Сторожевые противолодочные корабли проектов 1135

История, боевой путь, командиры
бпп
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:33

Сообщение бпп »

В МАРТЕ 1987 г. экипаж сторожевого корабля «Деятельный» во время плавания в южной части Эгейского моря в штормовых условиях при сильной грозовой деятельности наблюдал редкое явление — шаровую молнию.
Ровно в 02.00 на расстоянии около 4 м от левого борта появился белый светящийся шар диаметром примерно 20 см, который занял фиксированное положение в районе полубака (на уровне верхней палубы) и через 1 — 2 с взорвался. При этом наблюдалась ослепительная вспышка, а звук был настолько сильным, что от его раската проснулся почти весь личный состав корабля, свободный, от вахт.
Затем при осмотре корабля обнаружилось, что показания путевого магнитного компаса отличаются от прежних на 21°, перебита радиоантенна, от мощного электромагнитного импульса сгорел коаксиальный кабель и оплавился разъем антенны радиоприемника.
Позднее офицеры-штурманы, отвечающие за сбор информации о подобных явлениях природы, проштудировали всю научную и популярную литературу по данному вопросу, которая нашлась на корабле, откуда и почерпнули сведения, приведенные ниже.
Шаровая молния обычно представляет собой круглую светящуюся массу диаметром до 20 см, движущуюся с умеренной скоростью, что позволяет проследить за ней невооруженным глазом. Иногда она исчезает бесследно, иногда же разрывается с сильным треском, причиняя разрушения. Шаровая молния обычно возникает непосредственно за линейной, и при ее появлении, как пра¬вило, слышен свистящий или жужжащий звук, а после исчезновения часто остается остропахнущая дымка.
Продолжительность существования шаровой молнии, по оценке наблюдателей, колеблется от секунды до нескольких минут. Ее движение обусловленовоздушными течениями. В отдельных случаях она перемещается самостоятельно,что связано с наличием местного электрического поля. Бывает, что шар некоторое время стоит на месте, кипя и выбрасывая искры.
Шаровая молния, следуя по воздушному потоку, может быть втянута внутрь помещений через открытые двери и окна. Как правило, она катится вдоль проводников, нагревая их. Человеку, коснувшемуся ее, грозит смертельное поражение.
А вот ответов на другие вопросы, в частности: существует ли теория, объясняющая это явление, представляет ли шаровая молния реальную опасность для кораблей,— в нашей библиотеке мы не нашли.
Капитан 1 ранга Ю. КОБЗАРЕВ («Морской сборник» 1988г., №8)
бпп
Величко Александр
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 18 фев 2007, 19:11
Откуда: Московская обл г.Клин

Сообщение Величко Александр »

Shmel,
приет!! Что-то в перечне выпущенных кораблей проекта1135не нахожу "Достойный" и "Доблестный" и насколько я помню для наблюдением
воздушных целей на "Доблестном "была установлена РЛС "Ангара"
суважением А Величко
Аватара пользователя
MuRena
Глобальный модератор
Глобальный модератор
Сообщения: 1143
Зарегистрирован: 05 янв 2007, 23:41
Откуда: Североморск/Питер
Контактная информация:

Сообщение MuRena »

Юбилей сторожевого корабля "Лёгкий" ("Морской сборник" №7-2002)
Изображение Изображение Изображение
бпп
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:33

Сообщение бпп »

Занявший второе место конкурса по штурманской подготовке 1991 г. штурман СКР "Разительный" ЧФ капитан-лейтенант Л.Станкевич награжден ценным подарком от Министра обороны и в настоящее время в звании капитана 3 ранга учится в Военно-Морской Академии
(«Морской сборник» 1995г., № 2)
бпп
бпп
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:33

Сообщение бпп »

12 мая 1993 г. сторожевой корабль Северного флота «Резвый», покинув причал г.Североморска, взял курс к берегам Норвегии в порт Тромсе.
Несмотря на то, что наши страны являются соседями и имеют общую северную границу, Тромсе впервые за много лет принимал гостей с соседнего востока. Многое изменилось в отношениях наших стран за последние годы. Нас глубоко радует позитивное добрососедство, которое мы ощущаем сегодня. Это еще раз подтвердил визит российского военного корабля, состоявшийся с 14 по 18 мая сего года.
Особую признательность нашим морякам выразили хозяева в связи с тем, что визит был приурочен к национальному празднику - Дню Норвежской Конституции - 17 мая.Добро пожаловать в Тромсе! Такими сло¬вами встречали российских моряков гостеприимные норвежцы. Программа визита была насыщенной до предела. Обмен салютами, встречи российских и норвежских моряков, приемы у губернатора, в мэрии, на российском и норвежских кораблях, возложения венков к памятникам русским и норвежским воинам, праздничное богослужение в местном соборе, экскурсии, соревнования, концерты, пресс-конференции - вот основной перечень дружественных мероприятий с участием офицеров и матросов СКР «Резвый».
«Мы горды нашей страной и нашим городом и надеемся, что пребывание здесь останется в ваших сердцах хорошими воспоминаниями» - такими словами провожали нас норвежцы.
А мы, в свою очередь, надеемся, что прошедший визит будет и дальше способствовать углублению знакомства и послужит взаимопониманию между нашими странами и непосредственно военно-морскими силами.
(«Морской сборник» 1993г. № 7)
бпп
бпп
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:33

Сообщение бпп »

Не самые плохие ученики старой школы
Корабли ВМС США входили в главную базу Северного флота - Североморск. И российские моряки ревностно наблю¬дали за действиями визитеров, своих вчерашних потенциальных противников. Всем хотелось увидеть, как они будут швартоваться. Швартовка - важный эле¬мент морской культуры, требующий особых навыков и мастерства. Когда до пирса оставалось всего ничего, амери¬канцы сбавили ход и воспользовались, как это и было предусмотрено протоко¬лом, помощью буксиров. Реакцией неко¬торых офицеров было: «Ну, с буксиром и дурак причалит. Попробовали бы, как мы - без них, особенно в плохую погоду...»
Этот случай вспомнился морякам рос¬сийского сторожевого корабля «Резвый» через год, когда тот в середине мая швар¬товался к причалу норвежского города Тромсе. Швартовка должна была осуществляться с помощью буксиров (именно так, как поступили американцы), а управлять ими - норвежский лоцман. Однако с выходом в расчетную точку экипаж корабля обнаружил: буксиров нет. Последовал вопрос к лоцману... «Сейчас будут, ждите», - ответил тот. Вскоре один буксир появился, а точнее - прогулочный катер. Он должен был идти к корме, но почему-то направился к носовой части корабля... Сильное же течение поставило «Резвый» в сложное положение. Его начало сносить на пятиметровую изобату, а осадка у корабля - 7,2 метра. Назревали неприятности. В этот момент...
Начальник походного штаба капитан 1 ранга Александр Смирнов принял решение швартоваться самостоятельно. Он тут же приказал вступить в командование Сергею Русакову, как наиболее опытному в управлении кораблем данного проекта среди находившихся на его борту.
Потом мы поинтересовались у Смирнова: а как же командир корабля Валерий Хмельницкий, ведь он остался в стороне, не обидели ли его тем самым.
- Как сказать, - ответил Смирнов. - Не без этого, видимо... А что мы все вместе чувствовали бы, если на глазах нор¬вежской публики дали, мягко говоря, маху, навалившись на причал. Нет, так среди порядочных людей не бывает. Если ты старший и более опытный на корабле, то будь готов к тому, что самая опасная ситуация - твоя. А у Валерия все еще впереди...
Итак, Русаков встал на мостик, сам Смирнов - на телеграф. Корабль к причалу они поставили великолепно, он подошел к пирсу, что назы¬вается, тютелька в тютельку. За швар¬товкой наблюдали преподаватели нор¬вежской штурманской мореходной ака¬демии, находящейся в Тромсе. Через день один из них, в прошлом военный моряк, прибыл на борт «Резвого» и сказал, что к процессу швартовки иностранных кораблей у них интерес профессиональный. Причал в Тромсе визитный, здесь были канадцы, немцы, американцы... Все они сюда становились под буксирами. Впервые такой большой корабль пришвартовался самостоятельно. Российские моряки, сразу видно, профессионалы.
А при отходе от причала экипаж «Рез¬вого» вновь был поставлен в экстремаль¬ную ситуацию. Норвежский лоцман не¬правильно определил направление тече¬ния, и корабль к нему развернулся лагом. Создалась огромная нагрузка на бук¬сирные тросы, от них даже дым пошел. Секунд через сорок трос соскочил с гла¬голь-гака. Ситуация не предвещала ничего хорошего - прямая угроза наматы¬вания буксирного конца на винт и нава¬ливания корабля по инерции на стоявший у причала норвежский фрегат «Берген». И опять ситуацию разрядили Александр Смирнов и Сергей Русаков.
Уже позже, при обсуждении случивше¬гося, подумалось, что именно благодаря таким офицерам, у российского флота сохранился запас профессионализма. Этот вывод зиждется не только на наблю¬дениях за действиями офицеров в сложных ситуациях. Нет. Штатная долж¬ность Александра Смирнова - начальник штаба дивизии противолодочных кор¬аблей, а Сергея Русакова - начальник штаба бригады, входящей в эту дивизию. Так вот, видимо, кто-то из читателей пом¬нит мартовское пребывание на Северном флоте Министра обороны России гене¬рала армии Павла Грачева. Тогда по плану он должен был работать на атомном крей¬сере «Адмирал Ушаков». Однако ми¬нистр внезапно изменил свои намерения и прибыл на борт ВПК «Адмирал Левченко». Он объявил экипажу тревогу и поставил задачу на выход в море.
Сколько, вы думаете, потребовалось экипажу на то, чтобы корабль отошел от причала? Меньше часа. Министр обо¬роны остался доволен действиями моря¬ков. Он отметил, что *<Адмирал Ле¬вченко» готов к боевой службе.
Так вот этот корабль входит в бригаду, где начальником штаба был Сергей Руса¬ков. И отчасти его опыт, талант, как и Александра Смирнова, воплотились в выучке экипажа.
Сегодня российским кораблям в силу экономических условий приходится меньше бороздить океаны, меньше зани¬маться боевой подготовкой. И все же мас¬терство, и ощутимое, у российских моря¬ков сохраняется. Сохраняется благодаря тем, кто приобрел его в отличной школе интенсивных плаваний нашего ВМФ.
- Если бы сберечь все то лучшее, что было раньше...- говорил в беседе Алек¬сандр Смирнов. - Вот сейчас ходим под нашим историческим Андреевским фла¬гом, готовимся отметить 300-летие рос¬сийского флота, но как-то не чувствуется среди моряков приподнятости, восторж¬енности, как раньше. Помню, встречаются в Средиземном море кора¬бли СССР - сменяют друг друга на боевой службе. Экипаж на палубе. Поднимается Военно-морской флаг СССР, звучит гимн. Даже у нас, людей вроде бы несентимен¬тальных, это вызывало внутренний тре¬пет, появлялись слезы. А сегодня? Играют гимн России, а сердца офицеров, матро¬сов глухи. И не от того, что он плох. Но почему-то по-другому мы стали воспри¬нимать слова «Родина», «защита Отечества». Может быть, слишком долго людей в погонах обливали грязью, а слово «Родина» с экрана телевизора до сих пор. произносится с сарказмом. Словом, часть офицеров надломились, появились ра¬порта с просьбой уволить в запас. Но нас, тех, кто постарше, это не сломало. Учили-то ведь нас в течение почти всей жизни одному - защищать свою державу. Мы ее и сегодня защищаем.
Александр Смирнов, Сергей Русаков... Возможно, кто-то из североморцев, зна¬ющих их, скажет, что в чем-то эти офи¬церы им не нравятся (у того же Смирнова, к примеру, крутой характер), и вообще они не являются идеалом. Но мы и не ста¬вили перед собой цель рассказать об идеальных людях. Задача в другом - ска¬зать о том, что именно благодаря таким, как Смирнов, Русаков и подобным им офицерам, поседевшим в морях, российс¬кие корабли сегодня ходят под Андреевским флагом. И будут ходить - с достоинст¬вом!
Сторожевой корабль «Резвый» должен был совершить официальный визит в Норвегию в середине мая. А задачу эки¬паж получил в конце апреля. Всего с деся¬ток дней на подготовку. Ну и что, возразит иной читатель, любой корабль должен быть готов к немедленному выходу в море. Все это так, если корабль входит в состав сил боевой готовности. Но тут случай особый. Корабль четыре года прос¬тоял в заводе - ремонтировался (попал туда в период начавшейся экономической неразберихи). Причем заводчане так и не смогли устранить все неисправности до конца. Потом пять лет корабль прак¬тически не красился. Но самое страшное -экипаж был укомплектован на пятьдесят процентов, «раздет», как говорят моряки. С укомплектованностью сегодня везде туго - на флоте тоже. Можно было разж¬иться за счет других кораблей соедине¬ния. Но и тут незадача. «Адмирал Левченко» готовился к выходу в Персидский залив, «Адмирал Харламов» - с офи¬циальным визитом в Канаду. Словом, собирали на «Резвый» с миру по нитке.
Не будем больше утомлять читателя перечислением возникших проблем - в назначенный срок корабль отошел от причала, и на него было приятно смо¬треть. Безусловно, экипажу «Резвого» была оказана помощь со стороны офице¬ров штаба флота, командующего Кольской флотилией вице-адмирала Ва¬лерия Корнюшко. И все же в том, что ко¬рабль успешно выполнил поставленные задачи, есть заслуга Смирнова и Русакова, их коллег по походному штабу. К слову, Смирнов лежал в госпитале, когда посту¬пил приказ готовить «Резвый» к боевой службе. Зная, что корабль четыре года не выходил в море, выписался и все время не сходил с борта. Может это и не дело рисковать здоровьем в мирное время. Но так поступать его учила жизнь и вся прежняя служба.
Каждая минута - боевой учебе. Это в крови у Александра Смирнова, Сергея Русакова. И сегодня они изыскивают любую возможность для того, чтобы выйти в море. Правда, теперь они в роли обуча¬ющих. Ну а чему они учат, понятно, диви¬зия противолодочная - организации про¬тиволодочной борьбы, тому, чтобы любая субмарина противника в случае необхо¬димости была обнаружена и уничтожена. Благо, что костяк офицеров в дивизии сохранился, в том числе и молодых. Вот и на «Резвом» нам назвали дюжину добросовестных офицеров, тех, за кем будущее российского флота. Среди них старший лейтенант Геннадий Бир, лейтенанты Ев¬гений Евдокимов, Кирилл Никитин... Эта молодая поросль пока еще не достаточно обучена. Но лейтенанты обязательно до¬растут и возмужают... потому, что есть такие моряки, как Александр Смирнов и Сергей Русаков.
Откуда родом эти офицеры? Как попали на флот? Александр Смирнов родился в Татарстане. С детства мечтал быть летчиком, мечтал и тогда, когда уже учился в Московском нефтяном инсти¬туте. Именно любовь к авиации и привела его, как ни странно, в море. Друг уговорил ехать в Севастополь, поступать в военно-морское училище, на факультет морской авиации. Приехал туда, а там Герой Со¬ветского Союза адмирал Илья Хворостянов уговорил стать противолодочником. Севастополь - город юности Смирнова. Но вся офицерская служба прошла на Се¬вере. Конечно, если не считать «ленин¬градских» лет учебы в академии, на кур¬сах, не считать времени дальних походов по северным морям, Атлантике, Среди¬земному морю... Служил командиром группы, командиром БЧ-3, старшим помощником командира корабля, командиром корабля. После окончания военно-морской академии возглавлял штаб бри¬гады, а затем и саму бригаду. Сегодня он -начальник штаба дивизии противолодочных кораблей.
Несколько лет в одном соединении вместе с Александром Смирновым постигал и постигает морскую науку Сергей Ру¬саков. Он решил выбрать профессию офицера по примеру отца, в 1972 году из Белоруссии едет в Калининград поступать в военно-морское училище. С первого раза - не получается. Но Русаков до¬казывает, и себе в первую очередь, что способен стать курсантом морского училища. После года службы матросом -вновь экзамены. В 1978 году он, молодой лейтенант, едет на Север и прикипает душой к этому краю. Здесь растит сейчас дочь и сына. Стал начальником штаба бригады - карьера, можно сказать, отчасти состоялась.
Словом, биографии - самые простые, обычные. Как и обычным следует считать, что за каждым штрихом, характеризующим службу офицеров, стояла школа мощного и активного флота великой державы, школа, в которой было немало хорошего. А они, Смирнов и Русаков - ее не самые плохие ученики.
А.ДОКУЧАЕВ Ю.МОРОЗОВ
(«Морской сборник» 1993г., № 12)


бпп
бпп
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:33

Сообщение бпп »

За 300 001 доллар США при стартовой цене в 288 тысяч продан выведенный из боевого состава флота СКР "Бодрый" водоизмещением 2775 т. Его приобрело ЗАО "МРК". Решение конкурсной комиссии предопределил тот факт, что фирма будет разделывать корабль на местном заводе "Янтарь", что позволит дополнительно финансировать строительство зало¬женного там новейшего сторожевого корабля. "Бодрый" находился в составе флота 26 лет и был весьма заслуженным кораблем. На его счету 8 боевых служб. Только за 10 лет, с 1971 по 1982 гг., он прошел более 145 тыс. миль, или почти семь раз обошел земной шар. "Бодрый"-единственный корабль БФ, удостоенный Вымпела Министра обороны СССР "За мужество ивоинскую доблесть"
Морской сборник 1997г., № 11
бпп
Аватара пользователя
MuRena
Глобальный модератор
Глобальный модератор
Сообщения: 1143
Зарегистрирован: 05 янв 2007, 23:41
Откуда: Североморск/Питер
Контактная информация:

Сообщение MuRena »

бпп писал(а): ...Словом, биографии - самые простые, обычные. Как и обычным следует считать, что за каждым штрихом, характеризующим службу офицеров, стояла школа мощного и активного флота великой державы, школа, в которой было немало хорошего. А они, Смирнов и Русаков - ее не самые плохие ученики.
А.ДОКУЧАЕВ Ю.МОРОЗОВ
(«Морской сборник» 1993г., № 12)
Отличная заметка. Сразу вспомнил эти годы... Мы тогда на "Ленкоме" в Средиземке были.
Но, думаю, бпп, уместнее переместить её в раздел Командиры кораблей » 2 дплк
Тем более, что фотография Александра Константиновича там уже выложена, а фото Сергея Викторовича РУСАКОВА я в скором времени туда помещу.
бпп
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:33

Сообщение бпп »

7мая 1999г. балтийцы принимали кинорежиссера Никиту Михалкова. Состоялась демонстрация его фильма «Сибирский цирюльник». На следующий день в Балтийске на борту СКР"Пылкий» заместитель командующего БФ вице-адмирал В.Валуев вручил старшине 1-йстатьи запаса Н.Михалкову погоны главного старшины, пообещав при этом гостю в оче
редной приезд на флот дальнейшее «продвижение по службе». Затем кинорежиссер посетил Балтийский военно-морской институт, на базе которого командование флота и администрация области организовали прием и чествование ветеранов Великой Отечественнойвойны.
Морской сборник 1999г., № 6
бпп
SAnyok
Сообщения: 111
Зарегистрирован: 05 фев 2007, 22:36

Сообщение SAnyok »

Приветствую всех участников сего форума.......поздравляю всех с прошедшими праздниками(23февраля,8 мартом)....ээ давненько меня тут не было,учеба,учеба..... :D

З.Ы http://vmf.net.ru/forums/viewtopic.php?t=468
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8610
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Schultz »

MuRena писал(а):"Атакующий буревестник" можно скачать ТУТ
Ренат, большое спасибо за ссылку. Несколько дней качал (хорошо, что есть такая программа, как Flash Get) и вчера все же посмотрел ту передачу. Очень понравилась. Кстати, она начинается с эпизода, когда в 1988 г. в районе Фороса в наши воды зашли "Йорктаун" и "Кэрон". А ведь кроме "Беззаветного" и СКР-6 там еще был и корабль, на котором я служил - ПСКР "Измаил".
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
бпп
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:33

Сообщение бпп »

Сторожевой корабль «Неукротимый», получивший пробоину в кормовом машинном отделении по правому борту 30 июля 2005г. в Санкт-Петербурге во время подготовки к военно-морскому параду в честь Дня ВМФ, завершил на заводе «Северная верфь» восстановление технической готовности и после комплексной проверки работоспособности агрегатов, узлов и механизмов совершил переход к месту постоянного базирования в военно-морскую базу Балтийск.
ЧП произошло во время тренировки по проведению водно-спортивного праздника на реке Нева при отработке показательного мероприятия. Тогда произошел подрыв муляжа плавающей мины, эквивалентной 2,5 кг взрывчатки. В результате корабль получил пробоину по правому борту. В ходе расследования инцидента установлены факты нарушения мер безопасности при отработке этого эпизода, в частности несанкционированного увеличения мощности взрывного устройства. Прокуратура Ленинградского военного округа возбуди¬ла уголовное дело по статье 349 части 1 УК РФ («Нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих»). Виновные в происшествии привлечены к дисциплинарной ответственности.
Командование БФ выразило благодарность правительству и губернатору Санкт-Петербурга за оказанную поддержку и помощь в устранении аварийной ситуации. Особая признательность балтийцев — руководству и специалистам завода «Северная верфь», которые проявили высокий профессионализм и самоотверженность, тем самым свели к минимуму ущерб и материальные затраты на восстановление сторожевого корабля «Неукротимый».
Морской сборник 2005г., № 10
бпп
бпп
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:33

Сообщение бпп »

6 февраля 2006г. на СФ на последнем корабле проекта 1135 — сторожевом корабле «Задорный» (командир капитан 2 ранга Р.Мустафин) — был спущен Андреевский флаг. С его выводом из состава флота ушла в историю целая эпоха.
Именно корабли этого проекта с мощным вооружением, сверхнадежной газотурбин¬ной энергетической установкой и эффективным радиотехническим вооружением в се¬редине 70-х гг. XX в. сделали сторожевые корабли одной из главных составляющих надводных сил флота.
С момента подъема Военно-морского флага (6 сентября 1979 г.) корабль занимал передовые места в боевой учебе флота. Еще в 1984 г. он был объявлен лучшим кораб¬лем по противолодочной подготовке. За выполнение задач дальних морских походов в Средиземном и Карибском морях, Северной и Южной Атлантике экипаж неоднократно поощрялся командованием ВМФ.
В 2001 г. приказом главнокомандующего ВМФ за успехи в ратном деле «Задорный» был удостоен звания «Лучший корабль ВМФ РФ», а губернатор Мурманской области Ю.Евдокимов вручил экипажу переходящий кубок как лучшему кораблю Северного флота.
СКР «Задорный» принимал участие и в совместных с кораблями ВМС НАТО военно-морских учениях «Дервиш-2001», в ходе которых североморский экипаж продемонстри¬ровал высокие профессионализм и морскую культуру.
Принимая от командира корабля Андрееевский флаг СКР «Задорного», командир соединения противолодочных кораблей СФ капитан 1 ранга А.Шуванов сказал: «Мы сделаем все, чтобы этот флаг был поднят на флагштоке недавно заложенного корабля нового проекта. Традиции «Задорного» будут жить!»
Морской сборник 2006г., № 4
бпп
бпп
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:33

Сообщение бпп »

MuRena, ту статью я не нашел из-за отсутствия журнала. :cry: Может, эта сгодится? :wink:
КОРАБЛИ-ДИПЛОМАТЫ
Существенный вклад в укрепление авторитета России как военно-морской державы, в улучшение взаимопонимания между народами различных государств вносит обмен официальными визитами и деловые заходы военных кораблей в иностранные порты. Если в 1992 г. российские военные моряки ни разу не посещали зарубежные порты, а наши пять раз принимали корабли ведущих военно-морских держав, то 1993 г. ознаменовался всплеском внешнеполитической ак¬тивности отечественного флота. Российские боевые корабли демонстрировали свой флаг в портах одиннадцати стран. Одиннадцать же раз наши порты посетили корабли иностранных государств.
Еще более насыщенным оказался "календарь военно-морской дипломатии" в прошедшем 1994 г. 27 визитов и деловых заходов с представительскими функциями, а также более 50 обычных деловых заходов совершили российские ко¬рабли и вспомогательные суда ВМФ. Вместе с тем, из-за финансовых труднос¬тей, 5 официальных визитов наших "кораблей-дипломатов" было отменено. На прежнем уровне (12 против 11 в 1993 г.) осталось количество визитов и деловых заходов кораблей иностранных ВМС в порты нашего государства. Северный флот принимал отряд кораблей ВМС Франции, Балтийский - корабли США, Великобритании и Дании, Черноморский - военных моряков Болгарии и Кореи, Тихоокеанский - США и Китая. Только Санкт-Петербург посетили корабли ВМС США, Ве¬ликобритании, Дании и Италии.
О завершающих 1994 г. акциях военно-морской дипломатии - деловом заходе отряда учебных кораблей ВМС Республики Корея в Новороссийск и визите СКР "Легкий" в Киркенес (Норвегия) рассказывают наши нештатные корреспонденты.

24-25 октября 1994 года в Киркенесе прошли торжества, посвященные 50-ле¬тию освобождения советскими войсками от фашизма Северной Норвегии, На юбилей были приглашены министр иностранных дел Российской Федерации А.Козырев, команду¬ющий Северным флотом адмирал О.Ерофеев, глава администрации Мурманской области Е.Комаров, большая группа российских ветеранов войны. В эти же дни Киркенес с визитом посетил СКР "Легкий" под флагом первого заместителя командующего Кольской флотилией контр-адмирала Н.Осокина.
Юбилейные торжества начались поздно вечером, но такое время было выбрано не случайно. Ведь именно в 2 часа ночи 25 октября 1944 г. первые шесть советских солдат пробились к тоннелю, где укрылись местные жители, и объявили им, что этот район уже освобожден. Здесь впервые, после оккупации нацистами Норвегии в 1940 г., был поднят национальный флаг Норвегии и прозвучал ее государственный гимн.
Какое значение придавала празднованию этого события норвежская сторона, можно судить по уровню ее представительства. На торжествах присутствовали король Норвегии Харальд V, премьер-министр страны Гру Харлем Брундтланд, председатель стортинга (парламента) Кирсти Кулле Грендал. Со всей округи съехались сюда норвежцы целыми семьями, чтобы стать зрителями большого те¬атрализованного представления с участием артистов Северного флота и юных норвежцев, одетых в форму солдат освободителей
Утром следующего дня у монумента советским воинам, погибшим при освобождении Се¬верной Норвегии, состоялся митинг, где выступили король Норвегии и министр иностранных дел России. Присутствовавшие на нем российские ветераны войны с благодарностью и ува¬жением говорили о жителях Киркенеса, сумевших сохранить достойную память о своих осво¬бодителях. И действительно, Норвегия, пожалуй, единственная европейская страна, из тех, что освобождала Советская Армия, где не было "войны" с памятниками нашим солдатам. Объясняется это, наверное, двумя причинами. Во-первых, советские войска здесь действо¬вали в строгом соответствии с ранее достигнутыми с союзниками договоренностями, не вме¬шиваясь во внутренние дела освобожденного соседа и предоставив ему самому право ре¬шать свою послевоенную судьбу. А во-вторых, норвежцы - достаточно спокойный, уравнове¬шенный и бережливый народ, чтобы разбрасываться своей историей в угоду сиюминутной политической конъюнктуре.
Говорят, что один официальный визит военного корабля в иностранный порт может сде¬лать больше для укрепления сотрудничества двух стран, чем работа целого корпуса диплома¬тов за год. Если судить по визиту СКР "Легкий" в Киркенес, то в этой несколько шутливой формуле будет совсем немного преувеличений. Пребывание североморцев сделало более открытым, насыщенным и доверительным диалог политиков и дипломатов, что, наверное, помогло министрам иностранных дел России и Норвегии обсудить ряд военно-политических проблем, а главе администрации Мурманской области найти возможность пригласить в Мур¬манск премьер-министра Норвегии госпожу Гру Харлем Брундтланд. И тем весомее слова благодарности, оставленные в книге почетных посетителей корабля министром иностранных дел РФ А.Козыревым - "Сторожевому кораблю "Легкий" за его тяжелую службу от "смежников-дипломатов".
Простившись с жителями Киркенеса и военными моряками с фрегата "Берген", за два дня визита неоднократно посетившими корабль, вечером, 25 октября, СКР "Легкий" снялся со швартовых. Позади остались огни Бэк-фьорда. Стрелки корабельных часов снова переведе¬ны на московское время. Курс - к родным берегам. Но Киркенес теперь для многих из нас стал ближе и понятнее - уже не просто географической точкой на карте, а живым символом российско-норвежского сотрудничества. Сотрудничества, лучшие вехи которого, хочется верить, еще впереди.
Капитан 3 ранга В.МАССАЛЬСКИЙ "Морской сборник"№ 2 1995г
бпп
бпп
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:33

Сообщение бпп »

Изображение
бпп
Ответить

Вернуться в «Надводные корабли»