K-278

Истории и судьбы советских и российских подводных лодок

K-278

Сообщение vatar » 06 апр 2007, 18:16

Завтра испоняется 18 лет со дня гибели лодки К-278.
В этот день моряки будут поминать братишек,погибших в тот день и во всех других авариях и катастрофах.

Атомная подводная лодка К-278 "Комсомолец" проекта 685 "Плавник" из состава 6-й дивизии 1-й флотилии Северного флота погибла 7 апреля 1989 года. В результате возникновения пожара в двух смежных отсеках были разрушены системы цистерн главного балласта, через которые произошло затопление лодки забортной водой. Дальнейшая оценка причин катастрофы в различных источниках значительно разнится - руководство ВМФ обвиняло в несовершенстве лодки конструкторов и судостроителей, последние, в свою очередь заявляли о неумелых и порой даже безграмотных действиях экипажа. Итак, 7 апреля 1989 года подводная лодка шла на глубине 380 метров со скоростью 8 узлов, когда около 11.00 в 7-м отсеке возник очаг пожара, истинная причина которого так и осталась не установлена. В 11.12 на К-278 была объявлена аварийная тревога, лодка начала всплывать ходом на глубину 50 метров. В силу ряда причин ликвидировать пожар подачей ЛОХ не удалось,огонь распространялся, в результате чего в зону пожара попали силовые электрические системы, из-за их повреждения на глубине 150 метров сработала аварийная защита паротурбинной установки и подводная лодка потеряла ход. Для дальнейшего всплытия была подана команда продуть группу ЦГБ, что в значительной мере послужило кульминационным моментом развития трагедии. Объективные данные говорят о том, что при выполнении этой команды произошёл разрыв трубопровода ВВД ЦГБ № 10, расположенной в 7 отсеке, в результате чего в отсек под высоким давлением начал поступать сжатый воздух, что привело к перерастанию локального пожара в объёмный. Из-за резкого возрастания давления воздух, смешанный с продуктами горения начал поступать в цистерну слива масла главной машины, расположенную в соседнем, 6 отсеке, избыточным давлением масло "обратным ходом" было выдавлено в отсек и распылено по оборудованию. Когда в 11.16 "Комсомолец" всплыл на поверхность, горели уже два отсека - 6 и 7-й, произошло задымление 2, 3 и 5-го отсеков, примерно в это же время происходит возгорание пульта в 3 отсеке и вспышка горючих газов в 5-м. Уже в надводном положении сработала аварийная защита ядерного реактора, произошло отключение основных электроцепей, питание перешло на аккумуляторную батарею. Была подана команда запустить аварийный дизель-генератор, которую экипаж выполнял в течении двух с лишним часов - также наглядный пример боеготовности личного состава. В 11 час 37 мин был первый раз передан сигнал об аварии. Однако из-за разрушения систем гидравлики в этот момент выдвижные устройства начали опускаться под собственным весом, возможно в этом заключается причина ненадёжности передачи аварийного сигнала - на берегу он был принят и расшифрован лишь после 8 раза, в 12 час 19 мин. Тем временем через разрушенный трубопровод горячий воздух из 7 отсека поступает в цистерну главного балласта № 10 правого борта, продувает её, что образует крен на левый борт. Не выяснив причину образования крена, его пытаются выровнять продуванием противоположных цистерн, что приводит к поступлению в горящие отсеки свежей порции воздуха под давлением. К этому моменту личный состав включен в шланговые дыхательные аппараты, в систему которых попадают продукты горения - личный состав начинает выходить из строя в результате отравления, организовывается работа аварийных партий по выносу пострадавших из отсеков. С опозданием подана команда переключиться в ИДА, однако в экипаже уже появились первые жертвы.В 12.39 к месту аварии вылетает патрульный Ил-38,а в 13 час 20 мин командование Северного флота передаёт координаты К-278 на плавбазу "Алексей Хлобыстов", которая выходит к месту аварии.В 14.40 Ил-38 установил визуальный контакт с "Комсомольцем". На лодке всё это время продолжались попытки устранить крен и осуществить разведку аварийных отсеков, тем временем началось поступление воды внутрь прочного корпуса 7 отсека, крен начал нереходить на правый борт, возрос дифферент на корму до 2 градусов.На лодке закончились запасы хладагента ЛОХ, воздуха высокого давления. К 16.30 ситуация начала стремительно обостряться и в 16 час 40 мин по кораблю был отдан приказ готовиться к эвакуации лодки, приготовить ВСК, покинуть отсеки. Личный состав начал отдавать спасательные плоты, однако ( опять таки, из-за незнания материальной части! ) удалось спустить на воду лишь один из них. В 17 час 08 мин К-278 с дифферентом на корму до 80 град стремительно затонула в точке с координатами 73 гр 43'17" СШ и 13 гр 15'51" ВД на глубине 1858 метров. В воде оказались 59 человек, пятеро, включая командира "Комсомольца", остались в ВСК, из них после всплытия камеры выжил лишь один человек. Внутри прочного корпуса остался капитан 3-го ранга Испенков, до последних минут обеспечивавший работу дизель-генератора. В 18.20 к месту аварии прибыл "Алексей Хлобыстов" и приступил к спасению людей. К этому моменту погибли от переохлаждения и утонули 16 человек, на борт "Хлобыстова" подняли 30 оставшихся в живых и 16 погибших моряков. Вот имена погибших в Норвежском море :




Аванесов О. Г. капитан 2-го ранга
Апанасевич И. О. ст. матрос

Бабанко В. И. капитан 2-го ранга
Бондарь С. С. мичман
Бродовский Ю. А. мичман
Буркулаков Т. А. капитан 1-го ранга
Бухникашвили Н. О. ст. матрос

Валявин М. Н. мичман
Ванин Е. А. капитан 1-го ранга
Вершило Е. Э. ст. матрос
Волков Н. А. капитан-лейтенант
Володин А. В. капитан 3-го ранга

Головченко С. П. старшина 2-й ст.
Грундуль А. А. матрос

Еленик М. А. мичман

Замогильный С. В. ст. мичман
Зимин В. В. лейтенант

Испенков А. М. капитан 3-го ранга

Капуста Ю. Ф. мичман
Ковалев Г. В. мичман
Колотилин В. В. мичман
Краснов С. Ю. матрос
Краснобаев А. В. мичман
Кулапин В. Б. матрос

Максимчук Ю. И. капитан 3-го ранга
Манякин С. П. капитан 3-го ранга
Марков С. Е. старший лейтенант
Михалев А. В. матрос
Молчанов И. А. лейтенант

Науменко Е. В. капитан-лейтенант
Нахалов С. В. мичман
Нежутин С. А. капитан-лейтенант

Смирнов М. А. капитан-лейтенант
Сперанский И. Л. капитан-лейтенант
Суханов В. И. мичман

Ткач В. В. ст. мичман
Ткачев В. Ф. матрос

Филиппов Р. К. матрос

Черников С. И. мичман

Шинкунас С. К. ст. матрос
Шостак А. А. лейтенант

Юдин В. А. капитан 3-го ранга
С добрым словом и пистолетом можно добиться большего,чем просто добрым словом...
Аватара пользователя
vatar
Почетный форумчанин
 
Сообщения: 966
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 19:31
Откуда: Latvija

Сообщение Секрет » 08 авг 2007, 11:13

После успешного погружения атомной пл "Комсомолец" на рекордную глубину ... http://www.facts.kiev.ua/
Секрет
 
Сообщения: 225
Зарегистрирован: 24 ноя 2006, 17:33

Сообщение drakon » 08 авг 2007, 13:11

Секрет писал(а):После успешного погружения атомной пл "Комсомолец" на рекордную глубину ... http://www.facts.kiev.ua/
Наверно, ссылку не ту вставили... :cry:
Аватара пользователя
drakon
Почетный форумчанин
 
Сообщения: 2105
Зарегистрирован: 20 янв 2006, 16:02
Откуда: СССР
Реальное имя: Александр Тимофеевич
Воинское звание: Капитан 2-го ранга

Сообщение Секрет » 08 авг 2007, 13:49

Исправил. Что-то с архивом. Статья на http://www.facts.kiev.ua/index.htm за 07.08.07 г.



"ПОСЛЕ УСПЕШНОГО ПОГРУЖЕНИЯ АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ "КОМСОМОЛЕЦ" НА РЕКОРДНУЮ ГЛУБИНУ 1000 МЕТРОВ ВСЕ ЖЕ НЕ ОБОШЛОСЬ БЕЗ КУРЬЕЗА: Я ВЫНУЖДЕН БЫЛ ПОСАДИТЬ ОДНОГО МИЧМАНА НА ТРОЕ СУТОК АРЕСТА В ГАЛЬЮН - ЗА ТО, ЧТО ОБЛОЖИЛ МАТОМ ОФИЦЕРА..."


Бывший командир крупнейшей в мире советской атомной подводной лодки "Тайфун", а ныне председатель Всеукраинской ассоциации ветеранов-подводников капитан первого ранга запаса Александр Кузьмин рассказывает некоторые подробности своего участия в выдающемся событии из истории мирового подводного флота, состоявшемся 4-5 августа 1985 года
Владимир ШУНЕВИЧ "ФАКТЫ"

"В те годы килограмм титана стоил, как бутылка хорошего коньяка"
- Александр Викторович, а начальник Главного управления боевой подготовки Военно-морского флота РФ, Герой России вице-адмирал Кузьмин часом не ваш родственник?

- Сережа - мой старший брат, тоже киевлянин. А любовь к морю передалась нам от отца, служившего на минных тральщиках, затем на дизельных, а потом первых атомных подводных лодках. Все мужчины в нашей семье служили на флоте. Я после окончания штурманского факультета Каспийского высшего военно-морского училища попал на Северный флот. Там, в Западной Лице, еще лейтенантом познакомился с Евгением Ваниным - будущим командиром второго экипажа "Комсомольца", погибшим потом вместе с лодкой. Нас объединяло то, что Женя - тоже киевлянин. В Киеве живут его брат и мама.

А Юра Зеленский, будущий командир первого экипажа "Комсомольца", был постарше нас, уже капитан-лейтенантом, помощником командира лодки Егора Томко - Героя Советского Союза. Я же служил штурманенком на атомоходе К-306. Наши экипажи жили в казарме на одном этаже. Зеленский попал в экипаж "Комсомольца" с начала его формирования. Эта лодка долго строилась.

Но к окончанию строительства и госиспытаний Зеленский стал ее командиром, и после того как он привел "Плавник" (так вначале называли лодку за форму руля глубины, напоминающую рыбий плавник) из Северодвинска к нам в Заполярье, наши корабли постоянно выходили в море в группе. Отрабатывали все виды звукоподводной связи на разных горизонтах глубин.

- В чем заключалась уникальность К-278?

- Эта лодка была единственным в мире кораблем такого класса, сделанным из титана и способным погружаться на километровую глубину. В Советском Союзе и раньше строились титановые подлодки.

Первую из них прозвали "Золотой рыбкой" - за дороговизну. Килограмм титана в 60-е годы стоил столько, сколько бутылка хорошего коньяка. Зато технологии сварки титана больше ни у кого в мире не было! Наша страна сделала серьезный технологический прорыв.

Чуть позже у нас появилась целая дивизия титановых лодок. Их особенность в том, что на них личного состава срочной службы совсем не было. Функции матросов исполняла автоматика. Эти субмарины так и называли - лодки-автоматы. Экипаж состоял из трех десятков офицеров и нескольких мичманов.

"Плавник" же, или "Комсомолец" был многоцелевой субмариной и первоначально замышлялся как лодка управления.

Перед началом подготовки вместе с командиром "Комсомольца" Юрием Зеленским обошли и внимательно ознакомились с кораблями. Затем наши экипажи совершили несколько подготовительных выходов в море, провели не одну тренировку на берегу.

Наша лодка маневрировала, скажем, на глубине 200 метров и при помощи гидроакустической аппаратуры держала связь с "Комсомольцем", осуществлявшим погружение поэтапно. Погрузились, допустим, на один горизонт - дается команда осмотреться в отсеках, проверить, как ведут себя корпус, оружие, бортовые системы, нет ли нигде признаков разгерметизации, течи.

Если все в порядке - лодка занимала следующий горизонт. В случае пропажи гидроакустической связи обменивались заранее согласованными звуковыми сигналами.

"Да и на глубинах более 200 метров у меня все время ломалась койка в каюте"
- Местом для погружения была выбрана впадина в Норвежском море, - продолжает Александр Кузьмин. - В этой впадине, кстати, впоследствии лодка и утонула. И дошли они, если память не изменяет, до глубины 1070 метров. Там снова все проверили, простреляли торпедные аппараты.

Затем набрали в седьмом отсеке забортной воды, и все участники погружения выпили ее кто сколько мог. Гадость, кстати, редкая. По возвращении оставшуюся воду разлили и запаяли в изготовленные питерцами колбочки в виде памятных медалей, вручили всем участникам испытаний.

- Кстати, произошедший впоследствии пожар начался именно в том же седьмом отсеке...

- Я во всякую мистику не очень верю. В штабе Северного флота внимательно отслеживали все этапы. На борту "Комсомольца" присутствовал командующий флотилией атомных подводных лодок вице-адмирал, Герой Советского Союза Евгений Чернов - опытнейший моряк и исследователь. А у меня на борту находился начальник штаба флотилии контр-адмирал Фалеев, тоже киевлянин. Около 40 процентов личного состава Северного флота составляли моряки - выходцы из Украины.

- Говорят, из-за сильнейшего обжатия гигантской массой воды диаметр корпуса лодки в некоторых местах уменьшился до полуметра...

- Деформации на солидных глубинах - привычное дело. Вон у меня в каюте уже на глубине 200 метров вечно койка разваливалась, и я был вынужден ее собирать. А что уж говорить о километре. Мичман из второго экипажа Виктор Слюсаренко рассказывал, что из-за деформации корпуса в некоторых местах лопались болты, которыми крепились к стене сейфы и ящики, они падали на пол.

- Как себя чувствовали члены экипажа "Комсомольца"? Все-таки не шутка...

- Служба - дело напряженное, требующее собранности, выдержки, не терпящее разгильдяйства. Не обходится, конечно, порой без эмоций. И если на "Комсомольце" все было нормально, то на моей лодке не обошлось без курьеза: я вынужден был посадить на трое суток под арест одного из мичманов. За то, что обложил матом моего помощника. Тот сделал ему замечание, а этот послал офицера!

Грубить нельзя никому. Тем более старшим по должности и званию. Вот я и написал приказ. Поскольку помещения для гауптвахты на корабле нет, арестованного пришлось посадить под замок в гальюне изолятора.

- А остальным членам экипажа что, трое суток из-за этого грубияна пришлось, извините, терпеть?

- Ну так гальюн же на такой огромной лодке, слава Богу, не один. Словом, повесили замок, вечером принесли сухарь и стакан бидистиллята - это, грубо говоря, дистиллированная вода в квадрате. Она выпаривается в опреснительной установке из морской, используется в качестве теплоносителя в ядерных реакторах. Совершенно чистая, безвредная, но и безвкусная. Чтобы превратить бидистиллят в питьевую воду, мы добавляли в него специальные соляные комплекты. Так что стакан бидистиллята иногда полезен для здоровья, чтобы промыть организм и мысли.

Арестованный мичман от такой пищи отказался. Мы решили: раз отказался - значит, не хочет. На флоте положено раз в сутки докладывать обстановку старшему на борту. А замполит лодки обязан был докладывать ему о "политморсосе" - политико-моральном состоянии экипажа. И вот, докладывая, это было уже на третий день ареста мичмана, замполит говорит: "Все нормально, мичман такой-то из-под ареста выйдет сегодня..."

У адмирала глаза на лоб полезли: какой мичман, какой арест?! "Командир посадил..." - "Как посадил?!" И меня дергает: "Командир, ты что тут это самое..." "Я командир, имею право принимать решение, - отвечаю. - Человек серьезно провинился, у меня не было возможности посадить его на берегу. Если вы не согласны - отмените мое решение..." А отменить решение командира лодки - это капут. Старший начальник потеряет лицо. В Корабельном уставе написано, что ни один находящийся на борту старший начальник не может вмешаться в действия командира без очень серьезных оснований. Разве что если кораблю грозит опасность или командир выбыл из строя, потерял способность командовать лодкой...

Это на гражданке каждый старший лезет в дела своего подчиненного. Ты его научи, как делать, а не лезь и не командуй, не подменяй собой. Иначе ты теряешь лицо как руководитель, и в твоей конторе будет бардак.

А на флоте каждый моряк знает, что если старший начальник отдал хотя бы одну команду вместо командира, значит, он вступил в управление кораблем и принял на себя всю полноту ответственности за его судьбу и экипажа. Фалеев, разумеется, не стал этого делать. "Ладно, - говорит, - давай-ка сюда этого мичмана на беседу..." И спрашивает мичмана: "Вы что же это себе позволяете, товарищ мичман?" "А я никого не оскорблял!" - смотрит тот ясными глазами на адмирала. "За что же вас посадил командир?" - "Правильно посадил..." "Я тебя спрашиваю: обзывал помощника командира?" - "Да Боже упаси, не обзывал!.." - "За что же тебя посадили?" - "Правильно посадили..."

После тридцати минут подобного диалога Фалеев не выдержал: "Да пошел ты к такой... Закройте его обратно!" Когда мы вернулись в базу, об этой истории вскоре узнала вся флотилия. А мичману-грубияну ее хватило на всю жизнь. Больше не хамил. Воспитательный эффект был достигнут.

...В 1989-м, когда "Комсомолец" погиб, я учился в Военно-морской академии в Ленинграде. Новость, конечно, огорошила. Ведь я хорошо знал большинство погибших! Вскоре приехал капитан первого ранга Вадим Терехин. У него в свое время я служил старпомом. И в районе Бермудских островов наша лодка во время несения боевой службы оборвала и намотала на винт кабель хваленой американской плавучей гидроакустической системы дальнего обнаружения подводных лодок, которую буксировал эсминец "Маклой", а нас засечь не смог. После этого нашу лодку прозвали "Бермудский комсомолец". Вадим привез в Питер хоронить тела погибших в холодной воде старпома Аванесова и лейтенанта Маркова.

Естественно, Вадим остановился у меня, я жил в комнатушке в общежитии. И вся наша академия принимала участие в похоронах, начиная с морга, кончая кладбищем. Я на своей машине мотался по городу, решая различные связанные с этим делом вопросы. Видел, что переживал весь Петербург. Да что там Петербург. Вся страна переживала.

По поводу причин гибели лодки до сих пор продолжается дискуссия. Но это уже другой разговор...
Секрет
 
Сообщения: 225
Зарегистрирован: 24 ноя 2006, 17:33

Re: K-278

Сообщение Сергей Ташкент » 07 апр 2012, 02:06

Изображение
23 года прошло с того рокового дня, когда произошла катастрофа на АПЛ К 278 "Комсомолец" . Много было сказано, написано, от себя добавлю что в 1989 году, проходил срочную службу на крейсере СФ "Александр Невский". Кажется 8 апреля (точно не помню) на крейсере прозвучал сигнал боевой тревоги, и снявшись с Североморского рейда, корабль вместе с крейсером "Киров" отправился к о. Медвежий, выполнять боевую задачу по охранению место катастрофы "Комсомольца".О катастрофе мы узнали позже, помню тогда многие получали тревожные телеграммы из дома, а ответные письма задерживались, родители беспокоились. Весть о гибели лодки всполошила всех! Позже прочитав списки погибших увидел фамилию товарища с которым служили в 3 роте ЭМШ Североморска, Вершило Е. Э. ст. матрос, тогда ярко вспомнилось его лицо, манеры, улыбка, не верилось что его уже нет! .....вечная память погибшем членам экипажа АПЛ "Комсомолец"!
Привожу ссылки об обследование затонувшей АПЛ "Комсомолец" силами ВМФ и о воспоминаниях выжившего члена АПЛ "Комсомолец" мичмана Виктор Слюсаренко.
http://grinda.info/008.htm
http://vnmazurenko.blogspot.com/2010/12 ... _3221.html
КСФ,Крейсер "Александр Невский", Бч-5, ЭТД, НКСТ.86-89.
Изображение
Аватара пользователя
Сергей Ташкент
Почетный форумчанин
 
Сообщения: 2303
Зарегистрирован: 16 сен 2011, 10:35
Откуда: Ташкент
Реальное имя: Джалол
Воинское звание: ст 2 ст


Вернуться в Подводные лодки

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron