Личности, оставившие след в истории ВМФ!

Этот форум посвящен славной истории флота России (СССР) и других стран
Аватара пользователя
Сергей Ташкент
Почетный форумчанин
Сообщения: 2402
Зарегистрирован: 16 сен 2011, 10:35
Реальное имя: Джалол
Воинское звание: ст 2 ст
Откуда: Ташкент
Контактная информация:

Личности, оставившие след в истории ВМФ!

Сообщение Сергей Ташкент »

К созданию темы с подвинула подпись Рената (MuRena)- "Корабль – это особое существо: и живое, и ласковое, и суровое, и благодарное.
Корабль – и дом твой и крепость, и университет и оружие, и отец и защита, и приют сотен товарищей твоих и соратников.
Ни одно флотское сердце никогда не сможет забыть родной корабль."
Леонид Соболев.
Много личностей оставили свой след в истории флота, кто то прославил флот Петр I, Ушаков, Нахимов, Горшков, Кузнецов и многие другие, чьи имена получили корабли ВМФ и гражданского флота. Есть и неоднозначные личности - Рождественский, тот же Саблин, читателям, надеюсь будут интересны, как их биографии и события, вписавшие их имена в историю флота!
Создавая тему я подумал, что стоит поговорить о каждом отдельно, рассказать историю, осветить биографию, что бы помнить!

Начну с Леонида Соболева:
Изображение

Родился Леонид Сергеевич Соболев 9 (21 июля) 1898 года в Иркутске в небогатой дворянской семье отставного офицера. Потом был переезд в Петербург.
С детства у Леонида было две страсти: литература и море. Учеба в III Александровском кадетском корпусе, затем в Морском училище (бывшем Морском корпусе) в 1910-1918 годах. Затем, до 1931 года – служба на флоте.
Но оставалось место и для творчества. Публиковаться Соболев начал еще во время учебы. Еще в корпусе Леонид был одним из редакторов рукописного журнала "Родина", где помещал свои первые рассказы. Потом печатался в журнале «Краснофлотец», где заведовал отделом сатиры и юмора.
В 1931 году Леонид Соболев ушел в отставку и посвятил себя литературной работе. В 1932 году был опубликован роман «Капитальный ремонт»; до начала Великой Отечественной Войны книга была издана много раз.
Перевод с казахского языка на русский эпопеи «Путь Абая» М.Ауэзова, рассказы и очерки на флотскую тему…
Во время войны Соболев был корреспондентом газеты работал корреспондентом газеты «Правда», Совинформбюро и Главного политического управления Военно-Морского Флота. Таллинн, Одесса, Севастополь, Новороссийск… Очерки, корреспонденции с мест сражений… Вышла книга «Морская душа», удостоенная Сталинской премии (эта премия была передана писателем на постройку торпедного катера «Морская душа» для моряков Черноморского флота).
Кончилась война. Работа с М. Ауэзовым над переводом второй книги романа «Абай». Выход в 1954 году повести «Морской луч». Появились новые главы «Капитального ремонта», книга статей и очерков военных лет «Свет победы»…
Благодаря Соболеву и его усилиям в 1958 г . был создан Союз писателей РСФСР, двенадцать лет Соболев работал на посту председателя правления Союза. За это время были организованы новые издательства «Советская Россия» и «Современник»; новые литературно-художественные журналы.
В 1968 году Соболеву Л.С. было присвоено звание Героя Социалистического Труда, писатель был депутатом Верховного Совета СССР, членом Президиума Верховного Совета СССР. Не обошли его и наградами: три ордена Ленина, орден Красного Знамени, два ордена Отечественной войны I степени, орден "Знак Почета", медали.
В последние годы Леонид Соболев жил в Переделкино. Увы, писатель заболел раком желудка. Операция не помогла, и 17 февраля 1971 года Леонид Сергеевич застрелился из охотничьего ружья. Писатель был похоронен на Новодевичьем кладбище.
Во время Великой Отечественной войны передал присуждённую ему Сталинскую премию в Фонд обороны:
МОСКВА, КРЕМЛЬ ТОВАРИЩУ СТАЛИНУ
Дорогой Иосиф Виссарионович!
В течение всей войны маленькие сторожевые катера Черноморского флота героически несут повседневную боевую службу. Каждый новый катер — новый удар по врагу. Потому всю присуждённую мне премию Вашего имени за книгу рассказов «Морская душа» вношу на постройку ещё одного такого катера. Прошу Вашего разрешения назвать его «Морская душа» и зачислить в 4-й дивизион сторожевых катеров Черноморского флота.
Леонид СОБОЛЕВ
Товарищу СОБОЛЕВУ Леониду
Примите мой привет и благодарность Красной Армии, Леонид Сергеевич, за Вашу заботу о вооружённых силах Советского Союза.
Ваше пожелание будет исполнено.
И. СТАЛИН
Газета «Известия», 24 марта 1943 года
Изображение
Мемориальная доска в Москве.

http://www.svpg.ru/news/detail.php?ID=1389
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0% ... 0%B8%D1%87

P.S. Друзья, надеюсь, что Вы присоединитесь, и мы совместно осветим каждого, кто оставил свой след в историю флота! С уважением. Welcome
КСФ,Крейсер "Александр Невский", Бч-5, ЭТД, НКСТ.86-89.
Изображение
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8619
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Личности, оставившие след в истории ВМФ!

Сообщение Schultz »

Сергей, а где твое сообщение о Кузнецове? Их было два одинаковых, одно из которых пришлось удалить. Ты тоже свое удалил?
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Аватара пользователя
Сергей Ташкент
Почетный форумчанин
Сообщения: 2402
Зарегистрирован: 16 сен 2011, 10:35
Реальное имя: Джалол
Воинское звание: ст 2 ст
Откуда: Ташкент
Контактная информация:

Re: Личности, оставившие след в истории ВМФ!

Сообщение Сергей Ташкент »

Изображение
Кузнецов Николай Герасимович

Изображение
Кузнецов Николай Герасимович (11.07.1902, деревня Медведки Вологодской губернии - 06.12.1974), военно-морской деятель. Адмирал флота Советского Союза (1955), Герой Советского Союза (1945). Сын крестьянина. Образование получил в Военно-морском училище имени Фрунзе (1926) и Военно-морской академии (1932). В 1919 вступил в Красный флот. Участник Гражданской войны, матрос. В 1925 вступил в ВКП(б). С 1926 командир батареи на Черном море. С 1932 помощник командира крейсера "Красный Кавказ", в 1934-1936 командир крейсера "Червона Украина".
В 1936-1937 военно-морской атташе и главный военно-морской советник при революционном командовании в Испании. Отвечал за кадры моряков, направленных в Испанию под видом добровольцев. Выдвинулся во время чисток среди высшего комсостава флота. В 1937-1950 и 1954-1958 депутат Верховного Совета СССР. С авг. 1937 зам. командующего, в янв. 1938 - апр. 1939 командующий Тихоокеанским флотом.
С марта 1939 зам. наркома, с 28.04.1939 нарком Военно-морского флота СССР и главнокомандующий ВМФ, одновременно пред. Главного военного совета ВМФ (1939-1941). В 1939-1956 член ЦК партии. Во время Великой Отечественной войны руководил действиями ВМФ, осуществлял координацию взаимодействия флотов с сухопутными войсками. 25.2.1946 после, объединения наркоматов назначен зам. наркома (министра) Вооруженных сил СССР, оставшись главкомом ВМФ. Участвовал в работе Ялтинской и Потсдамской конференции. В янв. 1947 отстранен от должности и назначен нач. Управления военно-морских учебных заведений. В нояб. 1947 вместе с группой адмиралов обвинен "в передаче иностранным разведкам материалов, составляющих государственную тайну". В янв. 1948 подвергнут суду чести, в февр. 1948 Военная коллегия Верховного суда СССР признала его виновным, но наказанию Кузнецов не был подвергнут. Его лишь разжаловали с Адмирала флота до контр-адмирала. С июня 1948 зам. главнокомандующего войсками Дальнего Востока по ВМС. С февр. 1950 командующий Тихоокеанским флотом. 27.07.1951 Кузнецов вновь был назначен военно-морским министром СССР. После вхождения его министерства 15.3.1953 в состав Министерства обороны СССР Кузнецов стал главнокомандующим ВМФ и 1-м зам. министра. У Кузнецова не сложились отношения с возглавившим министерство в 1955 маршалом Г.К. Жуковым. После того как в окт. 1955 погиб линейный корабль "Новороссийск", Кузнецов 8.12.1955 был снят с должности "за неудовлетворительное руководство ВМФ". В февр. 1956 уволен в отставку без права на восстановление и одновременно вновь понижен, теперь уже с Адмирала флота Советского Союза (что соответствовало званию Маршала Советского Союза) до вице-адмирала. С 1971 на общественных началах работал военным консультантом в Главной редакции "Истории Второй мировой войны". Автор мемуаров "Накануне" (1969), "На далеком меридиане" (1971), "Курсом к победе" (1975), "Крутые повороты. Из записок адмирала" (1995). В 1988 уже после смерти восстановлен в звании Адмирала флота Советского Союза.
Ныне именем Кузнецова назван один из крупнейших кораблей российского флота (Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»), ему воздвигнуты памятники, его именем названы флотские училища, площадь в Барнауле.
В Архангельске, где началась морская карьера Николая Герасимовича, его именем названа улица, а в 2010 году установлен памятник.
В 2004 году на флоте широко отмечалось столетие со дня его рождения.
Приказом Министра обороны Российской Федерации № 25 от 27 января 2003 года учреждена ведомственная медаль Министерства обороны Российской Федерации «Адмирал Кузнецов».
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Подробнее:
http://www.hrono.ru/biograf/bio_k/kuznecov_ng.php
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1% ... 0%B8%D1%87
КСФ,Крейсер "Александр Невский", Бч-5, ЭТД, НКСТ.86-89.
Изображение
Аватара пользователя
Сергей Ташкент
Почетный форумчанин
Сообщения: 2402
Зарегистрирован: 16 сен 2011, 10:35
Реальное имя: Джалол
Воинское звание: ст 2 ст
Откуда: Ташкент
Контактная информация:

Re: Личности, оставившие след в истории ВМФ!

Сообщение Сергей Ташкент »

Дополнил и восстановил! Оба перестарались!)
КСФ,Крейсер "Александр Невский", Бч-5, ЭТД, НКСТ.86-89.
Изображение
Аватара пользователя
Сергей Ташкент
Почетный форумчанин
Сообщения: 2402
Зарегистрирован: 16 сен 2011, 10:35
Реальное имя: Джалол
Воинское звание: ст 2 ст
Откуда: Ташкент
Контактная информация:

Re: Личности, оставившие след в истории ВМФ!

Сообщение Сергей Ташкент »

Уважаемые друзья, может создаться впечатление что я перепечатываю сообщения, которые и так можно найти в сети. Вы правы, но делаю я это с умыслом, по нескольким причинам. Во первых каждая публикация на форуме отражается сноской в сети на наш "Флагман", что привлекает гостей, которые впоследствии становятся участниками, что в последствии расширит наш кругозор общения. Во вторых,есть желание собрать более подробную информацию на одном ресурсе. В третьих, к нам на форум заходит много молодёжи, так как форум военно-морской, молодёж должна черпать у нас, более подробную информацию. Засим обращаюсь к Вам, у кого есть время и возможности, поддерживать начатые, а так же создавать новые темы, которые на Ваш взгляд будут интересны. При этом просьба убедиться что такая тема уже существует на форуме, с помощью поисковика в правом углу заставки.
А в данной теме очень хочется узнать о личностях прославивших флот Российский и не только, по сему просьба Админу разделить тему на две части, по принципу "наши" и "не наши". Остальным просьба помочь в поиске материала, редких фото о Горшкове, Юмашеве, Головко, Маринеску, Лунине, .....всех кто по Вашему мнению причастен к развитию флота вообщем! С уважением, Джалол.
КСФ,Крейсер "Александр Невский", Бч-5, ЭТД, НКСТ.86-89.
Изображение
Аватара пользователя
SokolovKV
Сообщения: 195
Зарегистрирован: 17 окт 2012, 12:58
Реальное имя: Константин
Воинское звание: капитан-лейтенант
Откуда: Московская область, П-Посад
Контактная информация:

Re: Личности, оставившие след в истории ВМФ!

Сообщение SokolovKV »

Чтобы найти информацию в интернете нужно знать где и что искать! А главное - чему можно верить, а что - только к сведению...
Так что - полностью поддерживаю!
4-16-11
Сообщения: 459
Зарегистрирован: 16 окт 2012, 16:55
Воинское звание: сотник

Re: Личности, оставившие след в истории ВМФ!

Сообщение 4-16-11 »

по принципу "наши" и "не наши"
смотря кого считать нашими и не нашими
Вернее, что имеется в виду под этими терминами?
Наши-это СССР?
"Это не просто крейсер.Это корабль в "пенсне"..."
Аватара пользователя
Сергей Ташкент
Почетный форумчанин
Сообщения: 2402
Зарегистрирован: 16 сен 2011, 10:35
Реальное имя: Джалол
Воинское звание: ст 2 ст
Откуда: Ташкент
Контактная информация:

Re: Личности, оставившие след в истории ВМФ!

Сообщение Сергей Ташкент »

Наши это СССР?
Наши это СССР! =)
КСФ,Крейсер "Александр Невский", Бч-5, ЭТД, НКСТ.86-89.
Изображение
Platonov
Почетный форумчанин
Сообщения: 1453
Зарегистрирован: 08 июн 2012, 18:34
Воинское звание: старший матрос
Откуда: г. Ростов-на-Дону

Re: Личности, оставившие след в истории ВМФ!

Сообщение Platonov »

Умение брать ответственность на себя
(отдельные записки о Командующем Северным флотом А.Г. Головко)

7 августа 1940г. он вступил в командование флотом. А уже через 4 месяца на его долю выпали первые испытания - подводная лодка «Д-1» под командованием кап.-лейт. Ф.М. Ельтишева не всплыла после погружения в Мотовском заливе. Под утро на поверхности заметили большое пятно солярки, пробковую крошку, мелкие щепки от деревянной отделки внутренних помещений и бескозырку. Причиной гибели стала не диверсия немцев или финнов, а ошибка командира. Он не смог удержать лодку на предельной глубине, и ее раздавило. Командование ВМФ запретило северянам проводить учения на участках моря, где его глубина превышают рабочие глубины лодки. После возмущения Головко, что все глубины Баренцева моря превышают нормы, а Белое с нормальными параметрами стоит во льдах, Москва дала указание погружаться только в устье р. Колы. Такую глупость даже трудно себе представить! И Арсений Григорьевич, взяв ответственность на себя, дал приказ подводникам продолжить отработки задач в Баренцевом море.
Естественно, в мае 1941г. на флот «грянула» проверка из наркомата (адмирал Л.М. Галлер). К этому стоит добавить, что за 10 месяцев своего командования Головко упорно работал по восстановлению надводного флота, но не успел (только через пару-две недели корабли должны были встать в строй после ремонта). Но, в силу его формального отсутствия в списке действующих на момент проверки, Северный флот признали «недееспособным».
Кроме того, А.Г. Головко уже 17 июня 1941г. дал указание сбивать немецкие и финские самолеты, нарушающие наше воздушное пространство. Хотя в целом по вооруженным силам страны было строго приказано «не поддаваться провокации».

Позже его сослуживцы вспоминали, что только начало войны спасло Арсения Григорьевича от трибунала. Зато северяне смогли стойко и грамотно противостоять агрессору и не дали фашистам отрезать Кольский полуостров и флот от Большой земли.

С этим деловыми качествами «Головковцев» я встретился в Волгодонске. В мою бытность зам. главы города его главным архитектором был Петр Головко, внук брата комфлота. Мы с ним очень много задач строительства города решили, не смотря на указания Москвы. Как говорили: «Только советский человек может принести пользу стране, не смотря на ее законы!»

Потомок династии Головко - Петр Головко-директор городского художественного музея (слева) и мэр г. Волгодонска В.А. Фирсов (2012г.)
Продолжение следует
С уважением, ст. матрос ДКБФ Григорий Платонов.
Platonov
Почетный форумчанин
Сообщения: 1453
Зарегистрирован: 08 июн 2012, 18:34
Воинское звание: старший матрос
Откуда: г. Ростов-на-Дону

Re: Личности, оставившие след в истории ВМФ!

Сообщение Platonov »

Умение брать ответственность на себя (А.Г. Головко) - продолжение
220px-Golovko.jpg
Одним из немногих, в СССР, моряков, послуживших на всех флотах и постоянных флотилиях и получивших опыт боевых действий в Испании, Арсений Григорьевич Головко «творчески» использовал эти навыки в боевых условиях. Гитлеровцы действовали по шаблонам прусской школы: вылет авиации проводили в одно и тоже время, выход транспортных судов только с эскортом военных кораблей. В первые дни войны в Кольском заливе скопилось 35 транспортников, 40 траулеров и 80 мотоботов. Встала задача экстренной эвакуации этих судов и населения в Архангельск (расстояние 450миль). Надводных кораблей для сопровождения нет, все на боевых действиях, истребителей не хватает даже на линии фронта. Тогда командующий флота дал команду пускать суда по одиночке, с разными интервалами с отвлекающими налетами на фашистские аэродромы. Обманув противника, все суда благополучно дошли до Архангельска.
В это же время 135-й стрелковый полк после прорыва гитлеровцев отошел не к побережью Кольского залива, а на перешеек полуострова Средний. Цель немцев ясна: кто владеет Средним и Рыбачьим – тот владеет Кольским заливом. Головко срочно посылает в Мотовский залив эскадренные миноносцы «Куйбышев» и «Урицкий», два морских охотника и для прикрытия с воздуха 4 истребителя. С помощью направленных на берег корректирующих постов корабельная артиллерия четыре часа вела обстрел вражеских позиций. Были подавлены батареи противника, четыре пункта скопления войск. При появлении немецкой авиации корабли укрылись в полосе тумана. А морской охотник ст. лейтенанта И.А. Кроля пошел к берегу для эвакуации корректировщиков. 18 пикирующих бомбардировщиков начали охоту за ним. Из строя вышли два из трех моторов. Временами катер от взрывов выбрасывало из воды. Но он вышел победителем, сумев даже сбить 2 самолета. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июля 1941г. командир катера И.А. Кроль, его помощник А.Б. Бородавко и рулевой Б.Н. Векшин были награждены орденами Красного Знамени. Столкнувшись с героизмом северян фашистская военная машина стала буксовать.
«Можно сказать – вспоминал позже А.Г. Головко, - столкновение умов в войне на море здесь, в Заполярье, выиграно нами.»
Продолжение следует
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
С уважением, ст. матрос ДКБФ Григорий Платонов.
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8619
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Личности, оставившие след в истории ВМФ!

Сообщение Schultz »

Алексей Михайлович Щастный
Щастный.jpg
Зимой 1918 года он спас Балтийский флот. Вывел из портов Ревеля и Гельсингфорса 236 боевых кораблей, в том числе 6 линкоров, 5 крейсеров и 54 миноносца, из-под носа у стремительно наступавших немцев и через льды увёл их в Кронштадт. «Награда» за подвиг оказалась неожиданной – по личному приказу Троцкого герой был арестован и поспешно расстрелян, якобы за «измену». Это была первая казнь, официально совершённая большевиками.

Речь идёт об Алексее Щастном – офицере царского флота, имя которого в советские времена находилось под строгим запретом. Родился Алексей Михайлович в семье артиллерийского офицера, однако стал моряком – окончил в Петербурге Морской корпус и посвятил свою жизнь флоту. За отвагу в годы Русско-японской войны был награждён орденом Святой Анны. Во время Первой мировой дослужился до звания капитана 1-го ранга, командовал миноносцами и линейными кораблями. После захвата власти большевиками продолжал верно служить России, защищая её от немцев. Был официально назначен наморси – начальником Морских сил Балтийского моря. Но все называли его просто «красным адмиралом».

Тайный приказ

После заключения «похабного» Брестского мира Щастный получил секретный приказ от Троцкого и Ленина подготовить суда Балтийского флота к взрыву. Троцкий даже обещал выплатить «подрывникам» денежное вознаграждение, приказав депонировать для этого специальные суммы в банках, понимая, что иначе будет трудно заставить моряков уничтожать родные для них корабли. Эскадра Балтфлота базировалась тогда в портах на территории нынешней Финляндии, к которым уже подходили немцы.

Однако Щастный не стал минировать боевые корабли, решив их спасти. Сделать это было невероятно трудно, среди «революционных» экипажей, разложенных пропагандой большевиков и анархистов, царили полный разброд и шатание. С огромным трудом, проявив огромную энергию, наморси сумел подобрать надёжных матросов и офицеров. Путь кораблям через торосы прокладывали ледоколы. Вскоре все линкоры и крейсера, а также все другие корабли Балтфлота были уже в Кронштадте. Благодаря Щастному, только они и спаслись: Черноморский флот, как известно, был затоплен, а все корабли Северного и Тихоокеанского флотов достались интервентам. А спасённая на Балтийском море эскадра потом верно служила России, защищая её в годы Великой Отечественной войны. Линкор «Марат» (бывший «Петропавловск»), например, оборонял осаждённый Ленинград, громя гитлеровцев своими мощными орудиями.

Чего же так опасался Троцкий? Почему спешил унич­тожить первого «красного адмирала»? Да ещё старался сделать так, чтобы его потом не нашли? В точности об этом мы уже никогда не узнаем. Можем только догадываться, что в портфеле, с которым Щастный приехал в Москву, были такие документы, обнародования которых смертельно боялись большевики.

Немцы были взбешены

Когда немцы вошли в Ревель и не обнаружили там русские корабли, они были взбешены. Германское командование тут же направило в Кремль секретную ноту протеста. Ведь, согласно условиям Брестского мира, Россия должна была уничтожить все виды вооружений. Кроме того, современные историки считают, что между большевиками и немцами были заключены ещё некие секретные соглашения, предусматривавшие передачу им русских крейсеров и линкоров.

Официально Ленин и Троцкий всегда опровергали тайные связи с немецким генштабом. Но теперь уже ни для кого не секрет, что «пломбированный вагон», в котором Ленин с подельниками проехали через всю охваченную войной Европу в Петроград, на самом деле был оплачен немцами. На этот счёт были обнаружены документы. Известно, что однажды и сам Гитлер сказал, что самая блестящая операция немецкого генштаба состояла в отправке в Россию Ленина.

Есть серьёзные основания полагать, что были такие тайные договорённости и насчёт «нейтрализации» большевиками боевого флота России. Вероятно, что некоторые документы попали в распоряжение Щастного.

Троцкий проговорился

На заседании ревтрибунала, на котором судили спасителя Балтфлота, Лев Давыдович заявил: «Вы знаете, товарищи судьи, что Щастный, приехавший в Москву по нашему вызову, вышел из вагона не на пассажирском вокзале, а за его пределами, в глухом месте, как и полагается конспиратору. И ни одним словом не обмолвился о лежавших в его портфеле документах, которые должны были свидетельствовать о тайной связи советской власти с немецким штабом».

Тут же поняв, что проговорился, Троцкий сказал, что речь идёт о «грубой фальсификации». Однако вспомним, что точно так же большевики постоянно твердили о «клевете», опровергая обвинения, связанные с «пломбированным вагоном», которые потом были неопровержимо подтверждены документально.

Официально Щастного обвинили в «контрреволюции», в том, что он не подготовил корабли к уничтожению. Защитить боевого моряка никто не мог. Троцкий был единственным свидетелем на процессе, других просто не пустили. И Щастного приговорили к смертной казни. Это был первый смертный приговор, официально вынесенный большевиками, хотя смертная казнь в то время была отменена.

Чтобы не нашли…

Спасителя Балтийского флота казнили во дворе Александровского военного училища. Причём, расстрельная команда состояла из китайцев, которым было всё равно, кого убивать. Но командовал наёмниками русский по фамилии Андреевский. Впоследствии был опубликован его шокирующий рассказ о казни: «Я подошёл к нему: «Адмирал, у меня маузер. Видите, инструмент надёжный. Хотите, я застрелю вас сам?». Он снял морскую белую фуражку, отёр платком лоб. «Нет! Ваша рука может дрогнуть, и вы только раните меня. Лучше пусть расстреливают китайцы. Тут темно, я буду держать фуражку у сердца, чтобы целились в неё». Китайцы зарядили ружья. Подошли поближе. Щастный прижал фуражку к сердцу. Была видна только тень да белая фуражка… Грянул залп. Щастный, как птица, взмахнул руками, фуражка отлетела, и он тяжело рухнул на землю».

Троцкий приказал зарыть тело так, чтобы его было не найти. В здании училища, где расстреляли Щастного, тогда помещался кабинет Троцкого, и в нём шел ремонт. По некоторым данным, тело убитого адмирала китайцы положили в мешок и, недолго думая, замуровали прямо под полом именно этого кабинета. В любом случае труп исчез бесследно.

Петербургский кинорежиссёр Виктор Правдюк, который снял о трагедии «красного адмирала» документальный фильм, обратился несколько лет назад к прежнему минист­ру обороны РФ Родионову (здание училища по-прежнему принадлежит военным) с просьбой снять паркет, чтобы проверить эту страшную гипотезу, но тот не разрешил…

Чего же так опасался всемогущий тогда Троцкий? Почему спешил уничтожить первого «красного адмирала»? В точности об этом мы уже никогда не узнаем. Можем только догадываться, что в портфеле, с которым Щастный приехал в Москву, были такие документы, обнародования которых смертельно боялись большевики.

Источник: Русское агентство новостей
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Platonov
Почетный форумчанин
Сообщения: 1453
Зарегистрирован: 08 июн 2012, 18:34
Воинское звание: старший матрос
Откуда: г. Ростов-на-Дону

Re: Личности, оставившие след в истории ВМФ!

Сообщение Platonov »

А я еще обижался, что в новом сериале о Чапаеве Лев Троцкий показан хамом и безграмотным клоуном. После трагедии с А.М.Щастным, он еще и порядочная сволочь.
Только ради справедливости необходимо отметить, что бытует мнение о Британском лоббизме Троцкого. Не потому - ли Северный флот был безропотно сдан Антанте?
С уважением, ст. матрос ДКБФ Григорий Платонов.
Аватара пользователя
Сергей Ташкент
Почетный форумчанин
Сообщения: 2402
Зарегистрирован: 16 сен 2011, 10:35
Реальное имя: Джалол
Воинское звание: ст 2 ст
Откуда: Ташкент
Контактная информация:

Зиновий Петрович Рожественский

Сообщение Сергей Ташкент »

Сегодня день рождение Зиновий Петровича Рожественского, вице адмирала, командующего 2 Русской Тихоокеанской эскадры...
Изображение
Мнения о З.П. Рожественском разноречивы. С одной стороны, это грамотный моряк, умная голова, храбрый человек, кавалер десяти российских и иностранных орденов и медалей, который вопреки трудностям благополучно довел эскадру до Цусимы. С другой стороны, самодурство, доходившее до оскорбления подчиненных командиров кораблей и младших флагманов, судя по впечатлениям и воспоминаниям участников похода. Очевидно, жесткий характер вице-адмирала стал еще более жестким, когда порученная ему задача оказалась невыполнимой. Чем ближе становился противник и меньше оставалось шансов на победу, тем более Рожественским овладевали приступы фатализма, готовности умереть, не посрамив чести. Из безнадежности вытекало и отсутствие единого, известного подчиненным плана действий, и замедленная передача командования. Скорее всего, и другие флагманы в подобной ситуации вряд ли могли бы управлять сражением. Во всяком случае, и личность Рожественского, и его роль в Цусиме еще не полностью изучены и ждут своего исследователя.

Зиновий Петрович Рожественский родился 17 марта 1848 г. С детства он почувствовал влечение к морской службе, и семнадцатилетним юношей поступил в Морские артиллерийские классы, и совершил первое практическое плавание. В 1870 г. по окончании Морского училища его произвели в мичманы, а через три года он закончил курс Артиллерийской академии. Полученные там знания пригодились во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Лейтенант З.П. Рожественский участвовал во многих боевых походах и столкновениях с противником, в частности, в знаменитом бое парохода активной обороны «Веста» с броненосцем «Фетхи-Буленд». Воинская доблесть молодого офицера была отмечена орденами св.Георгия 4-й степени и св. Владимира 4-й степени с мечами; ему присвоили звание капитан-лейтенанта.
С 1890 г. Зиновий Петрович последовательно командовал клиперами (с 1892 г. крейсерами 2 ранга) «Наездник» и «Крейсер», канонерской лодкой «Грозящий», крейсером I ранга «Владимир Мономах», броненосцем береговой обороны «Первенец». Позже его назначили начальником учебно-артиллерийского отряда, а затем артиллерийского отряда Балтийского флота, где ему удалось значительно продвинуть вперед артиллерийское дело в нашем флоте. Это обратило на себя внимание Николая II, и З.П. Рожественского зачислили в царскую свиту. Командуя различными кораблями и соединениями, Зиновий Петрович зарекомендовал себя знатоком морского дела, строгим и требовательным начальником — для него не существовало слово «невозможно».
В 1903 г. контр-адмирала З.П. Рожественского назначили начальником Главного морского штаба с правами товарища (заместителя) управляющего Морским министерством. Он постоянно ратовал за создание крупного броненосного флота и поддерживал идею достижения победы в морской войне путем разгрома противника в генеральном сражении. Начавшаяся война с Японией вызвала энергичную деятельность адмирала по усилению военно-морских сил. Репутация опытного деятельного моряка с железной силой воли во многом повлияла на решение о назначении З.П. Рожественского в апреле 1905 г. командующим Второй эскадрой флота Тихого океана. Готовя ее к походу, адмирал узнал истинную цену этой армады и не тешил себя несбыточными надеждами на победу, но, верный долгу, как подметил близко знавший Рожественского автор знаменитой «Расплаты» капитан II ранга В. Семенов, никому не уступил бы чести быть первым в рядах людей, добровольно идущих к кровавому расчету. Получив известие о гибели в Порт-Артуре Первой эскадры, адмирал решил, что единственный шанс на успех — немедленное движение вперед и прорыв во Владивосток. Однако по воле Петербурга эскадра надолго застряла на Мадагаскаре. На кораблях начались усиленные учения, выходы в море для практической службы и маневрирования. Но каждый снаряд был на вес золота, и скрепя сердцем в одном из приказов адмирал писал: «...надо учиться не покладая рук. Мы не можем тратить много запасов для учебной стрельбы... Если Бог благословит встречей с неприятелем в бою, то надо беречь боевые запасы...»
Изображение
На палубе крейсера "Светлана". Император Николай II и адмирал З.П. Рожественский во время смотра корабля в Либаве.
Присланная из Петербурга директива гласила, что после гибели Первой эскадры на Вторую возлагается задача огромной важности: овладеть морем и отрезать армию противника от Японии; если же эскадра в нынешнем ее составе не может выполнить эту задачу, то ей в помощь будут высланы из Балтики все боеспособные корабли. Рожественский ответил, что с теми силами, которые находятся в его распоряжении, он не имеет надежды овладеть морем, что обещанное подкрепление приведет не к усилению эскадры, а лишь обременит ее и что единственный план, представляющийся ему возможным, — попытаться с лучшими силами прорваться во Владивосток и оттуда действовать на коммуникациях противника. Однако «подкрепление» в виде Третьей эскадры адмирала Небогатова все же было прислано, и, выйдя с такой обузой из бухты Камранг, вице-адмирал З.П. Рожественский лишился самой малой доли какой-либо надежды на успех.

В роковой день 14 мая 1905 г. после выхода из строя флагманского броненосца «Князь Суворов», когда пострадали почти все, находившиеся в боевой рубке, управление перенесли в защищенный пост. Несмотря на то, что Рожественский был ранен в голову, спину и правую руку (не считая ссадин от мелких осколков), он держался довольно бодро. Чтобы лучше наблюдать за ходом боя, адмирал направился в среднюю правую 6-дюймовую башню, но попавший в левую ногу осколок перебил главный нерв, и ступня оказалась парализованной. Командующего внесли в башню, уже поврежденную и не вращавшуюся. Иногда он поднимал голову и задавал вопросы о ходе боя, а потом опять сидел молча и понурившись. Краткие проблески сознания и вспышки энергии, перемежавшиеся с забытьём, озаряли его черное от копоти лицо, покрытое потеками запекшейся крови. Когда к борту искалеченного «Суворова» по собственной инициативе пристал «Буйный», артиллерийский прапорщик Курсель (впоследствии геройски погибший) потребовал передать адмирала на борт миноносца. Командующего с большим трудом, разорвав на нем мундир, вытащили из башни (ее дверь заклинило) и на руках спустили, почти сбросили на миноносец, что вызвало ликование среди оставшихся в живых моряков «Суворова». Однако общее состояние адмирала — упадок сил, забытье, перемежающееся бредом и краткими проблесками сознания, делали его неспособным к руководству уже агонизирующей эскадрой. Передавая командование Небогатову, адмирал непреклонно заявил: «Идти эскадрой! Владивосток! Курс NO 23°!» Но судьба распорядилась иначе: беспомощного адмирала, пересаженного на миноносец «Бедовый» вместе с некоторыми чинами его штаба, захватили на сдавшемся корабле японцы.

В Сасебо Рожественскому сделали операцию, удалив кусок кости, застрявший в пробитом черепе. В начале сентября пленных доставили в Киото и разместили в храме. В беседах с офицерами адмирал часто говорил о необходимости коренной реорганизации морского ведомства и улучшения боевой подготовки личного состава. Он высказал мысль, что война на многое раскрыла глаза, и не использовать доставшийся столь дорогой ценой опыт будет сознательным преступлением.

После заключения мира бывшие военнопленные возвращались на Родину. 3 ноября 1905 г. на пароходе Добровольного флота «Воронеж» Рожественский вышел из Осаки и через десять дней прибыл во Владивосток. Все, кто с ним здесь встречался, исполнились надеждой, что адмирал, во всей полноте переживший крестный путь эскадры от Либавы до Цусимы и чудом спасенный, возродит Российский флот. Даже бывший главнокомандующий вооруженными силами на Дальнем Востоке генерал А.Н. Куропаткин при личной встрече заявил, что «опять на вас вся надежда в том, что приедете, скажете правду, всю правду... если послушают...» На пути в Петербург сотни и тысячи людей на станциях и полустанках восторженно приветствовали адмирала, встречая и провожая громовым «ура» его поезд; пролитая за Отечество кровь и тяжелые раны сделали его в глазах соотечественников мучеником и национальным героем. «Сила не взяла да Бог счастья не дал!» — с горечью отвечал им Рожественский, тронутый таким сердечным приемом простых людей.

Но в столице адмирала ожидал более чем холодный прием. Когда выяснилось, что он собирается камня на камне не оставить от пославших эскадру на гибель чиновников, считавших морское ведомство своей «жалованной вотчиной», против него сложилась мощная коалиция врагов. Они приложили все усилия, чтобы подготовленные Рожественским отчеты о походе и бое не были опубликованы; в то же время газеты изобиловали небылицами о сражении. Противникам адмирала нужно было во что бы то ни стало сохранить в общественном сознании ту картину боя, которую наспех сконструировали кабинетные стратеги по скоропалительным сообщениям западных корреспондентов. С походом эскадры и с именем Рожественского была тесно связана надежда России на победу, и Цусимский разгром отрицательно сказался на репутации адмирала в глазах общественности. Труды многих публицистов ясно показали, что вину за Цусимское поражение невозможно всецело приписывать одному Рожественскому, тем не менее адмирал, чувствовавший себя виноватым, вышел в отставку и просил его судить, чтобы облегчить свои нравственные страдания. Всю вину за цусимскую катастрофу бывший командующий взял на себя, однако суд его оправдал как тяжело раненного в бою.

С 1906 г. адмирал посвятил себя общественной работе в составе «Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования. В частности, именно его следует считать крестным отцом будущего знаменитого «Новика», поскольку Зиновий Петрович открыл «зеленую улицу» финансированию его постройки. Однако отлучение адмирала от активной службы неуклонно подтачивало его душевные и физические силы. Оказалось пророческим предсказание доктора, лечившего в плену адмирала: «Если в Петербурге пустят к делу — оживет... Сдадут в архив — не выдержит». Продолжительное время адмирал болел, а в 1908 г. телеграфные агентства даже ошибочно сообщили о его смерти за границей. Новый 1909 год Зиновий Петрович встретил в кругу своей семьи и друзей. Он жил в доме №8 по Эртелеву переулку (ныне ул.Чехова) и чувствовал себя довольно бодрым. Проводив гостей, адмирал в третьем часу ночи на пороге своей комнаты упал и скончался, сраженный сердечным приступом. Через два дня состоялось отпевание в Адмиралтейском соборе св. Спиридония и погребение на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры; последний долг адмиралу отдали высшие чины Морского министерства.

Личность адмирала З.П. Рожественского, его служба, беспримерный переход на Дальний Восток и Цусимский бой — достояние нашей и мировой истории.
КСФ,Крейсер "Александр Невский", Бч-5, ЭТД, НКСТ.86-89.
Изображение
Platonov
Почетный форумчанин
Сообщения: 1453
Зарегистрирован: 08 июн 2012, 18:34
Воинское звание: старший матрос
Откуда: г. Ростов-на-Дону

Re: Личности, оставившие след в истории ВМФ!

Сообщение Platonov »

Все, что положительно сказано о Рождественском, требует проверки. Новиков-Прибой и Пикуль показали его виновным в Цусимской трагедии. Понятно, стратегия действий была согласно циркуляров Правительства. НО он показал себя и никудышным тактиком. Японцы издевались как могли над нашей эскадрой. Даже будучи в плену, он и там сделал все, чтобы скрыть действительные причины поражения Российского флота.
С уважением, ст. матрос ДКБФ Григорий Платонов.
Константин Бабин
Почетный форумчанин
Сообщения: 1084
Зарегистрирован: 28 окт 2012, 06:46
Реальное имя: Константин
Воинское звание: ст.2ст.
Откуда: Карелия, Петрозаводск

Re: Личности, оставившие след в истории ВМФ!

Сообщение Константин Бабин »

Platonov писал(а): Все, что положительно сказано о Рождественском, требует проверки
Я, НИКАКОЙ историк, но предполагаю что, бедолага , адмирал, был поставлен своим правительством в условия июня и дальнейших месяцев 1941 года. А мы сейчас гадаем:- был ли Жуков героем или мясником!?
Ответить

Вернуться в «История флота»