Аварии на ядерных реакторах ПЛ ПЛ

Новости и информация о катастрофах и авариях на воде
Ответить
Аватара пользователя
drakon
Почетный форумчанин
Сообщения: 2233
Зарегистрирован: 20 янв 2006, 15:02
Реальное имя: Александр Тимофеевич
Воинское звание: Капитан 2-го ранга
Откуда: СССР
Контактная информация:

Аварии на ядерных реакторах ПЛ ПЛ

Сообщение drakon »

В прошлой жизни форума я уже об этом рассказывал, думаю, в назидание потомкам, не грех и повторить... :cry:
Аватара пользователя
Кацо
Сообщения: 253
Зарегистрирован: 20 янв 2006, 11:26
Откуда: Калининград
Контактная информация:

Сообщение Кацо »

Ну, что ж уважаемый drakon, опыт великое дело, тем паче такой...кому то он жизнь ломает, а кто то становится драконом... :!:
Александр
Нас предали и продали
http://www.mamut.com/homepages/Norway/1 ... det182.htm
http://murm.vaenga.net
Аватара пользователя
drakon
Почетный форумчанин
Сообщения: 2233
Зарегистрирован: 20 янв 2006, 15:02
Реальное имя: Александр Тимофеевич
Воинское звание: Капитан 2-го ранга
Откуда: СССР
Контактная информация:

Сообщение drakon »

Кацо писал(а):....а кто то становится драконом... :!:
Я много об этом размышлял и пришел к выводу, что существенное значение в судьбе человека имеют его астральные характеристики (кто, "под какой звездой" родился). Лично я родился в год Дракона (очень живучий знак, многочисленные встречи со "старушкой с косой" начались у меня еще с дошкольного возроста), а у кого-то судьба иная.... :cry:
Аватара пользователя
Кацо
Сообщения: 253
Зарегистрирован: 20 янв 2006, 11:26
Откуда: Калининград
Контактная информация:

Сообщение Кацо »

Я, если не ошибаюсь, в год белой лошади, бывало всякое, смерти видел, и не одну, и снимали и пытались наградить, но в целом жизнью не обижен...и сыновья...и дом...и дерево...грех жаловаться.
Кстати по ссылочкам Вашим сходил, ознакомился и решил...в дискуссии не вступать...пока. Серьезные темы, серьезные мысли требуют отдачи и глубины мышления, и времени. А я сейчас запустил свой сайт, он еще не отработан, все по ходу исправляется, настраивается, тем более, что сам не обладаю глубокими познаниями в этом вопросе, мучаюсь с ним, как с дитем даже сюда больше двух недель не заходил, времени катострофически не хватает...
Александр
Нас предали и продали
http://www.mamut.com/homepages/Norway/1 ... det182.htm
http://murm.vaenga.net
Аватара пользователя
drakon
Почетный форумчанин
Сообщения: 2233
Зарегистрирован: 20 янв 2006, 15:02
Реальное имя: Александр Тимофеевич
Воинское звание: Капитан 2-го ранга
Откуда: СССР
Контактная информация:

Сообщение drakon »

Кацо писал(а):Я, если не ошибаюсь, в год белой лошади.....
На счет "белой" , я не в курсе, Лошадей (как и всех прочих годовых знаков) различаю пять видов (по стихиям годов): "металл", "вода, "дерево", "огонь", "земля" . Например, Ленин родился в год металлической Лошади, выделялся очень высокой работоспособностью..., на то она и Лошадь. :wink:
бпп
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:33

Сообщение бпп »

38 лет назад (1968) в Тихом океане во время боевого патрулирования затонула советская дизельная подводная лодка К-129; по разным данным, погибли от 98 до 105 моряков
Советская дизельная подводная лодка К-129 (бортовой номер 574) Тихоокеанского флота затонула 8 марта 1968 года в Тихом океане в 350 милях севернее Гавайских островов на пятиметровой глубине во время боевого патрулирования (при невыясненных обстоятельствах, есть предположение, что гибель К-129 произошла в результате непреднамеренного столкновения с американской ПЛ "Swordfish" типа "Skate"). Советский подводный ракетоносец вышел на боевую службу 24 февраля 1968 года из Авачинской бухты. По одним данным, погибли 98, по другим - 105 моряков: офицеров, мичманов, старшин и матросов. Командир корабля - капитан первого ранга Владимир Кобзарь. Летом 1974 года ЦРУ США и Пентагон осуществили подъем части подводной лодки и останков шести советских моряков, находившихся в этой части. Останки подводников были погребены американцами в Тихом океане согласно церемониалу ВМФ СССР. В 1993 году киноматериал о погребении советских подводников был передан российской стороне. В 1995 году при проведении торжеств, посвященных 50-летию окончания второй мировой войны, группа кораблей Тихоокеанского флота совершила заход в точку гибели экипажа К-129 и отдала воинские почести погибшим подводникам. Одна из улиц гарнизона - микрорайона Рыбачий - названа именем командира ракетоносца Владимира Кобзаря. 28 июля 1996 года, в день Военно-Морского Флота, в Рыбачьем были открыты памятные мемориальные плиты, на которые занесены фамилии подводников экипажей подводных лодок К-129 и К-429, погибших при выполнении боевых задач (АПЛ К-429 затонула 24 июня 1983 года, погибли 16 подводников). В начале 1998 года главнокомандующий ВМФ РФ В.Куроедов обратился к Президенту РФ с ходатайством о награждении экипажа подлодки. Президент России наградил членов экипажа подводной лодки «К-129» (декабрь 1998 года) орденом Мужества. Причина катастрофы осталась неизвестной.
бпп
бпп
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:33

Сообщение бпп »

Без грифа "секретно"Без грифа “Секретно
Авария в ночи морских глубин
Капитан 2 ранга Владимир Симаков, командир атомного подводного ракетоносца (проект 658), прощался со своим кораблем.Заканчивался срок его службы на этой подводной лодке. Такой день и час приходят неотвратимо. И вроде бы знаешь это, я на душе непонятная тоска, и ноги как будто приросли к палубе, и тянет, тянет Владимир время, чтобы еще найти предлог куда-то сходить, кому-то пожать руку, с кем-то обняться.Что такое атомная подлодка? Машина - соединение металла, приборов и механизмов. Но если все это согрето твоим сердцем, если несколько лет она была и твоим домом, и местом службы, если ты каждый день заботился о ней и думал о ней - ох,
как трудно вот так просто повернуться и уйти. Да еще с этим экипажем, на этом атомном корабле пережито такое...
ЛОДКА МЕДЛЕННО уходила в ночь морской глубины. Вооруженный ракетами с ядерными боеголовками, атомоход взял курс на Атлантику. Патрулировать предстояло у побережья США. В повышенной готовности к пуску ракет по получению условного сигнала. По какой цели - никто в экипаже не знал.Перед отплытием командир, старпом и замполит получили запечатанные пакеты особой важности. В трех таких пакетах был код разблокировки, разделенный на три части.
На пакете указывался сигнал, по получении которого следовало вскрыть секретный конверт. Схема была такова: командир лодки получает условный сигнал, играет боевую тревогу, вызывает держателей остальных двух пакетов и командира БЧ-2... Потом пакеты отменят, но тогда, в июне 1964-го...
Тысячи миль отсчитал корабельный лаг. Лодка все время находилась под водой. Всплывали в определенные часы на перископную глубину, чтобы установить связь с базой. Работали только на прием, выйти в эфир разрешалось лишь в случае аварии или иной критической ситуации.В один из дней в турбинном отсеке зафиксировали повышение уровня радиации. Командир приказал проверить все отсеки и принять меры предосторожности. Вскоре
выяснилось, что и в остальных кормовых отсеках содержание радиоактивного газа превышает предельно допустимое. Сомнений не было: авария реактора, а точнее - течь в парогенераторах первого контура. Позже окажется, что потекли 12 камер ПГ в семи секциях. Объявили зоны строгого режима. Командир, старпом и начальник
химической службы по несколько раз в сутки "заглядывали во все закутки" подводного ракетоносца. Вахтенные отсеков каждые полчаса докладывали радиационную обстановку.
Командир нервничал, хмурился, решая про себя сложнейшую задачу из высшей человеческой арифметики: докладывать об аварии или нет? Он понимал свою ответственность. Понимал и то, что экипажу предстоит поединок со все возрастающей опасностью. От людей требовалась такая же отвага, как в бою. А потому и медлил.
Все “текущие” камеры удалось выявить. Однако отсечь их не представлялось возможным из-за необходимости обеспечить ход лодки в подводном положении. И без этого тревожная ситуация усугублялась тем, что интенсивность течей возрастала. В
турбинном отсеке, несмотря на использование системы снятия давления, концентрация радиоактивных газов и аэрозолей увеличивалась. Людей из турбинного перевели в кормовые отсеки. Это только кажется, что там, в подводной ночи, при постоянном подводном освещении, привычных запахах, в тесных помещениях, где монотонно гудят бесчисленные преобразователи, механизмы, щелкают реле, где каждый день тебя окружают одни и те же люди, работа настолько проста и однообразна, что убивает человека. Нет, день не равен дню. Меняются вахты, меняются условия, и эта переменчивость в жизни океана требует от каждого матроса
и офицера выкладываться полностью, чтобы он мог приобрести мастерство и чтобы за это мастерство его ценили.На борту лодки 132 человека. Авария случилась в начале боевой службы. Возвращаться на базу? Инструкция оправдывала такое решение. Но это означало и
снятие с патрулирования. Командир подводного корабля капитан 2 ранга Борис Громов знал, что лодок 658-го проекта мало. Гнать кого-то на смену? Требуется время. И немалое. Командир медлил. Офицеры лодки одобряли эту медлительность, поскольку каждый оценивал ситуацию не с личных позиций, а с профессиональной логики подводника.Все усилия по локализации радиоактивности в турбинном отсеке не давали результата. Несмотря на подпор воздуха в смежных отсеках, радиационный газ по линии вала последовательно проникал в кормовые отсеки. Что можно еще сделать? Технически - ничего. Разве что расхолаживать реактор. Но пока это происходило
бы, парогенераторы все равно продолжали бы течь. Паника? Ее не было. Такое может показаться странным: опасность очевидна, умом ее
понимаешь, а нервы вроде бы не воспринимают. Это не пожар, когда видишь пламя и ждешь взрыва. Нет запахов, нет “ощутимых” признаков беды. Думали о другом: срывается выполнение боевой задачи. Есть у подводников своя заповедь: в ночи морских глубин или все побеждают, или все погибают. Тогда они победили.
Часто вспоминалась учеба в 0бнинске, на секретных “стендах”. Дабы соблюсти конспирацию, им выдали форму “эмвэдэшников”. Однажды в перерыве столпились у бочки с пивом. А тут проходит “шпак”, высокий, плечистый.“Мужики, разрешите вне очереди?” - говорит. Толпа неодобрительно загудела, и он стал в конец. Когда собрались в классе, входит начальство и тот самый “шпак”. Его
представляют: “Академик Анатолий Петрович Александров”. Имя известное, даже более того. Тишина в классе, смущение, прошла команда “Товарищи офицеры!”, а все стоят. “Случается, отцы-командиры, обиды не держу”, - улыбнулся академик-атомщик, кавалер трех Золотых Звезд.Более тридцати суток лодка находилась в аварийном состоянии. В назначенный день и час всплыли в той самой “точке”, где погрузились. На лодку прибыли конструкторы, представители заводов, началось дотошное выяснение все "что" и
"почему". Экипажу намекнули: до завершения работы комиссии никаких разговоров о случившемся не должно быть. Затем аварию реактора упрятали за гриф “Секретно”.Шли годы, события того лета стали отходить на другой план, уступая место новым
походам, ближним и дальним, простым и не очень. И на этом другом плане одни события тушевались, теряя свою остроту и правдоподобность, иные же как бы приобретали реальные черты, утраченные в спешке будней, и становились зримыми.
ЭТУ ИСТОРИЮ мне поведал капитан 1 ранга Симаков. Рассказал, как принял потом под командование эту же лодку, водил ее на боевую службу. В военной печати, в том числе и в “Красной звезде”, не раз называлась фамилия командира отличного подводного ракетоносца, лучшего корабля ВМФ (было такое звание и даже приз переходящий). Потом была служба в Главном штабе, а когда пришел срок, уволился в
запас,Да, годы берут свое. Здоровьечко не то: служба в подплаве не проходит бесследно, прихваченные “дозы” тоже. Попробовал капитан 1 ранга похлопотать о льготах, положенных ему по постановлению Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1992 года и приказу министра обороны РФ № 148 от 19 марта 1993-го (об участии в ликвидации радиационных аварий или их последствий на атомных подводных лодках ВМФ), но не смог пробить бюрократические заслоны. Бросил было эту затею. И тут случайно узнал, что в списки “ветеранов подразделений особого риска” попали те, кто и во сне не видел подобных аварий. И снова кольнуло сердце моряка. Как
тогда, когда прощался с ракетоносцем.
Михаил РЕБРОВ, “Красная звезда”.
Copyright © "Русское оружие"
бпп
Аватара пользователя
drakon
Почетный форумчанин
Сообщения: 2233
Зарегистрирован: 20 янв 2006, 15:02
Реальное имя: Александр Тимофеевич
Воинское звание: Капитан 2-го ранга
Откуда: СССР
Контактная информация:

Сообщение drakon »

бпп писал(а):.....случайно узнал, что в списки “ветеранов подразделений особого риска” попали те, кто и во сне не видел подобных аварий.....
....как говорил Пушкин устами Сальери, "нет правды на земле, но правды нет и выше". :evil: :evil:
Аватара пользователя
drakon
Почетный форумчанин
Сообщения: 2233
Зарегистрирован: 20 янв 2006, 15:02
Реальное имя: Александр Тимофеевич
Воинское звание: Капитан 2-го ранга
Откуда: СССР
Контактная информация:

Сообщение drakon »

бпп писал(а):........ Летом 1974 года ЦРУ США и Пентагон осуществили подъем части подводной лодки.......
Именно тем летом я, молодой лейтенант, прибыл служить на эту базу подводных лодок, где впервые и прочитал имя Кобзаря на домах улицы его имени. Жилье дали в Лахтажном - это название поселка с морской карты, а Рыбачий - это общепринятое в разговоре название "заимствованное" у небольшого поселочка (на снимке из космоса, немножечко не влез в кадр), куда причаливает паром из областного центра. Соответственно и настоящий Рыбачий, людская молва «переименовала» (нельзя же иметь два поселка с одинаковыми названиями) и все стали его называть - Тарья, заимствовав имя у ближайшей горы, которая получила такое название из-за знатного в ней захоронения известного французского командора, получившего смертельное ранение в знаменитом бою за Петропавловск-Камчатский в 1854 году.

P.S. нашел пару любопытных ссылок про К-129... :(
http://www.konkurent.ru/list-rubrica.ph ... indiv=2617

http://www.astrol.ru/K-129.htm
Последний раз редактировалось drakon 20 мар 2006, 00:12, всего редактировалось 4 раза.
YamatoRu
Сообщения: 58
Зарегистрирован: 26 янв 2006, 19:52

Сообщение YamatoRu »

Насчет второй статьи - как у нас любят все задним числом объяснять!! Что ни случись а астрологи уже тут как тут, объясняют, что вот Марс был не там и Плутон не взашел правильно...И Чернобыль так, и Курск, и ... всё что угодно. Правда, если к ним когда-либо прислушиваются и ничего не происходит то тут нельзя точно сказать из-за них или нет, но всё же народ жаждет славы...
П-602297
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 14 фев 2007, 15:46
Откуда: г. Москва

Сообщение П-602297 »

4 июля принято вспоминать о трагедии на подводной лодке "К-19", произошедшей в 1961 году. Экипажу субмарины удалось тогда предотвратить ядерный взрыв на борту АПЛ и, как его возможное последствие, третью мировую войну. Ни один из моряков - на "К-19" в тот момент находилось 139 членов экипажа - не получил государственной награды, а семьи погибших остались без поддержки. Почти 30 лет об этой аварии вообще никто не знал, оставшиеся в живых моряки были связаны обязательствами о неразглашении военной тайны. А в этом году всех моряков-очевидцев две неправительственные организации - Фонд Горбачева и Федерация мира и согласия - выдвинули на Нобелевскую премию мира за 2006 год. Но премией мира не награждают посмертно, и она также не может быть вручена целой группе, а потому каждый из оставшихся в живых 48 моряков будет выдвинут на соискание ее по отдельности.

АПЛ "К-19" (проект N 658М, тип "Отель") вошла в историю как первая подлодка советского флота, на которой произошла авария, связанная с ядерным реактором. Несмотря на строжайший гриф "совершенно секретно", абсолютно скрыть случившееся было невозможно, и за дурную репутацию моряки между собой называли ее "Хиросимой" или "лодкой Судного дня". Официально только 16 лет назад, в 1990 году, стало известно, что 4 июля 1961 года во время учений "Полярный круг" на подлодке "К-19" под командованием капитана 1-го ранга Николая Затеева, следовавшей в район Северной Атлантики, произошла разгерметизация корпуса и отказ системы охлаждения ядерного реактора. Ценой жизни восьми человек экипаж подлодки предотвратил атомный взрыв, который мог повлечь за собой мировую экологическую катастрофу и начало ядерной войны.

По восстановленной хронике событий, рано утром 4 июля 1961 года в 4 часа 15 минут раскаленный пар пробил трубку одного из датчиков давления. В результате падения уровня воды заклинило оба насоса, обеспечивающих циркуляцию теплоносителя, и произошел запредельный разогрев активной зоны реактора. Из-за особенностей его конструкции отключить поврежденный участок было невозможно.

И без того тяжелая аварийная ситуация усугублялась политической составляющей. В 1961 году, в разгар Карибского кризиса, мир находился на грани войны, и атомные подводные лодки США и СССР несли постоянное боевое дежурство "в глубинах мирового океана". В частности, советская лодка "К-19" в момент аварии находилась в Норвежском море в непосредственной близости от острова Яй-Майен, где располагалась база НАТО. Взрыв мог быть расценен как военная провокация со стороны СССР, как попытка нанести ядерный удар по побережью Северной Америки. В этом случае ответ со стороны Америки и НАТО был бы неминуем. В данном контексте сослагательное наклонение, которого так не любят историки, имеет реалии вполне прогнозируемого прошлого - с неумолимой гонкой вооружений по обе стороны "железного занавеса".

Субмарина "К-19" и ее командир Николай Затеев целых два часа балансировали на грани ставшей вдруг реальной третьей мировой войны. Сто двадцать минут потребовалось экипажу для монтирования нештатной системы охлаждения атомного реактора. За это время 8 человек получили огромные (от 5000 до 6000 бэр) дозы облучения, остальные надышались радиоактивных испарений, но температуру в реакторе удалось вывести на уровень, контролируемый приборами пульта управления. Еще через два часа у моряков начали проявляться признаки лучевой болезни. Спустя считанные дни после аварии умерло 8 членов экипажа АПЛ. Как отмечалось позднее, "работа выполнялась в условиях небывалого уровня лучевой и аэрозольной радиации".

Из-за поврежденной антенны главного передатчика Затеев не мог сообщить об аварии на базу. С помощью аварийного передатчика удалось связаться с двумя средними дизельными подводными лодками - "С-159" и "С-270", командиры которых на свой страх и риск сразу же вышли в район аварии. С подходом "С-159" удалось связаться со штабом флота, после чего к терпящей бедствие подлодке на спасательных судах и эсминцах вышли четыре медицинских группы усиления. Руководство лечебно-эвакуационными мероприятиями осуществлял начальник медицинской службы ВМФ генерал-майор Иванов. К концу суток 4 июля на подошедшую "С-270" перешли 65 моряков, а к концу вторых суток аварии Затеев эвакуировал остатки экипажа, так как дальнейшее нахождение на атомной лодке становилось крайне опасным. До 1990 года все, что произошло на подлодке, было строго засекречено. Об аварии не знали даже те, кто сменил экипаж Затеева на "К-19".

В 1963 году субмарина снова вышла в море, но ее преследовали как мелкие неприятности, так и крупные аварии. Например, в 1969 году при входе в Белое море подлодка столкнулась с американской субмариной "Гэтоу" и еле дошла до базы. 24 февраля 1972 года на подлодке, возвращавшейся из боевого похода в Северной Атлантике, начался пожар. Он возник в девятом отсеке, но вскоре перекинулся на восьмой и десятый. Причиной пожара стал лопнувший трубопровод гидравлики. Моряки, которые находились в центральной и носовой части лодки, не пропустили огонь в реакторный отсек, но жертв избежать не удалось - погибли 28 человек.

Через полгода после ремонта на борту "К-19" вновь вспыхнул пожар - от работы дизеля воспламенились сверхнормативные запасы горюче-смазочных материалов и краски, вывезенные с судоремонтного завода и припрятанные в ограждении рубки. На этот раз обошлось без жертв. Рассказывают, что, наблюдая за входящим в гавань дымящимся атомоходом, окруженным пожарными судами и буксирами, моряки на пирсе понимающе переглядывались: "Хиросима вернулась".

К 1978 году лодку снова отремонтировали и, сняв с нее все стратегическое вооружение, переименовали в "БС-19" (Большая лодка Связи). В 1982 году во время стрельб произошло новое несчастье: торпедой был пробит корпус лодки. Экипаж, как и субмарину, спасло то, что она находилась на глубине всего нескольких метров. В начале 1990-х годов лодку полностью исключили из состава Северного флота и отправили в Видяево. Там с нее сняли реактор, а корпус поставили к одному из резервных причалов в очередь на утилизацию. Свой морской век она закончила в разделочном доке в 2003 году. Командир подлодки Николай Затеев умер в 1998 году.

Во вторник, спустя 45 лет после предотвращения ядерной трагедии, в Москве на Кузьминском кладбище открыли памятник погибшим морякам, а в Свято-Никольском монастыре отслужили памятный молебен. Программа памятных мероприятий завершится вечером в Доме кино, где героям похода 1961 года вручат памятные медали и знаки. Пройдет также презентация книги "К-19. События, документы, архивы воспоминания".

8 человек, которые спасли мир от ядерного взрыва

- Капитан-лейтенант Юрий Повстьев

- лейтенант Борис Корчилов

- главный старшина

Борис Рыжиков

- старшина 1 статьи Юрий Ордочкин

- старшина 2 статьи Евгений Кашенков

- матрос Семен Пеньков

- матрос Николай Савкин

- матрос Валерий Харитонов
Liora
Глобальный модератор
Глобальный модератор
Сообщения: 937
Зарегистрирован: 18 фев 2007, 23:06
Откуда: оттуда..)

Сообщение Liora »

теперь я понимаю что именно об этом был снят фильм "К-19 "
с Г.Фордом в гл роли?
Умная женщина никогда не накричит на мужчину-приказы отдаются тихо , спокойно и в ясной форме.
vatar
Почетный форумчанин
Сообщения: 966
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 18:31
Откуда: Latvija

Сообщение vatar »

Именно об этом,про 1961-й год.
С добрым словом и пистолетом можно добиться большего,чем просто добрым словом...
sever46
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 22:11

Re: Аварии на ядерных реакторах ПЛ ПЛ

Сообщение sever46 »

http://vnmazurenko.blogspot.com/

Беломорские Новости Помолитесь за подводников… 24 мая – трагический день для подводного флота России. В этот день 40 лет тому назад на атомной субмарине первого поколения «К-27» произошла страшная ядерная авария, в результате которой весь экипаж, первый и второй его составы — всего 44 человека — получили повышенные дозы радиоактивного облучения… «К-27» была шестой по счету среди первого поколения подводных атомоходов и первой в СССР и в мире по своей уникальности. Уникальность проекта состояла в ядерном реакторе, который работал на жидкометаллическом теплоносителе. Жидкометаллический теплоноситель был в 50-х годах и остается сегодня чудом и загадкой в науке и технологии. АПЛ «К-27» оказалась фактически самым рискованным экспериментом, который приоткрыл путь к решению этой проблемы, но, увы, только приоткрыл… «К-27»: сделано в Северодвинске Официальная церемония закладки «К-27» состоялась на северодвинском заводе №402 15 июня 1958 года. Первоначально намечалось сдать лодку флоту уже в конце 1960 года, но из-за технических причин сроки срывались. На 6-10 месяцев задерживались поставки ряда механизмов, которые дорабатывали прямо по ходу строительства лодки. Поставка оборудования атомной энергетической установки была завершена лишь в начале 1962 года. В результате официальный спуск на воду опытной атомной лодки «К-27» состоялся лишь 1 апреля 1962 года. Летом 1963 года АПЛ под командованием капитана 1 ранга И.И. Гуляева вышла в море на испытания. Для сокращения сроков сдачи заводские, ходовые и государственные испытания были совмещены. В результате 30 октября 1963 года Правительственная комиссия подписала приемный акт опытной атомной подводной лодки «К-27» проекта 645, рекомендовала применение АЭУ со сплавом свинец-висмут на АПЛ новых проектов, а в качестве ближайшего шага предложила организовать длительный автономный поход «К-27» с целью «более глубокого изучения эксплуатационных качеств лодки и ее АЭУ». Нужно заметить, что только в период сдаточных испытаний без особых осложнений «К-27» прошла за 528 ходовых часов 5760 миль (в 1,5 раза больше, чем К-3), из них 3370 миль (59%) в подводном положении. За успешное выполнение работ в 1964 г. главному конструктору АПЛ А.К. Назарову в составе группы создателей корабля и его атомной энергетической установки была присуждена Ленинская премия. После сдачи «К-27» вступила в состав Северного флота и перешла к месту своего постоянного базирования в Гремиху. Взлеты и падения «К-27» Свой ратный путь «К-27» и ее экипаж начали в 1963 году, и за пять лет до ядерной катастрофы совершили два уникальных боевых похода – в южную Атлантику и в Средиземное море. В первом испытательном походе экипаж подлодки под командованием Ивана Гуляева установил мировой рекорд непрерывного пребывания под водой – 52 суток без всплытия. Именно эта легендарная субмарина первой из советских атомоходов совершила плавание в Средиземное море, «подвинув», таким образом, Шестой флот США. Однако в этом походе не обошлось без неприятностей: произошла первая серьезная авария на реакторе. Подобная история повторилась и в 1965 году во время похода в Средиземное море, который продолжался уже 60 суток. Но, несмотря на цепь реакторных аварий, осенью 1967 года экипаж готовился к третьему походу. Подводники должны были пойти на очередной рекорд: обогнуть под водой земной шар без всплытия на поверхность. Главная задача — испытание жидкометаллического реактора при длительном походе и разных температурах мирового океана. Но этому уже не суждено было сбыться. В октябре 1967 года произошла новая авария на ядерном реакторе — с контура вылился свинец, и экипажу опять пришлось вручную, зубилом и молотком, выдалбливать его. Командование дивизии не прислушалось к предупреждениям моряков-подводников о том, что нельзя с таким ненадежным ядерным реактором выходить в море, да еще в сверхпоход вокруг земного шара. Это стало концом не только истории «К-27», но и поставило жирный крест на спецпроекте советских АПЛ с жидкометаллическими ядерными реакторами… 24 мая 1968 в 11.35 на атомоходе «К-27» произошла самая страшная ядерная авария. «Тогда весь экипаж, первый и второй его составы — 144 человека – переоблучились, — рассказал в интервью ИА «Росбалт» командир реакторного отсека Владислав Домбровский. — Мы спасали ситуацию на пределе человеческих возможностей. Пятеро моряков получили смертельные дозы и умерли в страшных муках в госпитале. А после ядерной аварии – уже на гражданке – ушли из жизни десятки подводников. Из всех членов экипажа сегодня в живых осталась половина, многие признаны инвалидами». Средний возраст умерших подводников составил 50 лет…. Задачи выполнены. Финал трагичен… В начале июня 1968 года корабль обследовала специальная комиссия, которая пришла в выводу о необходимости проведения расхолаживания реакторов и замораживания сплава в реакторах обоих бортов. По существу, это был смертельный приговор АПЛ «К-27»: после замораживания сплава ввести реакторы в действие становилось практически невозможным. Но комиссия пошла на этот вынужденный шаг из-за тяжелой радиационной обстановки, сохранявшейся на корабле. Какое-то время конструкторы и моряки еще рассматривали различные варианты возвращения АПЛ в строй. Изучалась возможность использования АПЛ «К-27» с одним восстановленным реактором правого борта, вариант вырезки аварийного отсека и замены жидкометаллической паропроизводящей установки водо-водяными установками. Но в этот период на флот уже начали поступать более современные АПЛ второго поколения, и дорогостоящая операция восстановления АРЛ «К-27» была признана нецелесообразной. Выведенная из состава флота АПЛ «К-27» почти 13 лет находилась в отстое, ожидая своей участи. Проблема заключалась в том, что не было берегового могильника, способного принять для захоронения столь крупногабаритный объект как реакторный отсек АПЛ. Кроме того, работам по утилизации АПЛ препятствовала сложная радиационная обстановка в реакторном отсеке АПЛ и значительное количество радиоактивных элементов, вынесенных из реактора. В апреле 1980 года было решено провести консервацию реакторного отсека и затем затопить АПЛ «К-27» в отдаленном районе у восточного побережья Новой Земли. Несомненно, это было не лучшее, но вынужденное решение. Аналогичным образом вы этот период поступали и другие страны. В мае 1981 года АПЛ поставили в док предприятия «Звёздочка». Полости оборудования ППУ и ее трубопроводы были заполнены специальным составом, который после затвердевания предотвращал вымывание и выход из реактора радиоактивных материалов. Свободные объемы отсека и цистерну водо-свинцовой защиты заполнили битумом. Всего в отсек было залито около 270 т битума, который полностью закрыл реакторы. Этим достигалось полное исключение попадания воды к загрязненному оборудованию и последующего заражения окружающей среды в месте затопления.Консервация реакторного отсека позволила довести уровень проникающего излучения на поверхности легкого корпуса до фоновых значений. Для сохранения плавучести АПЛ во время буксировки через неспокойное Баренцово море 4 цистерны главного балласта заполнили вспененным полистиролом. Все операции были выполнены предприятием «Звёздочка» в течение лета, и вскоре АПЛ «К-27» отправилась в свой последний путь. Силами ВМФ она была отбуксирована в Карское море и осенью 1981 года затоплена у Новой Земли на глубине около 75 метров. Такова судьба АПЛ «К-27» проекта 645 — корабля, открывшего нашему флоту дорогу к использованию паропроизводящих установок с жидкометаллическим теплоносителем. Несмотря на короткую жизнь и трагический финал, эта АПЛ выполнила возлагающиеся на нее задачи опытного корабля. В отличие от американцев, не сумевших решить проблемы использования теплоносителя из щелочного металла, отечественная ППУ со сплавом свинец-висмут не только подтвердила свою работоспособность, но и доказала, что может успешно конкурировать по эксплуатационным качествам с водо-водяными установками. По материалам книг В.Н. Мазуренко История АПЛ «К-27» (http://world.lib.ru/m/mazurenko_w_n/indexvote.shtml)

http://vnmazurenko.blogspot.com/
Ответить

Вернуться в «Катастрофы на море»