Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами
Добавлено: 20 янв 2006, 20:09
В ВМФ России атомные подводные лодки, вооруженные баллисти¬ческими ракетами (ПЛАРБ), представлены в основном различными модификациями подводных лодок проекта 667, которые составляют основу стратегических ракетно-ядерных сил морского базирования нашей страны.
Подводные лодки проекта 667всех модификаций — двухкорпусные. Наружные обводы корпуса выбраны из условия снижения со¬противления при движении под водой. Хорошая управляемость ло¬док обеспечивается рациональной конструкцией их кормового оперения и переносом носовых горизонтальных рулей на ограждение рубки (рубочные горизонтальные рули), что обеспечивает подвод¬ным лодкам бездифферентный уход на глубину и стабильное удержа¬ние глубины и курса при применении ракетного оружия.
ПЛАРБ проекта 667-А («Навага») строились большой серией (34 ед.) начиная с 1967 года. Под-водная лодка проекта 667-А явилась первой атомной лодкой в отечественном флоте, где был осу-ществлен переход на переменный ток для питания всех потребителей электро¬энергетической сис-темы.
Подводная лодка проекта 667-Б («Мурена») представляет собой дальнейшее развитие отечествен-ных подводных ракетоносцев про¬екта 667-А за счет установки вместо баллистических ракет типа РСМ-25 ракет типа РСМ-40 первой модификации. Новый ракетный комплекс имеет увеличенную более чем в 3 раза дальность стрельбы и более мощную боевую часть. Размещение более мощного и тяжело¬го ракетного оружия привело к сокращению его числа (12 ракетных шахт против 16 на ПЛАРБ проекта 667-А). Увеличилось также водо¬измещение лодки, и несколько снизилась ско-рость хода.
Создание ПЛАРБ проекта 667-БД на базе проекта 667-Б предус¬матривало замену баллистических ракет РСМ-40 первой модификации на более современные ракеты РСМ-40 второй модификации. Увеличивалось также и количество ракет с 12 до 16. Вследствие этого возросла на 16 метров и длина ПЛАРБ.
Разработка и создание ПЛАРБ проекта 667-БДР («Кальмар») диктовались опять же необходимо-стью размещения более совре¬менного ракетного оружия. Вместо 16 ракет РСМ-40 предусматри¬валась установка этого же количества ракет типа РСМ-50, которые имели большие массогабарит-ные характеристики и разделяющиеся
боевые части.
Разработка и создание самых современных и последних в этой серии ПЛАРБ проекта 667-БДРМ («Дельфин») было необходимо с целью размещения новой баллистической ракеты РСМ-54. Эти ра¬кеты отличались от других ракет морского базирования увеличенны¬ми массогабаритными ха-рактеристиками и боеголовкой с 7 разделя¬ющимися боевыми частями.
ПЛАРБ проекта 667-БДРМ имеют следующие ТТХ: водоизме¬щение (надводное/подводное) — 9210/12600 т, длина — 166 м, шири¬на — 12,5 м, осадка — 8,8 м, запас плавучести — 27 %. Проч-ный кор¬пус изготовлен из высокопрочной стали и разделен плоскими поперечными переборками на 9 отсеков. Особенностью конструкции ПЛАРБ проекта 667-БДРМ является то, что в отсеке, следующем за ракетным, установлено всплывающее спасательное устройство мно¬гократного ис-пользования. Энергетическая установка подводной лодки состоит из 2 водо-водяных и ядерных реакторов мощностью по 44 000 кВт, что позволяет ей развивать скорость 14/24 уз. (надвод¬ная/подводная) .
Как и во всякой передовой военной технологии, процесс развития баллистических ракет морского базирования протекал интенсивно и характеризовался постоянным наращиванием их боевой эф-фек¬тивности, а следовательно, и изменением конструктивных парамет¬ров ракет.
Как следствие этого, при очередной модификации ПЛАРБ про¬екта 667 происходила полная пере-компоновка ракетных отсеков с за¬меной пусковых устройств (ракетных шахт) и обслуживающих их вспомогательных систем.
При создании отечественной промышленностью твердотопливных ракет морского базирования РСМ-52 с большой дальностью стрельбы и наличием 10 разделяющихся боевых частей с индиви-ду¬альным наведением их массогабаритные характеристики существен¬но возросли даже по сравне-нию с ракетой РСМ-54. Масса возросла в 1,5 раза, диаметр увеличился в 1,3 раза. Такие ракеты в нужном количестве на ПЛАРБ проекта 667 разместить было технически невоз¬можно, и всякие возможности модификации ПЛАРБ этого проекта себя полностью исчерпали. Это главное обстоя-тельство послужило поводом для создания нового поколения отечественных подводных ракето-носцев проекта 941 («Акула»),
Особенностью ПЛАРБ проекта 941 является ее архитектура, своеобразие которой заключается в размещении в легком корпусе 2 прочных корпусов с установленными между ними перед огражде-ни¬ем рубки 20 ракетными шахтами и еще 3 дополнительными прочными корпусами: центральным постом, торпедным отсеком и отсеком руле¬вых приводов. Ее ТТХ: водоизмещение (надвод-ное/подводное) — 24500/33800 т; длина — 175 м; ширина — 22,8 м; осадка — 11,5 м; запас плаву-чести — 38 %. Основание ограждения рубки — всплывающая спасательная камера однократного действия. Экипаж лодки составля¬ет 150 человек, из них 50 офицеров. Двухвальная энергетическая ус¬тановка состоит из двух ядерных реакторов водо-водяного типа теп¬ловой мощностью 190 000 кВт и двух ГТЗА мощностью 73 600 кВт. Два гребных винта в насадках сообщают лодке макси-мальную ско¬рость 27 уз. Имеется 20 баллистических ракет типа СМ-52. Кроме этого, в носовой части, в торпедном отсеке, установлено 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм (боекомплект 20 торпед). ПЛАРБ проекта 941 разрабатывалась в ЦКБ «Рубин» главный конструктор проекта — И. Д. Спасский.
Таким образом, стратегическая программа, начавшаяся в 1967 году вступлением в строй ПЛАРБ проекта 667-А с 16 жидкотопливными баллистическими ракетами, пройдя пять этапов совершен-ствова¬ния оружия и его базового носителя, завершилась постройкой последних ПЛАРБ проектов 667-БДРМ и 941 с современными высо¬коточными ракетами. Всего за 24 года построено 77 страте-гических АПЛ, это крупнейшая программа в истории атомного подводного кораблестроения.
Учитывая сроки службы ПЛАРБ и интервалы между появлением головных ракетоносцев преды-дущих поколений, в конце текущего десятилетия можно было бы ожидать появления более со-вершенной стратегической системы четвертого поколения, однако до 2000 года новые ракетонос-цы в состав российского флота вводить не плани¬ровалось. Это несколько противоречит провоз-глашенным намерени¬ям увеличения доли морской составляющей российской стратегиче¬ской сис-темы, так как сроки службы большинства российских ПЛАРБ заканчиваются в начале следующего десятилетия. По край-
ней мере, Россия — единственная из стран, создающих ПЛАРБ, уже четыре года не строит страте-гических ракетоносцев. Однако продол¬жается постройка ударных и многоцелевых АПЛ.
Подводные лодки проекта 667всех модификаций — двухкорпусные. Наружные обводы корпуса выбраны из условия снижения со¬противления при движении под водой. Хорошая управляемость ло¬док обеспечивается рациональной конструкцией их кормового оперения и переносом носовых горизонтальных рулей на ограждение рубки (рубочные горизонтальные рули), что обеспечивает подвод¬ным лодкам бездифферентный уход на глубину и стабильное удержа¬ние глубины и курса при применении ракетного оружия.
ПЛАРБ проекта 667-А («Навага») строились большой серией (34 ед.) начиная с 1967 года. Под-водная лодка проекта 667-А явилась первой атомной лодкой в отечественном флоте, где был осу-ществлен переход на переменный ток для питания всех потребителей электро¬энергетической сис-темы.
Подводная лодка проекта 667-Б («Мурена») представляет собой дальнейшее развитие отечествен-ных подводных ракетоносцев про¬екта 667-А за счет установки вместо баллистических ракет типа РСМ-25 ракет типа РСМ-40 первой модификации. Новый ракетный комплекс имеет увеличенную более чем в 3 раза дальность стрельбы и более мощную боевую часть. Размещение более мощного и тяжело¬го ракетного оружия привело к сокращению его числа (12 ракетных шахт против 16 на ПЛАРБ проекта 667-А). Увеличилось также водо¬измещение лодки, и несколько снизилась ско-рость хода.
Создание ПЛАРБ проекта 667-БД на базе проекта 667-Б предус¬матривало замену баллистических ракет РСМ-40 первой модификации на более современные ракеты РСМ-40 второй модификации. Увеличивалось также и количество ракет с 12 до 16. Вследствие этого возросла на 16 метров и длина ПЛАРБ.
Разработка и создание ПЛАРБ проекта 667-БДР («Кальмар») диктовались опять же необходимо-стью размещения более совре¬менного ракетного оружия. Вместо 16 ракет РСМ-40 предусматри¬валась установка этого же количества ракет типа РСМ-50, которые имели большие массогабарит-ные характеристики и разделяющиеся
боевые части.
Разработка и создание самых современных и последних в этой серии ПЛАРБ проекта 667-БДРМ («Дельфин») было необходимо с целью размещения новой баллистической ракеты РСМ-54. Эти ра¬кеты отличались от других ракет морского базирования увеличенны¬ми массогабаритными ха-рактеристиками и боеголовкой с 7 разделя¬ющимися боевыми частями.
ПЛАРБ проекта 667-БДРМ имеют следующие ТТХ: водоизме¬щение (надводное/подводное) — 9210/12600 т, длина — 166 м, шири¬на — 12,5 м, осадка — 8,8 м, запас плавучести — 27 %. Проч-ный кор¬пус изготовлен из высокопрочной стали и разделен плоскими поперечными переборками на 9 отсеков. Особенностью конструкции ПЛАРБ проекта 667-БДРМ является то, что в отсеке, следующем за ракетным, установлено всплывающее спасательное устройство мно¬гократного ис-пользования. Энергетическая установка подводной лодки состоит из 2 водо-водяных и ядерных реакторов мощностью по 44 000 кВт, что позволяет ей развивать скорость 14/24 уз. (надвод¬ная/подводная) .
Как и во всякой передовой военной технологии, процесс развития баллистических ракет морского базирования протекал интенсивно и характеризовался постоянным наращиванием их боевой эф-фек¬тивности, а следовательно, и изменением конструктивных парамет¬ров ракет.
Как следствие этого, при очередной модификации ПЛАРБ про¬екта 667 происходила полная пере-компоновка ракетных отсеков с за¬меной пусковых устройств (ракетных шахт) и обслуживающих их вспомогательных систем.
При создании отечественной промышленностью твердотопливных ракет морского базирования РСМ-52 с большой дальностью стрельбы и наличием 10 разделяющихся боевых частей с индиви-ду¬альным наведением их массогабаритные характеристики существен¬но возросли даже по сравне-нию с ракетой РСМ-54. Масса возросла в 1,5 раза, диаметр увеличился в 1,3 раза. Такие ракеты в нужном количестве на ПЛАРБ проекта 667 разместить было технически невоз¬можно, и всякие возможности модификации ПЛАРБ этого проекта себя полностью исчерпали. Это главное обстоя-тельство послужило поводом для создания нового поколения отечественных подводных ракето-носцев проекта 941 («Акула»),
Особенностью ПЛАРБ проекта 941 является ее архитектура, своеобразие которой заключается в размещении в легком корпусе 2 прочных корпусов с установленными между ними перед огражде-ни¬ем рубки 20 ракетными шахтами и еще 3 дополнительными прочными корпусами: центральным постом, торпедным отсеком и отсеком руле¬вых приводов. Ее ТТХ: водоизмещение (надвод-ное/подводное) — 24500/33800 т; длина — 175 м; ширина — 22,8 м; осадка — 11,5 м; запас плаву-чести — 38 %. Основание ограждения рубки — всплывающая спасательная камера однократного действия. Экипаж лодки составля¬ет 150 человек, из них 50 офицеров. Двухвальная энергетическая ус¬тановка состоит из двух ядерных реакторов водо-водяного типа теп¬ловой мощностью 190 000 кВт и двух ГТЗА мощностью 73 600 кВт. Два гребных винта в насадках сообщают лодке макси-мальную ско¬рость 27 уз. Имеется 20 баллистических ракет типа СМ-52. Кроме этого, в носовой части, в торпедном отсеке, установлено 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм (боекомплект 20 торпед). ПЛАРБ проекта 941 разрабатывалась в ЦКБ «Рубин» главный конструктор проекта — И. Д. Спасский.
Таким образом, стратегическая программа, начавшаяся в 1967 году вступлением в строй ПЛАРБ проекта 667-А с 16 жидкотопливными баллистическими ракетами, пройдя пять этапов совершен-ствова¬ния оружия и его базового носителя, завершилась постройкой последних ПЛАРБ проектов 667-БДРМ и 941 с современными высо¬коточными ракетами. Всего за 24 года построено 77 страте-гических АПЛ, это крупнейшая программа в истории атомного подводного кораблестроения.
Учитывая сроки службы ПЛАРБ и интервалы между появлением головных ракетоносцев преды-дущих поколений, в конце текущего десятилетия можно было бы ожидать появления более со-вершенной стратегической системы четвертого поколения, однако до 2000 года новые ракетонос-цы в состав российского флота вводить не плани¬ровалось. Это несколько противоречит провоз-глашенным намерени¬ям увеличения доли морской составляющей российской стратегиче¬ской сис-темы, так как сроки службы большинства российских ПЛАРБ заканчиваются в начале следующего десятилетия. По край-
ней мере, Россия — единственная из стран, создающих ПЛАРБ, уже четыре года не строит страте-гических ракетоносцев. Однако продол¬жается постройка ударных и многоцелевых АПЛ.