100 лет со дня рождения А.И. Маринеско

Истории и судьбы советских и российских подводных лодок

100 лет со дня рождения А.И. Маринеско

Сообщение Platonov » 24 янв 2013, 17:23

http://www.flot.com/history/patriotwar/marinesko100an/

На этой неделе в день столетней годовщины со дня рождения Александра Маринеско в Санкт-Петербурге, Кронштадте, Калининграде и Одессе прошли мероприятия, посвященные памяти прославленного советского моряка – подводника.

. История донесла до нас мало фактов из предвоенной биографии Александра Ивановича. Знаем мы, что родом он из Одессы, куда в 1893 году сбежал из Румынии его отец. Матрос румынского королевского флота Иона Маринеску ударил офицера, за что по тем временам в Румынии полагалась смертная казнь. Сбежав из карцера с помощью друзей, Маринеску переплыл пограничный Дунай и впоследствии обосновался в Одессе. Иона Маринеску устроился работать в одесский порт, обрусел, окрестился в Ивана, окончание фамилии поменял на "о" и стал Иваном Алексеевичем Маринеско.
"И все биндюжники вставали, когда в пивную он входил"
Александр Иванович родился в г. Одессе в 1913г. В 13-летнем возрасте Маринеско уже плавал учеником матроса на судах Черноморского пароходства, окончил экстерном одесскую школу юнг и без экзаменов был зачислен в мореходный техникум.

Закончив его в мае 1933 года, получает диплом четвертого помощника капитана. Александр Маринеско поступил четвертым помощником на торговый пароход "Красный флот", к ноябрю того же года стал вторым помощником капитана. Об Александре Маринеско отзывались как о принципиальном и требовательном руководителе, и в то же время как о балагуре и "душе компании".
"Раскинулось море широко"
В ноябре 1933 года в 20-летнем возрасте Александра Маринеско призывают в Красную Армию. Благодаря диплому штурмана Александр Иванович попадает на высшие курсы командного состава Рабоче-крестьянского Красного Флота (РККФ). Там за год из юного помощника капитана делают штурманского офицера и назначают служить в подводный флот.
Служебная характеристика выпускника курсов комсостава РККФ, "помощника вахтенного командира" (такое звание было ему присвоено после выпуска) Александра Ивановича Маринеско:
"Свою специальность знает хорошо. Недостаточно дисциплинирован. Руководить личным составом может под постоянным руководством. Вывод: обратить внимание на повышение дисциплинированности".
По воспоминаниям сослуживцев того периода, он и не стремился стать настоящим кадровым военным, военная служба его тяготила, все мечты Александра Ивановича были о мостике торгового судна.

Лейтенант Маринеско отслужив год штурманом на подводной лодке Щ-306, в 1937 году получает направление в Учебный отряд подводного плавания, где готовится стать помощником командира подводной лодки.
"И неслось перед строем: – Едрить вашу мать, я вам устрою! Расстрелять! Расстрелять!"
16 июля 1938 года в разгар "шпиономании" Александра Маринеско, увольняют с военной службы. Сделать его "румынским шпионом" у сотрудников НКВД не получилось, так как в Румынии Маринеско с рождения не бывал, с родственниками не переписывался. Скорее всего, руку карательной машины НКВД от Александра Ивановича отвел старый удар Ионы Маринеску по лицу неизвестного румынского офицера, ведь смертный приговор в Румынии отцу Александра Ивановича не отменяли.

"Подводная лодка – морская гроза, под черной пилоткой стальные глаза…"

Но через месяц после увольнения в запас, 7 августа 1938г. вышел приказ командующего флотом о восстановлении лейтенанта Маринеско на действительной службе, а в ноябре приказ о присвоении ему звания старшего лейтенанта.
Новые подводные корабли сходили со стапелей по несколько штук в год, а грамотных морских офицеров с каждым днем становилось все меньше, слишком велико оказалось на флоте число "троцкистов" и "вредителей».
Александра Ивановича Маринеско назначают помощником командира на подводной лодке Л-1, через полгода уже командир М-96, называемой подводниками "Малюткой", водоизмещением 200 тонн, длиной около 40 метров и шириной 3,5 метра " с экипажем 36 человек. Экипаж в 1940 году по итогам боевой и политической подготовки становится лучшим подводным экипажем на Балтийском флоте.
Маринеско получил золотые часы от командующего Балтфлотом Трибуца и запись в личное дело от командира дивизиона Юнакова:
"Дисциплинирован, но к себе требователен недостаточно. Решителен, но малоинициативен. О подчиненных заботится, но часто бывает груб и несдержан".

Алексей Тихонович Астахов, последний из ныне живущих сослуживцев военной поры Александра Маринеско, характеризует своего командира сложным человеком:

"Ну, конечно же, всякое бывало. Шумел он сильно, если что не по нему было. Требовал инструкции и дисциплину в море. Не дай бог, кто на вахту проспит, сразу на губу сажал, на второй раз из экипажа долой. Но все понимали – война ведь. За своих стоял всегда, поэтому, говорят, у него и проблемы с начальством были, что нарушителей защищал. В море жестко – на берегу можно расслабиться. Поэтому и много наших в комендатуру попадало по пьянке".

А в июле 1941 года Маринеско на ней выходит в свой первый боевой поход.

"Вест-зюйд-вест! Погружение! Глубина – двадцать пять! Прекратить по отсекам движение, рулевой – так держать!"
М-96 под командованием Маринеско воевала осторожно. На рожон Алексадр Иванович не лез, берег корабль и людей, продумывал, как говорят, отход и маневр, учился сам и учил своих людей действовать в боевой обстановке.
Сегодня ни для кого не секрет, что в 1941 году Балтийский флот безвозвратно потерял 27 подводных лодок, во многом из-за шапкозакидательских настроений командования. М-96, благодаря Маринеско, в это число не вошла. Да, боевых побед М-96 в 1941 году не добилась, но экипаж приобрел необходимый боевой опыт.

В октябре 1941 Маринеско отличился, но не в море, а на берегу. "За систематическое пьянство и организацию азартных игр на дивизионе" его исключают из кандидатов в члены партии, но оставляют в должности – подготовленный командир, как известно, "товар штучный". Из воспоминаний Алексея Тихоновича Астахова:
"Александр Иванович зря муштрой не занимался. Если в поход не надо, то людей не гонял. Были случаи, когда рисковал сильно. Когда ремонт или подготовка, отпускал матросов в краткосрочные отпуска к семьям, делал командировочные, якобы по делу. А тогда запрещали из Кронштадта выезжать матросам".
В феврале 1942 года М-96, зимующая у набережной Ленинграда, получает прямое попадание артиллерийского снаряда. Затоплены 4-й и 5-й отсеки, но корабль экипажу удается спасти.

Очередная черная полоса заканчивается для Маринеско во второй половине 1942 года, когда М-96 после ремонта снова начинает выполнять боевые задачи.
14 августа 1942 года М-96 топит финский транспорт "Хелен" водоизмещением около 2 тысяч тонн, а в ноябре успешно высаживает диверсионную группу на побережье Нарвского залива. Александра Ивановича награждают Орденом Ленина, восстанавливают в кандидаты в ВКП (б), присваивают звание капитана 3 ранга и отправляют на переподготовку в Военно-морскую академию.

(Продолжение следует)
Последний раз редактировалось Platonov 24 янв 2013, 19:58, всего редактировалось 5 раз(а).
С уважением, ст. матрос ДКБФ Григорий Платонов.
Аватара пользователя
Platonov
Почетный форумчанин
 
Сообщения: 1453
Зарегистрирован: 08 июн 2012, 18:34
Откуда: г. Ростов-на-Дону
Воинское звание: старший матрос

Re: 100 лет со дня рождения А.И. Маринеско

Сообщение Schultz » 24 янв 2013, 17:33

Как-то пропустили мы эту дату. Ведь 100 лет Маринеско исполнилось 15 января 2013 года.
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 7398
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 16:55
Откуда: Москва
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос

Re: 100 лет со дня рождения А.И. Маринеско

Сообщение Platonov » 24 янв 2013, 17:54

Продолжение
"Отпустите в море командир дивизии, я вам в автономке подвиг совершу..."
По возвращении с учебы Маринеско получает под командование подводную лодку С-13, водоизмещением почти в тысячу тонн с экипажем 50 человек, он вступает в партию. Несколько меняется и тон служебной характеристики, данной ему командиром дивизиона Орлом: "Боевой и отважный командир, подводное дело знает отлично. Дисциплинирован, но в повседневной жизни требует контроля". Видимо, так и не стал Маринеско к тому времени полностью военным, а скорее всего, и не хотел.
"Я никогда не хотел быть военным, – сказал тогда Маринеско – Море, мирные корабли, вот моя любовь. Военным я стал по долгу".
Экипаж Маринеско вышел в море в октябре 1944 года. Первый поход на С-13 принес Маринеско первую победу – был поврежден транспорт "Зигфрид".

А 11 января 1945 года Маринеско выходит в свой второй боевой поход на этой лодке, в поход принесший ему мировую славу. Потопление "Густлова" и "Штойбена" сделало Александра Маринеско самым результативным командиром ВМФ СССР и, как пишут многочисленные историки, спасло от трибунала. Александра Ивановича представляют к Герою Советского Союза, но не награждают. Считается, что виной тому его легендарные похождения со шведками и трофейными автомобилями, но, скорее всего, вышестоящее командование не нашло причин давать самую высокую награду за не самую сложную боевую операцию.
Наименее предвзятые источники дают сегодня осторожную оценку этой победы С-13. Да, "Густлов" был законной военной целью, потому что помимо беженцев на его борту были военные и артиллерия, да и в списках числился не санитарным транспортом, а военной плавбазой. Но он шел тихим ходом, не маневрируя, практически без охранения.(Wikipedia - на"Густлов" была нехватка топлива и поврежден корпус, поэтому он шел без противолодочных зигзагов и малым ходом 12 узлов. Все его охранение - торпедолов TF-19, получивший повреждение о камень, в сопровождении миноносца "Lowe" ушли на базу). Некоторое время "Густлов" шел с включенными ходовыми огнями, и, скорее всего, именно тогда его и обнаружил экипаж 13-й. В 1945 году атака подобной цели не требовала применения сложных тактических приемов и являлась для подводников всех стран рядовым событием.
Маринеско уничтожил транспорт, продолжил выполнение задание, уничтожил еще один, "Штойбен", и благополучно вернулся в базу.

"Годами бороздя волну, в удачу безрассудно веря, как много нас пошло ко дну, как мало нас сошло на берег..."
Про то, как судьба Александра Маринеско сложилась после войны, сегодня написаны десятки страниц. Снят с должности и понижен в звании наркомом ВМФ Кузнецовым "За халатное отношение к служебным обязанностям и бытовую распущенность", в 1946 году уволен в запас. Работа на судах Балтийского пароходства, которая, вероятно, была самым счастливым периодом в его жизни, потом ухудшение здоровья и списание с плавсостава.
В конце 50-х годов с нарастанием оборотов холодной войны и начале дискуссии о роли стран-участниц антигитлеровской коалиции в разгроме фашизма про "подводника № 1" снова вспомнили. Министр обороны Малиновский в 1960 году отменяет приказ Наркома Кузнецова, восстанавливает его в звании и возвращает пенсию. Советские пропагандисты придумывают термин "атака века", и сам Кузнецов в своих мемуарах уже вспоминает об экипаже С-13 и Маринеско, как о героях.
Александр Иванович успел при жизни дождаться реабилитации. Он скончался в 1963 году в Ленинграде от рака.


Подводная лодка С-13
С уважением, ст. матрос ДКБФ Григорий Платонов.
Аватара пользователя
Platonov
Почетный форумчанин
 
Сообщения: 1453
Зарегистрирован: 08 июн 2012, 18:34
Откуда: г. Ростов-на-Дону
Воинское звание: старший матрос

Re: 100 лет со дня рождения А.И. Маринеско

Сообщение drakon » 04 июл 2018, 22:37

Platonov писал(а):....... как судьба Александра Маринеско сложилась после войны, сегодня написаны десятки страниц.....


Добавим ещё "пару строк":

Аватара пользователя
drakon
Почетный форумчанин
 
Сообщения: 2125
Зарегистрирован: 20 янв 2006, 16:02
Откуда: СССР
Реальное имя: Александр Тимофеевич
Воинское звание: Капитан 2-го ранга

Re: 100 лет со дня рождения А.И. Маринеско

Сообщение Schultz » 04 фев 2019, 14:47

Умер последний из «экипажа Маринеско»
6Korobeynik2-900x570.jpg

В Буденновске похоронили участника атаки на "Вильгельм Густлоф" в 1945 г.
04.02.2019
В Будённовске (Ставропольский край) 29 января был похоронен Михаил Коробейник – последний остававшийся в живых член экипажа подводной лодки С-13, которая в январе 1945 г. потопила германский транспорт «Вильгельм Густлоф». Эта атака стала одной из крупнейших побед советского подводного флота в Великой Отечественной войне.

Михаил Коробейник родился 18 сентября 1923 г. в Луганской области, после начала войны окончил школу связи и в 1943 г. был направлен радиотелеграфистом на Балтийский флот. В феврале 1944 г. переведен на подводную лодку С-13 (серия IX-бис)под командованием капитана 3 ранга Александра Маринеско, где служил до июня 1947 года. Все это время он вел дневник, отрывки из которого были опубликованы лишь 70 лет спустя.

Принимал участие во всех трех боевых походах «экипажа Маринеско». В ходе второго из них, 30 января 1945 г. С-13 у берегов Польши потопила торпедами пассажирский транспорт «Вильгельм Густлоф» (25 484 брутто-тонн). В результате погибло, по разным оценкам, от 5 до 6 тыс. человек. По мнению многих СМИ, это самое большое количество жертв за всю историю атак советских подводников во Второй Мировой войне. Однако данное утверждение не соответствует действительности – на первом месте в этом списке находится транспорт «Гойя» (5230 брутто-тонн), потопленный 16 апреля 1945 г. субмариной Л-3 в Данцигской бухте. Тогда погибли около 7000 человек.

Вторым судном, уничтоженным во время ВОВ экипажем С-13 под командованием Маринеско, стал транспорт «Генерал Штойбен» (14 660 брт). Эта успешная атака была проведена 10 февраля 1945 г., также в ходе второго боевого похода.

После демобилизации в 1948 г. Михаил Коробейник работал на железной дороге стрелочником, потом оператором, дежурным и начальником станции. В 1986 г. он вышел на пенсию и переехал в Буденновск, где прожил более 30 лет. Последние годы ветеран неоднократно раз беседовал с журналистами.

news-24.ru
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 7398
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 16:55
Откуда: Москва
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос

Re: 100 лет со дня рождения А.И. Маринеско

Сообщение drakon » 04 фев 2019, 23:16

Schultz писал(а):Умер последний из «экипажа Маринеско»
........

... Почётный житель г. Будённовска и на доме, в котором он жил установлена мемориальная памятная доска об этом.
Аватара пользователя
drakon
Почетный форумчанин
 
Сообщения: 2125
Зарегистрирован: 20 янв 2006, 16:02
Откуда: СССР
Реальное имя: Александр Тимофеевич
Воинское звание: Капитан 2-го ранга


Вернуться в Подводные лодки

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

cron