БПК пр. 61

История, боевой путь, командиры

БПК пр. 61

Сообщение SAnyok » 15 фев 2007, 00:13

Большие противолодочные корабли типа «61 Комсомолец Украины» в истории мирового кораблестроения по праву считаются этапными. Они разительно отличались от своих предшественников по составу вооружения, архитектуре, ходовым и маневренным качествам. Но, самое главное, — это были первые в мире серийные боевые корабли с газотурбинной энергетической установкой. За мелодичный свист газовых турбин их метко окрестили “поющими фрегатами”.

К середине 1950-х годов резко возросла потребность советского флота в новых эскортных кораблях, способных осуществлять охрану соединений ударных надводных кораблей и конвоев от атак авиации, атомных подводных лодок и противокорабельных (крылатых) ракет, а также беспечивать развертывание своих подводных лодок. Для успешного преследования атомных субмарин противника требовались высокая скорость хода, мощное противолодочное оружие, а для отражения атак сверхзвуковой авиации — зенитные ракетные комплексы.

Главнокомандующий ВМФ СССР утвердил 14 марта 1956 года оперативно-техническое задание на разработку сторожевого корабля противовоздушной и противолодочной обороны (СКР ПВО—ПЛО). Тактико-техническое задание было подготовлено Институтом военного кораблестроения и утверждено Главкомом ВМФ 3 декабря 1956 года. На этом этапе определили состав вооружения и его линейно-возвышенную компоновку. (Всего же прорабатывалось семь вариантов размещения вооружения.) Выбранная компоновка позволяла использовать для стрельбы на один борт почти все вооружение корабля, что способствовало отражению групповых атак авиации. Гидроакустику решено было разместить в опускаемом подкильном обтекателе для уменьшения осадки и облегчения эксплуатации корабля. Предполагалось, что водоизмещение уложится в 3600 т. Конструкторам предложили также рассмотреть вариант с газотурбинной энергетической установкой (ГТУ), а это могло бы уменьшить водоизмещение на 15%. Такое решение и оказалось наиболее оптимальным для создаваемого сторожевика. SKR-25 Комсомолец Украины 1962/1991
05-30.06.1967 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта.


В периоде 23.05.1977 г. по 07.08.1979 г. прошел на “Севморзаводе” в Севастополе капитальный ремонт. SKR-44 Сообразительный 1963/1992
В 1994 г. продан частной фирме Индии для разделки. SKR-37 Проворный 1964/1990
Образцовый 1965/1993
Одаренный 1965/1990
Отважный 1965/1974
30 августа 1974 года на Черноморском флоте в районе Севастополя началось учение с зенитными ракетными стрельбами в условиях радиолокационных помех. На «Отважный» возлагалась задача обеспечения учебных занятий четырех противолодочных кораблей. В 8 ч 55 мин БПК вышел в море и ровно через час прибыл в заданный район. Спустя минуту сыграли учебную боевую тревогу, и командир корабля капитан 2 ранга И. П. Винник доложил командованию о готовности к началу учения.

В 9 ч 58 мин на мостике почувствовали слабое сотрясение корабля, как будто в корме произошел небольшой взрыв. Машины немедленно остановили и сразу же сыграли боевую и аварийную тревоги. Через 10 секунд, после второго, более сильного сотрясения за кормовой дымовой трубой появилась шапка белого дыма и сноп пламени. Еще через 20 секунд произошел сильный третий взрыв в районе ракетного погреба № 8, над которым поднялся столб огня и черного дыма. Силой взрыва оторвало крышку погреба и вместе с пусковой установкой зенитных ракет бросило на кормовую дымовую трубу правого борта. В этом районе начался сильный пожар. Личный состав приступил к борьбе за живучесть и непотопляемость корабля.

Как впоследствии установили специалисты комиссии, назначенной главкомом ВМФ Адмиралом Флота Советского Союза С. Г. Горшковым, на основании личного опроса, письменных докладов и объяснений очевидцев происшествияличного состава «Отважный», анализа динамики событий, сопоставления фактов и расчетных величин, на корабле произошло следующее.

После объявления учебной боевой тревоги мичман, находившийся за пультом поста контроля ракет кормового погреба № 8, в котором в двух вертикальных барабанах хранились 15 ракет В-601 в боевом снаряжении ракетного противовоздушного комплекса Волна, как положено по инструкции старшему по вахте в погребе, приказал по внутренней связи дежурившим в посту матросам подключить внешнее электропитание.

Затем мичман с помощью тумблеров на пульте подал напряжение на механизмы поворота пусковой установки—380 вольт и в цепь стрельбы (110 вольт). Сразу же после щелчка последнего тумблера он увидел через иллюминатор сильный сноп пламени на левом барабане. Не включив средства пожаротушения, мичмай покинул пост и побежал по коридору в носовую часть корабля. В это время произошел сильный взрыв, ударной волной которого его отбросило в сторону.

Расследование показало, что после появления огня в погребе до момента сильного взрыва прошло не менее 18 секунд (время уточнили в ходе «следственного эксперимента» на однотипном БПК Комсомолец Украины, замеряя секундомером продолжительность «пробега» мичмана от поста до места падения после взрыва).

Как выяснилось впоследствии, пламя в погребе появилось вследствие самопроизвольного запуска маршевого двигателя одной ракеты, затем срабатывания ракетного двигателя ее же стартовой ступени и последовавшего вслед за тем запуска нескольких стартовых двигателей других ракет. Вследствие резкого повышения давления в погребе (около трех атмосфер) на крышу погреба действовала сила не менее 2500 т, что и явилось причиной его взрыва и отрыва крыши.

В результате взрыва в бортовой обшивке в районе погреба образовались две пробоины, через которые вода затопила несколько отсеков корабля.

После того как в 10 часов объявили боевую тревогу и через минуту—аварийную, в погребе № 8 и коридорах № 9 и № 10 продолжал бушевать сильный пожар. Корабль получил крен 12 ° на правый борт. Между 10 ч 10 мин и 10 ч 20 мин дали команды включить систему водяной защиты, орошение погребов и затопить погреба № 6, 7 и 10. Это сделать не удалось, поскольку трубопроводы обеих систем вышли из строя. Семерых моряков взрывом сбросило с юта в море, и их подобрали подошедшие корабли.

В 10 ч 23 мин личному составу, находящемуся в кормовых отсеках, приказали покинуть корабль. В это время пожар в корме усилился. Погреба боезапаса № 6 и № 7 непрерывно поливались водой из шлангов.

На помощь «Отважный» в 10 ч 40 мин подошел эсминец «Сознательный» и спустя 12 минут — эсминец «Бедовый», с которого на корабль переправилась спасательная партия. В 10 ч 54 мин «Сознательный» начал буксировку «Отважный», имевшего крен 13 ° на мелкое место в район Херсонеса. Через семь минут для спрямления БПК начали перекачку топлива на левый борт, но это не помогло. Корма «Отважный» погрузилась в воду по верхнюю палубу, и крен на правый борт увеличился до 16 °. С корабля эвакуировали секретные документы на «Бедовый». В 11 ч 24 мин сбросили торпеды в море, крен уменьшился до 14°. Погреба № 6 и № 7 затопили с помощью шлангов пожарной системы. Для оказания помощи «Отважный» в 11 ч 55 мин к нему подошел БПК Комсомолец Украины.

В 11 ч 59 мин пожар локализовали, из погребов повалил белый дым. Спустя семь минут оборвался буксир «Сознательного», с «Бедового» начали заводить новый. Тем временем пожар в кормовом машинном отделении продолжался, и в 12 ч 27 мин дали команду прекратить подавать в отсек воду и применять только пену. В кормовом машинном отделении включили систему «ЖС» химического тушения.

В 12 ч 49 мин «Бедовый» со скоростью 3 уз начал буксировку «Отважный», крен которого увеличился до 17 °. Подошедшие спасательные суда начали подавать пену в район горящих погребов. После ряда попыток в 14 ч 30 мин начали откачку воды из кормовых отсеков. Однако через 17 минут произошел взрыв авиационного боезапаса в погребе № 10. По-видимому, одновременно взорвалась и цистерна с 6 т авиационного керосина, находящаяся в общем с погребом авиабоезапаса отсеке в корме. Корабль тем временем продолжали буксировать на более мелкое место. Крен на правый борт с 19° быстро увеличился до 25°, но в 15 ч 07 мин стабилизировался на 27 °. Через три минуты отключилось освещение и прекратилась подача питания на приборы, и в 15 ч 12 мин личному составу приказали покинуть корабль. Последним с «Отважный» сошел его командир.

В 15 ч 35 мин корабль начал погружаться кормой без опрокидывания, и с «Бедового» отдали буксир. Спустя 12 минут «Отважный» скрылся под водой. Глубина моря в этом месте составляла около 125 м...

С момента обнаружения пожара до затопления корабля прошло 5 ч 47 мин. В результате внутренних взрывов и полученных пробоин БПК принял около 3600 т воды, шесть непроницаемых отсеков оказались затопленными. После затопления четырех отсеков в кормовой части крен и дифферент стабилизировались и корабль имел положительную остойчивость. Однако, когда вода заполнила еще два отсека, запас плавучести был исчерпан и «Отважный» затонул, показав высокую живучесть. Согласно спецификации, корабли данного проекта должны сохранять плавучесть и положительную остойчивость после затопления только трех смежных отсеков корпуса.

Из 287 человек личного состава и проходивших на «Отважный» практику курсантов в результате взрыва погибли 24 человека (19 матросов и 5 курсантов).

Весь личный состав корабля при тушении пожара, в борьбе за живучесть и непотопляемость корабля проявил мужество и действовал умело. Были приняты все меры по спасению БПК, но после взрыва ракет, находившихся в погребе № 8, «Отважный» получил настолько сильные повреждения, что спасти его оказалось невозможно.

Комиссия, расследовавшая обстоятельства и причины гибели БПК «Отважный», в своем заключении предложила провести огневые натурные испытания средств противопожарной и противовзрывной защиты погреба зенитного ракетного комплекса Волна с ракетами В-601 на опытовом натурном отсеке корабля проекта 61. Такие испытания имели целью проверить достаточность предусмотренных проектом средств защиты при несанкционированном срабатывании одного из двигатели ракеты и, в случае необходимости, разработать дополнительные мероприятия для повышения до нужного уровня этой защиты на всех кораблях, оснащенных ракетами В-601.

В соответствии с рекомендациями комиссии на основании совместного решения Военно-Морского Флота и Министерства судостроительной промышленности (МСП) на одном из судостроительных заводов в Ленинграде в 1 977 году изготовили натурный отсек корабля, который полностью воспроизводил часть корабля проекта 61 с кормовым погребом № 8. В конструктивном отношении опытовый отсек полностью соответствовал участку корпуса с надстройкой в районе 199—222 шпангоутов.

Совместным решением ВМФ, МСП и Министерства авиационной промышленности утвердили программу проведения огневых междуведомственных испытаний, которые состоялись на одном из полигонов ВМФ под Ленинградом в 1978— 1979 годах. Программа предусматривала все возможные варианты несанкционированного запуска стартовых и маршевых двигателей ракет В-601, определение характера развития аварии, проверку надежности удержания при этом ракет в барабанах, пути повышения пожаро- и взрывобезопасности погреба и, наконец, практическую проверку выработанных комиссией мероприятий.

В результате проведенных натурных испытаний опытового отсека в отчете междуведомственной Комиссии подписанном в начале 1980 года, был сделан следующий основной вывод: «Штатные средства противопожарной и противовзрывной защиты погребов ЗРК Волна обладают необходимой эффективностью и высокой надежностью. В случае срабатывания маршевого или стартового двигателя ракет они предотвращают развитие аварии, представляющей опасность для корабля в целом, и обеспечивают локализацию аварийного процесса в пределах погреба без нанесения существенных повреждений оборудованию». Штатные выхлопные устройства погребов, — констатировала комиссия, — обеспечивают при возникновении аварийной ситуации сброс давления в течение 1—2 секунд.

Как следует из заключения междуведомственной комиссии по испытанию опытового отсека, при выполнении предусмотренных инструкцией по обслуживанию погребов ракетного комплекса Волна мероприятий и включении корабельных средств пожаротушения развитие аварии на «Отважный» удалось бы предотвратить. Однако роковые восемнадцать секунд, упущенные незадачливым мичманом, решили трагическую участь корабля.Стерегущий 1966/1993
Красный Кавказ 1967/1998
Решительный 1967/1989
Строгий 1968/1993
Сметливый построен/спущен в 1969г.
«Сметливый» был модернизирован в 1990-95 гг. по новому пр.01090. Главной особенностью этой модернизации стало применение нового морского неакустического комплекса МНК-300, антенной которого служит буксируемый за кормой 300-метровый кабель, принимающий комплекс различных излучении и реагирующий на тепловой, радиационный и шумовой след субмарины противника. На месте двух РБУ-1000 установили 8 направляющих для контейнеров противокорабельных ракет “Уран”, демонтировали кормовую артиллерийскую башню и в кормовой оконечности надстроили помещение для МНК-300. Около ходовой рубки разместили системы постановок помех ПК-10 и ПК-16, а также несколько дополнительных РЛС и систем управления для ПКР.Красный Крым 1970/1993
В 1996 г. продан частной индийской фирме для разделки на металл.Способный 1971/1993
Скорый 1972/1997
05-24.10.1973 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта и Сирии, 23.07-22.09.1974 г. - Египта, а 04.08-14.10.1974 г. обеспечивал боевое траление в Суэцком заливе. SKR-31 Огневой 1964/1989
Славный 1966/1991
Стройный 1966/1990
Сметливый 1968/1993
Смелый построен/спущен в 1969г.
В 1976 -1977 гг. модернизирован на “Севморзаводе” в Севастополе по проекту 61М.


В период с 17.12.1982 г. по 30.01.1985 г. прошел в Риге капитальный ремонт, после чего перечислен в состав Балтийского Флота.


19.01.1988 г. передан в аренду ВМС Польши с переименованием в “Warszawa” .Сдержанный построен/спущен в 1973г.
Достраивался по модернизированному проекту 61 М. В период с 31.10.1985 г. по 12.10.1987 г. прошел на “Севморзаводе” в Севастополе капитальный ремонт. D51 построен/спущен в 1980г.
Построен для Индии D52 построен/спущен в 1982г.
Построен для Индии D53 построен/спущен в 1983г.
Построен для Индии D54 построен/спущен в 1986г.
Построен для Индии D55 построен/спущен в 1988г.
Построен для Индии


--------------------------------------------------------------------------------

Параметры

Длина: 146 м
Ширина: 15 м
Водоизмещение: 4950 тонн
Запас хода: 4000 миль
Осадка: 4,8 м

Экипаж: 320

Скорость: 39 узлов

Вооружение

Орудия: 2 АК-726
Торпедные аппараты: 5 533 мм
Противо-корабельные комплексы: 4 П-15
Зенитные установки: 2 Волна (32-36 ракет)
Противолодочные комплексы: 2 РБУ-6000 ; 2 РБУ-1000
Вертолеты: 1 Ка-25
Радиолокационное оборудование

Сонар: 1 underkeel active circular-scan sonar, underkeel sonar, target designation sonar
Локатор/Радар: 2 navigation; 1 air target acquisition radar, air and surface target acquisition radar, fire control radar
Страна

Россия Индия Польша
SAnyok
 
Сообщения: 111
Зарегистрирован: 05 фев 2007, 23:36

Сообщение SAnyok » 10 мар 2007, 20:27

Эххх класные та были кораблики,изящные такие...красавцы вообщем,один Сметлиывый остался,вот на Днях ВМФ смотрю на него и аж сердце жмет что кораблей пр 61 осталось всего 1шт,ОБИДНО все поугробили..... :cry: :cry: :cry: :cry: :cry: :cry:
SAnyok
 
Сообщения: 111
Зарегистрирован: 05 фев 2007, 23:36

Сообщение бпп » 12 мар 2007, 17:08

"СООБРАЗИТЕЛЬНЫЙ"
Шестьдесят лет назад в трудные годы Великой Отечественной на эсминце «Сообра¬зительный» Черноморского флота, которым командовал капитан 3 ранга С.С.Ворков, взвился Гвардейский Военно-морской флаг. Этого звания экипаж был удостоен за свои славные военные дела...
Легендарным "Сообразительный" стал еще и потому, что на его борту не было ни убитых, ни раненых за всю войну.Поговаривали: "Фортуна улыбнулась".Главнокомандующий ВМФ Адмирал Флота Советского Союза С.Г.Горшков, вспоминая об эм "Сообразительном", сказал: "Однако главное все же не в везении, а в уме¬нии людей, в распорядительности и находчивости командира".
Действительно, таких успехов экипаж добился благодаря высокой и справедливой требовательности командира корабля, понимания офицерами и моряками экипажа своего долга. Нападения противника с воздуха и моря не смогли застать корабль врасплох. Круглосуточные боевые дежурства в походах и при стоянках в портах обеспечи¬вали надежную оборону. Враг всегда получал отпор.
...Сорок лет назад в городах Причерноморья появились моряки, ленточки бескозырок которых светились гвардейским черно-оранжевым цветом, напоминая о лихих и геро¬ических годах Великой Отечественной войны. А дело было так.Летом 1961г. меня, тогда командира эсминца «Отражающий», вызвал командующий
Северным флотом адмирал А.Чабаненко, и ознакомил с текстом шифрограммы, сообщавшей, что на судостроительном заводе им. 61 коммунара в Николаеве достраивается «СКР-44». Требовалось укомплектовать новостройку экипажем. Как уточнил командующий, речь шла о корабле нового поколения для Северного флота. Такое предложение в те годы, когда шло крупное сокращение корабельного состава, было особо лест¬ным. Тем более, что наш эм "Отражающий" ждала неза¬видная судьба - стать ко¬раблем-целью. Первыми, кто откликнул¬ся на весть о наборе мною нового экипажа стали стар¬шины "Отражающего". Они пришли на должности старшин команд и отделений. Таким образом определилось ядро будущей команды. Скрупулезная работа старшин В.Строгонова, Д.Костюка, Л.Синегрибова и многих других -позволила сплотить прибывающее пополнение, продолжить славные традиции эсминца. В новый экипаж влились и инженер-механик П.Радецкий, артиллерист Л.Лопацкий.
С прибытием в экипаж 14 лейтенантов - выпускников училищ 1961 г. и 4-х опытных капитан-лейтенантов завершилось комплектование офицерского состава, который без раскачки принялся за обучение и сплочение новой команды. Основная тяжесть легла на плечи старшего помощника командира капитана 3 ранга А.Винника.
В январе 1962 г. вновь сформированный экипаж выехал из Мурманска в Николаев. Среди моряков царило приподнятое настроение - ехали на свой корабль. В Москве нас встретил представитель Главного штаба ВМФ и предложил морякам поочередно переехать автобусом на другой вокзал. Посоветовались и решили строем под Военно-морским флагом пройти по Садовому кольцу, что и было сделано. Переезд был пер¬вым серьезным экзаменом на зрелость молодой команды.
В Николаеве быстро наладили жизнь и продолжили боевую учебу. Поскольку корабль стоял у заводского причала, то многое отрабатывали в помещениях и на палубе, начиная с приборок до тренировок на боевых постах по мере ввода их в строй. Тогда я понял, что в шифровке командующему СФ о готовности корабля кто-то забыл поставить запятую. Ибо она составляла не 73, а только 7,3 процента.
Поэтому весь 1962 г. мы прожили в казарме и чем могли содействовали достройке корабля. Моряки охотно учились у заводчан, в научно-исследовательских институтах, на полигонах, на первом в Черноморской серии СКР проекта 61. Нам всемерно помогали главный конструктор Б.Купенский и представитель военной приемки подполковник Н.Пащенко.
14 марта 1963 г. наш корабль приказом ГК ВМФ был включен в класс больших проти¬володочных кораблей и назван "Сообразительным" с присвоением ему гвардейского звания. Это было сделано по просьбе комитета ветеранов одноименного гвардейско¬го эсминца, который заслужил это гордое звание в далеком 1943 г.
...18 августа 1963 г. на новом "Сообразительном" был торжественно поднят Гвардейский военно-морской флаг. В строю стояли и ветераны во главе с контр-адмиралом С.С.Ворковым. С этого времени начались заводские ходовые и государственные ис¬пытания в море.
Нам пошли навстречу - разрешили команде самостоятельно обслуживать технику уже на первом переходе в Севастополь. Программа испытаний сочеталась с курсовы¬ми задачами, и экипаж обучался использованию оружия. Надо отдать должное и председателю Государственной комиссии по приемке корабля контр-адмиралу Н.Кошкареву, составляя планы он всегда учитывал корабельные интересы.
К началу 1964 г. бпк "Сообразительный" вернулся в Николаев в завод для выполнения гарантийного ремонта.
Период стоянки стал временем непрерывных проверок со стороны командования флотом и Главного штаба ВМФ. Выводы в докладе Главкому комиссии боевой подго¬товки ВМФ в марте были однозначны: экипаж гвардейского бпк "Сообразительный" боеспособен и более подготовлен, чем экипажи некоторых кораблей первой линии. В апреле был поднят вымпел - корабль вошел в кампанию. В итоге уже в мае-июне 1964 г. "Сообразительный" в составе группы кораблей под флагом комфлота нёс боевую службу в Средиземном море. Оценка "отлично".
Но в феврале 1965 г. из-за сложившейся обстановки на ТВД, корабль оставлен на Черном море и включен в боевое ядро флота. В этом же году экипаж выполнил 11 бое¬вых упражнений по вводным инспекции Минобороны СССР.
В дальнейшем, продолжая традиции своих наставников-ветеранов, гвардейский экипаж всегда успешно выполнял учебные и боевые задачи. Стало правилом на ЧФ на выполнение сложных задач направлять гвардейцев. Это проявлялось в делах - от не¬сения боевой службы вдали от родных берегов до участия в съемках разных кинофильмов, в т.ч. такого известного, как "Нейтральные воды". Тогда моряки-гвардейцы выступали в качестве актеров и каскадеров.
Шли годы, обновлялся экипаж, сменялись командиры, но традиции, заложенные предшественниками, сохранялись. Я рад, что в 1998 г. в Севастополе издана книга "Гвардейцы "Сообразительного" в серии "Потомству в пример" (16-й выпуск), обобщившая опыт моряков двух гвардейских кораблей. Сегодня и "старые" и "молодые" ветераны с надеждой ждут появления в российском флоте преемника с именем "Сообразительный".
Капитан 1 ранга в отставке В. СИНЕГУБОВ, первый командир гвардейского бпк "Сообразительный"
Морской сборник 2003г., № 5

На Севере мы его звали "Башковитый" :lol:
бпп
бпп
 
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 16:33

Сообщение Секрет » 22 май 2007, 10:08

СМЕТЛИВЫЙ


Изображение




Краткая историческая справка
Сторожевой корабль "Сметливый" заложен на стапелях завода им.61 Коммунара в г. Николаеве 15 июля 1966г. Спущен на воду 26 августа 1967 года.
15 июля 1969 года на корабле поднят Военно-Морской Флаг СССР.
15 ноября 1969 года корабль зачислен в состав Черноморского флота.
1970 год - две боевой службы в Средиземном море, участие в учении "Океан".
1971 год - боевая служба в Средиземном море. Дружественный визит в порт Касабланка (Королевство Марокко).
1973 год - боевая служба в Средиземном море в районе арабо-израильского конфликта, визит в порт Сплит (Социалистическая Федеративная Республика Югославия). Конвоирование советских и болгарских транспортных судов.
1974 год - боевая служба в Средиземном море заход в порт Александрия (Арабская Республика Египет). Участие в Военно-морском параде болгарского ВМФ.
1975 год - боевая служба в Средиземном море. Деловой заход в порт Тартус (Сирийская Арабская Республика).
1976-1978 год - средний ремонт в заводе им.С. Орджоникидзе.
1980 год - боевая служба в Средиземном море. Официальный визит в порт Ла-Гулет (Тунисская Республика).
1981 год - доковый ремонт в порту Варна (Народная Республика Болгария). Участие в учениях под флагом Главнокомандующего ВМФ в Средиземном море.
1982 год - боевая служба в Средиземном море. Заход в порт Тобрук (Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия), Заход в порт Тартус (Сирийская Арабская Республика).
1983 год - боевая служба в Средиземном море.
1984 год - боевая служба в Средиземном море. Участие в совместных учениях ВМФ Народной Республики Болгария и СССР.
1985 год - участие в совместных учениях ВМФ НРБ и СССР.
1987 год - средний ремонт и модернизация в заводе им. С. Орджоникидзе.
1993 год - корабль переквалифицирован в СКР.
12 июня 1997 года на корабле был поднят Андреевский флаг
2000 год - деловой заход в порт Стамбул (Турецкая Республика) под флагом Командующего Черноморским флотом.
Апрель-июль 2003 года - участие в совместных российско-индийских военно-морских учениях. Неофициальные визит в египетский порт Порт-Саид.
Август-сентябрь 2003 года - участие в совместных российско-итальянских учениях. Официальный визит в порт Маддалена. Неофициальные визиты в итальянский порт Специя и греческий Патры.
Основные тактико-технические данные корабля:
Водоизмещение 4500 т.
Длина 145 м.
Ширина 16 м.
Осадка 6 м.
Скорость хода 32 узла.
Мореходность не ограничена.
Экипаж 320 человек.
Вооружение:
Ракетно-артиллерийское Противолодочное
Два зенитно-ракетных комплекса ближнего радиуса действия Две двухорудийные автоматические артиллерийские установки Пятитрубный торпедный аппарат Две реактивные бомбовые установки
Секрет
 
Сообщения: 225
Зарегистрирован: 24 ноя 2006, 17:33

Сообщение xoma » 21 дек 2007, 01:38

бпп писал(а):"СООБРАЗИТЕЛЬНЫЙ"
Шестьдесят лет назад в трудные годы Великой Отечественной на эсминце «Сообразительный» Черноморского флота, которым командовал капитан 3 ранга С.С.Ворков, взвился Гвардейский Военно-морской флаг. Этого звания экипаж был удостоен за свои славные военные дела...

Последний командир был кап.2 р. В. Милованов
xoma
 
Сообщения: 89
Зарегистрирован: 18 ноя 2007, 18:51
Откуда: СЕВЕР

«Поющий фрегат» (с)

Сообщение xoma » 23 дек 2007, 00:24

Общие сведения по «Поющим фрегатам» http://atrinaflot.narod.ru/2_mainclasss ... 0_61_1.htm С Уважением
xoma
 
Сообщения: 89
Зарегистрирован: 18 ноя 2007, 18:51
Откуда: СЕВЕР

Сообщение xoma » 21 май 2008, 21:22

БПК "Проворный"
http://www.navy.ru/group/provorniy/
С Уважением
xoma
 
Сообщения: 89
Зарегистрирован: 18 ноя 2007, 18:51
Откуда: СЕВЕР

Сообщение Schultz » 22 май 2008, 11:16

Немного не в тему. В свое время в морчастях был корабль пр. 1124П под таким же названием, т.е. "Проворный", который служил сначала на Балтике, а потом, после распада Союза, на Севере.
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 7265
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 16:55
Откуда: Москва
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос

Сообщение xoma » 22 май 2008, 21:49

Уточнение: БПК "Проворный" - проект 61-Э. С Уважением
xoma
 
Сообщения: 89
Зарегистрирован: 18 ноя 2007, 18:51
Откуда: СЕВЕР

Re: БПК пр. 61

Сообщение DMB81 » 22 окт 2008, 01:03

БПК "Скорый" вошел в состав КЧФ 31.10.1972
Ура!Ура!Ура!!!
И Вечная Память!
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
DMB81
 
Сообщения: 141
Зарегистрирован: 26 авг 2008, 18:47

Re: БПК пр. 61

Сообщение бпп » 19 дек 2010, 12:25

ЯСНОСТЬ

ЖИЛИ они у знакомых —своей квартиры не было. Родился сын, а Геннадий по-
прежнему приходил домой редко. Встретит взгляд же¬ны—и радостный и обижен¬ный, засмеется: «Где же ты видела, что¬бы лейтенанта на берег чаще отпускали? Подожди, стану командиром боевой части»...
Когда стал командиром бое¬вой части, успокаивал жену: «Вот до старпома дорасту — считай, сам себе начальником буду —через день домой жди.» Но были это только обещания. А как командиром назначили, сказал прямо: «Вырастила ты из меня ко¬мандира корабля, теперь тер¬пи». А Пашка - сын поддакнул: «Мам, я тоже буду командиром».
Еще на прощальном вечере в училище услышала Людми¬ла о Геннадия о его планах—
к тридцати годам стать командиром корабля.
Она смотрела в светло-голубые глаза мужа и думала: «Мечтатель ты мой! Кто же в этом зале не мечтает стать командиром!» Геннадий уловил мысли жены: глаза его под светлыми бровями сверкнули такой острой решительностью, что она невольно сказала вслух:
«Станешь!» И сама поверила.
Прошло с тех пор семь лет. И только исполнилось капи¬тан-лейтенанту Ясницкому тридцать, как принял он командование большим ракетным кораблём «Огневой». Тем самым, на который пришел лейтенантом, и , представив¬шись первому своему коман¬диру капитану 2 ранга Юрию Ефимовичу Александрову, имел с ним краткий, но па¬мятный разговор.
«Кем хотите быть?» — официальным тоном спросил капитан 2 ранга новичка.
«Командиром, товарищ командир»
«Боевой части? Это хоро¬шо, но рановато.»
«Нет, корабля.»
Случилась пауза. Капитан 2 ранга вышел из-за стола: «Что ж, служите. Буду иметь в виду.»
И уже когда Ясницкий взялся за ручку двери, неожиданно мягко ска¬зал:
«Только не стройте ил¬люзий. Надо ясно представ¬лять путь в командиры.»
Ясницкого и обрадовала, и озадачила эта беседа: коман¬дир серьезно отнесся к его ли¬хому заявлению, но ничего больше не спросил, ничем не поинтересовался.
А Юрий Ефимович, снова сев в рабочее кресло, долго думал в одиночестве. Офицер ему понравился. Нашел он в нем родной отзвук той же са¬моотверженности, решительно¬сти.
В молодости, конечно, все лейтенанты на флоте грезят мостиком. Но мостик ревнив. Ему нужен человек целиком. Офицер, взявший мостик за ориентир, должен все подчи¬нить в себе, все нацелить на решение главной задачи — стать сущностью своей, каж¬дой мыслью, каждым' дейст¬вием, словом — командиром.
Однажды капитан-лейтенант Ясницкий услышал, как спи¬савшийся на берег командир корабля говорил в кругу офи¬церов: «Всю жизнь пропла¬вал и не подозревал, что можно спокойно сидеть на берегу. Знать бы раньше!..»
Крепко тогда расстроился Ясницкий. Обидно стало за этого командира. Пришел до¬мой хмурый. Взял у Пашки дневник. Всегда пятерки были у первоклассника, а тут... .
«Паша, как же это ты три получил?»
«Папа,— сын удивленно посмотрел ему в глаза,—ну как ты не понимаешь, ведь на улице весна!»
Отец даже растерялся, не найдя, что сказать. Паша по¬дошел к окну:
«Правда, папа, - смотри»
Кто-кто, а уж он-то, коман¬дир корабля, имел о весне самые точные представления; график освещенности, высота приливов, температура воды, направления ветров, кромки льда — он каждые сутки по¬лучал все параметры этой «цифровой» весны. Но, оказывается, перестал ее замечать обыкновенную, земную: жур¬чащую, поющую, зеленеющую, вносящую коррективы в дневники мальчишек. А может быть, действительно чем-то прав тот списавшийся на берег командир? Может быть, действительно, этой безоглядной приверженностью к кораблю он в чем-то обкрадывает себя?
И хоть было это, конечно, всего лишь мимолетное настроение - устал, наверное, пере¬утомился,— но Ясницкий понимал: раз это связано с его командирством, он не успокоится, пока не добьется ясности.
Рано утром, задолго до подъема флага, капитан-лейтенант торопился на корабль. Дул морозный ветер — вот те¬бе и весна. Ясницкий оглядывал стоящие корабли, невольно оценивая все по-командир¬ски. А вот из-за обрубленного гранита сопки показался силу¬эт «Огневого». И это отозва¬лось легкой, теплой радостью. Низкое солнце пробилось сквозь облака, чиркнуло по надстройкам, отскочило от свежевыкрашенных поверх¬ностей.
Ясницкий вспомнил, как однажды (он был старпо¬мом) вернулись они из жесто¬кого месячного плавания. Kopnyc, надстройки побитые, обшарпанные — словно из боя.
Старпом, едва закончился торжественный ритуал встречи, сошел на причал — поточнее прикинуть объем работ. И не заметил, как по¬дошел к нему сзади командир части:
«Смотрите, старпом, этот корабль, - он показал на соседа (тот тоже вернулся в подобном виде), - послезавтра будет покрашен»
«Есть, товарищ капитан 1 ранга, не отстанем», - заверил Ясницкий.
Назавтра сосед начал краситься с самого утра, не обращая внимания на ржавчи¬ну. На «Огневом» же матросы целый день только шкури¬ли да суричили. Пришел командир части:
«Старпом, в чем дело?»
«Готовлю корабль к покраске. Считаю, что быстрее нельзя» - твердо ответил Ясницкий.
Капитан 1 ранга удивленно посмотрел на старпома:
«Вы когда, старпом, впер¬вые бушлат надели?»
«В 1964году»
«А я уже в это время был начальником штаба»
«Уверен, товарищ капитан 1 ранга, что уложимся в срок» - ответил Ясницкий.
На следующий день «Огне¬вой» сверкал, покрашенный надежно, по всем правилам.
А сосед, прекратив работы, вернулся к подготовительной обработке корабля.
Командир части потом хвалил Ясницкого на совещании офицеров й каждый раз, захо¬дя на кора б ль, повторял: «Хо¬рош «Огневой». Как игрушечка»
Для Геннадия Ясницкого похвала кораблю всегда была большой радостью.
За семь лет службы на «Огневом» он искренне полюбил его. Но ес¬ли бы спросили офицера, за что, то, наверное, одним сло¬вом не ответил. За все. За то, что на этом корабле он, Ген¬надий Ясницкий, прошел ты¬сячи труднейших штормовых миль, заглядывал в лицо опасности, мерз, недосыпал, нерв¬ничал, скучал по дому, тоск¬ливо мучился при неудачах, провел самые лучшие годы молодости и пережил столько удач, счастливых итогов сво¬его труда, радостных мгнове¬ний, что можно подумать — прошла целая жизнь. Да так оно и есть: от выпускника училища до командира кораб¬ля не просто протекает вре¬мя — у одних большее, у дру¬гих меньшее, а складывается судьба, жизнь. В этой жизни ничего не пришло к Геннадию Ясницкому случайно, невзначай, только с трудом – самоотверженным, настойчивым и увлеченным.
Это примечали в офицере начальники, высоко оцени¬ли моряки.
Молодой замполит Ясницкого, старший лейтенант Анд¬рей Коряковский на первых порах расстраивался: у него, политработника, не получа¬лось такой откровенности, взаимопонимания с офицера¬ми, матросами, как у коман¬дира. Стоило тому обратиться к экипажу - и моряки гото¬вы были горы свернуть, стои¬ло один раз поговорить с про¬винившимся — и тот на главах менялся. Однажды в каюту старшего лейтенанта Коряковского при¬шли два матроса. Высокие, крепкие, а встали, как оби¬женные дети, — и сказать толком ничего не могут. Зам¬полит усадил их. успокоил.
Оказалось, когда их, матро¬сов второго года службы, пе¬реводили на «Огневой», они даже обрадовались. Теперь же хотят назад, на свой корабль: здесь им предложили изучать новые специальности, а зна¬чит, прощай авторитет, опыт, начинай все сначала. Зам¬полит, конечно, их понимал, но на корабле действительно нужны машинисты - газотур-бинисты. И одного офицер сумел переубедить, а с мат¬росом Анатолием Разыграевым, сколько ни бился — ничего не получалось.
Тут в каюту вошел коман¬дир. Время близилось к от¬бою, и капитан-лейтенант Яс¬ницкий впервые за неделю собрался сойти домой. К Коряковскому заглянул попрощаться.
Матрос растерянно вскочил.
«Вот уходить от нас соб¬рался,»— кивнул сердито на Разыграева замполит.
«Уходить? — командир поставил портфель, снял фу¬ражку. — Садитесь.»
Разговаривали они с Разыграевым часа полтора. Мудре¬ного командир не говорил. Но невольно подмечал Коряков¬ский, что простые, товарище¬ские его слова заставляли матроса волноваться. Кончи¬лась же беседа неожиданно. Разыграев встал и чуть дрог¬нувшим голосом сказал:
«Товарищ командир, обе¬щаю в самый короткий срок стать машинистом газотурбинистом.»
Ясницкий ушел, - а зампо¬лит, оставшись один, вспом¬нил, как, соблюдая традици¬онный ритуал, представлял командир части экипажу ка¬питан-лейтенанта Ясницкого, вернувшегося с командирских классов:
«Представляю нового командира, - сказал адмирал, - Вы его все хорошо знаете и ,слышал, любите»
Капитан-лейтенант Ясницкий чуть смутился, но произнес спокойно и уверенно:
«Я с удовольствием буду вами командовать. А вы – с удовольствием будете мне подчиняться»
Через полгода за успехи в командовании кораблем капи¬тан-лейтенант Ясницкий был награжден орденом. На собра¬нии личного состава корабля зачитывался Указ о награжде¬нии. Грянули аплодисменты. Моряки хлопали минуту, две, три... Ясницкий с Коряковским даже растерялись. А мо¬ряки все встали: смотрят на командира и хлопают так, что дрожат переборки...
Многое хотел сказать эки¬паж своему командиру этим аплодисментами. И то, что они, - моряки, ценят преданность командира своему кораблю, и то, что за полгода они убедились в твердости и верности взятого им курса, что каждый матрос готов за командиром в огонь и воду...
Замполит тогда по-доброму позавидовал командиру. Достаточно один раз пережить такой момент, чтобы навсегда утвердиться в выбранном пути.
Экипаж «Огневого» сначала называли самым молодым: командиру тридцать, старпому – двадцать девять, замполиту двадцать восемь, средний возраст офицерского соста¬ва — 25 лет. А через год ста ли называть лучшим. Правда, поговаривали некоторые, что Ясницкому просто везет, но до одного случая.
К0РАБЛЬ две недели выполнял задачу в штор¬мовом море. Осунулся коман¬дир, измучился экипаж. Kpeпились из последних сил, под¬держивали себя надеждой на скорый отдых. И вот приказ - возвращаться в базу. А когда до родного пирса осталось не¬сколько часов хода, пришла радиограмма: в части рабо¬тает комиссия, и «Огневой» будет ею проверяться.
Ошвартовались. Командир приказал играть большой сбор. Он вышел на ют, и экипаж впервые увидел, чего стоило это плавание их командиру, не сходившему все дни с мостика. А командир не мог не заметить, как устал экипаж. Но когда капитан-лейтенант Ясницкий поставил перед моряками новую зада¬чу, объяснил, как важно не сплоховать сейчас для закрепления успехов, никто из моряков ни жестом, ни вздохов не напомнил о том, о чем они, возвращаясь, мечтали.
Через полчаса весь корабль был в мыльной пене. На верх¬ней палубе играла музыка,,, Через четыре часа на борт под¬нялась комиссия, А на следу¬ющий день стало известно, что «Огневой» получил самую высокую оценку в части.
Было это, когда мы и познакомились с Ясницким (че¬рез некоторое время ему при¬своили очередное воинское звание). Запомнилась в каюте командира, за его спиной, ма¬ленькая репродукция карти¬ны: речка, золотые деревья, зеленые луга — очень сочный, светлый пейзаж.
«Случайно увидел, - сказал Геннадий Павлович, - И так понравилась, что не удержался, купил»
Не знаю, какое название дал картине художник, а я бы назвал ее «Ясность». И не потому, что здесь увиделось созвучие с фамилией командира «Огневого», а созвучие с его характером, в котором крепка и отчетлива ясность жизни, мечты, цели

Красная звезда от 13.09.78г. Капитан 2 ранга С.Быстров
бпп
 
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 16:33

БПК пр. 61

Сообщение Schultz » 05 апр 2012, 14:06

Боевой корабль ВМФ РФ будет выполнять задачи у берегов Сирии

МОСКВА, 5 апр — РИА Новости. Сторожевой корабль (СКР, по классификации НАТО — фрегат) Черноморского флота России «Сметливый» будет выполнять задачи у берегов Сирии до мая этого года, сообщил РИА Новости в четверг военно-дипломатический источник.
«Сметливый» покинул главную базу ЧФ — Севастополь 1 апреля. Корабль 2 апреля прошел черноморские проливы Босфор и Дарданеллы и сейчас держит курс на сирийский порт Тартус, где находится пункт материально-технического обеспечения российского ВМФ.

«На первом этапе СКР “Сметливый” зайдет в порт Тартус, где пополнит запасы воды и продовольствия, экипаж будет иметь возможность краткосрочного отдыха. Затем в течение месяца корабль будет выполнять задачи в восточной части Средиземноморья, в непосредственной близости от берегов Сирии», — сказал источник.
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 7265
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 16:55
Откуда: Москва
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос

Re: БПК пр. 61

Сообщение Schultz » 06 апр 2012, 16:12

На всякий случай, фото СКР (бывший БПК) "Сметливый".
Изображение
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 7265
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 16:55
Откуда: Москва
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос

Re: БПК пр. 61

Сообщение Schultz » 12 мар 2013, 11:01

SAnyok писал(а):Построен для Индии D54 построен/спущен в 1986г.

Сегодня, кстати, исполнилось ровно 30 лет со дня спуска на воду этого корабля пр. 61МЭ. Его изначальное имя было "Твердый". В ВМС Индии он назывался Ranvir.
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 7265
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 16:55
Откуда: Москва
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос

Re: БПК пр. 61

Сообщение Константин Бабин » 12 мар 2013, 15:56

Shultz писал(а): фото СКР (бывший БПК) "Сметливый".

Красавец. Чуть выше ватерлинии море накатало палубу. Даже сталь устает со временем, а нам это железо нравится даже ржавым, лишь бы было родное.
Константин Бабин
Почетный форумчанин
 
Сообщения: 866
Зарегистрирован: 28 окт 2012, 06:46
Откуда: Карелия, Петрозаводск
Реальное имя: Константин
Воинское звание: ст.2ст.

След.

Вернуться в Надводные корабли

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7