Вчера по ОРТ был репортаж о ситуации в морских водах Абхазии. Видеоролик можно посмотреть
здесь.
Статья оттуда же.
Российские пограничники помогают Абхазии контролировать морские рубежи
На этой неделе к патрулированию абхазских морских рубежей приступил российский сторожевой корабль "Новороссийск" – первый из тех восьми, что в скором времени составят дивизион береговой охраны в территориальных водах Республики Абхазия.
Несмотря на то, что появление российских моряков было вполне ожидаемо – соглашение о совместной охране абхазской границы было подписано еще в апреле – российский флаг на сухумском рейде вызвал взрыв негодования в Тбилиси. Грузинские депутаты готовят иск в Международный морской суд в Гамбурге.
Репортаж Евгения Баранова
Сторожевые катера абхазской береговой охраны с хода вступают в бой. С воздуха их прикрывает авиация. Боевые вертолеты в два захода наносят ракетные удары по морским целям. Абхазия более не намерена мириться с грузинским морским пиратством. И только что завершившиеся здесь военные учения – демонстрация этой решимости. По словам абхазского президента, с того момента, как Россия встала на сухопутной границе между Абхазией и Грузией, грузинская сторона сосредоточила свои усилия на море. В этой связи Сергей Багапш оставил за собой право отныне отвечать на провокации применением военной силы.
Сергей Багапш, президент Республики Абхазия: "Сейчас, когда нас признала самая крупная держава в мире – Российская Федерация, другие страны, мы не позволим никому заниматься пиратством в наших водах, а уж международному сообществу нужно подумать, почему это происходит в нейтральных водах, где идет прямое нарушение всех прав, кодексов морских – то, что сегодня делает Грузия. Какая разница – это пираты Сомали или пираты грузинские? А пираты должны уничтожаться. И все".
Абхазская служба береговой охраны в действительности уже получила приказ президента ужесточить меры по контролю за территориальными водами республики. Отсюда, из Очамчирской бухты, пограничные катера отныне ежедневно выходят на патрулирование акватории примыкающей к водной границе с Грузией. На морской карте в кабинете командира дивизиона катеров береговой охраны она обозначена четко - перпендикуляром к береговой линии в месте впадения в море реки Ингури.
Зураб Гицба, капитан II ранга, зам. начальника погранотряда СГБ РА: "Нам задача поставлена, мы будем ее выполнять. Если будт нарушение границы, захват несанкционированный судов, которые идут в Абхазию, - догонять, по возможности останавливать, топить".
Обвинения Грузии в пиратстве, выдвигаемые абхазской стороной, не голословны. Суммарное количество задержанных грузинской береговой охраной судов, шедших в Абхазию под различными флагами приближается к 70. Только за последний год по обвинению в несанкционированном нарушении грузинской границы в близи абхазских берегов грузинами было задержано около 20 кораблей. Больше всего от этих захватов страдают турки, чьи танкеры и сухогрузы - самые частые гости в абхазских портах.
Инвер Карахмет-Оглы, представитель турецких судовладельцев в Абхазии: "Возмущаются, естественно, что наше турецкое правитедльство не принимает жесткие адекватные меры в сложившейся ситуации. Это уже не первый, не второй. 20 с лишним кораблей ими взято. Приходится плыть по большому крюку, вместо 15 двигаются по 55 часов".
За разгрузкой очередного турецкого сухогруза с пирса следит Заур Ардзинба - директор Сухумского порта и владелец крупной абхазской торговой фирмы. 2 тысячи тонн бензина и 700 тонн дизельного топлива, не считая захваченного корабля и выкупа за команду и капитана, таков, по словам Заура, последний приз грузинской береговой охраны, которую он иначе как "корсарами" не называет. Нюансы последнего громкого захвата ему известны, как никому другому - ведь весь конфискованный грузинскими властями груз предназначался именно ему. В середине августа танкер "Букет", шедший в Сухум под панамским флагом с турецкой командой на борту, был обманом захвачен грузинским сторожевым кораблем в нейтральных водах неподалеку от российских берегов.
Заур Ардзинба, директор Сухумского порта: "Грузины просто превратили это в промысел. Пиратство, они на этом зарабатывают. Грузинской сторожевой корабль обычно далеко выходит по погоде, когда погода позволяет".
Прихода российской береговой охраны в Абхазии ждали. Помимо сторожевого корабля "Новороссийск", приступившего к охране территориальных вод республики на этой неделе, до конца года сюда прибудет еще несколько патрульных катеров. В конечном счете, дивизион российской береговой охраны, который разделит с абхазскими пограничниками в бухту в городе Очамчира, должен будет состоять из 8 сторожевых судов. Опираясь на возможности кораблей Черноморского флота, находящихся у берегов Абхазии, береговая охрана сможет не только закрыть абхазскую морскую границу, но и обеспечить контроль за всеми перемещениями в нейтральных водах в этом районе.
Юрий Звирык, генерал-майор, начальник Пограничного управления ФСБ РФ в Абхазии: "Это единая задача – обеспечение безопасности Республики Абхазия, потому что Республика Абхазия не находится где-то оторвано от России, она примыкает непосредственно к границе".
С того момента, как сторожевой корабль "Новороссийск" встал на сухумском рейде, стала понятной недавняя, казалось бы, неожиданная резкость абхазских властей. На фоне их громких заявлений о готовности если что открывать стрельбу и топить, спокойная уверенность российских моряков, в том что никого топить не придется, вызывает доверие. Во всяком случае появление в этих водах первого же нашего корабля с надписью "береговая охрана" на борту, судя по заявлениям из Тбилиси о готовности подавать судебные иски, уже перевело ситуацию в регионе из области морского бесправия в категории морского права