Тяжелые авианесущие крейсера проекта 1143
Добавлено: 20 янв 2006, 20:07
Корабельная авиация в борьбе с кораблями вероятного противни¬ка расширяет зоны боевого воз-действия своих кораблей, увеличи¬вает дальность целеуказания ударному ракетному оружию, спо¬собствует раннему обнаружению атакующего противника, а в десантных операциях может эффек-тивно использоваться для подавления сил и средств противодесантной обороны. Создание авиане-сущих кораблей советского Военно-морского флота пошло по пути строительства авианосных крейсеров универсального на¬значения, способных адекватно противодействовать имеемой уг¬розе. Отличительной их особенностью является оснащение мно¬гоцелевым парком летательных аппара-тов, способным решать задачи как противовоздушной обороны, так и противолодочной борьбы в сочетании с ударным ракетным оружием оперативно-тактического назначения и развитыми огне-выми системами само¬обороны.
Первым в классе авианесущих крупных кораблей появился тяже¬лый авианесущий крейсер (ТАКР) проекта 1143, тактико-техническое задание на проектирование которого было утверждено в 1968 году.
Проектирование корабля было поручено Невскому проектно-конструкторскому бюро Ленинграда, под руководством главного конструк¬тора А. В. Маринича. Вообще же первый советский авиане-сущий корабль специальной постройки — противолодочный крейсер-вертолетоносец «Москва» (проект 1123) был заложен в декабре 1962 года. В 1969 году второй та¬кой же корабль «Ленинград» вошел в состав Черноморского флота.
С появлением в составе советского ВМФ ТАКРов впервые в ис¬тории отечественного флота поя-вилась возможность организации ПВО корабельных соединений в море с использованием палуб-ной авиации.
В состав авиационного парка ТАКРов включались противоло¬дочные вертолеты Ка-25 (позже Ка-27) и самолеты вертикального взлета и посадки Як-38. В качестве ударного ракетного оружия опе¬ративно-тактического назначения на крейсере размещались 16 ра¬кет комплекса «Базальт», 8 из которых находились на пусковых ус¬тановках. В целях самообороны корабль имел: две пусковые установки зенитно-ракетного комплекса «Шторм»; две установки зенитно-ракетного комплекса «Оса»; восемь 30-мм шестистволь¬ных артиллерийских автоматов АК-630 и две артиллерийские ус¬тановки АК-726 калибра 76 мм. Размещение на корабле летатель¬ных аппаратов в совокупности с мощным ударным и зенитным ракетным, артиллерийским и противолодочным оружием наложи-ло свой отпечаток на архитектурный облик корабля, который значи¬тельно отличался от других типов боевых кораблей ВМФ как разме¬рами, так и конфигурацией верхней палубы (имеющей уг-ловой учас¬ток для взлета и посадки летательных аппаратов), наличием спонсона и надстройки «островного» типа, смещенной на правый борт. После разработки и утверждения проекта, в Нико-лаеве в 1970 го¬ду начали строительство головного ТАКРа («Киев»), а через два года — второго («Минск»).
При создании ТАКРа «Киев» был проведен большой объем опыт¬ных и экспериментальных работ, в том числе - полеты самолетов ти¬па Як-ЗбМ на дооборудованном для этих целей противолодоч-ном крейсере-вертолетоносце «Москва», на полетную палубу которого 18 ноября 1972 года со-вершил первую посадку летчик-испытатель М. С. Дексбах.
Самолет Як-ЗбМ - одноместный легкий штурмовик вертикаль¬ного взлета и посадки с комбиниро-ванной силовой установкой, со¬стоящей из трех двигателей — двух подъемных (ПД) и одного подъ¬емно-маршевого (ПМД).
Летные испытания показали, что по ряду характеристик задан¬ные значения достигнуты не были. Доработки и дополнительные ис¬пытания продолжались почти два года, и 6 октября 1976 года са-молет Як-36М был принят на вооружение под обозначением Як-38.
С течением времени интерес к самолету Як-38 снизился из-за ма¬лых тактических возможностей. В июле 1991 года был выполнен по¬следний полет на самолете Як-38. Их вывели в резерв и стали посте¬пенно разделывать.
После постройки двух первых кораблей «Киев» и «Минск» про¬ект 1143 подвергся корректировке. Эта корректировка для третьего корабля «Новороссийск» коснулась увеличения парка летатель-ных аппаратов с 24 до 36 единиц.
Более существенным переделкам подвергся четвертый корабль проекта 1143. На нем предусмот-рены полноценные средства бази¬рования и боевого управления самолетов-истребителей верти-каль¬ного и укороченного взлета и посадки Як-141, что впервые в отече¬ственном флоте позволило использовать корабельную авиацию в интересах противовоздушной обороны корабельных соеди-нений. Были улучшены условия использования авиации за счет уменьше¬ния размеров и изменения формы «островной» надстройки и сме¬щения на правый борт пусковых установок ракетного ком-плекса «Базальт».
На четвертом ТАКРе проекта 1143.4, получившем название «Ба¬ку» (с 1990 года переименован в «Адмирал флота Советского Союза С. Г. Горшков»), может базироваться 16 самолетов Як-141 и 19 верто¬летов Ка-27 (Ка-29). В состав ударного оружия входит 12 пусковых установок ракет ком-плекса «Базальт» (без перезарядки). Для усиле¬ния противолодочного вооружения установлены две десятистволь¬ные пусковые установки РБУ-12000. В качестве оружия самооборо¬ны на корабле на-ходится 24 вертикальные шахты ЗРК «Кинжал» (боекомплект 192 ракеты), две артустановки АК-100 и 8 артустановок АК-630.
Стандартное водоизмещение корабля составляет 37 000 т, полное — 44 500 т, длина — 273 м, ши-рина — 32,7 м (с угловой по¬летной палубой 47 м), осадка — 10,2 м. Размеры полетной палу¬бы — 195x20,7 м. Энергетическая установка котлотурбинная, четырехвальная, общей мощностью 147 000 кВт (8 паровых котлов и 4 ГТЗА), что позволяет кораблю развивать максимальную скорость 32 уз. Дальность плавания 18-узловым экономическим ходом со¬ставляет 13 500 миль. Экипаж ко-рабля насчитывает более 1200 офи¬церов, мичманов и матросов, а также 250 человек летного со-става.
Як-141 — многоцелевой самолет вертикального взлета и посадки, предназначенный для перехвата воздушных целей и ведения ближне¬го маневренного боя, а также для нанесения ударов по назем-ным и надводным объектам. Это первый в мире самолет, сочетающий в себе качества сверхзвуко-вого истребителя и вертикально взлетаю¬щего самолета.
О том, что Як-141 обладает высокими летно-техническими ха¬рактеристиками, свидетельствует и тот факт, что в процессе летных испытаний летчик-испытатель Андрей Синицын на одном из опыт¬ных самолетов установил 12 мировых рекордов по скороподъемнос¬ти и максимальной высоте полета с нагрузкой в одну и две тонны. По мнению иностранных авиаспециалистов, Як-141 опе-режал ана¬логичные зарубежные разработки на 15—20 лет.
Наряду с разработкой проектов ТАКРа с самолетами вертикаль¬ного взлета и посадки (СВВП) в СССР с 1968 года развернулись ис¬следования путей создания и проектные проработки по кораб-лям авианосного типа — с самолетами катапультного взлета (обычной аэродинамической схемы). Эти работы выполнялись в порядке под¬готовки проекта плана военного судостроения на 1971—1980 годы. Их необходимость вызывалась невозможностью решения проблемы боевой устойчиво-сти сил ВМФ в удаленных районах при примене¬нии СВВП с их ограниченными боевыми возмож-ностями.
Было принято решение о строительстве до 1985 года двух кораб¬лей водоизмещением около 70 000 т с атомной энергетической уста¬новкой и самолетами МиГ-23К, Су-25К, Су-27К. Их главным кон-ст¬руктором назначили начальника Невского ПКБ В. Ф. Аникеева (1918—1988). В целях ускорения отработки корабельных самолетов, катапульт и аэрофинишеров, обучения и тренировки летного состава предусматривалось создание наземного испытательно-тренировоч¬ного комплекса в Крыму на аэродроме Ново-Федоровка. Впоследст¬вии этот комплекс получил название «Нитка».
Первый ТАКР проекта 1143 «Киев» был введен в боевой состав ВМФ в декабре 1975 года. Его выход осенью 1976 года в Средиземное море близкие к руководству НАТО средства массовой ин-формации встретили обвинением в мнимом нарушении СССР Конвенции о ре¬жиме Черноморских проливов.
В 1977—1978 годах были приняты решения о продолжении стро¬ительства ТАКРов типа «Киев» и вооружения их, начиная с пятого корабля, самолетами с катапультным взлетом (Су-27К и Су-25К), СВВП Як-141 и вертолетами.
За «Киевом» вступил в строй в сентябре 1978 года второй ТАКР — «Минск», перешедший летом 1979 года на ТОФ к своему постоянно¬му месту дислокации.
Строительству ТАКРов, их освоению большое внимание уделял лично главком ВМФ адмирал флота Советского Союза С. Г. Горшков.
Для обеспечения взлетов самолетов Су-27К, МиГ-29К и Як-141 Невское ПКБ обязали предусмот-реть трамплин, в связи с чем изме¬нили состав оборудования строившегося наземного комплекса. Раз¬работку самолетов катапультного взлета прекратили. Летом 1982 года на «Нитке» провели лет-ные испытания самолетов-лабораторий Су-27 и МиГ-29 на экспериментальном трамплине, а с 1983 года здесь начались испытания аэрофинишеров. С 1985 года в Крыму начались испытания по взлету самолетов с трамплина принятой для корабля геометрии и их посадке на аэрофинишер.
Следующим кораблем серии ТАКР проекта 1143 стал «Новорос¬сийск», вступивший в состав ВМФ в августе 1982 года и занявший свое место в строю боевых кораблей ТОФа в феврале 1984 года. «Но¬вороссийск» и очередной за ним ТАКР имели уже не 16, а восемь крылатых ракет. Четвертым и последним кораблем проекта 1143, но уже с некоторыми усовершенствованиями, отчего проект стал иметь номер 1143.4, был «Баку», переименованный в 1988 году в «Ад¬мирал флота Советского Союза С. Г. Горшков», вступивший в состав ВМФ в январе 1987 года и перешедший на СФ в 1988 году. В дальней¬шей его судьбе, как в зеркале, отразилась вся последующая трагиче¬ская история кораблей российских ВМФ. Вот как повествуется об этом в уже упоминавшейся выше книге ад-мирала Г. Костева.
«В апреле 1976 года постановление ЦК КПСС и Совмина СССР утверждает постройку двух авиа-несущих крейсеров водо¬измещением в 60 тысяч тонн. После множества проволочек в сентябре 1982 года в Николаеве на стапеле заложили тяжелый авианесущий крейсер «Рига». Переимено-ванный сначала в «Ле¬онид Брежнев», потом — в «Тбилиси» и уже в 1991 году — в «Ад¬мирала Кузнецова». Отрапортовав о его окончательной сдаче в строй в 1995 году. Четыре названия одного корабля. Заложены три, а построен один...
...Его полное водоизмещение 65 тыс. т., максимальная скорость хода 32 уз., экипаж более 2000 че-ловек. Корабль дли¬ной 304,5 м, шириной 38 м и осадкой в носовой части 10,5 м имеет самолетный ангар длиной 183 м, шириной 29,4 м и вы¬сотой 7,5 м и 12 пусковых установок ударного ракетного ком¬плекса. Сквозная полетная палуба завершается в носовой части трамплином с углом 15°, а в ее кормовой части установле¬ны тросовые аэрофинишеры, тормозящие скорость посадки самолета.
Типовой состав базирующейся на крейсер авиагруппы включал 52 летательных аппарата: по 18 самолетов Су-27к и МиГ-29к, а также 16 вертолетов Ка-27.
Для Су-27к первоочередная задача обеспечить ПВО кора¬бельного соединения. Они оснащаются ракетами класса «воз¬дух—воздух» дальностью до 170 км и ракетами ближнего воз¬душного боя, а также противокорабельными ракетами. Максимальная боевая нагрузка 6,5 т при взлетной массе 32 т и при наибольшей дальности прямого полета без дозаправки в воздухе около 3 тыс. км.
На МиГ-29к возложены функции истребителей-бомбар¬дировщиков. Максимальная взлетная масса этих самолетов 17,7 т, а предельная боевая нагрузка не превышает 3 т. МиГ-29к были оборудова-ны подвесками для авиабомб, в том числе для управляемых и для противолокационных ракет. Эти самолеты могут решать и задачи ПВО корабельного соединения, исполь¬зуя для этой цели ракеты класса «воздух—воздух» ближнего боя, как и Су-27к. При этом бортовая РЛС МиГ-29к позволяет обст¬реливать одновременно до четырех целей. Максимальная дальность прямого полета МиГ-29к с подвесными топливны¬ми баками и предельной боевой нагрузкой достигает более 2,5 тыс. км.
Длина разбега самолетов при взлете с палубы «Кузнецова» не превышает 105 м с ближних к носу корабля стартовых пози¬ций и 190 м с дальних стартовых позиций. Корабельные само¬леты осна-щаются двигателями с увеличенной по сравнению с «сухопутными» аналогами тягой примерно на 12%. Поэтому палубные Су-27к и МиГ-29к имеют устройства для дозаправки в воздухе.
Из 16 Ка-27 на борту «Кузнецова» 2—3 вертолета предназна¬чены для радиолокационного дозора и наведения на надводные цели, они также могут выполнять поисково-спасательные функции, при-нимая на борт при проведении спасательных операций четыре человека каждый. Остальные вер-толеты име¬ют основное предназначение — поиск, обнаружение и уничто¬жение ПЛ. Экипаж вер-толета — три человека, взлетная масса 12 т, максимальная скорость 270 км/ч, предельная даль-ность полета 800 км при продолжительности нахождения в воздухе до четырех часов. На всех вер-толетах установлены баллонеты, поз¬воляющие в случае необходимости совершить посадку на во-ду.
Ка-27 несут противолодочные и противокорабельные ра¬кеты, управляемые авиабомбы.
«Кузнецов» оснащен комплексами противовоздушной и противолодочной обороны, достаточно совершенными гид¬роакустическими и радиолокационными комплексами, а так¬же средствами ра-диоэлектронной борьбы».
В создании этого корабля принимали участие 169 министерств и ведомств и свыше трех с полови-ной тысяч основных предприятий. Более трех лет корабль находился на стапеле, в декабре 1985 года его спустили на воду для достройки на плаву. Осенью 1989 года началось «заселение» крей-сера. Первым его командиром стал капитан 1-го ран¬га Ярыгин Виктор Степанович.
20 декабря 1991 ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузне¬цов» прибыл на СФ и был вклю-чен в состав 43-й ДРК.
В конце 1985 года началось строительство шестого ТАКРа (с 1990 года — гвардейский ТАКР «Варяг»). В 1984 году Невскому ПКБ поручили проектирование седьмого, на этот раз атомного, ТАКРа с увеличенными количеством палубных самолетов и водоиз¬мещением. При закладке ко-рабля (1988) он получил название «Улья¬новск».
В конце 1989 года на ТАКРе «Тбилиси» состоялись совместные летно-конструкторские испытания авиационного вооружения ко¬рабля. 1 ноября 1989 года на его палубу совершили первые посад¬ки, а затем и взлеты корабельные истребители МиГ-29К, Су-27К и учебно-тренировочный самолет Су-25УТГ. В 1990-1991 годах ис¬пытания этих машин продолжились на Черном море, а в конце 1991 года ТАКР (теперь уже «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов») совершил переход к месту своего базирования на Се¬верном флоте.
ТАКР проекта 1143. 5 способен нести 48 самолетов типов Су-27К (истребитель-перехватчик), Су-25К (штурмовик), МиГ-29К (истре¬битель) и Як-141, а также 12 вертолетов Ка-27. В качестве удар-ного вооружения крейсер имеет 12 подпалубных пусковых установок ком¬плекса «Гранит». Проти-володочное вооружение крейсера усилено Двумя 10-ствольными установками РБУ-12000. Для решения задач са¬мообороны крейсер проекта 1143. 5 вооружен 24 вертикальными шах¬тами ЗРК «Кинжал» (боекомплект 192 ракеты), 8 пусковыми установ¬ками ЗРК «Кортик» и 6 артустановками АК-630.
Стандартное водоизмещение корабля составляет 55 000 т, пол¬ное — 67 500 т, длина — 304,5 м, ширина — 38 м (с угловой полетной палубой 72 м), осадка — 10,5 м. Размеры самолетного ангара 183x29,4 7x7,5 м. На корабле 27 «этажей», на которых расположены 3857 помещений. В их числе: 387 кают четырех классов, 445 тамбу¬ров, 370 вентиляторных, 134 кубрика, 120 кладовых, 50 ду-шевых, 6 столовых. Более 6000 м сплошных коридоров, площадь полетной палубы 14 700 м2, око-ло 12 000 км трубопроводов, 138 000 км при¬веденной длины электрокабелей. Энергетическая ус-тановка позво¬ляет кораблю развивать скорость до 30 уз. Экипаж корабля насчи¬тывает 2100 чело-век, не считая летного состава.
В семействе легких истребителей, разработанных в конструктор¬ском бюро имени А. И. Микояна, МиГ-29К занимает особое место. В отличие от предшественников, которые хорошо известны как бое¬вые самолеты для завоевания господства в воздухе, корабельный МиГ может столь же успешно решать и задачи по защите крейсера от налета авиации противника, поддержки с воздуха морской пехоты, уничтожения различных морских целей, включая подводные лодки.
Решение о разработке МиГ-29К было принято в 1984 году. В тече¬ние четырех лет под руково-дством главного конструктора М. Р. Вальденберга шла напряженная работа по проектированию, строительст¬ву и доводке нового самолета. 23 июля 1988 года летчик-испытатель Токтар Аубаки-ров поднял машину в воздух.
Конструктивно МиГ-29К похож на многоцелевой истребитель МиГ-29М. Он также выполнен из алюминиево-литиевого сплава, практически полностью цельносварной. Но есть у этих машин и много отличий. На МиГ-29К, например, установлен не имеющий аналогов в отечественной прак-тике навигационный комплекс, этот самолет оборудован системами дозаправки в воздухе, а также ава¬рийного слива топлива. На нем усилены стойки шасси. Для зацепа за трос в хвостовой части имеется специальный крюк-гак. Для более компактного размещения на корабле крыло МиГ-29К складывается.
Самолет получился хороший, но судьба у него оказалась трудная. Из-за отсутствия финансирова-ния работы по программе МиГ-29К велись неритмично, а затем были и совсем свернуты. К числу многих перспективных программ, которые были похоронены в последнее время, прибавится еще одна — легкого палубного истребителя.
Работы по программе другого палубного истребителя Су-33 нача¬лись в 1984 году. Велись они под руководством генерального конструк¬тора «ОКБ Сухого» Михаила Симонова. Непосредственно проектиро¬ванием корабельного истребителя занималась группа разработчиков,
возглавляемая главным конструктором самолета К. Марбашевым. В августе 1987 года Су-33 вы-полнил первый полет. Спустя два года, 1 ноября 1989-го, заслуженный летчик-испытатель Виктор Пугачев впервые в нашей стране осуществил успешную посадку на ТАКР «Куз¬нецов» и взлет с палубы корабля с использованием трамплина.
Су-33 создавался на базе хорошо известного у нас и за рубежом I истребителя Су-27, а поэтому сохранил его лучшие достоинства. Да-I же с самой короткой дистанции, длиной всего 105 метров, истреби¬тель легко взлетает с полной заправкой топливом и полным ком¬плектом вооружения.
Су-33 предназначен для обороны кораблей ВМФ от средств воз¬душного нападения — самолетов и вертолетов, крылатых ракет, дистанционных пилотируемых летательных аппаратов, а также для поражения наземных и надводных целей, поддержки морских десантов. Принятый у нас в России термин «ТАКР» объясняется существенными различиями в концепциях авианосцев и ТАКРов. Авиа-группа авианосца ВМС США оптимизирована для нанесения мощ¬ных ударов по морским и береговым целям. Основная ее часть (до двух третей) — штурмовики и противолодочные самоле-ты. На ТАКРе типа «Кузнецов», предназначенном для отражения таких ударов, состав авиагрупп асимметричен — ее основную часть состав¬ляют истребители. Второй особенностью ТАКРа явля-ется наличие на I нем как средств самообороны соединения противокорабельных кры¬латых ракет (чего нет на авианосцах ВМС США), что и определяет отнесение этих кораблей к крейсерам.
Первым в классе авианесущих крупных кораблей появился тяже¬лый авианесущий крейсер (ТАКР) проекта 1143, тактико-техническое задание на проектирование которого было утверждено в 1968 году.
Проектирование корабля было поручено Невскому проектно-конструкторскому бюро Ленинграда, под руководством главного конструк¬тора А. В. Маринича. Вообще же первый советский авиане-сущий корабль специальной постройки — противолодочный крейсер-вертолетоносец «Москва» (проект 1123) был заложен в декабре 1962 года. В 1969 году второй та¬кой же корабль «Ленинград» вошел в состав Черноморского флота.
С появлением в составе советского ВМФ ТАКРов впервые в ис¬тории отечественного флота поя-вилась возможность организации ПВО корабельных соединений в море с использованием палуб-ной авиации.
В состав авиационного парка ТАКРов включались противоло¬дочные вертолеты Ка-25 (позже Ка-27) и самолеты вертикального взлета и посадки Як-38. В качестве ударного ракетного оружия опе¬ративно-тактического назначения на крейсере размещались 16 ра¬кет комплекса «Базальт», 8 из которых находились на пусковых ус¬тановках. В целях самообороны корабль имел: две пусковые установки зенитно-ракетного комплекса «Шторм»; две установки зенитно-ракетного комплекса «Оса»; восемь 30-мм шестистволь¬ных артиллерийских автоматов АК-630 и две артиллерийские ус¬тановки АК-726 калибра 76 мм. Размещение на корабле летатель¬ных аппаратов в совокупности с мощным ударным и зенитным ракетным, артиллерийским и противолодочным оружием наложи-ло свой отпечаток на архитектурный облик корабля, который значи¬тельно отличался от других типов боевых кораблей ВМФ как разме¬рами, так и конфигурацией верхней палубы (имеющей уг-ловой учас¬ток для взлета и посадки летательных аппаратов), наличием спонсона и надстройки «островного» типа, смещенной на правый борт. После разработки и утверждения проекта, в Нико-лаеве в 1970 го¬ду начали строительство головного ТАКРа («Киев»), а через два года — второго («Минск»).
При создании ТАКРа «Киев» был проведен большой объем опыт¬ных и экспериментальных работ, в том числе - полеты самолетов ти¬па Як-ЗбМ на дооборудованном для этих целей противолодоч-ном крейсере-вертолетоносце «Москва», на полетную палубу которого 18 ноября 1972 года со-вершил первую посадку летчик-испытатель М. С. Дексбах.
Самолет Як-ЗбМ - одноместный легкий штурмовик вертикаль¬ного взлета и посадки с комбиниро-ванной силовой установкой, со¬стоящей из трех двигателей — двух подъемных (ПД) и одного подъ¬емно-маршевого (ПМД).
Летные испытания показали, что по ряду характеристик задан¬ные значения достигнуты не были. Доработки и дополнительные ис¬пытания продолжались почти два года, и 6 октября 1976 года са-молет Як-36М был принят на вооружение под обозначением Як-38.
С течением времени интерес к самолету Як-38 снизился из-за ма¬лых тактических возможностей. В июле 1991 года был выполнен по¬следний полет на самолете Як-38. Их вывели в резерв и стали посте¬пенно разделывать.
После постройки двух первых кораблей «Киев» и «Минск» про¬ект 1143 подвергся корректировке. Эта корректировка для третьего корабля «Новороссийск» коснулась увеличения парка летатель-ных аппаратов с 24 до 36 единиц.
Более существенным переделкам подвергся четвертый корабль проекта 1143. На нем предусмот-рены полноценные средства бази¬рования и боевого управления самолетов-истребителей верти-каль¬ного и укороченного взлета и посадки Як-141, что впервые в отече¬ственном флоте позволило использовать корабельную авиацию в интересах противовоздушной обороны корабельных соеди-нений. Были улучшены условия использования авиации за счет уменьше¬ния размеров и изменения формы «островной» надстройки и сме¬щения на правый борт пусковых установок ракетного ком-плекса «Базальт».
На четвертом ТАКРе проекта 1143.4, получившем название «Ба¬ку» (с 1990 года переименован в «Адмирал флота Советского Союза С. Г. Горшков»), может базироваться 16 самолетов Як-141 и 19 верто¬летов Ка-27 (Ка-29). В состав ударного оружия входит 12 пусковых установок ракет ком-плекса «Базальт» (без перезарядки). Для усиле¬ния противолодочного вооружения установлены две десятистволь¬ные пусковые установки РБУ-12000. В качестве оружия самооборо¬ны на корабле на-ходится 24 вертикальные шахты ЗРК «Кинжал» (боекомплект 192 ракеты), две артустановки АК-100 и 8 артустановок АК-630.
Стандартное водоизмещение корабля составляет 37 000 т, полное — 44 500 т, длина — 273 м, ши-рина — 32,7 м (с угловой по¬летной палубой 47 м), осадка — 10,2 м. Размеры полетной палу¬бы — 195x20,7 м. Энергетическая установка котлотурбинная, четырехвальная, общей мощностью 147 000 кВт (8 паровых котлов и 4 ГТЗА), что позволяет кораблю развивать максимальную скорость 32 уз. Дальность плавания 18-узловым экономическим ходом со¬ставляет 13 500 миль. Экипаж ко-рабля насчитывает более 1200 офи¬церов, мичманов и матросов, а также 250 человек летного со-става.
Як-141 — многоцелевой самолет вертикального взлета и посадки, предназначенный для перехвата воздушных целей и ведения ближне¬го маневренного боя, а также для нанесения ударов по назем-ным и надводным объектам. Это первый в мире самолет, сочетающий в себе качества сверхзвуко-вого истребителя и вертикально взлетаю¬щего самолета.
О том, что Як-141 обладает высокими летно-техническими ха¬рактеристиками, свидетельствует и тот факт, что в процессе летных испытаний летчик-испытатель Андрей Синицын на одном из опыт¬ных самолетов установил 12 мировых рекордов по скороподъемнос¬ти и максимальной высоте полета с нагрузкой в одну и две тонны. По мнению иностранных авиаспециалистов, Як-141 опе-режал ана¬логичные зарубежные разработки на 15—20 лет.
Наряду с разработкой проектов ТАКРа с самолетами вертикаль¬ного взлета и посадки (СВВП) в СССР с 1968 года развернулись ис¬следования путей создания и проектные проработки по кораб-лям авианосного типа — с самолетами катапультного взлета (обычной аэродинамической схемы). Эти работы выполнялись в порядке под¬готовки проекта плана военного судостроения на 1971—1980 годы. Их необходимость вызывалась невозможностью решения проблемы боевой устойчиво-сти сил ВМФ в удаленных районах при примене¬нии СВВП с их ограниченными боевыми возмож-ностями.
Было принято решение о строительстве до 1985 года двух кораб¬лей водоизмещением около 70 000 т с атомной энергетической уста¬новкой и самолетами МиГ-23К, Су-25К, Су-27К. Их главным кон-ст¬руктором назначили начальника Невского ПКБ В. Ф. Аникеева (1918—1988). В целях ускорения отработки корабельных самолетов, катапульт и аэрофинишеров, обучения и тренировки летного состава предусматривалось создание наземного испытательно-тренировоч¬ного комплекса в Крыму на аэродроме Ново-Федоровка. Впоследст¬вии этот комплекс получил название «Нитка».
Первый ТАКР проекта 1143 «Киев» был введен в боевой состав ВМФ в декабре 1975 года. Его выход осенью 1976 года в Средиземное море близкие к руководству НАТО средства массовой ин-формации встретили обвинением в мнимом нарушении СССР Конвенции о ре¬жиме Черноморских проливов.
В 1977—1978 годах были приняты решения о продолжении стро¬ительства ТАКРов типа «Киев» и вооружения их, начиная с пятого корабля, самолетами с катапультным взлетом (Су-27К и Су-25К), СВВП Як-141 и вертолетами.
За «Киевом» вступил в строй в сентябре 1978 года второй ТАКР — «Минск», перешедший летом 1979 года на ТОФ к своему постоянно¬му месту дислокации.
Строительству ТАКРов, их освоению большое внимание уделял лично главком ВМФ адмирал флота Советского Союза С. Г. Горшков.
Для обеспечения взлетов самолетов Су-27К, МиГ-29К и Як-141 Невское ПКБ обязали предусмот-реть трамплин, в связи с чем изме¬нили состав оборудования строившегося наземного комплекса. Раз¬работку самолетов катапультного взлета прекратили. Летом 1982 года на «Нитке» провели лет-ные испытания самолетов-лабораторий Су-27 и МиГ-29 на экспериментальном трамплине, а с 1983 года здесь начались испытания аэрофинишеров. С 1985 года в Крыму начались испытания по взлету самолетов с трамплина принятой для корабля геометрии и их посадке на аэрофинишер.
Следующим кораблем серии ТАКР проекта 1143 стал «Новорос¬сийск», вступивший в состав ВМФ в августе 1982 года и занявший свое место в строю боевых кораблей ТОФа в феврале 1984 года. «Но¬вороссийск» и очередной за ним ТАКР имели уже не 16, а восемь крылатых ракет. Четвертым и последним кораблем проекта 1143, но уже с некоторыми усовершенствованиями, отчего проект стал иметь номер 1143.4, был «Баку», переименованный в 1988 году в «Ад¬мирал флота Советского Союза С. Г. Горшков», вступивший в состав ВМФ в январе 1987 года и перешедший на СФ в 1988 году. В дальней¬шей его судьбе, как в зеркале, отразилась вся последующая трагиче¬ская история кораблей российских ВМФ. Вот как повествуется об этом в уже упоминавшейся выше книге ад-мирала Г. Костева.
«В апреле 1976 года постановление ЦК КПСС и Совмина СССР утверждает постройку двух авиа-несущих крейсеров водо¬измещением в 60 тысяч тонн. После множества проволочек в сентябре 1982 года в Николаеве на стапеле заложили тяжелый авианесущий крейсер «Рига». Переимено-ванный сначала в «Ле¬онид Брежнев», потом — в «Тбилиси» и уже в 1991 году — в «Ад¬мирала Кузнецова». Отрапортовав о его окончательной сдаче в строй в 1995 году. Четыре названия одного корабля. Заложены три, а построен один...
...Его полное водоизмещение 65 тыс. т., максимальная скорость хода 32 уз., экипаж более 2000 че-ловек. Корабль дли¬ной 304,5 м, шириной 38 м и осадкой в носовой части 10,5 м имеет самолетный ангар длиной 183 м, шириной 29,4 м и вы¬сотой 7,5 м и 12 пусковых установок ударного ракетного ком¬плекса. Сквозная полетная палуба завершается в носовой части трамплином с углом 15°, а в ее кормовой части установле¬ны тросовые аэрофинишеры, тормозящие скорость посадки самолета.
Типовой состав базирующейся на крейсер авиагруппы включал 52 летательных аппарата: по 18 самолетов Су-27к и МиГ-29к, а также 16 вертолетов Ка-27.
Для Су-27к первоочередная задача обеспечить ПВО кора¬бельного соединения. Они оснащаются ракетами класса «воз¬дух—воздух» дальностью до 170 км и ракетами ближнего воз¬душного боя, а также противокорабельными ракетами. Максимальная боевая нагрузка 6,5 т при взлетной массе 32 т и при наибольшей дальности прямого полета без дозаправки в воздухе около 3 тыс. км.
На МиГ-29к возложены функции истребителей-бомбар¬дировщиков. Максимальная взлетная масса этих самолетов 17,7 т, а предельная боевая нагрузка не превышает 3 т. МиГ-29к были оборудова-ны подвесками для авиабомб, в том числе для управляемых и для противолокационных ракет. Эти самолеты могут решать и задачи ПВО корабельного соединения, исполь¬зуя для этой цели ракеты класса «воздух—воздух» ближнего боя, как и Су-27к. При этом бортовая РЛС МиГ-29к позволяет обст¬реливать одновременно до четырех целей. Максимальная дальность прямого полета МиГ-29к с подвесными топливны¬ми баками и предельной боевой нагрузкой достигает более 2,5 тыс. км.
Длина разбега самолетов при взлете с палубы «Кузнецова» не превышает 105 м с ближних к носу корабля стартовых пози¬ций и 190 м с дальних стартовых позиций. Корабельные само¬леты осна-щаются двигателями с увеличенной по сравнению с «сухопутными» аналогами тягой примерно на 12%. Поэтому палубные Су-27к и МиГ-29к имеют устройства для дозаправки в воздухе.
Из 16 Ка-27 на борту «Кузнецова» 2—3 вертолета предназна¬чены для радиолокационного дозора и наведения на надводные цели, они также могут выполнять поисково-спасательные функции, при-нимая на борт при проведении спасательных операций четыре человека каждый. Остальные вер-толеты име¬ют основное предназначение — поиск, обнаружение и уничто¬жение ПЛ. Экипаж вер-толета — три человека, взлетная масса 12 т, максимальная скорость 270 км/ч, предельная даль-ность полета 800 км при продолжительности нахождения в воздухе до четырех часов. На всех вер-толетах установлены баллонеты, поз¬воляющие в случае необходимости совершить посадку на во-ду.
Ка-27 несут противолодочные и противокорабельные ра¬кеты, управляемые авиабомбы.
«Кузнецов» оснащен комплексами противовоздушной и противолодочной обороны, достаточно совершенными гид¬роакустическими и радиолокационными комплексами, а так¬же средствами ра-диоэлектронной борьбы».
В создании этого корабля принимали участие 169 министерств и ведомств и свыше трех с полови-ной тысяч основных предприятий. Более трех лет корабль находился на стапеле, в декабре 1985 года его спустили на воду для достройки на плаву. Осенью 1989 года началось «заселение» крей-сера. Первым его командиром стал капитан 1-го ран¬га Ярыгин Виктор Степанович.
20 декабря 1991 ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузне¬цов» прибыл на СФ и был вклю-чен в состав 43-й ДРК.
В конце 1985 года началось строительство шестого ТАКРа (с 1990 года — гвардейский ТАКР «Варяг»). В 1984 году Невскому ПКБ поручили проектирование седьмого, на этот раз атомного, ТАКРа с увеличенными количеством палубных самолетов и водоиз¬мещением. При закладке ко-рабля (1988) он получил название «Улья¬новск».
В конце 1989 года на ТАКРе «Тбилиси» состоялись совместные летно-конструкторские испытания авиационного вооружения ко¬рабля. 1 ноября 1989 года на его палубу совершили первые посад¬ки, а затем и взлеты корабельные истребители МиГ-29К, Су-27К и учебно-тренировочный самолет Су-25УТГ. В 1990-1991 годах ис¬пытания этих машин продолжились на Черном море, а в конце 1991 года ТАКР (теперь уже «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов») совершил переход к месту своего базирования на Се¬верном флоте.
ТАКР проекта 1143. 5 способен нести 48 самолетов типов Су-27К (истребитель-перехватчик), Су-25К (штурмовик), МиГ-29К (истре¬битель) и Як-141, а также 12 вертолетов Ка-27. В качестве удар-ного вооружения крейсер имеет 12 подпалубных пусковых установок ком¬плекса «Гранит». Проти-володочное вооружение крейсера усилено Двумя 10-ствольными установками РБУ-12000. Для решения задач са¬мообороны крейсер проекта 1143. 5 вооружен 24 вертикальными шах¬тами ЗРК «Кинжал» (боекомплект 192 ракеты), 8 пусковыми установ¬ками ЗРК «Кортик» и 6 артустановками АК-630.
Стандартное водоизмещение корабля составляет 55 000 т, пол¬ное — 67 500 т, длина — 304,5 м, ширина — 38 м (с угловой полетной палубой 72 м), осадка — 10,5 м. Размеры самолетного ангара 183x29,4 7x7,5 м. На корабле 27 «этажей», на которых расположены 3857 помещений. В их числе: 387 кают четырех классов, 445 тамбу¬ров, 370 вентиляторных, 134 кубрика, 120 кладовых, 50 ду-шевых, 6 столовых. Более 6000 м сплошных коридоров, площадь полетной палубы 14 700 м2, око-ло 12 000 км трубопроводов, 138 000 км при¬веденной длины электрокабелей. Энергетическая ус-тановка позво¬ляет кораблю развивать скорость до 30 уз. Экипаж корабля насчи¬тывает 2100 чело-век, не считая летного состава.
В семействе легких истребителей, разработанных в конструктор¬ском бюро имени А. И. Микояна, МиГ-29К занимает особое место. В отличие от предшественников, которые хорошо известны как бое¬вые самолеты для завоевания господства в воздухе, корабельный МиГ может столь же успешно решать и задачи по защите крейсера от налета авиации противника, поддержки с воздуха морской пехоты, уничтожения различных морских целей, включая подводные лодки.
Решение о разработке МиГ-29К было принято в 1984 году. В тече¬ние четырех лет под руково-дством главного конструктора М. Р. Вальденберга шла напряженная работа по проектированию, строительст¬ву и доводке нового самолета. 23 июля 1988 года летчик-испытатель Токтар Аубаки-ров поднял машину в воздух.
Конструктивно МиГ-29К похож на многоцелевой истребитель МиГ-29М. Он также выполнен из алюминиево-литиевого сплава, практически полностью цельносварной. Но есть у этих машин и много отличий. На МиГ-29К, например, установлен не имеющий аналогов в отечественной прак-тике навигационный комплекс, этот самолет оборудован системами дозаправки в воздухе, а также ава¬рийного слива топлива. На нем усилены стойки шасси. Для зацепа за трос в хвостовой части имеется специальный крюк-гак. Для более компактного размещения на корабле крыло МиГ-29К складывается.
Самолет получился хороший, но судьба у него оказалась трудная. Из-за отсутствия финансирова-ния работы по программе МиГ-29К велись неритмично, а затем были и совсем свернуты. К числу многих перспективных программ, которые были похоронены в последнее время, прибавится еще одна — легкого палубного истребителя.
Работы по программе другого палубного истребителя Су-33 нача¬лись в 1984 году. Велись они под руководством генерального конструк¬тора «ОКБ Сухого» Михаила Симонова. Непосредственно проектиро¬ванием корабельного истребителя занималась группа разработчиков,
возглавляемая главным конструктором самолета К. Марбашевым. В августе 1987 года Су-33 вы-полнил первый полет. Спустя два года, 1 ноября 1989-го, заслуженный летчик-испытатель Виктор Пугачев впервые в нашей стране осуществил успешную посадку на ТАКР «Куз¬нецов» и взлет с палубы корабля с использованием трамплина.
Су-33 создавался на базе хорошо известного у нас и за рубежом I истребителя Су-27, а поэтому сохранил его лучшие достоинства. Да-I же с самой короткой дистанции, длиной всего 105 метров, истреби¬тель легко взлетает с полной заправкой топливом и полным ком¬плектом вооружения.
Су-33 предназначен для обороны кораблей ВМФ от средств воз¬душного нападения — самолетов и вертолетов, крылатых ракет, дистанционных пилотируемых летательных аппаратов, а также для поражения наземных и надводных целей, поддержки морских десантов. Принятый у нас в России термин «ТАКР» объясняется существенными различиями в концепциях авианосцев и ТАКРов. Авиа-группа авианосца ВМС США оптимизирована для нанесения мощ¬ных ударов по морским и береговым целям. Основная ее часть (до двух третей) — штурмовики и противолодочные самоле-ты. На ТАКРе типа «Кузнецов», предназначенном для отражения таких ударов, состав авиагрупп асимметричен — ее основную часть состав¬ляют истребители. Второй особенностью ТАКРа явля-ется наличие на I нем как средств самообороны соединения противокорабельных кры¬латых ракет (чего нет на авианосцах ВМС США), что и определяет отнесение этих кораблей к крейсерам.