Линкор "Новороссийск"

Новости и информация о катастрофах и авариях на воде
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8619
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Линкор "Новороссийск"

Сообщение Schultz »

Альбина, если вы скачаете фильм на мейл.ру или еще куда-нибудь, то можно будет его смотреть прямо оттуда и закачивать ничего не надо будет. Есть еще такой сервис: www.yousendit.com Заходите туда и осылаете фильм оттуда. Можно на свой адрес. Ссылка там будет храниться неделю. Эту ссылку можно выложить здесь, а мы подумаем, как лучше поступить с этим фильмом. А какая у вас скорость И-нета?
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8619
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Линкор "Новороссийск"

Сообщение Schultz »

Нашел в сети фотографии памятников погибшим на линкоре "Новороссийск".

Памятник морякам крейсера "Кутузов", погибшим при выполнении воинского долга на линкоре "Новороссийск.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8619
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Линкор "Новороссийск"

Сообщение Schultz »

Сам линкор "Новороссийск", ex-Gulio Cesare.

Мемориал на Братском кладбище в Севастополе в виде фигуры скорбящего матроса.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8619
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Линкор "Новороссийск"

Сообщение Schultz »

Надгробие на Кладбище коммунаров.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Аватара пользователя
2rikin
Сообщения: 41
Зарегистрирован: 11 сен 2009, 20:43
Откуда: Новороссийск
Контактная информация:

Re: Линкор "Новороссийск"

Сообщение 2rikin »

Прошу прощения, за вторжение, по Линкору Новороссийск на Википедии есть немного материала...
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0% ... E%D1%80%29

Сам про трагедию тоже читал, давненько, но в памяти тоже четко отложилось, что это была диверсия...

Немного с Википедии
Мнение Юрия Лепехова, инженера-лейтенанта линкора «Новороссийск»

Юрий Лепехов является участником передачи (а точнее, «захвата силой») корабля от итальянской стороны к советской. В своей версии, изложенной в телепроекте «Искатели», он полагает, что причиной взрыва послужили немецкие магнитные подводные мины (одна, может две). Но при этом, из-за характера разрушений корпуса линкора (корабль был пробит взрывом насквозь, причём пробоина в днище не совпадает с пробоиной на палубе), полагает, что взрыв мины вызвал детонацию заряда, который был заложен на корабле итальянцами ещё до его передачи советской стороне.

Лепехов утверждает, что когда во время приёмки, он и другие участники комиссии осматривали корабль, то уткнулись в глухую переборку в носовой части линкора. В переборке ранее были 3 т. н. «хлорных выреза», но в момент осмотра комиссией они были аккуратно заварены. Тогда этому не придали значения, но теперь Лепехов полагает, что за этой переборкой находился мощный заряд взрывчатого вещества. Данный заряд должен был быть приведён в действие через какое-то время после передачи корабля, но по каким-то причинам этого не произошло. Зато уже в 1955 именно этот заряд, по злому и нелепому (детонация от мины) совпадению, послужил основной причиной гибели корабля.
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8619
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Линкор "Новороссийск"

Сообщение Schultz »

Прошли памятные мероприятия, посвященные 54-й годовщине гибели линкора ЧФ "Новороссийск"
26.10.09. Севастополь. Мероприятия, в которых приняли участие более 100 человек, в том числе ветераны линкора, возглавляемые Юрием Лепиховым, родные и близкие погибших моряков из многих городов Украины, России и Беларуси, представители местных органов власти, командования Черноморского флота России, военный оркестр, подразделения почетного караула ЧФ РФ, общественность, начались с возложения цветов к мемориальной доске на госпитальном причале. Сразу же после этого с катера на воду на месте гибели линкора были спущены венки от Нахимовской районной госадминистрации, ЧФ РФ, руководства Дома Москвы в Севастополе.
Изображение
В этот же день на Братском кладбище, где захоронено большинство погибших моряков корабля, состоялись траурный митинг с отданием воинских почестей и возложение венков и цветов к подножию обелиска погибшим. Перед памятными мероприятиями благочинным Севастопольского округа протоиереем Сергием Халюта, в сослужении духовенства, была отслужена лития по погибшим.

По данным Совета ветеранов линкора, документально установлены имена 611 погибших, а всего на линкоре в момент взрыва ночью 29 октября 1955 года, когда корабль был отшвартован в Севастопольской бухте, находилось 1576 человек.
С соответствии с выводами Госкомиссии, работавшей сразу после трагических событий, причиной взрыва была немецкая мина времен Великой Отечественной войны, которая была зацеплена кораблем во время постановки на якорь. В то же время, и по сегодняшний день существуют предположения о минной диверсии (якобы в свое время в одном из отсеков корабля, доставшегося СССР от Италии по контрибуции, был заложен диверсионный заряд), а также о диверсии с применением боевых пловцов.
Линкор «Новороссийск» взорвался 54 года тому назад. Тогда по официальной версии погибли 657 человек, находившихся на борту корабля. Подлинные причины трагедии до сих пор не установлены.
Изображение
До передачи Советскому Союзу в 1949 году в качестве трофея линкор «Новороссийск» имел название «Джулио Чезаре» («Юлий Цезарь») и был флагманом итальянских ВМС. Загадочный взрыв, который сделал в днище дыру в 156 квадратных метров, произошёл в Севастопольской бухте 29 октября в 1час 30 минут ночи, когда более полутора тысяч матросов, кроме тех, кто был на вахте, спали. Несколько десятков моряков погибли сразу, а другие еще два с половиной часа боролись за живучесть линкора, пока он не перевернулся. На четвертый день после трагедии правительственная комиссия признала, что взрыв возник от немецкой мины времен войны. Установлено, что мины такого типа были выставлены немцами в 1944 году при уходе из Севастополя в его бухтах. Но к 1955 году источники электропитания вытраленных донных мин оказывались разряженными, а взрыватели почти у всех - неработоспособными, поэтому в выводах комиссии не исключалась и возможность диверсии.
Дело в том, что накануне передачи линкора Советскому Союзу на Апеннинах открыто звучали призывы не допустить того, чтобы гордость итальянского флота оказалась под советским флагом, вплоть до его потопления. После войны полулегально продолжал существовать отряд итальянских подводных диверсантов из знаменитой «Децима МАС» - 10-й флотилии штурмовых средств, которой командовал «черный князь» Валерио Боргезе. Во время войны флотилия базировалась в портах Крыма, и диверсанты хорошо знали акваторию Севастополя.
Кроме того, как свидетельствуют рассекреченные разведывательные сводки штаба Черноморского флота, именно в конце октября в акватории Черного моря находилось несколько итальянских торговых судов, которые к 29 октября дружно покинули его пределы, а князь Боргезе вскоре после подрыва «Новороссийска» срочно переселился в Испанию под опеку генерала Франко. В то же время зарубежная пресса сообщала, что за выполнение некоего специального задания высшими военными наградами была отмечена анонимная группа итальянских военнослужащих.
Источник: Сайт Севастопольского благочиния
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8619
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Линкор "Новороссийск"

Сообщение Schultz »

Сегодня исполнилось 56 лет со дня гибели линкора "Новороссийск". Вечная память погибшим морякам.
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Аватара пользователя
drakon
Почетный форумчанин
Сообщения: 2233
Зарегистрирован: 20 янв 2006, 15:02
Реальное имя: Александр Тимофеевич
Воинское звание: Капитан 2-го ранга
Откуда: СССР
Контактная информация:

Re: Линкор "Новороссийск"

Сообщение drakon »

Shultz писал(а):...56 лет со дня гибели линкора "Новороссийск". Вечная память погибшим морякам.
+ 1 :(
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8619
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Линкор "Новороссийск"

Сообщение Schultz »

Отслужена панихида по погибшим на линкоре "Новороссийск"
30 октября по окончании Божественной литургии в Свято-Никольском храме была отслужена лития по погибшим на линкоре "Новороссийск". В этот день помянуть своих товарищей пришли представители ветеранских организаций, воины-черноморцы, родственники погибших моряков. Богослужение возглавил настоятель Свято-Никольского храма протоиерей Георгий Поляков.
Гибель линейного корабля "Новороссийск" даже спустя почти полвека остается, пожалуй, самой трагической страницей в летописи отечественного флота. Тогда, 29 октября 1955 года, более 600 военных моряков погибло, а около 200 было ранено и покалечено. Только в 90-х годах их имена появились на двух ранее безымянных братских могилах.
А засекреченному наградному списку был дан ход лишь в 1999 году - согласно указу президента России. 716 моряков были награждены орденом Мужества, причем более 600 - посмертно. Но и этот документ, вышедший почему-то под грифом "Для служебного пользования", не поставил точку в трагической истории линкора...
Вечером 28 октября 1955 года "Новороссийск" вернулся с моря и занял место у бочек N 3, в полумиле от Графской пристани, где обычно проходили все праздничные мероприятия. Но швартовка прошла нештатно: корабль, управляемый не очень опытным старпомом, проскочил носовую "бочку" на добрую половину корпуса. Выравнивание отложили до утра (впоследствии это обстоятельство сыграет весьма важную роль). Тогда никто даже допустить не мог, что с линкором, ошвартованным в глубине прекрасно защищенной Севастопольской бухты, может хоть что-то произойти. После швартовки на "Новороссийске" началась обычная жизнь по корабельному расписанию. Было разрешено увольнение на берег. Вместе с большинством офицеров на берег сошел и исполняющий обязанности командира старпом - капитан 2-го ранга Хуршудов. Среди оставшихся на борту офицеров преобладали лейтенанты и старлеи.
В 1 час 30 минут, едва вахтенный на юте пробил положенные три склянки, в носовой части "Новороссийска" прогремел оглушительной силы взрыв. Как потом выяснилось, он был такой мощности, что пробил насквозь многопалубный бронированный корпус линкора. В громадную (150 квадратных метров) пробоину хлынули потоки забортной воды, перемешанные с мазутом и кровью. Разрушения пришлись на самую заселенную часть корабля - сразу же погибли 150-175 человек. Но если бы взрыв задел один из артпогребов, на воздух взлетели бы еще и пять крейсеров, стоявших рядом.
Начались борьба за живучесть и подготовка к буксировке линкора на отмель. Драма развивалась на виду у всего Севастополя, отмечавшего столетие первой обороны 1854-1855 годов (вручать орден Красного Знамени Севастополю прибыли председатель Президиума Верховного Совета СССР Климент Ворошилов и отдыхавший под Ялтой Никита Хрущев) и готовившегося к 7 Ноября. Прибывший на гибнущий корабль командующий Черноморским флотом вице-адмирал Виктор Пархоменко приостановил начатую буксировку. И это было роковое решение. Адмирал то и дело требовал докладов о состоянии корабля, а линкор тем временем уходил под воду. Запоздалое приказание Пархоменко о возобновлении буксировки оказалось бессмысленным: носовая часть корабля уже осела на грунт. Не сразу удалось уговорить адмирала и на эвакуацию не занятых в спасательных работах моряков - к этому моменту их на юте скопилось до тысячи человек.
Когда решение об эвакуации наконец приняли, крен корабля начал стремительно нарастать. Плотные шеренги моряков, построившихся на юте в ожидании баркасов, стали скатываться за борт - в темноту. На них, калеча и убивая, полетели сорвавшиеся со своих штатных мест зенитные установки и механизмы. В 4 часа 14 минут линкор лег на левый борт и через мгновение опрокинулся вверх килем. В этот момент из-под стальной махины вырвался тысячеголосый крик ужаса. Во внутренних помещениях перевернутого линкора остались люди, которых можно было бы еще спасти: отчаянный стук из недр огромного корпуса нарастал, сливаясь в сплошную дробь. Но и этот шанс не был использован.

Изображение

Севастопольское благочиние
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Аватара пользователя
Сергей Ташкент
Почетный форумчанин
Сообщения: 2402
Зарегистрирован: 16 сен 2011, 10:35
Реальное имя: Джалол
Воинское звание: ст 2 ст
Откуда: Ташкент
Контактная информация:

Re: Линкор "Новороссийск"

Сообщение Сергей Ташкент »

Да страшная трагедия! Я тоже интересовался гибелью линкора, версий много , источников тоже, делал для себя выписку, к сожалению источник не помню!

29 октября в 01:31 по московскому времени под корпусом корабля с правого борта в носу раздался мощный взрыв. По оценкам специалистов, его сила была эквивалентна взрыву 1000-1200 килограммов тринитротолуола. С правого борта в подводной части корпуса образовалась пробоина площадью более 150 квадратных метров, а с левого борта и вдоль киля - вмятина со стрелкой прогиба от 2-х до 3-х метров. Общая площадь повреждений подводной части корпуса составляла около 340 квадратных метров на участке длиной 22 метра. В образовавшуюся пробоину хлынула забортная вода, и через 3 минуты возник дифферент в 3-4 градуса и крен в 1-2 градуса на правый борт.

В 01:40 о случившемся сообщили командующему флотом. К 02:00, когда крен на правый борт достиг 1,5 градуса, начальник оперативного управления флота капитан 1 ранга Овчаров приказал "буксировать корабль на мелкое место", и подошедшие буксиры развернули его кормой к берегу.

К этому времени на линкор прибыли командующий Черноморским флотом вице-адмирал В.А.Пархоменко, начальник штаба флота вице-адмирал С.Е.Чурсин, член Военного Совета вице-адмирал Н.М.Кулаков, исполняющий обязанности командующего эскадрой контр-адмирал Н.И.Никольский, начальник штаба эскадры контр-адмирал А.И.Зубков, командир дивизии крейсеров контр-адмирал С.М.Лобов, начальник Политуправления флота контр-адмирал Б.Т. Калачев и еще 28 старших офицеров штаба.

В 02:32 обнаружился крен на левый борт. К 03:30 на палубе выстроилось около 800 ничем не занятых моряков, у борта линкора стояли спасательные суда. Никольский предложил перевести на них матросов, но получил категорический отказ Пархоменко. В 03:50 крен на левый борт достиг 10-12 градусов, при этом буксиры продолжали тянуть линкор влево. Спустя 10 минут крен возрос до 17 градусов, тогда как критическими были 20. Никольский вновь попросил у Пархоменко и Кулакова разрешения эвакуировать незанятых борьбой за живучесть моряков и опять получил отказ.

"Новороссийск" стал опрокидываться кверху днищем. Несколько десятков человек успели перебраться в шлюпки и на соседние корабли, но сотни моряков посыпались с палубы в воду. Многие остались внутри гибнущего линкора. Как потом объяснял адмирал Пархоменко, он "не счел возможным заблаговременно приказать личному составу оставить корабль, так как до последних минут надеялся, что корабль будет спасен, и не было мысли, что он погибнет". Эта надежда стоила жизни сотням людей, которые, упав в воду, были накрыты корпусом линкора.

К 04:14 "Новороссийск", принявший более 7 тысяч тонн воды, накренился до роковых 20 градусов, качнулся вправо, столь же неожиданно повалился влево и лег на борт. В таком положении он оставался несколько часов, уперевшись в твердый грунт мачтами. В 22:00 29 октября корпус полностью исчез под водой.

Всего при катастрофе погибло 609 человек, включая аварийные партии с других кораблей эскадры. Непосредственно в результате взрыва и затопления носовых отсеков погибли от 50 до 100 человек. Остальные погибли при опрокидывании линкора и после него. Своевременной эвакуации личного состава организовано не было. Большинство моряков остались внутри корпуса. Часть из них длительное время держались в воздушных подушках отсеков, но спасти удалось лишь девять человек: семь вышли через прорезанную в кормовой части днища горловину спустя пять часов после опрокидывания, и еще двух вывели через 50 часов водолазы. По воспоминаниям водолазов, замурованные и обреченные на смерть моряки пели "Варяга". Только к 1 ноября водолазы перестали слышать стуки.

Летом 1956 года экспедиция особого назначения "ЭОН-35" приступила к подъему линкора методом продувания. Подготовка к подъему была полностью завершена к концу апреля 1957 года. Генеральную продувку начали с утра 4 мая и в тот же день завершили подъем. Корабль всплыл кверху килем 4 мая 1957 года, а 14 мая его отвели в Казачью бухту, где и перевернули. При подъеме корабля вывалилась третья башня главного калибра, которую пришлось поднимать отдельно. Корабль был разобран на металл и передан на завод "Запорожсталь".
Вечная память героям!!!!!!!!
КСФ,Крейсер "Александр Невский", Бч-5, ЭТД, НКСТ.86-89.
Изображение
Аватара пользователя
Сергей Ташкент
Почетный форумчанин
Сообщения: 2402
Зарегистрирован: 16 сен 2011, 10:35
Реальное имя: Джалол
Воинское звание: ст 2 ст
Откуда: Ташкент
Контактная информация:

Знаменательные и памятные даты в истории флота России и СССР

Сообщение Сергей Ташкент »

«…Стоят перед нами, словно живые,
Электрики, трюмные и вестовые,
Грузины, евреи и белорусы,
Удмурты, татары и древние руссы.
Стоят офицеры их боевые,
Красивые, сильные и молодые..."
29 октября 1955 года в Северной бухте Севастополя затонул флагман черноморской эскадры советского военно-морского флота линкор "Новороссийск". Погибли более 600 моряков. Согласно официальной версии, под днищем корабля взорвалась старая донная немецкая мина. Но существуют и другие версии, неофициальные, но очень популярные - якобы ответственность за гибель "Новороссийска" несут итальянские, английские и даже советские диверсанты.
Изображение

...вечная память морякам!


http://linkor-novorossiysk.ru/
КСФ,Крейсер "Александр Невский", Бч-5, ЭТД, НКСТ.86-89.
Изображение
Аватара пользователя
Александр
Глобальный модератор
Глобальный модератор
Сообщения: 1125
Зарегистрирован: 05 сен 2012, 14:18
Реальное имя: Александр
Воинское звание: Ст2ст
Откуда: ПСКР "Стрелец".
Контактная информация:

Re: Знаменательные и памятные даты в истории флота России и

Сообщение Александр »

А я и не знал за трагедию на линкоре "Новороссийск" Светлая память погибшим морякам ! Про диверсантов спорно на мой взгляд, СССР, Италию или Англию бы растоптал бы за это, наверно, за такие деяния.
Нам нужны такие корабли на море,
Чтобы мы могли с любой волной поспорить.
Нужен нам маяк и нужен нам локатор,
А ещё нужны нам верные ребята..
.
Platonov
Почетный форумчанин
Сообщения: 1453
Зарегистрирован: 08 июн 2012, 18:34
Воинское звание: старший матрос
Откуда: г. Ростов-на-Дону

Re: Линкор "Новороссийск"

Сообщение Platonov »

Итальянский пловец признался в подрыве линкора в Севастополе

Ветеран итальянского подразделения боевых пловцов «Гамма» Уго Д’Эспозито признал, что итальянские военные причастны к затоплению советского линкора «Новороссийск». Об этом пишет 4Arts.
По словам Уго Д’Эспозито, итальянцы не хотели, чтобы корабль достался «русским», поэтому позаботились о том, чтобы его затопить.
Ранее версия о том, что «Новороссийск» затонул в результате диверсии, организованной итальянцами, не была официально подтверждена.

«Новороссийск», изначально носивший имя «Джулио Чезаре», был построен в Италии в 1911 году. Он вошел в состав Королевского итальянского флота. Вооружение составили орудия калибра 305, 120 и 76 миллиметров. Водоизмещение корабля составило 25 тысяч тонн.
«Джулио Чезаре» был задействован в сражениях Первой и Второй мировых войн. После окончания Второй мировой войны достался Советскому Союзу в счет репараций. Передача корабля состоялась в начале 1949 года. Он был включен в состав Черноморского флота и получил новое имя «Новороссийск».

«Новороссийск» затонул 29 октября 1955 года (когда находился в бухте Севастополя), после мощного взрыва, произошедшего под корпусом корабля. В результате погибли более 600 моряков. Затонувший корабль позднее был поднят со дна и разобран на металл.
После гибели «Новороссийска» выдвигались различные объяснения возможной диверсии (по одной из них, взрывчатка якобы была спрятана в корпусе корабля уже в момент его передачи Советскому Союзу).

В середине 2000-х годов журнал «Итоги», опубликовав материал на эту тему, поместил в нем рассказ некоего офицера-подводника Николо, якобы причастного к диверсии. По его словам, операцию организовал бывший командир подводных диверсантов Валерио Боргезе, после передачи корабля поклявшийся «отомстить русским и взорвать его во что бы то ни стало». Диверсионная группа, как утверждал источник, прибыла на мини-подлодке, которую в свою очередь, тайно доставил грузовой пароход, прибывший из Италии. Итальянцы, как писало издание, оборудовали тайную базу в районе севастопольской бухты Омега, заминировали линкор, а затем вышли на подлодке в открытое море и дождались, чтобы их забрал «свой» пароход.

Lenta.ru 21 августа 2013, среда, 21:04
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
С уважением, ст. матрос ДКБФ Григорий Платонов.
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8619
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Линкор "Новороссийск"

Сообщение Schultz »

Вчера был день памяти о погибших на линкоре "Новороссийск". Всем морякам, погибшим в той трагедии, вечная память.

=======================
29 октября исполняется 58-я годовщина со дня трагической гибели в Севастопольской бухте линкора «Новороссийск». Накануне этой трагической даты в Севастопольской Морской библиотеке состоялась презентация книги «Линкор «Новороссийск». Исследование корабельного офицера».
Автором этой книги является капитан 1 ранга в отставке Октябрь Петрович Бар-Бирюков. К сожалению, несколько лет назад он ушел из жизни, однако свою рукопись Октябрь Петрович все-таки сумел опубликовать в одном из московских издательств. Однако вышедшая книга автора не удовлетворила: издатели настояли на «купированном» варианте публикации.

Поэтому О. Бар-Бирюков планировал переиздать свой труд. Случилось так, что его замысел воплотил директор по вопросам развития и маркетинга судоходной компании «Укрферри» Роман Моргенштерн, помогавший автору. Являясь другом семьи Бар-Бирюкова, Роман Соломонович выступил и спонсором, и издателем, подготовившим обновленную концепцию книги, которая значительно расширена и дополнена материалами, связанными с гибелью линкора.

В ходе встречи в Морской библиотеке, на которую пришли ветераны «Новороссийска» (на сегодняшний день их в Севастополе проживает 16 человек), члены Военно-научного общества ЧФ, любители флотской истории, представители общественности, Роман Моргенштерн рассказал о работе автора, важности вопроса сохранения памяти о моряках. Им были вручены экземпляры книги, вышедшие в хорошем полиграфическом исполнении, Морской библиотеке, а также ветеранам-«новороссийцам». Было объявлено о том, что экземпляры книги, вышедшей в одесском издательстве «Оптимум», будут доставлены в Севастополь для распространения.

На встрече слово было предоставлено «новороссийцам», ветеранам флота, дочери погибшего на «Новороссийске» исполнявшего обязанности командира БЧ-5 капитана 3 ранга Ефима Матусевича Светлане. Необходимо отметить, что, увы, уже ушедшая из жизни вдова офицера Ольга Васильевна много сделала для увековечивания памяти погибших моряков, собрала большой материал. Ее архивом при подготовке книги к печати и воспользовался издатель.

Необходимо отметить, что в труде О. Бар-Бирюкова, в новом издании его книги активно используются материалы, собранные и обработанные севастопольцами, в т.ч. большим подвижником, исследователем, в течение двадцати лет возглавлявшим совет ветеранов линкора «Новороссийск», капитаном 1 ранга в отставке Юрием Георгиевичем Лепеховым. Сам Ю. Лепехов издал книжку «Морские были, морские мили…», в которой он рассказал о своей службе на «Новороссийске», о своих боевых друзьях, о большой работе по увековечению памяти погибших.

Благодаря Юрию Георгиевичу и Ольге Васильевне Матусевич многие материалы флотскими журналистами были переведены в электронный вид. Результатом этой работы стал выход специального выпуска альманаха «Маринист» «Новороссийск»: трагедия и подвиг. 1955–2005», претерпевшего два издания. Именно его материалы – а это сотни фотографий – были использованы в вышедшей в Одессе книги.

На презентации речь шла о гибели «Новороссийска», о моряках, об их мужестве и стойкости, об уроках, которые были извлечены из этой трагедии. Они по-прежнему актуальны. Речь также шла и о том, как правда о трагедии и подвиге доносилась до наших соотечественников, ведь, отдавая должное сделанному О. Бар-Бирюковым, все-таки необходимо отметить: он был далеко не первым в устранении «белых пятен», связанных с замалчиванием произошедшего в Севастополе 29 октября 1955 года.

Первым в 1988 году страницы этой трагической истории приоткрыл флотский писатель-маринист Николай Черкашин. Затем о гибели линкора написал исследователь Борис Каржавин, выпустивший две книги. Высокую оценку получили книги уважаемого в стране и за рубежом авторитетнейшего специалиста спасательного дела Николая Петровича Муру.

Писали о трагедии «Новороссийска» и другие авторы. Они заслуживают уважения и памяти, т.к. многие из них также уже ушли из жизни. Как и те люди, кто, преодолев все препятствия, сумел добиться признания подвига «новороссийцев», которые (большинство, конечно, посмертно) были удостоены награждения российскими орденами. Среди этих подвижников – Юрий Георгиевич Лепехов, Роберт Львович Микиртумов, Леонид Иосифович Бакши и другие ветераны, а также работники флотских кадровых органов. Особые слова благодарности – выпускнику Бакинского «подгота» в то время премьер-министру России Евгению Максимовичу Примакову, откликнувшемуся на обращения флотской общественности.

В минувшее воскресенье, 27 октября, в Севастополе и на флоте память «новороссийцев» почтили проведением уже ставшего традиционным ритуала. И ветераны, и представители современного поколения черноморцев, воздав должное погибшим морякам, продемонстрировали: трагедия «Новороссийска» по-прежнему многому учит нас. Произошедшее не забывается и не должно быть забыто. Потому наверняка исследования, связанные с трагедией, будут продолжены, а значит, будут написаны и новые книги. Кстати, Роман Моргенштерн в ходе прошедшей в Морской библиотеке презентации сказал о том, что изданная им книга вскоре выйдет большим тиражом (сейчас – 300 экземпляров), а в перспективе она будет дополнена новыми материалами.

Крымское эхо
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Аватара пользователя
drakon
Почетный форумчанин
Сообщения: 2233
Зарегистрирован: 20 янв 2006, 15:02
Реальное имя: Александр Тимофеевич
Воинское звание: Капитан 2-го ранга
Откуда: СССР
Контактная информация:

Re: Знаменательные и памятные даты в истории флота России и

Сообщение drakon »

Александр писал(а):...Про диверсантов спорно на мой взгляд, СССР, Италию .... бы растоптал бы за это...
Да, "растоптал" бы, если бы жив был Сталин. Итальянцы при его жизни и не смели начать осуществлять давно задуманное.... А вот спустя всего 2 года (оптимальный срок для подготовки такой серьёзной операции) после смерти Сталина, успешно осуществили свою варварскую акцию.
Ответить

Вернуться в «Катастрофы на море»