100 лет со дня рождения А.И. Маринеско
Добавлено: 24 янв 2013, 17:23
http://www.flot.com/history/patriotwar/marinesko100an/
На этой неделе в день столетней годовщины со дня рождения Александра Маринеско в Санкт-Петербурге, Кронштадте, Калининграде и Одессе прошли мероприятия, посвященные памяти прославленного советского моряка – подводника.
. История донесла до нас мало фактов из предвоенной биографии Александра Ивановича. Знаем мы, что родом он из Одессы, куда в 1893 году сбежал из Румынии его отец. Матрос румынского королевского флота Иона Маринеску ударил офицера, за что по тем временам в Румынии полагалась смертная казнь. Сбежав из карцера с помощью друзей, Маринеску переплыл пограничный Дунай и впоследствии обосновался в Одессе. Иона Маринеску устроился работать в одесский порт, обрусел, окрестился в Ивана, окончание фамилии поменял на "о" и стал Иваном Алексеевичем Маринеско.
"И все биндюжники вставали, когда в пивную он входил"
Александр Иванович родился в г. Одессе в 1913г. В 13-летнем возрасте Маринеско уже плавал учеником матроса на судах Черноморского пароходства, окончил экстерном одесскую школу юнг и без экзаменов был зачислен в мореходный техникум.
Закончив его в мае 1933 года, получает диплом четвертого помощника капитана. Александр Маринеско поступил четвертым помощником на торговый пароход "Красный флот", к ноябрю того же года стал вторым помощником капитана. Об Александре Маринеско отзывались как о принципиальном и требовательном руководителе, и в то же время как о балагуре и "душе компании".
"Раскинулось море широко"
В ноябре 1933 года в 20-летнем возрасте Александра Маринеско призывают в Красную Армию. Благодаря диплому штурмана Александр Иванович попадает на высшие курсы командного состава Рабоче-крестьянского Красного Флота (РККФ). Там за год из юного помощника капитана делают штурманского офицера и назначают служить в подводный флот.
Служебная характеристика выпускника курсов комсостава РККФ, "помощника вахтенного командира" (такое звание было ему присвоено после выпуска) Александра Ивановича Маринеско:
"Свою специальность знает хорошо. Недостаточно дисциплинирован. Руководить личным составом может под постоянным руководством. Вывод: обратить внимание на повышение дисциплинированности".
По воспоминаниям сослуживцев того периода, он и не стремился стать настоящим кадровым военным, военная служба его тяготила, все мечты Александра Ивановича были о мостике торгового судна.
Лейтенант Маринеско отслужив год штурманом на подводной лодке Щ-306, в 1937 году получает направление в Учебный отряд подводного плавания, где готовится стать помощником командира подводной лодки.
"И неслось перед строем: – Едрить вашу мать, я вам устрою! Расстрелять! Расстрелять!"
16 июля 1938 года в разгар "шпиономании" Александра Маринеско, увольняют с военной службы. Сделать его "румынским шпионом" у сотрудников НКВД не получилось, так как в Румынии Маринеско с рождения не бывал, с родственниками не переписывался. Скорее всего, руку карательной машины НКВД от Александра Ивановича отвел старый удар Ионы Маринеску по лицу неизвестного румынского офицера, ведь смертный приговор в Румынии отцу Александра Ивановича не отменяли.
"Подводная лодка – морская гроза, под черной пилоткой стальные глаза…"
Но через месяц после увольнения в запас, 7 августа 1938г. вышел приказ командующего флотом о восстановлении лейтенанта Маринеско на действительной службе, а в ноябре приказ о присвоении ему звания старшего лейтенанта.
Новые подводные корабли сходили со стапелей по несколько штук в год, а грамотных морских офицеров с каждым днем становилось все меньше, слишком велико оказалось на флоте число "троцкистов" и "вредителей».
Александра Ивановича Маринеско назначают помощником командира на подводной лодке Л-1, через полгода уже командир М-96, называемой подводниками "Малюткой", водоизмещением 200 тонн, длиной около 40 метров и шириной 3,5 метра " с экипажем 36 человек. Экипаж в 1940 году по итогам боевой и политической подготовки становится лучшим подводным экипажем на Балтийском флоте.
Маринеско получил золотые часы от командующего Балтфлотом Трибуца и запись в личное дело от командира дивизиона Юнакова:
"Дисциплинирован, но к себе требователен недостаточно. Решителен, но малоинициативен. О подчиненных заботится, но часто бывает груб и несдержан".
Алексей Тихонович Астахов, последний из ныне живущих сослуживцев военной поры Александра Маринеско, характеризует своего командира сложным человеком:
"Ну, конечно же, всякое бывало. Шумел он сильно, если что не по нему было. Требовал инструкции и дисциплину в море. Не дай бог, кто на вахту проспит, сразу на губу сажал, на второй раз из экипажа долой. Но все понимали – война ведь. За своих стоял всегда, поэтому, говорят, у него и проблемы с начальством были, что нарушителей защищал. В море жестко – на берегу можно расслабиться. Поэтому и много наших в комендатуру попадало по пьянке".
А в июле 1941 года Маринеско на ней выходит в свой первый боевой поход.
"Вест-зюйд-вест! Погружение! Глубина – двадцать пять! Прекратить по отсекам движение, рулевой – так держать!"
М-96 под командованием Маринеско воевала осторожно. На рожон Алексадр Иванович не лез, берег корабль и людей, продумывал, как говорят, отход и маневр, учился сам и учил своих людей действовать в боевой обстановке.
Сегодня ни для кого не секрет, что в 1941 году Балтийский флот безвозвратно потерял 27 подводных лодок, во многом из-за шапкозакидательских настроений командования. М-96, благодаря Маринеско, в это число не вошла. Да, боевых побед М-96 в 1941 году не добилась, но экипаж приобрел необходимый боевой опыт.
В октябре 1941 Маринеско отличился, но не в море, а на берегу. "За систематическое пьянство и организацию азартных игр на дивизионе" его исключают из кандидатов в члены партии, но оставляют в должности – подготовленный командир, как известно, "товар штучный". Из воспоминаний Алексея Тихоновича Астахова:
"Александр Иванович зря муштрой не занимался. Если в поход не надо, то людей не гонял. Были случаи, когда рисковал сильно. Когда ремонт или подготовка, отпускал матросов в краткосрочные отпуска к семьям, делал командировочные, якобы по делу. А тогда запрещали из Кронштадта выезжать матросам".
В феврале 1942 года М-96, зимующая у набережной Ленинграда, получает прямое попадание артиллерийского снаряда. Затоплены 4-й и 5-й отсеки, но корабль экипажу удается спасти.
Очередная черная полоса заканчивается для Маринеско во второй половине 1942 года, когда М-96 после ремонта снова начинает выполнять боевые задачи.
14 августа 1942 года М-96 топит финский транспорт "Хелен" водоизмещением около 2 тысяч тонн, а в ноябре успешно высаживает диверсионную группу на побережье Нарвского залива. Александра Ивановича награждают Орденом Ленина, восстанавливают в кандидаты в ВКП (б), присваивают звание капитана 3 ранга и отправляют на переподготовку в Военно-морскую академию.
(Продолжение следует)
На этой неделе в день столетней годовщины со дня рождения Александра Маринеско в Санкт-Петербурге, Кронштадте, Калининграде и Одессе прошли мероприятия, посвященные памяти прославленного советского моряка – подводника.
. История донесла до нас мало фактов из предвоенной биографии Александра Ивановича. Знаем мы, что родом он из Одессы, куда в 1893 году сбежал из Румынии его отец. Матрос румынского королевского флота Иона Маринеску ударил офицера, за что по тем временам в Румынии полагалась смертная казнь. Сбежав из карцера с помощью друзей, Маринеску переплыл пограничный Дунай и впоследствии обосновался в Одессе. Иона Маринеску устроился работать в одесский порт, обрусел, окрестился в Ивана, окончание фамилии поменял на "о" и стал Иваном Алексеевичем Маринеско.
"И все биндюжники вставали, когда в пивную он входил"
Александр Иванович родился в г. Одессе в 1913г. В 13-летнем возрасте Маринеско уже плавал учеником матроса на судах Черноморского пароходства, окончил экстерном одесскую школу юнг и без экзаменов был зачислен в мореходный техникум.
Закончив его в мае 1933 года, получает диплом четвертого помощника капитана. Александр Маринеско поступил четвертым помощником на торговый пароход "Красный флот", к ноябрю того же года стал вторым помощником капитана. Об Александре Маринеско отзывались как о принципиальном и требовательном руководителе, и в то же время как о балагуре и "душе компании".
"Раскинулось море широко"
В ноябре 1933 года в 20-летнем возрасте Александра Маринеско призывают в Красную Армию. Благодаря диплому штурмана Александр Иванович попадает на высшие курсы командного состава Рабоче-крестьянского Красного Флота (РККФ). Там за год из юного помощника капитана делают штурманского офицера и назначают служить в подводный флот.
Служебная характеристика выпускника курсов комсостава РККФ, "помощника вахтенного командира" (такое звание было ему присвоено после выпуска) Александра Ивановича Маринеско:
"Свою специальность знает хорошо. Недостаточно дисциплинирован. Руководить личным составом может под постоянным руководством. Вывод: обратить внимание на повышение дисциплинированности".
По воспоминаниям сослуживцев того периода, он и не стремился стать настоящим кадровым военным, военная служба его тяготила, все мечты Александра Ивановича были о мостике торгового судна.
Лейтенант Маринеско отслужив год штурманом на подводной лодке Щ-306, в 1937 году получает направление в Учебный отряд подводного плавания, где готовится стать помощником командира подводной лодки.
"И неслось перед строем: – Едрить вашу мать, я вам устрою! Расстрелять! Расстрелять!"
16 июля 1938 года в разгар "шпиономании" Александра Маринеско, увольняют с военной службы. Сделать его "румынским шпионом" у сотрудников НКВД не получилось, так как в Румынии Маринеско с рождения не бывал, с родственниками не переписывался. Скорее всего, руку карательной машины НКВД от Александра Ивановича отвел старый удар Ионы Маринеску по лицу неизвестного румынского офицера, ведь смертный приговор в Румынии отцу Александра Ивановича не отменяли.
"Подводная лодка – морская гроза, под черной пилоткой стальные глаза…"
Но через месяц после увольнения в запас, 7 августа 1938г. вышел приказ командующего флотом о восстановлении лейтенанта Маринеско на действительной службе, а в ноябре приказ о присвоении ему звания старшего лейтенанта.
Новые подводные корабли сходили со стапелей по несколько штук в год, а грамотных морских офицеров с каждым днем становилось все меньше, слишком велико оказалось на флоте число "троцкистов" и "вредителей».
Александра Ивановича Маринеско назначают помощником командира на подводной лодке Л-1, через полгода уже командир М-96, называемой подводниками "Малюткой", водоизмещением 200 тонн, длиной около 40 метров и шириной 3,5 метра " с экипажем 36 человек. Экипаж в 1940 году по итогам боевой и политической подготовки становится лучшим подводным экипажем на Балтийском флоте.
Маринеско получил золотые часы от командующего Балтфлотом Трибуца и запись в личное дело от командира дивизиона Юнакова:
"Дисциплинирован, но к себе требователен недостаточно. Решителен, но малоинициативен. О подчиненных заботится, но часто бывает груб и несдержан".
Алексей Тихонович Астахов, последний из ныне живущих сослуживцев военной поры Александра Маринеско, характеризует своего командира сложным человеком:
"Ну, конечно же, всякое бывало. Шумел он сильно, если что не по нему было. Требовал инструкции и дисциплину в море. Не дай бог, кто на вахту проспит, сразу на губу сажал, на второй раз из экипажа долой. Но все понимали – война ведь. За своих стоял всегда, поэтому, говорят, у него и проблемы с начальством были, что нарушителей защищал. В море жестко – на берегу можно расслабиться. Поэтому и много наших в комендатуру попадало по пьянке".
А в июле 1941 года Маринеско на ней выходит в свой первый боевой поход.
"Вест-зюйд-вест! Погружение! Глубина – двадцать пять! Прекратить по отсекам движение, рулевой – так держать!"
М-96 под командованием Маринеско воевала осторожно. На рожон Алексадр Иванович не лез, берег корабль и людей, продумывал, как говорят, отход и маневр, учился сам и учил своих людей действовать в боевой обстановке.
Сегодня ни для кого не секрет, что в 1941 году Балтийский флот безвозвратно потерял 27 подводных лодок, во многом из-за шапкозакидательских настроений командования. М-96, благодаря Маринеско, в это число не вошла. Да, боевых побед М-96 в 1941 году не добилась, но экипаж приобрел необходимый боевой опыт.
В октябре 1941 Маринеско отличился, но не в море, а на берегу. "За систематическое пьянство и организацию азартных игр на дивизионе" его исключают из кандидатов в члены партии, но оставляют в должности – подготовленный командир, как известно, "товар штучный". Из воспоминаний Алексея Тихоновича Астахова:
"Александр Иванович зря муштрой не занимался. Если в поход не надо, то людей не гонял. Были случаи, когда рисковал сильно. Когда ремонт или подготовка, отпускал матросов в краткосрочные отпуска к семьям, делал командировочные, якобы по делу. А тогда запрещали из Кронштадта выезжать матросам".
В феврале 1942 года М-96, зимующая у набережной Ленинграда, получает прямое попадание артиллерийского снаряда. Затоплены 4-й и 5-й отсеки, но корабль экипажу удается спасти.
Очередная черная полоса заканчивается для Маринеско во второй половине 1942 года, когда М-96 после ремонта снова начинает выполнять боевые задачи.
14 августа 1942 года М-96 топит финский транспорт "Хелен" водоизмещением около 2 тысяч тонн, а в ноябре успешно высаживает диверсионную группу на побережье Нарвского залива. Александра Ивановича награждают Орденом Ленина, восстанавливают в кандидаты в ВКП (б), присваивают звание капитана 3 ранга и отправляют на переподготовку в Военно-морскую академию.
(Продолжение следует)