Легкие крейсера проектов 68-Ки 68-бис

История, боевой путь, командиры
Shmel
Администратор
Администратор
Сообщения: 49
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:23
Откуда: Воронеж
Контактная информация:

Легкие крейсера проектов 68-Ки 68-бис

Сообщение Shmel »

Легкий крейсер 68-К. Основные тактико-технические элементы по¬следнего были следующими: стандартное водоизмещение — 11 450 т; дальность плавания 17-узловой экономической скоро-стью составля¬ла 5500 миль, при приеме топлива в перегрузку — 7400 миль; автономность -30 су-ток.
Проект 68-бис это, по сути, модернизированный 68-К. Для это¬го прежде всего было усилено зе-нитное вооружение. Число 100-мм установок СМ-5 было доведено до шести (12 стволов). Количе-ство 37-мм автоматов В-11 было увеличено до 16 спаренных установок (32 ствола). Было произве-дено существенное улучшение тактико-технических характеристик средств обнаружения и целе-указания для систем управления артиллерийским огнем главного калибра и артиллерийской про-тивовоздушной обороной корабля на осно¬ве радиолокации. Предусматривалась установка сле-дующих радио¬локационных станций: для стрельбы главным калибром — «Редан-2»; для стрельбы зенитным 100-мм калибром — «Вымпел-2»; для обнару¬жения воздушных целей — «Гюйс-1 Б»; для обнаружения надводных целей и низколетящих самолетов — «Риф»; для опознавания —«Факел».
Были повышены боевые возможности торпедного оружия. Два трехтрубных торпедных аппарата были заменены на два пятитрубных аппарата с более совершенной системой управления торпед-ной стрель¬бой (в дальнейшем торпедные аппараты с крейсеров были сняты).
В отличие от клепаного корпуса крейсеров проекта 68 корпуса, крейсеров проекта 68-бис были цельносварными. С помощью электросварки выполнено также соединение и крепление броневых плит, которые явились одновременно несущими и защитными конструкциями корпуса корабля. Это было новшеством в практике миров кораблестроения.
Внесенные в проект изменения привели к существенному улучшению тактико-технических дан-ных построенных кораблей.
В качестве артиллерии главного калибра было сохранено 12 орудий 152-мм калибра в четырех башнях МК-5-бис, размещенных два в носу и корме.
Тактико-технические данные легких крейсеров проекта 68-бк. стандартное водоизмещение 14 400 т, полное водоизмещение 17 000 т, длина 210 м, ширина 22 м, осадка 7,8 м, мощность главной энергетической установки 81 000 квт, скорость хода 32 уз., дальность хода, (при скорости 18 уз.) 8700 миль, дальность хода (при скорости 32 уз.)1 2700 миль, автономность 30 сут., запас топлива 3800 т.
На крейсерах проекта 68-бис было установлено размагничивающее устройство, которое на крей-серах проекта 68 предусмотрено не было. Непотопляемость корабля была обеспечена при затоп-лении трех любых главных водонепроницаемых отсеков. Мореходность позволяла плавать при любом состоянии моря и ветра.
В целях повышения живучести электроэнергетическая система, крейсеров проекта 68-бис была размещена в четырех электростанциях вместо двух, предусмотренных в проекте 68. Экипаж крей-сера со¬ставлял 1050 человек (из них 135 офицеров).
Построенные крейсера получили следующие наименования:
«Свердлов», «Жданов», «Адмирал Ушаков», «Александр Суво¬ров», «Адмирал Сенявин», «Дмит-рий Пожарский», «Александр Невский», «Адмирал Лазарев», «Октябрьская революция», «Мур-манск», «Адмирал Нахимов», «Дзержинский», «Михаил Кутузов». Крейсер «Орджоникидзе» в 1962 году был продан в Индонезию и переимено¬ван в «Ириан».
Аватара пользователя
Кацо
Сообщения: 253
Зарегистрирован: 20 янв 2006, 11:26
Откуда: Калининград
Контактная информация:

Сообщение Кацо »

Легкий крейсер пр. 68-бис "Мурманск"1953 - 1994

28 января 1953 года заложен на заводе № 402 (Северодвинск)(заводской № 302) и 25 сентября 1953 года зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 24 апреля 1955 года, вступил в строй 22 сентября 1955 года и 6 октября 1955 года, подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. В феврале 1962 г. вошел в состав вновь сформированной 6-й (ракетной) дивизии. с 17 по 21 октября 1964 года нанес визит в Тронхейм (Норвегия) и с 10 по 14 мая 1978 года - в Бордо (Франция). В апреле - мае 1970 г. в ходе учений "Океан" командующий СФ адмирал С.М.Лобов с крейсера <Мурманск> осуществлял управление силами ВМФ в Северной Атлантике. с 1 ноября 1970 года по 31 июля 1971 года, находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. В период с 28 января 1972 года по 30 ноября 1973 года прошел на "Севморзаводе" в Севастополе капитальный ремонт, В 1988 - 1989 гг. начато переобору-дование крейсера в КРУ, затрачено 24 миллиона рублей. 1 декабря 1989 года выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен в Кольском заливе на отстой, а З июля 1992 года разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 31 декабря 1992 года расформирован и в 1994 году продан частной фирме Индии для разделки на металл, но при буксировке выброшен на камни у берегов Норвегии. http://www.mamut.com/homepages/Norway/1 ... det182.htm
Александр
Нас предали и продали
http://www.mamut.com/homepages/Norway/1 ... det182.htm
http://murm.vaenga.net
Аватара пользователя
Кацо
Сообщения: 253
Зарегистрирован: 20 янв 2006, 11:26
Откуда: Калининград
Контактная информация:

Сообщение Кацо »

КРЕЙСЕРА

Автор: В. ГОРЕЛОВ
адрес статьи: http://www.ebiblioteka.ru/sources/artic ... id=5621193

50 лет назад вступили в строй Военно-Морского Флота Советского Союза первые пять крейсеров типа "Свердлов" (проект 68-бис), а в 1953 - 1955 гг. флот получил еще девять аналогичных кораблей. Всего же в те годы был заложен и находился в строительстве 21 крейсер, 14 из них были закончены постройкой, сданы ВМФ и активно несли боевую службу, а строительство семи, находившихся в различной степени готовности, сначала приостановили, а затем, в связи с изменением военно-морской политики государства, разобрали: это крейсера "Кронштадт", "Щербаков", "Адмирал Корнилов", "Таллин", "Архангельск", "Варяг", "Владивосток". Кроме двух последних, готовность кораблей составляла от 68 до 84%, а "Кронштадт" даже проходил швартовые испытания. Еще два крейсера вообще исключили из плана строительства и не закладывали. Таким образом, это была самая крупная серия крейсеров в истории отечественного кораблестроения.
Проект крейсера типа "Свердлов" (главный конструктор А. С. Савичев, его заместитель Н. Н. Исанин) был подготовлен в ЦКБ-17 путем переработки проекта 68-К ("Чапаев"). При этом были изменены его главные размерения, улучшены остойчивость и непотопляемость, увеличена дальность плавания, усилено зенитное вооружение и бронирование.
Сооружение этой серии крейсеров осуществлялось на 9-ти построечных местах четырех крупнейших заводов: Балтийском, Адмиралтейском, Черноморском судостроительном, Севмашпредприятии. Построенные крейсера соответственно распределялись по флотам, существенно повышая ударную силу их корабельного состава. Так, в состав Северного флота были включены "Молотовск", "Мурманск", "Александр Невский"; Тихоокеанского - "Дмитрий Пожарский", "Александр Суворов", "Адмирал Сенявин", "Адмирал Лазарев"; Балтийского - "Свердлов", "Жданов", "Адмирал Ушаков", "Орджоникидзе"; Черноморского - "Дзержинский","Михаил Кутузов","Адмирал Нахимов". Крейсера активно несли боевую службу, являясь основой корабельных соединений в составах оперативных эскадр ВМФ в Средиземномморе, Атлантическом, Тихом и Индийском океанах.
До 1984 г. крейсера посетили 39 ВМБ и портов более тридцати государств мира. В 1953 г. крейсер "Свердлов" совершил поход в Англию и принял участие в военно-морском параде в Портсмуте по случаю коронации королевы Елизаветы II; в 1956 г. крейсер "Орджоникидзе" совершил визит в Англию с правительственной делегацией на борту во главе с Председателем Совета Министров СССР Н. С. Хрущевым; в 1957 г. крейсер "Жданов" нес боевую службу в Средиземном море и посетил порт Латакию (Сирия) во время обострения сирийско-израильских отношений.
Во время арабо-израильских военных конфликтов 1967 - 1973 гг. в Средиземном море несли боевую службу крейсера "Дзержинский", "Октябрьская революция", "Михаил Кутузов" и "Мурманск".
Крейсера привлекались также для оказания помощи терпящим бедствие подводным лодкам и надводным кораблям. Так, на крейсере "Жданов" (1956г.) было развернуто управление операцией по спасению ПЛ, потерпевшей катастрофу в Таллинской бухте; "Михаил Кутузов" участвовал в спасении моряков и борьбе за живучесть гибнущего линкора "Новороссийск"; крейсер "Александр Невский" обеспечивал аварийно-спасательные работы в Северной Атлантике на терпящей бедствие АПЛ К-19 (1972г.).
Крейсера успешно несли боевую службу во всех морях и океанах в сложных условиях обстановки, при этом они выполняли самые различные функции от несения собственно боевой службы до оказания "бытовых услуг" и предоставления краткого отдыха экипажам подводных лодок, несущих боевую службу в этих же районах. Благодаря имевшимся на крейсерах мастерским, квалифицированному ремонтному и медицинскому персоналу здесь в дальних походах оказывалась разнообразная помощь другим кораблям и их экипажам. Крейсер "Михаил Кутузов" после первой арабо-израильской войны провел эскадренные миноносцы проекта 30-бис "Дамиета" и "Эль Насер" из Александрии в Севастополь, осуществляя снабжение их в море котельной водой и частичную буксировку до проливной зоны.
Александр
Нас предали и продали
http://www.mamut.com/homepages/Norway/1 ... det182.htm
http://murm.vaenga.net
Аватара пользователя
Кацо
Сообщения: 253
Зарегистрирован: 20 янв 2006, 11:26
Откуда: Калининград
Контактная информация:

Сообщение Кацо »

Крейсера помимо высоких боевых качеств имели хорошую бытовую инфраструктуру: большие запасы провизии, пресной и котельной воды, высокопроизводительные испарительные, опреснительные и вентиляционные установки, холодильные машины, холодильные и морозильные камеры, системы подогрева и охлаждения воздуха и т. п., а также крупные жизнеобеспечивающие блоки - медицинский, пищевой, банно-прачечный, бытовой. Значительный жилой и бытовой фонд позволял при необходимости брать на борт персонал походных штабов соединений и сменные экипажи.
Особую гордость вызывало медицинское обеспечение крейсеров: здесь имелись операционная, госпиталь на 10 коек, перевязочная, процедурная, рентгеновский и зубной кабинеты, медицинская лаборатория, аптека, медсклад. Медицинская служба состояла из значительного количества врачей и фельдшеров основных специальностей и младшего медицинского персонала. Все это позволяло оказывать нуждавшимся практически любую медицинскую помощь.
Характерной особенностью крейсеров следует признать их высокую живучесть, непотопляемость и пожаро-взрывобезопасность. Так, почти за 40-летнюю активную службу крейсеров типа "Свердлов" на них не произошло ни одной серьезной аварии.
Строительство крейсеров типа "Свердлов" явилось в то время научным и технологическим рывком всей военно-промышленной отрасли Советского Союза, так как в их создании принимали участие специалисты самых различных отраслей промышленности.
В связи с массовым вступлением в строй новейших по тому времени кораблей огромный труд по их приемке и дальнейшему освоению лег на плечи ВМФ. Помимо военно-технических вопросов флоту пришлось решать проблему организации службы этих кораблей, при этом за основу брались аналогичные документы, действительные для крейсеров типа "Киров", "Чапаев".
За короткий срок ВМФ подготовил до 20 тыс. специалистов всех категорий, своевременно сформировал экипажи и укомплектовал ими строящиеся крейсера. При этом наибольшая нагрузка легла на 22-ю дивизию строящихся и ремонтирующихся кораблей КБФ (Ленинград), где готовились экипажи для "Свердлова", "Орджоникидзе", "Жданова", "Адмирала Ушакова", а также для крейсеров, предназначенных к переходу Северным морским путем на ТОФ, - "Адмирал Сенявин", "Александр Суворов", "Дмитрий Пожарский", "Адмирал Лазарев". Эту сложнейшую задачу удалось своевременно и успешно решить.
Великолепный дизайн, всегда прекрасный внешний вид кораблей, духовой оркестр, четкая организация службы, дисциплина и порядок, постоянная высокая готовность к выходу в море и решению боевых задач всегда вызывали восхищение крейсерами на всех флотах, что, в свою очередь, налагало высокую ответственность на весь экипаж.
Служба на крейсерах являлась почетной, ибо была высшей школой корабельного обучения личного состава всех категорий.
Сегодня нет на флотах крейсеров типа "Свердлов" - они выполнили свою миссию и ушли в историю. Однако память о них живет. Благодаря усилиям ветеранов-черноморцев крейсер "Михаил Кутузов" - бессменный штаб 8-й оперативной Средиземноморской эскадры - превращен в военно-морской музей, который стоит ныне на якорях в Новороссийске. А в Севастополе об этих кораблях напоминает рында с крейсера "Жданов" в Свято-Никольском храме на Северной стороне.

Капитан 1 ранга в отставке В. Горелов
Александр
Нас предали и продали
http://www.mamut.com/homepages/Norway/1 ... det182.htm
http://murm.vaenga.net
Аватара пользователя
Кацо
Сообщения: 253
Зарегистрирован: 20 янв 2006, 11:26
Откуда: Калининград
Контактная информация:

Сообщение Кацо »

Крейсера пр. 68-бис


1. Кр. " Свердлов" вступил в строй 1952 г., списан 1989 г. (37 лет)
2. Кр. " Жданов" ступил в строй 1952 г., списан 1990 г. (38 лет)
Переоборудован в КУ.
3. Кр. "Орджоникидзе" вступил в строй 1952 г., списан 1989 г. (11 лет) Передан Индонезии.
4. Кр. " Дзержинский" вступил в строй 1952 г., списан 1988 г. (36 лет) Переоборудован в пр. 70-у.
5. Кр. " Александр Невский" вступил в строй 1952 г., списан 1989 г. (37лет).
6. Кр. "Александр Суворов"" вступил в строй 1953 г., списан 1989 г.
(36 лет) Передан с БФ на ТОФ.
7. Кр. " Адмирал Лазарев" вступил в строй 1953 г., списан 1986 г.
(33 года) Переведен с БФ на ТОФ.
8. Кр. " Адмирал Ушаков""вступил в строй 1953 г., списан 1987 г.
(34 года) Передан с БФ на СФ.
9. Кр. " Адмирал Нахимов" вступил в строй 1953 г., списан 1961 г.
(11 лет)
Разобран после переоборудования.
10. Кр. " Молотовск" вступил в строй 1954 г., списан 1989 г. (35 лет)
Переименован в "Октябрьскую Революцию"
11. Кр. " Адмирал Сенявин" вступил в строй 1954 г., списан 1989 г.
(35 лет) Переоборудован в КУ.
12. Кр. " Дмитрий Пожарский" вступил в строй 1954 г., списан 1987 г. (33 года) Переведен с БФ на ТОФ.
13. Кр. " Михаил Кутузов" вступил в строй 1954 г., списан 2002 г.
(48 лет) Превращен в музей ВМФ.
14. Кр. " Мурманск" вступил в строй 1955 г., списан 1992 г. (37 лет)
Продан Индии. На мели у берегов Норвегии.
Александр
Нас предали и продали
http://www.mamut.com/homepages/Norway/1 ... det182.htm
http://murm.vaenga.net
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8619
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Schultz »

Александр, нашел в своем альбоме фотографию такого крейсера, стоящего на бочке в Севастопольской бухте. Бортовой номер то ли 105, то ли 106. Вы не знаете, что это за крейсер? Их там, кстати, два.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Владимир

Сообщение Владимир »

На снимке начала 80-ых годов крейсер "Дзержинский" бортовой 106 и
крейсер "Адмирал Ушаков".
Севастополь. Троицкая бухта
Аватара пользователя
Кацо
Сообщения: 253
Зарегистрирован: 20 янв 2006, 11:26
Откуда: Калининград
Контактная информация:

Сообщение Кацо »

Бортовой 106 Крейсер "Дзержинский", после модернизации - пр. 70-э, на корме хорошо виден результат модернизации - ЗРК вместо 3 башни Главного калибра.
На крейсере «Дзержинский» проекта 70Э взамен 3-й башни МК-5-бис, кормового КДП и 8 спаренных 37-мм автоматов В-11М установили одну ПУ СМ-64 с боекомплектом 10 ракет В-750, а также СУ «Корвет-Севан» с РЛС «Кактус» и радиовысотомером «Разлив». Из 10 ракет 8 хранились в двух вращающихся барабанах на 4 ракеты каждый. При стрельбе специальный толкатель выжимал ракету из гнезда барабана и досылал на ПУ
А вот кто стоит за ним...скорее всего "Ушаков"
С уважением.
Александр
Нас предали и продали
http://www.mamut.com/homepages/Norway/1 ... det182.htm
http://murm.vaenga.net
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8619
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Schultz »

Владимир писал(а):На снимке начала 80-ых годов крейсер "Дзержинский" бортовой 106 и
крейсер "Адмирал Ушаков".
Севастополь. Троицкая бухта
Эти снимки действительно были сделаны в 80-х годах. Если точно, то летом 1985 года. По-моему, тогда эти крейсера стояли там в консервации. А "Жданов" тогда, вроде, еще на ходу был. Тоже стоял где-то рядом.
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Владимир

Сообщение Владимир »

Верно. В 1989 году все четыре крейсера ЧФ будут стоять рядом.....
Аватара пользователя
Schultz
Администратор
Администратор
Сообщения: 8619
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 15:55
Реальное имя: Сергей
Воинское звание: старший матрос
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Schultz »

Владимир писал(а):Верно. В 1989 году все четыре крейсера ЧФ будут стоять рядом
А четвертый кто?
7 учебный отряд имени адмирала Ф. С. Октябрьского, 9-я отличная рота.
Владимир

Сообщение Владимир »

"Дзержинский", "Ушаков","Кутузов","Жданов".
Аватара пользователя
Кацо
Сообщения: 253
Зарегистрирован: 20 янв 2006, 11:26
Откуда: Калининград
Контактная информация:

Сообщение Кацо »

Военно-страховая компания возместила ущерб от гибели крейсера «Мурманск» на сумму $3 млн. и от гибели БПК «Адмирал Исаков» на сумму $2,1 млн.;(1995 г.)
Александр
Нас предали и продали
http://www.mamut.com/homepages/Norway/1 ... det182.htm
http://murm.vaenga.net
Владимир

Сообщение Владимир »

КРУ "Жданов" 1972-1973 г. фото Гордеева
Аватара пользователя
Кацо
Сообщения: 253
Зарегистрирован: 20 янв 2006, 11:26
Откуда: Калининград
Контактная информация:

Сообщение Кацо »

Реквием
крейсера Мурманск


(из газеты "Корабельная сторона" г Северодвинск)
автор Олег Химаныч
Часть 1

50 лет назад северодвинцы сдали флоту крейсер «Мурманск»

Мой отец Борис Андреевич Химаныч строил крейсера проекта 68-бис на молотовском заводе № 402. Факт этот всегда был и останется для меня предметом особой гордости. Надеюсь, и мой подрастающий сын, придет время, расскажет об этом своим детям с таким же искренним уважением к заслугам деда.

ЭТИ КРЕЙСЕРА запомнились мне с детства. По одной из фотографий домашнего альбома: участникам строительства крейсеров делали «снимки на память». Хотя какими тогда могли быть памятные снимки, если фотографировать конкретные корабли строго-настрого воспрещалось! И вот художник из ателье нашел выход - сделал виньетку, где крейсер проекта 68-бис, изображенный с курсовым углом градусов в 20, был запечатлен очень точно. В обрамляющей композиции еще был спасательный круг и, кажется, какие-то другие детали, но горделивый мощный корабль затмевал все...

Фотография до нынешнего времени не сохранилась, потерялась, о чем я очень сожалею, а яркие впечатления от нее остались. Сегодня, когда глядишь на фото этих кораблей, не столько вспоминается детство, сколько уже с позиции взрослого человека размышляешь о том времени, когда крейсера строились. На такие мысли наталкивает простое сопоставление событий... Год 1955-й. 16 сентября впервые с подлодки стартовала баллистическая ракета. 21 сентября - у Новой Земли впервые испытана ядерная торпеда Т-5. 24 сентября - заложена первая советская атомная подлодка... Если брать эти даты по отдельности, оценка одна, а если в общей связи? Каким напряженным и тревожным было время! И крейсер «Мурманск» в этом же хронологическом ряду - 22 сентября 1955-го подписан акт о его сдаче флоту.

Как рождался юбиляр

Головным крейсером в серии проекта 68-бис на заводе № 402 был «Молотовск», или «заказ 301». Он мой ровесник - его сдали в 1954-м. Правда, он недолго ходил под этим именем. В 1957-м корабль стал «Октябрьской революцией». И на Северном флоте он пробыл относительно недолго - его перевели на Балтику, где он честно отслужил положенный срок. Сегодня же есть повод подробнее рассказать о втором подобном корабле - крейсере «Мурманск», который северодвинцы передали флоту полвека назад.

Этот «заказ № 302» заложили в южном доке 50-го цеха 28 января 1953 года. Любопытно, что для закладки были использованы днищевые конструкции крейсера «Козьма Минин», который строился на заводе № 194 в Ленинграде. Однако после того как ленинградцев «загрузили» большой серией крупных танкеров, для экономики страны это было важнее, конструкции перевели по Беломорско-Балтийскому каналу в Молотовск. Так «Мурманск» вначале оказался в южном доке. Затем, когда его предшественника - крейсер «Молотовск» - вывели из северного дока, на его место завели «Мурманск».

Ответственный сдатчик корабля Г.А. Зятковский, сдаточный механик И.Д. Осипов. По акту - «Мурманск» спустили на воду, а вернее сказать, вывели в наливной бассейн завода 24 апреля 1955 года. Государственные испытания начались 31 июля, а приемный акт № 329-Б подписали 22 сентября 1955 года. К слову, акт этот утвердил министр обороны Г.К. Жуков, военачальник известный, но, откровенно говоря, флот не любивший. В акте, помимо всего прочего, указано общее время постройки корабля - 2 года 7 месяцев и 25 дней. А вот у «Молотовска» - 2 года 4 месяца и 15 дней. Получается, головной корабль строился быстрее «Мурманска». Обычно бывает наоборот... Но это все, конечно, нюансы для корабельных летописцев.
Военно-морской флаг на крейсере был поднят в торжественной обстановке 6 октября 1955 года.
Александр
Нас предали и продали
http://www.mamut.com/homepages/Norway/1 ... det182.htm
http://murm.vaenga.net
Ответить

Вернуться в «Надводные корабли»