Артиллерийские крейсера

История, боевой путь, командиры
Ответить
бпп
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:33

Артиллерийские крейсера

Сообщение бпп »

Легкие крейсера типа "Чапаев", 1950 (проект 68-К) Водоизмещение: полное 14 100, стандартное 11 130 т; длина 199 м, ширина 18,7 м, осадка 6,9 м. Мощность ПТУ 2х62 300 л.с.; скорость хода: максимальная 33,4, экономическая 17 уз; дальность плавания экономическим ходом 6360 миль. Вооружение: 4x3 152-мм МК-5-бис,4х2 100-мм СМ-5-1 и 14x2 37-мм В-И орудий. Бронирование: борт 100, главная палуба 50, башни 175, рубка 130мм. Экипаж 1184 человека.
Планировалась постройка 17 крейсеров, но до июня 1941 г. заложили только 7 (проект 68). После войны достраивались по проекту 68-К (корректированный) с усиленным зенитным вооружением и новыми системами у правления артиллерийским огнем. Вступили в строй в 1950 г. Всего построено5: "Чапаев","Железняков", "Куйбышев", "Чкалов", "Фрунзе".
Легкие крейсера типа "Свердлов", 1950 (проект 68-бис) Водоизмещение: полное 16300, стандартное 13 230 т; длина 210 м, ширина 22м, осадка 7,3 м. Мощность ПТУ 2х68 500 л.с.; скорость хода: максимальная 33, экономическая 16 уз; дальность плавания экономическим ходом 9000 миль. Вооружение: 4х3 152 мм МК-5-бис, 6х2 100-мм СМ-5-1 и 16х2 37-мм В-11 орудий, 2х5 533-мм ТА. Бронирование: борт 100, палуба 50, башня 175, рубка 130 мм. Экипаж 1270 человек.
Легкие крейсера типа "Свердлов" (проект 68-бис) - 14 + 7 единиц. Усовершенствованный вариант крейсеров проекта 68-К. Всего планировалось построить 25 единиц, но былo заложенo 21, вступили в строй 14: "Свердлов", "Дзержинский", "Орджоникидзе" (в 1963 г. передан Индонезии), "Жданов", "Александр Невский", "Адмирал Ушаков", "Адмирал Лазарев", "Александр Суворов", "Адмирал Сенявин", "Октябрьская революция", "Михаил Кутузов", "Дмитрий Пожарский", "Мурманск", "Адмирал Нахимов".
7 недостроенных кораблей проекта 68-бис-ЗИФ ("Щербаков", "Адмирал Корнилов", "Кронштадт", "Таллин", "Варяг", "Козьма Минин" и "Дмитрий Донской") вместо 37-мм орудий должны были нести по 6 более мощных 57-мм четырехствольных автоматических установок ЗИФ-68, иметь полное водоизмещение 16 780 т, мощность ПО 000 л.с. и экипаж: 1224 человека.
"Адмирал Нахимов" в опытном порядке впервые в нашем флоте получил на вооружение ПКРК.
"Дзержинский" в 1957 -1958 гг. перестроен по проекту 70-Э, став первым крейсером, оснащенным ЗРК. Водоизмещение: полное 16800, стандартное 13650 т; мощность 2х55 000 л.с. Вооружение: 1х2 ПУ ЗРК С-75 ("Волхов"), 3х3 152-мм МК-5бис, 6х2 100-мм СМ-5-1 и 16х2 37 мм В-11 орудий.
"Жданов" и "Адмирал Сенявин" в 1966 - 1972 гг. превращены в крейсера управления (проекты 68-У1 и 68-У2). Водоизмещение: полное 17210, стандартное 13900 т; мощность 2х55 000 л.с. Вооружение: 3х3 (на "Синавине" 2х3) 152-мм МК-5-бис, 6х2 100-мм СМ-5-1 и 16х2 37-мм В-11, 4х2 (на "Адм.Синявине" 8х2) 30-мм АК-230 орудий, 1х2 ПУ ЗРК "ОСА".
На "Октябрьской Революции", "Адмирале Ушакове" и "Михаиле Кутузове" усилено зенитное вооружение за счет дополнительной установки 8x2 30-мм орудий АК-230 (проект 68-А).
В настоящее время сохраняется единственный корабль серии - "Михаил Кутузов" (на консервации в Севастополе).
Тяжелые крейсера типа "Сталинград" (проект 82) Водоизмещение: полное 43 000, стандартное 36 500 т; длина 250,5 м, ширина 31,6 м, осадка 9,7 м. Мощность ПТУ 4х70 000 л.с.; скорость хода: максимальная 34, экономическая 15 уз; дальность плавания экономическим ходом 5000 миль. Вооружение: 3х3 305-мм СМ-31, 6х2 130-мм БЛ-109А, 6х4 45-мм СМ-20-ЗИФ, 12х137-мм 70-К и 10х4 25-мм БЛ-120 орудий. Бронирование борт до 150, палуба 90-100, башни до 323 мм. Экипаж 1481 человек.
Крупнейшие в мире тяжелые крейсера, развитие недостроенных кораблей типа "Кронштадт" (проект 69). Рассматривались как соперники американских крейсеров типа "Аляска". Строительство велось под личным контролем Сталина и прекратилось сразу же после его кончины.
бпп
бпп
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:33

Сообщение бпп »

Артиллерийский крейсер пр.26 «КИРОВ»
Создание крейсера “Киров” — безусловно важный этап советского судостроения. Первый из кораблей основных боевых классов, он для своего времени стал воплощением новейших достижений науки и техники, по всем параметрам соответствуя лучшим зарубежным собратьям. Основные достоинства крейсера заключались прежде всего в необычайно сильном артиллерийском вооружении, высокой степени автоматизации систем управления огнем, мощной энергетической установке и соответственно солидной скорости хода. Весьма надежными были средства обеспечения живучести, а также дублирующие друг друга противопожарные системы, предусматривавшие тушение огня водой, пеной и углекислым газом. Кроме того, корабль отличали и комфортные условия для экипажа. На крейсере имелись матросский клуб, библиотека, бани, лазарет, амбулатория с рентгеновским и стоматологическим кабинетами — об этом на других кораблях нашего флота 30-х годов могли только мечтать. В то же время, давая объективную оценку крейсеру “Киров”, специалисты отмечали, что у него были и слабые стороны. Корабль не имел противоторпедной защиты, а весьма малочисленное зенитное вооружение располагалось не совсем удачно. Да и уникальные баллистические данные артиллерии главного калибра достигались непомерно высокой ценой. Так, большая начальная скорость снаряда и не имевшая аналогов дальность стрельбы предопределили повышенный износ канала ствола 180-мм орудия. А размещение всех трех пушек башни в одной люльке делало артиллерию уязвимой: практически любое попадание в башню выводило из строя сразу три ствола. Поэтому от 180-мм орудий в советском флоте быстро отказались: преемники “Кирова”, крейсеры типа “Чапаев” (проект 68), имели в качестве главного калибра 152-мм артиллерию — более легкую, зато лучше защищенную. Примечательно, что каждое из орудий новых крейсеров не только располагало индивидуальными системами наведения и заряжания, но и отделялось от соседних пушек башни броневой продольной переборкой. Корпус крейсера “Киров” — клепаный, с длиной шпации 75 см в средней части и 50 см — в оконечностях; он разделялся на 19 водонепроницаемых отсеков. Броневой пояс защищал борт в районе ватерлинии от 61-го до 219-го шпангоутов; на 5 шпангоутов дальше простиралось двойное дно. Корабль на практике имел небольшой дифферент на нос, колебавшийся в пределах 0,5—1,5 м в зависимости от наличия запасов (по мере расхода топлива он увеличивался). Всего было построено 6 крейсеров типа “Киров” — два по проекту 26 (“Киров” и “Ворошилов”) и четыре по проекту 26-бис (“М. Горький”, “Молотов”, “Калинин” и “Каганович”). Последние отличались от головного толщиной бортовой брони (70 мм вместо 50), наличием башнеподобной носовой надстройки вместо четырехногой фок-мачты (которая оказалась подверженной значительной вибрации)и возросшим на 300 т стандартным водоизмещением. Все эти корабли служили в советском ВМФ до конца 50-х — начала 60-х годов, а “Киров” и “Слава” (бывший “Молотов”)—даже до 1974 и 1973 годов соответственно. Окраска крейсера к началу Великой Отечественной войны также стандартная: корпус и надстройки — шаровые, подводная часть корпуса — красная (свинцовый сурик), ватерлиния — белая, кнехты, кипо-вые планки, якоря и якорные цепи — черные, гребные винты — бронзовые, палуба — коричневая (железный сурик) или темно-серая(асфальтная мастика).
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЛЕГКОГО КРЕЙСЕРА “КИРОВ” (проект 26) Водоизмещение, т: стандартное .......... 7880
нормальное .......... 8545
полное ............ 9436
Размерения, м: длина ............ 191,0
ширина............ 17,7
средняя осадка при полном водоизмещении ......... 6,15
высота борта на миделе . . . . . . 10,1
Энергетическая установка: два ГТЗА, 6 котлов, общая мощность 113000 л. с.
Максимальная скорость ......... 36 узлов
Полный запас топлива .......... 1390 т
Дальность плавания 18-узловым экономическим ходом при полном запасе топлива ..... 3750 миль Вооружение: три трехорудийные 180-мм башенные установки Мк-3-180 (дальность стрельбы 37 км, вес снаряда 97,5 кг, начальная скорость 920 м/с, бронирование: — стенки 75 мм, крыша 50 мм, боекомплект 100 снарядов на ствол), шесть 45-мм полуавтоматических зенитных орудий 21-К (в 1941—1942 гг. заменены на 12 37-мм автоматов), два трехтрубных торпедных аппарата калибра 533 мм, два бомбосбрасывателя, запас 66 глубинных бомб, на палубу мог принять 100 мин заграждения КБ, два гидросамолета-разведчика КОР-1 (Бе-2), катапульта (в 1942 г. сняты). Система управления огнем: командно-дальномерный пост Б-20 с тремя 6-метровыми дальномерами; прибор управления стрельбой “Молния”; центральный автомат стрельбы ЦАС-2; для индивидуальной наводки каждая башня имела 6-метровый дальномер. Система управления зенитным огнем: морской прибор управления артиллерийским зенитным огнем (МПУАЗО) “Горизонт-1”, зенитный автомат стрельбы ЗАС-СО-26, стабилизированные посты наводки С ПН-100 (два). Бронирование: борт и палуба — 50 мм, боевая рубка — 150 мм. Экипаж: 724 человека.
Источник: "Моделист-Конструктор" 1991, №5
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru
бпп
Аватара пользователя
Кацо
Сообщения: 253
Зарегистрирован: 20 янв 2006, 11:26
Откуда: Калининград
Контактная информация:

Сообщение Кацо »

Проект 26

Изображение
Александр
Нас предали и продали
http://www.mamut.com/homepages/Norway/1 ... det182.htm
http://murm.vaenga.net
бпп
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:33

Сообщение бпп »

Алексей Спирин
Ответственная миссия «Адмирала Нахимова»


В период с 28 мая по 7 июня 1954 г. отряд кораблей Черноморского флота (ЧФ) в составе крейсера «Адмирал Нахимов» и эскадренных миноносцев «Буйный» и «Беспощадный» под командованием адмирала Горшкова совершил официальный визит в Народную Республику Албанию. Это был первый послевоенный поход советских кораблей в страны Средиземноморья. Первое послевоенное десятилетие Черноморский флот восстанавливал силы - пополнялся трофеями и принимал от отечественных предприятий военные корабли, заложенные еще до 1941 г. С 1951 г. корабелы Николаевского судостроительного завода имени Носенко начали сдавать флоту легкие крейсера проекта 68-бис. Они предназначались для действий в составе эскадры при выводе легких сил в атаку, а также для поддержки корабельного дозора и разведки, охранения эскадры от атак легких сил противника. В течение трех с половиной лет (1952-1955 гг.) для Черноморского флота было построено 9 таких крейсеров (всего же ВМФ СССР получил 14 подобных кораблей, названных по первому вступившему в строй крейсерами типа «Свердлов»).
С 1949 г. на другом николаевском заводе - имени 61-го коммунара - началось строительство эскадренных миноносцев проекта 30-бис. Всего для ЧФ завод построил 21 корабль этого проекта.
Несмотря на то что дальность плавания и мореходность позволяли советским кораблям выполнять задачи на значительном удалении от своих баз, на юге СССР флот до 1954 г. не выходил за пределы Черного моря. Хотя, по некоторым данным, в первые послевоенные годы советские корабли заходили во французский порт Марсель с целью передачи военного снаряжения испанским революционерам. Но данный факт еще не до конца исследован. Нельзя считать выходом в Средиземное море и нахождение советских тральщиков на острове Мальта во время перехода в Черное море в 1946 г., и поднятие в начале 1949 г. морского флага СССР на итальянских кораблях, которые передавались Советскому Союзу, и участие советских военных моряков в разминировании прибрежных вод Албании, и штурманский поход (1953 г.) торпедных катеров ЧФ от Батуми до Принцевых островов в Мраморном море.
ПРИЧИНЫ ЗАТОЧЕНИЯ
Почему целое десятилетие флот был заперт в Черном море? Вряд ли в основе этого лежали чисто экономические соображения. Флоту было что продемонстрировать новым союзникам и врагам в зарождающейся холодной войне. Представляется, что в сложившейся ситуации значительную роль сыграл ряд негативных для СССР факторов. К ним можно отнести активное американо-британское военное присутствие в Средиземном море, неудачи советской дипломатии в вопросе приобретения военно-морской базы в Черноморских проливах или в другом месте Средиземного моря, повлекшие ухудшение отношений с Турцией. Не последнюю роль играли и возрастающие противоречия между СССР и Югославией, поражение левых сил в Греции и Италии, «разочарование» в Государстве Израиль, созданном не без советской политической и военной помощи.
Определенную роль сыграло и то, что взгляды на роль и место флота в то время формировались под влиянием опыта Второй мировой войны и победы над сильным континентальным противником. В начале холодной войны советское руководство недооценивало угрозу СССР с юго-западного морского направления. Сталин, к примеру, в октябре 1946 г., отвечая на вопрос президента американского агентства Юнайтед Пресс Хью Бейли о том, каково отношение правительства СССР к присутствию американских военных судов в Средиземном море, сказал однозначно: «Безразличное».
АТАКИ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ
Тем временем именно в Средиземноморье закладывались основы неблагоприятной для советского государства военно-политической ситуации, плоды которой наиболее остро ощущаются современной Россией. Трехсторонний альянс военного времени (СССР-США-Англия) сменился новой схемой - двое против одного. Географически первыми актами холодной войны стало активное американское «вторжение» в Турцию и Грецию. Оно шло прежде всего через американскую военно-морскую мощь. 1 апреля 1946 г. отряд американских кораблей во главе с линкором «Миссури» через Гибралтарский пролив вошел в Средиземное море. 5 апреля корабли зашли с официальным визитом в Стамбул. Морские катера бесплатно доставляли стамбульское население на борт линкора для его осмотра. В сознание турецкого народа вносилась идея, что нет и не может быть в мире государства сильнее Америки. Покинув турецкие воды, американские корабли попутно совершили «визит вежливости» в греческий порт Пирей.
В октябре 1946 г. два английских военных корабля, нарушив суверенитет Албании, вошли в пролив Корфу и подорвались на минах, поставленных немцами во время войны. Этот инцидент в дальнейшем рассматривался на заседании СБ ООН и в Международном суде. В апреле 1948 г. американские корабли оказали непосредственное давление на ход выборов в итальянский парламент. Деятельность ВМС западных стран, особенно США, еще более активизировалась после создания НАТО. О том, что в планах этого военного блока Средиземноморью отводилась далеко не последняя роль, говорит хотя бы тот факт, что штабы двух из четырех региональных командований вооруженных сил НАТО в Европе располагались в акватории Средиземного моря. За 7 месяцев 1953 г. Черноморские проливы посетило более 60 иностранных кораблей. В том же году НАТО создало в Средиземном море объединение ВМС из состава флотов Англии, Франции, Италии, Греции и Турции. Оно регулярно проводило широкомасштабные маневры (с участием до 100 тыс. человек) с явной антисоветской направленностью.
В этих условиях Москва не могла не начать поиски путей нейтрализации угрозы, исходящей из Средиземноморья. Наиболее приемлемым инструментом для решения этой проблемы мог служить флот. Но советский ВМФ был лишен возможности прямого выхода в Средиземное море, так как не имел надежной береговой инфраструктуры для обеспечения своей деятельности. Теоретически флот мог закрепиться лишь в Албании и Югославии, где после Второй мировой войны к власти пришли коммунисты. Но в этих странах в отличие от Польши, Чехословакии, Венгрии, Восточной Германии, Румынии и Болгарии не было советских войск, что, естественно, затрудняло создание на их территории военных баз или объектов. При этом советско-югославские отношения год от года ухудшались. В начале 1953 г. по инициативе США был создан так называемый Багдадский пакт, в состав которого наряду с членами НАТО, Грецией и Турцией вошла и Югославия. В этот же период было подписано американо-югославское соглашение по военно-техническому сотрудничеству. Советский Генштаб однозначно утверждал, что югославские порты приспосабливаются для базирования американских кораблей и подводных лодок, хотя официальный Белград это категорически отрицал. Таким образом, оставалась лишь Албания как страна, где советское влияние было значительным и перспективы для закрепления флота казались вполне реальными. Поэтому первый послевоенный официальный визит советских кораблей в порты этой страны можно считать закономерным.
ПОДГОТОВКА К ПОХОДУ
Выходу в Средиземноморье предшествовал визит отряда черноморских кораблей в западные причерноморские страны - Болгарию и Румынию. В период с 15 по 25 октября 1953 г. порты Констанца и Варна посетили крейсеры «Куйбышев», «Фрунзе» и четыре эсминца проекта 30-бис.
В это же время Черноморский флот посетили председатель Совета Министров СССР Маленков и главком ВМФ СССР адмирал флота Кузнецов. Во время обмена мнениями на борту крейсера «Адмирал Нахимов» по поводу необходимости визитов наших кораблей в иностранные порты командующий ЧФ получил указания по подготовке кораблей к дальним походам в Средиземное море. Выход кораблей ЧФ в Средиземное море, отмечали московские «гости», должен подкрепить дипломатические усилия Советского Союза в некоторых странах Средиземноморского региона очевидной военно-морской силой. Поэтому флагманским кораблем похода был выбран новейший по тем временам крейсер «Адмирал Нахимов». Его командиром был участник войны, опытный артиллерист капитан 2 ранга Чулков. Перед назначением на новый корабль с ним беседовал главком ВМФ, а решение принималось в ЦК КПСС. Становление экипажа проходило в сложных условиях. Для освоения нового корабля по директиве командующего флотом было предписано выделить из состава ВМФ СССР лучших старшин и матросов. На деле же по сложившейся «традиции» туда списали всех нарушителей. «Создать сплоченный и здоровый экипаж, - вспоминает бывший командир артиллерийской боевой части корабля контр-адмирал в отставке Безпальчев, - помогла патриотическая кампания в стране по признанию заслуг адмирала Нахимова (в 1952 г. исполнилось 150 лет со дня рождения адмирала, а в следующем году - 100 лет победы под Сипом. - «НВО»)».
В 1952 г. крейсер пришел из Николаева на севастопольский рейд и был окрещен моряками и жителями города «красавцем». Уже в следующем году по итогам боевой и политической подготовки экипаж «Нахимова» занял первое место в ВМФ.
Второй немаловажной причиной того, что выбор пал именно на крейсер проекта 68-бис явился, по всей видимости, положительный опыт, приобретенный в ходе визита в 1953 г. в Англию его собрата - балтийского крейсера «Свердлов». Подготовка к походу шла под личным контролем командующего флотом. По распоряжению, данному адмиралом Горшковым, всем офицерам - участникам похода были сшиты новые форменные тужурки из бостона. По договоренности с виноделами Массандры на каждый корабль погрузили по ящику марочного вина 1939 г., сохраненного в годы войны в замурованных подвалах Крыма. 28 мая 1954 г. отряд вышел из Севастополя. С проходом кораблями Черноморских проливов за ними активно и с достаточно близкого расстояния начали вести наблюдение корабли и самолеты ВМС США и других стран НАТО. По воспоминаниям одного из участников похода, штурмана эсминца «Буйный» Захарова, Республика Албания встретила советских моряков ликованием. «В один из дней стоянки кораблей на рейде порта Дуррес на наш эсминец прибыли командующий флотом адмирал Горшков и министр обороны Албании генерал-полковник Бекир-Балуку. Мы подняли якорь и срочно вышли на юг во Влерский залив, где высокое начальство на торпедном катере обошло прекрасно расположенную естественную бухту. Влерский залив Адриатики действительно удобен для базирования кораблей, в свое время бухта использовалась итальянскими ВМС», - отмечает бывший штурман. На обратном пути корабли выполняли не менее ответственную миссию. На борту крейсера следовали в Советский Союз лидер Албании Энвер Ходжи и сопровождавшие его лица. Тем не менее адмирал Горшков, проявляя большой интерес к изучению малознакомых для нашего флота районов плавания, провел отряд к греческому острову Крит и проследовал вдоль его берегов. С флагманского крейсера последовала команда штурманам и гидрографам изучать район.
РЕЗУЛЬТАТЫ ВИЗИТА
Результаты визита имели далеко идущие последствия. В мае-июне 1956 г. отряд черноморских кораблей в составе крейсера «Михаил Кутузов», эсминцев «Безукоризненный» и «Бессменный» во главе с адмиралом Касатоновым вновь посетили албанский порт Дуррес с официальным визитом. 25 августа 1957 г. деловой заход в Албанию совершил отряд кораблей Черноморской эскадры в составе крейсера «Михаил Кутузов» и двух сторожевых кораблей под флагом командующего эскадрой контр-адмирала Чалого. К концу 50-х годов, став уже во главе всего советского ВМФ, Горшков реализовал свою идею о базировании наших кораблей во Влере. В соответствии с советско-албанским соглашением, в 1958 г. здесь была развернута радиодальномерная гидрографическая партия «Координатор» и другие гидрофизические партии 8-го отдельного Краснознаменного маневренного дивизиона гидрографического обеспечения ЧФ.
Летом 1958 г. совершили переход с Балтийского моря и ошвартовались в бухте Паши-Лиман Влерского залива четыре советские подводные лодки (для передачи ВМС Албании и обучения албанских экипажей) и плавбаза «Немчинов». Так как соглашение предусматривало базирование во Влере и группы советских подводных лодок, то через полгода в Средиземное море пришли еще 8 лодок (четыре из которых с ЧФ) и плавбаза «В.Котельников». Подводные корабли и надводные плавсредства были сведены в 40-ю отдельную бригаду подводных лодок. Все корабли в целях маскировки несли албанские флаги. К началу 1959 г. на берегах Влеры вырос одноэтажный поселок, куда стали прибывать семьи советских моряков.
В марте 1959 г. место базирования кораблей посетил главком ВМФ СССР, прибывший в Албанию на черноморском эсминце «Благородный». В июне того же года состоялся официальный визит в Албанию генерального секретаря ЦК КПСС Хрущева, который в сопровождении албанских руководителей Ходжи и Шеху посетил советские корабли. Руководители стран даже выходили в Адриатическое море на плавбазе «Немчинов». В 1960 г. бригада продолжала пополняться кораблями: в январе с ЧФ прибыл корабль радиотехнической разведки «Угорь», осенью того же года в Албанию пришел второй корабль - разведчик «Краб». На ЧФ был сформирован морской радиоотряд, который до декабря 1960 г. базировался на албанском острове Сазан. В базе разместилась также бригада кораблей охраны водного района, имевшая в своем составе дивизион тральщиков.
Визиты в 1959 г. Горшкова и Хрущева стали последними в истории контактов военных и политических руководителей двух стран. Идеологические расхождения лидеров СССР и Албании со временем переросли в отчуждение и вражду.
Весной 1961 г. началась эвакуация советского пункта базирования и кораблей. Прибывший для ее прикрытия в мае советский крейсер под флагом командующего ЧФ адмирала Касатонова албанцы в залив не пустили. Адмиралу пришлось добираться на транспорте «Золотой Рог». В результате к лету 1961 г. первый советский пункт базирования на Средиземном море был оставлен. На основании советско-албанского соглашения во Влере были оставлены 4 подводные лодки, плавбаза «Немчинов» и береговая инфраструктура. Так закончилась «албанская страница» летописи советского ВМФ. В декабре 1961 г. Албания разорвала дипломатические отношения с СССР. Они были восстановлены в середине 90-х годов, но это никоим образом не отразилось на улучшении связей между флотами Албании и современной России.
бпп
Vladimir
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 25 янв 2006, 19:54
Контактная информация:

Сообщение Vladimir »

Вот кстати фотография посещения албанского министра обороны.
Владимир
Ответить

Вернуться в «Надводные корабли»