипажа.
Сегодня российским кораблям в силу экономических условий приходится меньше бороздить океаны, меньше заниматься боевой подготовкой. И все же мастерство, и ощутимое, у российских моряков сохраняется. Сохраняется благодаря тем, кто приобрел его в отличной школе интенсивных плаваний нашего ВМФ.
- Если бы сберечь все то лучшее, что было раньше...- говорил в беседе Александр Смирнов. - Вот сейчас ходим под нашим историческим Андреевским флагом, готовимся отметить 300-летие российского флота, но как-то не чувствуется среди моряков приподнятости, восторженности, как раньше. Помню, встречаются в Средиземном море корабли СССР - сменяют друг друга на боевой службе. Экипаж на палубе. Поднимается Военно-морской флаг СССР, звучит гимн. Даже у нас, людей вроде бы несентиментальных, это вызывало внутренний трепет, появлялись слезы. А сегодня? Играют гимн России, а сердца офицеров, матросов глухи. И не от того, что он плох. Но почему-то по-другому мы стали воспринимать слова «Родина», «защита Отечества».
Может быть, слишком долго людей в погонах обливали грязью, а слово «Родина» с экрана телевизора до сих пор. произносится с сарказмом. Словом, часть офицеров надломились, появились рапорта с просьбой уволить в запас. Но нас, тех, кто постарше, это не сломало. Учили-то ведь нас в течение почти всей жизни одному - защищать свою державу. Мы ее и сегодня защищаем.
Александр Смирнов, Сергей Русаков... Возможно, кто-то из североморцев, знающих их, скажет, что в чем-то эти офицеры им не нравятся (у того же Смирнова, к примеру, крутой характер), и вообще они не являются идеалом. Но мы и не ставили перед собой цель рассказать об идеальных людях. Задача в другом - сказать о том, что именно благодаря таким, как Смирнов, Русаков и подобным им офицерам, поседевшим в морях, российские корабли сегодня ходят под Андреевским флагом. И будут ходить - с достоинством!
Сторожевой корабль «Резвый» должен был совершить официальный визит в Норвегию в середине мая. А задачу экипаж получил в конце апреля. Всего с десяток дней на подготовку. Ну и что, возразит иной читатель, любой корабль должен быть готов к немедленному выходу в море. Все это так, если корабль входит в состав сил боевой готовности. Но тут случай особый. Корабль четыре года простоял в заводе - ремонтировался (попал туда в период начавшейся экономической неразберихи). Причем заводчане так и не смогли устранить все неисправности до конца. Потом пять лет корабль практически не красился. Но самое страшное - экипаж был укомплектован на пятьдесят процентов, «раздет», как говорят моряки. С укомплектованностью сегодня везде туго - на флоте тоже. Можно было разжиться за счет других кораблей соединения. Но и тут незадача. «Адмирал Левченко» готовился к выходу в Персидский залив, «Адмирал Харламов» - с официальным визитом в Канаду. Словом, собирали на «Резвый» с миру по нитке.
Не будем больше утомлять читателя перечислением возникших проблем - в назначенный срок корабль отошел от причала, и на него было приятно смотреть. Безусловно, экипажу «Резвого» была оказана помощь со стороны офицеров штаба флота, командующего Кольской флотилией вице-адмирала Валерия Корнюшко. И все же в том, что корабль успешно выполнил поставленные задачи, есть заслуга Смирнова и Русакова, их коллег по походному штабу. К слову, Смирнов лежал в госпитале, когда поступил приказ готовить «Резвый» к боевой службе. Зная, что корабль четыре года не выходил в море, выписался и все время не сходил с борта. Может это и не дело рисковать здоровьем в мирное время. Но так поступать его учила жизнь и вся прежняя служба.
Каждая минута - боевой учебе. Это в крови у Александра Смирнова, Сергея Русакова. И сегодня они изыскивают любую возможность для того, чтобы выйти в море. Правда, теперь они в роли обучающих. Ну а чему они учат, понятно, дивизия противолодочная - организации противолодочной борьбы, тому, чтобы любая субмарина противника в случае необходимости была обнаружена и уничтожена. Благо, что костяк офицеров в дивизии сохранился, в том числе и молодых. Вот и на «Резвом» нам назвали дюжину добросовестных офицеров, тех, за кем будущее российского флота. Среди них старший лейтенант Геннадий Бир, лейтенанты Евгений Евдокимов, Кирилл Никитин... Эта молодая поросль пока еще не достаточно обучена. Но лейтенанты обязательно дорастут и возмужают... потому, что есть такие моряки, как Александр Смирнов и Сергей Русаков.
Откуда родом эти офицеры? Как попали на флот? Александр Смирнов родился в Татарстане. С детства мечтал быть летчиком, мечтал и тогда, когда уже учился в Московском нефтяном институте. Именно любовь к авиации и привела его, как ни странно, в море. Друг уговорил ехать в Севастополь, поступать в военно-морское училище, на факультет морской авиации. Приехал туда, а там Герой Советского Союза адмирал Илья Хворостянов уговорил стать противолодочником. Севастополь - город юности Смирнова. Но вся офицерская служба прошла на Севере. Конечно, если не считать «ленинградских» лет учебы в академии, на курсах, не считать времени дальних походов по северным морям, Атлантике, Средиземному морю... Служил командиром группы, командиром БЧ-3, старшим помощником командира корабля, командиром корабля. После окончания военно-морской академии возглавлял штаб бригады, а затем и саму бригаду. Сегодня он -начальник штаба дивизии противолодочных кораблей.
Несколько лет в одном соединении вместе с Александром Смирновым постигал и постигает морскую науку Сергей Русаков. Он решил выбрать профессию офицера по примеру отца, в 1972 году из Белоруссии едет в Калининград поступать в военно-морское училище. С первого раза - не получается. Но Русаков доказывает, и себе в первую очередь, что способен стать курсантом морского училища. После года службы матросом -вновь экзамены. В 1978 году он, молодой лейтенант, едет на Север и прикипает душой к этому краю. Здесь растит сейчас дочь и сына. Стал начальником штаба бригады - карьера, можно сказать, отчасти состоялась.
Словом, биографии - самые простые, обычные. Как и обычным следует считать, что за каждым штрихом, характеризующим службу офицеров, стояла школа мощного и активного флота великой державы, школа, в которой было немало хорошего. А они, Смирнов и Русаков - ее не самые плохие ученики.
А.ДОКУЧАЕВ Ю.МОРОЗОВ
(«Морской сборник» 1993г., № 12)
Опубликовано в форуме
бпп в разделе
Надводные корабли > Сторожевые противолодочные корабли проектов 1135