Эскадра на экспорт

Новости и информация о военно-морском флоте
Ответить
Аватара пользователя
Сергей Ташкент
Почетный форумчанин
Сообщения: 2402
Зарегистрирован: 16 сен 2011, 10:35
Реальное имя: Джалол
Воинское звание: ст 2 ст
Откуда: Ташкент
Контактная информация:

Эскадра на экспорт

Сообщение Сергей Ташкент »

Российские военные корабли, ушедшие на экспорт, за последние 20 лет

Возможно, прочитав эту статью, Вы подумаете: «Эх, жаль... Такое количество боевых кораблей и катеров могли бы усилить мощь ВМФ России, а их продали...»
С одной стороны, это действительно так, могли бы усилить. С другой - часто можно встретить утверждение, что Россия может продавать на экспорт только сырьё. Экспорт боевой техники вообще, и техники для военно-морского флота в частности - хороший пример экспорта высокотехнологичной продукции отечественной промышленности.
И самое главное - успешное выполнение экспортных контрактов свидетельствует о сохранении компетенции отечественной судостроительной промышленностью и даёт уверенность в том, что она справится с задачей строительства кораблей, катеров и вспомогательных судов различного назначения и для ВМФ России.

Изображение
1. Авианосец проекта 11430 «Викрамадитья» для ВМС Индии.

Зав. №104 - заложен 26.12.78 - спущен 01.04.82 - передан ВМФ СССР 11.12.87.

Модернизирован на «ПО «Севмаш» по проекту 11430, передан ВМС Индии 16.11.13.

Технические характеристики:

Водоизмещение: 45400 т. (полное)
Главные размерения: длина - 284.7 м, ширина - 59.8 м, осадка - 9.6 м.
Мощность ПТУ 4х50000 л.с.
Максимальная скорость хода: 29 узлов
Дальность плавания: 6750 миль
Экипаж: 1924 человека
Состав авиагруппы: МиГ-29К/КУБ - 24, Ка-31РЛД - 4, Chetak - 2

Изображение
2. Эскадренные миноносцы проектов 956Э и 956ЭМ для ВМС Китая.

Построены на ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь».


Проект 956Э:

Зав. №878 - заложен 04.11.88 - спущен 27.05.94 - передан 25.12.99 136 «Hangzhou»

Зав. №879 - заложен 22.04.89 - спущен 16.04.99 - передан 25.11.00 137 «Fuzhou»


Проект 956ЭМ:

Зав. №891 - заложен 03.07.02 - спущен 27.04.04 - передан 28.12.05 138 «Taizhou»
Зав. №892 - заложен 15.11.02 - спущен 23.07.04 - передан 28.09.06 139 «Ningbo»

Технические характеристики:

Водоизмещение: 8440 т. (полное)
Главные размерения: длина - 156.5 м, ширина - 17.2 м, осадка - 8.25 м.
Мощность ПТУ 2х50000 л.с.
Максимальная скорость хода: 32.7 узлов
Дальность плавания экономическим ходом: 4900 миль
Автономность: 30 суток
Экипаж: 343 человека

Изображение
3. Фрегаты проекта 11356 для ВМС Индии.

Построены на ОАО «Балтийский завод»:

Зав. №01301 - заложен 10.03.99 - спущен 12.05.00 - передан 18.06.03 F40 «Talwar»

Зав. №01302 - заложен 24.09.99 - спущен 24.11.00 - передан 25.06.03 F43 «Trishul»

Зав. №01303 - заложен 26.05.00 - спущен 25.05.01 - передан 19.04.04 F44 «Tabar»


Построены на ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь»:

Зав. №01354 - заложен 28.07.07 - спущен 27.11.09 - передан 27.04.12 F45 «Teg»

Зав. №01355 - заложен 27.11.07 - спущен 23.06.10 - передан 09.11.12 F50 «Tarkash»

Зав. №01356 - заложен 11.06.08 - спущен 25.05.11 - передан 29.06.13 F51 «Trikand»


Технические характеристики:

Водоизмещение: стандартное 3620 т, полное 4035 т.
Главные размерения: длина — 124.8 м, ширина — 15.2 м, осадка — 4.2 м.
Мощность ГТУ 2х30450 л.с.
Максимальная скорость хода: 30 узлов
Дальность плавания экономическим ходом: 4850 миль
Автономность: 30 суток
Экипаж: 180 человек

Вооружение:

1х8 ПУ РК «Клаб-Н» (1-я тройка) или ПКРК «БраМос» (2-я тройка)
1х24 ПУ ЗРК «Штиль-1» (24 ЗУР 9М317)
одна 100-мм артустановка А190Э «Универсал» с СУО «Пума»
2 модуля ЗРАК «Каштан» (1-я тройка) или 2х6 30-мм АУ АК-630М (2-я тройка)
2х2 533 мм ДТА-53-956
1х12 ПУ РБУ-6000
1 вертолет Ка-28

...продолжение следует...
КСФ,Крейсер "Александр Невский", Бч-5, ЭТД, НКСТ.86-89.
Изображение
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8619
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Эскадра на экспорт

Сообщение Schultz »

Сергей Ташкент писал(а):С другой - часто можно встретить утверждение, что Россия может продавать на экспорт только сырьё. Экспорт боевой техники вообще, и техники для военно-морского флота в частности - хороший пример экспорта высокотехнологичной продукции отечественной промышленности.
И самое главное - успешное выполнение экспортных контрактов свидетельствует о сохранении компетенции отечественной судостроительной промышленностью
Действительно, есть, чем гордиться. Это хорошо, что Китай и Индия покупают корабли не у Штатов, к примеру, а у России.

В том списке пока не отмечены 5 БПК проекта 61М и 61МЭ, которые СССР построил для ВМС Индии. Да вообще СССР, а потом и Россия много всяких кораблей построили на экспорт: "Молнии", тральщики, СКРы 50 проекта. И этот список можно продолжить.
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Аватара пользователя
Сергей Ташкент
Почетный форумчанин
Сообщения: 2402
Зарегистрирован: 16 сен 2011, 10:35
Реальное имя: Джалол
Воинское звание: ст 2 ст
Откуда: Ташкент
Контактная информация:

Re: Эскадра на экспорт

Сообщение Сергей Ташкент »

Сергей постараюсь охватить всех! =) Времени маловато.
КСФ,Крейсер "Александр Невский", Бч-5, ЭТД, НКСТ.86-89.
Изображение
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8619
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Эскадра на экспорт

Сообщение Schultz »

Сергей Ташкент писал(а):Сергей постараюсь охватить всех!
Тогда я немного помогу.
Этот корабль уже упоминался у нас на форуме. Алжирский фрегат Rais Kellik проекта 1159Т.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Аватара пользователя
Сергей Ташкент
Почетный форумчанин
Сообщения: 2402
Зарегистрирован: 16 сен 2011, 10:35
Реальное имя: Джалол
Воинское звание: ст 2 ст
Откуда: Ташкент
Контактная информация:

Re: Эскадра на экспорт

Сообщение Сергей Ташкент »

Спасибо сергей!

..далее:
4. Фрегаты проекта 11661Э «Гепард» для ВМС Вьетнама.
Изображение
Построены (или строятся) на ОАО «Зеленодольский завод им. А.М.Горького».

Зав.№954 заложен 10.07.07 - спущен 12.12.09 - передан 05.03.11 HQ-011 «Dinh Tien Hoang»

Зав.№955 заложен 27.11.07 - спущен 16.03.10 - передан 22.08.11 HQ-012 «Lee Thay To»

Зав.№956 заложен 24.09.13

Зав.№957 заложен 24.09.13


Технические характеристики:

Водоизмещение: 2200 т.
Главные размерения: длина — 102.4 м, ширина — 14.4 м, осадка — 5.6 м.
Максимальная скорость хода: 28 узлов
Дальность плавания: 4000 миль
Автономность: 20 суток
Экипаж: 84 человека

5. Ракетные катера проектов 1241РЭ «Молния» для ВМС Вьетнама.
Изображение
Построены на ОАО «Судостроительный завод «Вымпел».

Зав. №01730 - передан в 1993 году HQ-377

Зав. №01731 - передан в 1999 году HQ-378


Технические характеристики:

Водоизмещение: 455 т. (полное)
Главные размерения: длина — 56.1 м, ширина — 10.2 м, осадка — 2.2 м.
Мощность ГТУ 2х17000 л.с.
Максимальная скорость хода: 43 узла
Дальность плавания: 2200 миль
Автономность: 10 суток
Экипаж: 37 человек

6. Ракетные катера проекта 12418 «Молния» для ВМС Вьетнама и Туркменистана.
Построены на ОАО «Судостроительный завод «Вымпел»:

Зав. №01303 - передан в 2007 году HQ-375

Зав. №01304 - передан в 2007 году HQ-376

6 катеров проекта 12418 строятся во Вьетнаме по лицензии из российских комплектующих, в соответствии с подписанным контрактом возможна постройка ещё 4-х катеров.

Построены на ОАО «Средне-Невский судостроительный завод»:

Зав. №217 - заложен 26.03.09 - спущен 04.08.10 - передан в 2011 году «Edermen»

Зав. №218 - заложен 30.07.09 - спущен 04.05.11 - передан в 2011 году «Gayratly»


Технические характеристики:

Водоизмещение: 500 т. (полное)
Главные размерения: длина — 56.1 м, ширина — 10.2 м, осадка — 2.2 м.
Мощность ГТУ 2х17000 л.с.
Максимальная скорость хода: 40 узлов
Дальность плавания: 1650 миль
Автономность: 10 суток
Экипаж: 41 человек

7. Патрульные катера проекта 10412 «Светляк» для ВМС Вьетнама и Словении.
Изображение
Построены на ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз»:

Зав. №040 - передан в 2002 году HQ-261

Зав. №041 - передан в 2002 году HQ-263

Зав. №043 - передан в 2010 году «Triglav»

Зав. №044 - передан в 2011 году HQ-264

Зав. №045 - передан в 2011 году HQ-265


Построены на ОАО «Восточная верфь»:

Зав. №420 - передан в 2012 году HQ-266

Зав. №421 - передан в 2012 году HQ-267

8. Патрульные катера проекта 12200 «Соболь» для ВМС Туркменистана.

Построены на ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз».

Зав. №202 - передан в 2009 году

Зав. №203 - передан в 2009 году


Технические характеристики:

Водоизмещение: 57,5 т.
Главные размерения: длина — 30 м, ширина — 5.8 м, осадка — 1.3 м.
Максимальная скорость хода: 48 узла
Дальность плавания: 500 миль
Автономность: 3 суток
Экипаж: 6 человек

9. Многоцелевая АПЛ проекта 971И «Чакра» для ВМС Индии.
Изображение
Индийская АПЛ Chakra (бывшая «Нерпа»)
Построена на ОАО «Амурский судостроительный завод».

Зав. №518 - заложена 1993 - спущена 30.06.06 - передана в лизинг 23.01.12 «Chakra»

Технические характеристики:

Водоизмещение надводное: 8167 т.
Водоизмещение подводное: 10500 т.
Главные размерения: длина — 110.3 м, ширина — 13.78 м, осадка — 9.9 м.
Максимальная скорость хода (надводная): 11.2 узлов
Максимальная скорость хода (подводная): 33.3 узлов
Глубина погружения (рабочая): 480 м.
Глубина погружения (предельная): 600 м.
Дальность плавания (под водой): неограничена
Автономность: 100 суток
Экипаж: 73 человек

10. Дизель-электрические подводные лодки проектов 877ЭКМ, 636 и 636М для Китая.
Изображение
Проект 877ЭКМ (построены на ОАО «Завод «Красное Сормово»)

Зав. №413 - заложена 23.03.89 - спущена 31.05.94 - передана 15.11.94 364

Зав. №414 - заложена 18.11.90 - спущена 31.03.95 - передана 15.08.95 365

Технические характеристики:

Водоизмещение надводное: 2325 т.
Водоизмещение подводное: 3075 т.
Главные размерения: длина — 72.6 м, ширина — 9.9 м, осадка — 6.6 м.
Максимальная скорость хода (надводная): 10.7 узла
Максимальная скорость хода (подводная): 18 узлов
Глубина погружения (рабочая): 240 м.
Глубина погружения (предельная): 300 м.
Дальность плавания (под водой): 400 миль
Автономность: 45 суток
Экипаж: 60 человек

Проект 636 (построены на ОАО «Адмиралтейские верфи»)

Зав. №01616 - заложена 16.06.96 - спущена 26.04.97 - передана 26.08.97 366

Зав. №01327 - заложена 28.08.97 - спущена 18.06.98 - передана 25.10.98 367


Проект 636М

Построены на ОАО «Адмиралтейские верфи»:

Зав. №01329 - заложена 18.10.02 - спущена 27.05.04 - передана 10.2004 368

Зав. №01330 - заложена 18.10.02 - спущена 19.08.04 - передана 04.2005 369

Зав. №01331 - заложена ?.?.2004 - спущена 04.2005 - передана ?.?.2005 370

Зав. №01332 - заложена ?.?.2004 - спущена 05.2005 - передана ?.?.2005 371

Зав. №01333 - заложена ?.?.2004 - спущена 08.2005 - передана ?.?.2006 372


Построена на ОАО «Завод «Красное Сормово»:

Зав. №611 - заложена 07.1992 - спущена 08.05.04 - передана 08.08.05 373

Построены на ОАО «Производственное объединение «Севмаш»:

Зав. №701 - заложена 29.05.03 - спущена 04.06.05 - передана 17.11.05 374

Зав. №702 - заложена 29.05.03 - спущена 17.07.05 - передана 24.11.05 375

..продолжение следует...
КСФ,Крейсер "Александр Невский", Бч-5, ЭТД, НКСТ.86-89.
Изображение
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8619
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Эскадра на экспорт

Сообщение Schultz »

Хочу дополнить свое сообщение о фрегате проекта 1159 полным списком кораблей этого проекта, проданных другим странам.

ГДР
1. Rostock
2. Berlin
3. Halle

Югославия
1. Split
2. Kopar

Болгария
1. Смели ("Смелый")

Алжир
1. Mourad Rais
2. Rais Kellich
3. Rais Korfou
все - 1159Т

Куба
1. Mariel
2. no name
3. Monkada
все - 1159Т

Ливия
1. Al Hani
2. Al Ghardabia
все - 1159ТР

Итого: 14 кораблей
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Аватара пользователя
Сергей Ташкент
Почетный форумчанин
Сообщения: 2402
Зарегистрирован: 16 сен 2011, 10:35
Реальное имя: Джалол
Воинское звание: ст 2 ст
Откуда: Ташкент
Контактная информация:

Re: Эскадра на экспорт

Сообщение Сергей Ташкент »

Ну вот совместно одолеем эту задачу!) Да и остальные думаю подключатся.

11. Дизель-электрические подводные лодки проекта 06361 для ВМС Алжира.

Изображение
Построены на ОАО «Адмиралтейские верфи».

Зав. №01336 - заложена ?.?.2006 - спущена 20.11.08 - передана 28.08.09

Зав. №01337 - заложена ?.?.2007 - спущена 09.04.09 - передана 29.10.09

Технические характеристики аналогичны ДЭПЛ проекта 636М.


12. Дизель-электрические подводные лодки проекта 06361 для ВМС Вьетнама.

Построены (или строятся) на ОАО «Адмиралтейские верфи».

Зав. №01339 - заложена 24.08.10 - спущена 28.08.12 - передана 07.11.13 - HQ-182 «Ханой»

Зав. №01340 - заложена 28.09.11 - спущена 28.12.12 - HQ-183 «Хошимин»

Зав. №01341 - заложена 28.03.12 - спущена 28.08.13 - HQ-184 «Хайфон»

Зав. №01342 - заложена 23.10.12 - HQ-185 «Дананг»

Зав. №01343 - заложена 01.07.13 - HQ-186 «Кханьхоа»

Зав. №01344 - планируется к закладке - HQ-187 «Вунгтау»

Технические характеристики аналогичны ДЭПЛ проекта 636М.

13. Малые десантные корабли на ВП проекта 12322 «Зубр» для ВМС Греции.
Изображение
Построены на ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз».

Зав. №104 - передан в 2000 году L180

Зав. №107 - передан в 2001 году L183

Зав. №108 - передан в 2004 году L182


Технические характеристики:

Водоизмещение: 550 т. (полное)
Главные размерения: длина — 57.3 м, ширина — 25.6 м, осадка — 1.6 м.
Мощность ГТУ 3х10000 л.с.
Максимальная скорость хода: 63 узлов
Дальность плавания: 300 миль
Автономность: 5 суток
Экипаж: 27 человек
Десантовместимость: 3 танка или 8 БМП или 500 человек

14. Десантные катера на ВП проекта 12061Э «Мурена» для ВМС Южной Кореи.
Изображение
Построены на ОАО «Хабаровский судостроительный завод».

Зав. №330 - заложен 24.04.04 - спущен 19.08.05 - передан 29.09.05 LSF621

Зав. №331 - заложен 27.11.04 - спущен 22.09.06 - передан 15.10.06 LSF622

Зав. №332 - заложен 23.04.05 - спущен 15.10.06 - передан 30.12.06 LSF623


Технические характеристики:

Водоизмещение: 148.6 т. (полное)
Главные размерения: длина — 31.3 м, ширина — 12.9 м, осадка — 1 м.
Мощность ГТУ 2х10000 л.с.
Максимальная скорость хода: 55 узлов
Дальность плавания: 200 миль
Автономность: 1 сутки
Экипаж: 12 человек
Десантовместимость: 1 танк или 2 бронемашины или 130 человек

15. Танкер проекта 15966М для ВМС Индии.

Построен на ОАО «Адмиралтейские верфи».

Зав. №2711 - заложен 09.1993 - спущен 08.12.95 - передан 20.07.96 А58 «Jyoti»

Технические характеристики:

Водоизмещение: 35900 т. (полное)
Грузоподъёмность: 28000 т.
Главные размерения: длина — 178 м, ширина — 25.3 м, осадка — 11.4 м.
Мощность ? л.с.
Максимальная скорость хода: 15 узлов
Дальность плавания: 12000 миль
Автономность: ? сутки
Экипаж: 92 человек

продолжение следует...
КСФ,Крейсер "Александр Невский", Бч-5, ЭТД, НКСТ.86-89.
Изображение
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8619
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Эскадра на экспорт

Сообщение Schultz »

Сергей Ташкент писал(а):Ну вот совместно одолеем эту задачу!) Да и остальные думаю подключатся.

Будет время, дополню свою сообщение о СКР пр. 1159 фото этих кораблей.

Сейчас хочу поделиться информацией о тральщиках пр. 266 и 266М.

Проект 266, 266Э

Вьетнам: 3 единицы - HQ-851 (до 1980 г. - МТ "Мина"), HQ-885 (ранее МТ-221), 1 единица- пр. 266Э;

Египет: 4 единицы: переданы в 1970-71 гг. (3 единицы пр. 266Э, 1 единица пр.266):
1. "Асван" 695, затем 536,
2. "Гиза" 690, затем 537, затем 533,
3. "Кена" 696, затем 538,
4. "Сохаг" 699, затем 539.

Проект 266М, 266МЭ

Вьетнам: 1 единица пр. 266М в 05. 1980 г., 3 единицы в 1988-93 гг.

Индия: 12 единиц
Пр. 266МЭ:
1. "Пондишери" М61 02. 02. 1978,
2. "Порбандар" М62 19. 12. 1978,
3. "Бедис" М63 27. 04. 1979,
4. "Бхавнагар" М64 27. 04. 1979,
5. "Аллепей" М 65 10. 06. 1980,
6. "Ратнагири" М 66 10. 06. 1980,
7. "Карвар" М67 (до 14. 07. 1986 МТ-1109),
8. "Каннаноре" М68 (до 17. 12. 1987 МТ-1112),
9. "Куддалоре" М69 (до 29. 10. 1987 МТ-799),
10. "Какинада" М70 (до 23. 12. 1988 МТ-333),
11. "Кожикода" М71 (до 19. 12. 1988 МТ-714),
12. "Конкан" М72 (до 8. 10. 1989 МТ-717)

Ливия: 8 единиц
Пр. 266МЭ:
1. "Рас Хадад" 111, затем "Эль Тийяр" в 1981 г.,
2. "Рас Эль Гелайс" 113, затем "Эль Изар" в 1981 г.,
3. "Рас Эль Хамман" 115 в 02. 1983,
4. "Рас Эль Фулайджа" 117 в 02. 1983,
5. "Рас Эль Куила" 119 (до 08. 1983 зав. №862),
6. "Рас Эль Мадвар" 121 (до 01. 1984 зав. №863),
7. "Рас Эль Массад" 123 (до 1985 зав. №864),
8. "Рас Эль Хани" 125 (до 10. 1986 МТ-76)

Сирия: 1 единица
Пр. 266МЭС 26. 01. 1985 №642. Переоборудован в океанографическое судно - снята артиллерия

Украина: 2 единицы

1. 25. 07. 1997: "Жовти Води", с 14. 06. 2004 "Чернiгiв" U310 (до 5. 08. 1997 "Зенитчик"),
2. "Черкаси" U311 (до 25. 07. 1997 "Разведчик")

Эфиопия: 1 единица:
МТ-301 в 10. 1991. Списан в 1996

Южный Йемен: 1 единица
№201 (до 02. 1991 МТ-303). Затем в составе флота объединенного Йемена
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8619
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Эскадра на экспорт

Сообщение Schultz »

Информация об экспортных кораблях проекта 50.

Болгария: 3 единицы
Сторожевые корабли:
1. "Дерзки" (название с 1985, до 12.04.1957 СКР-67)
скр-67.jpg
2. "Смели" (название с 1985, до 15.10.1958 СКР-53),
3. "Бодри" (до 11.1985" Кобчик").
Кобчик1.jpg
ГДР: 4 единицы
Корабли береговой обороны:
1. "Эрнст Тельман" (название с 16.01.1961, до 14.07.1956 "Олень")
Изображение

2. "Карл Маркс" (название с 16.01.1961, до 19.10.1956 "Соболь")
Изображение
3. "Карл Либкнехт" (название с 16.01.1961, до 14.01.1957 "Тур")
4. "Фридрих Энгельс" (название с 16.01.1961, до 19.10.1959 "Енот").

Индонезия: 8 единиц
1. "Джонс Сударсо" (до 24.01.1963 "Сарыч")
2. "Сламет Риджари" (до 24.01.1963 "Пума")
Изображение
3. "Нгурах Рай" (до 24.01.1963 "Корсак")
Корсак.jpg
4. "Монгин Сиди" (до 24.01.1963 "Гризон")
5. "Лампунг Манкурат" (до 24.04.1965 "Аист")
6. "Ханг Туан" (до 24.04.1965 "Зубр")
7. "Каки Али" (до24.04.1965 "Бизон")
8. "Нуку" (до 28.02.1964 "Пеликан")

Китай: 4 единицы
2 единицы в 1953 г. в разобранном виде, 2 единицы построены по лицензии (китайское обозначение – пр.01):
1. "Пин-Сян", с 1988 "Гуйлинь"
504.jpg
2. "Кунь-Мин"
3. "Гуанчжоу" – "Гуйян"
4. "Чэн-Ду"

Финляндия: 2 единицы
Фрегаты
1. "Уусимаа" (до 29.04.1964 "Филин")
Изображение

2. "Хамеенмаа" (до 8.06.1964 СКР-69)
Изображение
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8619
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Эскадра на экспорт

Сообщение Schultz »

Эсминцы для Индонезии

Автор: Капитан 2 ранга в отставке С. ГОМУКИН.
Январь 1959 года. Бухта Золотой Рог, г. Владивосток. Глубокой ночью из бухты в режиме «архискрытности» вышли два эскадренных миноносца проекта 30-бис: «Волевой» и «Внезапный». Командир отряда кораблей контр-адмирал Лом. На гафелях обоих кораблей - польские флаги. Накануне выхода вечером на корабли прибыла большая группа индонезийских офицеров - будущих командиров Б-4, служб и групп наших кораблей. Подготовку по соответствующей специальности они проходили в Польше. Под грифом «правительственное задание». Выходу предшествовал большой объем работ по ремонту техники и вооружения.
ЭМ «Волевой», куда и получил назначение на должность командира котельной группы автор этих строк, выпускник ВВМИОУ имени Дзержинского, ремонтировался на «Дальзаводе» г. Владивостока.

Ритм ремонтных работ был очень напряженным. Ремонт проводился и в ночное время, почти без выходных. По истечении месяцев двух я почувствовал, что могу не выдержать такого темпа работ. Что такое «берег», успел забыть. Обратился лично к командиру корабля капитану 2 ранга Баеву, где взять время на выполнение всех навалившихся на меня задач (вопрос был, конечно, по молодости, наивным). На что получил ответ: «А что вы делаете с 24.00 до 06.00?».
Подготовка к выходу сводилась не только к ремонту. На 100 процентов был укомплектован экипаж корабля. С каждым офицером (наверное, и с матросом), проводилась индивидуальная беседа на предмет морального настроя, наличия претензий и пожелания, которые обещали выполнить. Беседу проводили офицеры Политуправления флота. На корабле была изъята вся литература, журналы, блокноты, письма, абсолютно всё, что было на русском языке, и даже наклейки со спичечных коробков. Все это было свалено в большую кучу на пирсе и подожжено. Трудно представить, что столько бумаги может скопиться на одном корабле (куча примерно 2-3 м в диаметре и с 1 м высотой). Весь личный состав сдавал зачеты «по знанию» индонезийского языка: 15-20 наиболее употребляемых слов и выражений. Например, «Саламат малам», «Саламат паги» и др.
Для каждого из л/состава была пошита парадная форма одежды первого срока. Для офицеров: китель и брюки из белой чесучи.
Большой интерес у л/состава соседних кораблей и рабочих завода вызвал смотр на борту эсминца. Декабрь. Крепкий морозец. А на верхней палубе корабля замерли ряды офицеров, старшин и матросов во всем белом, в том числе и ботинки. Смотр производил сам командующий Тихоокеанского флота адмирал Фокин. Готовность корабля и результаты ремонта выявились на ходовых испытаниях. ЭМ «Волевой» в течение двух часов рассекал поверхность моря со скоростью 36,5 узлов (около 70 км/час). Бурун за кормой более 5 м высотой.
Было даже негласное соревнование между машинистами и кочегарами. Выиграли кочегары. На самом полном ходу в носовом и кормовом эшелонах выключили по одной форсунке, в то время как при полном открытии всех клапанов турбины уже не могли принимать больше пара.
ЭМ «Внезапный» ремонтировался на 178 заводе г. Владивостока. Качество ремонта было похуже, что и сказалось в будущем.
За сутки до выхода из бухты ЭМ «Волевого» и «Внезапного» было объявлено общефлотское учение Тихоокеанским флотом. Большинство кораблей вышло в море. К месту учения стянулись и американские надводные корабли, подводные лодки и авиация, что предопределило полную скрытность выхода двух наших эсминцев. Первые сутки шли со скоростью более 20 узлов, без ходовых огней. Весь л/состав находился на боевых постах. Готовность № 1. Комендоры в касках у орудий, изготовленных к немедленному открытию огня. В нескольких милях по левому борту на встречном курс наблюдали ходовые огни американских кораблей. Они нас не заметили. В Цусимском проливе троекратной сиреной почтили память о погибших русских моряках.
Индонезийские офицеры на правах гостеприимства были размещены по каютам. Наши офицеры - кто на б/постах, кто в матросских кубриках. Интересно было наблюдать за индонезийцами в кают-компании. Невысокого росточка, худощавые при виде полной тарелки борща отрицательно качали головами, показывая, что поглотить столько пищи за один раз им не по силам. Одной нашей порции первого и второго им хватало на 2-3 человека. Проехав на поезде через всю Россию зимой, они почти все прибыли на корабль простуженными. Гриппом заболели и часть нашего личного состава, в том числе два офицера БЧ-5 вахтенные механики: старшие лейтенанты Ю. Шистеров, (командир маш. гр.) и В. Периоридорога (командир группы электриков). Так что почти на весь поход обязанности вахтенного механика легли на плечи старшины команды котельных машинистов Марикуцы и мои. С гриппом и простудой энергично боролся врач корабля Новожилов Г.Н., ныне профессор, доктор медицинских наук.
В Макасарском проливе принимали топливо на ходу с советского танкера. Координаты приемки совпали с линией экватора, мы пересекли экватор несколько раз.
Был и праздник, и Нептун, и русалки, и черти, и купель, наполненная водой.
Нам с Марикуцой было не до праздника. Вахта, 4 часа через 4 при 18 узловом ходе под одним (!) котлом и обязательном осмотре всех машинных (2) и котельных (4) отделений после каждой вахты, доставалась нелегко. Спали тут же у поста энергетики на верхней палубе под торпедным аппаратом.
Там же в Макасарском проливе наблюдали редкое природное явление: при совершенно тихой погоде невдалеке от наших кораблей буквально пронеслись «друг за другом» несколько смерчей.
Через 10 суток после выхода из Владивостока корабли отшвартовались у пирса военно-морской базы г. Суробайя, северо-восточная оконечность острова Ява.
Теплое Яванское море, пальмы, здания, люди, небо, усыпанное звездами, красивое созвездие «Южный крест» все, абсолютно все казалось необычным.
Почти сразу после швартовки индонезийские моряки с трудом принесли две двухпудовые гири и здесь же у борта эсминца возникло стихийное соревнование по подъему тяжестей. Два наших офицера Юрий Шистеров и автор этих строк подняли гирю одной рукой 25 и 19 раз, соответственно, а наш моторист (богатырского сложения) двумя руками по гире в каждой - 30 раз. Под овации собравшихся индонезийцев один из них поднял гирю одной рукой 1 раз.
В качестве сувенира в кают-компанию была доставлена большая ветка, усыпанная душистыми, тающими во рту бананами. Её с трудом принесли два индонезийских моряка.
В честь команды двух наших эсминцев - это первые русские корабли, прибывшие своим ходом в Индонезию (для продажи), был организован прием в Доме офицеров военно-морской базы. Дом офицеров - овальное одноэтажно здание. Построено на косе. За перилами веранды, окружившей здание - воды залива.
В просторном зале столики на 4 человек. За каждым из которых 2 индонезийских офицера и 2 русских; один сдает технику свое БЧ, службы, группы - другой принимает. Количество индонезийских офицеров точно соответствовало количеству наших. Вместо замполита - корабельный священник (капеллан). Не нашлось замены только одному нашему офицеру - комсоргу, чем он был очень огорчен.
Котельную группу у меня принимал обер-лейтенант Одо Сукадо. Форма одежды на этом приеме - гражданская. На каждом столике поднос, уставленный рюмками с виски (слабенький, как разбавленная водка, напиток) и блюдечки с орешками. В углу зала небольшой оркестр, тихо наигрывающий приятные индонезийские мелодии, не мешающие беседе, которая велась отчасти на немецком языке (Индонезия - бывшая голландская колония), а в основном, на языке жестов. Друг друга мы очень хорошо понимали.
Затем все прошли в соседний зал, где большинство из нас впервые увидели «шведский стол». Тарелка одна, а выбор - глаза разбегаются. Всеобщее чревоугодие сопровождалось выступлением местных артистов, исполняющих национальные песни и танцы. Во время этого зрелищного мероприятия при обилии закусок нашей русской натуре явно чего-то не хватало. Просто больше не предлагалось ничего из спиртного.
Прием «по-индонезийски» долго не затянулся, и вскоре все разошлись, кто по домам, кто по кораблям. Одна деталь: почти каждый офицер получил от своего напарника (я от Одо Сукадо) приглашение побывать у них дома. Под разными предлогами мы были вынуждены отказываться от приглашений. Что ими воспринималось с недоумением. Не дано им было понять, в какой «свободной» стране мы живем.
Далее - рабочие дни. Передача техники, выходы в море, где мы не развивали и 30 узлов. Температура забортной воды 28-30 градусов Цельсия. В машинно-котельных отделениях жара. Наши моряки переносили её стойко, изредка включая орошение в шахтах. Некоторых из индонезийцев с возгласом «панас», т.е. «жарко», выбирались на верхнюю палубу.
После одного из выходов в котле № 4 обнаружили течь трубки. Принято решение - немедленно устранить неисправность. Ставили давление, спустили воду, вскрыли коллекторы, температура в которых до 200 градусов Цельсия (если не более). Первым в гл. коллектор пошел Марикуца: разобрал щиты. Обнаружил неисправную трубку. Самостоятельно из коллектора вылезти не смог. Помогли. Под руки с трудом вывели, точнее вынесли, на верхнюю палубу. Вторым командир отд. Андреев. Заглушил трубку, собрал щиты и тем же способом оказался на верхней палубе. Наступил черед командира группы (т.е. мой). Задача: проверить качество сборки арматуры, щитов и отсутствие посторонних предметов. Ужасная жара. Пот льётся ручьями и тут же превращается в перегретый пар. Дышать нечем. С трудом (а каково было моим предшественникам), добрался до выходного лаза и также на руках был вынесен на верхнюю палубу. Там на матрасе, под одеялом (темп. нар возд. около 30 град) было очень холодно, дрожь долго не утихала. «Первопроходцы» лежали рядом, укутавшись в одеяла.
Выходили в город, отоваривали валюту. Каждому офицеру было выдано по 3 тыс. рублей. В переводе на наши 1 тыс. руб. Первое впечатление - множество нищих. Очень редко можно было встретить человека среднего и тем более высокого роста. При покупке ботинок (на каучуковой подошве, таких в России еще не было) в центральном магазине пересмотрели множество пар, прежде чем для меня найти ботинки 43 размера. Купил две пары, отдал около 100 рупий, а стоимость одной буханки белого хлеба около 0,5-1,0 кг около 300 рупий?!
Во время пребывания в порту не обошлось и без маленького «международного» скандальчика. Один из наших офицеров-механиков с «Внезапного» (наш выпускник) решил прогуляться в самоволку г. «Сурбая» «по бабам», предварительно приняв изрядную дозу спирта, поскольку его пошатывало и имел он неприглядный вид (по гражданке), его задержала дежурная служба индонезийцев на КПП. Оскорбленный наш «мореход» пустил в ход кулаки. Дежурная служба, призвав подмогу, с большим трудом повязала его и на «виллисе» вернула на корабль. Естественно, командование решило этот эпизод замять, ограничившись угрозой по возвращении домой наказать самовольщика «со всей строгостью вплоть…». Однако по возвращении наш «герой» получил неплохое назначение на другой корабль и очередное воинское звание - старший лейтенант.
Кстати, автор этих срок очередное воинское звание не получил. Господа командиры «забыли» снять взыскание, полученное еще во Владивостоке (за опоздание на физзарядку обеспечение).
Предпоследний день пребывания в Индонезии.
Солнце, легкий ветерок, гладкая поверхность бухты. Корабли, украшенные по праздничному флагами расцвечивания, сияют чистотой. Вдоль бортов шеренги наших моряков и индонезийцев. Офицеры при кортиках.
Под звуки оркестра медленно опускается наш Военно-морской флаг и поднимается идонезийский.

Наш «Волевой» получил новое наименование: «Синга Магараджа».
Вечером в помещении того же Дома офицеров состоялся прощальный ужин «по-русски».
Вдоль всего овального зала - ряды столов. Расставлены тарелочки. Столовые приборы. Приблизительно каждый метр - бутылка «Столичной» и портвейна типа «Масандра». Все наши офицеры одеты по-парадному в чесучовых кителях и брюках при кортиках. Индонезийские офицеры - тоже в форме, пришли со своими женами. Жена Одо (моего преемника) - кукольное создание, невысокого росточка, детское личико, тоненькая талия, маленькие ступни ног, очень тихий и нежный голос.
После коротких выступлений контр-адмирала Лама и командира В.М. базы г. Сурабая был поднят первый тост за дружбу народов СССР и Индонезии. Обстановка быстро превращалась в домашнюю. Обслуживали сидящих за столом курсанты военно-морского училища, руки в белых перчатках, на подносах подавались закуски на любой вкус. Пустые бутыли незамедлительно менялись на полные. То в одном, то в другом месте раздавались возгласы индонезийских офицеров: «Товсь, залп!». «Полный вперед!», «Лево (право) на борт» и др. - на русском языке.
Почти стихийно возник концерт. Два новых командира корабля спели веселую детскую песенку. Индонезийцы смеялись и дружно аплодировали. Были и сольные выступления. Потом два наших офицера (в т.ч. ваш покорны слуга) и две индонезийские девушки спели песенку в то время очень популярную и у нас на Родине; «Страна родная Индонезия». Естественно, мы на русском языке, девушки на своем. Знали мы только один куплет и припев, а потому, когда они запели второй куплет мы с товарищем, не сговариваясь, повторили первый. Успех был ошеломляющий. Обстановка становилась более раскованной. Наши запели, а все поддержали «Подмосковные вечера».

Время приближалось к полуночи, надо было заканчивать, и под занавес все дружно грянули: «Врагу не сдается наш гордый «Варяг...»! Расставание было очень трогательным. Большинство индонезийских офицеров с непривычки к нашей «Столичной» оказались не в форме. Среди наших таковых не помню. Всех ждали автомашины и автобусы.
Так прошла встреча по-русски (точнее - прощание). На следующий день экипажи обоих эсминцев поднялись на борт сухогруза «Валдай». На берегу остались наши представители - консультанты. По механической части грамотный офицер командир машинной группы э\м «Волевой» выпускник «Дзержинки» 57 года старший лейтенант Шистеров Юрий, ныне капитан 1 ранга в отставке… Через две недели «Валдай» отшвартовался у причала бухты «Золотой рог».
P.S.
- Правительственное задание, поставленное перед экипажами эсминцев «Волевого» и «Внезапного» было успешно выполнено.
- Каждому из участников было предложено дальнейшее место службы по их желанию (на ТОФе).
- Всем участникам была объявлена благодарность Главкома ВМФ и вручены жетоны «За дальний поход». Фактически экипажи эсминцев были первыми, кто их получил (или одними из первых), т.к. других надводных кораблей, совершивших столь дальний переход, к тому времени (начало 1959 г.), еще не было (за исключением Сев.морпути.).
- Подготовка к скрытному переходу двух боевых надводных кораблей и его исполнение явились одним из классических примеров проведения скрытых операций ВМФ СССР на море.

Морская газета
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8619
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Эскадра на экспорт

Сообщение Schultz »

Еще немного информации об экспорте советских кораблей, в частности, на Кубу.

К середине 1961 г. небольшое число кубинских моряков были направлены в СССР для обучения. К этому времени - июлю 1961 г. флот получил ряд советских зенитных орудий, они были установлены, по крайней мере, на одном фрегате класса TACOMA. Кроме того американская разведка получила несколько сообщений о получении флотом оборудования из коммунистических стран, главным образом радаров и гидролокаторов, но они не были подтверждены.
В 1961 г. вышло Постановление Совмина СССР о поставке кораблей на Кубу.
Поставки военно-морской техники Кубе начались в начале 1962 г. они были вызваны попытками контрреволюционеров высадить десант и угрозой, исходящей от ВМС США. Кубинскому флоту были поставлены 6 малых противолодочных кораблей пр.122Б (по классификации НАТО - KRONDSHTADT) из состава дивизии охраны водного района Северного флота - «МПК-155», «МПК-159», «МПК-462», «МПК-464», «МПК-465», «МПК-479» и 12 торпедных катеров пр.183 (по классификации НАТО - Р-6), в том числе «ТК-61», «ТК-1331», «ТК-1341», «ТК-1346», «ТК-1347», «ТК-1349», «ТК-1350», «ТК-1384», «ТК-1385».
Перевозка боевых катеров и кораблей осуществлялась из Мурманска, было задействовано шесть сухогрузов:
«Тбилиси» (типа Liberty, 8403 брт.) вышел из Мурманска 18 декабря 1961 г., на борту 4 торпедных катера и 1 МПК «МПК-155» на буксире. Пришел в Гавану 17 января.
«Льгов» вышел из Мурманска 7 января. На буксире 1 МПК. Пришел в Гавану 9 февраля.
«Братск» вышел из Мурманска 22 января. На буксире 1 МПК. Пришел в Гавану 12 февраля.
«Балтийск» вышел из Мурманска 2 февраля. На буксире 1 МПК. Пришел в Гавану 26 февраля.
«Колхозник» (типа Liberty, 7300 брт.) вышел из Мурманска 1 февраля, на борту 4 торпедных катера и 1 МПК на буксире. Пришел в Гавану 1 марта.
«Сталинабад» (типа Liberty, 8403 брт.) вышел из Мурманска 27 февраля, на борту 4 торпедных катера и 1 МПК на буксире. Пришел в Гавану в конце марта.
Капитан парохода «Сталинабад» П.Грузинский вспоминал, как это было: «27 февраля 1962 года пароход "Сталинабад" (типа "Либерти") под моим командованием вышел из порта Мурманск в порт Гавана, имея в четырех трюмах оборудование, продовольствие, жмых и другие народнохозяйственные грузы, а в двух - артиллерийский боезапас и торпеды. На палубе были закреплены 4 торпедных катера. На буксире вели сторожевой корабль МПК-159 с экипажем и боекомплектом. В судовых документах значился генеральный груз.
Особую опасность при переходе представлял отрезок пути от Мурманска до выхода из Английского канала (шторм, плохая видимость), а также регулярные облеты самолетами НАТО на всем протяжении от мыса Буда (Норвегия) до берегов Исландии и входа в Английский канал.
В Английском канале нас сопровождал французский военный корабль.
На дальних подходах к берегам Кубы на широте Азорских островов облеты самолетами и преследования военными кораблями США участились.
На широте Азорских островов мы встретили крупную американскую эскадру, один из кораблей которой подошел на близкое расстояние и запросил название судна, порт приписки, порт назначения и род груза. Корабль дважды обошел нас и вернулся в стой эскадры. При подходе к кубинским берегам в точке поворота на рекомендованный курс дрейфовал крупный корабль США. Облеты были непрерывными…»
Малые противолодочные корабли сопровождались нашими экипажами. Не обошлось без трагедии. 26 января 1962 г. при исполнении служебных обязанностей погиб на «МПК-155» старшина 1 -и статьи Трепацкий Владимир Иванович, 1939 года рождения, Украинская ССР, Житомирская область, Народичский район, с. Берестовец.
С катерами прибыли 14 советских специалистов катерников во главе с капитаном 3 ранга Морозовым Юрием Борисовичем. Началась усиленная подготовка, многочасовые тренировки по обучению морской профессии молодых кубинских парней. Для лучшего исполнения приказов Морозов Ю. Б. выучил испанский язык. Знание этого языка помогало командиру в общении как с младшими офицерами, так и с командованием Кубы. По 4 дня в неделю «катерники» выходили в море для патрулирования кубинских границ. Вскоре, три торпедных катера были переведены в порт Сеньфуэгос. С них-то и начался первый дивизион на Кубе. Передача этих катеров была торжественной и волнительной. Командир дивизиона Рональдо Руссо снял с первого катера военно-морской флаг и вручил Ю. Б. Морозову вместе с портретом-картиной Фиделя Кастро. После завершения передачи всех катеров, 11 моряков вернулись в Союз. Три специалиста из этой группы остались еще работать на Кубе. Командиру Ю. Б. Морозову объявили благодарность за образцовое выполнение специального задания, вручили ценный подарок, но уже дома, на Северном флоте.
МПК пр.122Б были переданы кубинцам 22 июня 1962 г.
Весной 1962 г. в целях повышения боеспособности кубинского флота и передаче ему опыта в деле эксплуатации советских судов на Кубу было решено направить советских военно-морских советников. Так первый старший группы военно-морских специалистов, старший военно-морской советник при командующем кубинским флотом капитан 1 ранга Владимир Александрович Кузьмин который в то время являлся начальником кафедры ЧВВМУ им. П. С. Нахимова, получил предложение поехать в заграничную командировку 15 апреля 1962 г. Всего "кадрами" было отобрано на эту должность пять кандидатов, в том числе три адмирала. Но Главком ВМФ С.Г. Горшков утвердил В. Кузьмина.
В начале июля 1962 г. на Кубу прибыли советники Западного и Центрального военно-морских районов - Анатолий Александрович Цветков и Николай Данилович Солдатов, 22 июля самолетом "Аэрофлота" в гаванский аэропорт прибыл и капитан 1 ранга В.А.Кузьмин. 23 июля он прибыл к старшему группы советских военных специалистов генерал-майору Алексею Алексеевичу Дементьеву. Из короткой беседы с ним он вынес одно: работать придется самостоятельно.
ВМС Кубы командовал 36-летний капитан 3 ранга Роландо Диас Астараин, начальником штаба был капитан 3 ранга Эмигдио Баес Виго, начальником оперативного отдела был назначен Тырса Виргос.
В.А.Кузьмин вспоминал: «Я понимал, что решение любых вопросов мы могли осуществлять двумя методами: первый - кабинетный, второй - активный. Мы выбрали второй путь, когда советские специалисты ведут себя инициативно, постоянно находятся в курсе всего происходящего, бывают на кораблях и в частях, совместно с командирами национальных соединений вырабатывают решения и добиваются их неуклонного выполнения. Таким образом, советник в полной мере отвечает за свои рекомендации и видит результаты своего труда. Причем, решать вопросы предстояло без чьей-либо подсказки, быстро и фундаментально, т.к. этого требовала обстановка.»
В кратчайший срок ознакомились с состоянием дел, определили задачи по строительству кубинского флота, выдали рекомендации по скорейшему приведению его в готовность к отражению возможного нападения. Советники приняли самое активное участие в разработке руководящих документов, начиная с корабельного устава. Разработали план перевода сил флота в повышенную и полную боевую готовность и передали его кубинцам для рассмотрения и введения в действие. И естественно много ездили и летали по местам базирования флота определяя обьем работ на местах.
В.А.Кузьмин вспоминал: «Откровенно говоря, впечатления от посещения пунктов базирования и самих кораблей были не очень хорошие.» В течение конца июля - в августа главный военный советник при ВМС посетил Мариэль, Кабаньяс и Байя-Онду и ознакомился с основными соединениями и частями, успел написать две лекции. В 20-х числах августа был проведен сбор группы командующего и начальника штаба флота по оперативной подготовке по теме: "Ведение боевых действий силами корабельных соединений по отражению высадки десантных сил противника во взаимодействии с сухопутными войсками и авиацией". Он проводился методом докладов, семинара и группового упражнения. Это был первый, пробный сбор, но он дал очень много и, главное, заложил основу для проведения систематической учебы. В первых числах сентября В. Кузьмин вместе с начальником штаба Э.Б. Виго посетил Сьенфуэгос и Банес, ознакомился с условиями базирования и состоянием боеготовности в Центральном и Восточном военно-морских районах. Если говорить о результатах поездки, то они их не обрадовали: состояние кораблей, уровень боевой подготовки и боевой готовности были неудовлетворительными. Флот не мог по-настоящему вести боевые действия, оборонять побережье и участвовать в отражении десантов противника.
В.А.Кузьмин вспоминал: «В первые часы Карибского кризиса, были подняты по тревоге части и соединения ВМФ Кубы и прибывшие части Советского ВМФ. Их перевод на полную боевую готовность осуществлялся в соответствии с разработанными планами. Однако они не до конца были уяснены офицерами штабов и командирами некоторых частей. Не были созданы условия для рассредоточения кораблей. Возникали и другие проблемы, в т.ч. с погрузкой боезапаса. Особенно острой была проблема подачи торпед на торпедные катера. Без советских специалистов, только 21 октября прибывших в Гавану, трудно было привести их в соответствующую степень готовности. Но к 25 октября эта задача была решена. Готовность фрегатов к нанесению артиллерийского удара была очень низкой - в течение четырех лет они не стреляли. Поэтому в срочном порядке корабли были выведены в полигоны для стрельбы по щитам, подготовленным в "пожарном" порядке. Проводились и другие мероприятия.»
В связи с плохим состоянием торпедного вооружения, прибывшая группа специалистов, оказала помощь в проведении среднего ремонта торпед, строительстве и оборудовании торпедной мастерской при арсенале флота.
В середине 1962 г. были подписаны контракты на поставку еще кораблей - 6 МПК (проект 201), 12 ТКА (проект 123К) и 10 радиолокационных постов. Договоренность об этом была видимо достигнута в ходе визита 2 июля 1962 г. в Москву министра обороны Кубы Рауля Кастро.
В начале августа 1962 г. с Балтики на Кубу прибыли катера. В разведывательных отчетах американцев упоминаются несколько судов доставившие на Кубу катера, которые не связаны с перевозкой ракетных катеров. Так 4 августа теплоход «Лесозаводск» в Гавану доставил катер или катера, а 9 августа пароход «Севастополь» 2 патрульных катера, 17 августа сухогруз «Аткарск» доставил катер или катера. Майор Обидин Николай Леонидович шедший на «Аткарске» вспоминал что на верхней палубе теплохода разместили катера зашитые в ящики, правда он говорит о 12 ракетных катерах, что явно не так. В средний трюм погрузили 8 деревянных контейнеров 6х6, а в остальных трюмах разместили до 1000 моряков (что тоже сомнительно) с разных флотов.
Нет ясности, что это за катера, в ряде западных публикаций «Handbook on the Cuban Armed Forces» DIA, 1979 г. что это торпедные катера пр.123К (по классификации НАТО - P-4), там утверждается что в 1962 г. на Кубу были доставлены 4 таких катера. Но это могли быть и катера вспомогательного флота, ведь на Кубе были размещены дивизион ОВРа, части гидрографии.
О том что СССР планировал направить на Кубу торпедные катера, сообщала американская разведка. 13 сентября в докладе с ссылкой на источник в кубинском флоте говорилось что ожидается прибытие большого числа торпедных катеров и два противолодочных корабля на Кубу из СССР в конце 1962 г. и начале 1963 г.
8 октября 1962 г. два торпедных катера были замечены как палубный груз на борту сухогруза «Двинолес», который шел с Балтики на Кубу. Американцами они были определены как класс "P-6" - пр.183. На момент объявления блокады 24 октября все еще шел на Кубу, и повернул обратно.

(с) http://alerozin.narod.ru
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Ответить

Вернуться в «Новости и информация о ВМФ»